Вниманию всех любителей исторических стратегий! Сегодня у вас есть уникальная возможность познакомиться с той из них, которая не имеет даже завуалированной приставки «псевдо». Той, где историчность превыше всего, где игровой процесс максимально детализирован при минимальной графике. Одним словом – прикоснуться к настоящему сокровищу.
Medieval Lords… Впрочем, как известно, во времена Средних Веков феодальная лестница насчитывала множество титулов – от рыцарей до королей, и это только в Европе. А здесь, помимо неё, представлены и Западная Азия вместе с Северной Африкой, так что будут и халифы, и султаны, и много кто ещё. Уже представили себе роскошный европейский замок с суровыми каменными сводами и жарким камином в огромной зале, где звучат песни менестрелей? Или пышный восточный дворец с горами фруктов на золотых подносах и красавицами, танцующими под томную мелодию?.. Если так, то зря: ничего этого в игре не будет. И не потому, что «графика не позволила». А потому, что всё это полагается тому самому «лорду». А это – отнюдь не вы.
Да, как бы парадоксально это ни звучало, вы в этой игре – всего лишь «главный советник» того самого «лорда». От вас многое зависит, вы многое можете, ваша власть велика, но – совсем не абсолютна. Будущее страны решает лорд. Кстати, о странах. В игре с максимальной исторической достоверностью воссозданы границы государств в период с 1028 по 1530 годы (именно в этот период разворачиваются события игры), всего имеется аж 159 территорий, большая часть из которых имеет правителей.
Для начала следует сказать несколько слов о вашем господине – «лорде». При дворе кого бы вы ни служили, общих особенностей очень много. Так, самое главное – «лорд» может вовсе не делать того, что вы ему посоветовали, даже если очевидно (для вас), что надо поступать так и только так. Это надо обязательно иметь в виду: хоть и случается это не слишком часто, но всё же достаточно, чтобы привнести в игру элемент случайности. Далее, каждый конкретный (каждый!) «лорд» - вовсе не безликий статист, а яркая личность. У нас перед началом игры есть выбор, к кому мы хотим пойти в услужение, поэтому характеристики будущих хозяев надо изучить внимательно. Их много: «харизма», организаторские способности, полководческий талант, воинственность и так далее. Логично, что переделать государя не получится, поэтому лучше заранее выбрать «тип» своей будущей игры (цель-то у вас одна – сделать вашего господина господином всех, но вот способы достижения её могут быть разные): если вам хочется повоевать, лучше и идти к вояке, а не к мирному философу. «Лорды» не вечные – они умирают. После смерти хозяина иногда (если есть нужное количество очков) можно выбрать: остаться ли служить его наследнику или пойти в услужение к другому (можно даже к злейшему врагу умершего). Но это всё совсем не так просто, как кажется: не факт, что вас возьмут, не факт, что так будет лучше, и так далее…
Разумеется, то, что вы здесь – не «самый главный», вовсе не означает, что у вас мало возможностей. Наоборот, возможностей – масса! Medieval Lords – это больше, чем просто пошаговая стратегия. Это скорее серьёзнейший и масштабный экономико-политический средневековый симулятор жизни (но, конечно, на «высшем» её уровне – в глобальном плане) с высочайшей степенью детализации.
Все доступные действия можно условно подразделить на четыре большие группы.
Первая – «внутренняя политика». Здесь вам придётся «лавировать» между интересами трёх групп населения – горожан, феодальной знати и чиновничества (да, крестьян нет (надо полагать, они совсем бесправны), но всё-таки это единственный недостаток игры). У каждой из групп населения есть два важнейших показателя, характеризующие их положение: сила (количество) и «лояльность» (впрочем, у чиновничества лояльность всегда максимальная). Логично, что есть возможность путём тех или иных действий (включая подкуп) повысить лояльность конкретной группы, когда это необходимо. Так, лояльность знати означает большой приток в армию солдат и общее усиление ваших войск. Тогда как лояльность горожан означает высокие показатели уплаты налогов в казну. А чем больше чиновников, тем больше денег и меньше вероятность восстания. А они могут быть (причём восстать могут и горожане, и дворяне), и подавление восстания стоит денег и очков, более того – его можно и не подавить… Привести общество к идеальному балансу совсем не просто – для этого надо быть порядочным интриганом.
