Подобно некоторым другим родителям, Карла Виейра-Фария стала разработчицей игр, что называется, по семейным обстоятельствам. Когда её старшему сыну Диогу, родившемуся в 1991 году, поставили диагноз ДЦП, мать была вынуждена уволиться с должности программиста и полностью посвятить себя уходу за ребёнком. А чтобы помочь ему преодолеть страшное заболевание, которое в некоторых тяжёлых случаях может приводить и к отставанию в умственном развитии, она решила задействовать свои профессиональные навыки. Как оказалось, в середине 1990-х образовательных компьютерных игр для португальских детей не существовало, – так на свет и появился сборник под названием «A Cabana do Papim» (точнее, даже два выпуска такового). За графику отвечал муж Карлы, Педру, а аутентичную озвучку обеспечил сам маленький Диогу.
Получившийся в итоге результат заинтересовал как друзей и знакомых семьи Фария, так и некоторые официальные учреждения, – да и финансовая ситуация после появления ещё двух деток и при одном работающем родителе складывалась у авторов не самым удачным образом. Вот Карла с Педру и превратились в настоящих издателей: диск с игрой предлагался всем желающим путём почтовых заказов через веб-сайт по вполне доступной цене в 500 эскудо. Правда, до наших дней дошла пока что только более поздняя версия за номером 2.0, распространявшаяся в качестве бесплатного приложения к двум последующим работам семейной пары Фария, выходившим уже в полноценных коробочных изданиях, – да и та появилась в свободном доступе лишь на нашем сайте в начале 2024 года благодаря щедрости португальского коллекционера, чьё имя можно увидеть на соседней вкладке «Файлы».
В техническом плане «A Cabana do Papim» представляет собой приложение на Visual Basic с яркой и крупной, но несколько грубовато-векторной графикой с разрешением 800×600, напоминающей бывший модным на рубеже тысячелетий стиль Flash. Две части игры запускаются по отдельности; из вынесенной в заголовок хижины в «No Quarto» (этот вариант, отличающийся зимним антуражем, предназначен для деток 2–8 лет) мы посещаем только спальню, тогда как в «Na Sala», в которой зима сменилась летом, а возраст целевой аудитории возрос до 3–9 лет, – гостиную. В любом случае нашим хозяином и помощником оказывается тот самый Папим – весёлый мальчик в пёстрой кепке набекрень. Сразу после запуска именно он – голосом Диогу Фария и, увы, без субтитров – введёт нас в курс дела и расскажет об основных достопримечательностях своей хижины.
В дальнейшем этот рассказ можно в любой момент повторить, щёлкнув на изображение книги или книг примерно по центру экрана, – впрочем, основные элементы интерфейса красуются справа вверху. Так, знак вопроса выведет такую же голосовую помощь, но уже по текущей ситуации; ползунок громкости ожидаемо отрегулирует звук, а то и вовсе его отключит (помимо пояснений от Папима, здесь можно слышать также и музыкальное сопровождение – кстати сказать, вполне приятное). Рядом в различных мини-играх расположен значок домика, позволяющий вернуться на заглавный экран, – на этом же последнем данное место занимает миниатюра с изображением монитора, вызывающая меню настроек. Здесь можно отключить музыку, звуковые сигналы при совершении ошибки и подсказки от Папима (фигурка мальчика отображается в каждой из мини-игр и при активации выдаёт правильное решение или же намёк на таковое), предпочесть режим для двух пользователей одиночному, а также выставить один из четырёх уровней сложности. Впрочем, последнюю операцию куда удобнее совершать непосредственно в любом из местных развлечений при помощи значка в правом верхнем углу, представляющего собой изображение некой горы с четырьмя уступами, между которыми можно «путешествовать» самым наглядным образом. На главном же экране место этой миниатюры занимает дверь для выхода в систему.
