Мальчик Томми и инопланетянин Оскар, главные персонажи итальянского мультипликационного сериала, знакомы любителям старых игр благодаря аркаде-платформеру 2005 года, представленной в том числе и на нашем сайте и даже издававшейся на русском языке под именем «Tommy & Oscar спасают Вселенную». Вот только на самом-то деле не мультфильм послужил первоисточником для компьютерной игры (такое случается не так уж и редко), а совсем наоборот! Макс Алессандрини – кстати сказать, при содействии знаменитого мастера спецэффектов Карло Рамбальди, отчасти ответственного за облик второго из протагонистов, как раз и названного в честь полученных своим «крёстным отцом» трёх кинопремий, – придумал этих героев для детского мультимедийно-образовательного проекта, вышедшего в 1996 году на CD-ROM под заголовком «Tommy & Oscar: Il Fantasma del Teatro». Отличавшаяся симпатичной рисованной графикой – а вовсе не жуткой трёхмерной, как позднее у Artematica Entertainment! – и посвящённая теме музыки, эта игра завоевала на своей родине престижный Bologna Media Prize, удостоилась перевода на два с лишним десятка (!) языков (включая нидерландский, шведский, финский и словенский) и появившегося спустя два года продолжения «Tommy & Oscar: Missione Musica» – и... уже в начале XXI века оказалась почти что всеми забытой редкостью, затерявшейся на фоне того самого порождённого ею мультсериала.
Предназначенная для пользователей от пяти до двенадцати лет «Tommy & Oscar: The Phantom of the Theatre» (ибо остановимся мы именно на англоязычном варианте – ввиду отсутствия в природе русского и за недоступностью на данный момент исходного итальянского) может похвастаться не только упомянутой уже красочной графикой – обложка призывно рапортует о 30 тыс. анимированных рисунков и более чем 60 минутах мультипликационного видеоряда, – но и много чем ещё. Встречая игрока в главном меню, Томми предлагает нам для знакомства три режима на выбор, активируемые нажатием на кнопку с соответствующей цифрой в левой части экрана. Под номером «1» как раз и скрывается основное здешнее блюдо: интерактивный мультфильм о приключениях двух героев и всех их друзей – японской девочки-каратистки Юкари, «сумасшедшего» (в хорошем смысле) изобретателя дяди Леонардо и прочих персонажей, уже известных нам по описанию аркады 2005 года.
История эта начинается с того, что инопланетянин случайно приземляется в саду у Томми и знакомится с обитателями дома, – когда же выясняется, что питается Оскар исключительно звуками разнообразных мелодий, да вдобавок ещё и голоден, то вся компания отправляется в место, наиболее подходящее для того, чтобы как следует подкрепиться: музыкальный театр. Вот только в его помещении, похоже, прописался некий маленький, но очень вредный призрак-привидение, – а потому визит оборачивается не трапезой, а новыми неожиданными проблемами, решать которые предстоит, конечно же, всё тем же нашим героям. Выглядит этот процесс, как уже замечалось, просто превосходно, да и звуковое оформление не оставляет желать ничего лучшего, – но вот печальное (пусть и обыденное для середины 1990-х) отсутствие субтитров понравится далеко не всем: практически никакого текста в игре нет, и для понимания всего происходящего совершенно необходимо прекрасно воспринимать на слух не только музыку, но и английский язык (ну или какой-нибудь другой, если вы пожелаете познакомиться с приключениями Томми и Оскара в ином доступном в сети издании).
Самый первый в истории мультфильм про Томми и Оскара не отличается особой продолжительностью, просмотр занимает чуть более двадцати минут, – однако для целевой аудитории этого скорее достаточно. Тем более что повествование разделено на десять эпизодов, – и если по завершении последнего нас просто препровождают назад в главное меню, то все предыдущие части заканчиваются экраном паузы с предложением поиграть в одну из девяти здешних мини-игр! Активируется таковая нажатием на значок кубика справа внизу; при этом всегда можно сразу отказаться от опциональной интермедии и продолжить просмотр ролика (за это отвечает стрелка правее, в самом углу) или повторить предыдущий фрагмент (парная ей левая стрелка), а также и просто вернуться на всё тот же приветственный экран с Томми (нажатием на порядковый номер эпизода внизу по центру). При желании на этом самом экране можно даже полностью отделить «котлеты от мух» и обратиться к двум другим режимам знакомства со здешней «музыкальной историей»: цифра «2» позволит расслабиться и, усевшись поудобнее, просмотреть весь мультфильм целиком, от начала и до конца, не отвлекаясь ни на какие интерактивные паузы, тогда как «3», напротив, предоставит возможность сыграть в любую из мини-игр в произвольном порядке – вне зависимости от её места в общей сюжетной линии.
