Многие принимали участие в крупномасштабных сражениях Второй мировой в Battlestations: Pacific, строили свою космическую империю в Haegemonia: Legions of Iron или отчаянно ломали мотоциклы в Elasto Mania. Всё это разработано в Венгрии, но широко известно во всём мире, издано во многих странах, а упомянутая мотоаркада и вовсе стала предметом культа, обзаведясь толпами поклонников и огромным количеством игр-подражаний. Между тем национальное венгерское игростроение (то есть направленное на создание игр сугубо для внутреннего рынка) долгое время оставалось terra incognita - благодаря одному венгерскому сайту было свободно доступно десятка два игр для DOS, но почти все они представляли собой небольшие любительские разработки. Спустя некоторое время ситуация всё же изменилась, и постепенно игровые продукты из этой страны становятся доступными всем желающим. Сегодня речь пойдёт об одном из них, сравнительно не старом, но очень редком и, самое приятное, интересном отнюдь не только из коллекционных соображений.
Szimba - это игра, содержащая два абсолютно разных режима, платформер и пазл, - по сути, две игры в одной. Этот диск был призван прорекламировать систему страхования жизни и здоровья школьников, предлагаемую венгерским страховым обществом "Generali"; сама страховая программа так и называлась - "Szimba". Дополнительными спонсорами выступили местный банк CIB Bank и интернет-сайт "Baleset megelőzés", посвящённый безопасности дорожного движения и смежным вопросам.
Надо сказать, что рекламная составляющая Szimba вызывает ряд вопросов, особенно если задуматься о целевой аудитории игры. Рассчитана она всё-таки на детей, а между тем рекламируются страховые и банковские услуги - в виде карточек с текстовой информацией и картинкок, всплывающих по окончании некоторых уровней.
Каждую из двух составляющих этого венгерского раритета рассмотрим отдельно.
Платформер.
Главным героем платформера будет антропоморфный львёнок Симба (Szimba), не имеющий к диснеевскому тёзке никакого отношения. Интересная особенность Симбы - небольшие ангельские крылышки (!), которые, видимо, и обеспечивают возможность довольно высоко прыгать, однако летать главный герой всё-таки не сможет.
Объектами сбора будут служить различные плоды - яблоки, груши, бананы, виноград и другие. Для прохождения каждого уровня необходимо найти все до единого - собранные фрукты и ягоды перерабатываются в сок и пополняют стакан-индикатор в верхнем левом углу. После того как взят последний плод, львёнок уйдёт из-под нашего управления, а на экране появится вопрос с тремя вариантами ответа. Тематика - безопасность жизнедеятельности (например, "Как охладить руку при ожоге?" с правильным ответом "Холодной водой" и тому подобное) и правила дорожного движения. Игра позволяет ошибаться без каких-либо негативных последствий, - нажав на неправильный вариант, мы увидим красный крестик и сможем выбрать ещё один, а если снова ошибёмся, это повторится.
Платформер выполнен в стиле, характерном для детских игр в данном жанре, выходивших в 2000-х. Архитектура достаточно проста - уровни имеют "этажность", ограниченную высотой экрана, число платформ и других элементов умеренное, полностью отсутствуют пропасти, в которые можно свалиться. Сложность при всём при этом нельзя назвать низкой - элементарщина на первых этапах довольно быстро сменяется серьёзным геймплеем, а ближе к концу начинается самое настоящее испытание, которое заставит вспомнить аркады 1980-х.
Игра состоит всего из одного мира - леса. Трёхслойный фон содержит небо и горы вдали, густую зелёную чащу поближе и совсем близко - разные объекты вроде кустов, мостиков, камней или отдельно стоящих деревьев. Некоторые декорации находятся "перед" главным героем, то есть, зайдя за них, он перестаёт быть виден. Уровней всего пятнадцать - факт прохождения каждого игра автоматически запоминает, а из меню можно начать проходить любой из уже открытых. При гибели текущий этап начинается заново, счётчик жизней отсутствует в принципе. Таймер, расположенный по центру вверху экрана, считает затраченное на прохождение время, но никак его не ограничивает, - после завершения этапа результат в минутах и секундах будет записан в меню выбора уровней и может быть улучшен при повторном прохождении. Длинных дистанций в игре нет, на один уровень тратится от тридцати секунд до трёх-четырёх минут.
