Матрёшки

Matreshkas
Matreshky
Матрёшки
Жанр: Puzzle
Разработчик: Ижица
Издатель: Ижица
Год выхода: 1994
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 5
Редчайшая российская головоломка дискетной эпохи, долгое время находившаяся в розыске, а потом найденная практически у всех на виду. Великолепная по части графики, обладающая уникальным и довольно сложным геймплеем, она представляет колоссальный интерес и как игра, и как объект коллекционирования.

"Матрёшки" - это пазл, основная идея которого базируется на "Ханойской башне", и во многом на неё похожий. Для того чтобы понять правила, представьте себе набор матрёшек (а ещё лучше - возьмите его в руки) без самой маленькой - цельной. Каждая разделяется на две части, они вереницей входят друг в друга, причём - обратите особенное внимание - в нижнюю часть можно положить только низ более мелкой матрёшки, а на верхнюю - "надеть" верх только более крупной.

А теперь представьте большой мешок, в который свалено и перемешано бесконечное количество одинаковых наборов матрёшек (число штук в каждом может быть разным, - но об этом потом). У игрока есть поля - от двух до шести по желанию, - в каждом из которых нужно складывать матрёшки до "полного" состояния. Из мешка не глядя берётся фрагмент, - это может быть верхняя либо нижняя часть любой из набора, и фрагмент этот нужно положить на одно из полей, причём должны выполняться следующие правила:

1. Поле пусто.
2. На поле лежат ТОЛЬКО верхние части, и вы желаете положить ВЕРХНЮЮ часть, которая БОЛЬШЕ всех лежащих на поле частей.
3. На поле лежат ТОЛЬКО нижние части, и вы желаете положить НИЖНЮЮ часть, которая МЕНЬШЕ всех частей на поле.
4. На поле лежат ТОЛЬКО нижние части, и вы желаете положить ВЕРХНЮЮ часть, для которой существует на данном поле соответствующая НИЖНЯЯ часть.
5. На поле лежат верхние и нижние части, и вы желаете положить ВЕРХНЮЮ часть, для которой существует на данном поле соответствующая НИЖНЯЯ часть, И она БОЛЬШЕ всех лежащих на поле ВЕРХНИХ частей.

Всё это кажется очень сложным, - однако возьмите в руки матрёшки, и вы увидите, что правила полностью соответствуют реальной модели этой игрушки. Другое дело, что, когда мы имеем дело со схемами, запутаться чрезвычайно легко.

Сложность игры очень сильно зависит от двух параметров - числа полей и числа матрёшек в наборе. Наиболее простой - шесть полей и три матрёшки. Полярный вариант при двух полях и семи матрёшках в принципе неиграбелен, о чём пишут сами разработчики, - по их словам, он доступен "для полноты картины". Впрочем, и в формате "три поля - пять матрёшек" особо не разыграешься.

Правила головоломки таковы, что права на ошибку нет практически никогда. Поэтому два бонуса, которые иногда выпадают вместо фрагментов, запросто могут спасти ситуацию. Бонус "Джокер" можно поместить на любое поле, и он превратится в тот фрагмент, который должен быть следующим (если поле пустое, это будет самая большая нижняя часть), а бонус "Огонь" полностью очищает выбранное поле без потери очков.

Ещё несколько моментов:
1. Уже выставленные части можно переносить на другие поля (если есть куда).
2. То, что находится на любом из полей, невозможно "выбросить". Избавиться от нежелательных, но уже поставленных фрагментов можно только бонусом "Огонь".
3. Если выпавший фрагмент некуда поставить или этого делать не хочется, его можно "выбросить", - но за это отнимут очки, зарабатываемые за сбор целых матрёшек. Правда, отрицательного лимита нет - можно уйти в минус тысячи и в минус десять тысяч.
4. Когда все матрёшки на всех полях собраны, они исчезают и можно продолжать заново. Формального конца в игре нет - выходи когда захочешь, а если текущий результат получился достойным, то выход будет через таблицу рекордов.

В целом о правилах всё, - однако есть один момент, который может показаться спорным решением. Именно он, кстати, больше всего отличает "Матрёшек" от "Ханойской башни". Представьте себе игру лото: в начале вероятность выпадения любого бочонка равна 1 к 90 (вариант, в котором 90 бочонков), а на втором ходу - 1 к 89; при этом число, выпавшее первым, больше не может встретиться. А что произойдёт, если заменить мешок с бочонками на генератор псевдослучайных чисел, который будет ограничен только диапазоном натуральных от 1 до 90? Каждый ход вероятность выпадения какого-либо из них будет одинаковой, а чем ближе к концу игры - тем больше будет "мусорных", потому что они уже звучали. В "Матрёшках" ситуация та же самая. При любом раскладе может выпасть любой фрагмент, даже если он уже есть в каждом поле и больше точно не нужен. Конечно, его можно выкинуть, - но за это отнимаются очки. Так что конечный счёт зависит не только от действий игрока, но и во многом от случайности. Было бы интересно сравнить такой вариант игры с другим, в котором в мешке находилось бы конечное число фрагментов и все из них нужно было бы в итоге выставить на поля (то есть если четыре поля, то в мешке четыре набора - и не более), при этом "выкинуть" означало бы "положить обратно в мешок и замешать".

В пояснительной записке к игре есть несколько советов по стратегии, но они по большей части очевидны и почти ничего не дают. Для успешной игры нужны опыт, ну и, пожалуй, определённый склад ума.

Теперь о внешнем виде этой головоломки. Когда матрёшка собирается (начиная с самой маленькой), она меняет свой вид со схематичного на декорированный. Это нужно не только для красоты, но и чтобы ясно видеть, что уже собрано и в какой степени, - а потому матрёшки разного размера абсолютно не похожи друг на друга. Всего в игре пять тем, - это слово употреблено в том же значении, что и "тема для смартфона", "тема для Windows" и т.д. Это "Россия", "Египет", "Космос", "Рыцари" и "Ящеры". У каждой из них свой фон, свой курсор мыши, свой дизайн значков бонусов и свой набор кукол одна красивее другой. Если традиционные русские матрёшки привычны, то матрёшки-ящеры и матрёшки-рыцари выглядят очень экзотично. А уж о матрёшках-инопланетянах и матрёшках-фараонах и говорить нечего. Будьте уверены, что в это стоит сыграть хотя бы ради того, чтобы всех их увидеть.

Итог - гениально. Возможно, в правилах есть минусы и при их пересмотре "Матрёшки" станут ещё лучше, но ясно одно - перед нами не имеющий аналогов пазл, который помимо того, что интересен, ещё и красив, и редок. Однозначный высший балл и настоятельные рекомендации всем любителям головоломок.
Автор обзора: Вендиго
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Советы от автора игры (из журнала "Мир ПК"):

В самый первый раз после загрузки игры нажатием на вызовите панель настройки и установите самую простую комбинацию из трех частей на шести игровых местах. Потом, набравшись опыта, вы всегда сможете усложнить игру.

При сборке матрешки следите за тем, чтобы все время оставалось хотя бы одно-два свободных места.

Старайтесь не собирать на игровых местах только верхние части матрешек, если не хватает соответствующих нижних половинок.

Даже если захотите усложнить игру, то все равно не заказывайте существенно больше матрешек, чем имеете игровых мест.