«Вы издеваетесь?!»
Комитет.​

Праздные брожения по руинам московского метро не проходят бесследно. Призраки разорванной в клочья ноосферы бесцеремонно напоминают о себе постоянными déjà vu и выталкивают из памяти целые пласты ненужных данных. Иногда хочется облокотиться на обесточенный силовой кабель, убежать от постоянного бега и запустить руку глубоко в густые, словно забытый кисель, воспоминания. Пока ядовитая вода тихо тычет в уставшие плечи, самое время осознать, что общего здесь много больше, чем кажется затуманенному мечтами глазу…

[​IMG]

System Failure


История неприметного хлопка — гибели Parallax Arts Studio — заурядна и неинтересна, как и смерть любого среднестатистического гражданина государства N. Люди рождаются, просаживают свою пресную жизнь и умирают. Десятки или сотни добиваются какого-то надуманного статуса или воздействуют на умы масс, некоторые даже исхитряются перетянуть ход истории, обильно снабжая пищей нынешних синергетиков, но неминуемая кончина одинаково уравнивает всех и каждого. Разницу творят умы следующей партии, отпочковывающейся от безостановочного конвейера жизни.

Вот и Parallax Arts Studio стремились облагородить лик «отечественного шутера», трижды вытащив из кармана заведомо проигрышный билет. И каждая следующая попытка всё сильнее и бесцеремоннее толкала их существо к грани исчезновения. Исход оказался летальным.

Двухминутка хохота


Trash — это искусство!​


Не следует разъяснять суть шутки. Гиперболизированные, возведённые в абсолют заявления PR-отдела (или какого-то лешего) орут сами за себя. В сознании бродят упорные слухи, что в старину ворам отрубали руки, а клеветникам вырывали языки. Уж не пора ли изымать из прошлого застывшие традиции во имя светлого будущего?

[​IMG]

Первые уровни вызывают неподдельный культурный шок (привет, «Территория Тьмы»!): они будто нарочно пестреют невообразимым набором красок, дубовыми персонажами, слабо отзывчивым управлением и физикой времён Trespasser. Всё это великолепие приправлено на редкость отвратительной музыкой и раком российского кинематографа нулевых — вездесущим product-placement’ом.
Именно в этот момент игрок пробкой выскакивает из игры, курсор стремительно путешествует по маршруту Пуск –> Панель управления –> Установка/удаление программ –> Удалить «Исход с Земли», а читатель сворачивает обзор в трубочку и уходит в запой.

Обождите же! Блажен, кто верует!​


«Наш ответ» — злокачественное словосочетание игровой промышленности. В погоне за западными стандартами выкормыши СНГ, как правило, теряют собственные образины, какими бы они ни были, и никогда не приобретают новых. Одной из первых ласточек-мутантов была «Kreed» от воронежского Burut’а. «Наш ответ» грядущему «DooM III» ужаснул бы, наверное, самого кибердемона, реши тот ворваться в эту реальность.

[​IMG]

Потому, вероятно, игры-пустышки — рядовое явление и родовое проклятие на широких просторах постсоветского пространства. А единицы-оригиналы (вроде тех же Ледорубов) не приносят столь солидных барышей, как их проштампованные собратья. Зная, что издатель готов удавиться даже за мельчайшую монету, разработчик завсегда готов идти на жертвы. Всё, как говорится, ради прибыльного искусства…

ТТХ


Если пожевать полоску фильтровальной бумаги, пропитанной диэтиламидом лизергиновой кислоты, можно даже вообразить, что «Исход» — это «наш ответ» эталонным монстрам по имени «Half-Life».

[​IMG]

Бесконечные бочки с горючим, ящики, контейнеры, интуитивно предсказуемые триггеры и возврат на предыдущие локации, поиск карт-ключей, поездка на милом бгоневичке вдоль побережья, путешествие на другую планету и неуёмный геноцид доблестных болванов — вот фактически и всё, что может предложить «Исход с Земли». Старо, знакомо, а оттого — приятно и даже как-то укромно.

Хотя движок, с хрипом дотянувший до стандартов 2004-го года, изредка дразнит действительно симпатичными картинками, его недоразвитость (даже в том несчастливом 2007-м) невозможно сокрыть зазывными речами на обложке; а хорошее озвучивание отдельных персонажей непрестанно флиртует с невыразительными звуками окружения и безб-жно убогой музыкой, которую лучше сразу же выключить. Этакий огород контрастов. Но игру топят не аудиовизуальные прелести, которых здесь нет; игру затаскивает на дно злобный, олигофренический ИИ. Из-за него-то немногочисленные плюсы сливаются в один глубокий и бесперспективный минус. Основная составляющая FPS недалеко ушла от прародителей середины 90-х, уступая им по всем фронтам.

