Тактический варгейм в реальном времени, посвящённый, как следует из его названия, битве при Ватерлоо (которую правильнее было бы именовать битвой при Бель-Альянсе) - последнему сражению Наполеона Бонапарта, случившемуся на исходе так называемых "Ста дней" его второго правления - 18 июня 1815 года. Эта битва, в которой французской императорской армии противостояли войска Великобритании, Пруссии и нескольких малых государств, длилась лишь около десяти часов, однако состояла из большого количества "этапов" и изучена более-менее досконально (хотя спорных моментов касательно неё хватает). Поскольку данное событие, без сомнения, оставило огромный след в истории Европы, то по его мотивам создано огромное количество "материалов" - от фундаментальных научных исследований до всевозможной продукции массовой культуры, в том числе ряда компьютерных игр, посвящённых только и исключительно ему. Одна из таковых как раз и представлена на данной странице.
Примечательно, что в Waterloo: Napoleon's Last Battle вообще нет какой-либо кампании, - игра состоит из нескольких десятков сценариев, охватывающих буквально каждый "этап" реального сражения, от сражения при Угумоне и атаки "центра Веллингтона" до прибытия прусских войск и поражения французов при Планшенуа, причём каждый из них можно запускать совершенно независимо от других сразу же после старта. Среди сценариев есть шесть обучающих, довольно-таки подробно знакомящих с основами игрового процесса, а равно присутствует и "длинный", позволяющий сыграть всю битву от начала до конца. Перед запуском любого сценария (включая обучающие) можно выбрать сторону конфликта (французы либо "союзники"; последние могут быть представлены англичанами, пруссаками либо теми и другими сразу; армии более мелких государств, увы, отсутствуют), уровень сложности из четырёх вариантов, а также "исторический" либо "вариативный" формат сражения (в первом случае прибытие подкреплений возможно, только если таковое имелось в реальности на данном этапе битвы, а во втором оно может произойти или не произойти случайным образом) и "свободную активацию" или "активацию через командира" (эта настройка связана со способом ввода в бой прибывших подкреплений; по умолчанию выставлена "свободная активация", и менять этот параметр настоятельно не рекомендуется).
Перспективу обзора можно условно охарактеризовать как изометрическую. "Глобальных" типов войск четыре - пехота, кавалерия, артиллерия и военачальники с небольшой "свитой"; все они представляют собой отряды той или иной численности. Как уже отмечалось, действие происходит в реальном времени, поэтому перемещение единиц осуществляется простейшим способом: необходимо щёлкнуть на флаг, расположенный рядом с каждым подразделением, после чего оно выделится, а затем протащить от него курсор в желаемом направлении на то или иное расстояние и отпустить в той точке, куда отряд должен отправиться; после этого он начнёт движение. В обучающих сценариях информация об управлении подаётся в виде блоков с текстом, а процесс в это время автоматически ставится на паузу, снять которую можно посредством "P". Управление обзором местности осуществляется двумя способами: либо перемещением манипулятора (к сожалению, этот привычный вариант реализован здесь не очень хорошо), либо щелчком правой кнопкой мыши по любой точке ландшафта: после этого данное место моментально оказывается в "центре" экрана.
В нижней части пространства расположены три интерфейсных панели (две из них показываются, когда выделено какое-либо подразделение). На левой находятся команды для построений, коих всего десять; естественно, что конкретному роду войск доступны не все варианты. По центру расположен блок с информацией о выбранном отряде; в верхней его части размещены круглые иконки для приказов, которые в принципе способна выполнять данная единица, - то есть в зависимости от её принадлежности к тому или иному типу они несколько различаются, хотя есть и некоторое количество "базовых". Данных команд достаточно много: наступление, оборона, залп, изменение направления перемещения (на данной кнопке сразу три стрелки, и щёлкать для движения в нужную сторону требуется по определённой), "двойная скорость" (аналог бега) и так далее. Генералам, например, доступен "призыв" подразделений (а равно их можно "прикреплять" к подразделениям), артиллерии - два типа атаки (ядрами и картечью; запасы того и другого ограничены, а в конкретный момент ввиду расстояния до противника второй названный способ ведения огня может не быть доступен). Справа находится мини-карта, сбоку от неё - некоторые малополезные опции "общего" характера и две важнейших: "Grid" и "LOS". Нажатие на первую показывает сетку высот ландшафта, а обращение ко второй - "зону видимости" (и атаки) выбранного подразделения; для той же артиллерии то и другое может иметь большое значение. Под этим "блоком" расположены кнопки для масштабирования изображения и таймер: каждый сценарий ограничен по времени и может, кстати говоря, завершиться не только победой или поражением, но и ничьей.
