Rapture
Нет, не подводный Город из умеренного
Bioshock. А самый настоящий восторг. После аляповатого Xenus маленькая, но очень гордая
Deep Shadows взяла на свои натруженные плечи неподъемную ношу – и… Подняла! Аттракцион неслыханной дерзости, несущий сладкие южноамериканские плоды.
Input
Глядя на необыкновенной красоты рассвет, цветастую рыбёшку и умиротворённо колышущиеся водоросли в зерцале прозрачной воды, невольно сбрасываешь с себя неспокойные мысли о рутине. Откладываешь в сторону старенький АК-47, снимаешь потрёпанный бронежилет класса 6 и скучные, но верные берцы, садишься трудовой мозолью на мягкий, ослепляюще чистый песок и просто любуешься, размерено и глубоко вдыхая теплый океанский бриз.
В такой обстановке тяжело представить, что прекраснейшая из стран населена самыми кровожадными, самыми жестокими людьми.
Но для Майерса (и нас с Вами) один из Колумбийских архипелагов – не ссылка с твёрдой целью, но курорт, полный приключений, тропических фруктов и очаровательных представительниц, хоть и женского, но первобытно дикого пола, хищно и с прищуром поглядывающих на крепкий торс похорошевшего протагониста.
Однако здесь нет места отдыху и праздности. Находясь в наивысшей точке эстетического наслаждения, упиваясь ароматом мясистого фейхоа, будучи уже на уютном пороге нирваны, гарантировано будешь грубо и бесцеремонно прерван шальной пулей, пущенной очередным некто из густых зарослей.
Разумеется, настроение после столь неслыханного вмешательства скатывается в пучину лютой ненависти, конечно же, вновь облачаешься в тяжелый бронежилет (попутно пристрелив из Кольта 45-го калибра неугомонного приспешника капиталистических идей и принципов), обуваешь надоевшие берцы, трущие всё те же трудовые мозоли на стопах, поднимаешь с песка и устало отряхиваешь родной АК-47 – и понуро плетёшься выполнять назначенное задание…
Больше, чем шутер - не меньше, чем РПГ!
Почему не бывает огромных членистоногих? Ещё как бывают, но и обитают они строго под водой. На сушу путь им заказан. И вот почему: в доисторические времена земная атмосфера была пресыщена кислородом, позволяя огромным насекомым жить и даже процветать, но из-за ряда геологических катаклизмов случился массовый выход не окислённого железа на поверхность планеты, что и порешило судьбу стрекоз размером с собаку навсегда (но также дало возможность иным тварям начать собственный тернистый путь эволюции)…
Если проще, огромные членистоногие, в виду особенностей их дыхательной (и не только) системы, на суше задохнулись бы.
К чему эта псевдонаучная ремарка, спросите вы?
Она здесь к тому, что недостатков в Xenus II настолько мало, что каждый из них является событием просто-таки вселенского масштаба, которое тот час же д
олжно пристально рассмотреть под атомно-силовым микроскопом. Без шуток.
После обыденно незатейливого вступления перед протагонистом открывается свободный мир, живущий по своим правилам и озадаченный собственными проблемами. Отовсюду торчат корни здравой РПГ, предполагающие нелинейное развитие событий, богатые диалоги и наличие колоритных персонажей.
Квесты, как и прежде, делятся на сюжетные и ресурсные (которые, в свою очередь, направлены либо на повышение той или иной репутации, либо на увеличение массы песо в карманах), но в отличие от предшествующего «кипящего» недоразумения, выполнять и те и другие неожиданно интересно.
Любая мелочная проблема любого персонажа на одном из двух островов имеет свою вполне логичную подоплёку, как правило, любопытную предысторию и опрятный финал.
Каждое действие игрока найдёт своё отражение в диалогах и отношении к себе. Будете творить добро по всей земле – мирное население проникнется к вам любовью и обожанием, убивать военных – не обессудьте, если ихний капитан охает вас и откажет в дальнейшем сотрудничестве, невзирая даже на солидные барыши…
И не придерёшься ведь.
