«В двадцать два он уже был ковбоем, одним из лучших взломщиков Муравейника. Обучали его тоже лучшие специалисты, легендарные Маккой Поли и Бобби Куайн. В состоянии почти постоянного адреналинового возбуждения, присущего молодости и профессионализму, Кейс подключался к изготовленной по спецзаказу киберпространственной деке, которая переносила его освобождённое сознание в консенсуальную галлюцинацию матрицы. Будучи вором, он работал на других, более состоятельных воров, на заказчиков, которые и снабжали его экзотическим софтом, необходимым для проникновения сквозь сияющие стены, окружавшие информационные крепости корпораций. Софтом, чтобы открывать окна в богатые поля данных»
- У. Гибсон, «Нейромант».*
- У. Гибсон, «Нейромант».*
Тут можно начать с чего угодно: например с того, что есть человек по имени Шон Оверкеш и он сделал игру под названием Decker. Или с того, как автор этих строк наткнулся на неё в 13 лет, когда ему в руки попался диск от журнала «Навигатор Игрового Мира». Или, на худой конец, с цитаты «Нейроманта» — шедевра жанра «киберпанк» — Уильяма Гибсона. Однако сама игра не так проста, как кажется на первый взгляд.
Дом, милый дом.
Contract.exe: Принятие контракта
«Decker» представляет собой игру из разряда «roguelike», сделанную в сеттинге «киберпанк». Игрок — это декер (хакер), входящий в разные уголки матрицы, выполняющий заказы и стремящийся обойти программы класса «ICE» (Intrusion Countermeasure). Заказы бывают разными — от «скачай пару файлов» и «нажми пару рычагов во входных/выходных ячейках» до «запусти в определённых местах программу клиента» и «разнеси систему вдребезги».
Одна из улиц матрицы.
И всё бы ничего,… если бы не одно «но»: чтобы нормально играть в Decker, нужно предварительно изучить информационный файл. Там объясняется задача (стать «владыкой матрицы»), рассказывается о программах, которые в состоянии использовать игрок, о ячейках матрицы, о навыках. С наскока игру не преодолеть, однако справка — это всего лишь верхушка айсберга.
Так вот ты какая, анаконда…
Character.exe: Я есть то, что умею
Вообще, «рогалики» — это не совсем ролевые игры. В какой-нибудь «Baldur’s Gate» главным элементом выступает сюжет и история, и ради этого игроку даются некоторые свободы вроде «NPC можно убить и взять квестовый предмет с его трупа, а можно с ним договориться, и он даст тебе этот самый предмет». В Rogue и его эпигонах всё гораздо примитивнее: перед игроком ставится задача (например, спуститься на 1500-й уровень подземелья и свистнуть оттуда какой-нибудь мегаэпичный артефакт) и несколько этапов её выполнения, к которым приплетена ролевая система — навыки, качество вооружения, сила монстров и другие факторы, призванные усложнить жизнь.
Сделал дело - гуляй смело!
Сама игра — это череда «проверок», в которой игрок «состоит» из навыков, программ, чипов и систем матрицы. Навыков несколько (атака, защита, анализ, скрытность), и все они влияют на то, как, например, хорошо игрок владеет вирусами или дешифраторами. Есть два навыка (программирование и проектирование чипов), которые позволяют создавать свои программы и чипы. Программ тоже много, и их можно даже комбинировать. Например, программы «молчание» и «завеса» каждая по своему повышают скрытность игрока, а программа для проникновения — Hide — позволяет бесшумно проникнуть в систему. При этом эффекты этих программ как-то суммируются.
Чипов тоже хватает, и они порой затрудняют жизнь — процессор (CPU) и сопроцессор (Coprocessor) отвечают за уровень перегрузки системы. Если нагрузить кибердеку программами (а нагружать её придётся), она просто сгорит! А чипы (например, Stealth Firmware) усиливают способности хакера.
В Decker главная задача — самоутвердиться и выжить при выполнении заказов. За заказы дают деньги, которые можно потратить на новое оборудование, программы и чипы, дающие некоторые преимущества (например, можно прожигать чипы и у себя дома создавать «железо»). Кроме того, игрок ежемесячно платит за проживание, и от условий этого проживания зависит, какие заказы и звания он будет получать — чем элитнее жильё, тем сложнее заказы и выше титулы. Но сразу в такие дебри игра не бросает. Игрок начинает свою вторую жизнь неопытным, бедным и никудышным хакером, который живёт в гнилой хибаре с квартплатой в размере 500 кредитов! Выход из этой дыры один — выполнение заказов. И вот тут раскрываются все прелести Decker.