[​IMG]

«FPS без перестрелок — абсурд!» — скажете вы. Но в Parallax Arts Studio разрешили иначе. О нет, всяческой разнокалиберной пальбы в «Исходе» премного, но вот интереса от неё — 0. И, положа руки на самые дорогие части тела, мы громогласно скажем: «Не будь в игре ни одного бота, она бы только выиграла!».

Дабы хоть как-то скрасить искусственную глупость, «Исход с Земли» беззастенчиво будет рисовать враждебное мясо прямо перед носом, иногда за спиной, над головой, под ногами, за углом, но всегда прямиком из бестелесного воздуха. Бывает, это даже пугает своей внезапностью, иногда и смешит, но столь откровенное издевательство не может, вопя и кусаясь, не бросаться в глаза и не въедаться в мозг. Учитывая, что протагонист охотно дохнет от любого меткого плевка (а плюются здесь метко), каждая стычка растягивается в полноценную эпопею «quicksave-quickload».

Ужас в том, что все перестрелки в «Исходе с Земли» скучны и невообразимо раздражают, напоминая о невыносимых буднях чешского рудокопа из «Alpha Prime». К слову о чехах, «Исход» идёт нос в нос с этой милой заурядной поделкой, уступая графически, но обгоняя её иными толками. К тому же здесь, как и в «Alpha Prime», до неясного финала можно пробежаться с единственной штурмовой винтовкой наперевес. Полезный против внеземных двухметровых мутантов (неизменно норовящих побить игрока камнями) трёхствольный дробовик — уже буржуйское излишество, а вступительный топорик — не более чем шутка. О гранатах же можно сразу умолчать, так как местная физика беспощадна по отношению к игроку, но благосклонна к любым, даже обездвиженным мишеням.

И сам протагонист хоть и не робкого десятка, а свернуть себе шею умудряется практически на ровном месте. Талант, не иначе.

Мелочь, а приятно…​


Страшно? Вот и мы испугались. Но натянув на голову бабушкины чулки и прочитав литанию против страха, мы одолели «Исход с Земли»!

А мелочи правят балом. Конечно, если подбираться к телу игры с кирпичной миной, то и удовольствия от неё можно получить ровно столько же. Но достаточно лишь поменять известный градус зрения, как тут же образина преображается в лучшую сторону. Говорят, критиковать легче, чем хвалить. А мы, не задумываясь о вещицах бренных, согласимся. Даже в «Исходе с Земли» кое-что заслуживает искренней похвалы.

[​IMG]

Во-первых, у разработчиков здоровое чувство юмора, потому и сюжет, и персонажи — чистой воды стёб над махровыми игровыми клише, уничижающий другие «шутеры современности» и многие прочие «кинобоевики». Очаровывают и повсеместные логи — не откажите себе в удовольствии, если дотянетесь, — выполнены они прозрачно и со вкусом. Разумеется, ничего интеллектуального в них нет, но нет и явных перегибов. «Динамичный и непредсказуемый сюжет» полон громких банальностей и ненавязчивых издевок над ними.

Во-вторых, достаточно приятные, хотя и не всегда адекватные, головомойки, насильно склоняющие пальцы к частому использованию «быстрого сохранения». Бесконечные патроны — удел по-настоящему продвинутых игр, а выползать с топором против бронированной турели как-то несолидно. Но часто оказывается, что самые неочевидные действия приводят к самому желаемому результату — продвижению дальше. Тут бы вспомнить о традиционном «русском квесте», но мы не станем.

В-третьих, хорошо продуманный дизайн локаций, произвольно оживляющий в памяти культовый SiN. Сами по себе они, понятное дело, банальны и привычны (разномастные склады, заводы, офисы, лаборатории, etc.), но выполнены тщательно и с очевидной приязнью. Для кого-то это будет старьём заплесневелым, а кому-то — классикой и огоньком былой славы.

И самое, пожалуй, приятное: глюков в игре не наблюдается. После заплаток никаких не наблюдается.

