Tainá

Tainá
Жанр: Arcade
Разработчик: CPTI, ISAE
Издатель: VAT Tecnologia da Informação
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 1
Бразильский детский фильм 2000 года "Тайна: Приключения на Амазонке" (в оригинале "Tainá: Uma Aventura na Amazônia"; "Тайна" здесь - имя главной героини) имеет относительную известность даже в наших краях, так как переводился в том числе на русский язык. Эта картина рассказывает об индейской девочке (вероятно, из народа маве) по имени Тайна примерно десятилетнего возраста, которая живёт в джунглях Амазонии на северо-западе Бразилии вместе с дедушкой Теже, шаманом и большим знатоком лесов. В этих же местах промышляет отлавливающая редких животных банда: злобный главарь Шоба, двое его комичных подручных - Бириба и умственно отсталый толстячок Бока, а также благородная индеанка Тикири, непонятно как с ними связавшаяся; иногда эти малоприятные личности работают по заказам ещё более отвратительной парочки американцев - мисс Мэг, владелицы обезьяньего питомника, и её помощника мистера Смита, на вид стереотипного недомерка-"ботаника", но на деле мастера восточных единоборств. Познавая природу родного края из рассказов дедушки, Тайна регулярно освобождает животных из клеток-ловушек, устанавливаемых разбойниками, и однажды спасает пойманного подручными Шобы для американцев детёныша редкой бурой шерстистой обезьяны (она же лаготрикс), которого называет Кату. Однако спустя какое-то время Теже умирает от старости, а браконьеры выясняют личность мешающей их промыслам девочки и начинают за ней охоту, ввиду чего Тайне приходится бежать из родных мест. Она добирается до плавучего дома Руди (Родольфо), пилота гидроплана, который принимает её, но затем отвозит в соседнюю индейскую деревню. Там, помимо аборигенов, временно проживают женщина-биолог Изабель, работающая над созданием вакцины от тропической малярии и проводящая опыты на обезьянах, и её сын Жониньо, чуть постарше Тайны, ненавидящий природу, тоскующий по благам цивилизации и озлобленный на всех, включая собственную мать. Из вредности он рассказывает Тайне, будто Руди решил в будущем сдать её в интернат, и девочка ночью уходит из деревни, но Жониньо, давно замысливший побег, неожиданно отправляется вместе с нею, случайно захватив с собой дискету с материалами маминых исследований; оказавшись в джунглях лицом к лицу с опасностями и будучи несколько раз спасён Тайной, он в итоге существенно меняется. А тем временем в Бразилию прибывают Мэг и Смит: получив от браконьеров другую обезьяну вместо освобождённого Тайной Кату, они решают сами добыть животное. Встретить их поручают Руди, но прямо во время полёта Изабель сообщает ему по рации, что дети пропали, ввиду чего он совершает посадку в деревне. Там американцы узнают о новейшей вакцине и о том, что дискета у пропавшего мальчика, и решают заполучить не только примата, но и результаты чужой научной работы. Что было дальше и чем всё закончилось - рассказывать не будем; отметим лишь, что данная лента содержит в себе пусть и не зашкаливающий, но поданный весьма чётко и ясно антиамериканский пафос, а финал для некоторых отрицательных действующих лиц вышел, мягко говоря, печальным (хотя ни малейших ужасов на экране, разумеется, не покажут).

Однако если фильм более-менее известен, то о компьютерной игре, созданной по его мотивам, наверняка мало кто знает даже в Бразилии: про эту вещь практически не найти информации в Интернете, а сама она стала доступна благодаря одному доброму коллекционеру лишь в конце ноября 2022 года. Сюжет по сравнению с первоисточником существенно изменён: если в фильме никакой "мистики" фактически (или даже совсем) не было, то здесь её хватает. Действие, впрочем, начинается точно так же, как и в кинокартине: Тайна и её дедушка сидят в лодке и беседуют. Но внезапно в небе появляется страшный демон Юрупира ("реальный" дух зла из легенд маве), который силой своей магии заставляет Теже исчезнуть и вообще угрожает всем животным сельвы и чуть ли не всему миру. Лодку с потерявшей от страха сознание Тайной относит к деревне, где она встречается с Жониньо, который, в отличие от фильма, сразу ладит с нею. Вместе дети отправляются в джунгли, дабы победить Юрупиру и спасти дедушку Теже, - а противостоять им будут отрицательные персонажи из первоисточника, "размноженные" в большом количестве и "работающие" на духа зла.