Первое развлечение называется «Take your time» и немного напоминает «Тетрис» – только детский и специально заточенный под тематику всей игры. В правой части экрана расположен чёрный стакан, по которому медленно опускаются круглые предметы, символизирующие собой музыкальные звуки одного из четырёх типов длительности: целые, половинные, четвертные и восьмые. Последние графически отображаются в виде нот на четырёх кнопках правее стакана, а заодно обозначаются как звуковыми эффектами, так и поочерёдно подсвечивающимися секторами на падающем круге, – суть игры заключается в том, чтобы успеть щёлкнуть на соответствующую кнопку прежде, чем визуализированный звук достигнет дна ёмкости. Если запоздать или не угадать с длительностью, счётчик ошибок в правом верхнем углу возрастёт на единичку; рядом с ним находится и показатель правильных ответов: задачка считается успешно решённой при достижении десяти побед. Ещё три кнопки интерфейса отображаются справа внизу: символ стартового флажка в клетку на зелёном фоне запустит новую игру, красная кнопка «Stop» ожидаемо прервёт этот процесс, ну а жёлтая стрелка «вправо» вернёт на предыдущий экран, будь то меню выбора мини-развлечений или же пауза при просмотре интерактивного мультфильма (кстати говоря, те же самые три кнопки присутствуют и в большинстве прочих здешних режимов, хотя временами и в других местах экрана).
Вторая игра, «Professor Leonard’s Question Cards», представляет собой целую викторину из вопросов на научно-популярные (но так или иначе связанные с общей музыкальной направленностью всей истории) темы, которые дядя Леонардо задаёт своему племяннику. Например: «Что такое камертон?», «В какой среде звук распространяется с наибольшей скоростью?» или «Что происходит при преодолении самолётом звукового барьера?». Вопросы не только озвучиваются, но и отображаются текстом прямо на экране над подходящей случаю иллюстрацией, – а вот уже предлагаемые нам в количестве трёх варианты ответов, к сожалению, подаются лишь голосом. Для активации такового требуется подвести курсор мыши к одной из крупных литер А, В или С по центру экрана, а для выбора – щёлкнуть на той из них, мнение которой покажется нам наиболее близким к истине. Профессор сразу же прокомментирует данный ответ (опять-таки лишь посредством озвучки), но второго шанса не предоставит, а перейдёт прямо к следующему вопросу. Победа засчитывается после серии из трёх решённых заданий викторины, после чего можно будет начать игру снова, уже с другими случайно взятыми из некоторого набора загадками.
Следующее развлечение – самое необычное: «Караоке»! Никакого «соревновательного» элемента тут, разумеется, нет: можно лишь – посредством управляющих кнопок слева – послушать песенку, записать свой голос – естественно, при наличии подключённого микрофона – в наложении на «минусовку» (подсвечиваемый по словам текст в любом случае прилагается) и оценить итоговый результат. В большинстве языковых версий «Tommy & Oscar: Il Fantasma del Teatro» для такого дела был выбран немецкий рождественский гимн «O Tannenbaum», – не является исключением и английская локализация, в которой нам предлагается продемонстрировать своё вокальное мастерство в сольном исполнении «O Christmas tree». Симпатичный и забавный «мультик» с Санта-Клаусом, показываемый в окне по центру экрана, поможет юным певцам настроиться на подобающий праздничный лад.
Четвёртая мини-игра вернёт нас из блаженного состояния новогодней расслабленности в суровый мир хитроумных головоломок: в «The Music Staff» мы должны воспроизвести на слух мелодию путём размещения графических обозначений звуков требуемой длительности (изначально помещённых все вместе на панель слева внизу) прямо на нотном стане со скрипичным ключом. Повторно прослушать «постановку задачи» нельзя, только начать всё сначала, – зато после расположения всех нот на подходящих им (по нашему мнению) местах можно нажать на кнопку «проиграть» в правом нижнем углу – и «правильные» наши ответы останутся в своих законных тактовых ячейках, тогда как ошибочные свалятся в исходную позицию и снова станут доступны для повторной расстановки.
