На начальном этапе разработки этой игры отечественные СМИ чуть ли не на каждом углу орали о том, что над очередным проектом «от Paradox» трудятся *в том числе* и «кудесники почти готового «Всеслава»». Snowball, по-русски говоря. Время пришло, игра – вышла, Paradox - в графе «разработчик», Snowball – всего лишь «локализатор». Кто за счет кого пиарился – величайшая загадка. Как говорится, ложка-то нашлась, но осадок - остался.
Crusader Kings
(в России игра вышла под названием «Крестоносцы»)
Старое по-новому
Он бы лучше по плацу новобранцев гонял, а не о награде думал.
А пиариться есть за счет чего. После очередной «Европы» разработчики продолжили эксплуатировать свои наработки, но для разнообразия решили навернуть что-нибудь эдакое. Даже и не знаю, как охарактеризовать то, что получилось. Кто-то будет в восторге от «Крестоносцев» - на это имеется множество причин, а кто-то – вполне заслуженно – будет макать игру в чан с дерьмом. Лично мне игра все-таки понравилась, но с некоторыми оговорками.
Насколько вы помните, в «Европе» мы руководили государством, конкретный глава которого нас, по большому счету, не волновал. Мы не имели дела с удельными князьями, не возились с сословиями и, по большей части, изымали у Польши *исконно русские* земли. Ах, вы играли не за Русь? Извините, обознался. В общем, руководить безликими государствами и аннексировать «ничейные» территории было здорово. А теперь представьте, что за каждой провинцией стоит конкретный человек со своими титулами, амбициями и уникальными болезнями желудочно-кишечного тракта? Оригинально – как минимум.
Paradox решила по-новому взглянуть на устройство государства. На этот раз нам предлагается средневековая феодальная модель, в которой существовали почти исключительно федеративные государства. То бишь есть король, у короля есть пара-тройка областей. А все остальное, что формально относится к его государству, вовсе не его, более того, на отдельных территориях его не станет слушать даже дворовая собака. В буквальном смысле рожей не вышел.
Для сохранения жизнеспособного государства нам придется налаживать политические, экономические, военные и личные связи с огромным числом дворян, причем не только зарубежных, но и «собственных». Хотя уже через пять лет игрового времени после начала игры вполне отчетливо осознаешь, что кроме твоих трех провинций у тебя больше ничего и нет.
Нас уже снимают?..
Урвали пару новых провинций?
Самое время объявить себя герцогом соответствующих владений.
Поначалу игровой процесс натурально шокирует. В игре не происходит ровным счетом *ничего*. Точнее, конечно, что-то происходит – об этом свидетельствует огромное число сообщений в духе «Василиса родила Ивана» в нижней части экрана. Но нас-то это никак не касается! Зачитайте до дыр руководство пользователя или пропустите всю информацию мимо ушей – все равно все придется постигать на личном опыте, начиная одну кампанию за другой до тех пор, пока вы не въедете в то, что происходит в игре.
А все дело в том, что выбирать стартовый титул надо с умом. Перед вами стоит непростой выбор – огромный список провинций, дарующих своим хозяевам титулы короля, герцога или графа. За последнего играть сложнее всего – одна жалкая область, никакого уважения со стороны старших «братьев» и мизерная армия, которой не хватит даже для того, чтобы отбиться от соседей. Герцог – это солидный человек с одной-двумя (а то и больше… чуть-чуть) провинциями и, в лучшем случае, одним вассалом (графом, стало быть) – неплохо для начала, но не более того. Наибольший простор для маневров дает титул короля: приличных размером личный *домен*, несколько вассалов (от графов до герцогов) и, иногда, пяток «вассалов моих вассалов», которые нам не подчиняются, но в государство наше входят. Путаные взаимоотношения короля с мелкой сошкой, которая его не слушается просто потому, что присягала не ему, а его герцогу, сложно объяснить современному человеку, который незнаком с историей средневековой Европы. Впрочем, смотрите, кого выбираете (почти хинт!): отдельные самодержцы на территории нынешней Испании кроме как титулом короля и одной единственной титульной провинцией ничем не отличаются от простых графов. Адские мучения обеспечены. Конечно, если вы еще не успели съесть на «Крестоносцах» собаку – тут я умываю руки, отцы.
