Простота и скромные масштабы игрового пространства не должны вводить игроков в заблуждение. За внешним обликом игры скрывается гораздо большее, нежели указано в европейском наименовании игры.
Europa Universalis: Crown of the North
(в Швеции игра вышла под названием Svea Rike 3
в России игра вышла под названием Варяги: Северные дружины)
Занимательная история.
Хорошая провинция. Богатая.
Судьба у этой игры непростая, скорее - даже запутанная. До такой степени, что отдельные критики, похоже, попались на крючок западного издателя игры, который пытался завлечь народ знаменитым тайтлом. А началось все это еще в 1997 году, когда в свет вышла игра под названием Svea Rike, что можно перевести как «Швеция». Игра была сделана по популярной (судя по всему, исключительно в Швеции) настольной игре и предлагала игрокам заняться обустройством Скандинавии. Спустя какое-то время вышла вторая часть игры, которая мало чем отличалась от оригинала.
А в 2000 году вышел Svea Rike 3, который спустя три года (!) был выпущен за пределами родной Швеции. К слову, это был первый (доказать иное пока не удалось, потому как не удалось обнаружить НЕ шведских версий Svea Rike и Svea Rike 2) проект серии, который вышел за пределами страны-производителя. Западный издатель решил сыграть на любви общественности к Europa Universalis и обозвал проект Europa Universalis: Crown of the North. Официально CotN, вроде бы, не считается классической Европой, но обратите внимание: в оригинале игра вышла в 2000 году, а Europa Universalis – всего лишь в 2001. И кто чей «клон», уважаемые горе-критики?
Давным-давно в одной далекой-предалекой…
Отправлять конницу в болото - *большая* ошибка.
…Скандинавии разразилась гражданская война. Даже целых три: между претендентами на престол Дании, Швеции и Норвегии. Локальная задача для каждой из шести сторон не ограничивается присвоением себе титула короля соответствующей страны. Сказав «А», нужно крикнуть «Б» и завоевать всю Скандинавию, а также кусок Прибалтики и пару-тройку областей на севере Германии. За компанию, так сказать. Отсюда, собственно, и появилось название перерожденной «Европы» - «Корона Севера».
Людям, избалованным масштабами происходящих событий в EU и EU2, размеры CotN, мягко говоря, не пришлись по душе. Оно и неудивительно, что игра долгое время не выходила за пределами Швеции: по сути, она полностью посвящена событиям в Скандинавии, так сказать, продукт для внутреннего пользования. Но, тем не менее, это не умаляет многочисленных достоинств CotN, которые в свое время разглядели лишь самые зоркие рецензенты западных игровых изданий. Историческая несправедливость, связанная с тем, что игру клеймили за упрощение «Европы», хотя она, по сути, есть предтеча «Европы», должна быть развеяна, как дым. Предлагаю по-новому взглянуть на этот далеко уже не новый проект (особенно если брать его имя в девичестве – Svea Rike 3, – которому скоро исполняется уже целых девять лет).
Итак, в игре всего одна кампания и шесть «игровых» фракций – по две на каждое скандинавское государство. Сложность игры напрямую связана с вашим выбором: отдельные фракции в геополитическом смысле расположены крайне удачно, амбары ломятся от мешков с зерном, а серебро уже просто некуда девать. Сложность игры – соответствующая. Те, кто не ищут легких путей (и не относят себя к «умным, которые в гору не пойдут») и выбирают кого-нибудь вроде мятежного маршала Стига, начнут свои мытарства по Скандинавии в поселке на болоте, где даже пшеница толком не растет. Армия маленькая, враги на союзы не соглашаются, а отступать некуда: за спиной – Атлантика…
Злой, плохой, голодный.
Оперировать придется тремя ресурсами. Первым и самым главным является серебро. Его сбор происходит вполне логичным образом: развиваем город – увеличиваем число горожан – повышаем налоговые поступления. Расходовать его приходится буквально на все: набор армий, строительство сооружений и различные случайные события. Вторым важным ресурсом является зерно, количество которого зависит от отношений с крестьянством и развитием сельского хозяйства в вашем государстве. Особенно меня насмешила фраза одного рецензента про то, что он так и не понял, зачем нужно это самое зерно. Как ни странно – для набора армии. «Заплатили» единовременную мзду в десяток мешков – и проблемы с дальнейшим снабжением войск решены. Последним ресурсом является честь или победные очки. Они начисляются и отнимаются буквально за любое игровое действие. Оскорбили соседа? Минус 20 чести. Уничтожили ключевого противника? Плюс 500 победных очков.
