Компания из Флориды ZEE Programming на самом деле являлась всего лишь скромным домашним предприятием семейства Фрешетт – сына и помогавшего ему отца: первый, по имени Кит, в то время был ещё школьником, но впоследствии заделался профессиональным программистом и длительное время трудился, кроме прочего, в составе Microsoft. Из их творений наиболее известна викторина «3-K Trivia» 1984 года рождения, выпущенная IBM в любительской линейке «Personally Developed Software», – однако ещё за год до этого силами самих разработчиков была издана куда более оригинальная и любопытная вещь: «Zuran Defender». И хотя чуть позднее эта игра также удостоилась внимания «голубого гиганта», появившись под сокращённым названием «Zuran» и в той же «личной» серии, и в наборе ПО для компьютера модели IBM JX, – всё же она не только не стала, подобно многим своим сверстникам, классикой аркадного жанра, но и вообще не сникала какой бы то ни было известности. Широкая общественность узнала о ней лишь после 2016 года, когда международная группа энтузиастов выпустила «Zuran Defender» в свободный доступ в составе электронного собрания Total DOS Collection, предварительно потратив на её приобретение не одну сотню долларов. Причём, в отличие от множества других подобных случаев, причины такого забвения связаны отнюдь не с качеством работы начинающих авторов (чьё детище как раз способно дать фору немалому числу профессиональных проектов), а, судя по всему, с микроскопическими тиражами и с высокой изначальной стоимостью: за солидные 32,50 USD (более 95 $ по состоянию на 2022 год) покупатель по традиции тех лет получал лишь дискетку в целлофановом пакетике, пусть и с приложением нескольких страничек руководства пользователя, совмещённых с обложкой.
Изложение сюжета в этом последнем документе занимает лишь несколько строк: в некой далёкой галактике, которая как раз и называется «ZURAN», развернулась глобальная война между местными жителями и кровожадными чужеземными захватчиками, действующими под вывеской «ECLON». Как нетрудно догадаться, нам предстоит управлять космическим аппаратом «зуранцев» – спасая выживших соотечественников с повреждённых врагом кораблей, уничтожая станции и аванпосты противника и увиливая от его смертельно опасных истребителей. Визуальное и звуковое оформления при этом вполне себе радуют – конечно, если учесть время появления «Zuran Defender» на свет: ничего, кроме CGA и PC Speaker, ожидать не стоит, однако картинка, выполненная по умолчанию в четырёхцветной «бирюзовой» палитре, достаточно чёткая и в меру приятная для глаз, а «бипы» в виде эффектов и составленных из них кратких музыкальных фраз – разнообразны и многочисленны. Выключить и обратно включить звук помогает клавиша «F5», тогда как её соседи с «F1» по «F4» отвечают за неактуальную в современных условиях функцию сдвига экрана в одну из сторон. А вот на «F9» и «F10» внимание стоит обратить обязательно: вторая переключает между двумя официально поддерживаемыми вариантами палитры (упомянутой уже исходной «бирюзовой» и менее примечательной «красно-оранжевой»), тогда как первая позволяет убрать цвет вообще и предпочесть чёрно-белый вариант визуального оформления – но только в «композитном» режиме. Последний ожидаемо отличается большей цветастостью и куда меньшей чёткостью, – зато в условиях RGB эта клавиша способна активировать недокументированную, но, пожалуй, наиболее привлекательную изо всех разновидностей CGA – «красно-бирюзовую».
При начале новой партии (предварительно понадобится набрать «Y» или «N» для соответственно вывода на экран подробной инструкции или отказа от изучения таковой, благо печатный вариант вполне доступен) наша галактика с находящимися в ней объектами генерируется случайным образом; всё это пространство разбито на девять «квадрантов», выстроенных сеткой 3×3, занимающих отдельный игровой экран каждый и связанных между собой одноразовыми порталами-переходами. Вверенный управлению игрока кораблик начинает свой боевой путь в самой середине пятого, центрального квадранта; текущий участок галактики строго ограничен рамкой по периметру с отверстиями-выходами по одному на каждую сторону, ведущими на соседний экран, но – закрывающимися после однократного использования. Обратите внимание, что пространство тут замкнуто, т.е. перейдя, например, из пятого квадранта направо мы попадём в его аналог за номером шесть, а продолжив двигаться в том же направлении – окажемся в четвёртом и затем снова в пятом (однако дальнейший, повторный путь будет уже закрыт).