Для начала рекомендую брать кого-нибудь вроде шведского или норвежского короля. Для тренировки, так сказать. Выгод – множество. Глобальная карта Crusader Kings – практически калька со своей коллеги из Rome: Total War (провинций, само собой, больше, речь идет о границе той области, что выбрали разработчики для игры, - Европа - часть Африки - часть Азии), а потому данные государства находятся на периферии европейской жизни. А последняя бурлит и благоухает. В центре континента в родственных связях графов и королей сломает ногу сам черт: кто и кому чего должен – бррр – лучше даже не встревать. Тем более в будущем на Европу обрушится монгольское нашествие, которое нерадивых феодалов сметает на раз, а потом и еще какая-нибудь санитарно-гигиеническая напасть. В общем, наша хата с краю – там и будем строить идеальное средневековое государство.
Перелом чертовой ноги
У верного вассала стресс...
Итак, у каждого персонажа в игре имеется целый ряд параметров, которые характеризуют его как полноценного участника политической жизни Европы. Основные четыре (интрига, военное дело, управление, дипломатия) важны непосредственно при руководстве государством. Чем лучше вы разбираетесь в военном деле – тем лучше (в идеале, о практике – ниже) должны сражаться ваши воины. Интриганы имеют возможность тихо и чисто убрать воинственного герцога сопредельного государства или, не дай бог, кого-то из родственников (почему, опять же – ниже). Управление необходимо для разумного развития собственного домена, а дипломатия – для налаживания связей с другими феодалами.
С количеством золота дела обстоят просто: его много – хорошо, мало – очень плохо. За деньги можно сделать почти что угодно: построить в своей столице рыбацкую пристань, подбросить в будущем году все тем же рыбакам деньжат, коли рыба не уродилась, послать подарок мятежному вассалу и даже *создать* новый титул. Кажется, что со времен «Европы» построек в провинциях стало больше, – скорее всего, именно так оно и есть. Каждая дает какой-то бонус, но, честно говоря, ни одну из них я бы не рискнул назвать действительно важной. Создание титула – штука интересная. Прихватив две трети территорий, которые дают право называться, скажем, герцогом Бургундским или королем Английским, вы имеете право «создать» этот титул, а затем одарить им себя или кого-то из своих вассалов.
Далее идут такие скучные параметры, как степень набожности, плодовитость, здоровье и различные характеристики на манер Rome: Total War: трус, больной, деспот и т.п. Изволили на собственную свадьбу содрать с трудящихся вассалов втридорога? Вот и называйтесь теперь «скрягой». В лучшем случае… Но во главе всего стоит престиж. О, престиж, друзья, - это то, без чего вы не создадите титула, не убедите других феодалов служить вам и вообще не сможете сделать ровным счетом ни-че-го. Очки начисляются по многим причинам: за то, что вы король, за то, что у вас в вассалах числится несколько герцогов. В конце концов, просто потому, что ваш младший сын – мужик! – проходит обучение в военной академии.
Суета сует
Кровожадный папа бьет в набат религиозной войны
В центре экрана - королевские владения. Десятая часть всей Норвегии.
Наверное, проще всего будет объяснить на конкретном примере. Итак, вы – король Швеции, влиятельный феодал, имеющий притязание на несколько соседних провинций. Первое означает то, что у вас полно подчиненных, которые имеют свои далеко идущие планы, заводят своих *личных* союзников (которые в случае бунта надают сеньору, то есть вам, по шее), *личных же* врагов, с которыми вам как Большому Начальнику обязательно придется разбираться, а также собственное семейство, двор и армию. Второе означает, что, пожертвовав очками престижа, можно вторгнуться в соседнее католическое государство и потребовать признать его вашей территорией. Удастся ли подобное злодеяние – дело десятое. Язычников и мусульман можно бить и без подобных формальных мелочей. Того хочет бог – и баста.
По сути дела, вся наша деятельность сводится к умелому распределению имеющихся кадров. Придворный с высоким показателем интриги окажет помощь в наших темных делишках, а засидевшаяся в девках дочь поможет установить дружеские отношения с могучим соседом. А если последнему без малого сто лет, у него нет ни родственников, ни друзей, а по организму, до кучи, бродит инфекция, то высок шанс присоединить его территории к себе.
