Shadowcaster

Shadowcaster
Жанр: RPG
Разработчик: Raven Software
Издатель: ORIGIN Systems
Год выхода: 1993
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.73 из 10
  • 11
  • 7
  • 81
Одна из очень редких игр, главным героем которой выступает shapeshifter. Это оборотень в прямом смысле этого слова, но не такой, каким мы привыкли его видеть. Во-первых, обличье он меняет произвольно, во-вторых, обличий в его арсенале много, в-третьих, каждое из них оригинальнее набившего оскомину полуволка в рваных штанах. Вокруг этого необычного таланта и строится весь геймплей.

Предыстория проста и прямолинейна: в одном волшебном мире жили добрые и злые оборотни (первых звали «меняющие облик», а вторых - «крадущие облик»), между которыми в один прекрасный день вспыхнула война. Чаша весов долго колебалась, но в конце концов добрые одержали верх и загнали Veste, предводителя злых оборотней, в некий храм, но он лишь посмеялся над преследователями, поклялся, что когда-нибудь уничтожит shapeshifter'ов, и намертво запечатал вход изнутри. Муа-ха-ха! Кхм… Простите, не удержался. Хороших оборотней после войны осталось мало, они смешались с другими племенами, и дар у них постепенно пропал. Однако много лет спустя на свет появился мальчик Kirt с врождённым талантом менять форму. Боги попытались заглянуть в будущее младенца, но не увидели ничего: он будто бросал тень на будущее миров (отсюда название игры: Shadowcaster – «бросающий тень»... хотя другой вариант перевода - "плетущий тайные чары" - тоже подходит). Опасаясь всё ещё живого Veste, сородичи отправили мальчика вместе с его дедушкой в другое измерение - в мир, где не знают магии. Там мальчик вырос, не зная о своём даре, и в одну ненастную ночь дед решил, что пришло время всё рассказать… Рассказ был невежливо прерван ожившей горгульей, и попавший в её лапы дед успел только отправить бедного Кирта в родное измерение, аккурат к запечатанному храму Veste. Разбирайся, дорогой внучек, спасай свой народ, раскрывай свои способности… обучалки нет, цель туманна, перед нами коридор, по которому на нас несётся первый монстр… По-тря-са-ющ-ще!…

Впрочем, всё не так страшно, как может показаться. По жанру Shadowcaster не столько action от первого лица, сколько adventure и logic. Нет, боёв здесь полно, и стоит зазеваться, как вместо тени вы отбросите копыта (или склеите ласты - в зависимости от формы), но темп игры всё же не так молниеносен, как в Doom'е.

Превращаться в другие формы Кирт изначально не умеет - знания появляются у него от прикосновения к особому обелиску, который на уровне ещё нужно найти. Формы сильно отличаются друг от друга: например, первая доступная из них - шестилапый прямоходящий кот Maorin – превосходный боец, способен видеть незримое, но плавает чуть лучше топора, в то время как рыбожаб Kahpa в воде себя чувствует прекрасно, но на суше, прямо скажем, не Рэмбо. Даже изначально доступная форма человека очень важна - только в ней Кирт может регенерировать ману. Боевые приёмы в этом облике выглядят аляповато (особенно смешон жест ребром правой ладони а-ля «Ве’гной до’гогой идёте, това’гищи!»), но запинать среднестатистическую прыгающую тварь без потери здоровья вполне можно. Также на смене облика построено подавляющее большинство головоломок. То вам попадается разветвлённый подводный лабиринт, то громадная пропасть, то крохотное отверстие, а то и стена, которую надо прошибить.

Интерфейс игры очень сильно напоминает Ultima Underworld: те же принципы передвижения, работы с инвентарём и схожая боевая система (щелчок по картинке = удар). Вдоль границы обзорного окошка расположена масса разнообразных кнопок: справа – ползунок высоты, нужный для полёта и плавания; ещё правее – ваш портрет, демонстрирующий вашу текущую форму; ниже – панель, показывающая те из них, которые вам доступны, а также инвентарь и заклинания; внизу находятся кнопки специальных способностей вашего обличья и слоты рук, в которые помещаются используемые предметы (также, щёлкнув курсором на «руках», вы переходите в режим боя).