Пятое же развлечение, на экране вовсе никак не озаглавленное, но в руководстве именуемое «Keyboard», снова позволит нам немного отдохнуть – и может поспорить с караоке за право считаться наиболее творческим изо всех местных упражнений. Ибо здесь нам наконец-то дадут вдоволь помузицировать на свободе: ряд клавиш от «А» до «ввода» в латинской раскладке сыграет роль «белых» в диапазоне почти двух MIDI-октав, тогда как их расположенные этажом выше соседи от «W» до «]» выступят в качестве «чёрных» (кстати, это единственный случай, когда творение Rainbow отступает от принципа управления посредством одной только мыши). При этом имеются как возможность переключать имитируемые музыкальные инструменты (в ассортименте – фортепиано, гитара, скрипка, тромбон...), так и даже настоящее упражнение на аккомпанемент или отыгрыш мелодии, которое как раз и запускается тут при нажатии на привычную кнопку с флажком «начать игру». В комплекте с оригинальным итальянским изданием «Tommy & Oscar: Il Fantasma del Teatro» поставлялась даже особая накладка на компьютерную клавиатуру, подписанная от нижнего «до» до верхнего «соль» и значительно упрощающая начинающим юным пианистам процесс ориентации на местности, – в отсутствие такого приятного материального бонуса приходится полагаться исключительно на собственные воображение и фантазию.
Следующая по счёту мини-игра называется «Change Music» и стилизована под профессиональную деятельность «ди-джея», – впрочем, на деле она оказывается примерно такой же задачкой на подбор мелодий на слух, только уже в антураже не классической, а поп-музыки. По краям экрана, обрамляя изображение залихватски управляющего сразу двумя электрофонами Томми, расположены по восемь пронумерованных (от 1 до 16) кнопок в виде разноцветных грампластинок, при нажатии воспроизводящих каждая свой музыкальный фрагмент, с аккомпанементом ударных и в специфической аранжировке; при запуске собственно игры (нажатием на всё ту же кнопку с клетчатым флажком) на панели под иллюстрацией начнут появляться задаваемые нам кусочки мелодий, которым затем придётся по слуху подбирать точный эквивалент среди доступных шестнадцати вариантов. В самом низу ведётся подсчёт набранных очков и достигнутых уровней: на первом фрагментов-пластинок будет два, на втором три, – ну и так далее до восьми включительно.
Седьмая головоломка менее оригинальна и является тем самым мнемоническим упражнением на подбор парных карточек путём их поочерёдного переворачивания, без которого, похоже, не способен обойтись ни один уважающий себя детский мультимедийно-игровой проект. Задачка совсем не замысловата: картинки изображают музыкальные инструменты и расположены в три ряда по четыре штуки, то есть насчитывают всего лишь полдюжины пар. Элемент соревновательности в нехитрый процесс их подбора вносят счётчик ошибок и достижений в верхней части экрана, а также и кнопки с цифрами «1» и «2», вторая из которых зачем-то позволяет переключиться в режим для двух игроков – с теми же действиями на тренировку памяти, но уже в режиме «хотсит».
Восьмым по очереди нам предложат лабиринт, где потребуется провести ноту плавными движениями мыши – от Томми в левом верхнем углу до нехорошего Чезаре (как известно, это местный главный злодей) в правом нижнем: в меру увлекательно, но не очень-то вариативно и разнообразно. Наконец, девятой и последней перед пользователем предстанет ещё одна мнемоническая задачка, но уже более оригинальная и подходящая по тематике: «Guess the Instrument». При запуске здешнего режима игры нам проигрывают фрагмент мелодии в исполнении одного из музыкальных инструментов: необходимо щёлкнуть на того из семи представленных на экране оркестрантов, который как раз и держит в руках источник только что услышанного звукового эффекта.
