In Wine veritas!
Омар
Омар
ВКРАТЦЕ: ExaGear – приложение для Android, лихо запускающее множество старых и не очень программ столь пламенно любимой в народе ОС Windows, включая, конечно же, игры. А ещё ExaGear – проект молодого и уверенно смотрящего в будущее московского стартапа Eltechs, специализирующегося на разработке системного ПО.
IyK существенно побеседовал с одним из создателей чудо-программы и остался доволен, чего желает и читателю.
Накатим! Приступим.
Пре-Апокалиптическая интервью-пьеса.
Действующие лица:
Armmaster – мастер ARM, технический директор Eltechs, один из создателей ExaGear.
ExaGear – одно из творений Armmaster’а, бойкий бинарный транслятор с постоянно раскрывающимся потенциалом.
IyK – упитанный, хотя совсем ещё зелёный интервьюер, задающий какие-то вопросы. Абсолютно точно проплачен и необъективен.
Вступление, антураж:
Апокалипсис оказался совсем не таким, каким его ожидали: не было эпидемий страшных вирусов, не взрывались термоядерные бомбы, не нападали инопланетяне, несущие низменные негуманоидные ценности. Современная цивилизация пережила свой закат и погрузилась во вторые тёмные века из-за банальной Героиновой зависимости, распространившейся по всему земному шару со скоростью оутернета.
Человек, который уничтожил мир, – Джон Ван Канегем – мирно укрылся в подземном монастыре, где благодарными руками монахов (+1 к Знанию) оборудовал для себя гоночный трек, элитный автопарк и запасся топливом на короткий человеческий век, не в силах вынести картину всепроникающей зависимости от лучшего своего творения.
Это он!
Начало конца, впрочем, было прорублено в небольшом московском офисе, подхвачено – в большом французском, а потом всё завертелось, закрутилось и завернулось столь плотно и туго, что концов или достоверной информации было уже и не сыскать…
Прошлое
Декорации так себе. Всё шатко, но ещё имеется надежда. Мобильные устройства только-только начинают захватывать массу, хотя без возможности играть в Heroes of Might and Magic 3 проку от них немного. Всепроникающий донат постепенно утомляет пользователей. Кое-где ещё текут пересыхающие молочные реки, а в кисельных берегах уже потихоньку развивается зараза.
IyK: С чего всё началось? Кому в голову пришла столь светлая идея и когда?
Armmaster: Идея родилась не на пустом месте. Ядро команды занималось разработкой двоичного транслятора из x86 в отечественную архитектуру Эльбрус. Было большое желание имевшиеся знания и наработки воплотить в какой-то продукт, более доступный для всего остального мира. Так и возникла идея сделать виртуальную машину для x86-Linux на ARM-Linux, а потом и на Android.
IyK: То есть, ExaGear – это действительно виртуальная машина, как тот же VirtualBox или VMware Workstation?
Armmaster: ExaGear – это в общем смысле виртуальная машина уровня приложений. VirtualBox и VMWare – это виртуальные машины уровня системы. То есть под текущим ExaGear нельзя запустить какую-то операционную систему, но можно запустить Linux-приложение одной архитектуры на другой. В данный момент это приложение Linux-x86 запускается на Linux-ARM. Для конвертации кода из одной архитектуры в другую используется двоичный транслятор. Это ключевая, но не единственная технология в решении.
ExaGear (встревает, очень гордо): Никто прежде не сумел явить миру всю мощь Heroes of Might and Magic 3 на Android! А мне удалось! Игроки-герои Heroes of Might and Magic 3 могут теперь всласть замесить друг дружку через wi-fi! А ещё…
ArmmastertoExagear: А ну цыц!
IyK (подмигивая ExaGear): Кстати, да, а как так получилось, что машина, переводящая программы с одного Linux на другой, управляется с программами под «форточки»?
Armmaster: Как я и сказал, пока что всё ограничено исполнением Linux-x86 на Linux-ARM…
(маленький мозг IyK’а оглушительно взрывается)
Armmaster (продолжает): А Win-приложения запускаются с помощью известного транслятора системных вызовов Windows-Linux – Wine (под x86-архитектуру). То есть мы в своей виртуальной машине устанавливаем wine и в нём уже запускаем приложение под Windows. Такая вот иголка в яйце, которая в зайце и так далее, получается.
IyK (склеивая кое-как кусочки серого вещества обратно): Ого! Так это же теперь «Nihil verum est licet omnia»?
Armmaster: Увы. Главное ограничение ExaGear в этом плане – это… всё тот же Wine! А Wine запускает далеко не любое приложение. Ещё есть проблема с управлением – touchscreen, очевидно, не всегда может заменить клавиатуру с мышкой. Также надо учитывать, что PC на последних Intel'ах существенно опережают по производительности современные ARM. Это тоже может сказаться. Но в принципе, в теории запустить можно почти всё.
ExaGear (встревает, но уже не очень гордо): А ещё я не дружу с мобильными x86-процессорами, и поделом им…
IyK: А собственно, почему?
Armmaster (спокойно): Спроси у Intel – у них проблема. Не у нас.
IyK: Хорошо... А что с графическими ускорителями? Ведь ExaGear не поддерживает их? Всё, что работает сейчас, запускается в старом-добром software-режиме?
Armmaster: Да, это так.
IyK: Но?...
Armmaster: Но оставим это на будущее (подмигивает).
ExaGear: Ну и что? Вот ну и что?! На Software пришлась золотая эра компьютерных игр! Мне для Doom и Heretic, например, даже Wine не нужен!
IyK: А это-то как?
Armmaster (вздыхая): Мы использовали x86-Linux-версии Doom и Heretic.
