Великобритания, в силу сложившихся в этой стране ещё в эпоху Средневековья семейных и экономических отношений, долгое время вырабатывала целое множество представителей «праздного класса» – джентри. Которым – после того как рыцарские турниры и феодальные войны окончательно вышли из моды – просто некуда было деть ни свободное время, ни свою энергию. Самые амбициозные уходили в политику, обладавшие соответствующими способностями отдавали себя служению науке или искусству, – ну а на долю остальных приходилось именно что более-менее праздное времяпрепровождение: убийство ни в чём не повинных животных на охоте или спорт.
Последним типично английским словом традиционно обозначаются самые разнообразные формы физических занятий – игры для взрослых, преимущественно на свежем воздухе. Некоторые из них уже позднее распространились по всему миру, а в ХХ в. даже стали массовыми – например, футбол. Однако герой данного обзора снискал популярность преимущественно в англоязычных странах (в США, в Австралии и др.), а в наших краях так и вовсе оставался практически неизвестным вплоть до начала 1990-х. «Гольф», от шотландского слова «gowf», что значит «палка» или «дубинка», – это состязание, в котором несколько человек или целых команд соревнуются, загоняя в специально вырытые ямки-лунки маленькие мячики (диаметром около 4,5 см, что намного миниатюрнее не только футбольных, но даже и теннисных снарядов!) при помощи особых загнутых снизу палок – клюшек, отчасти напоминающих хоккейные, но куда более вычурных и отличающихся огромным видовым разнообразием.
Этот способ проведения свободного времени в современной его форме зародился в Шотландии в районе XIV в.; информация о том, что подобному развлечению ещё ранее предавались в Китае, а затем и в Голландии, остаётся непроверенной в силу неточности имеющихся сведений о тамошних правилах. Справедливости ради стоит отметить, что изначально данное занятие вовсе не было бессмысленным: по слухам, таким образом пастухи загоняли своими посохами камни в обнаруженные кроличьи норы – дабы вверенные их заботам копытные не спотыкались и не ломали ноги. Родиной же гольфа в качестве именно что спорта считается город Сент-Андрус на восточном побережье страны – и даже точно определённый его участок, именуемый «Old Course» или «St. Andrews Links».
Дело в том, что помимо клюшек и мячиков для игры в гольф требуется ещё и совершенно особенная площадка. А именно – расположенная на в меру пересечённой местности весьма протяжённая лужайка, содержащая в себе не только лунки (как правило, в количестве 18 штук), но и различного рода препятствия, затрудняющие работу квазипастухов, соревнующихся между собой в том, кто быстрее обойдёт все такие ямки за минимальное количество ударов: водные преграды, поросшие травой холмики, песчаные зоны, кустарники и т. д. Первым историческим образцом такого рода площадки считается тот самый упомянутый выше участок в Сент-Андрусе, прозванный «домом гольфа», – ему-то как раз и посвящено представленное на данной страничке электронное воплощение описываемого экзотического вида спорта.
Компания 1 Step Software из американского штата Северная Каролина задумала в середине 1980-х целую серию компьютерных симуляторов под общей вывеской «Golf’s Best» – с акцентом на предельно правдоподобное (разумеется, по меркам возможностей ПК того времени) воспроизведение что процесса игры, что реальных площадок для гольфа. До IBM PC совершенно точно добрался только самый первый выпуск, изначально появившийся на Apple II, а затем вышедший и на Commodore 64. DOS-версия даже некоторое время числилась безвозвратно утерянной – похоже, не столько по причине своей объективной редкости, сколько из-за банальной путаницы с названиями, на обложке и в заставке выглядящими немного по-разному.
Из графики здесь поддерживается исключительно адаптер CGA, а звуковая сторона дела представлена PC Speaker’ом, так что изысков и просто красот по части внешности от этой игры ожидать не стоит (да и на других платформах она выглядела ничуть не лучше). Во время демонстрации заставки достаточно нажать любую клавишу, после чего придётся ответить на ряд вопросов по поводу настроек партии. Одной из первых таких ситуаций выбора оказывается возможность вывести на экран инструкцию; к сожалению, ни в ней, ни в печатном руководстве пользователя (которое мало того что было предельно кратким, так ещё и нигде на данный момент не доступно) собственно правила игры в гольф не поясняются: видимо, авторы изначально рассчитывали в качестве целевой аудитории исключительно на знатоков и мастеров этого вида спорта.
