Раритетнейшая игра, на деле представляющая собой сборник головоломок и несложных аркад и формально сделанная по мотивам бельгийских комиксов "Скрамёсташ" авторства художника Ролана Госсенса, известного под псевдонимом Гос. Скорее всего, выходила данная вещь лишь на территории Франции и, возможно, Бельгии, но при этом, что удивительно, поддерживает сразу три языка - французский, немецкий и английский.
Необходимо сразу отметить, что игра почти не связана с антуражем этих рисованных историй, однако ввиду почти полной их безвестности за пределами родины представляется любопытным кратко о нём рассказать. Скрамёсташ - это инопланетное существо, внешне выглядящее как антропоморфный разумный кот, но на деле являющееся гибридом из множества видов, созданным профессором Нажбулом - учёным с планеты Актарка. Имя Скрамёсташа представляет собой довольно сложную аббревиатуру; этот персонаж, согласно сюжету серии комиксов, во время космического полёта совершил неудачную посадку на Земле, в Бельгии, и нашёл тайное убежище в доме мальчика по имени Кена. Судьба последнего тоже необычна: он перуанец, оставшийся сиротой в результате землетрясения, случившегося в его родной стране, и подобранный путешествовавшим по Южной Америке бельгийским археологом Жоржем, ставшим ему приёмным отцом и забравшим с собой в Европу. Впоследствии в сюжетах комиксов выясняется, что Кена является вовсе не человеком, а актарианцем. Кроме того, в историях с определённого момента появляются галаксиане - аборигены с одного из спутников Актарки ("второй луны"), весьма дружелюбные существа, внешне напоминающие небольших светло-зелёных медвежат и создавшие у себя на родине "сверхдемократичное" (и потому выглядящее довольно карикатурно) общество; по-видимому, Скрамёсташ изначально не знал об их существовании, но после визита данных существ на Землю он и Кена подружились с ними. В комиксах занято также множество других персонажей, включая и инопланетных злодеев, - однако, повторим, к игре всё это не имеет практически никакого отношения.
К сожалению, чётких указаний на то, кто именно является протагонистом игры (Скрамёсташ, Кена или вообще некий абстрактный герой), нет. Во вступительном ролике показывают лишь экстренную посадку летающей тарелки галаксиан на Землю, после чего неназванный герой поднимается на борт и прикладывает ладонь к сканеру, дабы показать, что он друг, а не враг. До этого момента предлагается выбрать один из трёх языков и один из двух уровней сложности, - а после мы знакомимся с бортовым компьютером по имени Бибоп, вводящим игрока в курс дела. Оказывается, корабль заражён некими вирусами, выглядящими как маленькие забавные шарики с глазами, покрытые чёрной шерстью и очень шустрые. Бибоп просит, как ни чудовищно это звучит, уничтожить их всех и ликвидировать последствия различных причинённых ими неприятностей, после чего в награду обещает свозить нас в путешествие на родную планету галаксиан.
Перспектива обзора - от первого лица; всё управление осуществляется курсором мыши, изменяющим свою форму; так, при приближении к объекту, с которым реально взаимодействовать, он приобретает вид ладони с выставленным указательным пальцем, а если "контакт" невозможен, - того же символа, но перечёркнутого. Для начала нужно выполнить два задания. Первое - сугубо аркадное и не самое простое: при помощи указателя требуется последовательно ликвидировать несколько вирусов, "попав" по ним (а движутся по экрану они, скажем так, весьма быстро и при этом совершенно хаотично). Второе - мнемоническое: необходимо несколько раз в определённой (и возрастающей) последовательности щёлкать на конкретные сектора круглой контрольной панели, дабы получить код для получения доступа в центральный отсек корабля, откуда можно будет попасть в иные помещения. Успешно справившись с обеими "миссиями" и нажав кнопку у выхода, мы оказываемся на площадке, окружённой множеством дверей. Дабы попасть в ту, что находится в данный момент прямо перед нами, нужно нажать указателем на кнопку рядом с нею, а чтобы выбрать другую, требуется сначала щёлкнуть им же на саму предпочтённую дверь, после чего та займёт положение по центру экрана, а затем уже на кнопку около неё; доступ в некоторые локации предполагает предварительное выполнение дополнительных условий и, таким образом, изначально отсутствует. Изображение зелёного мишки в правом верхнем углу экрана позволяет открыть главное меню (в частности, с его помощью можно в любой момент сменить язык игры). Во время нахождения в локациях в правом нижнем углу появляется кнопка с зелёной рукой, нажатие на которую возвращает в центральный отсек либо в саму комнату, где мы находимся, - последнее происходит в случае, если ранее игрок переключился на просмотр крупным планом какой-либо её "области".