Для идеального налаживания экономики надо, по большому счету, сделать всего две вещи: влюбить в себя подданных и вовремя апгрейдить строения. Последних, к слову, значительно больше, чем в «Европе», и каждое приносит серьезные дивиденды. Колхозные поля, рынки и города улучшают, соответственно, приток зерна, товаров и денег. Военные лагеря производят пехоту, замки – конницу, а церкви налаживают связь с высшими силами и их наместниками на земле. У зданий имеются так называемые «уровни» - так, замок первого уровня позволит нанимать конницу, а пятого – рыцарей. Но особо ломать голову над тем, что строить дальше, не приходится. Если с внешней политикой (читай: присвоением чужих территорий) все в порядке, то беспокоиться о тылах не приходится. Знай себе отстраивай рынок да набивай карманы серебром.
Каждое улучшение любого здания приводит, в долгосрочной перспективе, к налаживанию отношений с соответствующим сословием. Дворянство обожает новенькие замки (бонус к набору войск), духовенство приветливо улыбается, узнав о строительстве очередной церкви (поможет в налаживании отношений на первых этапах игры), горожане приветствуют расширение городов, а крестьянство – сельскохозяйственных угодий. При этом отношение каждого сословия к вам измеряется по десятибалльной шкале, где что-то вроде единички означает почти неминуемый мятеж, а десятка – повышение сборов налогов на 5% с соответствующего сословия. Но наладить отношения со всеми не так уж и легко: запрещая крестьянам торговать на рынке, вы расположите к себе горожан, но продовольственная безопасность будет подорвана. В соответствующем каждому сословию здании всегда можно произвести ряд манипуляций (помимо апгрейда соответствующей постройки), которые разом изменяют отношения со всеми слоями населения.
Русские идут, или особенности национальной геополитики.
Лучшие варианты всегда стоят денег и неожиданные бонусы.
Лучше, правда, этими вещами не заниматься, потому что ваши планы всегда будут усложняться случайными событиями. Последних в игре великое множество. Допустим, стало известно, что один из ваших родственников – сумасшедший. Как вы поступите? Дурачок при дворе может наломать дров, но он все-таки ваш родственник... Отправить ли его в самую дальнюю комнату замка королевства, сплавить в монастырь или оставить при дворе? Любой вариант сулит множество бонусов и немало головной боли: увеличение/уменьшение количества победных очков, изменение отношений с дворянством («свои так не поступают») и т.п. Отдельные случайные события ставят вопрос ребром и в любом случае вынуждают игрока портить отношения с какими-то слоями общества, другие – удешевляют определенные типы войск, третьи – приносят приятные бонусы вроде немецкого феодала с двадцатью рыцарями за пазухой. Самым же забавным случайным событием является набег какого-нибудь русского князя, которому стало скучно за юго-восточной частью карты, что сулит большие проблемы тем, кто не следит за собственным тылом. Ну чем не Russian Invasion?
Вообще в игре очень много информации, но большая ее часть скрыта и демонстрируется игроку исключительно в мануале. Так, например, на первый взгляд совершенно непонятно, чем пехота (два типа) отличается от арбалетчиков, а всадники - от рыцарей. И только полистав мануал, вы поймете, что одни имеют лучшие показатели атаки, другие – скорости передвижения, а третьи получают бонус при определенных условиях. Так, например, дешевая и многочисленная пехота имеет огромное преимущество над наседающим врагом – учетверенный показатель защиты, если бой ведется в болотистой местности. Также, например, очевидно, что конных воинов лучше не использовать при осаде поселений. И таких мелочей в игре множество, потому как она, по большому счету, ориентирована на боевые действия «все против всех».
Лишним тому доказательством является местная система дипломатических отношений. Помимо шести ключевых фракций на карте имеется большое количество «городов-государств». Отношение с каждой стороной характеризуется числом в диапазоне от -200 до +200. Понятно, что -200 – это кровная вражда, а +200 – крепчайший союз. На этом все самое интересное и заканчивается. Возможность оскорбить соседа или женить его на своей дочке всего лишь дает возможность «снять» или «положить» на лицевой счет «чести» несколько лишних баллов. Оскорбление, правда, дает возможность объявить войну без какого-то там пенальти за развязывание войны, но кому это надо, когда за удачные боевые действия дается намного больше очков, а за уничтожение одного из пяти «сюжетных» противников разом выдается несколько сотен очков?! При этом в игре отсутствует возможность «мирного» присоединения нейтральных провинций. Впрочем, в каком-нибудь Crusader Kings такая опция не особо помогает государям-пацифистам.