Вторая – военные действия с соседями. И вот здесь опять срабатывает принцип «не графика, а воображение». Толком боя вы даже не увидите, но зато сколько у него особенностей (и даже не только у него самого, а и у подготовки)! Мало того, что есть не только армия, но и флот, так и сама армия состоит из совершенно различных элементов, причём не именно родов войск, а именно групп населения, и каждая весьма отличается от другой. Так, ополчение мелких феодалов прекрасно обучено и отлично сражается, но участвовать в завоеваниях эти люди почти наверняка не будут. У них есть свои мелкие наделы-феоды, их они готовы защищать до последней капли крови, но «берег турецкий и Африка» им совершенно не нужны. Другое дело – обедневшие рыцари, кичащиеся знатным происхождением (или, например, внебрачные дети знати, не имеющие своих наделов). Эти тоже отличные воины, но защищать им нечего, а вот пойти «прогуляться» в чужие земли они совсем даже не против. Но – только ради денег и земель, поэтому на преданность их рассчитывать не приходится (а вот предать или поставить свои условия могут запросто). Есть наёмники – профессиональные (впрочем, так ли это?) солдаты, продающие своё искусство за деньги. Их волнуют именно только деньги – за них они готовы воевать и на своей, и на чужой земле. Они безропотно выполнят любой приказ, будут драться храбро и отчаянно, но – лишь до тех пор, пока вы им платите. Что будет, если им не заплатить, вам лучше даже не знать. Есть личная гвардия «лорда» - лучшая из всех армий: самые знатные, самые сильные, верные и преданные бойцы, на них можно положиться в любой ситуации. За исключением одной – частых поражений. Сыны лучших семей никогда не уронят свою честь пленом и позором. И не будут служить ни недостойному государю, ни его советнику. Так что тоже не панацея. Наконец, если вы играете за какое-нибудь ханство, то будет и ещё один вид войск – кочевники. Но это вообще странные люди. Они могут в любой момент покинуть вашу армию без каких-либо объяснений.
Собственно же боя вам не покажут: при непосредственной встрече армий идёт лишь подсчёт уймы цифр, вычисляется вероятность победы каждой из сторон, потом выдаётся результат (так что тоже тот ещё элемент случайности). Если крупный бой выигран на чужой земле, то можно выбрать – разграбить ли эту землю и уйти к себе или попробовать её присоединить к владениям хозяина (но тогда будьте готовы к повстанческому движению). Если напали на ваши земли – можно как раз выбрать, кого откуда и в каком количестве призвать для обороны провинции. Само собой, войска нужны и для подавления всевозможных внутренних конфликтов, у которых может быть целая уйма причин: недовольные есть, увы, всегда, даже если кажется, что всё хорошо. Отдельным видом сопротивления является наличие еретиков (появляются только в католических землях к концу игры). Они (еретики) обычно не восстают с оружием, но из-за их присутствия падает авторитет вашего хозяина, и он может быть наказан. Как это, спросите вы, хозяин – наказан? Да, потому что в игре есть ещё такая немаловажная фигура, как Папа Римский на своём Святом Престоле и огромная армия верных крестоносцев…
Третья группа – «мирная» внешняя политика. Она сводится к заключению союзов с другими государствами (любой союз можно разорвать, но даже нейтральной стране, если у неё есть правитель, надо сначала официально объявить войну), но вам могут отказать. Другие страны обычно (но не всегда) не нарушают договоров. Можно также дарить подарки другим правителям (и вам могут что-то подарить просто так, а могут не подарить даже в ответ), можно вести «подрывную деятельность» на землях врага (например, подкупить его войска или горожан).