Оригинальность противостоящих нам существ, населяющих уровни, бросит вызов даже самым изощрённым в плане тематики корейским платформерам. Наиболее противными и иногда труднопреодолимыми без последствий врагами являются чипсы, - пластинки жареного картофеля не способны передвигаться, но зато успешно подпрыгивают в одной точке, опускаясь к земле и снова поднимаясь. Расставлены они зачастую очень коварно - для преодоления отдельных мест без ранений требуется соблюдать тайминги с точностью, близкой к ювелирной. Отдельно стоит упомянуть финальный уровень, населённый исключительно чипсами, - там они образуют целые волнообразные каскады, которые игроку предстоит преодолевать, высчитывая наиболее удачные моменты.
По земле и платформам бегают карамельные трости, а чуть позже к ним присоединятся ползающие гамбургеры, хлопающие булочками-створками, как в иных играх делают морские раковины. Эти ожившие представители фастфуда обычно контролируют узкие проходы и имеют небольшую зону движения, так что могут представлять серьёзную проблему. Более интересным типом врагов являются таблетки - они имеют запутанную схему движения, состоящую из перекатываний по земле, низких и высоких прыжков, и всё это с постоянной сменой направления. Наиболее удобно миновать их во время высокого прыжка, просто пройдя под ними. Особый вид таблеток, имеющийся только на одном уровне, способен на очень высокие прыжки, однако движется исключительно в левом направлении, уходя с экрана и больше не появляясь. Наконец, на одном этапе нас будут ждать подвешенные в воздухе банки, при приближении к которым те падают на землю, разбиваясь.
Несмотря на то что ни один вид противников не преследует главного героя, проблем с прохождением будет немало - по крайней мере у детей, на которых платформер вроде бы и рассчитан. Каких-либо способов уничтожить или временно обезвредить противников нет - только избегать.
Контакт с врагами отнимает одну пятую здоровья львёнка, то есть всего он может выдержать четыре контакта, а вот на пятый уже погибнет. Очень неприятной особенностью является отпрыгивание главгероя при соприкосновении с враждебным существом. Мало того, что иногда это вызывает падение с платформы, куда придётся долго добираться заново, - в отдельных случаях (особенно на последнем уровне) это может запустить цепную реакцию, при которой львёнок, отпрыгивая от одного врага, тут же попадает под другого и так далее.
Платформер Szimba рассчитан на детскую аудиторию, но будет интересен и взрослым поклонникам жанра, особенно начиная с середины, когда сложность уже заметно возрастёт.
Пазл.
Вторая часть диска состоит из четверти сотни уровней, в каждом из которых требуется организовать движение мотоциклистов на участке дороги, перекрёстке или системе перекрёстков, регулируя дорожные знаки и светофоры.
Вид в игре сверху. На панели внизу экрана расположены дорожные знаки, которые нужно расставить по перекрёсткам, - они либо задают направление, либо ограничивают движение в определённую сторону. Если всё сделано правильно, можно "запустить" мотоциклиста (сначала одного, а потом нескольких, в том числе из разных начальных точек), который проедет в нужную точку и соберёт орехи. На старших уровнях появится ограничение по времени от начала движения, - в этом случае маршрут должен быть выстроен с учётом скорости прохождения по нему, на которое влияют разные нюансы: придётся регулировать светофоры, устанавливать знак "Уступи дорогу", чтобы наши мотоциклисты не ждали поток других машин, а имели перед ним преимущество, и так далее. В отдельных случаях нам будет доступен гаечный ключ, которым можно удалить стоящие изначально знаки.
Впечатление головоломка производит очень хорошее. Как и в случае с платформером, сложность начальных и последних уровней очень-очень разная. Для детей, скорее всего, будет трудновато, - но вот взрослым её смело можно рекомендовать.
Итог - 9 из 10. Замечательный случай, когда феноменальный раритет оказывается ещё и хорошей игрой. Szimba рекомендуется всем поклонникам платформеров "новой школы" и всевозможных головоломок.
Szimba - это игра, содержащая два абсолютно разных режима, платформер и пазл, - по сути, две игры в одной. Этот диск был призван прорекламировать систему страхования жизни и здоровья школьников, предлагаемую венгерским страховым обществом "Generali"; сама страховая программа так и называлась - "Szimba". Дополнительными спонсорами выступили местный банк CIB Bank и интернет-сайт "Baleset megelőzés", посвящённый безопасности дорожного движения и смежным вопросам.
Надо сказать, что рекламная составляющая Szimba вызывает ряд вопросов, особенно если задуматься о целевой аудитории игры. Рассчитана она всё-таки на детей, а между тем рекламируются страховые и банковские услуги - в виде карточек с текстовой информацией и картинкок, всплывающих по окончании некоторых уровней.
Каждую из двух составляющих этого венгерского раритета рассмотрим отдельно.
Платформер.
Главным героем платформера будет антропоморфный львёнок Симба (Szimba), не имеющий к диснеевскому тёзке никакого отношения. Интересная особенность Симбы - небольшие ангельские крылышки (!), которые, видимо, и обеспечивают возможность довольно высоко прыгать, однако летать главный герой всё-таки не сможет.
Объектами сбора будут служить различные плоды - яблоки, груши, бананы, виноград и другие. Для прохождения каждого уровня необходимо найти все до единого - собранные фрукты и ягоды перерабатываются в сок и пополняют стакан-индикатор в верхнем левом углу. После того как взят последний плод, львёнок уйдёт из-под нашего управления, а на экране появится вопрос с тремя вариантами ответа. Тематика - безопасность жизнедеятельности (например, "Как охладить руку при ожоге?" с правильным ответом "Холодной водой" и тому подобное) и правила дорожного движения. Игра позволяет ошибаться без каких-либо негативных последствий, - нажав на неправильный вариант, мы увидим красный крестик и сможем выбрать ещё один, а если снова ошибёмся, это повторится.
Платформер выполнен в стиле, характерном для детских игр в данном жанре, выходивших в 2000-х. Архитектура достаточно проста - уровни имеют "этажность", ограниченную высотой экрана, число платформ и других элементов умеренное, полностью отсутствуют пропасти, в которые можно свалиться. Сложность при всём при этом нельзя назвать низкой - элементарщина на первых этапах довольно быстро сменяется серьёзным геймплеем, а ближе к концу начинается самое настоящее испытание, которое заставит вспомнить аркады 1980-х.
Игра состоит всего из одного мира - леса. Трёхслойный фон содержит небо и горы вдали, густую зелёную чащу поближе и совсем близко - разные объекты вроде кустов, мостиков, камней или отдельно стоящих деревьев. Некоторые декорации находятся "перед" главным героем, то есть, зайдя за них, он перестаёт быть виден. Уровней всего пятнадцать - факт прохождения каждого игра автоматически запоминает, а из меню можно начать проходить любой из уже открытых. При гибели текущий этап начинается заново, счётчик жизней отсутствует в принципе. Таймер, расположенный по центру вверху экрана, считает затраченное на прохождение время, но никак его не ограничивает, - после завершения этапа результат в минутах и секундах будет записан в меню выбора уровней и может быть улучшен при повторном прохождении. Длинных дистанций в игре нет, на один уровень тратится от тридцати секунд до трёх-четырёх минут.
Оригинальность противостоящих нам существ, населяющих уровни, бросит вызов даже самым изощрённым в плане тематики корейским платформерам. Наиболее противными и иногда труднопреодолимыми без последствий врагами являются чипсы, - пластинки жареного картофеля не способны передвигаться, но зато успешно подпрыгивают в одной точке, опускаясь к земле и снова поднимаясь. Расставлены они зачастую очень коварно - для преодоления отдельных мест без ранений требуется соблюдать тайминги с точностью, близкой к ювелирной. Отдельно стоит упомянуть финальный уровень, населённый исключительно чипсами, - там они образуют целые волнообразные каскады, которые игроку предстоит преодолевать, высчитывая наиболее удачные моменты.
По земле и платформам бегают карамельные трости, а чуть позже к ним присоединятся ползающие гамбургеры, хлопающие булочками-створками, как в иных играх делают морские раковины. Эти ожившие представители фастфуда обычно контролируют узкие проходы и имеют небольшую зону движения, так что могут представлять серьёзную проблему. Более интересным типом врагов являются таблетки - они имеют запутанную схему движения, состоящую из перекатываний по земле, низких и высоких прыжков, и всё это с постоянной сменой направления. Наиболее удобно миновать их во время высокого прыжка, просто пройдя под ними. Особый вид таблеток, имеющийся только на одном уровне, способен на очень высокие прыжки, однако движется исключительно в левом направлении, уходя с экрана и больше не появляясь. Наконец, на одном этапе нас будут ждать подвешенные в воздухе банки, при приближении к которым те падают на землю, разбиваясь.
Несмотря на то что ни один вид противников не преследует главного героя, проблем с прохождением будет немало - по крайней мере у детей, на которых платформер вроде бы и рассчитан. Каких-либо способов уничтожить или временно обезвредить противников нет - только избегать.
Контакт с врагами отнимает одну пятую здоровья львёнка, то есть всего он может выдержать четыре контакта, а вот на пятый уже погибнет. Очень неприятной особенностью является отпрыгивание главгероя при соприкосновении с враждебным существом. Мало того, что иногда это вызывает падение с платформы, куда придётся долго добираться заново, - в отдельных случаях (особенно на последнем уровне) это может запустить цепную реакцию, при которой львёнок, отпрыгивая от одного врага, тут же попадает под другого и так далее.
Платформер Szimba рассчитан на детскую аудиторию, но будет интересен и взрослым поклонникам жанра, особенно начиная с середины, когда сложность уже заметно возрастёт.
Пазл.
Вторая часть диска состоит из четверти сотни уровней, в каждом из которых требуется организовать движение мотоциклистов на участке дороги, перекрёстке или системе перекрёстков, регулируя дорожные знаки и светофоры.
Вид в игре сверху. На панели внизу экрана расположены дорожные знаки, которые нужно расставить по перекрёсткам, - они либо задают направление, либо ограничивают движение в определённую сторону. Если всё сделано правильно, можно "запустить" мотоциклиста (сначала одного, а потом нескольких, в том числе из разных начальных точек), который проедет в нужную точку и соберёт орехи. На старших уровнях появится ограничение по времени от начала движения, - в этом случае маршрут должен быть выстроен с учётом скорости прохождения по нему, на которое влияют разные нюансы: придётся регулировать светофоры, устанавливать знак "Уступи дорогу", чтобы наши мотоциклисты не ждали поток других машин, а имели перед ним преимущество, и так далее. В отдельных случаях нам будет доступен гаечный ключ, которым можно удалить стоящие изначально знаки.
Впечатление головоломка производит очень хорошее. Как и в случае с платформером, сложность начальных и последних уровней очень-очень разная. Для детей, скорее всего, будет трудновато, - но вот взрослым её смело можно рекомендовать.
Итог - 9 из 10. Замечательный случай, когда феноменальный раритет оказывается ещё и хорошей игрой. Szimba рекомендуется всем поклонникам платформеров "новой школы" и всевозможных головоломок.
- Аудитория:
Детская - Главный герой:
Животное - Перспектива:
Вид сверху
Вид сбоку - Серия игр:
Рекламные игры - Страна или регион происхождения:
Венгрия - Элемент жанра:
Мультижанровая
Платформер - Язык:
Magyar