Стратегия в реальном времени по форме, коридорный шутер – по содержанию. Стандартнее уже не будет, ведь дизайнер за вас решил всё: где будет расположена ваша база, сколько на ней будет турелей и, иногда, сколько времени вы проведете за той или иной миссией. Лебединая песня Ensemble – красивая, дорогая и пустая, как пластиковый манекен, - давит на психику нарочито пафосными и отчего-то грустными мелодиями. И правда грустно. Что всё кончилось вот так.

Halo Wars.

Age of Halo.

[​IMG]
Новенькая база.
Развитие предопределено заранее...

Для меня Ensemble, расформированная после завершения работ над Halo Wars, так навсегда и останется разработчиком одной Игры и нескольких игрушек. Речь, естественно, об Age of Empires. До сих пор редкая RTS предлагает нам такое обилие тактических и стратегических ухищрений, как эта легендарная игра. Тем более удивительно, что у создателей трилогии AoE получился настолько прямолинейный проект. Впрочем, кто платит, тот и музыку заказывает, а издателем Halo Wars была, естественно, Microsoft. Упустив крепостную Bungie, большая М решила заполнить вакуум игрой диковинного для фанатов Halo жанра. И не прогадала.

Менее чем за месяц было продано более миллиона копий игры. Как и в случае с играми основной линейки, это число никоим образом не характеризует качество самой игры. Даже, наверное, не качество - с ним всё более-менее понятно: багов фактически нет, всё вымыто, причесано, прилизано, лишнее отрезали, то, что нельзя отрезать, замаскировали подручным материалом. Вопросы есть к впечатлениям от изученного материала. Они примерно такие: «вуууух?..» Пятнадцать миссий пролетаются за несколько вечеров, а в памяти всплывают всего две или три действительно нетривиальные задачи. Кроме этого, вспоминается разве что таймер на самом видном месте – отсюда динамика, отсюда шашки наголо и танковые кулаки. Что еще остается делать, когда тебя подталкивают к финалу, тыкая в пятую точку раскаленной добела пикой?

Два притопа, три прихлопа.

[​IMG]
Достойные кадры... случаются.
Но многие ли из нас играют в RTS ради них?

Так можно охарактеризовать почти всё: управление, тактику, менеджмент. Следуя стопами Dark Colony, нам выделяют площадку под строительство базы. Базу можно один-два раза улучшить и получить еще пару слотов под строительство. По углам четырехугольной цитадели – турели, на которые можно навесить противопехотные, -авиационные, -танковые улучшения-обвесы, на территории самой базы – площадки-ячейки под блоки снабжения, которые производят ресурсы, электростанции (суть не ресурс, но искусственный ограничитель строительства всех-всех-всех технологий в начале миссии), три здания, производящие юниты, а также – для «галочки», не иначе, - центр изучения технологий. Например, увеличения лимита юнитов.

Лимит – жесточайший. 30 – на старте миссии, 40 – после изучения соответствующей технологии. При этом какой-нибудь танк съедает целых трех «человечков», а летающий «меня зовут конец всему» - шестерых. Оттого-то и стычки в Halo Wars больше похожи на перестрелку между двумя дворовыми бандами, нежели на эпические сражения между человечеством и ковенантом. Инопланетяне давят массой, люди – сплоченностью действий. Уже к середине игры почти вся техника становится ненужной: 99% задач решается силами авиации, которой гораздо проще задавить противника, нежели пехотой или танками, и кого-нибудь из героев, в том числе трех спартанцев.

Спартанцы – этот цирк, кстати, не нов и появился еще в Age of Empires 3, - как и другие главные герои игры, погибнуть не могут в принципе и по получении ранений, якобы несовместимых с жизнью, ложатся костьми на бренную землю и ждут, когда их вылечат. Но даже эти супермены не в силах противостоять могучим «скарабеям» или нескольким залпам артиллерии ковенанта – приходится подтягивать все имеющиеся силы и давить врага по отдельности. Массой. Чего еще ожидать от стратегии, в которой интерфейс предполагает быстрый выбор или всех юнитов на экране или вообще всех войск на карте? Хотя по мыши скучать не приходится: Halo Wars адаптирована под геймпады, без проблем управляется с них, привыкнуть к этому легко. Но вот RTS весь этот балаган назвать сложно. Пожалуй, Ensemble удалось обнажить глубочайший кризис, в котором очутились современные стратегии в реальном времени: у такого игрового процесса, я уверен, будущего просто нет.