Третий и последний большой остров отдан на растерзание свирепым маньякам. Здесь, в жёстком треугольнике, по образу лебедя рака и щуки, непримиримо грызутся партизаны, бандиты и официалы. И если до этого игра казалась развесёлым тиром, то здесь разворачивается настоящая война. За территорию, власть, нефтяные вышки и собственные идеалы. Поначалу как-то даже не по себе от всего этого беспощадного месива. Танки, вертолёты, моторизированная бандитская пехота, воронки от взрывов и десятки недругов, не дожидающихся от протагониста смертельной расторопности. Только пятой ступаешь на остров – и вперёд! Кромсать, взрывать, резать, давить, зарабатывать опыт и поспевать утирать вражескую кровь с лица.
Майерс, оказывается, несмотря на дружелюбную внешность и спокойный голос – настоящая машина убийства и один в поле воин...
Юмор заметно повзрослел, стал лёгким, ненавязчивым и, главное, весёлым. Обязательно, например, переговорите со всеми агентами ЦРУ. Иронии (самоиронии) и мемов из этих ваших интернетов в игре – хоть отбавляй, однако и они довольно органично вписаны в геймплей, не превращая игру в зеркало одной известной энциклопедии.
Нынче многое переменилось. Добыча кровных и необязательно кровавых денег стала много проще (хотя заплывы Майерса на стометровую глубину без акваланга заставляют призадуматься), и лишние несколько тысяч песо приятно, бывает, спустить каким-нибудь общечеловеческим, исключительно гуманным способом. Например, проиграть однорукому бандиту в заведомо неравной схватке или же провести оздоровительную ночь с очаровательной куртизанкой в местном борделе, или прикупить себе остров, построить там роскошный особняк со всеми удобствами и нежиться у бассейна на жарком солнышке...
Никто не удержит Майерса за рукав, не пригрозит кривым пальцем сценариста и не укажет на то, что есть правильно, а что – нет. Мессия или бандит, или что-то серенькое, скользкое и среднее – решать только игроку.
Признаться, у автора этих строк идея переметнуться из-под красных знамён герильи во вражий стан ради банального заработка, лёгкой наживы, вызывала (и продолжает вызывать) отвращение. И правильно, социалистическую революцию вершат люди чистые духом, не погрязшие в капиталистическом делирии!
Хотя выбор здесь есть почти всегда.
С другой стороны, некоторые сюжетные квесты вызывают искреннее недоумение. За примером далеко ходить не надо – пресловутая баржа, битком набитая враждебными агентами ЦРУ, успешно уничтожила не один миллиард нервных клеток игроков на округлых просторах всего земного шара. Почему, потрудитесь ответить, Сол Майерс, легионер, комсомолец, спортсмен и просто почётный ныряльщик, собственноручно проплывший не один километр вдоль и поперёк архипелага, не способен перекинуться за борт и уплыть восвояси? Нельзя так с людьми, тем более, под конец. Нельзя. Тем более, когда основной сюжет – хромой, подслеповатый, глухой и без одежды. Но это ничто. Капля в Карибском море...
Финальный монолог Майерса, несмотря на общую заурядность, фонтанирующий пафос и нарочитое упрощение – в корне верен абсолютно, и всё-таки устало ставит все оставшиеся точки над «ё».
Gluck™ и прочие гадости
Увы, сия горькая чаша не миновала уста второй версии бравого легионера. К счастью, заплатки не заставили долго ждать и оперативно выправили часть критических ошибок, но оставили ещё много неприятных дыр, так что запасайтесь валидолом. В местах повышенной концентрации ботов наблюдаются катастрофические падения fps, потому вышеописанная бойня на третьем острове, временами, превращается в эпическое слайд-шоу. Движку также нелегко даются просчёты физики твёрдых тел, что сказывается на общей производительности. В остальном же: быстро и красиво.
Карта. Запаслись валидолом? Запасайтесь корвалолом! Она статичная и не масштабируемая. Важные персонажи не отображаются, а меток можно ставить аж одну и без подписи. К чему это убийственное ретроградство – осталось неизвестным.
ИИ. Местами, не просто туп, а отсутствует напрочь. Бывает, конечно, весело, но в основном – печально. Боты берут верх количеством, а не качеством. Хэдшоты, разумеется, ещё никто не отменял, что выручает.
Основной сюжет. Во-первых, Xenus он только у нас, у них он - White Gold: War in Paradise. Оно и понятно. Никакого (!) отношения непосредственно к ксенусу вторая часть не имеет. Во-вторых, вся эта псевдоинтрига и фирменно неожиданный (тм) поворот событий, мягко говоря, раздражают.
У ребят на выходе получился какой-то дичайший контраст между ресурсными миссиями и сюжетными, очевидно, не в пользу последних.
На этом, пожалуй что, и всё. Удивлены?
Hints.
Не примите превратно. В игре просто бывают такие моменты…
Первое, команданте Гильза прибывает на полуостров (!) около разрушенной церкви.
Второе, не бойтесь убивать всех неугодных, всех любых сердцу убить нельзя.
Третье, как только отравите ядохимикатами плантации наркобарона - сажайте самолёт на воду, берите любую моторную лодку и спокойно себе возвращайтесь на базу. И самолёт сохраните, и Майерса, и свои нервы. А главное, миссию не провалите.
Четвёртое, не забудьте взять перк, позволяющий использовать базуку. Пригодится.
Пятое, финальную битву, растянувшуюся на 2 км, при желании, можно легко и без усилий сократить до двухсот метров. Не знаю, глюк ли, но разработчики оставили кое-где весьма широкий лаз.
Output
Да, X-Ray последнего разлива бесспорно красив, да, CryEngine2 восхищает, а Dunia – отличный мотиватор хотя бы раз, хоть глазком увидеть Far Cry 2, но VitalEngine3 красив по-своему, и по-своему же способен восхитить. Красоты Xenus II не приедаются, напротив, каждая, пусть и неблизкая поездка на катере – расслабляет, привередливая погода (ах-х, до чего же достоверно сгущаются тучи!), смена дня и ночи, пристальное внимание к деталям – практически, каждый из кусочков визуального оформления подчёркивает безраздельно царящий здесь дух свободы.
Музыка не отстаёт от графики - она хороша. Тревожная главная тема резко контрастирует с довольно шаловливым игровым процессом, и только под конец понимаешь, что и это неспроста, что шутки кончились, и лучшего музыкального сопровождения тут просто быть не может.
Оружие, как и прежде, выполнено на высоте. Износ, ремонт и апгрейды – обитают на своих местах. Варенье всё так же смертельно опасно, но встречается очень уж редко...
Транспорт, по большей части, неадекватен (б-же упаси садиться за штурвал самолёта), но боевой вертолёт – сказка наяву. Удобнейшее аркадное управление и колоссальная мощность, два в одном. Учитывая способность VitalEngine3 прорисовывать окружение далеко и чётко, для услады садистских наклонностей, временами, можно устроить локальный и безнаказанный Апокалипсис в пределах города или злодейской резиденции. Главное - чтоб народ покучнее.
Следует отдать должное, по части техники – здесь всё честно: если это УАЗ – это именно УАЗ, если КАМАЗ – КАМАЗ, если Audi - …
Хотя автомобили и не лицензированы, но узнаются достаточно легко.
Приятно же, с ветерком прокатиться на родном УАЗ-315195 по Колумбии, сбивать на полном ходу представителей наркомафии, и наблюдать за разлетающимися в стороны колёсами.
Любую технику (кроме привязанной к сюжету) можно и нужно безнаказанно угонять, были бы отмычки да навыки.
Система накопления и перераспределения опыта теперь основана на перках. Получил уровень – выбрал способность. Негусто, но и немало.
Жаль только, нет выбора «или или».
Финал
Всё же, странная штука: в Xenus II хочется играть и после его окончания, нет ни малейшего желания так скоро покидать столь жестокую, но чертовски привлекательную, пускай и виртуальную, но Колумбию. С виденьем этого мира глазами
Deep Shadows, их интерпретацией его, грустно расставаться, но возвращаться – в радость.
Не это ли высшая похвала создателям игры?
И если первому проекту мы затруднялись дать хоть какую-то оценку, то здесь и думать нечего.
Крепкие 85%
P.S. Автор вяжет гордиевы узелки из пальцев в надежде на столь же замечательных «Precursors».
А в затылок Майерсу жарко дышат (украинские же) пираты XXI века. Интересно, хватит ли сил свеженьким
DIOsoft переплюнуть добротно заматеревших
Deep Shadows…
UPD! Увы-увы, история оказалась беспощадной к
Deep Shadows и
DIOsoft: их последние творения получились посредственного качества, что сбросило две эти студии с рынка "больших" игр на тёмную сторону рынка "мобильного".
Xenus: Boiling Point (для самых крепких духом!)
(MT) .suneX
«С моей точки зрения нужно было быть сумасшедшим, чтобы не делать все возможное для ещё большего разжигания страстей – до точки кипения.»
Гитлер.
Это было долго, тяжело и скучно. Но мы это сделали. Назло друзьям, здравому смыслу и работе. Мы мучились, выплёвывали сквозь сжатые зубы нецензурную брань, чистили ОЗУ, перезагружали систему, бились головой о монитор, пускали слюни и втихомолку использовали трейнер. Но мы сделали это. Финальный аккорд, вымученный (вроде как) юмор - и резкий обрыв. Стоп-кадр. Титры.
Вывод прост: .suneX – игра для маньяков, мазохистов и маньяков-мазохистов.
Чрезвычайное внимание! Впереди вас поджидают сплошные спойлеры, неадекватная речь и прочие побочные эффекты, текст искусственно перегружен оборотами и, в целом, нечитабелен, просьба не читать или читать на свой страх и риск.
Теперь по пунктам.
Как это было.
2002 год.
Позвольте представиться, моё имя Кевин Майерс. Без лишних церемоний, я вольный наёмник, француз, бывший легионер с пожизненной пенсией.
Сейчас я пребываю в Колумбии. Воюю за деньги, убиваю за деньги и саботирую за деньги. Моя специальность – военный инженер – довольно широкий профиль без какой-либо конкретики. По большей части, мне приходилось ремонтировать технику, в том числе и радиотехнику, или учить других, молодых и пугливых, азам столь неопределённой, но жизненно необходимой профессии.
О родителях своих ничего не скажу, так как это не относится к сути дела. Скажу лишь, что мой жизненный выбор, да и вообще моя жизненная позиция была им не по вкусу.
У меня есть младшая сестра Мэгги и она журналист. Слепое провидение нашептало ей поехать в ту знойную тропическую пропасть для очередного «сенсационного» репортажа. Я одиноко существовал в Париже, в квартире с видом на радиовышку Эйфеля; пенсии хватало на жизнь без излишеств, но жаловаться, в общем-то, было не на что. До тех пор, пока не позвонили из редакции, в штате которой прозябала сестра. Больше недели она не появлялась в поле зрения. Ни письма, ни строчки. Колумбийские власти разводили руками, редактор туземной газеты по телефону грубил или отмалчивался. Надеяться на благополучный исход в стране, раздираемой изнутри на сочащиеся кровью неравномерные куски, для юной особы – бессмысленно. Особенно, если за неё некому заступиться. Я наскоро собрался – и налегке отправился в аэропорт.
Жизнь шаблонна, по прибытию мне понадобилась вся подзабытая моя сноровка, просто для того, чтобы выжить, однако впереди меня ещё ожидает долгая дорога и клубок тайн, извилисто ведущих к сестре…
X.E.N.U.S. - Clear Sky.
У Deep Shadows интересная история. Если бы мне представилось выступать в суде, я встал бы на их защиту, несмотря ни на что. Первым их блином, вкусным, грамотно приготовленным, чуть тёплым, с красной икрой и сливочным маслом стал Venom: Codename Outbreak – вещь не столько легендарная, сколько переломная – (тогда ещё) выкованная в золотоносных стенах GSC. Малоизвестный 2.5D Chasm: The Rift от Action Forms был несправедливо предан забвению, в то время как Venom прогремел, что гром посреди ясного неба, озарив отечественный геймдев качественно иным светом.
К удивлению многих скептиков, в этом тактическом шутере было всё: крепкий, хоть и предсказуемый, сюжет, огромные детализированные открытые пространства (обеспеченные свежим, только со стапелей, Vital Engine), прекрасное озвучивание и музыка, некислые и разнообразные миссии, допускающие свободу действия, оригинальный подход к вооружению, накопление опыта и – самое главное – беспрецедентный ИИ, аналогов которому на вполне себе земном шарике не существовало. Будущее, разумеется, казалось безоблачным и чистым, однако, только Venom оказался на прилавках жадных магазинов – от GSC громко и болезненно отпочковалось первое официальное поколение ренегатов, забравшее с собой лицензию на Vital Engine и анонсировавшее собственный проект.
На вопрос: «Хлопці, шо горєло?» - обе стороны сурово отмалчивались и елейно улыбались друг другу, желая удачи и процветания.
Примечательно, что GSC, занятые, видимо, пересчётом звонкой монеты выпустили в поток фотонов одну лишь единственную заплатку (1.2) на замечательный, но всё же фирменно дырявый Venom, в то время как из-за кривобокой защиты (старфорс, да…) требовал он много большего. Деликатно отстранённые от ТМ отщепенцы самостоятельно склепали необходимый патч (2.1) со встроенной «отучалкой», и выложили неофициально. Добровольно и безвозмездно. В скором времени, они также открыли исходники первой версии движка.
Игроки затаили хмельное дыхание. Deep Shadows предлагали определённо колумбийский Xenus, а GSC, ещё до выхода Venom анонсировали некий загадочный Oblivion Lost на более красивом X-Ray Engine (переродившийся в последствии в до боли известный и мучительный долгострой).
Xenus: Boiling Point, впрочем, тоже далеко не простой ребёнок, явившийся на ратное виртуальное поле в тяжких родах. Страсти накалялись. В околоигровых эллипсоидах тема “DS vs GSC” не желала сходить с юных, но верных уст, каждый-второй гадал на красивых скриншотах и пивной пене, кто же в битве этой выйдет победителем. Однако, на пути к успеху обе студии относительно больно споткнулись об один и тот же несгибаемый камень, заставивший резать готовые наработки на меха. Речь, разумеется, идёт об издателе. Для презренной или же пламенно обожаемой GSC – то были THQ, для одухотворенной и озарённой пламенем обыкновенной свечи DS – тогда ещё сильная Atari.
В итоге, оба проекта вышли сырыми, до ужаса забагованными, и совершенно не тем, что обещали или хотели увидеть сами разработчики.
Вас восприняли, как врага. [Бандиты]
В стенах GSC зрела концепция новой игры, шутера от первого лица, с открытым геймплеем, огромным бесшовным миром, нелинейными заданиями, различными средствами передвижения, лихо закрученным сюжетом (обязательно предостерегающем об опасностях контроля над человеческим или околочеловеческим разумом), и кучкой группировок, честно враждующих между собой.
Случилось нечто.
Словно два абсолютно упругих мячика, зачинщики Venom и их попечители разбежались в противоположные стороны. В свою очередь (году эдак в 2005-м) GSC обратились к Владимиру Вернадскому и ноосфере, Deep Shadows (ещё в 2001-м) – к Николе Тесла и его концепции идей. DS забрали с собой Vital Engine, GSC нарастили X-Ray. И те и другие радели за изящную реализацию открытого игрового процесса.
По сути, Xenus, что тень от человека после ядерного взрыва – отображает то, чем мог бы стать S.T.A.L.K.E.R. до ухода DS на вольные хлеба. Исторический, но сокрытый за семью печатями раскол, как это ни странно, пошёл на пользу обеим командам. Но не в прошлом и не в неизвестном будущем, а в самом, что ни на есть, настоящем.
Как это есть?
2005 2007 год.
Сол Майерс. Меня зовут Сол Майерс. Сол Майерс – это мои имя и фамилия. Для тупых повторяю: Майерс Сол. Так меня зовут. Все зовут (но я сам прихожу, как внезапный трындец). И враги и пацанва – друзья, то есть. И не иначе. Я вроде как умный военный, потому служил головой и другими частями тела в том самом Легионе. Но даже там умных таких, как я, не нашлось, и только из зависти меня скоро спровадили на пенсию. И ещё я люблю отпускать едкие и уморительные шуточки. Да, в этом деле я реально хорош. Высокий интеллект, напористость – залог моей непобедимости и сногсшибательного успеха, в том числе и у клонированных женщин. Я, кстати, пацанчики, умею говорить с каждым на его языке. Половина моих друзей называет меня Гением Дипломатии. Другая половина – хамовитой, беспринципной свиньёй с начисто отсутствующими интеллектом, чувством меры и хоть какой вялой харизмой. Впрочем, это они так шутят. По-дружески так, да… А ещё я Сол Майерс! И у меня есть своя точка кипения. У каждого такая точка где-то есть, но у меня она особенная. У женщин такая точка – G. А у меня – дочь Лиза, которая почему-то совсем на меня не похожа, а даже немного симпатична, хотя полигонов в ней не больше, она репортёр в Колумбии, Боливии, Реалии, Банании (с) или типа того. Два дня она не выходила на связь, что неожиданно тревожно, я быренько собрал манатки – и свалил в эту самую Колумбию или Ковумбию... Кто туземцев этих разберёт. Типа, проламывать кабины, чистить рыла, бухать текилу, нюхать рассыпчатый белый адреналин, но во что бы то ни стало докопаться до истины. Пацаны, такие дела…