Этот самый экран представляет нам общий вид на одну из комнат в хижине Папима, оформленную в стиле «творческого беспорядка». Раскинутые тут и там игрушки и просто предметы обстановки запускают по щелчку на них кто всего лишь забавную анимацию (например, машинка начинает ездить, а из настенных часов ожидаемо вылетает кукушка), а кто и полноценную мини-игру. Таковых в «A Cabana do Papim» насчитывается всего тринадцать – семь штук в спальне и шесть в гостиной. Картина на стене в «No Quarto» открывает «Jogo da Memória» – хорошо знакомое всем любителям развивающих программ мнемоническое упражнение типа «парные карты» (количество таких объектов зависит от выбранного уровня сложности). Если щёлкнуть по четырём парам глаз, пугающе взирающих на нас из-под кровати, запустится поучительная игра на тему основ арифметики. В левом верхнем углу будут появляться картинки с изображением нескольких существ или предметов; на самом лёгком из уровней правее покажется ещё и число, символизирующее собой их количество, – юному пользователю останется лишь запомнить его да щёлкнуть мышкой или нажать «пробел» для перехода к новой иллюстрации. На двух последующих уровнях сложности такого откровенного ответа не окажется, зато внизу будут представлены три карточки с разными числами: следует выбрать ту из них, чьё содержимое соответствует количеству предметов или существ на картинке слева. Ну а на самой вершине условной «горы трудности» не будет и карточек: подходящее число потребуется набирать вручную.
Цветные воздушные шарики с нанесёнными на них литерами активируют похожее развлечение – «Jogo das Letras». Предмет на картинке здесь один-единственный, а место числа занимает слово – название изображённого. На более высоких уровнях одна из букв окажется пропущенной – и её потребуется либо отыскивать на карточках внизу, либо набирать с клавиатуры. Плюшевый мишка отвечает за местный вариант «ханойских башен»: конструкцию, сооружённую в левой ячейке, необходимо будет бережно перенести на правую. Для самых юных пользователей предусмотрен режим из всего лишь двух предметов, тогда как деток постарше ждёт упражнение из трёх-четырёх элементов (например, голова, туловище и ноги всё того же мишки – или целая пирамидка из кубиков различного размера).
Картонные стереоочки запускают мини-головоломку, внешне напоминающую аппликацию. Слева здесь красуется картинка «модели», представляющей собой ту или иную фигуру соответствующей формы и раскраски (а на более высоких уровнях сложности – ещё и разделённой на несколько составных частей), – и нам необходимо воспроизвести её в правой части экрана, активируя один за другим подходящие карточки с ассортиментом цветов и конфигураций. Наконец, электрогитара и палитра художника позволяют немного отдохнуть от задачек и головоломок: в первом случае нас ждёт практически неинтерактивное прослушивание мелодий, а во втором – привычная для подобного рода проектов раскраска.
Если вернуться в систему и зайти в хижину Папима с другой стороны, то мы окажемся в гостиной – с отчасти похожими, отчасти новыми активными точками и просто развлечениями. В меню настроек не оправдавший ожиданий режим для двух игроков (позволявший, в частности, поочерёдно состязаться в угадывании «парных карт») сменился опцией отключения голосового комментария к тому или иному элементу мини-игр. Гитара (уже акустическая, не «электро») по-прежнему запускает режим музыкальной паузы с возможностью выбрать ту или иную мелодию (видимо, для синхронного пения в стиле караоке), а место забавы с рисованием занял конструктор физиономий (активируемый напольным ковриком): здесь нам предстоит сначала выбирать части лица, а затем их раскрашивать.
Картина на стене запускает игру «Puzzle» на сбор изображения – но не из перепутанных фигурных кусочков, а в куда более простом варианте: фрагменты здесь прямоугольные – и их требуется либо повернуть в нужном направлении, либо вставить на пустое место, выбрав подходящий из числа представленных справа от полотна. Стул-качалка позволит познакомиться с ещё одной популярной детской забавой – «одевалкой» («Jogo de Vestir»): в центре экрана отображается фигурка мальчика или девочки, на которую можно и нужно примерять те или иные предметы одежды (ассортимент гардероба зависит от выбранного уровня сложности); наряду с режимом «свободного дизайнера» присутствует и опциональная головоломка на воспроизведение заданного образца (активируется таковая щелчком по значку слева вверху, а на аналогичном месте справа появляется желаемый итоговый вариант).
Кресло с торшером в правой части гостиной препровождают нас в театр теней: на стене на заднем плане появляется силуэт предмета или существа – и пользователь должен щёлкнуть по соответствующей цветной картинке, распознав таковую среди трёх возможных вариантов, представленных ниже. Наконец, две театральных маски на стене запускают любопытную логическую забаву «Jogo dos Opostos». По игровому процессу таковая практически идентична уже знакомому нам упражнению по запоминанию и определению чисел и букв из «спальни», но на доступных для выбора карточках здесь необходимо отыскать изображение, прямо противоположное представленной картинке слева вверху. Как поясняют авторы, таким образом дети могут научиться определять и соотносить парные понятия «большое – маленькое», «грустный – весёлый» и т. д.
