Да олды уже не те мы уже не те и мы никогда не сможем быть такими какими были прежде.
Vktr
Vktr
Ностальгия - сложное чувство. У взрослых людей за повседневными заботами редко выпадает время, когда можно оглянуться назад и подумать о своем прошлом, поэтому ностальгия свойственна в основном старикам, у которых главным занятием и становятся воспоминания. Они любят собираться вместе, с друзьями и бывшими врагами, и обсуждать разные подробности, непонятные другим, но ставшие очень важными для них. Еще они любят хранить у себя дома всякую "рухлядь", которую потомки норовят втихаря выкинуть, не понимая всего ее значения, - вещь сама по себе может не иметь никакой ценности, но она вызывает определенные воспоминания о людях и событиях, связанных с ней. Таково же, кстати, и значение религиозных артефактов - они бесполезны с практической точки зрения для неверующих или непосвященных, но для адептов религии они имеют сакральный, потайной смысл, понятный только им. Один такой артефакт лежит у меня на полке: это старая, с треснувшим стеклом коробочка с диском, в которую бережно вложен чек с еле различимой датой 26.06.99.
Ладно, с ностальгией мы разобрались. Перейдем к делу... Когда-то давно, когда мобильные телефоны были еще в новинку даже в столице, была такая компания NIKITA. Сейчас она занимается разработкой игрушек для мобильников, sms-сервисами и прочим, извините за выражение, ****. А давным-давно, в лихие девяностые в нашей галактике, они начинали с игр для PC и сделали не неведому зверушку для мобильных платформ (над неведомой зверушкой сейчас работает Уоррен Спектор), а первую отечественную игру про космос! Не больше и не меньше.
Знакомьтесь - наш главный герой, имперский рейдер "Паркан" собственной персоной
Советская фантастика, как известно, космос очень любила. Его любило и наше правительство, и писатели-фантасты честно выполняли свой патриотический долг, соблазняя неокрепшие умы картинами межгалактических путешествий и прочей неправославной атеистической ересью. Некоторые к этой важной задаче относились серьезно, как, например, Иван Антипович Ефремов, другие - несерьезно, что, конечно, было вызвано их весьма сомнительным происхождением и дипломом ВИИЯ, как Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие. Тем не менее, издавали и даже экранизировали в то время и тех, и других, и, как ни странно, от цензуры доставалось тоже им всем. Стругацким, правда, больше повезло уже в наше время, когда они пришлись "ко двору": недавно вышел супермегаблокбастер сына известного советского режиссера Сергея Бондарчука, а кроме того, по моему любимому произведению даже сделали игру. Я в нее, правда, не играл и, может быть, правильно сделал.
Что именно из этого читали или смотрели авторы Паркана, остается неизвестным. Наверно, что-то всё-таки читали, как все советские пацаны, но вдохновение для своей игры предпочли черпать из другого источника - американской фантастики, которая тоже очень любила в то время космос и не оставляет его своей любовью до сих пор, в то время как наша фантастика тихо умерла или скатилась к тупому копированию. По словам Олега Костина, одним из главных источников подражания для команды были "Звездные войны" Джорджа Лукаса. Здесь они были весьма неоригинальны, поскольку по "Звездным войнам" уже в то время вышло немало игр, среди которых были и космические симуляторы, и экшены, а позднее появились и хорошие РПГ. Тем не менее, хотя вселенная Паркана* действительно весьма напоминает вселенную Лукаса, это всё-таки нечто другое.
Ни одного человека мы не встретим до самого конца игры. И друзья, и враги здесь - дроиды
Историю вселенной здесь пересказывать бессмысленно, и дело не в возможных спойлерах, а в том, что этой истории как таковой нет. То есть она присутствует в мануале, но в самой игре практически не воплощена. Мы знаем только, что служим "Империи" на одной из далеких патрульных баз, и даже мотивы поведения персонажей игры остаются для нас загадкой и после просмотра финальных титров. Впрочем, тогда это мало меня волновало, не волнует и сейчас, поскольку отсутствие сюжета с лихвой восполняется великолепным геймплеем.
Жанр Паркана определить довольно сложно. Если исходить из того, что написано на коробке с игрой, то это "first person strategy, role playing game, 3D action, space simulator". В первую очередь - это космосим, и здесь разработчики не скрывали, а, наоборот, подчеркивали его преемственность с Элитой. У нас есть корабль - имперский крейсер "Паркан" - и большая карта со множеством случайно генерируемых звездных систем, между которыми нужно перемещаться в подпространстве. Межпланетные путешествия выполняются на автопилоте и, как ни странно, занимают больше времени. На спутники планет также можно попасть, но туда приходится лететь самостоятельно и это требует очень серьезного запаса терпения. В отличие от Элиты, посадка на планеты здесь происходит автоматически.