Маразмы АпофеозовТрава ласково щекотала пятки обутого в скрипучие кирзачи Сола Майерса, упорно пробиваясь сквозь днище лишенной покрышек Феррари, что безудержно мчалась по ухоженным тропическим джунглям Колумбии, пробиваясь к Вулкану с секретной лабораторией (тм) и пролетая над землёй, словно кукушка над собственным гнездом. Ничто не предвещало беды, кроме загадочных экспериментов Николы Тесла в колумбийских чащах, подозрительно положительного наркобарона и доброго доктора на голубом (!) вертолете, подарившего Майерсу чип, выдранный из картриджа NES, для подавления сигналов ретранслятора, контролирующего сознание во благо отдельной взятой группы людей на острове, захлёбывающемся в человеческой крови. Негнущейся рукой Майерс правил руль, во второй руке он крепко сжимал банку смертоносного (нет – убийственного!) варенья. Наконец, машина вырвалась к Вулкану с секретной лабораторией (тм), окружённому аномалиями «вспышка» из братского проекта - и заглохла, так как мощное электромагнитное поле, хоть и не выжигало мозги, но технику не любило. Это было вожделенное окончание…
Голодранец Сол Майерс прибыл в Колумбию без гроша за душей, настроен он был смело и решительно. Послав куда подальше владельца автобусной остановки, Майерс пошёл в местный бар проводить разведку мордобоем. Ворвавшись в бар «эль негро ягуар», он нос к носу столкнулся с главным негодяем (до которого придётся ещё добираться не один час и десяток миллионов нервных клеток). Негодяй, будучи идейным наследником Доктора Зло, Доктора Моро и профессора Мориарти, был вежлив и даже приоткрыл тайну хитроумного плана по завоеванию Галактики, который опять же очень близок по духу к проекту, который выйдет двумя годами позже, но, увы, даже не обмолвился, что именно он, негодяй, и есть тот самый гнусный похититель дочери, которая «почему-то» (тм) не восприимчива к чудо-волнам. А зря. Могли бы решить всё полюбовно, благо Майерс – человек резкий, но отходчивый. Это было настораживающее начало…
Сол Майерс, достигший точки кипения в 100 градусов по Цельсию, в n-дцатый раз медленно плёлся из точки «А» в точку «Ы», проклиная всё, на чём свет стоит, сценаристов, 2D и 3D графику, жутковатую систему повреждений, пластиковые стёкла, клонов и отсутствие заклинания возврата.
Неожиданно резко он остановил машину прямо посреди дороги – на полной, но небольшой скорости в неё влетело два чёрных параллелепипеда (усердно старающихся быть похожими на Мерседес W463), Майерс буднично вывалился из автомобиля, не обращая внимания на противные сигнальные гудки, прошёлся по багажникам образовавшейся «пробки», насобирал десяток стандартных колёс (одинаково хорошо подходящих и к армейскому грузовику и к нелепой «копейке»), еле донёс их на своём несгибаемом к багажнику страшненькой Феррари (которая нарекалась «Кометой», но ключи были именно от Феррари), после чего всё так же буднично продолжил нелёгкую свою миссию колумбийского курьера.
Уж лучше так, - думал Майерс, - чем на вертолёте или, упаси б-же, на самолёте…
В тюрьме Майерса встречали насторожено. С хлебом, солью и квадратным мячом. Охранники, памятуя о трёх-четырёх предыдущих зверских зачистках, опасливо жались к окровавленным стенам. Но что герою мелочь пузатая и совести червячок? Пропуская сквозь зубы отборную брань, Майерс передёрнул затвор – и бросился в атаку, оставляя по себе очередную гору свежих, но быстро исчезающих трупов и, в который раз уже, отрепопленную тушку начальника тюрьмы.