Управление реализовано, понятное дело, исключительно с клавиатуры: как для поворота, так и для перемещения в соответствующую сторону используются четыре стрелки; «P» ставит игру на паузу; сочетание «Ctrl» + «Break» перезапускает всё с самого начала; «R» обнуляет таблицу рекордов (но только во время первичной загрузки); а, скажем, «H» отвечает за «переход в гиперпространство» – иными словами, при острой необходимости телепортирует наш кораблик в случайное место того же самого экрана-квадранта. На последнем можно видеть скопление самых разнообразных и достойных внимания объектов: клетки со звёздным небом открыты для посещения; шарики, окрашенные сплошным цветом, – астероиды, которые можно и временами нужно уничтожать (стрельба осуществляется при помощи «пробела»); а вот беленькие «звёздочки» с лучами – на самом деле опасные космические мины, при поражении взрывающиеся и уничтожающие всё в радиусе одной клетки от них.
Все эти объекты стационарны, как и большинство остальных: прежде всего, это различной величины и формы многоугольники с буквой «Е» на борту, которые являются вражескими космическими станциями, аванпостами и истребителями, подлежащими ликвидации. Бирюзовые же треугольники с литерой «Z» (или «N», в зависимости от того, в какую сторону они повёрнуты) весьма похожи на нашего белого протагониста, однако несут на себе следы деградации и упадка: это те самые подбитые дружественные корабли, с которых мы должны эвакуировать выживших. Для этого следует подойти к ним вплотную и повернуться «носом», а затем нажать «Esc» (не беспокойтесь: выхода из игры в систему в любом случае не предусмотрено ввиду отсутствия таковой в системных требованиях). Из оставшихся задействованных клавиш управления стоит упомянуть «L» – «сканер дальнего действия», выводящий на экран глобальную карту галактики в виде сетки из девяти квадрантов – с наглядным обозначением количества и расположения не удостоившихся ещё нашего внимания точек интереса и порталов-переходов, – и «S», активирующую выключенные по умолчанию щиты, жизненно необходимые в бою.
Информационные сообщения о такого рода действиях и событиях выводятся в самом низу экрана, тогда как вверху постоянно отображаются наши показатели: запас энергии, номер текущего квадранта и набранное на данный момент количество очков. Последние присуждаются за уничтожение астероидов (по 10 баллов), мин (полсотни за каждую, не считая всего, что оказалось взорвано цепной реакцией) и вражеских объектов (от пятисот за аванпост до двух тысяч за космическую станцию, которых во всём здешнем мире насчитывается всего лишь парочка), а также за эвакуацию соотечественников (500 за каждый спасённый экипаж). Однако гибель дружеских кораблей и станций, в том числе в результате нашего случайного выстрела или последовавшего от него взрыва мины, карается штрафом в одну-две тысячи очков: будьте внимательны и осторожны! Наконец, за полную очистку всех квадрантов галактики присуждаются аж 10000 баллов, – после этого Вселенная создаётся заново с сохранением всех наших достижений.
Правда, достичь подобного завидного результата на самом деле не так-то просто – из-за второго показателя, уровня энергии. На начало партии таковой составляет 2000 единиц – но планомерно уменьшается сообразно любым предпринимаемым нами действиям, включая стрельбу, прыжки в гиперпространство, спасение выживших зуранцев и др. С выключенными по умолчанию щитами затраты составляют от двух очков энергии за перемещение на один шаг до сотни за каждое использование сканера дальнего действия (т.е. за вызов глобальной карты), – если же защиту активировать, такие расходы возрастут ровно в два раза. Зато только щиты могут спасти нас от гибели в случае встречи с вражескими истребителями! Одно-единственное попадание в корабль с отображаемым внизу экрана статусом «Shields down» означает его немедленную смерть и Game Over (с выводом статистики по оставшимся в галактике объектам интереса и, при условии достаточно высокого количества набранных баллов, возможностью внести своё имя в таблицу из десяти рекордсменов). Тогда как при активации щитов вражеские попадания лишь уменьшают нашу энергию – как, впрочем, и уничтожение истребителями «ECLON» дружественных игроку кораблей и станций. Последних во всей галактике изначально имеется только три штуки: каждая из них при посещении способна восполнить нашу энергию до максимального показателя в 2000 единиц, но – только один раз!
Пожалуй, если бы не эти самые неприятельские истребители, «Zuran Defender» стоило бы счесть скорее головоломкой, нежели аркадой, – ибо все прочие объекты, за исключением нашего собственного кораблика, стационарны, так что ничто бы не мешало исследовать и уничтожать или эвакуировать их самым неторопливым образом. Однако упомянутые вражеские аппараты, изображаемые в виде злобных приплюснутых бирюзовых шестиугольников, появляются в нашем квадранте пусть и строго по одному, но в случайном порядке и в самый неожиданный момент, а при этом ещё и перемещаются с воистину космической скоростью, ведя точный и прицельный огонь по нам самим и по дружественным зуранским станциям! Уничтожить их, в принципе, можно, – однако рано или поздно они наверняка сведут к нулю невосполнимую энергию нашего кораблика – и к завершению всю зуранскую защитно-спасательную экспедицию.