IyK (хмыкает): А почему x86-е вытеснили ARM в десктопах? Раньше ARM-десктопов было ведь очень много, а нынче... Да и в мобильном секторе x86-е борются сейчас достаточно агрессивно. Хотя ExaGear вряд ли поспособствует их победе, оставаясь вострой занозой в заднице Intel.
ExaGear: Хе-хе!
Armmaster: Почему вытеснили? Это было давно, и я не возьмусь судить, почему так произошло. Успех процессора может быть обусловлен различными факторами, причём не всегда только техническими. В успех Intel на нынешнем мобильном рынке верится слабо. Причём главная проблема у них как раз в модели бизнеса, а не в технических характеристиках (их они при должном упорстве решат).
IyK: А что проще: эмулировать ARM на x86 или x86-е на ARM?
Armmaster: Примерно одинаково. И там и там есть свои сложности.
IyK: С чего всё началось? Кому в голову пришла столь светлая идея и когда?
Armmaster: Идея родилась не на пустом месте. Ядро команды занималось разработкой двоичного транслятора из x86 в отечественную архитектуру Эльбрус. Было большое желание имевшиеся знания и наработки воплотить в какой-то продукт, более доступный для всего остального мира. Так и возникла идея сделать виртуальную машину для x86-Linux на ARM-Linux, а потом и на Android.
IyK: То есть, ExaGear – это действительно виртуальная машина, как тот же VirtualBox или VMware Workstation?
Armmaster: ExaGear – это в общем смысле виртуальная машина уровня приложений. VirtualBox и VMWare – это виртуальные машины уровня системы. То есть под текущим ExaGear нельзя запустить какую-то операционную систему, но можно запустить Linux-приложение одной архитектуры на другой. В данный момент это приложение Linux-x86 запускается на Linux-ARM. Для конвертации кода из одной архитектуры в другую используется двоичный транслятор. Это ключевая, но не единственная технология в решении.
ExaGear (встревает, очень гордо): Никто прежде не сумел явить миру всю мощь Heroes of Might and Magic 3 на Android! А мне удалось! Игроки-герои Heroes of Might and Magic 3 могут теперь всласть замесить друг дружку через wi-fi! А ещё…
ArmmastertoExagear: А ну цыц!
IyK (подмигивая ExaGear): Кстати, да, а как так получилось, что машина, переводящая программы с одного Linux на другой, управляется с программами под «форточки»?
Armmaster: Как я и сказал, пока что всё ограничено исполнением Linux-x86 на Linux-ARM…
(маленький мозг IyK’а оглушительно взрывается)
Armmaster (продолжает): А Win-приложения запускаются с помощью известного транслятора системных вызовов Windows-Linux – Wine (под x86-архитектуру). То есть мы в своей виртуальной машине устанавливаем wine и в нём уже запускаем приложение под Windows. Такая вот иголка в яйце, которая в зайце и так далее, получается.
IyK (склеивая кое-как кусочки серого вещества обратно): Ого! Так это же теперь «Nihil verum est licet omnia»?
Armmaster: Увы. Главное ограничение ExaGear в этом плане – это… всё тот же Wine! А Wine запускает далеко не любое приложение. Ещё есть проблема с управлением – touchscreen, очевидно, не всегда может заменить клавиатуру с мышкой. Также надо учитывать, что PC на последних Intel'ах существенно опережают по производительности современные ARM. Это тоже может сказаться. Но в принципе, в теории запустить можно почти всё.
ExaGear (встревает, но уже не очень гордо): А ещё я не дружу с мобильными x86-процессорами, и поделом им…
IyK: А собственно, почему?
Armmaster (спокойно): Спроси у Intel – у них проблема. Не у нас.
IyK: Хорошо... А что с графическими ускорителями? Ведь ExaGear не поддерживает их? Всё, что работает сейчас, запускается в старом-добром software-режиме?
Armmaster: Да, это так.
IyK: Но?...
Armmaster: Но оставим это на будущее (подмигивает).
ExaGear: Ну и что? Вот ну и что?! На Software пришлась золотая эра компьютерных игр! Мне для Doom и Heretic, например, даже Wine не нужен!
IyK: А это-то как?
Armmaster (вздыхая): Мы использовали x86-Linux-версии Doom и Heretic.
IyK (хмыкает): А почему x86-е вытеснили ARM в десктопах? Раньше ARM-десктопов было ведь очень много, а нынче... Да и в мобильном секторе x86-е борются сейчас достаточно агрессивно. Хотя ExaGear вряд ли поспособствует их победе, оставаясь вострой занозой в заднице Intel.
ExaGear: Хе-хе!
Armmaster: Почему вытеснили? Это было давно, и я не возьмусь судить, почему так произошло. Успех процессора может быть обусловлен различными факторами, причём не всегда только техническими. В успех Intel на нынешнем мобильном рынке верится слабо. Причём главная проблема у них как раз в модели бизнеса, а не в технических характеристиках (их они при должном упорстве решат).
IyK: А что проще: эмулировать ARM на x86 или x86-е на ARM?
Armmaster: Примерно одинаково. И там и там есть свои сложности.
Настоящее
Будущее
Дует ветер перемен. Декорации стремительно мутируют. На сцене – хмурый и тяжелый 2014-й год, сулящий что-то недоброе. Задник изображает глубокий геополитический кризис и абсолютный крах международного права. Именно в этих непростых условиях рождается ExaGear.
Трое стоят в какой-то сирой прохладной очереди за чем-то и перешептываются.
IyK: Когда официальный День рождения ExaGear?
Armmaster (задумывается): Пусть будет 8 апреля 2014-го года.
