Эксклюзивная турецкая (и на соответствующем языке, - но его знания для прохождения не требуется) трёхмерная аркада (называть её action'ом вряд ли правильно), которая, по мнению некоторых критиков, фактически "похоронила" своим выходом национальную индустрию компьютерных игр, ориентированных именно строго на внутренний рынок (международные проекты в этой стране, естественно, выходили и позже).
Сделана данная вещь была авторами появившегося на свет годом ранее action'а от третьего лица Pusu: Uyanış, также представленного на нашем сайте, и на том же самом движке, - а её разработка спонсировалась компанией, выпустившей новый (на тот момент) шоколадный батончик под названием "Yami" с начинкой из нуги. Протагонист игры, Яман (уменьшительно-ласкательная форма имени которого тождественна названию вышеуказанного продукта питания), являлся главным героем появившегося несколько раньше телевизионного ролика, рекламировавшего данную снедь. К сожалению, эта аркада получила настолько разгромные (отчасти, впрочем, заслуженные) отзывы от критиков и целевой аудитории, что после неё, по всей видимости, турецкая общественность так более и не увидела ни одной подлинно "национальной" игры (если не считать дилогию SuperCan): разработчики посчитали, что нет смысла делать подобные вещи, раз их так, мягко говоря, холодно принимают.
Сюжет Eti Yami, с одной стороны, может показаться не просто странным, а бредовым, но с другой - выполнен, в общем-то, в традициях так называемой "турецкой фантастики", известной своим "сюрреализмом", переходящим в абсурд. Завязка следующая: бабушка стамбульского подростка Ямана, страдающая болезнью сердца, обнаруживает, что у неё закончилось лекарство, и просит внука сходить за ним в аптеку. Выйдя из дома, герой замечает, что по улицам вместо людей разгуливают враждебные роботы, ни разу не гуманоидные и лишь условно (причём и то не все) "прямоходящие". Однако Яман, естественно, и не думает возвращаться назад ни с чем, поэтому всё равно отправляется в путь. Никакого средства самозащиты у него при себе, правда, нет, - но по своей брутальности турецкий подросток оказывается на две головы выше всех западных "суперагентов" и тому подобных личностей: если им для совершения расправы над врагами обязательно требуется иметь хотя бы холодное, а чаще всего и вовсе какое-то огнестрельное оружие, то Яман в буквальном смысле слова разрывает роботов на части собственными руками и ногами, получая при этом довольно-таки незначительные повреждения.
Добравшись наконец до аптеки, мальчик получает от её владельца (оказавшегося изобретателем-любителем) не только лекарство для бабушки (с которой в итоге всё будет в порядке), но и бластер с бесконечным боезапасом (вот это как раз то, что подразумевалось выше под "турецкой фантастикой"), после чего жить становится ещё лучше и веселее. Но, разумеется, на успешной доставке бабушке лекарства история не заканчивается: Яман найдёт старого профессора, лишённого возможности самостоятельно передвигаться, чьими вышедшими из-под контроля детищами и являются роботы, а также обнаружит в книжном магазине проект той самой знаменитой летающей машины Хезарфена Ахмета Челеби, на которой этот полулегендарный пионер авиации будто бы совершил некогда перелёт через Босфор, - и должен будет повторить его "подвиг" на несколько модифицированном варианте данного устройства. Последнему описанному действию посвящён весь последний - из, увы, всего лишь четырёх - уровень игры, механика на котором кардинально отличается от предыдущих; кроме того, к сожалению, осталось совершенно непонятным, для чего именно это нужно было делать, если все роботы уже оказались нами побеждены.