Europa Universalis: Lite Edition.
Ну и зачем нам улучшать с ними отношения?
Все равно всех придется завоевывать. В перспективе.
Посмотрите на скриншоты. Я не знаю, как выглядела оригинальная Svea Rike 3 (не зря ведь между шведским и мировым релизами прошло три года?..), но то, что Crown of the North и красивее, и нагляднее своих старших (младших?) сестер-«Европ», - факт. Красочная карта Скандинавии, поделенная на провинции, радует глаз не только сочными красками, но и минимально возможным количеством интерфейсных панелей. Все, что нужно, есть непосредственно на карте. Щелкаем по постройке или юниту и делаем то, что нужно. Просто, удобно, наглядно.
В этом вся Crown of the North, изданная в России snowball под названием «Варяги: Северные Дружины» (интересно, почему уважаемые не посягнули на линейку «Европы»? Не знали, что это не просто Svea Rike 3, как указано на тыльной стороне коробки? Так ведь исполняемый файл «Варягов» подписан как «EU: Crown of the North»…). Игра проста, незамысловата и весьма скромна по размерам (во всех смыслах).
С другой стороны, за счет упрощения игрового процесса Svea Rike 3 выгодно отличается от «тяжеловесной» «Европы» динамичным игровым процессом, более продвинутыми боевыми действиями и отличной графикой. Я уже молчу про то, что игру легко освоить. При этом в нее нескучно играть. Вряд ли закаленные в боях «европейцы» примут CotN за откровение, но то, что это весьма достойная игра, – факт. Во всяком случае, она точно не достойна того, чтобы ее бездумно хаяли и упрекали во вторичности. Кто из кого вырос – это еще большой вопрос.
P.S.
И не забывайте об отличной «скандинавской» музыке. О багах тоже лучше на забывать, так что вот вам мой совет: флот надо использовать не как *транспорт*, а как понтонную переправу для сухопутных войск.
Europa Universalis: Crown of the North
(в Швеции игра вышла под названием Svea Rike 3
в России игра вышла под названием Варяги: Северные дружины)
Занимательная история.
Хорошая провинция. Богатая.
Судьба у этой игры непростая, скорее - даже запутанная. До такой степени, что отдельные критики, похоже, попались на крючок западного издателя игры, который пытался завлечь народ знаменитым тайтлом. А началось все это еще в 1997 году, когда в свет вышла игра под названием Svea Rike, что можно перевести как «Швеция». Игра была сделана по популярной (судя по всему, исключительно в Швеции) настольной игре и предлагала игрокам заняться обустройством Скандинавии. Спустя какое-то время вышла вторая часть игры, которая мало чем отличалась от оригинала.
А в 2000 году вышел Svea Rike 3, который спустя три года (!) был выпущен за пределами родной Швеции. К слову, это был первый (доказать иное пока не удалось, потому как не удалось обнаружить НЕ шведских версий Svea Rike и Svea Rike 2) проект серии, который вышел за пределами страны-производителя. Западный издатель решил сыграть на любви общественности к Europa Universalis и обозвал проект Europa Universalis: Crown of the North. Официально CotN, вроде бы, не считается классической Европой, но обратите внимание: в оригинале игра вышла в 2000 году, а Europa Universalis – всего лишь в 2001. И кто чей «клон», уважаемые горе-критики?
Давным-давно в одной далекой-предалекой…
Отправлять конницу в болото - *большая* ошибка.
…Скандинавии разразилась гражданская война. Даже целых три: между претендентами на престол Дании, Швеции и Норвегии. Локальная задача для каждой из шести сторон не ограничивается присвоением себе титула короля соответствующей страны. Сказав «А», нужно крикнуть «Б» и завоевать всю Скандинавию, а также кусок Прибалтики и пару-тройку областей на севере Германии. За компанию, так сказать. Отсюда, собственно, и появилось название перерожденной «Европы» - «Корона Севера».
