Вторая часть дилогии детских итальянских (но имевших международный релиз) игр, вовсе не созданных по мотивам мультсериала "Томми и Оскар" (о мальчике Томми и его друге - пришельце Оскаре, прибывшем с планеты, где питаются нотами), как можно было бы подумать, а, наоборот, ставших основой для его производства. По своей "структуре" она почти идентична своей предшественнице, Tommy & Oscar: The Phantom of the Theatre, уже представленной на нашем сайте, - по сути, это такой же интерактивный мультфильм со "встроенными" "загадками", мини-играми и "активностями". Необходимо отдельно отметить огромную редкость данной вещи: вплоть до лета 2022 года она отсутствовала в Интернете, а ныне доступна исключительно в виде французской локализации (хотя помимо неё точно существуют ещё оригинальная итальянская и английская, вышедшая, возможно, совсем крошечным тиражом).
Режимов, как и в первой части, три; выбираются они в главном меню посредством нажатия на одну из пронумерованных кнопок, расположенных в левой части экрана. Если щёлкнуть на цифру "1", то запустится тот самый упомянутый выше мультфильм, в котором по мере его просмотра будут четыре "интерактивных сцены", представляющих собой несложные условно "квестовые" головоломки, требующие решения, и несколько мини-игр. Проходить при этом обязательно лишь первые, тогда как вторые можно вообще пропускать нажатием "Escape", - побеждать же в них тем более не требуется. Как и в абсолютном большинстве западных игр, рассчитанных на юную аудиторию, субтитры здесь, увы, отсутствуют, но зато предусмотрена опция автоматического сохранения достигнутого прогресса: при каждом новом запуске этого режима программа будет спрашивать, хочет ли игрок возобновить прохождение с того места, на котором остановился, или же начать его со старта. В случае предпочтения цифры "2" покажут тот же самый мультфильм, но уже без каких бы то ни было "заданий", - ну а нажатие на "3" позволит ознакомиться с каждой из четырёх "интерактивных сцен" и любой из имеющихся мини-игр (коих, считая "активности", здесь всего семь) по отдельности. Все они представлены на экране в виде подписанных квадратиков с соответствующими изображениями; для возврата к главному меню необходимо нажать на стрелочку в правом нижнем углу. На титульном экране на том же самом месте имеется точно такая же, которая предназначена для выхода из программы.
Сюжет мультфильма (впоследствии вроде бы воплощённый в девятом эпизоде первого сезона сериала 2000-х годов, имеющем то же название, что и игра) следующий. Оскар узнаёт от своего друга, оставшегося на его планете, носящей название Планота, о случившейся там большой беде: злодей Децибел из соседнего мира украл все ноты, и теперь родному дому главного героя грозит голод. Жители решили организовать музыкально-кулинарный конкурс: необходимо сочинить произведение, ноты которого смогут накормить всех нуждающихся, и победитель в этом состязании получит право жениться на местной принцессе Мелоди. Вышеупомянутый Децибел, укравший музыку, тоже планирует участвовать и благодаря обретённым ресурсам имеет все шансы на выигрыш, - но Оскар, Томми и их друзья, естественно, должны этому воспрепятствовать, поэтому в срочном порядке отправляются на космическом корабле пришельца в путешествие к его планете.
Переходя непосредственно к игровой составляющей, в первую очередь стоит сказать об "интерактивных сценах". Каждая из них предполагает выполнение на экране тех или иных действий, обычно (хотя и не всегда) не слишком сильно (или вообще не) связанных между собой какой-либо чёткой "логикой", для получения нужного результата: как только всё сделано верно, в правом нижнем углу появляется указывающая вправо стрелка, нажатие на которую - если запущен режим интерактивного мультфильма - позволяет продолжить его просмотр. Управление процессом осуществляется при помощи курсора мыши посредством щелчков на объектах, при подведении к которым он изменяет свою форму, - при этом некоторые такие манипуляции можно произвести сразу, тогда как иные - лишь после выполнения каких-то других. В частности, в первой сцене необходимо отыскать на экране место, где спрятана пластиковая воронка (после нахождения она окажется в левом нижнем углу экрана), а затем придумать, где её применить (делается это методом перетаскивания данного объекта на нужное место), а также что ещё предварительно потребуется для этого сделать. Поскольку никаких "ограничений" и "штрафов" в таких сценах нет, то справиться с ними можно даже банальным "перебором вариантов", то есть просто щелчками на всё подряд, в том числе повторными: то, что прежде не функционировало, может заработать после совершения каких-то шагов, а иногда нажатие на ранее задействовавшийся объект приводит к новому результату.
Мини-развлечений, как уже отмечалось, семь, и формально все они так или иначе имеют отношение к музыке, - хотя подчас эта связь очень уж "опосредованная". Три из них - это так называемые "активности", то есть собственно игр и вовсе лишь четыре штуки. Большая часть таких занятий начинается с условного "титульного экрана", где предусмотрен выбор из трёх опций: нажатие на "пробел" запускает игру или "активность", "Escape" приводит к возврату в меню режима, а посредством "F1" можно ознакомиться с сутью того, что здесь потребуется делать. Заключается подобная "помощь" в зачитывании диктором инструкций и опять-таки не снабжена субтитрами, но зато сопровождается анимированным роликом, показывающим игровой процесс, и даже названиями или изображениями задействуемых при этом клавиш. В случае прохождения интерактивного мультфильма первыми (именно во множественном числе) забавами станут два варианта своеобразного shoot 'em up'а - двумерный и трёхмерный, довольно сильно отличающиеся друг от друга: игроку предложат выбрать один из них. В каждом предстоит управлять кораблём Оскара, стреляющим нотами (огонь ведётся при помощи "пробела"), которому необходимо уничтожать миниатюрные астероиды (или скорее метеороиды). Противники (не считая упомянутые небесные тела) отсутствуют, а боезапас бесконечен, но вот количество топлива ограничено, и восполняется оно, скажем так, оригинальным способом, который будет рассмотрен ниже.