Из недостатков можно отметить не слишком понятные головоломки: иногда соблазн заглянуть в прохождение бывает очень велик. Также текстуры окружения настолько похожи друг на друга, что, не глядя на карту, можно запросто заблудиться в трёх стенах. Учитывая то, что уровни, как правило, требуют тщательного исследования, последнее сильно раздражает.

В целом, если вы ищете RPG с глубоким сюжетом или динамичный «шутер», то Shadowcaster вам вряд ли приглянётся. Однако если вам нравится жанр adventure с неспешными путешествиями по лабиринтам, головоломками и не дающими расслабляться стычками с врагом, то можете смело качать, не ошибётесь. Пускай Shadowcaster не мечта каждого геймера, но он в меру сложен, оригинален и богат на интересные моменты.
Автор обзора: Faramant
I.M. Meen, Ultima Underworld: The Stygian Abyss
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Вот и я прошел Shadowcaster. В 90-х ничего не знал про эту игру, да я тогда подобными играми и не очень интересовался, но, в любом случае она не была особо на слуху. Играл в дискеточную версию, не потому, что посчитал лучше, а банально сидюк у меня к ретро-системе в данным момент не подключен. Да и как-то дискеточна больше в концепции ретро-гейминга, что-ли, там более, что в те годы CD-версии ещё были во-многом "довесочными" и гигантский, по тем временам объём диска разработчики толком не понимали, чем с пользой занять, кроме музыки, FMV (часто сомнительного качества) и демок.

Игра на твёрдую четвёрку. В ней нет чего-то особенно "прорывного", хотя время было такое, что ещё многие студии искали, что-то своё, пресловутые "устои жанров" ещё не тяготили. Тем ни менее, кроме собственно перевоплощений чего-то "этакого", действительно прорывно-инновационного тут не обнаружил, просто качественно собраны вместе хорошие идеи. Не без глюков, впрочем, собственно управление не особо удобное и баланс не всегда соблюдается (многих рядовых врагов валить "устанет рука",а финальный Босс уделывается големом буквально за минуту), но в целом удобоваримо и играется достаточно бодро. Загадки действительно в паре мест неочевидны, может оттого, что не читал описание, но, в целом, не особо трудные.

В итоге чувствуется лёгкое разочарование, что всё довольно быстро заканчивается, хочется ещё немного дольше. Часть воплощений особо не раскрывается, ощущаются вторичными, либо их свойства используются 1-2 раза. Собственно RPG, на мой взгляд, Shadowcaster, не является, скорее акшн-адвенчура с легкими ролевыми элементами, почти невесомыми, да и экспа тут строго ограничена никаких возможностей гринда нет: развиваешь либо Кирта и тогда он и сам может отбиваться и маны больше, но зато и воплощения, которым эта мана нужна, кроме эльфа-хиллера будут дохлыми и особо на них не понадеешься. Такая вот загвоздка. Притом мана всё равно регенится очень неспешно, а тратится наступательными спеллами мигом, особо-то ими не накидаешься и приходится в 99% отбиваться врукопашную или долго-предолго забрасывать врагов сюрикеном, который тут, почему-то, обладает свойствами бумеранга :)

Концовка весёленькая и с юмором - хвалю. Дедок-то непростой оказался :)
Во многом своеобразный прообраз будущего Heretic. Небольшой комментарий по изданиям. Преимущества у CD-версии довольно спорные.

Например вступление в нём сведено до минимума и по факту предполагает, что игрок уже знаком с игрой. Вместо красочных картинок с текстом имеется короткое FMV-видео с 3D моделями раннего образца таковых, а оно, как известно, было весьма на любителя. В местах, где ранее выдавался короткий текст, также фигурируют ролики с такого же сорта моделями. Насчёт пары новых уровней и монстров ничего не скажу, т.к. не добирался до таковых, но, учитывая общую структуру и тот факт, что подземелий и так было вполне достаточно, штука скорее нишевая.
Замечательная игра!
Эх, с чего равеновцы начинали. Им бы продолжать развивать свои оригинальные идеи, а не переходить на doom-клоны...