Людям, избалованным масштабами происходящих событий в EU и EU2, размеры CotN, мягко говоря, не пришлись по душе. Оно и неудивительно, что игра долгое время не выходила за пределами Швеции: по сути, она полностью посвящена событиям в Скандинавии, так сказать, продукт для внутреннего пользования. Но, тем не менее, это не умаляет многочисленных достоинств CotN, которые в свое время разглядели лишь самые зоркие рецензенты западных игровых изданий. Историческая несправедливость, связанная с тем, что игру клеймили за упрощение «Европы», хотя она, по сути, есть предтеча «Европы», должна быть развеяна, как дым. Предлагаю по-новому взглянуть на этот далеко уже не новый проект (особенно если брать его имя в девичестве – Svea Rike 3, – которому скоро исполняется уже целых девять лет).
Итак, в игре всего одна кампания и шесть «игровых» фракций – по две на каждое скандинавское государство. Сложность игры напрямую связана с вашим выбором: отдельные фракции в геополитическом смысле расположены крайне удачно, амбары ломятся от мешков с зерном, а серебро уже просто некуда девать. Сложность игры – соответствующая. Те, кто не ищут легких путей (и не относят себя к «умным, которые в гору не пойдут») и выбирают кого-нибудь вроде мятежного маршала Стига, начнут свои мытарства по Скандинавии в поселке на болоте, где даже пшеница толком не растет. Армия маленькая, враги на союзы не соглашаются, а отступать некуда: за спиной – Атлантика…
Злой, плохой, голодный.
Оперировать придется тремя ресурсами. Первым и самым главным является серебро. Его сбор происходит вполне логичным образом: развиваем город – увеличиваем число горожан – повышаем налоговые поступления. Расходовать его приходится буквально на все: набор армий, строительство сооружений и различные случайные события. Вторым важным ресурсом является зерно, количество которого зависит от отношений с крестьянством и развитием сельского хозяйства в вашем государстве. Особенно меня насмешила фраза одного рецензента про то, что он так и не понял, зачем нужно это самое зерно. Как ни странно – для набора армии. «Заплатили» единовременную мзду в десяток мешков – и проблемы с дальнейшим снабжением войск решены. Последним ресурсом является честь или победные очки. Они начисляются и отнимаются буквально за любое игровое действие. Оскорбили соседа? Минус 20 чести. Уничтожили ключевого противника? Плюс 500 победных очков.
Для идеального налаживания экономики надо, по большому счету, сделать всего две вещи: влюбить в себя подданных и вовремя апгрейдить строения. Последних, к слову, значительно больше, чем в «Европе», и каждое приносит серьезные дивиденды. Колхозные поля, рынки и города улучшают, соответственно, приток зерна, товаров и денег. Военные лагеря производят пехоту, замки – конницу, а церкви налаживают связь с высшими силами и их наместниками на земле. У зданий имеются так называемые «уровни» - так, замок первого уровня позволит нанимать конницу, а пятого – рыцарей. Но особо ломать голову над тем, что строить дальше, не приходится. Если с внешней политикой (читай: присвоением чужих территорий) все в порядке, то беспокоиться о тылах не приходится. Знай себе отстраивай рынок да набивай карманы серебром.
Каждое улучшение любого здания приводит, в долгосрочной перспективе, к налаживанию отношений с соответствующим сословием. Дворянство обожает новенькие замки (бонус к набору войск), духовенство приветливо улыбается, узнав о строительстве очередной церкви (поможет в налаживании отношений на первых этапах игры), горожане приветствуют расширение городов, а крестьянство – сельскохозяйственных угодий. При этом отношение каждого сословия к вам измеряется по десятибалльной шкале, где что-то вроде единички означает почти неминуемый мятеж, а десятка – повышение сборов налогов на 5% с соответствующего сословия. Но наладить отношения со всеми не так уж и легко: запрещая крестьянам торговать на рынке, вы расположите к себе горожан, но продовольственная безопасность будет подорвана. В соответствующем каждому сословию здании всегда можно произвести ряд манипуляций (помимо апгрейда соответствующей постройки), которые разом изменяют отношения со всеми слоями населения.
Русские идут, или особенности национальной геополитики.
Лучшие варианты всегда стоят денег и неожиданные бонусы.
