Ностальгия…
Мое первое по-настоящему большое знакомство с PC произошло в 1996 году. А одной из первых игр, в которые я поиграл на персоналке, была героиня этой статьи - Lost Eden. У друга в гостях, у которого собиралась наша компания для игры на ПК, было не мало хороших игрушек того времени: C&C, Doom, Road Rash, и много чего еще. Но именно Lost Eden поразил меня больше всего. Поразил настолько, что спустя три года я купил приставку 3DO ради одной игры – этой…
Меня зовут Элой
Начнем по традиции с сюжета (который для квеста является одним из важнейших элементов). Его повествование ведется от лица (морды) старого птеродактиля Элоя. Он рассказывает о приключениях, в которых ему посчастливилось учувствовать в те времена, когда он был еще молодым.
Действие игры происходит в сказочных землях, которые населены людьми и динозаврами. Долгое время люди жили в мире и согласии с этими величественными животными. Вместе они противостояли Моркусу Рексу – предводителю тираннозавров, который хотел уничтожить все живое на Земле.
Но времена изменились. Один из королей тех краев в свое время разорвал все дружеские отношения с динозаврами. Теперь Моркусу будет намного легче уничтожить разобщенный альянс людей и динозавров, между которыми нет понимания и доверия. В тех землях остается только одно безопасное место – цитадель Мо, из которой правит подвластными ему территориями король Грегор. В игре мы будем выступать в роли сына короля – принца Адама. Надежда о спасении мира от безжалостных тираннозавров лежит на его плечах.
Парк юрского периода
Lost Eden – пример классического квеста, которые сейчас если и выходят, то крайне редко. Вид на все происходящее от первого лица. Мы перемещаемся по локациям при помощи мышки. Если проводить аналогии, то на ум сразу приходит Myst. Хотя в отличие от него, продвижение в локациях - не всегда пропуск кадров, но и заставка с передвижением главного героя (все так же, от первого лица).
Мир игры представляет собой глобальную карту, состоящую из нескольких регионов, по которой мы перемещаемся посредством птеродактилей во главе с Элоем и его собратьями, или на других видах динозавров (как сухопутных, так и водоплавающих). Попав в регион, мы оказываемся на экране с его картой. По ней можно перемещаться (в пределах дозволенного игрой) по всем четырем направлениям света.
В разных областях такой карты мы встречаем различных персонажей: это и динозавры, и люди, и другие... кхм… существа. Со всеми из них можно пообщаться, узнать какие-либо новости, получить от них различные предметы, и т.д. Кроме того, практически в каждом регионе есть свой предводитель, который будет сопровождать вас, давая подсказки и квесты.
Большая часть игры сводится к тому, что принц Адам путешествует по регионам королевства, заводит дружбу с динозаврами, и возвращает их доверие, утерянное после разрыва анклава, как оказалось, дедом самого принца (помните того короля?). С помощью все тех же динозавров Адам возводит в регионах цитадели (сейчас бы их назвали блокпостами), что бы сдерживать тираннозавров, которые непрерывно атакуют королевство.
Конечно, цитадели это хорошо, но ведь как-то надо сражаться с противником. Для этого принцу нужно получить союзников – велоцирапторов, которые хотя и не любят тираннозавров, но зазря лезть на рожон не станут. А как это сделать? Для начала, дать им символ веры и мужества (ребята хоть и боевые, но чего-то да побаиваются) для поднятия боевого духа. А затем еще и золотишка (оказывается еще с тех давних пор не только люди были жадными до богатств). Стоит отметить, что для каждого из стад велоцирапторов, расположенных в разных регионах, существует свой собственный символ веры.
Собственно, примерно таким же методом решаются задачи по воздвижению цитаделей или перехода в новые регионы. Казалось бы - однообразно и скучно? Отнюдь нет. Услужливые разработчики постоянно подкидывают нам развитие сюжета: то пропадет один из наших спутников, то в каком-то из регионов тираннозавры нападут на цитадель, то нам предстоит найти какого-то персонажа и т.д. В общем, геймплей, при всей своей, казалось бы, однообразности, выезжает за счет постоянного развития сюжета.
Кстати, о нашей партии. На протяжении всей игры принца Адама сопровождают несколько персонажей. Порой они отправляются по своим делам, и делам королевства, но так или иначе, являются важнейшим элементом выполнения квестов. Помимо того, что они, как говорилось выше, дают квестовые предметы и пищу для размышлений, непосредственно участвуют в развитии сюжетной канвы.