Перспектива обзора - от третьего лица "со спины", однако ввиду особенностей поведения местной камеры она гораздо чаще напоминает нечто вроде "крупной косой изометрии", а в отдельных случаях - почти что стрелялку от первого лица. Наш герой умеет прыгать (причём на фантастические расстояния что в высоту, что в длину), великолепно дерётся руками и ногами, имеет приличный запас здоровья (показанный в виде шкалы в левом нижнем углу экрана, убывающей по мере получения повреждений), а в середине первого уровня, как уже было сказано, обретает оружие дальнего действия - бластер с, по сути, бесконечным - постоянно восполняющимся автоматически (то есть палить совсем без остановки не выйдет, но с минимальными паузами - вполне) - боезапасом: текущее количество энергии в нём показано в правом нижнем углу. "Жизней", правда, не предусмотрено, - в случае гибели игра начинается со старта текущего этапа. Для восполнения здоровья необходимо собирать часто встречающиеся бонусы в виде жёлтых и оранжевых батончиков "Yami". Вторые при этом вроде восстанавливают чуть больше сил, чем первые, однако общее улучшение самочувствия от одного такого продукта в любом случае не очень значительное; впрочем, данных предметов в целом довольно много, герой у нас крепкий, а сложность процесса не слишком высокая (но и не низкая), так что особых проблем возникнуть не должно, - хотя напряжённые и опасные поединки против приличного числа врагов одновременно всё-таки случаются. Никаких других бонусов, альтернативных видов оружия и прочего подобного нет.
Первые три уровня по антуражу и механике практически идентичны друг другу: действие в них разворачивается на улицах одного из районов Стамбула, смоделированных, если верить турецким источникам, на удивление точно. Правда, пространства для манёвров в большинстве своём немного, так как мы обычно именно что бегаем по узким "коридорам" между домами, - но относительно широкие участки местности (в том числе здание, в которое разрешат войти, площадь и так далее) всё же встретятся. "Головоломки" ограничены необходимостью несколько раз за игру встать на место, помеченное жёлтой указующей стрелкой, чтобы запустилась какая-либо "сюжетная сцена"; платформенный элемент также отсутствует, однако задействовать опцию прыжка несколько раз придётся в обязательном порядке.
Противников в Eti Yami несколько типов, - все они, естественно, являются теми самыми роботами. Описать данных созданий весьма проблематично - не только из-за их, мягко говоря, необычного вида (удивительно, но по своим типажам они в гораздо большей степени ближе к советской традиции изображения подобных персонажей, нежели к западной), но и из-за особенностей поведения: супостаты хаотично и с огромной скоростью носятся по запутанным траекториям, в целом ряде случаев вроде бы не стараясь целенаправленно нас атаковать, а после приближения обычно сразу отбегают на значительные расстояния, - в этой связи их банально не успеваешь рассмотреть в деталях, тем более что сражаться с ними всё же необходимо, иначе, несмотря на вышеописанные их особенности, они нас довольно быстро прикончат. В большинстве своём роботы атакуют только в ближнем бою, но у некоторых есть и дальнобойное оружие, - причём в рамках конкретного типа могут встречаться те, у кого оно есть, и те, кто таковым не обладает.
Среди разновидностей механических недругов замечены сущности на трёх тонких ногах с "головами" в форме не то колёс, не то пушек, гиганты в виде металлических конструкций с баками с горючим сзади и с торчащими вверх "глазами" в виде спутниковых тарелок (среди этих двух типов "стрелки" попадаются особенно часто, хотя в большинстве своём и их представители безоружны и дерутся только врукопашную), объекты на двух ногах-"присосках", "увенчанные" чем-то вроде "кресел" или "радиаторов", и одинокие колёса, на которых при помощи металлических конструкций закреплены лежащие баки с горючим (этот тип никогда не атакует на расстоянии, но превосходит всех прочих по скорости передвижения). В конце третьего уровня предстоит схватка с боссом - роботом-вертолётом, для победы над которым по ряду причин обязательно нужно подпрыгивать и наносить ему удары кулаками, что будет визуализировано в виде попыток Ямана "заарканить" врага верёвкой и свалить на землю (справиться с ним можно только так).