Впрочем, заглянуть в упомянутый раздел помощи всё равно стоит – хотя бы ради получения сведений о местном интерфейсе: ввиду ориентации на строгий реализм он здесь довольно-таки сложный, а в управлении задействовано целых два десятка клавиш (манипулятор типа «мышь», понятное дело, не поддерживается). Состязаться могут от одного до четырёх человек включительно; для каждого участника потребуется ввести имя и выбрать желаемый режим игры. Таковые обозначаются термином «ти» и представлены в количестве двух: «Medal» или «Championship»; к сожалению, различия между ними нигде не поясняются, но, судя по всему, выставленный по умолчанию первый оказывается несколько легче, зато и очков за успешные попадания приносит поменьше. Как бы то ни было, начать можно с любой из восемнадцати лунок, а предварительно ещё и отобрать в свою виртуальную сумку желаемые клюшки из общего количества в аж 19 различных моделей (задействовать в каждой партии из них разрешается не более четырнадцати).
В начале собственно игры мы увидим перед собой изображение площадки в перспективе вида сверху – в сопровождении самой разнообразной и в меру полезной информации. Положение мячика, отображаемого в виде мигающей точки, дублируется также и текстом, с указанием его расстояния до ближайшей лунки, а также текущего типа поверхности, направления и скорости ветра и разновидности запланированного удара. В нижней части экрана фигурирует и целый ряд из десяти символов, перечисляемых через запятую: именно с их помощью мы и должны отдавать желаемые команды. Так, нажатие «?» выведет уже знакомую нам внутриигровую инструкцию, а «K» – едва ли не наиболее важный фрагмент из таковой: перечень задействованных в управлении клавиш. «Q» поможет текущему участнику состязания покинуть игру, а «V» – взглянуть на происходящее под чуть иным углом: в самом низу экрана появится своего рода «разрез» плоскости площадки в перспективе вида сбоку.
Клавиша «L» позволит найти потерявшийся мячик, а «R» очертит вокруг его текущего местоположения окружность с заданным радиусом – для большей ориентации по части расстояний. Нажатие «F» даёт возможность отрегулировать силу удара, «D» – его направление, а «S» – стиль. Однако наиболее важной на текущем этапе оказывается команда «C» – выбор клюшки: двухсимвольное наименование таковой потребуется ввести как минимум на самом первом этапе (да и сменять своё орудие труда потребуется в дальнейшем не так уж и редко – не зря же мы набрали в сумку почти полтора десятка таких «дубинок»!).
За действия спортсмена-протагониста, чья миниатюрная фигурка красуется в левом нижнем углу, отвечает ряд функциональных клавиш. Так, «F2» выводит подсказку на предмет условных обозначений на поле (с учётом скромных возможностей CGA-палитры – функция очень даже небесполезная), а «F3» отображает перечень имеющихся у нас клюшек со всеми их характеристиками: тоже крайне необходимая информация! Нажатие «F4» отключает звук (сводящийся к редким «бипам» PC Speaker’а); «F5» демонстрирует статистику текущей партии, а «F9» – общую таблицу рекордов. «F6», «F7» и «F8» носят чисто вспомогательный характер, позволяя отключить на основном экране соответственно обозначение клюшки, описание «локации» и функциональное сообщение «Hit Any Key», ставящее игру на паузу, тогда как «F10» позволяет сохранить свой прогресс (чтобы в дальнейшем при запуске можно было не начинать новую партию, а продолжить предыдущую). Наконец, «F1» осуществляет собственно удар по мячику со всеми выбранными его особенностями: в нижней части экрана при этом постепенно вырисовывается траектория полёта снаряда в перспективе вида сбоку, после чего нам выдаётся результат – и игрок оказывается на новой своей позиции.
Да, аркадой здесь и не пахнет: перед нами действительно серьёзный симулятор, требующий немалой вдумчивости и усидчивости для совершения всех необходимых расчётов, не говоря уже о неслабом знании материала! Получается, что порекомендовать сегодня «Golf’s Best: St. Andrews Old Course» кому бы то ни было довольно сложно, – пожалуй, эта вещь способна заинтересовать одних только коллекционеров или историков электронных развлечений, посвящённых тематике спорта. Ибо людям, в гольфе не разбирающимся, данное издание 1 Step Software постичь смысл этого вида спорта никак не поможет, ну а знатоки такового наверняка предпочтут нечто более современное и реалистичное в плане что графики, что интерфейса.