Тонкостей в данной игре довольно много. Скажем, во многих сценариях в наших рядах присутствуют "застывшие" отряды, присутствующие на карте изначально и распознаваемые по обесцвеченным флагам, - им нельзя отдавать приказы до определённого времени, но в случае атаки на них противника они вступают в бой. Другой пример - невозможность ни при каких обстоятельствах приказать артиллеристам, в отличие от пехоты и кавалерии, начать рукопашную схватку; вместе с тем если батарея будет атакована в ближнем бою, то "бомбардиры" станут защищаться. В принципе, после прохождения шести обучающих миссий и изучения сокращённой версии руководства пользователя, размещённой на CD в виде набора текстовых файлов, основы игрового процесса точно станут понятны, поэтому вряд ли стоит подробнее разбирать их здесь. Отметим лишь, что любопытные моменты будут, - например, к таковым относится периодически возникающая необходимость захвата построек.
Графика спрайтовая; ландшафты однообразны (что, впрочем, более чем объяснимо "сюжетом", так как всё действие, по сути, разворачивается на весьма небольшой территории), но прорисованы относительно качественно. Модельки, если сильно "приближать" к ним камеру, очень размытые, но при "нормальном" варианте обзора вполне радуют глаз, а типы подразделений отличаются друг от друга значительно. Имеются редактор, позволяющий создавать собственные сценарии, и обширная энциклопедия с различной информацией о битве при Ватерлоо. В общем и целом - довольно-таки своеобразная вещь: одним наверняка не понравится отсутствие кампании, тогда как другим, напротив, приглянется редкое для поджанра "дружелюбие" к игроку.
Примечательно, что в Waterloo: Napoleon's Last Battle вообще нет какой-либо кампании, - игра состоит из нескольких десятков сценариев, охватывающих буквально каждый "этап" реального сражения, от сражения при Угумоне и атаки "центра Веллингтона" до прибытия прусских войск и поражения французов при Планшенуа, причём каждый из них можно запускать совершенно независимо от других сразу же после старта. Среди сценариев есть шесть обучающих, довольно-таки подробно знакомящих с основами игрового процесса, а равно присутствует и "длинный", позволяющий сыграть всю битву от начала до конца. Перед запуском любого сценария (включая обучающие) можно выбрать сторону конфликта (французы либо "союзники"; последние могут быть представлены англичанами, пруссаками либо теми и другими сразу; армии более мелких государств, увы, отсутствуют), уровень сложности из четырёх вариантов, а также "исторический" либо "вариативный" формат сражения (в первом случае прибытие подкреплений возможно, только если таковое имелось в реальности на данном этапе битвы, а во втором оно может произойти или не произойти случайным образом) и "свободную активацию" или "активацию через командира" (эта настройка связана со способом ввода в бой прибывших подкреплений; по умолчанию выставлена "свободная активация", и менять этот параметр настоятельно не рекомендуется).