Лучше, правда, этими вещами не заниматься, потому что ваши планы всегда будут усложняться случайными событиями. Последних в игре великое множество. Допустим, стало известно, что один из ваших родственников – сумасшедший. Как вы поступите? Дурачок при дворе может наломать дров, но он все-таки ваш родственник... Отправить ли его в самую дальнюю комнату замка королевства, сплавить в монастырь или оставить при дворе? Любой вариант сулит множество бонусов и немало головной боли: увеличение/уменьшение количества победных очков, изменение отношений с дворянством («свои так не поступают») и т.п. Отдельные случайные события ставят вопрос ребром и в любом случае вынуждают игрока портить отношения с какими-то слоями общества, другие – удешевляют определенные типы войск, третьи – приносят приятные бонусы вроде немецкого феодала с двадцатью рыцарями за пазухой. Самым же забавным случайным событием является набег какого-нибудь русского князя, которому стало скучно за юго-восточной частью карты, что сулит большие проблемы тем, кто не следит за собственным тылом. Ну чем не Russian Invasion?
Вообще в игре очень много информации, но большая ее часть скрыта и демонстрируется игроку исключительно в мануале. Так, например, на первый взгляд совершенно непонятно, чем пехота (два типа) отличается от арбалетчиков, а всадники - от рыцарей. И только полистав мануал, вы поймете, что одни имеют лучшие показатели атаки, другие – скорости передвижения, а третьи получают бонус при определенных условиях. Так, например, дешевая и многочисленная пехота имеет огромное преимущество над наседающим врагом – учетверенный показатель защиты, если бой ведется в болотистой местности. Также, например, очевидно, что конных воинов лучше не использовать при осаде поселений. И таких мелочей в игре множество, потому как она, по большому счету, ориентирована на боевые действия «все против всех».
Лишним тому доказательством является местная система дипломатических отношений. Помимо шести ключевых фракций на карте имеется большое количество «городов-государств». Отношение с каждой стороной характеризуется числом в диапазоне от -200 до +200. Понятно, что -200 – это кровная вражда, а +200 – крепчайший союз. На этом все самое интересное и заканчивается. Возможность оскорбить соседа или женить его на своей дочке всего лишь дает возможность «снять» или «положить» на лицевой счет «чести» несколько лишних баллов. Оскорбление, правда, дает возможность объявить войну без какого-то там пенальти за развязывание войны, но кому это надо, когда за удачные боевые действия дается намного больше очков, а за уничтожение одного из пяти «сюжетных» противников разом выдается несколько сотен очков?! При этом в игре отсутствует возможность «мирного» присоединения нейтральных провинций. Впрочем, в каком-нибудь Crusader Kings такая опция не особо помогает государям-пацифистам.
Europa Universalis: Lite Edition.
Ну и зачем нам улучшать с ними отношения?
Все равно всех придется завоевывать. В перспективе.
Посмотрите на скриншоты. Я не знаю, как выглядела оригинальная Svea Rike 3 (не зря ведь между шведским и мировым релизами прошло три года?..), но то, что Crown of the North и красивее, и нагляднее своих старших (младших?) сестер-«Европ», - факт. Красочная карта Скандинавии, поделенная на провинции, радует глаз не только сочными красками, но и минимально возможным количеством интерфейсных панелей. Все, что нужно, есть непосредственно на карте. Щелкаем по постройке или юниту и делаем то, что нужно. Просто, удобно, наглядно.
В этом вся Crown of the North, изданная в России snowball под названием «Варяги: Северные Дружины» (интересно, почему уважаемые не посягнули на линейку «Европы»? Не знали, что это не просто Svea Rike 3, как указано на тыльной стороне коробки? Так ведь исполняемый файл «Варягов» подписан как «EU: Crown of the North»…). Игра проста, незамысловата и весьма скромна по размерам (во всех смыслах).
С другой стороны, за счет упрощения игрового процесса Svea Rike 3 выгодно отличается от «тяжеловесной» «Европы» динамичным игровым процессом, более продвинутыми боевыми действиями и отличной графикой. Я уже молчу про то, что игру легко освоить. При этом в нее нескучно играть. Вряд ли закаленные в боях «европейцы» примут CotN за откровение, но то, что это весьма достойная игра, – факт. Во всяком случае, она точно не достойна того, чтобы ее бездумно хаяли и упрекали во вторичности. Кто из кого вырос – это еще большой вопрос.
P.S.
И не забывайте об отличной «скандинавской» музыке. О багах тоже лучше на забывать, так что вот вам мой совет: флот надо использовать не как *транспорт*, а как понтонную переправу для сухопутных войск.
Автор: katarn
Дата: 22.10.2008