Последним типично английским словом традиционно обозначаются самые разнообразные формы физических занятий – игры для взрослых, преимущественно на свежем воздухе. Некоторые из них уже позднее распространились по всему миру, а в ХХ в. даже стали массовыми – например, футбол. Однако герой данного обзора снискал популярность преимущественно в англоязычных странах (в США, в Австралии и др.), а в наших краях так и вовсе оставался практически неизвестным вплоть до начала 1990-х. «Гольф», от шотландского слова «gowf», что значит «палка» или «дубинка», – это состязание, в котором несколько человек или целых команд соревнуются, загоняя в специально вырытые ямки-лунки маленькие мячики (диаметром около 4,5 см, что намного миниатюрнее не только футбольных, но даже и теннисных снарядов!) при помощи особых загнутых снизу палок – клюшек, отчасти напоминающих хоккейные, но куда более вычурных и отличающихся огромным видовым разнообразием.
Этот способ проведения свободного времени в современной его форме зародился в Шотландии в районе XIV в.; информация о том, что подобному развлечению ещё ранее предавались в Китае, а затем и в Голландии, остаётся непроверенной в силу неточности имеющихся сведений о тамошних правилах. Справедливости ради стоит отметить, что изначально данное занятие вовсе не было бессмысленным: по слухам, таким образом пастухи загоняли своими посохами камни в обнаруженные кроличьи норы – дабы вверенные их заботам копытные не спотыкались и не ломали ноги. Родиной же гольфа в качестве именно что спорта считается город Сент-Андрус на восточном побережье страны – и даже точно определённый его участок, именуемый «Old Course» или «St. Andrews Links».
Дело в том, что помимо клюшек и мячиков для игры в гольф требуется ещё и совершенно особенная площадка. А именно – расположенная на в меру пересечённой местности весьма протяжённая лужайка, содержащая в себе не только лунки (как правило, в количестве 18 штук), но и различного рода препятствия, затрудняющие работу квазипастухов, соревнующихся между собой в том, кто быстрее обойдёт все такие ямки за минимальное количество ударов: водные преграды, поросшие травой холмики, песчаные зоны, кустарники и т. д. Первым историческим образцом такого рода площадки считается тот самый упомянутый выше участок в Сент-Андрусе, прозванный «домом гольфа», – ему-то как раз и посвящено представленное на данной страничке электронное воплощение описываемого экзотического вида спорта.
Компания 1 Step Software из американского штата Северная Каролина задумала в середине 1980-х целую серию компьютерных симуляторов под общей вывеской «Golf’s Best» – с акцентом на предельно правдоподобное (разумеется, по меркам возможностей ПК того времени) воспроизведение что процесса игры, что реальных площадок для гольфа. До IBM PC совершенно точно добрался только самый первый выпуск, изначально появившийся на Apple II, а затем вышедший и на Commodore 64. DOS-версия даже некоторое время числилась безвозвратно утерянной – похоже, не столько по причине своей объективной редкости, сколько из-за банальной путаницы с названиями, на обложке и в заставке выглядящими немного по-разному.
Из графики здесь поддерживается исключительно адаптер CGA, а звуковая сторона дела представлена PC Speaker’ом, так что изысков и просто красот по части внешности от этой игры ожидать не стоит (да и на других платформах она выглядела ничуть не лучше). Во время демонстрации заставки достаточно нажать любую клавишу, после чего придётся ответить на ряд вопросов по поводу настроек партии. Одной из первых таких ситуаций выбора оказывается возможность вывести на экран инструкцию; к сожалению, ни в ней, ни в печатном руководстве пользователя (которое мало того что было предельно кратким, так ещё и нигде на данный момент не доступно) собственно правила игры в гольф не поясняются: видимо, авторы изначально рассчитывали в качестве целевой аудитории исключительно на знатоков и мастеров этого вида спорта.