Перспективу обзора можно условно охарактеризовать как изометрическую. "Глобальных" типов войск четыре - пехота, кавалерия, артиллерия и военачальники с небольшой "свитой"; все они представляют собой отряды той или иной численности. Как уже отмечалось, действие происходит в реальном времени, поэтому перемещение единиц осуществляется простейшим способом: необходимо щёлкнуть на флаг, расположенный рядом с каждым подразделением, после чего оно выделится, а затем протащить от него курсор в желаемом направлении на то или иное расстояние и отпустить в той точке, куда отряд должен отправиться; после этого он начнёт движение. В обучающих сценариях информация об управлении подаётся в виде блоков с текстом, а процесс в это время автоматически ставится на паузу, снять которую можно посредством "P". Управление обзором местности осуществляется двумя способами: либо перемещением манипулятора (к сожалению, этот привычный вариант реализован здесь не очень хорошо), либо щелчком правой кнопкой мыши по любой точке ландшафта: после этого данное место моментально оказывается в "центре" экрана.
В нижней части пространства расположены три интерфейсных панели (две из них показываются, когда выделено какое-либо подразделение). На левой находятся команды для построений, коих всего десять; естественно, что конкретному роду войск доступны не все варианты. По центру расположен блок с информацией о выбранном отряде; в верхней его части размещены круглые иконки для приказов, которые в принципе способна выполнять данная единица, - то есть в зависимости от её принадлежности к тому или иному типу они несколько различаются, хотя есть и некоторое количество "базовых". Данных команд достаточно много: наступление, оборона, залп, изменение направления перемещения (на данной кнопке сразу три стрелки, и щёлкать для движения в нужную сторону требуется по определённой), "двойная скорость" (аналог бега) и так далее. Генералам, например, доступен "призыв" подразделений (а равно их можно "прикреплять" к подразделениям), артиллерии - два типа атаки (ядрами и картечью; запасы того и другого ограничены, а в конкретный момент ввиду расстояния до противника второй названный способ ведения огня может не быть доступен). Справа находится мини-карта, сбоку от неё - некоторые малополезные опции "общего" характера и две важнейших: "Grid" и "LOS". Нажатие на первую показывает сетку высот ландшафта, а обращение ко второй - "зону видимости" (и атаки) выбранного подразделения; для той же артиллерии то и другое может иметь большое значение. Под этим "блоком" расположены кнопки для масштабирования изображения и таймер: каждый сценарий ограничен по времени и может, кстати говоря, завершиться не только победой или поражением, но и ничьей.
Тонкостей в данной игре довольно много. Скажем, во многих сценариях в наших рядах присутствуют "застывшие" отряды, присутствующие на карте изначально и распознаваемые по обесцвеченным флагам, - им нельзя отдавать приказы до определённого времени, но в случае атаки на них противника они вступают в бой. Другой пример - невозможность ни при каких обстоятельствах приказать артиллеристам, в отличие от пехоты и кавалерии, начать рукопашную схватку; вместе с тем если батарея будет атакована в ближнем бою, то "бомбардиры" станут защищаться. В принципе, после прохождения шести обучающих миссий и изучения сокращённой версии руководства пользователя, размещённой на CD в виде набора текстовых файлов, основы игрового процесса точно станут понятны, поэтому вряд ли стоит подробнее разбирать их здесь. Отметим лишь, что любопытные моменты будут, - например, к таковым относится периодически возникающая необходимость захвата построек.
Графика спрайтовая; ландшафты однообразны (что, впрочем, более чем объяснимо "сюжетом", так как всё действие, по сути, разворачивается на весьма небольшой территории), но прорисованы относительно качественно. Модельки, если сильно "приближать" к ним камеру, очень размытые, но при "нормальном" варианте обзора вполне радуют глаз, а типы подразделений отличаются друг от друга значительно. Имеются редактор, позволяющий создавать собственные сценарии, и обширная энциклопедия с различной информацией о битве при Ватерлоо. В общем и целом - довольно-таки своеобразная вещь: одним наверняка не понравится отсутствие кампании, тогда как другим, напротив, приглянется редкое для поджанра "дружелюбие" к игроку.
- Время и место:
Наполеоновские войны - Особенность геймплея:
Ограничение по времени
Встроенная энциклопедия - Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Технические детали:
Редактор - Элемент жанра:
В реальном времени
Wargame
Тактика - Язык:
English