ExaGear (возмущенно): Что значит «пусть будет»?! Между прочим, Might and Magic 6-8 кто в Android привнёс? Я! А Fallout’ы? Arcanum, может быть, вспомним, м? А Гордон что молчит? Гордон, ну скажи им, кто, если не я, вернул народу первый Half-life?
Гордон молчит.
ОчередьtoExaGear: А ну цыц!
IyK: А название…
ExaGear: Имя!
IyK: Имя, да. Прости. Почему такое дивное имя?
Armmaster: Exa – это 10^18, то есть очень много. Gear – это уровень, передача. В нашей индустрии эти два слова на слуху и как-то сложились в единое название, скрытый смысл которого состоит в том, что мы даём устройству множество дополнительных возможностей (то бишь уровней или дополнительных передач).
IyK: Здорово. Подумалось вот неожиданное, Eltechs – это же не только игры. Игровую часть и прочую ведут разные группы людей или всё смешалось? Вообще, у вас есть строгое выделение тех, кто только по играм и кроме игр больше ничем другим заниматься не должен?
Armmaster: У нас есть определённые специализации, но, в принципе, любой человек при необходимости может подключаться к приоритетным работам. В разработке ExaGear RPG так или иначе участвовали все.
IyK: Стоп-стоп-стоп! ExaGear RPG?!
Armmaster: Да-да, 6-го ноября 14-го года произошло разделение на ExaGear Strategies и ExaGear RPG.
ExaGear (тихо и в сторону): Моя прелесссссть…
IyK: А вообще, почему возникла идея сосредоточиться именно на играх? И почему выбор пал на стратегии и РПГ?
Armmaster: Игры были выбраны как наиболее очевидный вариант того, что пользователям сейчас интересно. Стратегии и РПГ – это некоторые общие абстрактные названия. Изначально мы хотели делать для каждой игры кастомизированный лаунчер, но возникли проблемы с правами на использование названий игр (Гуголъ, по крайней мере, к этому трепетно отнёсся). Первая версия Exagear Strategies называлась именно «Heroes 3 Runner», но Гуголъ его и забанил. Пришлось менять и выбирать другую… стратегию.
Гуголъ (где-то из конца очереди): Так вот не надо тут вот!
ExaGeartoГуголъ: А ну цыц!
IyK: А Eltechs - многонациональная компания?
Armmaster: О… У нас тут бывший СССР в полном цвете: Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Латвия (работали или работают). Это если про гражданство, про национальности, наверное, не столь уж и важно.
IyK: Какая атмосфера царит у вас в коллективе? Строго, в костюмах с галстуками или весёлая такая, неформальная? Играете ли вы в игры на работе, устраиваете ли чемпионаты? Какой в целом характер у Eltechs?
Armmaster: Конечно же, у нас очень демократичная атмосфера. Много общения, обсуждения различных идей, причём не только рабочих. Так сказать, царит дух творчества. Одним словом – стартап (улыбается).
IyK: Какие игры любишь лично ты (если любишь) и как часто удаётся поиграть (если удаётся)? На какой платформе предпочитаешь играть (если играешь)?
Armmaster: Единственная игра, в которую я много и с удовольствием играл, – это Heroes of Might and Magic 3 (смеётся). Сейчас уже времени играть у меня практически нет; получается, только если где-нибудь в транспорте еду или жду где-нибудь, то достаю свой смартфон и запускаю ExaGear (широко улыбается).
ExaGear млеет.
IyK: Давай вернёмся же к Wine. Допиливаете ли вы его на свой манер, вносите ли что-то новое?
Armmaster: Безусловно, допиливаем (показывает напильник).
Кто-то из очереди, с подбитым глазом и призывом на футболке убить софт, жадно глядит на напильник.
IyK: Я уверен, что тебе это известно... С тех пор, правда, мало что слышно. Вы поддерживаете связь с разработчиками Wine? Консультируетесь?
Armmaster: Нет, с разработчиками Wine мы, к сожалению, не сотрудничаем…
IyK делает скорбное лицо, которое и без того отмечено пожизненной печатью печали.
IyK: Как в целом сообщество реагирует на ваш продукт? Вяло, активно или вас уже замучили DDoS-атаки, серверы падают, а глобальный интернет теряет скорость?
ExaGear (обижается сквозь истому): Я не продукт…
Armmaster: В общем, сообщество реагирует положительно, особенно профессиональное, которое представляет сложность задачи. Но их не так много, как хотелось бы, поэтому проблем с объёмом входящего трафика у нас пока не наблюдается.
IyK (хитро и неожиданно): А почему Скандинавия под прицелом у ExaGear Strategies?
Armmaster: Все картинки вымышлены, совпадения с реальными странами случайны (как-то загадочно улыбается).
Трое стоят в какой-то сирой прохладной очереди за чем-то и перешептываются.
IyK: Когда официальный День рождения ExaGear?
Armmaster (задумывается): Пусть будет 8 апреля 2014-го года.
ExaGear (возмущенно): Что значит «пусть будет»?! Между прочим, Might and Magic 6-8 кто в Android привнёс? Я! А Fallout’ы? Arcanum, может быть, вспомним, м? А Гордон что молчит? Гордон, ну скажи им, кто, если не я, вернул народу первый Half-life?
Гордон молчит.
ОчередьtoExaGear: А ну цыц!
IyK: А название…
ExaGear: Имя!
IyK: Имя, да. Прости. Почему такое дивное имя?
Armmaster: Exa – это 10^18, то есть очень много. Gear – это уровень, передача. В нашей индустрии эти два слова на слуху и как-то сложились в единое название, скрытый смысл которого состоит в том, что мы даём устройству множество дополнительных возможностей (то бишь уровней или дополнительных передач).
IyK: Здорово. Подумалось вот неожиданное, Eltechs – это же не только игры. Игровую часть и прочую ведут разные группы людей или всё смешалось? Вообще, у вас есть строгое выделение тех, кто только по играм и кроме игр больше ничем другим заниматься не должен?
Armmaster: У нас есть определённые специализации, но, в принципе, любой человек при необходимости может подключаться к приоритетным работам. В разработке ExaGear RPG так или иначе участвовали все.
IyK: Стоп-стоп-стоп! ExaGear RPG?!
Armmaster: Да-да, 6-го ноября 14-го года произошло разделение на ExaGear Strategies и ExaGear RPG.
ExaGear (тихо и в сторону): Моя прелесссссть…
IyK: А вообще, почему возникла идея сосредоточиться именно на играх? И почему выбор пал на стратегии и РПГ?
Armmaster: Игры были выбраны как наиболее очевидный вариант того, что пользователям сейчас интересно. Стратегии и РПГ – это некоторые общие абстрактные названия. Изначально мы хотели делать для каждой игры кастомизированный лаунчер, но возникли проблемы с правами на использование названий игр (Гуголъ, по крайней мере, к этому трепетно отнёсся). Первая версия Exagear Strategies называлась именно «Heroes 3 Runner», но Гуголъ его и забанил. Пришлось менять и выбирать другую… стратегию.
Гуголъ (где-то из конца очереди): Так вот не надо тут вот!
ExaGeartoГуголъ: А ну цыц!
IyK: А Eltechs - многонациональная компания?
Armmaster: О… У нас тут бывший СССР в полном цвете: Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Латвия (работали или работают). Это если про гражданство, про национальности, наверное, не столь уж и важно.
IyK: Какая атмосфера царит у вас в коллективе? Строго, в костюмах с галстуками или весёлая такая, неформальная? Играете ли вы в игры на работе, устраиваете ли чемпионаты? Какой в целом характер у Eltechs?
Armmaster: Конечно же, у нас очень демократичная атмосфера. Много общения, обсуждения различных идей, причём не только рабочих. Так сказать, царит дух творчества. Одним словом – стартап (улыбается).
IyK: Какие игры любишь лично ты (если любишь) и как часто удаётся поиграть (если удаётся)? На какой платформе предпочитаешь играть (если играешь)?
Armmaster: Единственная игра, в которую я много и с удовольствием играл, – это Heroes of Might and Magic 3 (смеётся). Сейчас уже времени играть у меня практически нет; получается, только если где-нибудь в транспорте еду или жду где-нибудь, то достаю свой смартфон и запускаю ExaGear (широко улыбается).
ExaGear млеет.
IyK: Давай вернёмся же к Wine. Допиливаете ли вы его на свой манер, вносите ли что-то новое?
Armmaster: Безусловно, допиливаем (показывает напильник).
Кто-то из очереди, с подбитым глазом и призывом на футболке убить софт, жадно глядит на напильник.
IyK: Я уверен, что тебе это известно... С тех пор, правда, мало что слышно. Вы поддерживаете связь с разработчиками Wine? Консультируетесь?
Armmaster: Нет, с разработчиками Wine мы, к сожалению, не сотрудничаем…
IyK делает скорбное лицо, которое и без того отмечено пожизненной печатью печали.
IyK: Как в целом сообщество реагирует на ваш продукт? Вяло, активно или вас уже замучили DDoS-атаки, серверы падают, а глобальный интернет теряет скорость?
ExaGear (обижается сквозь истому): Я не продукт…
Armmaster: В общем, сообщество реагирует положительно, особенно профессиональное, которое представляет сложность задачи. Но их не так много, как хотелось бы, поэтому проблем с объёмом входящего трафика у нас пока не наблюдается.
IyK (хитро и неожиданно): А почему Скандинавия под прицелом у ExaGear Strategies?
Armmaster: Все картинки вымышлены, совпадения с реальными странами случайны (как-то загадочно улыбается).
Будущее
На задумчивых руинах цивилизации у едкого костра, питаемого сгорающим пластиком, сидят трое и по очереди вздыхают. Один лениво создаёт сценарий на своём гибком планшете и потому вздыхает чаще остальных.
Новый президент мира, избранный путем победы на международном соревновании по HoMM3 сроком на год, – молодой кореец Чхве Мин Сик – пообещал, что уже в текущем квартале долгожданный египетский город всё-таки появится в обновлении WoG 3.59z!
IyK (настойчиво): Так всё же! Кто победит: ARM или x86? Может, что-то совсем другое?
Armmaster (устало): В ближайшие годы на мобильных устройствах будет властвовать ARM, в десктопах и серверах – x86, а за микросерверы, ноутбуки и прочу мелочь будет вестись напряженная борьба, в которой каждый отвоюет свой участок рынка. Третьего игрока пока на горизонте не видно.
Третий игрок за линией горизонта: Если меня не видно, это ещё не означает, что меня нет…
IyK: Поговорим о Билли Миллигане… То есть о многоликости ExaGear. Уже есть ExaGear Strategies и RPG. Планируются ли ExaGear Shooter, ExaGear Adventure? А может, будет некий унифицированный ExaGear Games?
Armmaster: Да, мы склоняемся в сторону некоторого унифицированного ExaGear Games, но тут всё ещё возможны варианты.
IyK: Ты не задумывался, что ExaGear – настоящая революция, и последствия революции этой будут (в свете выхода всё более мощных ARM систем) непредсказуемыми? То есть все (!) усилия издателей по портированию хитов прошлых и нынешних лет пойдут прахом. Кому-то такой расклад сил может сильно не понравиться...