А.Х.З.​


Фабула проста, как и всё несложное: в недалёком будущем звезду по имени Солнце обязали уничтожить Землю своими дюже радиоактивными ветрами. Но не всё так плачевно! Родная корпорация «А.Х.» в глубокой космической дали отыскала некоторый минерал, который поможет успешно прижиться землянам на других и, вероятно, чуть-чуть более враждебных планетах, чем Земля, с которой уже заранее запланирован многомиллиардный исход.

Глобальная задача игрока — вставить как можно больше палок. В колёса «А.Х.», разумеется. Зачем? Ибо так велено, и на том твёрдая точка.

[​IMG]

Аватар (с определённо геройским именем Фрэнк Риксон) отдалённо напоминает Дюка, однако калибром примерно в шестнадцать раз скромнее и интеллектом немного более мощным, чем у любого из простейших. Но это ничуть не мешает ему злорадно пошучивать между миссиями и во времена оных.

Феерический в своей банальности сюжет протащит Фрэнка по внутренностям корпорации «А.Х.» на матушке-Земле, а затем, после освежающего прибережного экскурса на симпатичном бгоневичке, забросит во внутренности всё той же корпорации «А.Х.», но уже на планете А.Х., где и добывается загадочный минерал.
Казалось бы, вот он, Рубикон! Ан нет, дудки. И Земля, и А.Х. — одно лицо, разница только в наборе красок и незатейливом расширении бестиария. Единственное отчётливое отличие: на А.Х. воздух худой и несвежий, так что приходится регулярно запасаться кислородными баллонами, прямо как в (подставить нужную игру).

Однако g на А.Х. всё так же равно единице, потому Фрэнк убивается с тем же рвением и упорством, что и на Земле. И если уж начистоту, то каменистая планета живо напоминает старенький «Gunman», если не древний «Outlaw», и аж никак не мир Xen, как о том иногда толкуют. Всё равно прогулка на открытом ядовитом воздухе слишком коротка и не позволяет насладиться прелестными безжизненными пейзажами. С другой стороны, за 7/8 игры Фрэнк честно оттопчет родную планету и привычные коридоры, заваленные привычным хламом, потому смена обстановки, хоть и мимолётная и иллюзорная, не сможет также мимолётно и иллюзорно не обрадовать.

Тайны, заговоры, безумие и предательство… Классический винегрет, обладающий неизменным вкусом. И если бы не откровенная самоирония, можно было бы плеваться желчью, а так — происходящее воспринимается как должное. Как одно долгое скетч-шоу с серьёзным лицом.

Несколько раз Фрэнка погоняют взад-вперёд по одинаковым локациям, а на закуску выдадут финального босса, которого и убивать-то не надо.

[​IMG]

Финал, традиционно для игростроителей из СНГ, вообще ничего не проясняет и оставляет по себе толстую пачку недоуменных вопросов. Если продолжение и предполагалось, то появиться оно сможет только в двух случаях:

1. Ленивое «1С» не захочет выдумывать что-то свежее.
2. Какие-то подковровые фанатики решат сделать из «Исхода с Земли» хорошую игру.
3. Когда рак на горе свистнет.

Похожую участь чуть позже разделили «Deep Shadows», разорвав «Предтечи» на вырост. Итог печален.

Искусство – это Trash​


Добрый дедушка Эйнштейн был свято убеждён, что всё относительно. А мы, как и ранее, не будем ему перечить.

На фоне титанов жанра «Исход с Земли» выглядит бледно, глотает пачками валидол и постоянно хватается за своё угловатое сердце. Но стоит перенести его в родную среду обитания, как он тут же расцветает, расправляет плечи и приобретает относительно здоровый цвет лица.

В гряде стандартных и ничем не выдающихся российских шутеров «Исход с Земли» справедливо займёт третье место после стёганого «Timeshift» и старомодного, но шустрого «ÜberSoldier» за номером один. По самой авторитетной и авторитарной системе оценок «ИМХО».

В «Исходе с Земли» слишком много хорошего, чтобы небрежно от него отмахнуться, но всё хорошее надёжно спрятано под толстым слоем недостатков. В тот час вышел роскошный (иных эпитетов и не подобрать) «Bioshock» — когда всевозможные радости зазывно блестят на чужих влажных поверхностях, есть ли смысл обращать внимание на кроткий и отсталый «Исход», столь бесстыдно поднятый на смех собственными глашатаями? Если есть время и/или исследовательская искра, то и смысл отыщется.

Благо кривая демо-версия для беглого осмотра (сотканная из не лучших моментов) всегда под рукой.

Оценка: Музейный экспонат.


Автор: Жук
Дата: 26.10.2014

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей