Выпуски «математической» серии игр от Coktel Vision для самых старших классов средней школы, первого и второго (напомним: во Франции нумерация идёт в обратном порядке), радикально отличаются от остальных, с шестого по третий, вышедших двумя годами ранее. И не только феноменальной (как же без этого) редкостью – вплоть до появления у нас на сайте итальянской версии одного такого издания они вообще не были доступны в сети ни для какой из платформ, – но и внешним видом, и интерфейсом, и вообще антуражем. Видимо, авторы решили, что для лицеистов в возрасте 15–17 лет история верблюда Джо и его злосчастного горба выглядит слишком уж по-детски, – так что усилиями неистощимой на выдумки Мюриэль Трами «La Bosse des Maths 1ère» и «...2nde» обзавелись сюжетом, способным запросто дать фору иным южнокорейским аркадам.
Как можно видеть, слово «Bosse» / «Boss» в названии по-прежнему фигурирует, но обозначает оно уже не только и не столько ту самую «математическую шишку», сколько именно что «Шефа» в буквальном смысле: под этим прозвищем (в итальянской версии – «La Mente», «Разум») был известен один вроде бы респектабельный профессор математики, который на самом деле являлся... подпольным «королём» биржевых мошенников, много лет успешно водившим за нос все компетентные органы. Случившееся накануне убийство этого гиганта мысли поставило в тупик полицию во главе с комиссаром Фьюто, который и обращается за помощью к нашему невидимому и безымянному протагонисту. Дело в том, что при своей интеллектуальной мощи покойный смог предвидеть и это печальное событие: подозревая в недобрых и коварных намерениях одного из пяти наиболее близких себе людей – преданного слугу Эли, любопытную горничную Мари, старуху-тёщу Эмму (обычно сидящую в инвалидной коляске), красавицу-жену Клару и взрослого уже сына Жерома (который в душе – художник), – «Босс», этот последователь незабвенного Профессора Мориарти, сам безмерно увлекающийся кинематографом, установил в каждом углу своего дома скрытые камеры, чьи записи способны предоставить неопровержимые улики для обличения преступника...
Да-да: за таким многообещающим зачином скрывается вовсе не детективная FMV-адвенчура и даже не многопользовательская настольная игра в духе «Cluedo», а просто-напросто программа по проверке и закреплению знаний и навыков из области высшей математики. Потому как для получения доступа к тем самым камерам требуется предварительно вскрыть поставленные предусмотрительным покойным замысловатые кодовые замки, решив целый ряд задачек на дифференциальное исчисление и прочую тригонометрию. В заставке нам излагают предысторию текстом и дают полюбоваться на портреты хозяина особняка, в котором происходит всё действо, и пяти его обитателей-подозреваемых, заодно и сообщающих нам каждый свою версию происшедшего. Картинка здесь весьма приятная и поддерживающая в том числе и VGA-адаптер, а вот вместо музыки присутствуют всего лишь буквально два звуковых эффекта – зато весьма качественных и реализованных исключительно силами проприетарного интерфейса MDO и его аналогов: первый сводится к нескольким тактам начальной мелодии, а второй представляет собой радостный возглас, выступающий индикатором наших успешных действий по части решения местных задачек.
На заглавном экране, символизирующем кинозал в доме покойного сеньора Босса, нас более всего интересуют не фоновые детали, а панель интерфейса внизу. Управлять курсором лучше всего при помощи мыши: соответствующий пункт в настройках, демонстрирующихся после запуска, выбран по умолчанию. Крайняя левая кнопка с изображением руки без разговоров выводит в систему, тогда как находящийся рядом с ней значок дискетки делает ровно то же самое, только одновременно ещё и сохраняя наш прогресс в решении задачек. Правее расположен блок клавиш для управления кинопроектором: именно с их помощью можно и нужно будет просматривать добытые тяжёлым умственным трудом киноулики. «Старт» запускает просмотр текущего фрагмента, значок с цифрой указывает на его номер, а кнопки стрелок позволяют переключаться между шестью таковыми: сектор «0» повторно прокрутит свидетельские показания пяти подозреваемых, которые мы могли прочесть при начале новой игры, – а вот 1, 2, 3, 4 и 5 открывают уже собственно ролики, записанные скрытой камерой и связанные с каждым из персонажей.
Работать же над получением улик предстоит на отдельном экране с киноплёнкой, который вызывается соответствующей кнопкой в правой части нижней панели главного меню. Здесь нас встречают ровно пять рулонов плёнки – сообразно числу подозреваемых, а также (по счастливому совпадению) тех разделов математики, в которых нам придётся демонстрировать свои знания, – по девять кадров в каждом: последние как раз и представляют собой задания, всё более усложняющиеся по мере нашего «движения» сверху вниз по каждой из пяти глав. В принципе, ничто не мешает в любой момент выбирать любое же упражнение из сорока пяти доступных, взявшись в том числе и за самую сложную задачку, – но всё же стоит скорее делать это последовательно; уже решённые фрагменты меняют серый цвет на красный, а единственный имеющийся здесь белый вернёт нас в главное меню, то есть в «кинозал». Экран каждого кадра представляет собой текст задачки, помеченный вверху одной, двумя или тремя звёздочками в зависимости от уровня сложности; живости такой картинке добавляет изображение мультипликационного персонажа слева, а справа можно видеть, как фигурка Кинг-Конга лезет на здание Эмпайр-стейт-билдинг (!), символизируя тем самым наш прогресс в прохождении текущей главы (мы уже упоминали неистощимую фантазию авторов игры – Мюриэль Трами и её напарника, художника Филиппа Трюка?).
Собственно задания относятся к одному из пяти здешних тематических разделов: «Последовательности и пределы», «Изучение функций и производных», «Уравнения второй степени», «Векторы на плоскости» и «Преобразования». Задачки, подлежащие решению, имеют вид, например, той или иной формулы или уравнения; при этом сухость языка математики разбавляется не только упомянутыми уже визуальными украшениями, но и текстовым художественным вступлением – в духе, например, следующего: «Братья-археологи Индиана и Доу Джонсы вот-вот обнаружат несметные золотые сокровища. Последняя подсказка – данная функция, для которой нужно рассчитать дифференциал» (встретятся нам тут и сыщик Херлок Шолмс, и гангстер Аль Капоне, и кинозвезда Эдди Морфин, и многие другие достойные лица). Некоторые переменные, знаки или числа в приведённой на страничке формуле оказываются намеренно заменены пустым пространством для ввода символов вручную – что нам и следует сделать при помощи клавиатуры. Переключаться между «окошками» следует при помощи стрелок, «Del» и «Backspace» по мере надобности помогут исправить опечатки, ну а «ввод» подтвердит уже набранное решение. Правильность ответа обозначится и текстовым сообщением, и звуковым сигналом (разумеется, если соответствующая опция включена), и даже анимацией (в лице упоминавшегося выше Кинг-Конга), тогда как в случае ошибки нас пару раз об этом предупредят, а на третий – уберут с экрана неверные сведения и препроводят к следующей задачке (то же самое автоматически происходит и после успешного решения).
Для управления на этом экране предусмотрена и особая панель кнопок в самом низу. Значок «кинокамеры» слева запускает два полезных встроенных инструмента: записную книжку и калькулятор (!); для их активации и деактивации служат клавиши «F1» и «F2», тогда как «Esc» уберёт эти устройства, снова открыв нам окно задачки. Вторая кнопка, «кресло режиссёра», предусмотрена для получения теоретической справки на одной-двух страницах по данному разделу математики. Третья, «катушка для киноленты», выведет прямую подсказку по решению данного упражнения – но, конечно же, не бесплатно, а ценой уменьшения вдвое того количества баллов, которые можно получить за правильный ответ. Подсчёт очков ведётся на следующей секции нижней панели, стилизованной под кинохлопушку: в зависимости от сложности (одна, две или три звезды) задачка приносит 2, 4 или 6 баллов (ну или в два раза меньше, если была использована подсказка); обратите внимание, что если скалолаз Кинг-Конг наглядно показывает наш прогресс в деле решения каждого из пяти тематических разделов в отдельности, то данный счётчик – общий на всю игру (и, признаться, не особо полезный: даже руководство не может прийти к единому мнению, какой здешний показатель является максимальным – 20 или 40 очков). Наконец, пятая и последняя справа кнопка с фрагментами киноленты вернёт нас на экран выбора тематического раздела.
Пожалуй, стоит сразу же дать общую и главную подсказку: если школьный и университетский курсы математики вами давно забыты, здешние задания кажутся слишком уж сложными, а найти убийцу всё же хочется, – большая часть ответов приводится в «преподавательском» разделе комплектного руководства пользователя. Так что, разобравшись с заданиями и изучив в «кинозале» добытые сверхъестественным напряжением мысли кинофрагменты, можно смело щёлкать курсором на том же главном экране на кресло справа (в котором комиссар полиции, удобно устроившись за чашкой чая, ждёт итогов нашего расследования). После этого придётся вручную прописать имя преступника – и название улики, достоверно свидетельствующей о его или её вине: да, нашлось здесь всё-таки место и элементам детективной адвенчуры (как и поводу продемонстрировать своё знание не только математики, но и языка Данте)!
Трудно сказать, сможет ли «La Matematica: Il Boss 1» привлечь сегодня старшеклассников или даже студентов, желающих проверить и закрепить свои знания из области высшей математики, – но уже хотя бы по оригинальности задумки это творение Coktel Vision определённо заслуживает самого пристального внимания, да и коллекционеров редкостей данное издание определённо способно заинтересовать.
Как можно видеть, слово «Bosse» / «Boss» в названии по-прежнему фигурирует, но обозначает оно уже не только и не столько ту самую «математическую шишку», сколько именно что «Шефа» в буквальном смысле: под этим прозвищем (в итальянской версии – «La Mente», «Разум») был известен один вроде бы респектабельный профессор математики, который на самом деле являлся... подпольным «королём» биржевых мошенников, много лет успешно водившим за нос все компетентные органы. Случившееся накануне убийство этого гиганта мысли поставило в тупик полицию во главе с комиссаром Фьюто, который и обращается за помощью к нашему невидимому и безымянному протагонисту. Дело в том, что при своей интеллектуальной мощи покойный смог предвидеть и это печальное событие: подозревая в недобрых и коварных намерениях одного из пяти наиболее близких себе людей – преданного слугу Эли, любопытную горничную Мари, старуху-тёщу Эмму (обычно сидящую в инвалидной коляске), красавицу-жену Клару и взрослого уже сына Жерома (который в душе – художник), – «Босс», этот последователь незабвенного Профессора Мориарти, сам безмерно увлекающийся кинематографом, установил в каждом углу своего дома скрытые камеры, чьи записи способны предоставить неопровержимые улики для обличения преступника...
Да-да: за таким многообещающим зачином скрывается вовсе не детективная FMV-адвенчура и даже не многопользовательская настольная игра в духе «Cluedo», а просто-напросто программа по проверке и закреплению знаний и навыков из области высшей математики. Потому как для получения доступа к тем самым камерам требуется предварительно вскрыть поставленные предусмотрительным покойным замысловатые кодовые замки, решив целый ряд задачек на дифференциальное исчисление и прочую тригонометрию. В заставке нам излагают предысторию текстом и дают полюбоваться на портреты хозяина особняка, в котором происходит всё действо, и пяти его обитателей-подозреваемых, заодно и сообщающих нам каждый свою версию происшедшего. Картинка здесь весьма приятная и поддерживающая в том числе и VGA-адаптер, а вот вместо музыки присутствуют всего лишь буквально два звуковых эффекта – зато весьма качественных и реализованных исключительно силами проприетарного интерфейса MDO и его аналогов: первый сводится к нескольким тактам начальной мелодии, а второй представляет собой радостный возглас, выступающий индикатором наших успешных действий по части решения местных задачек.
На заглавном экране, символизирующем кинозал в доме покойного сеньора Босса, нас более всего интересуют не фоновые детали, а панель интерфейса внизу. Управлять курсором лучше всего при помощи мыши: соответствующий пункт в настройках, демонстрирующихся после запуска, выбран по умолчанию. Крайняя левая кнопка с изображением руки без разговоров выводит в систему, тогда как находящийся рядом с ней значок дискетки делает ровно то же самое, только одновременно ещё и сохраняя наш прогресс в решении задачек. Правее расположен блок клавиш для управления кинопроектором: именно с их помощью можно и нужно будет просматривать добытые тяжёлым умственным трудом киноулики. «Старт» запускает просмотр текущего фрагмента, значок с цифрой указывает на его номер, а кнопки стрелок позволяют переключаться между шестью таковыми: сектор «0» повторно прокрутит свидетельские показания пяти подозреваемых, которые мы могли прочесть при начале новой игры, – а вот 1, 2, 3, 4 и 5 открывают уже собственно ролики, записанные скрытой камерой и связанные с каждым из персонажей.
Работать же над получением улик предстоит на отдельном экране с киноплёнкой, который вызывается соответствующей кнопкой в правой части нижней панели главного меню. Здесь нас встречают ровно пять рулонов плёнки – сообразно числу подозреваемых, а также (по счастливому совпадению) тех разделов математики, в которых нам придётся демонстрировать свои знания, – по девять кадров в каждом: последние как раз и представляют собой задания, всё более усложняющиеся по мере нашего «движения» сверху вниз по каждой из пяти глав. В принципе, ничто не мешает в любой момент выбирать любое же упражнение из сорока пяти доступных, взявшись в том числе и за самую сложную задачку, – но всё же стоит скорее делать это последовательно; уже решённые фрагменты меняют серый цвет на красный, а единственный имеющийся здесь белый вернёт нас в главное меню, то есть в «кинозал». Экран каждого кадра представляет собой текст задачки, помеченный вверху одной, двумя или тремя звёздочками в зависимости от уровня сложности; живости такой картинке добавляет изображение мультипликационного персонажа слева, а справа можно видеть, как фигурка Кинг-Конга лезет на здание Эмпайр-стейт-билдинг (!), символизируя тем самым наш прогресс в прохождении текущей главы (мы уже упоминали неистощимую фантазию авторов игры – Мюриэль Трами и её напарника, художника Филиппа Трюка?).
Собственно задания относятся к одному из пяти здешних тематических разделов: «Последовательности и пределы», «Изучение функций и производных», «Уравнения второй степени», «Векторы на плоскости» и «Преобразования». Задачки, подлежащие решению, имеют вид, например, той или иной формулы или уравнения; при этом сухость языка математики разбавляется не только упомянутыми уже визуальными украшениями, но и текстовым художественным вступлением – в духе, например, следующего: «Братья-археологи Индиана и Доу Джонсы вот-вот обнаружат несметные золотые сокровища. Последняя подсказка – данная функция, для которой нужно рассчитать дифференциал» (встретятся нам тут и сыщик Херлок Шолмс, и гангстер Аль Капоне, и кинозвезда Эдди Морфин, и многие другие достойные лица). Некоторые переменные, знаки или числа в приведённой на страничке формуле оказываются намеренно заменены пустым пространством для ввода символов вручную – что нам и следует сделать при помощи клавиатуры. Переключаться между «окошками» следует при помощи стрелок, «Del» и «Backspace» по мере надобности помогут исправить опечатки, ну а «ввод» подтвердит уже набранное решение. Правильность ответа обозначится и текстовым сообщением, и звуковым сигналом (разумеется, если соответствующая опция включена), и даже анимацией (в лице упоминавшегося выше Кинг-Конга), тогда как в случае ошибки нас пару раз об этом предупредят, а на третий – уберут с экрана неверные сведения и препроводят к следующей задачке (то же самое автоматически происходит и после успешного решения).
Для управления на этом экране предусмотрена и особая панель кнопок в самом низу. Значок «кинокамеры» слева запускает два полезных встроенных инструмента: записную книжку и калькулятор (!); для их активации и деактивации служат клавиши «F1» и «F2», тогда как «Esc» уберёт эти устройства, снова открыв нам окно задачки. Вторая кнопка, «кресло режиссёра», предусмотрена для получения теоретической справки на одной-двух страницах по данному разделу математики. Третья, «катушка для киноленты», выведет прямую подсказку по решению данного упражнения – но, конечно же, не бесплатно, а ценой уменьшения вдвое того количества баллов, которые можно получить за правильный ответ. Подсчёт очков ведётся на следующей секции нижней панели, стилизованной под кинохлопушку: в зависимости от сложности (одна, две или три звезды) задачка приносит 2, 4 или 6 баллов (ну или в два раза меньше, если была использована подсказка); обратите внимание, что если скалолаз Кинг-Конг наглядно показывает наш прогресс в деле решения каждого из пяти тематических разделов в отдельности, то данный счётчик – общий на всю игру (и, признаться, не особо полезный: даже руководство не может прийти к единому мнению, какой здешний показатель является максимальным – 20 или 40 очков). Наконец, пятая и последняя справа кнопка с фрагментами киноленты вернёт нас на экран выбора тематического раздела.
Пожалуй, стоит сразу же дать общую и главную подсказку: если школьный и университетский курсы математики вами давно забыты, здешние задания кажутся слишком уж сложными, а найти убийцу всё же хочется, – большая часть ответов приводится в «преподавательском» разделе комплектного руководства пользователя. Так что, разобравшись с заданиями и изучив в «кинозале» добытые сверхъестественным напряжением мысли кинофрагменты, можно смело щёлкать курсором на том же главном экране на кресло справа (в котором комиссар полиции, удобно устроившись за чашкой чая, ждёт итогов нашего расследования). После этого придётся вручную прописать имя преступника – и название улики, достоверно свидетельствующей о его или её вине: да, нашлось здесь всё-таки место и элементам детективной адвенчуры (как и поводу продемонстрировать своё знание не только математики, но и языка Данте)!
Трудно сказать, сможет ли «La Matematica: Il Boss 1» привлечь сегодня старшеклассников или даже студентов, желающих проверить и закрепить свои знания из области высшей математики, – но уже хотя бы по оригинальности задумки это творение Coktel Vision определённо заслуживает самого пристального внимания, да и коллекционеров редкостей данное издание определённо способно заинтересовать.