Armmaster: В целом технология для современной IT-индустрии действительно прорывная. Но я бы не сказал, что усилия по портированию пойдут прахом. Если есть желание и ресурсы, то можно заниматься портированием. Просто наша технология создаёт новые возможности для переноса ПО.
IyK: А в Eltechs разве ещё не выстроилась ноющая очередь разработчиков/издателей с жалобами на возможные нарушения авторских прав, и чтобы вот этот и этот продукт ExaGear не "транслировал" ни в коем случае?
Armmaster: Нет, конечно, скорее наоборот, так как многим издателям/разработчикам сложно (а иногда невозможно) заниматься портированием ПО на другие платформы. Как пример – с помощью нашей технологии была портирована первая часть Петьки и ВИЧа. Но в конечном счёте мы делаем некое системное ПО, а что в нём запускать – личное дело каждого пользователя.
IyK: А ведь это недурственная идея – за $ заниматься официальным портированием! У вас в руках есть всё необходимое. Ведь старых игр, которые только и просятся на Android, – пруд пруди.
Armmaster: Да, но тут есть проблема – нужно договариваться о правах, причём, как правило, это уже какие-то здоровенные издатели (вроде Ubisoft), достучаться до которых непросто.
IyK: Жадные.
ExaGear (приходит в себя после оцепенения): Прости?
IyK: Здоровенные жадные издатели вроде Ubisoft. Это я уточняю так, чтобы писать вне скобочек.
ExaGear: А-а-а… Понятно.
IyK: Вот. О портировании опять: ПиВИЧ ведь Буке принадлежит, как и свежий Штырлиц, то есть первые ласточки были всё же своими, близкими к телу. Бука к вам обратилась или вы к Буке? Как вам понравился такой опыт сотрудничества, тепло ли вас приняли? Планируете ли ещё что-то из Буки, раннего (там много разного старого и вкусного у них есть, далеко ведь не только квесты – Вангеры, например)? Не думали поработать ещё и с Нивалом? Или другими динозаврами?
Armmaster: Инициатива была нашей. Опыт положительный, приняли отлично; сейчас обсуждаем дальнейшие варианты сотрудничества. Возможность работы с другими издателями/владельцами прав, конечно же, рассматриваем.
ExaGear: Поговорите уже, наконец, о защите! Небезопасно тут и страшно (озирается).
IyK: Хорошо. ExaGear сам по себе скачивается бесплатно, но управление – схемы, названные почему-то в честь элементов периодической системы, – платное. После окончания trial-таймера оно полностью, что ли, отключается? Вообще, как в Eltechs относятся к пиратству? То есть очевидно же, что ломается что угодно и практически всегда (особенно оффлайн), как вы планируете обходить такой острый угол?
Armmaster: Любое управление работает 3 дня после установки или 10 минут после любого запуска. К пиратству мы, естественно, относимся отрицательно, но особо акцентироваться на данной теме не планируем. Мы считаем, что лучше сконцентрироваться на развитии ExaGear, чем на разработке каких-то сложных схем защиты. Это в конечном счёте принесёт больше пользы.
IyK: Браво! (ExaGear в этот момент кланяется) А планируется ли подключение независимых схем управления?
Armmaster: Над идеей независимых управлений мы думали, но реализация требует разработки специального API для данных целей, что мы пока считаем нецелесообразным.
IyK: Будут ли к меди и гелию ещё какие-нибудь варианты? Вот как у TurboDosBox'а, например?
Armmaster: Да, набор контролов планируется развивать и приумножать. Например, в ExaGear RPG появилось управление, адаптированное под Fallout 1-2 и Might and Magic 6-8.
ExaGear: А я говорил! Говорил же, ну!
КостёрtoExaGear: Треск!
IyK: Ведь невозможно сделать индивидуальное управление под каждую игру… Придётся делать либо что-то универсальное, либо блоковое, вроде Ara – будущего смартфона от Google, – чтобы каждый настраивал под себя, используя какие-то уже существующие "блоки". Таков ли вероятный ход развития управления?
Armmaster: Да, пожалуй.
Google (в сторону читателя): Ага, теперь я, значит, хороший…
IyK: Но к ExaGear всё же можно подключить что-то постороннее, вроде Gamekeyboard?
Armmaster: Разумеется.
IyK: А как насчёт поддержки других, устаревших, ARM-приложений? От тех же AmigaOS или RISCOS? Насколько целесообразно тратить на них время и силы, ностальгии даже ради?
Armmaster: AmigaOS и RISCOS – это старые операционные системы. Пока ничего за рамками архитектур Armv7 и Armv8 в качестве host'a, x86-32 и x86-64 в качестве гостя и операционной системы Linux мы поддерживать не планируем. Но наша технология обладает определёнными закладками для универсальности, поэтому в случае возникновения интереса/необходимости мы можем поддержать и другие архитектуры.
IyK: Будет ли поддержка Windows CE? Сдюжит ли ExaGear запуск избранного из Dreamcast?
Armmaster: Скорее всего, нет.
Старушка Dreamcast тяжело вздыхает, превосходя отчаянный вздох одного из троих у костра.
IyK: Хоть оно и прозвучало как-то вскользь, но, если у части команды имеются навыки работы с Эльбрусом, витают ли в Eltechs идеи производства своего, отечественного, харда? Некие идеи создания собственной экосистемы, как у тех же яблок, только лучше? Свои процессоры, своя перекройка открытых ОС, свой фарш? Не помышляли о повторении проторенных путей той же Xiaomi?
Armmaster: Пока это звучит фантастично. Но, как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Проблемы надо решать по мере поступления. Если мы сможем успешно развить текущий проект, то, несомненно, будем задумываться о чем-то большем.