В целом, несмотря на достаточно скромное техническое и визуальное решение, «A Cabana do Papim» оставляет по себе не такие уж и плохие впечатления и может быть и сегодня рекомендована деткам соответствующего возраста. В первую очередь – разумеется, португалоязычным.
Получившийся в итоге результат заинтересовал как друзей и знакомых семьи Фария, так и некоторые официальные учреждения, – да и финансовая ситуация после появления ещё двух деток и при одном работающем родителе складывалась у авторов не самым удачным образом. Вот Карла с Педру и превратились в настоящих издателей: диск с игрой предлагался всем желающим путём почтовых заказов через веб-сайт по вполне доступной цене в 500 эскудо. Правда, до наших дней дошла пока что только более поздняя версия за номером 2.0, распространявшаяся в качестве бесплатного приложения к двум последующим работам семейной пары Фария, выходившим уже в полноценных коробочных изданиях, – да и та появилась в свободном доступе лишь на нашем сайте в начале 2024 года благодаря щедрости португальского коллекционера, чьё имя можно увидеть на соседней вкладке «Файлы».
В техническом плане «A Cabana do Papim» представляет собой приложение на Visual Basic с яркой и крупной, но несколько грубовато-векторной графикой с разрешением 800×600, напоминающей бывший модным на рубеже тысячелетий стиль Flash. Две части игры запускаются по отдельности; из вынесенной в заголовок хижины в «No Quarto» (этот вариант, отличающийся зимним антуражем, предназначен для деток 2–8 лет) мы посещаем только спальню, тогда как в «Na Sala», в которой зима сменилась летом, а возраст целевой аудитории возрос до 3–9 лет, – гостиную. В любом случае нашим хозяином и помощником оказывается тот самый Папим – весёлый мальчик в пёстрой кепке набекрень. Сразу после запуска именно он – голосом Диогу Фария и, увы, без субтитров – введёт нас в курс дела и расскажет об основных достопримечательностях своей хижины.
В дальнейшем этот рассказ можно в любой момент повторить, щёлкнув на изображение книги или книг примерно по центру экрана, – впрочем, основные элементы интерфейса красуются справа вверху. Так, знак вопроса выведет такую же голосовую помощь, но уже по текущей ситуации; ползунок громкости ожидаемо отрегулирует звук, а то и вовсе его отключит (помимо пояснений от Папима, здесь можно слышать также и музыкальное сопровождение – кстати сказать, вполне приятное). Рядом в различных мини-играх расположен значок домика, позволяющий вернуться на заглавный экран, – на этом же последнем данное место занимает миниатюра с изображением монитора, вызывающая меню настроек. Здесь можно отключить музыку, звуковые сигналы при совершении ошибки и подсказки от Папима (фигурка мальчика отображается в каждой из мини-игр и при активации выдаёт правильное решение или же намёк на таковое), предпочесть режим для двух пользователей одиночному, а также выставить один из четырёх уровней сложности. Впрочем, последнюю операцию куда удобнее совершать непосредственно в любом из местных развлечений при помощи значка в правом верхнем углу, представляющего собой изображение некой горы с четырьмя уступами, между которыми можно «путешествовать» самым наглядным образом. На главном же экране место этой миниатюры занимает дверь для выхода в систему.
Этот самый экран представляет нам общий вид на одну из комнат в хижине Папима, оформленную в стиле «творческого беспорядка». Раскинутые тут и там игрушки и просто предметы обстановки запускают по щелчку на них кто всего лишь забавную анимацию (например, машинка начинает ездить, а из настенных часов ожидаемо вылетает кукушка), а кто и полноценную мини-игру. Таковых в «A Cabana do Papim» насчитывается всего тринадцать – семь штук в спальне и шесть в гостиной. Картина на стене в «No Quarto» открывает «Jogo da Memória» – хорошо знакомое всем любителям развивающих программ мнемоническое упражнение типа «парные карты» (количество таких объектов зависит от выбранного уровня сложности). Если щёлкнуть по четырём парам глаз, пугающе взирающих на нас из-под кровати, запустится поучительная игра на тему основ арифметики. В левом верхнем углу будут появляться картинки с изображением нескольких существ или предметов; на самом лёгком из уровней правее покажется ещё и число, символизирующее собой их количество, – юному пользователю останется лишь запомнить его да щёлкнуть мышкой или нажать «пробел» для перехода к новой иллюстрации. На двух последующих уровнях сложности такого откровенного ответа не окажется, зато внизу будут представлены три карточки с разными числами: следует выбрать ту из них, чьё содержимое соответствует количеству предметов или существ на картинке слева. Ну а на самой вершине условной «горы трудности» не будет и карточек: подходящее число потребуется набирать вручную.