В итоге – даже с учётом не самой высокой продолжительности основного режима – «Tommy & Oscar: The Phantom of the Theatre» оставляет по себе исключительно приятные впечатления. Мультфильм интересен по сюжету и практически идеален по визуальному исполнению, а самые разнообразные мини-игры на музыкальную тематику способны надолго увлечь не только интересующихся этим видом искусства детей, но и многих взрослых. Единственным – и к тому же весьма условным – недостатком творения Макса Алессандрини оказывается отсутствие субтитров, выдвигающее к пользователю серьёзные требования по части знания иностранного языка; ставить же данному проекту в вину определённые трудности запуска некоторых из доступных режимов на современном оборудовании явно не стоит. Так что – наши лучшие рекомендации всем любителям музыки и игровых раритетов!
Предназначенная для пользователей от пяти до двенадцати лет «Tommy & Oscar: The Phantom of the Theatre» (ибо остановимся мы именно на англоязычном варианте – ввиду отсутствия в природе русского и за недоступностью на данный момент исходного итальянского) может похвастаться не только упомянутой уже красочной графикой – обложка призывно рапортует о 30 тыс. анимированных рисунков и более чем 60 минутах мультипликационного видеоряда, – но и много чем ещё. Встречая игрока в главном меню, Томми предлагает нам для знакомства три режима на выбор, активируемые нажатием на кнопку с соответствующей цифрой в левой части экрана. Под номером «1» как раз и скрывается основное здешнее блюдо: интерактивный мультфильм о приключениях двух героев и всех их друзей – японской девочки-каратистки Юкари, «сумасшедшего» (в хорошем смысле) изобретателя дяди Леонардо и прочих персонажей, уже известных нам по описанию аркады 2005 года.
История эта начинается с того, что инопланетянин случайно приземляется в саду у Томми и знакомится с обитателями дома, – когда же выясняется, что питается Оскар исключительно звуками разнообразных мелодий, да вдобавок ещё и голоден, то вся компания отправляется в место, наиболее подходящее для того, чтобы как следует подкрепиться: музыкальный театр. Вот только в его помещении, похоже, прописался некий маленький, но очень вредный призрак-привидение, – а потому визит оборачивается не трапезой, а новыми неожиданными проблемами, решать которые предстоит, конечно же, всё тем же нашим героям. Выглядит этот процесс, как уже замечалось, просто превосходно, да и звуковое оформление не оставляет желать ничего лучшего, – но вот печальное (пусть и обыденное для середины 1990-х) отсутствие субтитров понравится далеко не всем: практически никакого текста в игре нет, и для понимания всего происходящего совершенно необходимо прекрасно воспринимать на слух не только музыку, но и английский язык (ну или какой-нибудь другой, если вы пожелаете познакомиться с приключениями Томми и Оскара в ином доступном в сети издании).
Самый первый в истории мультфильм про Томми и Оскара не отличается особой продолжительностью, просмотр занимает чуть более двадцати минут, – однако для целевой аудитории этого скорее достаточно. Тем более что повествование разделено на десять эпизодов, – и если по завершении последнего нас просто препровождают назад в главное меню, то все предыдущие части заканчиваются экраном паузы с предложением поиграть в одну из девяти здешних мини-игр! Активируется таковая нажатием на значок кубика справа внизу; при этом всегда можно сразу отказаться от опциональной интермедии и продолжить просмотр ролика (за это отвечает стрелка правее, в самом углу) или повторить предыдущий фрагмент (парная ей левая стрелка), а также и просто вернуться на всё тот же приветственный экран с Томми (нажатием на порядковый номер эпизода внизу по центру). При желании на этом самом экране можно даже полностью отделить «котлеты от мух» и обратиться к двум другим режимам знакомства со здешней «музыкальной историей»: цифра «2» позволит расслабиться и, усевшись поудобнее, просмотреть весь мультфильм целиком, от начала и до конца, не отвлекаясь ни на какие интерактивные паузы, тогда как «3», напротив, предоставит возможность сыграть в любую из мини-игр в произвольном порядке – вне зависимости от её места в общей сюжетной линии.
Первое развлечение называется «Take your time» и немного напоминает «Тетрис» – только детский и специально заточенный под тематику всей игры. В правой части экрана расположен чёрный стакан, по которому медленно опускаются круглые предметы, символизирующие собой музыкальные звуки одного из четырёх типов длительности: целые, половинные, четвертные и восьмые. Последние графически отображаются в виде нот на четырёх кнопках правее стакана, а заодно обозначаются как звуковыми эффектами, так и поочерёдно подсвечивающимися секторами на падающем круге, – суть игры заключается в том, чтобы успеть щёлкнуть на соответствующую кнопку прежде, чем визуализированный звук достигнет дна ёмкости. Если запоздать или не угадать с длительностью, счётчик ошибок в правом верхнем углу возрастёт на единичку; рядом с ним находится и показатель правильных ответов: задачка считается успешно решённой при достижении десяти побед. Ещё три кнопки интерфейса отображаются справа внизу: символ стартового флажка в клетку на зелёном фоне запустит новую игру, красная кнопка «Stop» ожидаемо прервёт этот процесс, ну а жёлтая стрелка «вправо» вернёт на предыдущий экран, будь то меню выбора мини-развлечений или же пауза при просмотре интерактивного мультфильма (кстати говоря, те же самые три кнопки присутствуют и в большинстве прочих здешних режимов, хотя временами и в других местах экрана).
Вторая игра, «Professor Leonard’s Question Cards», представляет собой целую викторину из вопросов на научно-популярные (но так или иначе связанные с общей музыкальной направленностью всей истории) темы, которые дядя Леонардо задаёт своему племяннику. Например: «Что такое камертон?», «В какой среде звук распространяется с наибольшей скоростью?» или «Что происходит при преодолении самолётом звукового барьера?». Вопросы не только озвучиваются, но и отображаются текстом прямо на экране над подходящей случаю иллюстрацией, – а вот уже предлагаемые нам в количестве трёх варианты ответов, к сожалению, подаются лишь голосом. Для активации такового требуется подвести курсор мыши к одной из крупных литер А, В или С по центру экрана, а для выбора – щёлкнуть на той из них, мнение которой покажется нам наиболее близким к истине. Профессор сразу же прокомментирует данный ответ (опять-таки лишь посредством озвучки), но второго шанса не предоставит, а перейдёт прямо к следующему вопросу. Победа засчитывается после серии из трёх решённых заданий викторины, после чего можно будет начать игру снова, уже с другими случайно взятыми из некоторого набора загадками.
Следующее развлечение – самое необычное: «Караоке»! Никакого «соревновательного» элемента тут, разумеется, нет: можно лишь – посредством управляющих кнопок слева – послушать песенку, записать свой голос – естественно, при наличии подключённого микрофона – в наложении на «минусовку» (подсвечиваемый по словам текст в любом случае прилагается) и оценить итоговый результат. В большинстве языковых версий «Tommy & Oscar: Il Fantasma del Teatro» для такого дела был выбран немецкий рождественский гимн «O Tannenbaum», – не является исключением и английская локализация, в которой нам предлагается продемонстрировать своё вокальное мастерство в сольном исполнении «O Christmas tree». Симпатичный и забавный «мультик» с Санта-Клаусом, показываемый в окне по центру экрана, поможет юным певцам настроиться на подобающий праздничный лад.
Четвёртая мини-игра вернёт нас из блаженного состояния новогодней расслабленности в суровый мир хитроумных головоломок: в «The Music Staff» мы должны воспроизвести на слух мелодию путём размещения графических обозначений звуков требуемой длительности (изначально помещённых все вместе на панель слева внизу) прямо на нотном стане со скрипичным ключом. Повторно прослушать «постановку задачи» нельзя, только начать всё сначала, – зато после расположения всех нот на подходящих им (по нашему мнению) местах можно нажать на кнопку «проиграть» в правом нижнем углу – и «правильные» наши ответы останутся в своих законных тактовых ячейках, тогда как ошибочные свалятся в исходную позицию и снова станут доступны для повторной расстановки.