Большая часть заданий так или иначе связана с мнемоникой, хотя встречаются среди них и аркадные. В частности, в "спортивной" комнате необходимо сначала посмотреть путь, по которому из одной точки в другую будет двигаться игрушка в виде головы на пружинке, и запомнить его, а затем повторить, щёлкая на каждый из участков маршрута, что позволит "герою" перемещаться туда. Допущение ошибки приводит к перезапуску, но количество попыток ничем не ограничено. Интересно, что если выйти из этой комнаты и затем вернуться туда снова, то маршрут будет уже совсем другим. В "спальне" щелчок на одном из объектов приведёт к временному отключению электричества вкупе с атакой тех самых вирусов, которые разбросают предметы, - нашей задачей будет расставить все перемещённые вещи на те места, где они находились изначально. При этом, естественно, никто не предупреждает о такой задаче, поэтому первое посещение этой комнаты наверняка завершится неудачей ввиду того, что игроку не придёт в голову запоминать, что где стоит. При следующем заходе в это помещение изначальное расположение объектов может различаться, но незначительно. В "ванной", управляя при помощи стрелок на клавиатуре роботом, представленным в перспективе "вид сбоку", нужно на протяжении определённого времени ловить падающие капли воды. И так далее, - за успешно выполненные задания будут выдаваться различные призы (скажем, ключи) - и в том числе "деньги", нужные для игры на "автомате-гороскопе", находящемся в "баре". Кроме того, в каждом помещении есть целый ряд интерактивных объектов, по щелчкам на которые демонстрируются или миниатюрные "забавные" действия (часто поистине сюрреалистичные), или целые "ролики-комиксы" в виде небольших сюжетов с мишками-галаксианами, находящимися на своей родной планете: как правило, они состоят из нескольких большей частью статичных, но частично анимированных экранов и при этом содержат тот или иной "тематический" юмор, связанный с предназначением конкретной комнаты (будь то "медпункт", "кухня" и тому подобное). В одной из локаций можно обнаружить миниатюрное пианино с гаммой из восьми (!) разных нот, звучащих как коровье мычание, при помощи которого разрешается как прослушать одну из трёх "готовых" мелодий, так и сочинить (и сохранить) собственную.
Графика весьма строго следует визуальному стилю комиксов Госа и, надо признать, смотрится очень приятно; палитра неяркая, но мягкая, а рисовка отличается чёткостью и вниманием к мелким деталям. Озвучка, причём на всех трёх языках, выполнена явно их носителями и на высочайшем уровне; субтитры, к сожалению, присутствуют лишь в упоминавшихся выше роликах-комиксах (причём в виде строк в нижней части экрана, а вовсе не в "мыльных пузырях", которых здесь нет вообще), - во время игрового процесса же речь хоть и встречается, но текстом не сопровождается. Уровень сложности можно оценить как явно выше среднего, а уж при формально заявленной нацеленности на детскую аудиторию - тем более; для достижения успеха потребуются как не самая плохая память, так и хорошая реакция - как минимум в борьбе с вирусами, что придётся делать отнюдь не только на старте. Впрочем, с учётом несколько нетривиального, пусть и, скажем честно, однообразного, антуража проходить игру довольно интересно, - но её главным достоинством, безусловно, является колоссальная редкость: вплоть до осени 2021 года она не была не просто доступна, а даже известна хоть сколько-нибудь широкой аудитории.