Цветные воздушные шарики с нанесёнными на них литерами активируют похожее развлечение – «Jogo das Letras». Предмет на картинке здесь один-единственный, а место числа занимает слово – название изображённого. На более высоких уровнях одна из букв окажется пропущенной – и её потребуется либо отыскивать на карточках внизу, либо набирать с клавиатуры. Плюшевый мишка отвечает за местный вариант «ханойских башен»: конструкцию, сооружённую в левой ячейке, необходимо будет бережно перенести на правую. Для самых юных пользователей предусмотрен режим из всего лишь двух предметов, тогда как деток постарше ждёт упражнение из трёх-четырёх элементов (например, голова, туловище и ноги всё того же мишки – или целая пирамидка из кубиков различного размера).
Картонные стереоочки запускают мини-головоломку, внешне напоминающую аппликацию. Слева здесь красуется картинка «модели», представляющей собой ту или иную фигуру соответствующей формы и раскраски (а на более высоких уровнях сложности – ещё и разделённой на несколько составных частей), – и нам необходимо воспроизвести её в правой части экрана, активируя один за другим подходящие карточки с ассортиментом цветов и конфигураций. Наконец, электрогитара и палитра художника позволяют немного отдохнуть от задачек и головоломок: в первом случае нас ждёт практически неинтерактивное прослушивание мелодий, а во втором – привычная для подобного рода проектов раскраска.
Если вернуться в систему и зайти в хижину Папима с другой стороны, то мы окажемся в гостиной – с отчасти похожими, отчасти новыми активными точками и просто развлечениями. В меню настроек не оправдавший ожиданий режим для двух игроков (позволявший, в частности, поочерёдно состязаться в угадывании «парных карт») сменился опцией отключения голосового комментария к тому или иному элементу мини-игр. Гитара (уже акустическая, не «электро») по-прежнему запускает режим музыкальной паузы с возможностью выбрать ту или иную мелодию (видимо, для синхронного пения в стиле караоке), а место забавы с рисованием занял конструктор физиономий (активируемый напольным ковриком): здесь нам предстоит сначала выбирать части лица, а затем их раскрашивать.
Картина на стене запускает игру «Puzzle» на сбор изображения – но не из перепутанных фигурных кусочков, а в куда более простом варианте: фрагменты здесь прямоугольные – и их требуется либо повернуть в нужном направлении, либо вставить на пустое место, выбрав подходящий из числа представленных справа от полотна. Стул-качалка позволит познакомиться с ещё одной популярной детской забавой – «одевалкой» («Jogo de Vestir»): в центре экрана отображается фигурка мальчика или девочки, на которую можно и нужно примерять те или иные предметы одежды (ассортимент гардероба зависит от выбранного уровня сложности); наряду с режимом «свободного дизайнера» присутствует и опциональная головоломка на воспроизведение заданного образца (активируется таковая щелчком по значку слева вверху, а на аналогичном месте справа появляется желаемый итоговый вариант).
Кресло с торшером в правой части гостиной препровождают нас в театр теней: на стене на заднем плане появляется силуэт предмета или существа – и пользователь должен щёлкнуть по соответствующей цветной картинке, распознав таковую среди трёх возможных вариантов, представленных ниже. Наконец, две театральных маски на стене запускают любопытную логическую забаву «Jogo dos Opostos». По игровому процессу таковая практически идентична уже знакомому нам упражнению по запоминанию и определению чисел и букв из «спальни», но на доступных для выбора карточках здесь необходимо отыскать изображение, прямо противоположное представленной картинке слева вверху. Как поясняют авторы, таким образом дети могут научиться определять и соотносить парные понятия «большое – маленькое», «грустный – весёлый» и т. д.
В целом, несмотря на достаточно скромное техническое и визуальное решение, «A Cabana do Papim» оставляет по себе не такие уж и плохие впечатления и может быть и сегодня рекомендована деткам соответствующего возраста. В первую очередь – разумеется, португалоязычным.
- Аудитория:
Детская - Многопользовательская игра:
Друг против друга
Поочерёдная игра за одним компьютером - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры - Страна или регион происхождения:
Португалия - Элемент жанра:
Игры-конструкторы
Пазл
Раскраски
Парные карты
Ханойская башня - Язык:
Português