Наконец, четвёртая и очень важная часть – финансы и расчёты с бюджетом, другими словами – экономика. В конце каждого года подводятся итоги, и если расходы превышают доходы (а чаще всего так и бывает), то приходится искать какой-либо выход, чтобы остаться на своём посту и вообще сохранить себе жизнь. Можно что-нибудь соврать (но от этого вас будут меньше уважать все сословия), можно повысить налоги с горожан, взять денег в долг у феодалов, сократить численность армии или созвать парламент для эффективного управления страной. Но всё это – опасные решения: обиженные горожане долго будут помнить обиду, к феодалам, давшим деньги, можно попасть в фактически рабство, уменьшенная армия может стать причиной поражения в войне, а парламент, будучи один раз созванным (его, кстати, можно созывать только в тех странах, где он был исторически, - Англии, Франции (Генеральные Штаты), Испании (Кортесы)), потом нельзя будет никак уничтожить, причём парламент в любом случае – ваш враг (его сила растёт при любой вашей неудаче).
Но и на этом детализация не заканчивается – в игре нашлось место множеству исторических событий, имевших место быть и способных оказать влияние на экономику и вообще расстановку сил в мире. К примеру, вторжений кочевых народов с Востока или эпидемий чумы нельзя избежать никаким образом, равно как и (к концу игры) религиозных войн (но всё это, как уже отмечалось, играет роль только тогда, когда вы служите «лорду»-католику). Папа Римский является как бы «высшим сеньором» для вас (посредством определения судьбы вашего хозяина), и с ним надо быть осторожным: из доброго покровителя, дающего уйму денег для Крестового похода в мусульманские страны (о которых вы, конечно, вообще ничего никогда…) он может превратиться в страшного врага (если, к примеру, узнает, что вы о походе на мусульман «вообще ничего никогда…», а деньги проели). Не заканчивается детализация и на этом, но дальше рассказывать не стоит.
Теперь следует сказать пару слов о том, что, как правило, очень и очень для всех важно, - о графике. Она здесь есть. Но, увы, небогата. Есть лишь карта (но очень красивая, яркая, разноцветная, с правильными (исторически [хотя бы на начало игры]) границами, позволяющая рассмотреть каждый её кусочек, и множество (я бы даже сказал – «уйма») слегка унылых экранов с обилием буков и цифр… И во всё это придётся вникать: время тогда было суровое, одна ошибка могла стоить жизни. А игра-то ведь реалистична!..
Вердикт: даже не царский, а императорский подарок для всех любителей глобальных стратегий. Одна из самых сложных и детализированных игр всех времён. Однозначный хит, рекомендованный к изучению всем, для кого словосочетание «история КИ» - не просто набор звуков.
Medieval Lords… Впрочем, как известно, во времена Средних Веков феодальная лестница насчитывала множество титулов – от рыцарей до королей, и это только в Европе. А здесь, помимо неё, представлены и Западная Азия вместе с Северной Африкой, так что будут и халифы, и султаны, и много кто ещё. Уже представили себе роскошный европейский замок с суровыми каменными сводами и жарким камином в огромной зале, где звучат песни менестрелей? Или пышный восточный дворец с горами фруктов на золотых подносах и красавицами, танцующими под томную мелодию?.. Если так, то зря: ничего этого в игре не будет. И не потому, что «графика не позволила». А потому, что всё это полагается тому самому «лорду». А это – отнюдь не вы.
Да, как бы парадоксально это ни звучало, вы в этой игре – всего лишь «главный советник» того самого «лорда». От вас многое зависит, вы многое можете, ваша власть велика, но – совсем не абсолютна. Будущее страны решает лорд. Кстати, о странах. В игре с максимальной исторической достоверностью воссозданы границы государств в период с 1028 по 1530 годы (именно в этот период разворачиваются события игры), всего имеется аж 159 территорий, большая часть из которых имеет правителей.