Но, как правило, «случайные события» имеют ярко выраженную негативную окраску. Ваш сын любит заниматься всякой ерундой? «Легкомысленный» ему обеспечен. Не смотрели своей невесте в паспорт, а она оказалась бесплодной, страшной да и еще, ко всему прочему, с низкими характеритисками (характеристики ребенка - среднее арифметическое характеристик родителей)? Вот и решайте теперь, что делать с вашим незаконнорожденным *бастардом*, который, будь он хоть тысячу раз единственным сыном, все равно ничего не унаследует. Во время очередного похода на язычников я обрадовался тому, что ко мне прибыла сотня франкских рыцарей, желающих сражаться во славу господа против чумазых туземцев. Каково же было мое удивление, когда они при первой же возможности продали душу моему злейшему врагу. Даром что католику.
Из прочих важных мелочей можно отметить создание новых законов. Сплошная головная боль и разброд с шатанием в рядах вассалов обеспечены. Но как же быть иначе, если в вашем королевстве власть наследуется сильнейшим феодалом, то есть герцогом, с которым у вас родственные связи имеются только через Адама и Еву? Помрете – и власть перейдет к нему, а вы будете рулить каким-нибудь дальним родственником – мелкой сошкой – графом герцога хилого короля. Держите ухо востро. Правда, если старший сын, извините, даун, то давать ему власть было бы, мягко говоря, опрометчиво. Как от него избавиться? Нуу… кхе-кхе… Еще интереснее указывать направление научной деятельности – нельзя приказать «изучить колесо» (даже звучит как-то нелепо), можно только указать генеральную линию партию: хотелось бы, знаете, луки побольше да лопаты поудобнее. А что они там изобретут – черт его знает.
И в заключение о том, о чем я так и не сказал… ©
Какой еще статус-кво?!
Поздно пить боржоми, когда почки отказали.
О многом, кстати, так и не скажу... не формат, знаете ли... И все-таки, причем тут крестоносцы? Если вы играете за православных – то не при чем. Вообще. А если за католиков (мусульмане и язычники обделены нашим вниманием), то в строго определенное время папа кинет клич «бей не наших!», и тогда тот, кто будет воевать с язычниками и мусульманами, будет получать астрономические очки престижа, а миролюбивые короли будут обречены на падение оного. Вплоть до отлучения от церкви – чем это грозит? Лучше даже не задумываться об этом. Затопчут, как пить дать – затопчут.
При этом обделенных моим вниманием в данной заметке тонкостей и мелочей в «Крестоносцах» осталось великое множество. Кому разрешать торговать на рынках: крестьянам или горожанам? Что круче – дворянство или духовенство? Мобилизовать ли войска вассалов или обходиться исключительно своими, верными до мозга костей, но не бесконечными отрядами? Таких вопросов – множество. Информация лезет изо всех щелей, и главная задача игрока – переварить ее и адекватно прореагировать на сложившуюся ситуацию.
Особо хочется отметить военные действия. Сделав финт ушами, разработчики запретили нам набирать в армию те типы войск, что нам необходимы, заменив весь этот балаган тотальной предопределенностью: уродилось в провинции двести пехотинцев и триста лучников – вот и воюйте теми, кого бог послал. Жмем «мобилизовать», и армия готова выступать в поход. Правда, боевые действия, которые в «Крестоносцах», по идее, должны были стать главной изюминкой, до ужаса схематичны и непонятны. Диковатые сражения из Europa Universalis на фоне местных армейских кампаний – все равно что Medieval 2: Kingdoms на фоне все той же Европы…
Покупать «Крестоносцев» бессмысленно. Не потому, что относительно недавно в свет вышел адд-он (мало чем отличающийся от оригинала), о котором мы поговорим как-нибудь потом, а потому, что в русской версии «Европы 3» «Крестоносцы» (первые, без адд-она) идут в качестве бонуса. Каким образом двухдисковых крестоносцев запихали на два диска с «Европой 3» - понятно. Остается только удивляться циничности и жадности «снежков».
Не слушайте людей, которые бездумно ругают «Крестоносцев». Это, конечно, не лучшая игра от Paradox, но в своем роде – уникальная. Разобравшись во всех ее правилах и многочисленных информационных панелях, можно застрять в игре на долгое время, забивая голову оптимальным развитием своей империи и прислушиваясь к мелодичной музыке, льющейся из динамиков. Внешний облик «Европы» не должен вводить в заблуждение. Crusader Kings - совсем не то и вовсе не о том.
Crusader Kings
(в России игра вышла под названием «Крестоносцы»)
Старое по-новому
Он бы лучше по плацу новобранцев гонял, а не о награде думал.
А пиариться есть за счет чего. После очередной «Европы» разработчики продолжили эксплуатировать свои наработки, но для разнообразия решили навернуть что-нибудь эдакое. Даже и не знаю, как охарактеризовать то, что получилось. Кто-то будет в восторге от «Крестоносцев» - на это имеется множество причин, а кто-то – вполне заслуженно – будет макать игру в чан с дерьмом. Лично мне игра все-таки понравилась, но с некоторыми оговорками.
Насколько вы помните, в «Европе» мы руководили государством, конкретный глава которого нас, по большому счету, не волновал. Мы не имели дела с удельными князьями, не возились с сословиями и, по большей части, изымали у Польши *исконно русские* земли. Ах, вы играли не за Русь? Извините, обознался. В общем, руководить безликими государствами и аннексировать «ничейные» территории было здорово. А теперь представьте, что за каждой провинцией стоит конкретный человек со своими титулами, амбициями и уникальными болезнями желудочно-кишечного тракта? Оригинально – как минимум.
Paradox решила по-новому взглянуть на устройство государства. На этот раз нам предлагается средневековая феодальная модель, в которой существовали почти исключительно федеративные государства. То бишь есть король, у короля есть пара-тройка областей. А все остальное, что формально относится к его государству, вовсе не его, более того, на отдельных территориях его не станет слушать даже дворовая собака. В буквальном смысле рожей не вышел.
Для сохранения жизнеспособного государства нам придется налаживать политические, экономические, военные и личные связи с огромным числом дворян, причем не только зарубежных, но и «собственных». Хотя уже через пять лет игрового времени после начала игры вполне отчетливо осознаешь, что кроме твоих трех провинций у тебя больше ничего и нет.
Нас уже снимают?..
Урвали пару новых провинций?
Самое время объявить себя герцогом соответствующих владений.
Поначалу игровой процесс натурально шокирует. В игре не происходит ровным счетом *ничего*. Точнее, конечно, что-то происходит – об этом свидетельствует огромное число сообщений в духе «Василиса родила Ивана» в нижней части экрана. Но нас-то это никак не касается! Зачитайте до дыр руководство пользователя или пропустите всю информацию мимо ушей – все равно все придется постигать на личном опыте, начиная одну кампанию за другой до тех пор, пока вы не въедете в то, что происходит в игре.
А все дело в том, что выбирать стартовый титул надо с умом. Перед вами стоит непростой выбор – огромный список провинций, дарующих своим хозяевам титулы короля, герцога или графа. За последнего играть сложнее всего – одна жалкая область, никакого уважения со стороны старших «братьев» и мизерная армия, которой не хватит даже для того, чтобы отбиться от соседей. Герцог – это солидный человек с одной-двумя (а то и больше… чуть-чуть) провинциями и, в лучшем случае, одним вассалом (графом, стало быть) – неплохо для начала, но не более того. Наибольший простор для маневров дает титул короля: приличных размером личный *домен*, несколько вассалов (от графов до герцогов) и, иногда, пяток «вассалов моих вассалов», которые нам не подчиняются, но в государство наше входят. Путаные взаимоотношения короля с мелкой сошкой, которая его не слушается просто потому, что присягала не ему, а его герцогу, сложно объяснить современному человеку, который незнаком с историей средневековой Европы. Впрочем, смотрите, кого выбираете (почти хинт!): отдельные самодержцы на территории нынешней Испании кроме как титулом короля и одной единственной титульной провинцией ничем не отличаются от простых графов. Адские мучения обеспечены. Конечно, если вы еще не успели съесть на «Крестоносцах» собаку – тут я умываю руки, отцы.