Перспектива обзора в двумерном варианте игры - сбоку либо сверху в зависимости от уровня, коих здесь несколько. Следует обратить внимание, что данный "режим", в отличие от трёхмерного, содержит существенный элемент "cave flyer'а" - специфического поджанра аркадных леталок, в котором нет врагов, действие разворачивается в узких пещерах с обильным количеством сталактитов и сталагмитов (или просто выступов), а цель - аккуратно регулировать высоту полёта, дабы не столкнуться с вышеозначенными препятствиями, ибо это приводит к негативным последствиям. В данной мини-игре кораблик, движущийся вперёд автоматически (мы можем лишь ускорять и затормаживать его посредством соответственно "правой" и "левой" курсорных стрелок, а также, разумеется, поднимать и опускать при помощи соответственно "верхней" и "нижней"), попадает в такую пещеру в самом начале первого уровня, - но в отличие от классического варианта "пещерной леталки" в данном придётся не только избегать выступов, но и уничтожать те самые маленькие астероиды. Последние по своему поведению делятся на три типа: "левитирующие" в пространстве на одном месте, летящие навстречу кораблику (в том числе порой меняя свою траекторию и даже преследуя его) и движущиеся в том же направлении, что и он, то есть словно бы "убегающие" от нас. Расстреливать необходимо представителей всех разновидностей, в том числе последней упомянутой, ибо "протагонист" перемещается быстрее небесных тел и довольно быстро "догонит" любое из них, что с учётом малого количества места (в пещере) чревато столкновением.
Малейший физический контакт с астероидом или с выступом приводит к гибели. "Жизней" всего четыре; визуализированы они в виде трёх (на момент старта) моделек кораблика в левом нижнем углу, которые означают количество оставшихся у нас попыток, то есть не включают "текущую". Возрождение при наличии "шансов" происходит, как бы странно это ни звучало, не в месте гибели, а на каком-то расстоянии "впереди" него, - то есть погибший "протагонист" словно бы продолжает свой путь на протяжении нескольких секунд невидимым, а затем вновь возникает на экране. За уничтожение астероидов начисляются очки, которые также даются за взятие бонусов в виде музыкальных CD, - причём каждый такой предмет ещё и увеличивает мощность атаки: испускаемых нот становится больше, что позволяет эффективнее ликвидировать препятствующие полёту небесные тела. Интересно, что конфигурация пещеры всегда постоянная и не зависит от конкретной "попытки" и вообще "запуска" мини-игры, тогда как расположение, поведение, а подчас и количество астероидов могут сильно различаться. В некоторых случаях необходимо даже применять какую-никакую "тактику" (например, вовремя притормаживать, хотя именно остановиться тут получится от силы на пару секунд, да и то отнюдь не в любой момент), а в отдельных (к счастью, редких) моментах, увы, шансов выжить и вовсе наверняка не будет, так как астероид из-за его расположения невозможно облететь. В конце первого уровня кораблик выберется из пещеры на космический простор, где среди астероидов всегда встретятся как минимум два, перемещающихся в его сторону по хитрым траекториям и целенаправленно преследующих (для борьбы с ними опять-таки существует специальная тактика, но настолько очевидная, что писать о ней не имеет смысла), - а, например, на втором этапе действие разворачивается уже в перспективе "вид сверху" и хоть и в открытом космосе, но с меньшими возможностями для маневрирования и с куда большим количеством астероидов, среди которых будет немало стремящихся нас "догнать".
Трёхмерный режим той же мини-игры, в меню третьего режима представленный в виде отдельного развлечения, куда более необычен, но, пожалуй, менее интересен. События в нём происходят над поверхностью то ли крупного астероида, то ли малой планеты; перспектива обзора - от третьего лица "со спины". Управление перемещением осуществляется теми же курсорными стрелками, при этом "нижняя" теперь отвечает за набор высоты, а "верхняя" - за снижение; движется "протагонист", естественно, сам по себе, а огонь ведётся всё тем же "пробелом". Присутствует своеобразная "физика", из-за чего повороты влево и вправо, осуществляемые при помощи соответствующих курсорных клавиш, совсем не "плавные" и не мгновенные. "Противниками" являются всё те же метеороиды того или иного цвета (на первом уровне - коричневые, на втором - сиреневые...), движущиеся в небе исключительно навстречу кораблику, никогда не преследующие его и вообще не различающиеся поведением, а лишь меняющие высоту своего полёта в случае совершения игроком такого же действия, но и то не сразу и не всегда. В результате получается, что, несмотря на их сравнительно большое количество, избегать столкновений с этими объектами довольно легко, особенно если лететь близко к поверхности (хотя там они всё же тоже могут оказаться). Очки зарабатываются так же, как и в двумерном варианте, то есть посредством уничтожения астероидов и подбора музыкальных CD, опять-таки усиливающих мощь атаки. К сожалению, добыча бонусов здесь сопряжена с большими трудностями: они не висят в воздухе, а находятся непосредственно (!) на поверхности, - при этом хоть сколько-нибудь "плотный" контакт с нею, как и малейшее столкновение с астероидами, приводит к гибели (но слегка задевать землю всё-таки разрешается), а затормозить нет никакой возможности, так что взятие любого такого диска следует планировать очень тщательно и оперативно - сразу же после того, как он замечен на горизонте. Впрочем, их расположение в зависимости от "запуска" мини-игры, похоже, не меняется, поэтому соответствующие места можно просто "запомнить". Количество "жизней" в трёхмерном варианте тоже составляет четыре штуки, но вот возрождение при наличии "попыток" реализовано крайне необычно: пострадавший кораблик частично разваливается на части, демонстрируя нам управляющего им Оскара, и на несколько секунд оказывается фактически неуправляем (и неуязвим), но продолжает полёт и даже может по команде продолжать вести огонь по астероидам (!); затем он принимает нормальный вид и становится доступен для полноценного управления.
Как уже было отмечено выше, у космического судна ограничен запас топлива. На момент старта уровня он составляет пять условных единиц, показанных в виде чёрточек (две из них красные, три жёлтые) в нижней части экрана. Ближе к завершению этапа их никогда не остаётся больше трёх (двух красных и одной жёлтой), а иногда бывает и меньше. Для восполнения запаса горючего служат космические заправочные станции. В двумерном варианте - по крайней мере на первом уровне - такая появляется автоматически, когда у нас (через какое-то время после вылета из пещеры) остаются три или две полоски на вышеупомянутой шкале, - при этом астероиды, если они есть неподалёку, исчезают с экрана. В трёхмерной же разновидности при сокращении запаса топлива строго до трёх единиц управление корабликом передаётся компьютеру - и игроку, по сути, показывают видеоролик с транспортированием к той самой станции, по мере которого "бак" сокращается ещё на одну чёрточку. Заправка происходит, как уже говорилось, очень необычно - безукоризненно верным повторением ритма проигрываемой мелодии посредством "пробела", причём нужно бить в такт не только барабану, но и тарелкам. В двумерном варианте сделать это крайне сложно: музыка начинает звучать за небольшое количество секунд до того, как заправочная станция появится на экране (то есть времени на прослушивание и запоминание "трека" и на тренировку катастрофически мало), а непосредственно получить топливо можно, похоже, только в ходе пролёта мимо данного объекта (хотя и после его "оставления" мелодия ещё какое-то время раздаётся). Возможность затормозить здесь сохраняется, но вот остановиться хотя бы на мгновение невозможно, а сама станция, увы, очень небольшая и "пролетается" весьма быстро.
В трёхмерном варианте этот момент реализован намного проще: там космическая АЗС имеет платформу, на которую мы автоматически приземляемся, после чего спустя сколько-то секунд начинает звучать мелодия. Время пребывания на данном объекте ограничено (пусть соответствующий таймер нигде и не показан), - но его всё же отведено несравненно больше, чем в двумерном режиме, да и сама обстановка здесь куда спокойнее, поэтому особых сложностей с отбиванием ритма после минимальной тренировки, скорее всего, не возникнет ни у кого. Каждая успешная попытка завершается увеличением шкалы в нижней части экрана на одно деление, что сопровождается характерным звуком. Если бак корабля удалось наполнить целиком, то есть повторить ритм три раза (в трёхмерном режиме - всегда именно столько; в двумерном это значение может варьироваться), то Оскар поздравит нас. На следующий уровень мы переходим с тем количеством горючего, которое сумели получить таким способом или - в случае неудачи на станции - с которым завершили предыдущий: как ни странно, даже ничего не добыв на заправке, игру формально всё равно можно продолжить, причём в двумерном режиме мы при таком раскладе гарантированно перейдём на второй этап с одной единицей топлива, поскольку там корабль, в отличие от трёхмерного варианта, не прекращает двигаться во время контакта со станцией и затем летит ещё какое-то время. Обнуление шкалы приводит к окончанию игры, но, что опять-таки удивительно, без формального сообщения о поражении, которое показывается в случае гибели. Таблица рекордов с возможностью записать в неё своё имя, если что, предусмотрена.
Ещё одна мини-игра представляет собой своеобразную аркаду, которую отчасти можно назвать платформером, но с оговорками. Перспектива обзора - вид сбоку, играть предстоит за Томми, а цель - собрать все звёздочки, имеющиеся на текущем уровне, всегда ограниченном единственным экраном. Этапов всего девять, и различаются они количеством как вышеупомянутых предметов, так и присутствующих на них врагов - служащих Децибелу монстров, перемещающихся на летающих мотоциклах: на первом уровне супостатов двое, на втором трое и так далее. Томми умеет довольно высоко прыгать, хотя до верхнего края экрана, оттолкнувшись от нижнего, где он находится изначально, сам по себе не достанет, - этой области можно достичь лишь при помощи медленных движущихся по экрану платформ, довольно длинных и не всегда удобных для использования. Перемещение протагониста в воздухе в принципе не слишком "типичное", так как он хоть и теряет высоту после прыжка, но способен неплохо "парить" в воздухе, отклоняясь в разные стороны. К сожалению, сражаться с врагами непосредственно протагонист не может, а они, напротив, более-менее склонны целенаправленно его преследовать; любой контакт с этими существами, избежать которого обычно не так уж легко, заканчивается гибелью (визуализированной в виде падения мальчика с криком за нижнюю границу пространства). "Жизней" всего четыре (при этом количество фигурок Томми в правой нижней части экрана означает число оставшихся "попыток" - без учёта "текущей"); возрождение происходит мгновенно и с сохранением достижений в виде собранных звёздочек.
Бороться с противниками нужно "опосредованно" - и, естественно, вновь не самым обычным способом, связанным с музыкой. Из-за верхней границы экрана периодически опускаются различные значки нотной грамоты, а слева внизу написан какой-либо "нотно-математический пример": такие задания, связанные с длительностью нот и паузами, явно знакомы всем, кто учился в музыкальной школе или просто хотя бы немного интересовался соответствующим вопросом. В каждом из них отсутствует какой-либо "компонент": одно из слагаемых, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. Задача - схватить ту ноту из падающих, которая заменена в формулировке задания вопросительным знаком, что приведёт к заморозке всех противников на экране на довольно короткий период - несколько секунд; за это время их можно будет уничтожить посредством контакта, в противном случае они оттают. Правда, никакого реального эффекта это не даёт: на место всех убитых недругов моментально приходят новые - в количестве, соответствующем максимуму для текущего этапа. То есть, например, если на первом уровне мы сумели убить только одного из замороженных противников, а второй оттаял, то добавится один новый, чтобы в итоге их снова стало двое, - а если ликвидировали обоих замёрзших, то появятся двое злодеев. Если же игрок допустил ошибку и взял неправильную ноту, то оказывается заморожен сам - формально тоже на несколько секунд, но можно быть уверенным, что враги не преминут этим воспользоваться и лишат его одной "жизни". После правильного решения задания на его месте тут же появляется новое - практически всегда другое. Но вообще вариантов "нотно-математических примеров" в мини-игре не очень много, причём все они вместе с правильными решениями изложены на титульном экране, - соответственно, даже если игрок не знает, что это такое, то может просто запомнить или перерисовать приведённые там последовательности символов. Как только все звёздочки собраны, происходит автоматический переход к следующему уровню, на котором увеличится количество бонусов и врагов (о чём уже говорилось выше), а равно и расположение платформ наверняка будет иным (оно, к слову, может различаться на одном и том же этапе и в зависимости от "запуска").
Четвёртая мини-игра, к сожалению, на сегодняшний день, по-видимому, полноценно доступна лишь очень ограниченному кругу лиц - тем, кто имеет физическое издание игры, к которому прилагалась то ли такая же специальная накладка на клавиатуру с помеченными нотами, как к первой части, то ли и вовсе миниатюрный синтезатор. В этой забаве мы управляем Оскаром, представленным в перспективе "вид сверху" и путешествующим по лабиринту (интересно, что перемещается он автоматически, но можно изменять направление его перемещения), где бродят всё те же приспешники Децибела (убивать их нельзя), а в некоторых углах расположены значки нот. При соприкосновении с каждой таковой на экране появляется название и обозначение на стане конкретной ноты, и игрок должен верно "исполнить" её при помощи упомянутой накладки. На это даётся ограниченное время, визуализированное в виде тикающего таймера, отображаемого в левой части экрана: в пределах этого (небольшого, надо заметить) промежутка можно допустить сколько угодно ошибок. Если не дать верный ответ, то Оскара "отбросит" к стартовой отметке лабиринта; то же происходит в случае контакта с противниками и выступами стен, на которые нанесена предупредительная окраска, - то есть "жизней" как таковых в этой игре нет, а для победы, вероятно, нужно правильно "исполнить" каждую из имеющихся в лабиринте нот. Важно отметить, что в случае неудачи при повторном контакте с тем же самым значком тамошнее задание почти наверняка будет уже другим.
Из трёх представленных "активностей" две - "синтезатор" и "караоке" - вроде бы без особых изменений скопированы из предыдущей части, в описании которой можно ознакомиться с подробностями касательно них. Отметим лишь, что в первой забаве разрешено не только играть мелодию самому (при помощи всё той же накладки на клавиатуру), но и прослушивать готовые, выбирая "жанр" исполняемого произведения из множества вариантов, от торжественного марша до рэпа и самбы (для этого нужно щёлкать на фигурку Оскара в верхней части экрана, которая при совершении данного действия изменяет свой внешний вид, а под нею показывается название направления), звучащий музыкальный инструмент, среди которых различные клавишные, струнные, духовые и прочие, а также один из трёх вариантов аккомпанемента. Также следует сказать, что микрофон для караоке, естественно, потребуется, однако при установке игры его наличие не проверяется; в качестве песни теперь используется (по-видимому) "оригинальная", представляющая собой печальную серенаду в исполнении Оскара, обращённую к принцессе Мелоди и сопровождаемую мультипликационным видеороликом.
Последняя "активность" куда более интересна, - это своего рода симулятор так называемой "драм-машины", при помощи которого можно сочинить какую-никакую коротенькую повторяющуюся мелодию или же прослушать уже готовую. Основную часть экрана занимает разлинованное "поле", на котором двойным щелчком левой кнопки мыши необходимо ставить "отметки", имеющие форму разноцветных кружков, в определённых (пусть и никаким образом не помеченных) местах. Слева сверху вниз представлены четыре "типовых" ударных инструмента, которые предлагается использовать по умолчанию при исполнении "композиции" (если её можно так назвать), а вверху расположены объекты, на звуки которых ранее упомянутые инструменты можно частично или полностью заменить; среди них есть в том числе клаксон, свисток и даже три представителя животного мира - кошка, собака и утка. Замена осуществляется перетаскиванием при помощи левой кнопки мыши какого-либо из этих изображений на место одного из ударных. Изменяя положение ползунка между черепахой и кроликом на шкале в правой части экрана, можно выбрать скорость проигрывания трека, сам он запускается по нажатию красной кнопки с жёлтой стрелочкой по центру внизу, а кнопка с синтезатором рядом с нею позволяет сохранить результаты своего "творчества". Если же нажать на портрет Оскара в левом верхнем углу, то будет предложен выбор одной из готовых композиций в том или ином стиле (диско, рок, танго и так далее, - все они присутствуют и в активности "Синтезатор", но там их больше), после чего кружки на "поле" автоматически расставятся нужным образом, - однако игрок перед проигрыванием трека может "отредактировать" его, добавив или удалив часть "меток" и (или) заменив инструменты на другие звуковые эффекты (о чём говорилось выше).
Графику Tommy & Oscar: Mission Music в режиме интерактивного мультфильма вряд ли можно как-то охарактеризовать, - достаточно отметить, что рисовка там не "роскошная", но вполне достойная и что визуальный стиль полностью соответствует таковому в анимационном сериале, который, напомним, был сделан на основе дилогии игр, а вовсе не являлся её первоисточником. В аркадных мини-забавах же картинка не представляет собой ничего выдающегося и не сдобрена какими-либо особенными "эффектами" (даже взрывы астероидов получились не слишком красочными), но всё-таки смотрится довольно мило и привычно, - собственно, ожидать чего-то другого от движка Macromedia Director сложно. Поскольку на момент составления описания доступна лишь французская локализация, то и озвучку можно оценить только "местную"; выполнена она как минимум неплохо, хотя эмоциональные выкрики Оскара подчас раздражают. Отдельно стоит сказать о музыкальном сопровождении: в обоих вариантах shoot 'em up'а и в некоторые другие моменты нам предстоит действовать под аккомпанемент багатели (фортепианной пьесы) "К Элизе" авторства великого композитора Людвига ван Бетховена, чьё творчество, казалось бы, должно проходить "красной нитью" через всю игру, если судить по наличию его портрета в главном меню и одной сцене в завязке сюжета, - но, к сожалению, по факту этого не происходит.