Как уже отмечалось выше, четвёртый уровень кардинально отличается от предыдущих: здесь не требуется с кем-либо сражаться, а нужно просто перелететь на построенной профессором машине в азиатскую часть Стамбула, стартовав с Галатской башни. Однако - поскольку, видимо, полёт происходит на достаточно большой высоте - здоровье управляющего летательным аппаратом Ямана убывает с катастрофической быстротой; буквально весь его маршрут усеян десятками жёлтых и оранжевых "Yami", - но поверьте, что, во-первых, их на деле ни разу не "много", во-вторых - "налететь" на некоторые из них для взятия не так уж легко (перемещается герой автоматически, но мы можем немного регулировать высоту и направление его движения). По факту, несмотря на "мирную" направленность и очень малую продолжительность, этот заключительный этап оказывается намного сложнее всех предыдущих.
Графика Eti Yami, быть может, действительно выглядит устаревшей для игры, выпущенной на рубеже 2005 и 2006 годов, - однако олдгеймеру, если только он в принципе приемлет 3D, такая картинка вполне может прийтись по душе: да, несколько аляповато, однообразно и местами минималистично, но в целом, как говорится, "очень даже ничего", тем более что высокая динамика игрового процесса не позволяет отвлекаться на мелочи вроде рассматривания мелких деталей. Да, у многих наверняка вызовет смех характерная для игр на этом движке "вертлявая" походка героя, - но почему бы просто не посчитать её "местной особенностью"?.. Что касается озвучки, то она выполнена явно профессиональными актёрами, хотя бы немного старающимися передавать голосами какие-то эмоции, - и здесь необходимо обязательно отметить колоритнейший рык "Йа-ам!", исполняемый глубоким басом-профундо в моменты, когда протагонист подбирает одноимённый "живительный" батончик: увидеть игру стоит хотя бы ради одного этого.
Иными словами, перед нами, естественно, ни разу не "шедевр", а обычная "проходная" вещь, короткая, сделанная в сжатые сроки с откровенно рекламными целями (что, собственно, нисколько не скрывается) и примечательная разве что своим экзотическим происхождением и раритетностью. Однако ничего действительно ужасного в ней нет и близко, - поэтому той убийственной критики, что на неё когда-то обрушилась, она совершенно не заслуживает - и даже может быть рекомендована если не к прохождению, то хотя бы к ознакомлению.
Сделана данная вещь была авторами появившегося на свет годом ранее action'а от третьего лица Pusu: Uyanış, также представленного на нашем сайте, и на том же самом движке, - а её разработка спонсировалась компанией, выпустившей новый (на тот момент) шоколадный батончик под названием "Yami" с начинкой из нуги. Протагонист игры, Яман (уменьшительно-ласкательная форма имени которого тождественна названию вышеуказанного продукта питания), являлся главным героем появившегося несколько раньше телевизионного ролика, рекламировавшего данную снедь. К сожалению, эта аркада получила настолько разгромные (отчасти, впрочем, заслуженные) отзывы от критиков и целевой аудитории, что после неё, по всей видимости, турецкая общественность так более и не увидела ни одной подлинно "национальной" игры (если не считать дилогию SuperCan): разработчики посчитали, что нет смысла делать подобные вещи, раз их так, мягко говоря, холодно принимают.
Сюжет Eti Yami, с одной стороны, может показаться не просто странным, а бредовым, но с другой - выполнен, в общем-то, в традициях так называемой "турецкой фантастики", известной своим "сюрреализмом", переходящим в абсурд. Завязка следующая: бабушка стамбульского подростка Ямана, страдающая болезнью сердца, обнаруживает, что у неё закончилось лекарство, и просит внука сходить за ним в аптеку. Выйдя из дома, герой замечает, что по улицам вместо людей разгуливают враждебные роботы, ни разу не гуманоидные и лишь условно (причём и то не все) "прямоходящие". Однако Яман, естественно, и не думает возвращаться назад ни с чем, поэтому всё равно отправляется в путь. Никакого средства самозащиты у него при себе, правда, нет, - но по своей брутальности турецкий подросток оказывается на две головы выше всех западных "суперагентов" и тому подобных личностей: если им для совершения расправы над врагами обязательно требуется иметь хотя бы холодное, а чаще всего и вовсе какое-то огнестрельное оружие, то Яман в буквальном смысле слова разрывает роботов на части собственными руками и ногами, получая при этом довольно-таки незначительные повреждения.
Добравшись наконец до аптеки, мальчик получает от её владельца (оказавшегося изобретателем-любителем) не только лекарство для бабушки (с которой в итоге всё будет в порядке), но и бластер с бесконечным боезапасом (вот это как раз то, что подразумевалось выше под "турецкой фантастикой"), после чего жить становится ещё лучше и веселее. Но, разумеется, на успешной доставке бабушке лекарства история не заканчивается: Яман найдёт старого профессора, лишённого возможности самостоятельно передвигаться, чьими вышедшими из-под контроля детищами и являются роботы, а также обнаружит в книжном магазине проект той самой знаменитой летающей машины Хезарфена Ахмета Челеби, на которой этот полулегендарный пионер авиации будто бы совершил некогда перелёт через Босфор, - и должен будет повторить его "подвиг" на несколько модифицированном варианте данного устройства. Последнему описанному действию посвящён весь последний - из, увы, всего лишь четырёх - уровень игры, механика на котором кардинально отличается от предыдущих; кроме того, к сожалению, осталось совершенно непонятным, для чего именно это нужно было делать, если все роботы уже оказались нами побеждены.
Перспектива обзора - от третьего лица "со спины", однако ввиду особенностей поведения местной камеры она гораздо чаще напоминает нечто вроде "крупной косой изометрии", а в отдельных случаях - почти что стрелялку от первого лица. Наш герой умеет прыгать (причём на фантастические расстояния что в высоту, что в длину), великолепно дерётся руками и ногами, имеет приличный запас здоровья (показанный в виде шкалы в левом нижнем углу экрана, убывающей по мере получения повреждений), а в середине первого уровня, как уже было сказано, обретает оружие дальнего действия - бластер с, по сути, бесконечным - постоянно восполняющимся автоматически (то есть палить совсем без остановки не выйдет, но с минимальными паузами - вполне) - боезапасом: текущее количество энергии в нём показано в правом нижнем углу. "Жизней", правда, не предусмотрено, - в случае гибели игра начинается со старта текущего этапа. Для восполнения здоровья необходимо собирать часто встречающиеся бонусы в виде жёлтых и оранжевых батончиков "Yami". Вторые при этом вроде восстанавливают чуть больше сил, чем первые, однако общее улучшение самочувствия от одного такого продукта в любом случае не очень значительное; впрочем, данных предметов в целом довольно много, герой у нас крепкий, а сложность процесса не слишком высокая (но и не низкая), так что особых проблем возникнуть не должно, - хотя напряжённые и опасные поединки против приличного числа врагов одновременно всё-таки случаются. Никаких других бонусов, альтернативных видов оружия и прочего подобного нет.
Первые три уровня по антуражу и механике практически идентичны друг другу: действие в них разворачивается на улицах одного из районов Стамбула, смоделированных, если верить турецким источникам, на удивление точно. Правда, пространства для манёвров в большинстве своём немного, так как мы обычно именно что бегаем по узким "коридорам" между домами, - но относительно широкие участки местности (в том числе здание, в которое разрешат войти, площадь и так далее) всё же встретятся. "Головоломки" ограничены необходимостью несколько раз за игру встать на место, помеченное жёлтой указующей стрелкой, чтобы запустилась какая-либо "сюжетная сцена"; платформенный элемент также отсутствует, однако задействовать опцию прыжка несколько раз придётся в обязательном порядке.
Противников в Eti Yami несколько типов, - все они, естественно, являются теми самыми роботами. Описать данных созданий весьма проблематично - не только из-за их, мягко говоря, необычного вида (удивительно, но по своим типажам они в гораздо большей степени ближе к советской традиции изображения подобных персонажей, нежели к западной), но и из-за особенностей поведения: супостаты хаотично и с огромной скоростью носятся по запутанным траекториям, в целом ряде случаев вроде бы не стараясь целенаправленно нас атаковать, а после приближения обычно сразу отбегают на значительные расстояния, - в этой связи их банально не успеваешь рассмотреть в деталях, тем более что сражаться с ними всё же необходимо, иначе, несмотря на вышеописанные их особенности, они нас довольно быстро прикончат. В большинстве своём роботы атакуют только в ближнем бою, но у некоторых есть и дальнобойное оружие, - причём в рамках конкретного типа могут встречаться те, у кого оно есть, и те, кто таковым не обладает.