Начнём с того, что проверки вроде «запустится программа атаки или нет» проходят по следующей схеме:
Номер цели = базовый номер цели + (2*рейтинг системы) + Ice-рейтинг - (рейтинг программы + рейтинг чипа + навык)
Базовый номер цели — это виртуальный бросок двадцатигранного кубика. Проверка навыка стандартна: 1 — это провал, 20 — успех. Обычно номер цели равен 10, что даёт нам 50% шанса на успех. Однако каждый уровень навыка, чипа и программы даёт +5%-ную прибавку. Но тут есть одно но: каждый бросок имеет свой уровень успеха, который определяется по следующей таблице:
• +0…3 = 1
• +4…7 = 2
• +8…11 = 3
• +12…15 = 4
• +16…19 = 5
То есть, если номер цели 10, а выпало 15 (на 5 больше номера цели), то уровень успеха равняется 2. Если проверка состояла в том, сколько урона мы нанесём программе (да, в игре есть бои, но это отдельная песня), то получается, что цель получила 4 урона, так как уровень успеха возводится в квадрат.
Знатный улов...
Другой весёлый момент — это файлы. Игроку рано или поздно придётся соваться в хранилища данных, а затем и вовсе по ним гулять. В начале они кажутся бесполезными, однако если их просканировать (за это отвечает навык анализа и программа-сканнер), то можно заметить, что некоторые файлы в ячейке отнюдь небесполезны! А программа «Оценка» (Evaluate) позволяет в прямом смысле слова оценить стоимость тех или иных файлов. Ведь если скачать особо ценные файлы, то после выхода из матрицы за них можно получить кругленькую сумму деньжат! Что даёт дополнительный источник дохода.
Но лафа недолго будет длиться — если ICE-программы обнаружат игрока, они поднимут тревогу, обрубят некоторые возможности и начнут за ним охоту. Если игрок закрыл в системе лазейку, откуда к программам будет лезть подкрепление, то всё как бы в порядке. «Как бы» потому, что анти-хакерские технологии на месте не стоят и особо продвинутые системы могут позвонить куда следует, после чего у двери незадачливого виртуального протагониста появится такая же виртуальная прокуратура с полицией. Или, если повезёт, ICE-программы поджарят хакера. Но для таких случаев есть дополнительное оборудование, которое спасает от подобных инцидентов.
Подсказки? Внутри системы?
Как бы прискорбно это ни звучало, но в игре главное — это хорошо прятаться. Грубая сила не поможет в прямой схватке с хитрыми защитными механизмами матрицы, поэтому сильный декер — это умный декер. На скрытности завязаны многие вещи: анализ, запуск вируса, дешифровка файлов, прохождение сквозь виртуальные барьеры и даже отключение тревоги или её переключение с жёлтого уровня на зелёный.
Senses.exe: Ощущения от второй жизни
Игра поначалу может не на шутку завлечь. Однако со временем схема «…взял контракт — полез в матрицу — выполнил заказ — вернулся домой — прокачал софт/хард/навыки/условия жизни — снова взял контракт…» начинает просто утомлять. Этому ещё способствует графика: все ячейки в матрице одинаковы, отличаются только программы защиты.Другая проблема — это отсутствие в игре конкретных гайдов. Вернее, есть один, разделённый на три части.
Опытный, прожжённый адепт киберпанка может рискнуть и прогуляться по матрице, как Кейс из книги Гибсона. Остальным рекомендую только на свой страх и риск. Может быть, Decker и откроет перед ними чудесный мир киберпанка, но для этого есть Deus Ex или E.Y.E: Divine Cybermancy…
P.S. Должен ещё заметить, что после получения титула «владыка матрицы» игра всё равно продолжается.
*Эта повесть, как и прочая художественная переводная литература, издававшаяся в 90-е и нулевые годы, обжилась несколькими переводами. Один вариант называется «Нейромант», другой — «Нейромантик».
Автор: Terronezov
Дата: 09.12.2013