Для начала рекомендую брать кого-нибудь вроде шведского или норвежского короля. Для тренировки, так сказать. Выгод – множество. Глобальная карта Crusader Kings – практически калька со своей коллеги из Rome: Total War (провинций, само собой, больше, речь идет о границе той области, что выбрали разработчики для игры, - Европа - часть Африки - часть Азии), а потому данные государства находятся на периферии европейской жизни. А последняя бурлит и благоухает. В центре континента в родственных связях графов и королей сломает ногу сам черт: кто и кому чего должен – бррр – лучше даже не встревать. Тем более в будущем на Европу обрушится монгольское нашествие, которое нерадивых феодалов сметает на раз, а потом и еще какая-нибудь санитарно-гигиеническая напасть. В общем, наша хата с краю – там и будем строить идеальное средневековое государство.
Перелом чертовой ноги
У верного вассала стресс...
Итак, у каждого персонажа в игре имеется целый ряд параметров, которые характеризуют его как полноценного участника политической жизни Европы. Основные четыре (интрига, военное дело, управление, дипломатия) важны непосредственно при руководстве государством. Чем лучше вы разбираетесь в военном деле – тем лучше (в идеале, о практике – ниже) должны сражаться ваши воины. Интриганы имеют возможность тихо и чисто убрать воинственного герцога сопредельного государства или, не дай бог, кого-то из родственников (почему, опять же – ниже). Управление необходимо для разумного развития собственного домена, а дипломатия – для налаживания связей с другими феодалами.
С количеством золота дела обстоят просто: его много – хорошо, мало – очень плохо. За деньги можно сделать почти что угодно: построить в своей столице рыбацкую пристань, подбросить в будущем году все тем же рыбакам деньжат, коли рыба не уродилась, послать подарок мятежному вассалу и даже *создать* новый титул. Кажется, что со времен «Европы» построек в провинциях стало больше, – скорее всего, именно так оно и есть. Каждая дает какой-то бонус, но, честно говоря, ни одну из них я бы не рискнул назвать действительно важной. Создание титула – штука интересная. Прихватив две трети территорий, которые дают право называться, скажем, герцогом Бургундским или королем Английским, вы имеете право «создать» этот титул, а затем одарить им себя или кого-то из своих вассалов.
Далее идут такие скучные параметры, как степень набожности, плодовитость, здоровье и различные характеристики на манер Rome: Total War: трус, больной, деспот и т.п. Изволили на собственную свадьбу содрать с трудящихся вассалов втридорога? Вот и называйтесь теперь «скрягой». В лучшем случае… Но во главе всего стоит престиж. О, престиж, друзья, - это то, без чего вы не создадите титула, не убедите других феодалов служить вам и вообще не сможете сделать ровным счетом ни-че-го. Очки начисляются по многим причинам: за то, что вы король, за то, что у вас в вассалах числится несколько герцогов. В конце концов, просто потому, что ваш младший сын – мужик! – проходит обучение в военной академии.
Суета сует
Кровожадный папа бьет в набат религиозной войны
В центре экрана - королевские владения. Десятая часть всей Норвегии.
Наверное, проще всего будет объяснить на конкретном примере. Итак, вы – король Швеции, влиятельный феодал, имеющий притязание на несколько соседних провинций. Первое означает то, что у вас полно подчиненных, которые имеют свои далеко идущие планы, заводят своих *личных* союзников (которые в случае бунта надают сеньору, то есть вам, по шее), *личных же* врагов, с которыми вам как Большому Начальнику обязательно придется разбираться, а также собственное семейство, двор и армию. Второе означает, что, пожертвовав очками престижа, можно вторгнуться в соседнее католическое государство и потребовать признать его вашей территорией. Удастся ли подобное злодеяние – дело десятое. Язычников и мусульман можно бить и без подобных формальных мелочей. Того хочет бог – и баста.
По сути дела, вся наша деятельность сводится к умелому распределению имеющихся кадров. Придворный с высоким показателем интриги окажет помощь в наших темных делишках, а засидевшаяся в девках дочь поможет установить дружеские отношения с могучим соседом. А если последнему без малого сто лет, у него нет ни родственников, ни друзей, а по организму, до кучи, бродит инфекция, то высок шанс присоединить его территории к себе.