Для начала следует сказать несколько слов о вашем господине – «лорде». При дворе кого бы вы ни служили, общих особенностей очень много. Так, самое главное – «лорд» может вовсе не делать того, что вы ему посоветовали, даже если очевидно (для вас), что надо поступать так и только так. Это надо обязательно иметь в виду: хоть и случается это не слишком часто, но всё же достаточно, чтобы привнести в игру элемент случайности. Далее, каждый конкретный (каждый!) «лорд» - вовсе не безликий статист, а яркая личность. У нас перед началом игры есть выбор, к кому мы хотим пойти в услужение, поэтому характеристики будущих хозяев надо изучить внимательно. Их много: «харизма», организаторские способности, полководческий талант, воинственность и так далее. Логично, что переделать государя не получится, поэтому лучше заранее выбрать «тип» своей будущей игры (цель-то у вас одна – сделать вашего господина господином всех, но вот способы достижения её могут быть разные): если вам хочется повоевать, лучше и идти к вояке, а не к мирному философу. «Лорды» не вечные – они умирают. После смерти хозяина иногда (если есть нужное количество очков) можно выбрать: остаться ли служить его наследнику или пойти в услужение к другому (можно даже к злейшему врагу умершего). Но это всё совсем не так просто, как кажется: не факт, что вас возьмут, не факт, что так будет лучше, и так далее…
Разумеется, то, что вы здесь – не «самый главный», вовсе не означает, что у вас мало возможностей. Наоборот, возможностей – масса! Medieval Lords – это больше, чем просто пошаговая стратегия. Это скорее серьёзнейший и масштабный экономико-политический средневековый симулятор жизни (но, конечно, на «высшем» её уровне – в глобальном плане) с высочайшей степенью детализации.
Все доступные действия можно условно подразделить на четыре большие группы.
Первая – «внутренняя политика». Здесь вам придётся «лавировать» между интересами трёх групп населения – горожан, феодальной знати и чиновничества (да, крестьян нет (надо полагать, они совсем бесправны), но всё-таки это единственный недостаток игры). У каждой из групп населения есть два важнейших показателя, характеризующие их положение: сила (количество) и «лояльность» (впрочем, у чиновничества лояльность всегда максимальная). Логично, что есть возможность путём тех или иных действий (включая подкуп) повысить лояльность конкретной группы, когда это необходимо. Так, лояльность знати означает большой приток в армию солдат и общее усиление ваших войск. Тогда как лояльность горожан означает высокие показатели уплаты налогов в казну. А чем больше чиновников, тем больше денег и меньше вероятность восстания. А они могут быть (причём восстать могут и горожане, и дворяне), и подавление восстания стоит денег и очков, более того – его можно и не подавить… Привести общество к идеальному балансу совсем не просто – для этого надо быть порядочным интриганом.
Вторая – военные действия с соседями. И вот здесь опять срабатывает принцип «не графика, а воображение». Толком боя вы даже не увидите, но зато сколько у него особенностей (и даже не только у него самого, а и у подготовки)! Мало того, что есть не только армия, но и флот, так и сама армия состоит из совершенно различных элементов, причём не именно родов войск, а именно групп населения, и каждая весьма отличается от другой. Так, ополчение мелких феодалов прекрасно обучено и отлично сражается, но участвовать в завоеваниях эти люди почти наверняка не будут. У них есть свои мелкие наделы-феоды, их они готовы защищать до последней капли крови, но «берег турецкий и Африка» им совершенно не нужны. Другое дело – обедневшие рыцари, кичащиеся знатным происхождением (или, например, внебрачные дети знати, не имеющие своих наделов). Эти тоже отличные воины, но защищать им нечего, а вот пойти «прогуляться» в чужие земли они совсем даже не против. Но – только ради денег и земель, поэтому на преданность их рассчитывать не приходится (а вот предать или поставить свои условия могут запросто). Есть наёмники – профессиональные (впрочем, так ли это?) солдаты, продающие своё искусство за деньги. Их волнуют именно только деньги – за них они готовы воевать и на своей, и на чужой земле. Они безропотно выполнят любой приказ, будут драться храбро и отчаянно, но – лишь до тех пор, пока вы им платите. Что будет, если им не заплатить, вам лучше даже не знать. Есть личная гвардия «лорда» - лучшая из всех армий: самые знатные, самые сильные, верные и преданные бойцы, на них можно положиться в любой ситуации. За исключением одной – частых поражений. Сыны лучших семей никогда не уронят свою честь пленом и позором. И не будут служить ни недостойному государю, ни его советнику. Так что тоже не панацея. Наконец, если вы играете за какое-нибудь ханство, то будет и ещё один вид войск – кочевники. Но это вообще странные люди. Они могут в любой момент покинуть вашу армию без каких-либо объяснений.