Унылые заключенные, одни из немногих в Колумбии, кто был способен общаться с Майерсом на родном ему языке, приветствовали горе-героя рутинными вопросами о баланде и плохо прикрывали сутулыми спинами настенные надписи нецензурного содержания…
Сол Майерс, давно уже переваливший за точку кипения в 100 градусов по Цельсию, заехал в очень недружелюбный город (а их там было ровно два – умеренно дружелюбный и очень недружелюбный, в зависимости от стиля прохождения). Он оставил машину с обязательно выключенным двигателем у знакомого бара «эль негро ягуар», и пошёл искать наркодилера-похожего-на-программиста прямиком на второй этаж этого самого бара, как вдруг ВНЕЗАПНО с неба свалился горящий вертолёт, раскатав случайного прохожего в лепёшку. Впрочем, на это никто не обратил никакого бесценного своего внимания. Бабушки увлеченно продавали «ГРАНАТЫ» (тм), в газетном киоске – холодное пиво «Оболонь Премиум» (тм), мужик с пирожками – целебные пирожки, лечащие не хуже колбасы в непропатченном S.T.A.L.K.E.R., барыги барыжили, а груженные сумками жители города всё так же бессмысленно передвигались из стороны в сторону, время от времени, исчезая или появляясь из воздуха прямо перед вечно недовольной физиономией Майерса. Жизнь текла в своём неповторимом и до ужаса примитивном ключе. Подумаешь, вертолёт с неба грохнулся, экая невидаль! Привыкайте, Сол Майерс, можно подумать, в вашей этой изнеженной Франции такого не бывает.
Дабы сэкономить кровные 5$, Майерс принёс наркодилеру-похожему-на-программиста видеокарту GeForce FX 5200. После чего конвейер несчастий, приближающий Майерса впритык к заветным титрам, не останавливался уже ни на мгновенье…
Оно и хорошо.
Выключение
Игры бывают разными. Большими, сжатыми, интересными, консольными или о космосе. Есть игры на любой изощрённый вкус: казуальные – для уставшего офисного планктона, хардкорно-мозгодробильные – для истинных манчкинов, есть игры красивые, направленные на юных и обеспеченных ньюфагов, есть игры старые – для труъ олдфагов, возводящих виртуальную машину в статус квазибожества. Но все они покупаются, продаются, меняются, устанавливаются, удаляются и хранятся на полках, тесня умные и более тру книги, причём, с каждым годом – всё больше.
Удивительна и непреклонна была зацикленность украинских разработчиков на контроле чьего-либо сознания во имя всеобщего блага (Xenus: Boiling Point, You are Empty, Vivisector: The beast within, S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, Metro 2033). Иных будто сюжетов не существует.
Трудно в итоге сказать, на кого всё-таки рассчитан Xenus: Boiling Point.
И не надо тут верить всяким вступлениям о маньяках-мазохистах…
В чистом осадке имеем
На одной чаше весов уютно расположились:
- Честный отыгрыш за разные фракции (теоретически, приемлемый риплэйабилити).
- Местами, действительно потрясающая графика (да-да, по состоянию на 2009 год) – пейзажи бесподобны.
- Неописуемая груда мелочей, демонстрирующая сложную, кропотливую и многоэтапную работу над игрой.
- Не лишенные оригинальности избранные сюжетные квесты.
- Веселый (более чем) отыгрыш за фракцию индейцев, особенно, выполнение заданий «Уха».
- Огромный арсенал и модификации всего и вся, износ оружия и возможность (!) его ремонтировать.
- Попытка реализовать взаимодействие игрока с разными видами техники.
- Относительно честная система повреждений игрока.
- Хлипкий, но относительно внятный сюжет, выпестованный и неоднократно вылизанный в стенах и за пределами стен ПЫС.
На второй чаше, которая куда больше, тяжелее, вместительнее и вообще прибита к столу, на котором весы эти самые преют, грозно щетинится следующее:
- Игра – долгострой, потому графика в иных местах отвратительна (по состоянию на 2005(7) год).
- Зашкаливающее количество глюков (как для долгостроя, так и вообще, способное заставить «Чистое небо» завидовать чёрной завистью), не убивающихся даже патчем 2.2.
- Убогие модели всего (за исключением прекрасно выполненного оружия).
- Анимация, напоминающая о скорбных потугах паралитика казаться опытным кукловодом, в то время как половина нитей злонамеренно кем-то отрезана.
