Карлос Эстигаррибия (Carlos Estigarribia),
фото взято из открытых источников с разрешения интервьюируемого.
1. Как и когда у вас появилось стремление стать разработчиком компьютерных игр?
Я всегда играл в видеоигры с тех пор, как был ребёнком, так что подобное стремление появилось само собой, а в колледже я выбрал направление «Компьютерные технологии», так что за год до окончания учёбы я вместе с другом-одногруппником основал студию "LocZGames".
2. Не могли бы вы вспомнить, какая была у вас самая первая компьютерная игра в жизни и когда это было?
Сложно вспомнить, но я полагаю, что это были классические игры для Atari, такие как "Space Invaders" и "Atari", а сразу после них были игры для MSX, которые подвигли меня начать программировать на BASIC.
3. Кто, по вашему мнению, был настоящим первопроходцем в гейминдустрии Бразилии?
Трудно сказать… У нас были ребята наподобие Ренато ди Джованни (Renato deGiovanni), - но, честно говоря, в 1980-е и в 1990-е у нас не было достаточно информации о том, что делалось в других городах страны (все помнят, что тогда ещё не было Интернета), так что, когда я начинал, я ничего не знал о других студиях в Бразилии, занимающихся тем же самым делом.
4. Когда вы официально издали свою первую компьютерную игру? Какое у неё было название и чему она была посвящена?
Моей первой опубликованной игрой была "Toca do Tuca"; я был разработчиком для издателя игры, и у неё был образовательный жанр.
5. Сколько всего игр разработала ваша компания "LocZGames"? Сколько из них было создано на платформе DOS? Были ли у вас разработки, ориентированные на внешний рынок: для Европы или Америки?
Мы начали создавать игры для PC и Mac, но для платформы DOS ничего не делали; распространение копий выполнялось в online-формате, так что аудитория у нас была по всему миру.
6. Правда ли, что ваша игра "Buggy Racers" официально продавалась даже на Ближнем Востоке (в Израиле)?
Я не знал об этом; мы продавали эту игру онлайн как "shareware" на сайтах, таких как Tucows, так что вполне вероятно, что люди с Ближнего Востока или из Израиля приобрели её.
Информация об игре: Buggy Racers
Видеоролик:
7. Какая компания в Бразилии была самым крупным разработчиком компьютерных игр в конце 1990-х годов? Многие геймеры за пределами Бразилии, например, слышали о компании "Espaço Informática", создавшей много хороших игр.
В 1990-х годах у нас было несколько хороших студий, но ни одна из них не добилась успеха в глобальном масштабе.
8. Известно ли вам что-нибудь о компании "44 Bico Largo"? Насколько популярными в Бразилии в 1990-х и в начале 2000-х были игры её разработки?
Да, её основатель – мой приятель; они были пионерами в "transmedia", компания также разрабатывала анимации и некоторые проекты, которые были сочетанием аудиовизуальных повествований и игры.
Прим. О современных технологиях "transmedia" = «трансмедийное повествование» просто так, «на пальцах», рассказать уже не получится, поэтому сами смотрим свободно редактируемую энциклопедию…
Трансмедийное повествование — Википедия
9. Можете ли вы что-нибудь рассказать об истории создания игры "Amazonia" – вероятно, самой первой бразильской игры для PC? Выходили ли в действительности её CD-версии для DOS или Windows?
Я никогда не играл в неё, если честно, - но это, конечно же, была одна из самых первых игр (если вообще не самая первая), коммерчески изданных в Бразилии. Её разработчик – Ренато – как «отец-основатель» для всей гейминдустрии здесь у нас, однако я никогда более не видел других [его] изданий, выпущенных после «Амазонии».
10. Сколько старых бразильских игр для DOS вы можете примерно вспомнить? Имеются ли разработки бразильских игр для других платформ (не РС)?
Не могу припомнить какую-либо.
11. Ни для кого не секрет, что в Бразилии в 1990-е годы были чрезвычайно распространены пиратские версии западных (и, наверное, азиатских тоже) приставочных игр. А как обстояло дело с компьютерными играми? Выпускались ли в Бразилии нелегальные копии западных (или азиатских) компьютерных игр, делались ли их пиратские переводы на португальский язык? Насколько вообще были доступны в те времена популярные игры, разработанные в Европе или Америке?