Впрочем, заглянуть в упомянутый раздел помощи всё равно стоит – хотя бы ради получения сведений о местном интерфейсе: ввиду ориентации на строгий реализм он здесь довольно-таки сложный, а в управлении задействовано целых два десятка клавиш (манипулятор типа «мышь», понятное дело, не поддерживается). Состязаться могут от одного до четырёх человек включительно; для каждого участника потребуется ввести имя и выбрать желаемый режим игры. Таковые обозначаются термином «ти» и представлены в количестве двух: «Medal» или «Championship»; к сожалению, различия между ними нигде не поясняются, но, судя по всему, выставленный по умолчанию первый оказывается несколько легче, зато и очков за успешные попадания приносит поменьше. Как бы то ни было, начать можно с любой из восемнадцати лунок, а предварительно ещё и отобрать в свою виртуальную сумку желаемые клюшки из общего количества в аж 19 различных моделей (задействовать в каждой партии из них разрешается не более четырнадцати).
В начале собственно игры мы увидим перед собой изображение площадки в перспективе вида сверху – в сопровождении самой разнообразной и в меру полезной информации. Положение мячика, отображаемого в виде мигающей точки, дублируется также и текстом, с указанием его расстояния до ближайшей лунки, а также текущего типа поверхности, направления и скорости ветра и разновидности запланированного удара. В нижней части экрана фигурирует и целый ряд из десяти символов, перечисляемых через запятую: именно с их помощью мы и должны отдавать желаемые команды. Так, нажатие «?» выведет уже знакомую нам внутриигровую инструкцию, а «K» – едва ли не наиболее важный фрагмент из таковой: перечень задействованных в управлении клавиш. «Q» поможет текущему участнику состязания покинуть игру, а «V» – взглянуть на происходящее под чуть иным углом: в самом низу экрана появится своего рода «разрез» плоскости площадки в перспективе вида сбоку.
Клавиша «L» позволит найти потерявшийся мячик, а «R» очертит вокруг его текущего местоположения окружность с заданным радиусом – для большей ориентации по части расстояний. Нажатие «F» даёт возможность отрегулировать силу удара, «D» – его направление, а «S» – стиль. Однако наиболее важной на текущем этапе оказывается команда «C» – выбор клюшки: двухсимвольное наименование таковой потребуется ввести как минимум на самом первом этапе (да и сменять своё орудие труда потребуется в дальнейшем не так уж и редко – не зря же мы набрали в сумку почти полтора десятка таких «дубинок»!).
За действия спортсмена-протагониста, чья миниатюрная фигурка красуется в левом нижнем углу, отвечает ряд функциональных клавиш. Так, «F2» выводит подсказку на предмет условных обозначений на поле (с учётом скромных возможностей CGA-палитры – функция очень даже небесполезная), а «F3» отображает перечень имеющихся у нас клюшек со всеми их характеристиками: тоже крайне необходимая информация! Нажатие «F4» отключает звук (сводящийся к редким «бипам» PC Speaker’а); «F5» демонстрирует статистику текущей партии, а «F9» – общую таблицу рекордов. «F6», «F7» и «F8» носят чисто вспомогательный характер, позволяя отключить на основном экране соответственно обозначение клюшки, описание «локации» и функциональное сообщение «Hit Any Key», ставящее игру на паузу, тогда как «F10» позволяет сохранить свой прогресс (чтобы в дальнейшем при запуске можно было не начинать новую партию, а продолжить предыдущую). Наконец, «F1» осуществляет собственно удар по мячику со всеми выбранными его особенностями: в нижней части экрана при этом постепенно вырисовывается траектория полёта снаряда в перспективе вида сбоку, после чего нам выдаётся результат – и игрок оказывается на новой своей позиции.
Да, аркадой здесь и не пахнет: перед нами действительно серьёзный симулятор, требующий немалой вдумчивости и усидчивости для совершения всех необходимых расчётов, не говоря уже о неслабом знании материала! Получается, что порекомендовать сегодня «Golf’s Best: St. Andrews Old Course» кому бы то ни было довольно сложно, – пожалуй, эта вещь способна заинтересовать одних только коллекционеров или историков электронных развлечений, посвящённых тематике спорта. Ибо людям, в гольфе не разбирающимся, данное издание 1 Step Software постичь смысл этого вида спорта никак не поможет, ну а знатоки такового наверняка предпочтут нечто более современное и реалистичное в плане что графики, что интерфейса.