Но, как правило, «случайные события» имеют ярко выраженную негативную окраску. Ваш сын любит заниматься всякой ерундой? «Легкомысленный» ему обеспечен. Не смотрели своей невесте в паспорт, а она оказалась бесплодной, страшной да и еще, ко всему прочему, с низкими характеритисками (характеристики ребенка - среднее арифметическое характеристик родителей)? Вот и решайте теперь, что делать с вашим незаконнорожденным *бастардом*, который, будь он хоть тысячу раз единственным сыном, все равно ничего не унаследует. Во время очередного похода на язычников я обрадовался тому, что ко мне прибыла сотня франкских рыцарей, желающих сражаться во славу господа против чумазых туземцев. Каково же было мое удивление, когда они при первой же возможности продали душу моему злейшему врагу. Даром что католику.
Из прочих важных мелочей можно отметить создание новых законов. Сплошная головная боль и разброд с шатанием в рядах вассалов обеспечены. Но как же быть иначе, если в вашем королевстве власть наследуется сильнейшим феодалом, то есть герцогом, с которым у вас родственные связи имеются только через Адама и Еву? Помрете – и власть перейдет к нему, а вы будете рулить каким-нибудь дальним родственником – мелкой сошкой – графом герцога хилого короля. Держите ухо востро. Правда, если старший сын, извините, даун, то давать ему власть было бы, мягко говоря, опрометчиво. Как от него избавиться? Нуу… кхе-кхе… Еще интереснее указывать направление научной деятельности – нельзя приказать «изучить колесо» (даже звучит как-то нелепо), можно только указать генеральную линию партию: хотелось бы, знаете, луки побольше да лопаты поудобнее. А что они там изобретут – черт его знает.
И в заключение о том, о чем я так и не сказал… ©
Какой еще статус-кво?!
Поздно пить боржоми, когда почки отказали.
О многом, кстати, так и не скажу... не формат, знаете ли... И все-таки, причем тут крестоносцы? Если вы играете за православных – то не при чем. Вообще. А если за католиков (мусульмане и язычники обделены нашим вниманием), то в строго определенное время папа кинет клич «бей не наших!», и тогда тот, кто будет воевать с язычниками и мусульманами, будет получать астрономические очки престижа, а миролюбивые короли будут обречены на падение оного. Вплоть до отлучения от церкви – чем это грозит? Лучше даже не задумываться об этом. Затопчут, как пить дать – затопчут.
При этом обделенных моим вниманием в данной заметке тонкостей и мелочей в «Крестоносцах» осталось великое множество. Кому разрешать торговать на рынках: крестьянам или горожанам? Что круче – дворянство или духовенство? Мобилизовать ли войска вассалов или обходиться исключительно своими, верными до мозга костей, но не бесконечными отрядами? Таких вопросов – множество. Информация лезет изо всех щелей, и главная задача игрока – переварить ее и адекватно прореагировать на сложившуюся ситуацию.
Особо хочется отметить военные действия. Сделав финт ушами, разработчики запретили нам набирать в армию те типы войск, что нам необходимы, заменив весь этот балаган тотальной предопределенностью: уродилось в провинции двести пехотинцев и триста лучников – вот и воюйте теми, кого бог послал. Жмем «мобилизовать», и армия готова выступать в поход. Правда, боевые действия, которые в «Крестоносцах», по идее, должны были стать главной изюминкой, до ужаса схематичны и непонятны. Диковатые сражения из Europa Universalis на фоне местных армейских кампаний – все равно что Medieval 2: Kingdoms на фоне все той же Европы…
***
Покупать «Крестоносцев» бессмысленно. Не потому, что относительно недавно в свет вышел адд-он (мало чем отличающийся от оригинала), о котором мы поговорим как-нибудь потом, а потому, что в русской версии «Европы 3» «Крестоносцы» (первые, без адд-она) идут в качестве бонуса. Каким образом двухдисковых крестоносцев запихали на два диска с «Европой 3» - понятно. Остается только удивляться циничности и жадности «снежков».
Не слушайте людей, которые бездумно ругают «Крестоносцев». Это, конечно, не лучшая игра от Paradox, но в своем роде – уникальная. Разобравшись во всех ее правилах и многочисленных информационных панелях, можно застрять в игре на долгое время, забивая голову оптимальным развитием своей империи и прислушиваясь к мелодичной музыке, льющейся из динамиков. Внешний облик «Европы» не должен вводить в заблуждение. Crusader Kings - совсем не то и вовсе не о том.
Автор: katarn
Дата: 19.10.2008