В 1980-х годах французское издательство Retz, специализирующееся на учебной и справочной литературе, выпустило целую книжную серию под общим заголовком «Labyrinthe». Предназначенные для школьников и посвящённые каждое определённой теме – какому-нибудь иностранному языку или грамматике родного французского, математике с геометрией, географии Европы, древнегреческой мифологии, истории первобытных людей, Древнего Египта или Древнего Рима и т. д., – издания эти были выполнены в стиле «книг-игр» (или «choose your own adventure»), с «нелинейным» повествованием, предполагавшим постоянное перескакивание со страницы на страницу и с абзаца на абзац сообразно принимаемым юными читателями решениям и даваемым ими ответам, правильным или не очень, на поставленные вопросы и задачки. Подобные «приключения» так и напрашивались на инкарнацию в виде полноценных компьютерных игр, которые и не замедлили появиться в числе десяти штук в 1989–1991 гг. Как минимум в PC-версиях такие электронные издания представляют собой огромные редкости; почти все они долгое время числились в международном розыске – и лишь в последние годы одно за другим появляются в свободном доступе, благодаря в том числе и пользователям нашего сайта.
Подобно многим другим компаниям, пришедшим на рынок ПО из сферы традиционного книгоиздательства, Retz указывала на обложке игры только одно имя – основного автора, отвечавшего за тексты, за сюжет, а главное – за упражнения и задачки. Имена помогавших воплотить это всё на экранах мониторов художников и программистов вообще нигде не фигурируют, – однако «почерк» той или иной компании-подрядчика распознать не так уж и сложно. Вот и «Le Labyrinthe aux Cent Calculs» на поверку оказывается «анонимной» разработкой знаменитой французской студии Coktel Vision, узнаваемой и по специфической системе защиты от копирования, и по характерной для её творчества конца 1980-х аляповатой EGA-графике. Поддерживаются здесь и CGA, и аналоги этих двух режимов в лице Amstrad PC 1512 и 1640, – но, к сожалению, назвать местную картинку живописной никак не получится даже в отношении формально 16-цветного её варианта. Звуковых эффектов или музыки, кстати сказать, в игре и вовсе не замечено.
Как можно видеть по названию, «Le Labyrinthe aux Cent Calculs» посвящена теме математических дисциплин – и предназначена для французских деток возрастом 8–10 лет. Наш протагонист – мальчик соответствующего возраста, который благополучно засыпает на особо скучном уроке геометрии – и оказывается в итоге в сказочном мире с замками, со страшными чудищами и с прочим подходящим антуражем. При этом нашей задачей является спасти этот самый мир от тирании «безумного учёного» по имени Bossdémath, – пробравшись до логова злодея через лабиринты окутанных туманом болот и преодолев все испытания, избежав угрозы со стороны монстров (в особенности – вынесенного на обложку огромного и ужасного паука) и воспользовавшись помощью дружественных персонажей – таких как мудрый старичок Эврика и его симпатичная и приветливая дочь Дульсинея.
На обложке и на экране заставки «Le Labyrinthe aux Cent Calculs» обозначена как «ролевая игра», – воспринимать эту характеристику буквально не стоит: игрового процесса здесь не наберётся не то что на полноценную RPG, но даже и на захудалую адвенчуру. Разве что на интерактивную книгу, да и то с натяжкой: всё, что нам предстоит делать, так это решать математические задачки – и по мере их решения продвигаться далее по сюжету (и по лабиринту). Нет здесь даже сценарных развилок, столь радующих в чуть более поздних (и куда более красочных) выпусках той же серии за авторством Nathan Logiciels: при неправильном ответе на тот или иной вопрос нам всего лишь дают право повторной попытки. Так что рано или поздно решить все местные упражнения можно будет просто методом перебора, – тем более что сообщение об ошибке часто сопровождается некоторой подсказкой или отсылкой к правилам (а то и просто уточнением условий задачки, без которых её смысл оказывается не очень-то и ясным).
Ассортимент примеров достаточно разнообразный: сложение и вычитание, умножение и деление, дроби, расчёт времени, сравнение чисел и геометрических фигур, определение свойств параллелепипедов и др. Чуть более оригинальными выглядят задачки на расшифровку кодов, стилизованных под экзотические системы исчисления, где цифры обозначены подобиями иероглифов. В большинстве случаев необходимо лишь выбрать правильный вариант ответа из числа предложенных программой трёх или четырёх; временами своё решение требуется набирать с клавиатуры вручную, а изредка – указывать курсором прямо на экране: манипулятор типа «мышь» не поддерживается, пользуйтесь стрелками клавиатуры. Во всех случаях необходимо также и последующее подтверждение посредством нажатия «ввода». При отсутствии звуковых эффектов о правильности или неправильности ответа свидетельствует симпатичный дельфинчик, появляющийся в нижней части экрана: если мы допустили ошибку, он стыдливо прячет мордочку в воду, а если догадка верна – весело поднимает её вверх.