Да, примерно до 2000-х годов (до того, как онлайн-игры стали популярны) доля пиратства на рынке была процентов 99%. Некоторые тайтлы были переведены, но не пиратами, – просто фанаты сами в конце концов делали перевод.
12. Хорошо известно, что в Аргентине также серьезно занимаются разработкой компьютерных игр. Существовала ли в 1990-2000-е годы конкуренция между разработчиками из Бразилии и Аргентины? Как вы можете оценить качество игр из Аргентины по сравнению с бразильскими разработками? Издавались ли какие-либо аргентинские игры в Бразилии, а бразильские – в Аргентине? Осуществляются ли в таком случае официальные переводы с испанского на португальский и наоборот?
Не имею никаких представлений об играх из Аргентины, однако я никогда не ощущал какой-либо конкуренции и не могу припомнить какую-либо аргентинскую игру, которая была бы официально издана здесь у нас в 1990-е и 2000-е годы.
13. Мы знаем, что разработкой игр занимаются также и в Перу. Что вы можете рассказать нам о гейминдустрии этой страны. Какой объём на рынке занимает её продукция?
Никогда не слышал об успешных играх из Перу.
14. А существуют ли в Латинской Америке ещё какие-нибудь крупные национальные центры коммерческого производства компьютерных игр?
Да, в настоящее время в Мексике, Колумбии, Аргентине, Чили и Уругвае есть отличные студии.
15. Мы знаем о тесном сотрудничестве немецких и бразильских игровых компаний. Некоторые бразильские игры помимо Бразилии издавались ещё только на территории Германии. Можете ли вы это как-то прокомментировать? Почему сотрудничество осуществлялось именно с немецкими компаниями и есть ли примеры аналогичного сотрудничества с компаниями из других стран? (Например, известный композитор для Amiga – Волкер Трипп, он же Jester / Sanity, сотрудничал с небольшой бразильской компанией "Apollo Entertainment Software". Как же они нашли друг друга?)
Не знаю.
16. А в каком состоянии находится бразильская игровая индустрия сегодня? Издаются ли по-прежнему местные эксклюзивные игры? Выходят ли эти игры на CD/DVD внутри страны?
Нет, в настоящее время всё это распространяется онлайн, а большинство игр имеет ориентированность сразу на широкую международную аудиторию. Наиболее солидный результат, который у нас есть на сегодня для внутреннего рынка, - это продукт "A Lenda do Heroi", разработанный Dumativa Studios; у игры имеется уникальная механика, в которой персонаж поёт то, что вы ему прикажете. Игра была выпущена только на португальском языке, и лишь недавно появилась её английская (США) версия.
Информация об игре "A Lenda do Heroi": A Lenda do Herói
17. Если просмотреть список доступных бразильских эксклюзивных старых игр, то создаётся впечатление, что большинство из них было ориентировано на детскую аудиторию. А были ли в Бразилии малоизвестные и ориентированные только на внутренний рынок продукты основных «мейнстримных» жанров (стрелялки, стратегии, квесты, RPG, гонки и так далее)?
Да, вы правы, большинство игр было предназначено для детей.
18. Есть ли у вас любимая компьютерная игра, разработанная в Бразилии?
Это "Ballistic Overkill", разработанная Acquiris.
Информация об игре: Aquiris Game Studio
19. Знаете ли вы что-либо про игру “Traulian”, вышедшую предположительно в 2006 году? Если да, то правда ли, что она распространялась только по shareware-схеме в цифровом виде? Или у неё всё же было своё физическое издание?
Не знаю.
20. Не могли бы вы рассказать нам, была ли игра "Cuana Toon" издана в конце концов? Если нет, то где может находиться её демоверсия, которая, как нам известно, точно существует?
Не знаю.
Информация об игре: Cuana Toon
21. А каково общее количество компьютерных игр, разработанных и изданных в Бразилии? Вы можете приблизительно оценить этот объём на сегодняшний день?
Согласно последним исследованиям, это около 1500 игр в год (статья – "2º Censo da Indústria Brasileira de Jogos Digitais aponta crescimento de games no Brasil – Secretaria Especial da Cultura.").