Необходимо сразу отметить, что игра почти не связана с антуражем этих рисованных историй, однако ввиду почти полной их безвестности за пределами родины представляется любопытным кратко о нём рассказать. Скрамёсташ - это инопланетное существо, внешне выглядящее как антропоморфный разумный кот, но на деле являющееся гибридом из множества видов, созданным профессором Нажбулом - учёным с планеты Актарка. Имя Скрамёсташа представляет собой довольно сложную аббревиатуру; этот персонаж, согласно сюжету серии комиксов, во время космического полёта совершил неудачную посадку на Земле, в Бельгии, и нашёл тайное убежище в доме мальчика по имени Кена. Судьба последнего тоже необычна: он перуанец, оставшийся сиротой в результате землетрясения, случившегося в его родной стране, и подобранный путешествовавшим по Южной Америке бельгийским археологом Жоржем, ставшим ему приёмным отцом и забравшим с собой в Европу. Впоследствии в сюжетах комиксов выясняется, что Кена является вовсе не человеком, а актарианцем. Кроме того, в историях с определённого момента появляются галаксиане - аборигены с одного из спутников Актарки ("второй луны"), весьма дружелюбные существа, внешне напоминающие небольших светло-зелёных медвежат и создавшие у себя на родине "сверхдемократичное" (и потому выглядящее довольно карикатурно) общество; по-видимому, Скрамёсташ изначально не знал об их существовании, но после визита данных существ на Землю он и Кена подружились с ними. В комиксах занято также множество других персонажей, включая и инопланетных злодеев, - однако, повторим, к игре всё это не имеет практически никакого отношения.
К сожалению, чётких указаний на то, кто именно является протагонистом игры (Скрамёсташ, Кена или вообще некий абстрактный герой), нет. Во вступительном ролике показывают лишь экстренную посадку летающей тарелки галаксиан на Землю, после чего неназванный герой поднимается на борт и прикладывает ладонь к сканеру, дабы показать, что он друг, а не враг. До этого момента предлагается выбрать один из трёх языков и один из двух уровней сложности, - а после мы знакомимся с бортовым компьютером по имени Бибоп, вводящим игрока в курс дела. Оказывается, корабль заражён некими вирусами, выглядящими как маленькие забавные шарики с глазами, покрытые чёрной шерстью и очень шустрые. Бибоп просит, как ни чудовищно это звучит, уничтожить их всех и ликвидировать последствия различных причинённых ими неприятностей, после чего в награду обещает свозить нас в путешествие на родную планету галаксиан.
Перспектива обзора - от первого лица; всё управление осуществляется курсором мыши, изменяющим свою форму; так, при приближении к объекту, с которым реально взаимодействовать, он приобретает вид ладони с выставленным указательным пальцем, а если "контакт" невозможен, - того же символа, но перечёркнутого. Для начала нужно выполнить два задания. Первое - сугубо аркадное и не самое простое: при помощи указателя требуется последовательно ликвидировать несколько вирусов, "попав" по ним (а движутся по экрану они, скажем так, весьма быстро и при этом совершенно хаотично). Второе - мнемоническое: необходимо несколько раз в определённой (и возрастающей) последовательности щёлкать на конкретные сектора круглой контрольной панели, дабы получить код для получения доступа в центральный отсек корабля, откуда можно будет попасть в иные помещения. Успешно справившись с обеими "миссиями" и нажав кнопку у выхода, мы оказываемся на площадке, окружённой множеством дверей. Дабы попасть в ту, что находится в данный момент прямо перед нами, нужно нажать указателем на кнопку рядом с нею, а чтобы выбрать другую, требуется сначала щёлкнуть им же на саму предпочтённую дверь, после чего та займёт положение по центру экрана, а затем уже на кнопку около неё; доступ в некоторые локации предполагает предварительное выполнение дополнительных условий и, таким образом, изначально отсутствует. Изображение зелёного мишки в правом верхнем углу экрана позволяет открыть главное меню (в частности, с его помощью можно в любой момент сменить язык игры). Во время нахождения в локациях в правом нижнем углу появляется кнопка с зелёной рукой, нажатие на которую возвращает в центральный отсек либо в саму комнату, где мы находимся, - последнее происходит в случае, если ранее игрок переключился на просмотр крупным планом какой-либо её "области".