По жанру игра представляет собой аркадный action; перспективу обзора можно обозначить как "косой вид сверху" или "полуизометрию". Перед стартом необходимо выбрать протагониста - Тайну, Жониньо или обоих сразу (последний режим, естественно, предназначен для двух человек за одним компьютером). Поскольку клавиши управления при игре за каждого из ребят собственные и неизменяемые, то рекомендуем как минимум в первый раз предпочесть Тайну, ибо "её" вариант раскладки намного удобнее. Прохождение разделено на уровни-карты, а последние - на условные "этапы", но суть всегда одна и та же и, надо признать, довольно примитивна: блуждая по локации и сражаясь с периодически возникающими противниками, необходимо добираться до определённых точек и либо формально выполнять там определённые действия, либо получать новые инструкции - подсказки от заколдованного дедушки Теже. По нажатию "Tab" открывается карта уровня, на которой косым крестиком отмечены одно или несколько мест, до которых на данном "этапе" требуется добраться. Оба ребёнка имеют оружие: Тайна - лук и стрелы, Жониньо - рогатку и камни (при этом в фильме ничего подобного у них не было). При игре за Тайну управление перемещением героини осуществляется при помощи курсорных стрелок, для атаки используется клавиша "A". В левом нижнем углу экрана в виде своеобразной шкалы отображается запас здоровья персонажа, сокращающийся в случае получения повреждений. На любом уровне в изобилии имеются большие вазы (некоторые из них представляют собой и те "цели", что помечены на карте косыми крестиками), - их необходимо обязательно уничтожать выстрелами. Иногда в сосудах может не быть ничего, но чаще всего обнаруживаются бонусы, коих бывает три вида: оружие (при игре за Тайну - стрелы и тетивы), калебасы с синими крышками, способные как минимум частично, а при не совсем серьёзных ранениях и полностью исцелить персонажа, или аналогичные ёмкости с красными крышками, брать которые ни в коем случае нельзя, так как они содержат яд и способны сильно ухудшить самочувствие или даже убить; кроме того, в некоторых вазах скрыты "сюжетные" объекты либо подсказки. Последние всегда выводятся на экран в виде окон с текстом, для закрытия которых следует нажимать "S".

Задействование клавиши "I" приводит к открытию инвентаря. В правой верхней части соответствующего экрана указано количество имеющихся у нас боеприпасов; в "основном" режиме оно нигде не отображается, поэтому может создаться обманчивое впечатление, будто средства самозащиты бесконечны. Впрочем, с учётом большого количества ваз именно с данными бонусами на любом уровне и существенных запасов в каждой из них остаться беззащитным, если только намеренно не игнорировать эти объекты, тут действительно вряд ли получится. Интересно, что учёт стрел и тетив (равно как камней и верёвок в случае игры за Жониньо) ведётся отдельно, а сами они представляют собой разные "типы" объектов (так что после уничтожения вазы важно не забыть подобрать то и другое); по-видимому, одна тетива либо верёвка исчезает после какого-то количества произведённых с её помощью выстрелов. В левом нижнем углу экрана инвентаря показано несколько фигурок протагониста: это "жизни", количество коих, таким образом, тоже отнюдь не бесконечное, хотя и достаточно большое. Возрождение в случае гибели происходит по нажатию клавиши "S", причём мгновенно и с сохранением всех достижений в виде собранных бонусов и убитых или раненых противников. Важно отметить, что к печальному исходу могут приводить не только схватки с недругами, но и попадание в ямы-ловушки, прикрытые кучами листьев; отнюдь не все подобные объекты опасны, но лучше всё же обходить их стороной.

Большую часть времени детям придётся сражаться с "клонами" подручных Шобы из фильма-первоисточника - Бирибой (высокий, худой и в шляпе) и Бокой (толстый в бандане); последний персонаж в игре показан вовсе не маленьким, а его "копии" носят майки минимум двух разных цветов. Интересно, что "Бирибы" в игре погибают после двух выстрелов, а "Боки" - после трёх, тогда как в картине первый был показан явно более сильным и выносливым, чем его напарник. Вооружены враги сетями, которыми обычно довольно метко швыряются в наше альтер эго, но попадания этих "боеприпасов" приводят не к поимке, а к ранениям. К сожалению, ввиду не очень удобного управления (если передвигаться по диагонали персонаж ещё способен, то вот атаковать в таком положении - нет) какой-либо особой тактики толком не придумать, поэтому справиться с супостатами без ранений фактически невозможно. Впрочем, с учётом не самого маленького здоровья у нас, низкой выносливости у соперников и не очень большого количества последних в определённой точке карты (чаще всего драться придётся максимум с тремя-четырьмя противниками одновременно, причём места для манёвров хватает) здешние схватки с "рядовыми" оппонентами вряд ли можно назвать сложными. Но несколько раз придётся сразиться и с боссами - как с американцами из фильма (правда, представленными не совсем такими, как в первоисточнике), так и - в финале - с самим Юрупирой. Что же касается собственно заданий, то они, к сожалению, очень банальны и фактически всегда сводятся к поиску или освобождению кого-то или чего-нибудь. В частности, на первом уровне требуется отыскать части амулета Миракитр (который в фильме подарил Тайне Теже) и освободить из клетки-ловушки Кату (для этого, как и в последующих аналогичных случаях, нужно просто приблизиться к дверце соответствующего объекта), на втором - освободить из такого же плена несколько десятков пойманных браконьерами туканов (все они сразу отмечены на карте локации косыми крестиками); впрочем, в дальнейшем "миссии" всё же станут несколько интереснее.

С точки зрения графики Tainá выглядит бюджетно, но вместе с тем мило: каких-либо особых визуальных эффектов нет, антураж (в отличие, к счастью, от "архитектуры") уровней фактически не меняется (хотя это вполне можно объяснить местом действия), но атмосфера тропических джунглей всё же присутствует; модельки персонажей спрайтовые, угловатые, почти плоские и не слишком детализированные, но никакого отторжения при этом не вызывают. Общий уровень сложности можно оценить как невысокий, однако и отнюдь не элементарный: в принципе, детей младшего и среднего школьного возраста такая забава даже вполне способна увлечь. Однако главная ценность этой игры, естественно, в её поистине эпической редкости.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.