Творение ZEE Programming оставляет по себе самые приятные впечатления, – если же учесть время появления на свет и историческую судьбу этой практически пионерской работы пары любителей, то можно даже сказать, что перед нами – небольшой шедевр, оставшийся практически неизвестным как вездесущим пиратам, так и любителям ранних аркад, не говоря уже о коллекционерах эксклюзивных редкостей для IBM PC. Наши самые лучшие рекомендации!
Изложение сюжета в этом последнем документе занимает лишь несколько строк: в некой далёкой галактике, которая как раз и называется «ZURAN», развернулась глобальная война между местными жителями и кровожадными чужеземными захватчиками, действующими под вывеской «ECLON». Как нетрудно догадаться, нам предстоит управлять космическим аппаратом «зуранцев» – спасая выживших соотечественников с повреждённых врагом кораблей, уничтожая станции и аванпосты противника и увиливая от его смертельно опасных истребителей. Визуальное и звуковое оформления при этом вполне себе радуют – конечно, если учесть время появления «Zuran Defender» на свет: ничего, кроме CGA и PC Speaker, ожидать не стоит, однако картинка, выполненная по умолчанию в четырёхцветной «бирюзовой» палитре, достаточно чёткая и в меру приятная для глаз, а «бипы» в виде эффектов и составленных из них кратких музыкальных фраз – разнообразны и многочисленны. Выключить и обратно включить звук помогает клавиша «F5», тогда как её соседи с «F1» по «F4» отвечают за неактуальную в современных условиях функцию сдвига экрана в одну из сторон. А вот на «F9» и «F10» внимание стоит обратить обязательно: вторая переключает между двумя официально поддерживаемыми вариантами палитры (упомянутой уже исходной «бирюзовой» и менее примечательной «красно-оранжевой»), тогда как первая позволяет убрать цвет вообще и предпочесть чёрно-белый вариант визуального оформления – но только в «композитном» режиме. Последний ожидаемо отличается большей цветастостью и куда меньшей чёткостью, – зато в условиях RGB эта клавиша способна активировать недокументированную, но, пожалуй, наиболее привлекательную изо всех разновидностей CGA – «красно-бирюзовую».
При начале новой партии (предварительно понадобится набрать «Y» или «N» для соответственно вывода на экран подробной инструкции или отказа от изучения таковой, благо печатный вариант вполне доступен) наша галактика с находящимися в ней объектами генерируется случайным образом; всё это пространство разбито на девять «квадрантов», выстроенных сеткой 3×3, занимающих отдельный игровой экран каждый и связанных между собой одноразовыми порталами-переходами. Вверенный управлению игрока кораблик начинает свой боевой путь в самой середине пятого, центрального квадранта; текущий участок галактики строго ограничен рамкой по периметру с отверстиями-выходами по одному на каждую сторону, ведущими на соседний экран, но – закрывающимися после однократного использования. Обратите внимание, что пространство тут замкнуто, т.е. перейдя, например, из пятого квадранта направо мы попадём в его аналог за номером шесть, а продолжив двигаться в том же направлении – окажемся в четвёртом и затем снова в пятом (однако дальнейший, повторный путь будет уже закрыт).
Управление реализовано, понятное дело, исключительно с клавиатуры: как для поворота, так и для перемещения в соответствующую сторону используются четыре стрелки; «P» ставит игру на паузу; сочетание «Ctrl» + «Break» перезапускает всё с самого начала; «R» обнуляет таблицу рекордов (но только во время первичной загрузки); а, скажем, «H» отвечает за «переход в гиперпространство» – иными словами, при острой необходимости телепортирует наш кораблик в случайное место того же самого экрана-квадранта. На последнем можно видеть скопление самых разнообразных и достойных внимания объектов: клетки со звёздным небом открыты для посещения; шарики, окрашенные сплошным цветом, – астероиды, которые можно и временами нужно уничтожать (стрельба осуществляется при помощи «пробела»); а вот беленькие «звёздочки» с лучами – на самом деле опасные космические мины, при поражении взрывающиеся и уничтожающие всё в радиусе одной клетки от них.