Большая часть заданий так или иначе связана с мнемоникой, хотя встречаются среди них и аркадные. В частности, в "спортивной" комнате необходимо сначала посмотреть путь, по которому из одной точки в другую будет двигаться игрушка в виде головы на пружинке, и запомнить его, а затем повторить, щёлкая на каждый из участков маршрута, что позволит "герою" перемещаться туда. Допущение ошибки приводит к перезапуску, но количество попыток ничем не ограничено. Интересно, что если выйти из этой комнаты и затем вернуться туда снова, то маршрут будет уже совсем другим. В "спальне" щелчок на одном из объектов приведёт к временному отключению электричества вкупе с атакой тех самых вирусов, которые разбросают предметы, - нашей задачей будет расставить все перемещённые вещи на те места, где они находились изначально. При этом, естественно, никто не предупреждает о такой задаче, поэтому первое посещение этой комнаты наверняка завершится неудачей ввиду того, что игроку не придёт в голову запоминать, что где стоит. При следующем заходе в это помещение изначальное расположение объектов может различаться, но незначительно. В "ванной", управляя при помощи стрелок на клавиатуре роботом, представленным в перспективе "вид сбоку", нужно на протяжении определённого времени ловить падающие капли воды. И так далее, - за успешно выполненные задания будут выдаваться различные призы (скажем, ключи) - и в том числе "деньги", нужные для игры на "автомате-гороскопе", находящемся в "баре". Кроме того, в каждом помещении есть целый ряд интерактивных объектов, по щелчкам на которые демонстрируются или миниатюрные "забавные" действия (часто поистине сюрреалистичные), или целые "ролики-комиксы" в виде небольших сюжетов с мишками-галаксианами, находящимися на своей родной планете: как правило, они состоят из нескольких большей частью статичных, но частично анимированных экранов и при этом содержат тот или иной "тематический" юмор, связанный с предназначением конкретной комнаты (будь то "медпункт", "кухня" и тому подобное). В одной из локаций можно обнаружить миниатюрное пианино с гаммой из восьми (!) разных нот, звучащих как коровье мычание, при помощи которого разрешается как прослушать одну из трёх "готовых" мелодий, так и сочинить (и сохранить) собственную.
Графика весьма строго следует визуальному стилю комиксов Госа и, надо признать, смотрится очень приятно; палитра неяркая, но мягкая, а рисовка отличается чёткостью и вниманием к мелким деталям. Озвучка, причём на всех трёх языках, выполнена явно их носителями и на высочайшем уровне; субтитры, к сожалению, присутствуют лишь в упоминавшихся выше роликах-комиксах (причём в виде строк в нижней части экрана, а вовсе не в "мыльных пузырях", которых здесь нет вообще), - во время игрового процесса же речь хоть и встречается, но текстом не сопровождается. Уровень сложности можно оценить как явно выше среднего, а уж при формально заявленной нацеленности на детскую аудиторию - тем более; для достижения успеха потребуются как не самая плохая память, так и хорошая реакция - как минимум в борьбе с вирусами, что придётся делать отнюдь не только на старте. Впрочем, с учётом несколько нетривиального, пусть и, скажем честно, однообразного, антуража проходить игру довольно интересно, - но её главным достоинством, безусловно, является колоссальная редкость: вплоть до осени 2021 года она не была не просто доступна, а даже известна хоть сколько-нибудь широкой аудитории.
- Игровой движок:
Macromedia Director - Особенность геймплея:
Мини-игры
Подобие Simon Says - Происхождение:
Комиксы - Страна или регион происхождения:
Франция - Язык:
Deutsch
Français
English