IyK: То есть будущий, уже унифицированный, ExaGear будет интегрирован в собственный (условно) Eltechs-Android?
Armmaster: Eltechs-Android? (хмыкает) Всё возможно!
IyK: А есть у Eltechs какой-нибудь крепкий план на будущее? Как ты видишь развитие компании через пять, десять лет? Ведь Гуголъплэй, по идее (с вашим-то размахом!), должен быть первой ступенью, лишь каплей в море...
Armmaster: Стартапы обычно не живут по плану, как правило, всё очень динамично. Хотелось бы построить компанию, которая претворяет в жизнь идеи, которые меняют мир. Ну и менять мир!
IyK: А ты уже чувствуешь ответственность за грядущий Апокалипсис? Теперь Героиновая зависимость распространится повсеместно. Все везде и всегда будут играть в "Герои", инфраструктура мира разрушится и мы вернёмся в тёмные века! И всё начнётся (если ещё не началось) из-за ExaGear! Eltechs не страшно выпускать джинна из бутылки?
Armmaster: Да разве это джинн? Это так, маленькая фея. Которая делает мир немного лучше (смеётся).
ExaGear (протестует): Никакая я не фея!
IyK: Новые Snapdragon’ы, Tegra и MediaTek... Как вы поспеваете за ними, ожидаете ли появления новых процессоров для имплементации каких-то радикальных задумок? А может, и нынешнего поколения уже вполне достаточно? Грубо говоря, с нынешними процессорами вы бы смогли поставить какую-то конкретную точку в разработке ExaGear или точка наступит с приходом революции в стенах ARM?
Armmaster: Ничего радикально нового от новых процессоров нам не нужно. Разве что увеличение производительности, что в нашем деле лишним не будет никогда.
IyK: А вот сейчас многие сходят с ума от 64-битных архитектур мобильных процессоров; это как-то существенно для ExaGear? Будет ли совместимость 32-битного ExaGear с 64-битными процессорами? Появятся ли разные версии ExaGear?
Armmaster: 64 бита дают определённый прирост производительности, но это порядка 10-20% в среднем (если очень грубо). Основное, что дают 64 бита – это увеличение размера виртуальной памяти, доступной для приложения. Не сказал бы, что сейчас на мобильных устройствах существует такая уж острая необходимость в этом. Но ExaGear уже работает на 64-битных процессорах (Nexus 9), так как 64-битные процессоры поддерживают 32-битный режим.
IyK (вспоминая): Так будет ли ExaGear поддерживать графические ускорители и когда?
ExaGear: Ну в самом-то деле!
Armmaster: Будет! Хотя сроки пока что сложно назвать.
IyK: И снова к вину!
ExaGear: Я не пью!
IyK: Тогда к Wine! Вполне закономерный вопрос: почему Eltechs не принялись за непосредственное портирование Wine на Android?
Armmaster: Потому что это более узкое и сложное решение.
IyK (дожимает): Хорошо, а если Wine кто-то всё-таки портирует на Android, каковы перспективы ExaGear? Вообще, как это на нём отразится?
ExaGear притихает.
Armmaster: В принципе, у нас немного разные ниши. Тем более что портировать Wine на Android на самом деле очень непросто. Проще пускать Wine-x86 через ExaGear.
ExaGear (искренне радуется): В природе же всё движется путём наименьшего сопротивления!
IyK: И напоследок. Сейчас ничто не обходится без гнилостного дыхания политики, но я спрошу немного не о том. Суть моего вопроса такова: насколько комфортно сейчас в России поднимать стартапы, помогает ли государство, законодательная база, есть ли инвесторы? В принципе, насколько трудно было начать и сейчас удерживать проект на плаву? А главное, что бы ты посоветовал будущим IT-стартаперам?
Armmaster: Мы поднимались через Сколково. С учётом этого у нас была всевозможная поддержка государства, вплоть до финансовой. В принципе, я считаю, что в России очень неплохие условия для стартаперства: у нас есть достаточно большие неосвоенные ниши и высокий уровень специалистов. Из минусов – в России не хватает технологических лидеров и площадок, которые должны тянуть индустрию вверх. Но это дело, во-первых, наживное, а во-вторых, опять-таки свободные ниши. Стартап без трудностей – это не стартап. Но именно трудности закаляют и позволяют в конце концов становиться сильнее. Поэтому с такой философской призмой не могу сказать, что были какие-то невообразимые трудности. Посоветовать будущим стартаперам могу одно – перестать искать миллион отговорок и наконец-то из будущих стартаперов превратиться в настоящих!
Apple (кивая на самосвал с приличными деньгами): Что же, планируется ли полноценная версия ExaGear или аналог под iOS?
Armmaster: Не планируется.
Новый президент мира, избранный путем победы на международном соревновании по HoMM3 сроком на год, – молодой кореец Чхве Мин Сик – пообещал, что уже в текущем квартале долгожданный египетский город всё-таки появится в обновлении WoG 3.59z!
IyK (настойчиво): Так всё же! Кто победит: ARM или x86? Может, что-то совсем другое?
Armmaster (устало): В ближайшие годы на мобильных устройствах будет властвовать ARM, в десктопах и серверах – x86, а за микросерверы, ноутбуки и прочу мелочь будет вестись напряженная борьба, в которой каждый отвоюет свой участок рынка. Третьего игрока пока на горизонте не видно.
Третий игрок за линией горизонта: Если меня не видно, это ещё не означает, что меня нет…
IyK: Поговорим о Билли Миллигане… То есть о многоликости ExaGear. Уже есть ExaGear Strategies и RPG. Планируются ли ExaGear Shooter, ExaGear Adventure? А может, будет некий унифицированный ExaGear Games?