Пятое же развлечение, на экране вовсе никак не озаглавленное, но в руководстве именуемое «Keyboard», снова позволит нам немного отдохнуть – и может поспорить с караоке за право считаться наиболее творческим изо всех местных упражнений. Ибо здесь нам наконец-то дадут вдоволь помузицировать на свободе: ряд клавиш от «А» до «ввода» в латинской раскладке сыграет роль «белых» в диапазоне почти двух MIDI-октав, тогда как их расположенные этажом выше соседи от «W» до «]» выступят в качестве «чёрных» (кстати, это единственный случай, когда творение Rainbow отступает от принципа управления посредством одной только мыши). При этом имеются как возможность переключать имитируемые музыкальные инструменты (в ассортименте – фортепиано, гитара, скрипка, тромбон...), так и даже настоящее упражнение на аккомпанемент или отыгрыш мелодии, которое как раз и запускается тут при нажатии на привычную кнопку с флажком «начать игру». В комплекте с оригинальным итальянским изданием «Tommy & Oscar: Il Fantasma del Teatro» поставлялась даже особая накладка на компьютерную клавиатуру, подписанная от нижнего «до» до верхнего «соль» и значительно упрощающая начинающим юным пианистам процесс ориентации на местности, – в отсутствие такого приятного материального бонуса приходится полагаться исключительно на собственные воображение и фантазию.
Следующая по счёту мини-игра называется «Change Music» и стилизована под профессиональную деятельность «ди-джея», – впрочем, на деле она оказывается примерно такой же задачкой на подбор мелодий на слух, только уже в антураже не классической, а поп-музыки. По краям экрана, обрамляя изображение залихватски управляющего сразу двумя электрофонами Томми, расположены по восемь пронумерованных (от 1 до 16) кнопок в виде разноцветных грампластинок, при нажатии воспроизводящих каждая свой музыкальный фрагмент, с аккомпанементом ударных и в специфической аранжировке; при запуске собственно игры (нажатием на всё ту же кнопку с клетчатым флажком) на панели под иллюстрацией начнут появляться задаваемые нам кусочки мелодий, которым затем придётся по слуху подбирать точный эквивалент среди доступных шестнадцати вариантов. В самом низу ведётся подсчёт набранных очков и достигнутых уровней: на первом фрагментов-пластинок будет два, на втором три, – ну и так далее до восьми включительно.
Седьмая головоломка менее оригинальна и является тем самым мнемоническим упражнением на подбор парных карточек путём их поочерёдного переворачивания, без которого, похоже, не способен обойтись ни один уважающий себя детский мультимедийно-игровой проект. Задачка совсем не замысловата: картинки изображают музыкальные инструменты и расположены в три ряда по четыре штуки, то есть насчитывают всего лишь полдюжины пар. Элемент соревновательности в нехитрый процесс их подбора вносят счётчик ошибок и достижений в верхней части экрана, а также и кнопки с цифрами «1» и «2», вторая из которых зачем-то позволяет переключиться в режим для двух игроков – с теми же действиями на тренировку памяти, но уже в режиме «хотсит».
Восьмым по очереди нам предложат лабиринт, где потребуется провести ноту плавными движениями мыши – от Томми в левом верхнем углу до нехорошего Чезаре (как известно, это местный главный злодей) в правом нижнем: в меру увлекательно, но не очень-то вариативно и разнообразно. Наконец, девятой и последней перед пользователем предстанет ещё одна мнемоническая задачка, но уже более оригинальная и подходящая по тематике: «Guess the Instrument». При запуске здешнего режима игры нам проигрывают фрагмент мелодии в исполнении одного из музыкальных инструментов: необходимо щёлкнуть на того из семи представленных на экране оркестрантов, который как раз и держит в руках источник только что услышанного звукового эффекта.
В итоге – даже с учётом не самой высокой продолжительности основного режима – «Tommy & Oscar: The Phantom of the Theatre» оставляет по себе исключительно приятные впечатления. Мультфильм интересен по сюжету и практически идеален по визуальному исполнению, а самые разнообразные мини-игры на музыкальную тематику способны надолго увлечь не только интересующихся этим видом искусства детей, но и многих взрослых. Единственным – и к тому же весьма условным – недостатком творения Макса Алессандрини оказывается отсутствие субтитров, выдвигающее к пользователю серьёзные требования по части знания иностранного языка; ставить же данному проекту в вину определённые трудности запуска некоторых из доступных режимов на современном оборудовании явно не стоит. Так что – наши лучшие рекомендации всем любителям музыки и игровых раритетов!
- Аудитория:
Детская - Главный герой:
Ребёнок
Вымышленное существо - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры
Сборник игр - Страна или регион происхождения:
Италия - Тематика:
Музыка - Технические детали:
CD-audio - Элемент жанра:
Интерактивное кино - Язык:
English