Брызгая слюной.

[​IMG]
На этом скриншоте, должно быть, большая часть всех войск
всех сторон на этой карте.

«Дух огня», в команду которого входит своенравный искусственный интеллект Серина, бодрый капитан, бравый сержант и ученая, которая ничего пока не знает, но всех спасет, ведет неравный бой с ковенантом, откопавшим некий артефакт, позволяющий уродцам раздавить человечество словно гниду ногтем. Однако, слаженные действия главных героев позволят ненадолго отсрочить расправу и, возможно, положить конец войне путем тотальной аннигиляции сего бесценного артефакта.

К Halo, за пару десятков лет до событий которого происходит действие Halo Wars, отношения никакого, зато в комплекте с игрой за 2,5k двуглавых орлов идет весьма сомнительное удовольствие лицезрения знакомых монстриков и техники в необычном ракурсе. Вероятно, всё это должно вызывать щенячий восторг у фанатов серии, однако нормальным людям приходится мучиться со слишком низко расположенной камерой, которая не дает возможности *даже* посмотреть на линию горизонта. Сами карты на удивление маленькие, базы расположены близко друг к другу, так что постоянные вражеские атаки будут поддерживать ваши турели в тонусе.

Зато ролики в игре – шикарные. Удивительные люди на всем известных сайтах даже (зачем-то) выложили видеовставки к игре отдельным файлом и обозвали это чудо «мультипликационным фильмом по Halo». В чем-то они правы: видеоролики в Halo Wars должны увидеть все – если есть возможность, обязательно оцените работу аниматоров, за которую не было бы стыдно ни создателям Warcraft 3, ни авторам Final Fantasy X. Эти по-настоящему качественные ролики – единственная составляющая игры, которая не разочарует вас в принципе.

Теряя ноги на ходу.

[​IMG]
Очередной постановочный скриншот в стиле Ensemble.
Обычно бои случаются, когда враг уже у ворот родной базы...

Вообще, Halo Wars – типичный «вау»-проект, где все силы разработчиков были сконцентрированы на увлекающих за собой глазное яблоко эффектах. В основном, естественно, речь идет о взрывах, хотя графика – не самая сильная сторона Halo Wars. Ее просто не удается толком оценить. Воспоминания по видеоряду такие: пёстро, цветасто, аляповато. Взрывы красивые. Всё, больше ничего не могу сказать. Те самые *запомнившиеся* миссии – этапы на время. В одном надо успеть за полчаса активировать несколько частей гигантского механизма (ковенант и «флуд», естественно, активно мешаются под ногами), в другом – успеть за время, которое вражья гигантская пушка затратит на уничтожение хрупкого укрытия вашей базы, предпринять *что-нибудь*. Самая адреналиновая, интересная и запоминающаяся миссия – факт. Экономя каждую копейку, собираешь танковый кулак, который еще за два экрана до цели будет рассеян, – каково? Приходится бегать по карте, уворачиваться от лучей смерти и ослаблять оборону монструозного орудия. И как авторы Age of Empires додумались до такого?

Также вне подозрений в измене родине – композиторы, выдавшие очередной саунтрек, достойный лучшего применения. Фанаты Halo миллионными объемами жуют очередную порцию от Microsoft, зависая в Live. На Live рассчитан и Halo Wars (к моменту продажи миллионной копии игры было сыграно 118 лет (!!!) сетевых баталий…), но его у нас *как бы* нет, так что говорить о его пользе или вреде бессмысленно: любая игра в сетевом режиме преображается. Сингл же Halo Wars под стать своим коллегам из стана шутеров: короткий, однообразный, динамичный и прямолинейный. Очень жаль, что Ensemble закончила именно так. Выходцы из этой конторы основали новые фирмы, но ожидать от них чего-то шедеврального пока не приходится. В связи с Halo основные надежды возлагались на ODST, но это совсем другая (и еще одна печальная) история об очередном громком Xbox360-эксклюзивном пшике.

P.S.:
Перевод как перевод - есть и ладно, за такие деньги можно было ожидать много большего. Смысла в нем - ноль, ведь основная линейка Halo по-прежнему не знает о существовании русского языка. Что Halo 3, что ODST.


Автор: katarn
Дата: 05.12.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей