Боец спецназа ФСКН России

Боец спецназа ФСКН России
Жанр: Action
Разработчик: Мультимедиа технологии и дистанционное обучение
Издатель: ФСКН России
Год выхода: 2007
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 12
Все, интересующиеся игровой индустрией и её историей, а также просто любители всевозможных "необычных" игр прекрасно знают, что органы власти разных стран могут не только запрещать игры, повинуясь вопящим энтузиастам вроде Джека Томпсона, религиозным вредителям и прочим "активистам", но и способствовать их созданию. Масштабы такой благой деятельности, конечно, несопоставимы с количеством запретов и ограничений, да и сами факты последних придаются огласке куда большей, чем выпуск игр, - порой в тематических СМИ об этом не сообщается вовсе. Тем не менее проекты, созданные по заказу различных правительственных и других государственных учреждений, есть, - и они интересны уже своим происхождением.

Ещё примечательней, что такое имело место и в России - стране, в которой в 2000-х далёкое от компьютерных игр большинство воспринимало их как глупое и вредное развлечение подростков и бездельников. Причём отличились не какие-нибудь Министерство культуры или Департамент молодёжной политики, а ФСКН - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, существовавшая в России с 2002 по 2016 год. А игра - не что иное, как шутер от первого лица!

Согласно имеющейся в сети информации, такое неожиданное и кажущееся первоапрельской шуткой решение базировалось на выводе, что с помощью компьютерных игр, так близких молодёжи, можно обратить внимание этой самой молодёжи на проблему наркомании и агитировать её против употребления и распространения наркотических веществ. Диски с играми "Боец спецназа ФСКН России", о которой речь пойдёт на данной странице, и другой игрой, изданной ФСКН, - Антинаркомания (2006, Windows), - поставлялись в детские библиотеки (в том числе школьные), а часть тиража - судя по всему, очень небольшая - продавалась в магазинах. Итог - найти физические копии для коллекции практически невозможно, но сами игры раритетами не стали, потому что вскоре после выхода были выложены на сайте ФСКН для свободного скачивания в виде образов дисков; и более того, для обеих игр появились бесплатные жн аддоны.

Забегая вперёд, скажем, что каждые пять минут фраза "Наркотики - зло" в играх не фигурирует, какая-либо яростная агитация в них отсутствует и человека, у которого собственного убеждения о вреде наркотиков нет (а тем более если есть убеждение обратное), они вряд ли заставят изменить свою точку зрения. Тем не менее выход таких проектов - прекрасное событие, и всем, кто был к нему причастен, мы скажем спасибо - за благие намерения, неординарный подход к делу и, конечно, за вклад в мир компьютерных игр. А теперь - о "Бойце спецназа ФСКН России".

Михаил Марков в роли оперативного сотрудника Михаила Маркова.
Анна Круглова в роли эксперта-криминалиста Анны Кругловой.
Павел Быстров в роли сотрудника спецназа ФСКН России Павла Быстрова.
Игорь Князев в роли кинолога ФСКН России Игоря Князева.
Альфа в роли служебной собаки по кличке Альфа.
Сухогруз "Эскобан" в роли сухогруза "Эскобан".
И другие.

Игроку, как следует из названия, предстоит стать спецназовцем ФСКН. Группа обозначенных выше лиц (и морд) при поддержке отряда пограничников поднимается на борт прибывшего в дальневосточный порт сухогруза "Эскобан" (ну зачем, зачем было его так называть?). В это же время капитан пограничного катера получает сообщение о том, что в российские территориальные воды без разрешения вошло рыболовецкое судно "Мияки". Так как команда "Эскобана" малочисленна и не вооружена, пограничники почти в полном составе отправляются на перехват "Мияки", оставляя на борту "Эскобана" только сотрудников ФСКН и лишь двух солдат пограничных войск. Это было ошибкой, - разумеется, на судне при осмотре нашли наркотики, а вскоре после этого "Эскобан" оказался атакован ордой мускулистых азиатов (предположительно японцев, раз уж "Мияки"), одинаковых с лица.

Далее сюжет закрутится-завертится, наматывая на свой клубок всевозможные шаблонные ходы. Наркотик оказывается новой, невиданной доселе отравой, что сформирует основную цель игры - найти, где растут растения, из которых делают запрещённые вещества, и кто за этим стоит. Найти и уничтожить, конечно же.

"Боец спецназа ФСКН России" - это совсем не олдгейм. Графика в игре, конечно, и близко не сравнится с ААА-проектами того же года, - но и освещение, и блики, и палитра находятся уже за гранью условно новых и старых игр, которая была прочерчена где-то в середине 2000-х. Так что предпочитающему шутеры конца 1990-х и начала 2000-х игра может не понравиться именно из-за графики. Ещё одно отнюдь не "олдгеймерское" решение - модная в то время регенерация здоровья, когда полоска жизни и аптечки отсутствуют, а для ликвидации последствий попаданий в главного героя достаточно выждать немного времени в безопасном месте. Такой подход пожаловал на PC с консолей, а законодательницей моды стала, конечно же, Call of Duty 2. Наконец, исчезновение счётчика патронов и появление его только в определённых ситуациях, а также общая минимизация интерфейса говорят нам о том, что это игра уже другой эпохи.

Главный герой - Павел Быстров - является вполне стандартным протагонистом бюджетного шутера. Комплектация "эконом" - может ходить, ограниченное время бежать, стрелять, прицеливаться, прыгать, приседать, восстанавливать здоровье, погибать. А вот выглядывать из-за угла, действовать скрытно, ложиться и выполнять другие чуть более нестандартные действия - уже нет. А, ещё владеет приёмом "удар ножом", - но большая часть перестрелок проходит на определённой дистанции между протагонистом и врагами, так что использовать его получится редко, а может, и вовсе ни разу. Видов же оружия, носимого одномоментно, традиционно два.

Возможный арсенал не очень разнообразен. Пистолет, автомат Калашникова, два заморских автомата, дробовик да снайперская винтовка. Недостатка патронов к оружию второго названного типа нет и близко, потому что они подбираются с поверженных врагов, - а вот второй слот рекомендуется занять винтовкой, отказавшись от не очень полезного дробовика и совсем ненужного пистолета. Патроны для неё тоже выпадают после убийства врагов, но в гораздо меньшем количестве, к тому же до позиций вражеских снайперов не всегда можно добраться. Она пригодится для как ликвидации вражеских снайперов, так и расчистки пути с дальних дистанций, - однако патроны рекомендуется экономить и пользоваться ею только в тех случаях, когда это действительно нужно. Дополнением служат гранаты, которые бросаются клавишей G.

Первые уровни шутера пройдут в интерьерах "Эскобана", серых и однообразных. Говорить тут особо нечего: типичный коридорный геймплей, в котором процесс "иди вперёд и стреляй" довольно часто разбавляется техникой "оборачивайся и стреляй"; почему-то разработчики решили, что респаун врагов за поворотом, где игрок только что был, - это хорошее решение. Так что будьте готовы к стрельбе в спину, - на третьем уровне сложности это не раз заставит вас загружать последнее сохранение; к счастью, их можно сделать в любой момент. Враги на данном этапе вооружены и выглядят одинаково, что может отбить желание проходить дальше.

Теперь нужно сказать, что в начале 2007 года одной из самых ожидаемых игр был, конечно, Crysis - наследник культового шутера Far Cry (2004, Windows), обещавший задать трёпку всем компьютерам, особенно их видеокартам. Журналы манили скриншотами невиданной красоты с пейзажами тропического острова. Естественно, производители бюджетных игр не остались в стороне, - а потому наблюдался очень кратковременный всплеск шутеров средней руки, где приходилось отстреливать глупеньких противников среди пальм и песчаных берегов. Вот и "Боец спецназа ФСКН России" пошёл по этой дорожке. Растение, из которого делается новый наркотик, оказалось эндемиком, растущим только на определённом архипелаге (по понятным причинам он не назван). Так что в начале четвёртой миссии группа из ФСКН высаживается на один из островов с целью пресечь производство смертоносных веществ, и последующие уровни, кроме пары последних, пройдут на природе. Затем, правда, нас опять закинут на тёмные и унылые склады, - но в самом конце будет красиво.

К финалу число различных моделей врагов возрастает: появляются разные наёмники, толстенькие усачи в круглых тёмных очках, стереотипные лысые телохранители главного злодея, стерегущие выстроенный на острове грандиозный особняк. Ну а в конце гарантирован босс с невидимой бронёй - в лучших традициях средних шутеров.

Островные миссии на порядок красивее серых коридоров, но почти всё то же. Правда, в конце одного уровня придётся сопровождать освобождённого невольника, а где-то в середине игры повечереет и цветовая гамма сменится, - но сущности всё останется таким же. Разработчики попытались создать иллюзию свободного мира, сделав большую карту и позволив игроку зайти далеко и не в ту сторону. Вот только в этом "далеко" ничего не будет - просто холмы, трава и камни, а окончится всё тем же тупиком. С этой же целью сделали много длинных переходов - предстоит передвигаться и ничего не делать (даже врагов нет), и это, как предполагалось, должно показать игроку весь простор острова. Иногда, правда, нам позволяют сделать выбор между тактиками - например, идти у берега, убивая как врагов внизу, так и снайперов на холмах, или же пойти по холмам, ликвидируя снайперов вблизи (в этом случае "нижних" противников можно проигнорировать). Несмотря на это, основная часть - всё тот же коридор, только более широкий и длинный и без каменных стен.

На острове главный герой познакомится с ещё одним видом врагов - собаками. Это довольно быстрые животные с плохой ориентацией в пространстве и нелепой анимацией бега, во время которого они вообще не касаются земли. Нападают они стайками по несколько особей и даже на самом лёгком уровне сложности довольно быстро отправляют Павла на тот свет.

Враги в "Бойце спецназа ФСКН России" ювелирно меткие, - но это компенсируется сильными проблемами с искусственным интеллектом, когда противник может вовсе не заметить игрока или палить в камень. Всё же игру нельзя назвать совсем простой. На лёгком уровне - ещё да, но вот на тяжёлом попотеть придётся даже адептам жанра. Иногда негде спрятаться, иногда банально невозможно попасть в противника по неясным причинам, иногда враг появляется за спиной, где его никак не должно быть.

О графике уже сказано, но повторим: она находится где-то между "старыми" и "новыми" шутерами, а потому имеет большие шансы не понравиться ни поклонникам первых, ни фанатам вторых. Естественно, был бы лучший левел-дизайн, всё воспринималось бы немного (или даже много) по-другому, - но имеем что имеем.

"Боец спецназа ФСКН России" может быть как причислен к категории трэш-шутеров, так и записан в бюджетные. Впечатления он оставляет противоречивые, реиграбельности не имеет, но внимания - как минимум из-за своего происхождения - вполне достоин, так что всем поклонникам жанра стоит хотя бы попробовать.

P.S. Дополнение, сюжетно не связанное с основной игрой, вышло куда более красивым и интересным.
Автор обзора: Вендиго
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
В шутере "Боец СОБР" на первых уровнях обнаружились локации, полностью или почти полностью копирующих интерьеры сухогруза "Эскобан" отсюда. Вот такой вот сюрприз.