Armmaster: Да, мы склоняемся в сторону некоторого унифицированного ExaGear Games, но тут всё ещё возможны варианты.
IyK: Ты не задумывался, что ExaGear – настоящая революция, и последствия революции этой будут (в свете выхода всё более мощных ARM систем) непредсказуемыми? То есть все (!) усилия издателей по портированию хитов прошлых и нынешних лет пойдут прахом. Кому-то такой расклад сил может сильно не понравиться...
Armmaster: В целом технология для современной IT-индустрии действительно прорывная. Но я бы не сказал, что усилия по портированию пойдут прахом. Если есть желание и ресурсы, то можно заниматься портированием. Просто наша технология создаёт новые возможности для переноса ПО.
IyK: А в Eltechs разве ещё не выстроилась ноющая очередь разработчиков/издателей с жалобами на возможные нарушения авторских прав, и чтобы вот этот и этот продукт ExaGear не "транслировал" ни в коем случае?
Armmaster: Нет, конечно, скорее наоборот, так как многим издателям/разработчикам сложно (а иногда невозможно) заниматься портированием ПО на другие платформы. Как пример – с помощью нашей технологии была портирована первая часть Петьки и ВИЧа. Но в конечном счёте мы делаем некое системное ПО, а что в нём запускать – личное дело каждого пользователя.
IyK: А ведь это недурственная идея – за $ заниматься официальным портированием! У вас в руках есть всё необходимое. Ведь старых игр, которые только и просятся на Android, – пруд пруди.
Armmaster: Да, но тут есть проблема – нужно договариваться о правах, причём, как правило, это уже какие-то здоровенные издатели (вроде Ubisoft), достучаться до которых непросто.
IyK: Жадные.
ExaGear (приходит в себя после оцепенения): Прости?
IyK: Здоровенные жадные издатели вроде Ubisoft. Это я уточняю так, чтобы писать вне скобочек.
ExaGear: А-а-а… Понятно.
IyK: Вот. О портировании опять: ПиВИЧ ведь Буке принадлежит, как и свежий Штырлиц, то есть первые ласточки были всё же своими, близкими к телу. Бука к вам обратилась или вы к Буке? Как вам понравился такой опыт сотрудничества, тепло ли вас приняли? Планируете ли ещё что-то из Буки, раннего (там много разного старого и вкусного у них есть, далеко ведь не только квесты – Вангеры, например)? Не думали поработать ещё и с Нивалом? Или другими динозаврами?
Armmaster: Инициатива была нашей. Опыт положительный, приняли отлично; сейчас обсуждаем дальнейшие варианты сотрудничества. Возможность работы с другими издателями/владельцами прав, конечно же, рассматриваем.
ExaGear: Поговорите уже, наконец, о защите! Небезопасно тут и страшно (озирается).
IyK: Хорошо. ExaGear сам по себе скачивается бесплатно, но управление – схемы, названные почему-то в честь элементов периодической системы, – платное. После окончания trial-таймера оно полностью, что ли, отключается? Вообще, как в Eltechs относятся к пиратству? То есть очевидно же, что ломается что угодно и практически всегда (особенно оффлайн), как вы планируете обходить такой острый угол?
Armmaster: Любое управление работает 3 дня после установки или 10 минут после любого запуска. К пиратству мы, естественно, относимся отрицательно, но особо акцентироваться на данной теме не планируем. Мы считаем, что лучше сконцентрироваться на развитии ExaGear, чем на разработке каких-то сложных схем защиты. Это в конечном счёте принесёт больше пользы.
IyK: Браво! (ExaGear в этот момент кланяется) А планируется ли подключение независимых схем управления?
Armmaster: Над идеей независимых управлений мы думали, но реализация требует разработки специального API для данных целей, что мы пока считаем нецелесообразным.
IyK: Будут ли к меди и гелию ещё какие-нибудь варианты? Вот как у TurboDosBox'а, например?
Armmaster: Да, набор контролов планируется развивать и приумножать. Например, в ExaGear RPG появилось управление, адаптированное под Fallout 1-2 и Might and Magic 6-8.
ExaGear: А я говорил! Говорил же, ну!
КостёрtoExaGear: Треск!
IyK: Ведь невозможно сделать индивидуальное управление под каждую игру… Придётся делать либо что-то универсальное, либо блоковое, вроде Ara – будущего смартфона от Google, – чтобы каждый настраивал под себя, используя какие-то уже существующие "блоки". Таков ли вероятный ход развития управления?
Armmaster: Да, пожалуй.
Google (в сторону читателя): Ага, теперь я, значит, хороший…
IyK: Но к ExaGear всё же можно подключить что-то постороннее, вроде Gamekeyboard?
Armmaster: Разумеется.
IyK: А как насчёт поддержки других, устаревших, ARM-приложений? От тех же AmigaOS или RISCOS? Насколько целесообразно тратить на них время и силы, ностальгии даже ради?
Armmaster: AmigaOS и RISCOS – это старые операционные системы. Пока ничего за рамками архитектур Armv7 и Armv8 в качестве host'a, x86-32 и x86-64 в качестве гостя и операционной системы Linux мы поддерживать не планируем. Но наша технология обладает определёнными закладками для универсальности, поэтому в случае возникновения интереса/необходимости мы можем поддержать и другие архитектуры.
IyK: Будет ли поддержка Windows CE? Сдюжит ли ExaGear запуск избранного из Dreamcast?
Armmaster: Скорее всего, нет.
Старушка Dreamcast тяжело вздыхает, превосходя отчаянный вздох одного из троих у костра.