Все эти объекты стационарны, как и большинство остальных: прежде всего, это различной величины и формы многоугольники с буквой «Е» на борту, которые являются вражескими космическими станциями, аванпостами и истребителями, подлежащими ликвидации. Бирюзовые же треугольники с литерой «Z» (или «N», в зависимости от того, в какую сторону они повёрнуты) весьма похожи на нашего белого протагониста, однако несут на себе следы деградации и упадка: это те самые подбитые дружественные корабли, с которых мы должны эвакуировать выживших. Для этого следует подойти к ним вплотную и повернуться «носом», а затем нажать «Esc» (не беспокойтесь: выхода из игры в систему в любом случае не предусмотрено ввиду отсутствия таковой в системных требованиях). Из оставшихся задействованных клавиш управления стоит упомянуть «L» – «сканер дальнего действия», выводящий на экран глобальную карту галактики в виде сетки из девяти квадрантов – с наглядным обозначением количества и расположения не удостоившихся ещё нашего внимания точек интереса и порталов-переходов, – и «S», активирующую выключенные по умолчанию щиты, жизненно необходимые в бою.
Информационные сообщения о такого рода действиях и событиях выводятся в самом низу экрана, тогда как вверху постоянно отображаются наши показатели: запас энергии, номер текущего квадранта и набранное на данный момент количество очков. Последние присуждаются за уничтожение астероидов (по 10 баллов), мин (полсотни за каждую, не считая всего, что оказалось взорвано цепной реакцией) и вражеских объектов (от пятисот за аванпост до двух тысяч за космическую станцию, которых во всём здешнем мире насчитывается всего лишь парочка), а также за эвакуацию соотечественников (500 за каждый спасённый экипаж). Однако гибель дружеских кораблей и станций, в том числе в результате нашего случайного выстрела или последовавшего от него взрыва мины, карается штрафом в одну-две тысячи очков: будьте внимательны и осторожны! Наконец, за полную очистку всех квадрантов галактики присуждаются аж 10000 баллов, – после этого Вселенная создаётся заново с сохранением всех наших достижений.
Правда, достичь подобного завидного результата на самом деле не так-то просто – из-за второго показателя, уровня энергии. На начало партии таковой составляет 2000 единиц – но планомерно уменьшается сообразно любым предпринимаемым нами действиям, включая стрельбу, прыжки в гиперпространство, спасение выживших зуранцев и др. С выключенными по умолчанию щитами затраты составляют от двух очков энергии за перемещение на один шаг до сотни за каждое использование сканера дальнего действия (т.е. за вызов глобальной карты), – если же защиту активировать, такие расходы возрастут ровно в два раза. Зато только щиты могут спасти нас от гибели в случае встречи с вражескими истребителями! Одно-единственное попадание в корабль с отображаемым внизу экрана статусом «Shields down» означает его немедленную смерть и Game Over (с выводом статистики по оставшимся в галактике объектам интереса и, при условии достаточно высокого количества набранных баллов, возможностью внести своё имя в таблицу из десяти рекордсменов). Тогда как при активации щитов вражеские попадания лишь уменьшают нашу энергию – как, впрочем, и уничтожение истребителями «ECLON» дружественных игроку кораблей и станций. Последних во всей галактике изначально имеется только три штуки: каждая из них при посещении способна восполнить нашу энергию до максимального показателя в 2000 единиц, но – только один раз!
Пожалуй, если бы не эти самые неприятельские истребители, «Zuran Defender» стоило бы счесть скорее головоломкой, нежели аркадой, – ибо все прочие объекты, за исключением нашего собственного кораблика, стационарны, так что ничто бы не мешало исследовать и уничтожать или эвакуировать их самым неторопливым образом. Однако упомянутые вражеские аппараты, изображаемые в виде злобных приплюснутых бирюзовых шестиугольников, появляются в нашем квадранте пусть и строго по одному, но в случайном порядке и в самый неожиданный момент, а при этом ещё и перемещаются с воистину космической скоростью, ведя точный и прицельный огонь по нам самим и по дружественным зуранским станциям! Уничтожить их, в принципе, можно, – однако рано или поздно они наверняка сведут к нулю невосполнимую энергию нашего кораблика – и к завершению всю зуранскую защитно-спасательную экспедицию.
Творение ZEE Programming оставляет по себе самые приятные впечатления, – если же учесть время появления на свет и историческую судьбу этой практически пионерской работы пары любителей, то можно даже сказать, что перед нами – небольшой шедевр, оставшийся практически неизвестным как вездесущим пиратам, так и любителям ранних аркад, не говоря уже о коллекционерах эксклюзивных редкостей для IBM PC. Наши самые лучшие рекомендации!
- Время и место:
Открытый космос - Особенность геймплея:
Генерируемые пространства - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Научная фантастика - Технические детали:
PC booter
CGA composite - Язык:
English