Ссылка: 2º Censo da Indústria Brasileira de Jogos Digitais aponta crescimento de games no Brasil – Secretaria Especial da Cultura
22. Какие жанры компьютерных игр наиболее востребованы у геймеров Бразилии? Только не говорите, пожалуйста, что это исключительно симуляторы и менеджеры самой популярной спортивной игры в мире…
У бразильцев такие же предпочтения, как и у геймеров США или Европы, так что в основном это шутеры, MOBA (прим. Multiplayer online battle arena), футбол и гонки.
23. Какие у вас есть любимые игры, разработанные в Европе или Америке? Могли бы бразильские игры конкурировать с продукцией, разработанной за пределами страны?
Это "Assassins Creed", "Call of Duty". Я так думаю, что нам нужно пройти ещё долгий путь, чтобы мы могли достичь уровня качества ААА, - однако в сегменте наших «инди»-проектов уровень качества вполне такой же, как и у других «инди»-разработчиков в мире.
24. Мы знаем, что в Бразилии в 1990-х годах, как минимум на местном уровне, существовала культура «бесплатных» игр. Насколько такие игры были популярны и как они распространялись? Можете ли вы привести примеры названий подобных игр?
Я полагаю, что вы под этим подразумеваете формат "shareware", в котором игра была доступной только 30 минут, а затем вы должны были разблокировать её до полной версии. Этот путь, конечно же, весьма распространён, и наша игра "Buggy Racers" была реализована таким же способом.
25. Существует ли в Бразилии крупное сообщество любителей, обсуждающих, сохраняющих и обменивающих между собой старые компьютерные игры? Много ли сегодня бразильских геймеров c ностальгией вспоминает старые игры или с удовольствием играет в них?
Я думаю, что пока это нишевое направление; я не вижу какого-либо продвижения старых игр, кроме как стараниями «стариков», которые скучают по тем «старым добрым временам», - но есть тенденции к развитию всего этого.
26. Вы могли бы как-то прокомментировать содержимое сайта "Made in Brazil Games" (по состоянию на сегодня сайт заброшен)? Нас очень интересует судьба игр, которые были там представлены.
Не знаю.
27. Как вы относитесь к деятельности некоммерческих сайтов и сообществ, посвящающих своё свободное время и силы поиску, а также сохранению электронных версий игровых раритетов со всего мира для будущих поколений? Как вы относитесь к идее сохранения старых компьютерных игр как мирового культурного наследия?
Я полагаю, что это отличная инициатива, и полностью её поддерживаю: мы должны сохранять прошлое и извлекать из него уроки.
28. Не могли бы вы дать какую-то свою наиболее общую оценку влияния национальной гейминдустрии и эксклюзивных продуктов, разработанных в Бразилии, на жизнь игрового сообщества вашей страны?
Молодое поколение начинает уделять больше внимания нашим местным «инди»-проектам, чего ещё не было 5–7 лет назад.
29. Была ли у вас мысль предлагать старые компьютерные игры вашей разработки, которые нигде уже нельзя купить в физическом виде, для скачивания всем желающим – за небольшую плату или даже на безвозмездной основе?
Никогда не думал об этом.
И заключительный вопрос, ставший для нашего сайта уже традиционным…
30. Какого компонента, по вашему мнению, не достаёт современным компьютерным играм? Что такого важного было в атмосфере тех далёких 1990-х годов, что позволяло на чистом энтузиазме разрабатывать настоящие произведения игрового искусства?
Я полагаю, что тот «романтический настрой» был утерян в последнее десятилетие из-за роста механики free2play, которая направлена лишь на то, чтобы получать как можно больше денег с игрока, а не на повествование сюжета. Я надеюсь, что услуги по подписке на премиум-игры могут вернуть разработчикам достойный доход, чтобы они смогли зарабатывать на жизнь своими «инди»- или экспериментальными проектами, поскольку подобные услуги могли бы помочь им продвигать свои собственные игры.
Спасибо, Карлос, за интересное интервью!
Интервью взято by WERTA, 02/01/2021.
Перевод by WERTA.
За помощь в составлении, переводе и грамматической правке вопросов для этого интервью автор выражает признательность пользователям нашего сайта: @kreol, @Dimouse, @Sharp_ey, @Uka.
Автор: WERTA
Дата: 03.01.2021