Паркан можно и нужно апгрейдить, и со временем из весьма хилой машины он превратится в монстра, способного в одиночку расправиться как минимум с шестью самыми мощными истребителями противника. Больше в основном и не встречается. АИ врагов достаточно умен и умеет даже отступать, если корабль сильно поврежден и не имеет шансов на победу. Любят они также садиться вам на хвост, поливая огнем из ядерных пушек, и выпускать по вам ракеты, только дронами пользоваться не умеют. Здесь у нашего крейсера неоспоримое преимущество - он может взять на борт флотилию аж из шести вспомогательных кораблей и выпустить их все разом. Типов дронов довольно много, они отличаются скоростью, вооружением и щитами, но так как довольно быстро можно достать самую последнюю модификацию (эти дроны носят гордое название "Кекс"), то все остальные, как правило, отправляются на продажу.
Экшен!!!
Экшен продолжается и на планетах, где приходится зачищать заброшенные после войны космопорты. Здесь бои уже в стиле DOOM. В целом они намного примитивнее, стрейфиться практически невозможно, прыгать нельзя (зато можно ползать по стенам), на выбор мизерное количество оружия. Кроме того, в игре есть один баг, который весь смысл наземных боев сводит к нулю и они превращаются в приятную прогулку, во время которой остается только любоваться на случайно генерируемые космопорты и отыскивать там тайники с квестовыми предметами. Предметы тоже распределяются случайным образом, но если вам совсем уж лень, то можно взлететь и снова сесть на планету, и нужный предмет, как правило, появится в первой же комнате.
В заброшенных космопортах после вычистки злых дроидов можно устроить свою базу. Не каждая планета подходит для колонизации, но если на ней достаточно и топлива, и органики, то можно построить весьма солидное предприятие, которое будет бесперебойно снабжать Паркан топливом и оружием и даже само себя защищать от местных пиратов, если удастся найти нужный апгрейд для завода и наладить на нем производство космических кораблей.
Космические пираты являются врагами по умолчанию, хотя в ряде случаев от них можно откупиться топливом, которое во вселенной Паркана служит универсальной валютой. С другими дроидами можно строить отношения - торговать и выполнять миссии. Со временем они станут рассматривать пилота как своего друга и даже дадут ему скидку. Можно поступить и наоборот - захватывать и грабить целые планеты и теоретически даже грабить караваны торговые суда. Правда, у меня это ни разу не получалось - торговцы осторожны, и отыскать их в космосе можно только случайно. Со временем, однако, ваша репутация сбрасывается, если вы не были в системе достаточно долго.
Смесь различных жанров, отличный геймплей, продвинутая графика - всё это сделало Паркан в свое время если не шедевром, то, по крайней мере, заслуживающей внимания игрой. Когда-то существовало несколько фан-сайтов по первому Паркану и другим играм серии, что тоже о многом говорит. Увы, сегодня практически умер даже официальный сайт второго Паркана, фанаты же давно растворились в просторах галактики.
Сделав успешную заявку своей первой игрой, Никита в дальнейшем выпустила еще три под общим тайтлом "Паркан". "Parkan. Железная стратегия" был довольно интересной попыткой изменить жанр игры, превратив ее из космосима в смесь шутера и RTS. Хотя с оригиналом у нее мало общего, всё же игра получилась очень достойная. Она же была первой из игр серии переведена на английский язык и издана за рубежом, где ее неплохо приняли. Позднее Никита выпустила римейк первой части на новом движке и с добавлением элементов Железной стратегии. Для многих фанатов эта часть стала разочарованием из-за проблем с геймплеем, и в немалой степени также из-за технических заморочек, поскольку Parkan II был игрой весьма и весьма капризной. После него Никита объявила, что продолжать серию больше не будет. Может быть, это даже хорошо.
Полноэкранный режим полета был добавлен в издании 2001 года
P.S.: Первый Паркан вышел в 1998 году в двух вариантах - в обычной и коробочной версиях. Коробочная отличалась только тем, что там в определенном месте нужно было ввести слово из мануала, тогда как у обычной никакой защиты от копирования вообще не было. В 2001 году Никита попыталась выпустить второе издание, переработав графическую составляющую, но неудачно. Наконец, недавно Паркан вышел уже третьим изданием в составе сборника всех игр серии на DVD. Сборник выпускала уже компания "1С", и первая часть в нем прилагалась в виде бонуса - дополнительной папки на диске, которую предлагалось скопировать себе на винчестер и с танцами с бубном запустить. Подробнее про танцы - здесь.
* Я не силен в "Звездных войнах", но, насколько знаю, их фишкой было смешение технологии и восточных учений, отсюда, например, весьма необычные имена героев этой серии. В Паркане есть только один такой намек - само название игры и корабля, что на санскрите означает "бумеранг".
Автор: Lysen
Дата: 11.11.2009