Возвращаясь к персоне принца... В Lost Eden главного героя не могут убить. Есть правда несколько исключений, например, если долго находиться на экране с тираннозаврами, то его съедят… Но для этого надо действительно «прилечь отдохнуть». Тоже самое касается и game over’а за невыполнение квестов. Такого в игре нет (если не брать в расчет самую концовку игры). Это все, конечно, облегчило бы жизнь играющему, если бы не сложность игры, о которой ниже.
Кстати о квестах. Все они, по большому счету, сводятся к решению каких-то сюжетных задач, как, например, (внимание: небольшой спойлер), заставить динозавра Дину пойти с вами. То есть, решения головоломок а-ля Myst в игре нет. И знайте, это не портит игру совершенно (хотя в квестах присутствие различных пазлов и не является обязательным условием).
А под капотом у него движок…
Спросите меня, что самое важное в квесте или игре любого другого жанра, и я не смогу вам ответить. Ни в одной игре жанра, на мой взгляд, нельзя ставить графику, геймплей или сюжет, превыше всего. Мне кажется, что они должны гармонично дополнять друг друга. Но, так или иначе, в квестах графическая оболочка важна. Некоторые скажут «нет, графика не важна, вспомни Ларри». Ну, а что вспоминать? Для своего времени в этой игровой серии была отличная графика, как впрочем, и в большинстве квестов.
В Lost Eden графика если и не претендует на какие-то внеземные красоты, то, во всяком случае, является добротной – факт. Анимация и заставки очень качественные, а локации, персонажи и предметы прорисованы четко, в свойственной игре манере.
О музыке хочется написать отдельные абзацы. На мой взгляд (сужу исключительно по себе): геймер может слушать любое музыкальное направление, будь то попса, рок, электронная музыка или что-то еще. Но саундтрек игры он воспринимает не по показателю того, составлен ли он из композиций нравящегося ему жанра или нет, а по тому, насколько музыка подходит к игре. Ну и ее качество, само собой, тоже должно присутствовать.
В Lost Eden, композитор игры Стефан Пик создал шедевральный саундтрек. Причем не только на фоне игры (хотя музыка к игре подходит идеально), но и в целом, если просто слушать композиции отдельно. Не скажу что я очень впечатлительный человек (особенно в отношении музыки), но саундтрек этой игры меня тронул до глубины души. После нескольких месяцев кропотливых поисков, я все же смог найти оригинальный саундтрек к игре, который был выпущен в 1997 году и теперь очень часто его слушаю.
Ну да ладно, словами тут не описать – это нужно слышать. Одно могу сказать точно: в Lost Eden надо поиграть хотя бы ради одних только музыкальных композиций. Ценители игровых саундтреков, я думаю, оценят по достоинству, да и просто человеку, хотя бы не много разбирающемуся в музыке, уверен, понравятся хотя бы несколько мелодий.
Звук нормальный, его качество и разнообразие, в квесте не так значимо. А вот речь персонажей, наряду с музыкой - это нечто потрясающее! Для игры диалоги записывали профессиональные актеры, так что в их качестве можно не сомневаться. Самое интересное, что голоса подходят всем персонажам, а огрехи в этом аспекте в компьютерных играх встречаются достаточно часто.
Что до управления, оно, как я уже отмечал выше, осуществляется мышкой. Интерфейс игры удобен и приятен.
Итоги
Если говорить честно, я далеко не самый ярый поклонник квестов. Конечно, интересно иногда напрячь серое вещество и посидеть несколько часов за ними. Но в целом - не фанат я этого дела, не фанат.
Но Lost Eden стал для меня откровением, сродни Myst’у. Хорошая графика, отличный саундтрек, весьма оригинальный и интересный сюжет (это сейчас тема «люди-динозавры» заезжена, в те времена это было еще в новинку), захватывающий геймплей, харизматичные персонажи…
Идеальна ли игра LE? Конечно же нет. Что называется, «на вкус и цвет»… По большому счету, в игре есть только один недостаток. Она достаточно сложна, и в ней присутствует недоработка по части подсказок. Что бы (спойлер!) ту же Дину, о которой я упоминал выше, заставить пойти с собой, надо показать ей один из квестовых предметов. Вопрос: где есть хоть один намек на это? В итоге, получаем известный в геймерском простонародье «метод бараньего тыка». И таких примеров в игре очень много.
Если говорить в целом, то Lost Eden, по моему субъективному мнению, один из лучших квестов в истории. К сожалению, он весьма недооценен в геймерском комьюнити, хотя не уступает ни в чем корифеям жанра, таким как Larry, Full Throttle, Myst и т.д.
«Бородатые» олд-геймеры наверняка знакомы с предметом нашего сегодняшнего разговора, всем остальным же, настоятельно рекомендую ознакомиться. Вы удивитесь – гарантирую.
Автор: Umbrella-Inc.
Дата: 23.02.2008