В общем, заинтересовать «Le Labyrinthe aux Cent Calculs» сегодня может разве что самых ярых любителей математики, к тому же хотя бы примерно понимающих по-французски: текстов здесь немало – и уяснить условия задачек, не владея языком, зачастую непросто. Ну и, разумеется, коллекционеров и просто интересующихся малоизвестными страничками истории Coktel Vision.
Подобно многим другим компаниям, пришедшим на рынок ПО из сферы традиционного книгоиздательства, Retz указывала на обложке игры только одно имя – основного автора, отвечавшего за тексты, за сюжет, а главное – за упражнения и задачки. Имена помогавших воплотить это всё на экранах мониторов художников и программистов вообще нигде не фигурируют, – однако «почерк» той или иной компании-подрядчика распознать не так уж и сложно. Вот и «Le Labyrinthe aux Cent Calculs» на поверку оказывается «анонимной» разработкой знаменитой французской студии Coktel Vision, узнаваемой и по специфической системе защиты от копирования, и по характерной для её творчества конца 1980-х аляповатой EGA-графике. Поддерживаются здесь и CGA, и аналоги этих двух режимов в лице Amstrad PC 1512 и 1640, – но, к сожалению, назвать местную картинку живописной никак не получится даже в отношении формально 16-цветного её варианта. Звуковых эффектов или музыки, кстати сказать, в игре и вовсе не замечено.
Как можно видеть по названию, «Le Labyrinthe aux Cent Calculs» посвящена теме математических дисциплин – и предназначена для французских деток возрастом 8–10 лет. Наш протагонист – мальчик соответствующего возраста, который благополучно засыпает на особо скучном уроке геометрии – и оказывается в итоге в сказочном мире с замками, со страшными чудищами и с прочим подходящим антуражем. При этом нашей задачей является спасти этот самый мир от тирании «безумного учёного» по имени Bossdémath, – пробравшись до логова злодея через лабиринты окутанных туманом болот и преодолев все испытания, избежав угрозы со стороны монстров (в особенности – вынесенного на обложку огромного и ужасного паука) и воспользовавшись помощью дружественных персонажей – таких как мудрый старичок Эврика и его симпатичная и приветливая дочь Дульсинея.
На обложке и на экране заставки «Le Labyrinthe aux Cent Calculs» обозначена как «ролевая игра», – воспринимать эту характеристику буквально не стоит: игрового процесса здесь не наберётся не то что на полноценную RPG, но даже и на захудалую адвенчуру. Разве что на интерактивную книгу, да и то с натяжкой: всё, что нам предстоит делать, так это решать математические задачки – и по мере их решения продвигаться далее по сюжету (и по лабиринту). Нет здесь даже сценарных развилок, столь радующих в чуть более поздних (и куда более красочных) выпусках той же серии за авторством Nathan Logiciels: при неправильном ответе на тот или иной вопрос нам всего лишь дают право повторной попытки. Так что рано или поздно решить все местные упражнения можно будет просто методом перебора, – тем более что сообщение об ошибке часто сопровождается некоторой подсказкой или отсылкой к правилам (а то и просто уточнением условий задачки, без которых её смысл оказывается не очень-то и ясным).
Ассортимент примеров достаточно разнообразный: сложение и вычитание, умножение и деление, дроби, расчёт времени, сравнение чисел и геометрических фигур, определение свойств параллелепипедов и др. Чуть более оригинальными выглядят задачки на расшифровку кодов, стилизованных под экзотические системы исчисления, где цифры обозначены подобиями иероглифов. В большинстве случаев необходимо лишь выбрать правильный вариант ответа из числа предложенных программой трёх или четырёх; временами своё решение требуется набирать с клавиатуры вручную, а изредка – указывать курсором прямо на экране: манипулятор типа «мышь» не поддерживается, пользуйтесь стрелками клавиатуры. Во всех случаях необходимо также и последующее подтверждение посредством нажатия «ввода». При отсутствии звуковых эффектов о правильности или неправильности ответа свидетельствует симпатичный дельфинчик, появляющийся в нижней части экрана: если мы допустили ошибку, он стыдливо прячет мордочку в воду, а если догадка верна – весело поднимает её вверх.
В общем, заинтересовать «Le Labyrinthe aux Cent Calculs» сегодня может разве что самых ярых любителей математики, к тому же хотя бы примерно понимающих по-французски: текстов здесь немало – и уяснить условия задачек, не владея языком, зачастую непросто. Ну и, разумеется, коллекционеров и просто интересующихся малоизвестными страничками истории Coktel Vision.
- Аудитория:
Детская - Главный герой:
Ребёнок - Особенность геймплея:
Образовательная
Парсерный ввод - Происхождение:
Книги - Страна или регион происхождения:
Франция - Тематика:
Фэнтези - Язык:
Français