- Физика, уровня употребления тяжелых наркотиков, не способная, порою, тягаться даже с Deus Ex первого разлива.
- Выжигающее мозг управление летательными аппаратами.
- Устрашающая оптимизация (Топовый компьютер? Это – не беда, падение фпс гарантировано даже у вас, даже сейчас).
- Однотипные (и одноклеточные притом) задания за разные группировки, отсутствие контр-миссий, унылые диалоги, (вроде как) шутки, способные вызвать улыбку разве только у лоботомированного носителя уличной культуры и соответствующего арго, да и вообще, этот (вроде как) юмор – одно из слабейших мест игры.
- Никакой (!) ИИ, что после Venom вызывает неподдельный шок и волну нервно-клеточных суицидов.
- Безудержная страсть вражеских фракций к древнему ремеслу лесоповала.
- Всё та же неописуемая груда мелочей. По большей части, она, к сожалению, выполняет сугубо косметическую роль (автор дополз до желанного окончания, используя не модифицированный АК-47 +, временами, такой же Steir AUG, не научился управлять гусеничной техникой и прочими кораблями, не собрал Ксенус, остался «хилым слепым криворучкой-дистрофиком с руками-крюками» (с), спящим на ходу трезвенником и спортсменом).
- Сюжет (в целом), неприкрыто кипятящий мозг бессмысленными и никак не вяжущимися в единое целое поворотами.
- Невозможность угона машин или хотя бы праведного воровства ключей от них.
- Несоответствие названий и имен, связанное с неоднократным переписыванием игры.
- Странная валюта (ИРЛ – 1$ = 2000 песо, уж если Колумбия, так чтобы до конца).
- Собственно, сам камень Ксенус (а странно, педивикия говорит, что это птица), который нужен в игре, как пятой ноге – собака.
- Осознание того прискорбного факта, что Колумбия-де, оказывается, страна клонов. Причём клонируется там все регулярно, в воздухе и прямо перед носом. Магия? Конечно, убогий FaceGen той же Bethesda – недостижимый идеал для отечественного игропрома.
- Пустые и однотипные 25*25 км (было бы 10*10 км – может, и претензий поменьше было бы) и низкая скорость… решительно всего, отсюда – искусственное растягивание продолжительности игры, сюжетных квестов в которой – аж целых 12, без дроби.
- Окончание игры, где фирменный репоп (тм) обретает воистину маразматические масштабы.
И последнее:
- Главный герой, которого хочется прикончить жесточайшим способом с самого вступительного ролика и до финальных титров этой, с позволения сказать, игры. Более антипатичного ГГ авторская перегруженная память отказывается выуживать даже для сравнения. Для того чтобы достигнуть точки кипения, достаточно лишь посмотреть на или услышать эту «отвратительную рожу».
Отсюда вопрос лично к разработчикам, как, скажите на милость, можно было столь пренебрежительно и бездарно перенести внешность, в общем-то, достаточно харизматичного и обаятельного фараона Арнольда Вослу в это ваше 3D, чтобы один лишь взгляд на него вызывал рефлекторное отвращение?
Как можно было допустить столь угнетающее и оскорбляющее (как игроков, так и, верно, самого Вослу) озвучивание главного героя?
Да что же он за герой такой, если глазом не моргнув, предаст, убьёт, взорвёт, будет шантажировать, употреблять наркотики, алкоголь и «ботать (בטא) по фене(אופן)»?
Ради чего, ради кого? Дочери? Судя по моральному облику и унылым чуть более, чем полностью диалогам с безымянной экс-супругой, Майерсу дочь его нужна, как растаману ганджа без огня.
В итоге, если представить себе тот же постылый наш мир, но в реальности которого Xenus – единственная, из когда-либо существовавших компьютерных игр, её можно было бы назвать вполне сносной, несмотря на очевидные огрехи. А так, увы. Ничем не замутненный провал и глобальное крушение надежд тысяч игроков на бескрайних просторах СНГ…
Как это будет?
А будет… Будет тотальная работа над ошибками, пристальное внимание к мнению игроков, «Золотое Издание» и обязательная следующая часть о похождениях уставшего и всё-таки «вочеловечившегося» Сола Майерса на одном из архипелагов знакомой уже Колумбии, всё такой же неспокойной и манящей духом настоящей свободы.