Собственно же боя вам не покажут: при непосредственной встрече армий идёт лишь подсчёт уймы цифр, вычисляется вероятность победы каждой из сторон, потом выдаётся результат (так что тоже тот ещё элемент случайности). Если крупный бой выигран на чужой земле, то можно выбрать – разграбить ли эту землю и уйти к себе или попробовать её присоединить к владениям хозяина (но тогда будьте готовы к повстанческому движению). Если напали на ваши земли – можно как раз выбрать, кого откуда и в каком количестве призвать для обороны провинции. Само собой, войска нужны и для подавления всевозможных внутренних конфликтов, у которых может быть целая уйма причин: недовольные есть, увы, всегда, даже если кажется, что всё хорошо. Отдельным видом сопротивления является наличие еретиков (появляются только в католических землях к концу игры). Они (еретики) обычно не восстают с оружием, но из-за их присутствия падает авторитет вашего хозяина, и он может быть наказан. Как это, спросите вы, хозяин – наказан? Да, потому что в игре есть ещё такая немаловажная фигура, как Папа Римский на своём Святом Престоле и огромная армия верных крестоносцев…
Третья группа – «мирная» внешняя политика. Она сводится к заключению союзов с другими государствами (любой союз можно разорвать, но даже нейтральной стране, если у неё есть правитель, надо сначала официально объявить войну), но вам могут отказать. Другие страны обычно (но не всегда) не нарушают договоров. Можно также дарить подарки другим правителям (и вам могут что-то подарить просто так, а могут не подарить даже в ответ), можно вести «подрывную деятельность» на землях врага (например, подкупить его войска или горожан).
Наконец, четвёртая и очень важная часть – финансы и расчёты с бюджетом, другими словами – экономика. В конце каждого года подводятся итоги, и если расходы превышают доходы (а чаще всего так и бывает), то приходится искать какой-либо выход, чтобы остаться на своём посту и вообще сохранить себе жизнь. Можно что-нибудь соврать (но от этого вас будут меньше уважать все сословия), можно повысить налоги с горожан, взять денег в долг у феодалов, сократить численность армии или созвать парламент для эффективного управления страной. Но всё это – опасные решения: обиженные горожане долго будут помнить обиду, к феодалам, давшим деньги, можно попасть в фактически рабство, уменьшенная армия может стать причиной поражения в войне, а парламент, будучи один раз созванным (его, кстати, можно созывать только в тех странах, где он был исторически, - Англии, Франции (Генеральные Штаты), Испании (Кортесы)), потом нельзя будет никак уничтожить, причём парламент в любом случае – ваш враг (его сила растёт при любой вашей неудаче).
Но и на этом детализация не заканчивается – в игре нашлось место множеству исторических событий, имевших место быть и способных оказать влияние на экономику и вообще расстановку сил в мире. К примеру, вторжений кочевых народов с Востока или эпидемий чумы нельзя избежать никаким образом, равно как и (к концу игры) религиозных войн (но всё это, как уже отмечалось, играет роль только тогда, когда вы служите «лорду»-католику). Папа Римский является как бы «высшим сеньором» для вас (посредством определения судьбы вашего хозяина), и с ним надо быть осторожным: из доброго покровителя, дающего уйму денег для Крестового похода в мусульманские страны (о которых вы, конечно, вообще ничего никогда…) он может превратиться в страшного врага (если, к примеру, узнает, что вы о походе на мусульман «вообще ничего никогда…», а деньги проели). Не заканчивается детализация и на этом, но дальше рассказывать не стоит.
Теперь следует сказать пару слов о том, что, как правило, очень и очень для всех важно, - о графике. Она здесь есть. Но, увы, небогата. Есть лишь карта (но очень красивая, яркая, разноцветная, с правильными (исторически [хотя бы на начало игры]) границами, позволяющая рассмотреть каждый её кусочек, и множество (я бы даже сказал – «уйма») слегка унылых экранов с обилием буков и цифр… И во всё это придётся вникать: время тогда было суровое, одна ошибка могла стоить жизни. А игра-то ведь реалистична!..
Вердикт: даже не царский, а императорский подарок для всех любителей глобальных стратегий. Одна из самых сложных и детализированных игр всех времён. Однозначный хит, рекомендованный к изучению всем, для кого словосочетание «история КИ» - не просто набор звуков.
- Время и место:
Средневековье - Страна или регион происхождения:
США - Элемент жанра:
Пошаговая - Язык:
English