Среди разновидностей механических недругов замечены сущности на трёх тонких ногах с "головами" в форме не то колёс, не то пушек, гиганты в виде металлических конструкций с баками с горючим сзади и с торчащими вверх "глазами" в виде спутниковых тарелок (среди этих двух типов "стрелки" попадаются особенно часто, хотя в большинстве своём и их представители безоружны и дерутся только врукопашную), объекты на двух ногах-"присосках", "увенчанные" чем-то вроде "кресел" или "радиаторов", и одинокие колёса, на которых при помощи металлических конструкций закреплены лежащие баки с горючим (этот тип никогда не атакует на расстоянии, но превосходит всех прочих по скорости передвижения). В конце третьего уровня предстоит схватка с боссом - роботом-вертолётом, для победы над которым по ряду причин обязательно нужно подпрыгивать и наносить ему удары кулаками, что будет визуализировано в виде попыток Ямана "заарканить" врага верёвкой и свалить на землю (справиться с ним можно только так).
Как уже отмечалось выше, четвёртый уровень кардинально отличается от предыдущих: здесь не требуется с кем-либо сражаться, а нужно просто перелететь на построенной профессором машине в азиатскую часть Стамбула, стартовав с Галатской башни. Однако - поскольку, видимо, полёт происходит на достаточно большой высоте - здоровье управляющего летательным аппаратом Ямана убывает с катастрофической быстротой; буквально весь его маршрут усеян десятками жёлтых и оранжевых "Yami", - но поверьте, что, во-первых, их на деле ни разу не "много", во-вторых - "налететь" на некоторые из них для взятия не так уж легко (перемещается герой автоматически, но мы можем немного регулировать высоту и направление его движения). По факту, несмотря на "мирную" направленность и очень малую продолжительность, этот заключительный этап оказывается намного сложнее всех предыдущих.
Графика Eti Yami, быть может, действительно выглядит устаревшей для игры, выпущенной на рубеже 2005 и 2006 годов, - однако олдгеймеру, если только он в принципе приемлет 3D, такая картинка вполне может прийтись по душе: да, несколько аляповато, однообразно и местами минималистично, но в целом, как говорится, "очень даже ничего", тем более что высокая динамика игрового процесса не позволяет отвлекаться на мелочи вроде рассматривания мелких деталей. Да, у многих наверняка вызовет смех характерная для игр на этом движке "вертлявая" походка героя, - но почему бы просто не посчитать её "местной особенностью"?.. Что касается озвучки, то она выполнена явно профессиональными актёрами, хотя бы немного старающимися передавать голосами какие-то эмоции, - и здесь необходимо обязательно отметить колоритнейший рык "Йа-ам!", исполняемый глубоким басом-профундо в моменты, когда протагонист подбирает одноимённый "живительный" батончик: увидеть игру стоит хотя бы ради одного этого.
Иными словами, перед нами, естественно, ни разу не "шедевр", а обычная "проходная" вещь, короткая, сделанная в сжатые сроки с откровенно рекламными целями (что, собственно, нисколько не скрывается) и примечательная разве что своим экзотическим происхождением и раритетностью. Однако ничего действительно ужасного в ней нет и близко, - поэтому той убийственной критики, что на неё когда-то обрушилась, она совершенно не заслуживает - и даже может быть рекомендована если не к прохождению, то хотя бы к ознакомлению.
- Главный герой:
Ребёнок - Перспектива:
Вид от третьего лица - Серия игр:
Рекламные игры - Страна или регион происхождения:
Турция - Тематика:
Научная фантастика - Язык:
Türkçe