IyK: Хоть оно и прозвучало как-то вскользь, но, если у части команды имеются навыки работы с Эльбрусом, витают ли в Eltechs идеи производства своего, отечественного, харда? Некие идеи создания собственной экосистемы, как у тех же яблок, только лучше? Свои процессоры, своя перекройка открытых ОС, свой фарш? Не помышляли о повторении проторенных путей той же Xiaomi?
Armmaster: Пока это звучит фантастично. Но, как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Проблемы надо решать по мере поступления. Если мы сможем успешно развить текущий проект, то, несомненно, будем задумываться о чем-то большем.
IyK: То есть будущий, уже унифицированный, ExaGear будет интегрирован в собственный (условно) Eltechs-Android?
Armmaster: Eltechs-Android? (хмыкает) Всё возможно!
IyK: А есть у Eltechs какой-нибудь крепкий план на будущее? Как ты видишь развитие компании через пять, десять лет? Ведь Гуголъплэй, по идее (с вашим-то размахом!), должен быть первой ступенью, лишь каплей в море...
Armmaster: Стартапы обычно не живут по плану, как правило, всё очень динамично. Хотелось бы построить компанию, которая претворяет в жизнь идеи, которые меняют мир. Ну и менять мир!
IyK: А ты уже чувствуешь ответственность за грядущий Апокалипсис? Теперь Героиновая зависимость распространится повсеместно. Все везде и всегда будут играть в "Герои", инфраструктура мира разрушится и мы вернёмся в тёмные века! И всё начнётся (если ещё не началось) из-за ExaGear! Eltechs не страшно выпускать джинна из бутылки?
Armmaster: Да разве это джинн? Это так, маленькая фея. Которая делает мир немного лучше (смеётся).
ExaGear (протестует): Никакая я не фея!
IyK: Новые Snapdragon’ы, Tegra и MediaTek... Как вы поспеваете за ними, ожидаете ли появления новых процессоров для имплементации каких-то радикальных задумок? А может, и нынешнего поколения уже вполне достаточно? Грубо говоря, с нынешними процессорами вы бы смогли поставить какую-то конкретную точку в разработке ExaGear или точка наступит с приходом революции в стенах ARM?
Armmaster: Ничего радикально нового от новых процессоров нам не нужно. Разве что увеличение производительности, что в нашем деле лишним не будет никогда.
IyK: А вот сейчас многие сходят с ума от 64-битных архитектур мобильных процессоров; это как-то существенно для ExaGear? Будет ли совместимость 32-битного ExaGear с 64-битными процессорами? Появятся ли разные версии ExaGear?
Armmaster: 64 бита дают определённый прирост производительности, но это порядка 10-20% в среднем (если очень грубо). Основное, что дают 64 бита – это увеличение размера виртуальной памяти, доступной для приложения. Не сказал бы, что сейчас на мобильных устройствах существует такая уж острая необходимость в этом. Но ExaGear уже работает на 64-битных процессорах (Nexus 9), так как 64-битные процессоры поддерживают 32-битный режим.
IyK (вспоминая): Так будет ли ExaGear поддерживать графические ускорители и когда?
ExaGear: Ну в самом-то деле!
Armmaster: Будет! Хотя сроки пока что сложно назвать.
IyK: И снова к вину!
ExaGear: Я не пью!
IyK: Тогда к Wine! Вполне закономерный вопрос: почему Eltechs не принялись за непосредственное портирование Wine на Android?
Armmaster: Потому что это более узкое и сложное решение.
IyK (дожимает): Хорошо, а если Wine кто-то всё-таки портирует на Android, каковы перспективы ExaGear? Вообще, как это на нём отразится?
ExaGear притихает.
Armmaster: В принципе, у нас немного разные ниши. Тем более что портировать Wine на Android на самом деле очень непросто. Проще пускать Wine-x86 через ExaGear.
ExaGear (искренне радуется): В природе же всё движется путём наименьшего сопротивления!
IyK: И напоследок. Сейчас ничто не обходится без гнилостного дыхания политики, но я спрошу немного не о том. Суть моего вопроса такова: насколько комфортно сейчас в России поднимать стартапы, помогает ли государство, законодательная база, есть ли инвесторы? В принципе, насколько трудно было начать и сейчас удерживать проект на плаву? А главное, что бы ты посоветовал будущим IT-стартаперам?
Armmaster: Мы поднимались через Сколково. С учётом этого у нас была всевозможная поддержка государства, вплоть до финансовой. В принципе, я считаю, что в России очень неплохие условия для стартаперства: у нас есть достаточно большие неосвоенные ниши и высокий уровень специалистов. Из минусов – в России не хватает технологических лидеров и площадок, которые должны тянуть индустрию вверх. Но это дело, во-первых, наживное, а во-вторых, опять-таки свободные ниши. Стартап без трудностей – это не стартап. Но именно трудности закаляют и позволяют в конце концов становиться сильнее. Поэтому с такой философской призмой не могу сказать, что были какие-то невообразимые трудности. Посоветовать будущим стартаперам могу одно – перестать искать миллион отговорок и наконец-то из будущих стартаперов превратиться в настоящих!
Apple (кивая на самосвал с приличными деньгами): Что же, планируется ли полноценная версия ExaGear или аналог под iOS?
Armmaster: Не планируется.
На этой вне всякого сомнения положительной ноте участники представления покинули читателей и удалились – каждый по своим действительно важным делам. Хотя на мгновение IyK перехватил руку Armmaster'а и некультурно выклянчил у него новогоднее слово к доброму народу old-games.ru
Armmaster: Веры в себя и в свои силы и немножко удачи к этому в довесок!
P.S. Спасибо товарищам hellgha, Dark Savant и A.P.$lasH за помощь при подготовке материала.
Автор: Жук
Дата: 30.12.2014