В общем и целом данная игра - неплохая вещь с каким-никаким разнообразием содержимого, которая отличается от первой части дилогии намного больше, чем это может показаться на первый взгляд: мини-игр здесь меньше, образовательный элемент куда "рудиментарнее", но зато появилась фактически отсутствовавшая ранее аркадная составляющая, что может стать плюсом для одних игроков и минусом для других. Ну и, разумеется, нельзя забывать о том, что это очередная редкость, имеющая очень высокую коллекционную ценность.
Режимов, как и в первой части, три; выбираются они в главном меню посредством нажатия на одну из пронумерованных кнопок, расположенных в левой части экрана. Если щёлкнуть на цифру "1", то запустится тот самый упомянутый выше мультфильм, в котором по мере его просмотра будут четыре "интерактивных сцены", представляющих собой несложные условно "квестовые" головоломки, требующие решения, и несколько мини-игр. Проходить при этом обязательно лишь первые, тогда как вторые можно вообще пропускать нажатием "Escape", - побеждать же в них тем более не требуется. Как и в абсолютном большинстве западных игр, рассчитанных на юную аудиторию, субтитры здесь, увы, отсутствуют, но зато предусмотрена опция автоматического сохранения достигнутого прогресса: при каждом новом запуске этого режима программа будет спрашивать, хочет ли игрок возобновить прохождение с того места, на котором остановился, или же начать его со старта. В случае предпочтения цифры "2" покажут тот же самый мультфильм, но уже без каких бы то ни было "заданий", - ну а нажатие на "3" позволит ознакомиться с каждой из четырёх "интерактивных сцен" и любой из имеющихся мини-игр (коих, считая "активности", здесь всего семь) по отдельности. Все они представлены на экране в виде подписанных квадратиков с соответствующими изображениями; для возврата к главному меню необходимо нажать на стрелочку в правом нижнем углу. На титульном экране на том же самом месте имеется точно такая же, которая предназначена для выхода из программы.
Сюжет мультфильма (впоследствии вроде бы воплощённый в девятом эпизоде первого сезона сериала 2000-х годов, имеющем то же название, что и игра) следующий. Оскар узнаёт от своего друга, оставшегося на его планете, носящей название Планота, о случившейся там большой беде: злодей Децибел из соседнего мира украл все ноты, и теперь родному дому главного героя грозит голод. Жители решили организовать музыкально-кулинарный конкурс: необходимо сочинить произведение, ноты которого смогут накормить всех нуждающихся, и победитель в этом состязании получит право жениться на местной принцессе Мелоди. Вышеупомянутый Децибел, укравший музыку, тоже планирует участвовать и благодаря обретённым ресурсам имеет все шансы на выигрыш, - но Оскар, Томми и их друзья, естественно, должны этому воспрепятствовать, поэтому в срочном порядке отправляются на космическом корабле пришельца в путешествие к его планете.
Переходя непосредственно к игровой составляющей, в первую очередь стоит сказать об "интерактивных сценах". Каждая из них предполагает выполнение на экране тех или иных действий, обычно (хотя и не всегда) не слишком сильно (или вообще не) связанных между собой какой-либо чёткой "логикой", для получения нужного результата: как только всё сделано верно, в правом нижнем углу появляется указывающая вправо стрелка, нажатие на которую - если запущен режим интерактивного мультфильма - позволяет продолжить его просмотр. Управление процессом осуществляется при помощи курсора мыши посредством щелчков на объектах, при подведении к которым он изменяет свою форму, - при этом некоторые такие манипуляции можно произвести сразу, тогда как иные - лишь после выполнения каких-то других. В частности, в первой сцене необходимо отыскать на экране место, где спрятана пластиковая воронка (после нахождения она окажется в левом нижнем углу экрана), а затем придумать, где её применить (делается это методом перетаскивания данного объекта на нужное место), а также что ещё предварительно потребуется для этого сделать. Поскольку никаких "ограничений" и "штрафов" в таких сценах нет, то справиться с ними можно даже банальным "перебором вариантов", то есть просто щелчками на всё подряд, в том числе повторными: то, что прежде не функционировало, может заработать после совершения каких-то шагов, а иногда нажатие на ранее задействовавшийся объект приводит к новому результату.
Мини-развлечений, как уже отмечалось, семь, и формально все они так или иначе имеют отношение к музыке, - хотя подчас эта связь очень уж "опосредованная". Три из них - это так называемые "активности", то есть собственно игр и вовсе лишь четыре штуки. Большая часть таких занятий начинается с условного "титульного экрана", где предусмотрен выбор из трёх опций: нажатие на "пробел" запускает игру или "активность", "Escape" приводит к возврату в меню режима, а посредством "F1" можно ознакомиться с сутью того, что здесь потребуется делать. Заключается подобная "помощь" в зачитывании диктором инструкций и опять-таки не снабжена субтитрами, но зато сопровождается анимированным роликом, показывающим игровой процесс, и даже названиями или изображениями задействуемых при этом клавиш. В случае прохождения интерактивного мультфильма первыми (именно во множественном числе) забавами станут два варианта своеобразного shoot 'em up'а - двумерный и трёхмерный, довольно сильно отличающиеся друг от друга: игроку предложат выбрать один из них. В каждом предстоит управлять кораблём Оскара, стреляющим нотами (огонь ведётся при помощи "пробела"), которому необходимо уничтожать миниатюрные астероиды (или скорее метеороиды). Противники (не считая упомянутые небесные тела) отсутствуют, а боезапас бесконечен, но вот количество топлива ограничено, и восполняется оно, скажем так, оригинальным способом, который будет рассмотрен ниже.
Перспектива обзора в двумерном варианте игры - сбоку либо сверху в зависимости от уровня, коих здесь несколько. Следует обратить внимание, что данный "режим", в отличие от трёхмерного, содержит существенный элемент "cave flyer'а" - специфического поджанра аркадных леталок, в котором нет врагов, действие разворачивается в узких пещерах с обильным количеством сталактитов и сталагмитов (или просто выступов), а цель - аккуратно регулировать высоту полёта, дабы не столкнуться с вышеозначенными препятствиями, ибо это приводит к негативным последствиям. В данной мини-игре кораблик, движущийся вперёд автоматически (мы можем лишь ускорять и затормаживать его посредством соответственно "правой" и "левой" курсорных стрелок, а также, разумеется, поднимать и опускать при помощи соответственно "верхней" и "нижней"), попадает в такую пещеру в самом начале первого уровня, - но в отличие от классического варианта "пещерной леталки" в данном придётся не только избегать выступов, но и уничтожать те самые маленькие астероиды. Последние по своему поведению делятся на три типа: "левитирующие" в пространстве на одном месте, летящие навстречу кораблику (в том числе порой меняя свою траекторию и даже преследуя его) и движущиеся в том же направлении, что и он, то есть словно бы "убегающие" от нас. Расстреливать необходимо представителей всех разновидностей, в том числе последней упомянутой, ибо "протагонист" перемещается быстрее небесных тел и довольно быстро "догонит" любое из них, что с учётом малого количества места (в пещере) чревато столкновением.
Малейший физический контакт с астероидом или с выступом приводит к гибели. "Жизней" всего четыре; визуализированы они в виде трёх (на момент старта) моделек кораблика в левом нижнем углу, которые означают количество оставшихся у нас попыток, то есть не включают "текущую". Возрождение при наличии "шансов" происходит, как бы странно это ни звучало, не в месте гибели, а на каком-то расстоянии "впереди" него, - то есть погибший "протагонист" словно бы продолжает свой путь на протяжении нескольких секунд невидимым, а затем вновь возникает на экране. За уничтожение астероидов начисляются очки, которые также даются за взятие бонусов в виде музыкальных CD, - причём каждый такой предмет ещё и увеличивает мощность атаки: испускаемых нот становится больше, что позволяет эффективнее ликвидировать препятствующие полёту небесные тела. Интересно, что конфигурация пещеры всегда постоянная и не зависит от конкретной "попытки" и вообще "запуска" мини-игры, тогда как расположение, поведение, а подчас и количество астероидов могут сильно различаться. В некоторых случаях необходимо даже применять какую-никакую "тактику" (например, вовремя притормаживать, хотя именно остановиться тут получится от силы на пару секунд, да и то отнюдь не в любой момент), а в отдельных (к счастью, редких) моментах, увы, шансов выжить и вовсе наверняка не будет, так как астероид из-за его расположения невозможно облететь. В конце первого уровня кораблик выберется из пещеры на космический простор, где среди астероидов всегда встретятся как минимум два, перемещающихся в его сторону по хитрым траекториям и целенаправленно преследующих (для борьбы с ними опять-таки существует специальная тактика, но настолько очевидная, что писать о ней не имеет смысла), - а, например, на втором этапе действие разворачивается уже в перспективе "вид сверху" и хоть и в открытом космосе, но с меньшими возможностями для маневрирования и с куда большим количеством астероидов, среди которых будет немало стремящихся нас "догнать".
Трёхмерный режим той же мини-игры, в меню третьего режима представленный в виде отдельного развлечения, куда более необычен, но, пожалуй, менее интересен. События в нём происходят над поверхностью то ли крупного астероида, то ли малой планеты; перспектива обзора - от третьего лица "со спины". Управление перемещением осуществляется теми же курсорными стрелками, при этом "нижняя" теперь отвечает за набор высоты, а "верхняя" - за снижение; движется "протагонист", естественно, сам по себе, а огонь ведётся всё тем же "пробелом". Присутствует своеобразная "физика", из-за чего повороты влево и вправо, осуществляемые при помощи соответствующих курсорных клавиш, совсем не "плавные" и не мгновенные. "Противниками" являются всё те же метеороиды того или иного цвета (на первом уровне - коричневые, на втором - сиреневые...), движущиеся в небе исключительно навстречу кораблику, никогда не преследующие его и вообще не различающиеся поведением, а лишь меняющие высоту своего полёта в случае совершения игроком такого же действия, но и то не сразу и не всегда. В результате получается, что, несмотря на их сравнительно большое количество, избегать столкновений с этими объектами довольно легко, особенно если лететь близко к поверхности (хотя там они всё же тоже могут оказаться). Очки зарабатываются так же, как и в двумерном варианте, то есть посредством уничтожения астероидов и подбора музыкальных CD, опять-таки усиливающих мощь атаки. К сожалению, добыча бонусов здесь сопряжена с большими трудностями: они не висят в воздухе, а находятся непосредственно (!) на поверхности, - при этом хоть сколько-нибудь "плотный" контакт с нею, как и малейшее столкновение с астероидами, приводит к гибели (но слегка задевать землю всё-таки разрешается), а затормозить нет никакой возможности, так что взятие любого такого диска следует планировать очень тщательно и оперативно - сразу же после того, как он замечен на горизонте. Впрочем, их расположение в зависимости от "запуска" мини-игры, похоже, не меняется, поэтому соответствующие места можно просто "запомнить". Количество "жизней" в трёхмерном варианте тоже составляет четыре штуки, но вот возрождение при наличии "попыток" реализовано крайне необычно: пострадавший кораблик частично разваливается на части, демонстрируя нам управляющего им Оскара, и на несколько секунд оказывается фактически неуправляем (и неуязвим), но продолжает полёт и даже может по команде продолжать вести огонь по астероидам (!); затем он принимает нормальный вид и становится доступен для полноценного управления.
Как уже было отмечено выше, у космического судна ограничен запас топлива. На момент старта уровня он составляет пять условных единиц, показанных в виде чёрточек (две из них красные, три жёлтые) в нижней части экрана. Ближе к завершению этапа их никогда не остаётся больше трёх (двух красных и одной жёлтой), а иногда бывает и меньше. Для восполнения запаса горючего служат космические заправочные станции. В двумерном варианте - по крайней мере на первом уровне - такая появляется автоматически, когда у нас (через какое-то время после вылета из пещеры) остаются три или две полоски на вышеупомянутой шкале, - при этом астероиды, если они есть неподалёку, исчезают с экрана. В трёхмерной же разновидности при сокращении запаса топлива строго до трёх единиц управление корабликом передаётся компьютеру - и игроку, по сути, показывают видеоролик с транспортированием к той самой станции, по мере которого "бак" сокращается ещё на одну чёрточку. Заправка происходит, как уже говорилось, очень необычно - безукоризненно верным повторением ритма проигрываемой мелодии посредством "пробела", причём нужно бить в такт не только барабану, но и тарелкам. В двумерном варианте сделать это крайне сложно: музыка начинает звучать за небольшое количество секунд до того, как заправочная станция появится на экране (то есть времени на прослушивание и запоминание "трека" и на тренировку катастрофически мало), а непосредственно получить топливо можно, похоже, только в ходе пролёта мимо данного объекта (хотя и после его "оставления" мелодия ещё какое-то время раздаётся). Возможность затормозить здесь сохраняется, но вот остановиться хотя бы на мгновение невозможно, а сама станция, увы, очень небольшая и "пролетается" весьма быстро.
В трёхмерном варианте этот момент реализован намного проще: там космическая АЗС имеет платформу, на которую мы автоматически приземляемся, после чего спустя сколько-то секунд начинает звучать мелодия. Время пребывания на данном объекте ограничено (пусть соответствующий таймер нигде и не показан), - но его всё же отведено несравненно больше, чем в двумерном режиме, да и сама обстановка здесь куда спокойнее, поэтому особых сложностей с отбиванием ритма после минимальной тренировки, скорее всего, не возникнет ни у кого. Каждая успешная попытка завершается увеличением шкалы в нижней части экрана на одно деление, что сопровождается характерным звуком. Если бак корабля удалось наполнить целиком, то есть повторить ритм три раза (в трёхмерном режиме - всегда именно столько; в двумерном это значение может варьироваться), то Оскар поздравит нас. На следующий уровень мы переходим с тем количеством горючего, которое сумели получить таким способом или - в случае неудачи на станции - с которым завершили предыдущий: как ни странно, даже ничего не добыв на заправке, игру формально всё равно можно продолжить, причём в двумерном режиме мы при таком раскладе гарантированно перейдём на второй этап с одной единицей топлива, поскольку там корабль, в отличие от трёхмерного варианта, не прекращает двигаться во время контакта со станцией и затем летит ещё какое-то время. Обнуление шкалы приводит к окончанию игры, но, что опять-таки удивительно, без формального сообщения о поражении, которое показывается в случае гибели. Таблица рекордов с возможностью записать в неё своё имя, если что, предусмотрена.
Ещё одна мини-игра представляет собой своеобразную аркаду, которую отчасти можно назвать платформером, но с оговорками. Перспектива обзора - вид сбоку, играть предстоит за Томми, а цель - собрать все звёздочки, имеющиеся на текущем уровне, всегда ограниченном единственным экраном. Этапов всего девять, и различаются они количеством как вышеупомянутых предметов, так и присутствующих на них врагов - служащих Децибелу монстров, перемещающихся на летающих мотоциклах: на первом уровне супостатов двое, на втором трое и так далее. Томми умеет довольно высоко прыгать, хотя до верхнего края экрана, оттолкнувшись от нижнего, где он находится изначально, сам по себе не достанет, - этой области можно достичь лишь при помощи медленных движущихся по экрану платформ, довольно длинных и не всегда удобных для использования. Перемещение протагониста в воздухе в принципе не слишком "типичное", так как он хоть и теряет высоту после прыжка, но способен неплохо "парить" в воздухе, отклоняясь в разные стороны. К сожалению, сражаться с врагами непосредственно протагонист не может, а они, напротив, более-менее склонны целенаправленно его преследовать; любой контакт с этими существами, избежать которого обычно не так уж легко, заканчивается гибелью (визуализированной в виде падения мальчика с криком за нижнюю границу пространства). "Жизней" всего четыре (при этом количество фигурок Томми в правой нижней части экрана означает число оставшихся "попыток" - без учёта "текущей"); возрождение происходит мгновенно и с сохранением достижений в виде собранных звёздочек.
Бороться с противниками нужно "опосредованно" - и, естественно, вновь не самым обычным способом, связанным с музыкой. Из-за верхней границы экрана периодически опускаются различные значки нотной грамоты, а слева внизу написан какой-либо "нотно-математический пример": такие задания, связанные с длительностью нот и паузами, явно знакомы всем, кто учился в музыкальной школе или просто хотя бы немного интересовался соответствующим вопросом. В каждом из них отсутствует какой-либо "компонент": одно из слагаемых, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. Задача - схватить ту ноту из падающих, которая заменена в формулировке задания вопросительным знаком, что приведёт к заморозке всех противников на экране на довольно короткий период - несколько секунд; за это время их можно будет уничтожить посредством контакта, в противном случае они оттают. Правда, никакого реального эффекта это не даёт: на место всех убитых недругов моментально приходят новые - в количестве, соответствующем максимуму для текущего этапа. То есть, например, если на первом уровне мы сумели убить только одного из замороженных противников, а второй оттаял, то добавится один новый, чтобы в итоге их снова стало двое, - а если ликвидировали обоих замёрзших, то появятся двое злодеев. Если же игрок допустил ошибку и взял неправильную ноту, то оказывается заморожен сам - формально тоже на несколько секунд, но можно быть уверенным, что враги не преминут этим воспользоваться и лишат его одной "жизни". После правильного решения задания на его месте тут же появляется новое - практически всегда другое. Но вообще вариантов "нотно-математических примеров" в мини-игре не очень много, причём все они вместе с правильными решениями изложены на титульном экране, - соответственно, даже если игрок не знает, что это такое, то может просто запомнить или перерисовать приведённые там последовательности символов. Как только все звёздочки собраны, происходит автоматический переход к следующему уровню, на котором увеличится количество бонусов и врагов (о чём уже говорилось выше), а равно и расположение платформ наверняка будет иным (оно, к слову, может различаться на одном и том же этапе и в зависимости от "запуска").
Четвёртая мини-игра, к сожалению, на сегодняшний день, по-видимому, полноценно доступна лишь очень ограниченному кругу лиц - тем, кто имеет физическое издание игры, к которому прилагалась то ли такая же специальная накладка на клавиатуру с помеченными нотами, как к первой части, то ли и вовсе миниатюрный синтезатор. В этой забаве мы управляем Оскаром, представленным в перспективе "вид сверху" и путешествующим по лабиринту (интересно, что перемещается он автоматически, но можно изменять направление его перемещения), где бродят всё те же приспешники Децибела (убивать их нельзя), а в некоторых углах расположены значки нот. При соприкосновении с каждой таковой на экране появляется название и обозначение на стане конкретной ноты, и игрок должен верно "исполнить" её при помощи упомянутой накладки. На это даётся ограниченное время, визуализированное в виде тикающего таймера, отображаемого в левой части экрана: в пределах этого (небольшого, надо заметить) промежутка можно допустить сколько угодно ошибок. Если не дать верный ответ, то Оскара "отбросит" к стартовой отметке лабиринта; то же происходит в случае контакта с противниками и выступами стен, на которые нанесена предупредительная окраска, - то есть "жизней" как таковых в этой игре нет, а для победы, вероятно, нужно правильно "исполнить" каждую из имеющихся в лабиринте нот. Важно отметить, что в случае неудачи при повторном контакте с тем же самым значком тамошнее задание почти наверняка будет уже другим.
Из трёх представленных "активностей" две - "синтезатор" и "караоке" - вроде бы без особых изменений скопированы из предыдущей части, в описании которой можно ознакомиться с подробностями касательно них. Отметим лишь, что в первой забаве разрешено не только играть мелодию самому (при помощи всё той же накладки на клавиатуру), но и прослушивать готовые, выбирая "жанр" исполняемого произведения из множества вариантов, от торжественного марша до рэпа и самбы (для этого нужно щёлкать на фигурку Оскара в верхней части экрана, которая при совершении данного действия изменяет свой внешний вид, а под нею показывается название направления), звучащий музыкальный инструмент, среди которых различные клавишные, струнные, духовые и прочие, а также один из трёх вариантов аккомпанемента. Также следует сказать, что микрофон для караоке, естественно, потребуется, однако при установке игры его наличие не проверяется; в качестве песни теперь используется (по-видимому) "оригинальная", представляющая собой печальную серенаду в исполнении Оскара, обращённую к принцессе Мелоди и сопровождаемую мультипликационным видеороликом.
Последняя "активность" куда более интересна, - это своего рода симулятор так называемой "драм-машины", при помощи которого можно сочинить какую-никакую коротенькую повторяющуюся мелодию или же прослушать уже готовую. Основную часть экрана занимает разлинованное "поле", на котором двойным щелчком левой кнопки мыши необходимо ставить "отметки", имеющие форму разноцветных кружков, в определённых (пусть и никаким образом не помеченных) местах. Слева сверху вниз представлены четыре "типовых" ударных инструмента, которые предлагается использовать по умолчанию при исполнении "композиции" (если её можно так назвать), а вверху расположены объекты, на звуки которых ранее упомянутые инструменты можно частично или полностью заменить; среди них есть в том числе клаксон, свисток и даже три представителя животного мира - кошка, собака и утка. Замена осуществляется перетаскиванием при помощи левой кнопки мыши какого-либо из этих изображений на место одного из ударных. Изменяя положение ползунка между черепахой и кроликом на шкале в правой части экрана, можно выбрать скорость проигрывания трека, сам он запускается по нажатию красной кнопки с жёлтой стрелочкой по центру внизу, а кнопка с синтезатором рядом с нею позволяет сохранить результаты своего "творчества". Если же нажать на портрет Оскара в левом верхнем углу, то будет предложен выбор одной из готовых композиций в том или ином стиле (диско, рок, танго и так далее, - все они присутствуют и в активности "Синтезатор", но там их больше), после чего кружки на "поле" автоматически расставятся нужным образом, - однако игрок перед проигрыванием трека может "отредактировать" его, добавив или удалив часть "меток" и (или) заменив инструменты на другие звуковые эффекты (о чём говорилось выше).
Графику Tommy & Oscar: Mission Music в режиме интерактивного мультфильма вряд ли можно как-то охарактеризовать, - достаточно отметить, что рисовка там не "роскошная", но вполне достойная и что визуальный стиль полностью соответствует таковому в анимационном сериале, который, напомним, был сделан на основе дилогии игр, а вовсе не являлся её первоисточником. В аркадных мини-забавах же картинка не представляет собой ничего выдающегося и не сдобрена какими-либо особенными "эффектами" (даже взрывы астероидов получились не слишком красочными), но всё-таки смотрится довольно мило и привычно, - собственно, ожидать чего-то другого от движка Macromedia Director сложно. Поскольку на момент составления описания доступна лишь французская локализация, то и озвучку можно оценить только "местную"; выполнена она как минимум неплохо, хотя эмоциональные выкрики Оскара подчас раздражают. Отдельно стоит сказать о музыкальном сопровождении: в обоих вариантах shoot 'em up'а и в некоторые другие моменты нам предстоит действовать под аккомпанемент багатели (фортепианной пьесы) "К Элизе" авторства великого композитора Людвига ван Бетховена, чьё творчество, казалось бы, должно проходить "красной нитью" через всю игру, если судить по наличию его портрета в главном меню и одной сцене в завязке сюжета, - но, к сожалению, по факту этого не происходит.
В общем и целом данная игра - неплохая вещь с каким-никаким разнообразием содержимого, которая отличается от первой части дилогии намного больше, чем это может показаться на первый взгляд: мини-игр здесь меньше, образовательный элемент куда "рудиментарнее", но зато появилась фактически отсутствовавшая ранее аркадная составляющая, что может стать плюсом для одних игроков и минусом для других. Ну и, разумеется, нельзя забывать о том, что это очередная редкость, имеющая очень высокую коллекционную ценность.
- Аудитория:
Детская - Главный герой:
Ребёнок
Вымышленное существо - Игровой движок:
Macromedia Director - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры
Сборник игр - Страна или регион происхождения:
Италия - Тематика:
Музыка - Элемент жанра:
Интерактивное кино - Язык:
Français