Might and Magic: Clouds of Xeen

Might and Magic IV
Might and Magic: Clouds of Xeen
Жанр: RPG
Разработчик: New World Computing
Издатель: New World Computing
Год выхода: 1992
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.56 из 10
  • 35
  • 28
  • 60
Clouds of Xeen является четвёртой частью эпоса Might & Magic. Вместе со своей преемницей, Darkside of Xeen, она может образовать один большой, единый мир – World of Xeen, - несомненно, являющийся лучшей игрой из всех предыдущих. Занятным фактом также является то, что MM4 была одной из самых первых игр, вышедших на CD.

Сюжет развивается на плоском прямоугольном планетоиде под названием Ксин. Жизнь на этой земле протекала мирно, и правил ей славный король Барлок. Но однажды появился некто, обладавший невероятной мощью, и в кратчайшие сроки сам нарёк себя Лордом Ксином, единственным властителем всего королевства. В подтверждение своих слов он сеял огонь и разрушение. Встать на его пути решилась лишь небольшая команда приключенцев, то есть мы.

Итак, в сравнении с предыдущей частью изменений в техническом плане практически нет. За основу был взят движок MM3: Isles of Terra, так что в целом дизайн уровней довольно-таки схож. Графика стала немного более детализированной, широкое применение получили анимированные ролики, появляющиеся при посещении различных заведений, а также при входе в какое-либо подземелье/башню. Система сражений осталась неизменной: нам доступны дальний и ближний бой, причём при последнем мы теряем возможность перемещаться. В ближнем бою количество противников ограничено тремя, освободившиеся места тут же занимаются подоспевшими врагами; сражение происходит в пошаговом режиме.

Мир Clouds of Xeen предоставляет большую свободу действий, нежели в Isles of Terra, где заметным ограничителем служила особенность планеты, вытекающая из самого названия игры: это действительно были острова, далеко не всегда между которыми можно было переплыть. В MM4 же пешочком можно добраться почти до любого места. Да и в целом мир, в котором предстоит путешествовать нашим героям, больше земель Терры. Размер городов также значительно увеличился, отчасти благодаря тому, что появилась возможность ходить внутри зданий. Интересным нововведением стала возможность приобретения собственного замка, располагающего внушительным внутренним пространством. В ходе развития сюжета он будет достраиваться и из запылившихся пустых развалин превратится во вполне приличный дворец, достойный любого знатного феодала. Но и это ещё не всё. Нам дана возможность путешествовать не только по земле и воде, но местами и, буквально говоря, по облакам! Правда, без заклинания левитации тут не обойтись.

Расы, классы (всего их десять) и навыки остались прежними. Всего же рас в игре пять: человек, эльф, гном, дварф и полуорк. Всего в команде может быть шесть персонажей, однако всегда есть возможность выгнать хоть всех шестерых и заменить их новой партией. А вот взять к себе наёмников уже не получится – и их мы не увидим вплоть до восьмой части эпоса. Что касается списка заклинаний, то он пополнился некоторым количеством новинок, иногда очень даже полезных (например, Golem Stopper, без которого идти против алмазного голема – пустое дело); некоторые заклинания, напротив, исчезли (в том числе такое замечательное, как Duplication). Школ магии, как и в третьей части, три: магия волшебников, клириков и друидов.

Приятным сюрпризом стал ряд положительных изменений в интерфейсе игры. Во-первых, навык «Картограф» не только сделал возможным автоматическое заполнение основной приключенческой карты, но и позволил отображать небольшую её часть на миникарте, раньше же последняя включалась только при использовании заклинания «Wizard Eye». Во-вторых, заметно расширившийся инвентарь разбился на пять частей: оружие, броня, драгоценности, разнообразные вещи (свитки, факелы, верёвки и другие) и сюжетные предметы теперь лежат отдельно. Мало того, теперь те предметы, которыми данный персонаж не может экипироваться, соответствующе отмечаются. Начинающие игроки могут вздохнуть свободно - им теперь точно не придётся перебирать гору оружия, пока они не убедятся, что маг может взять в руки только лишь кинжал и дубину… Исчезли описания каждого места, зато появились автозаметки, а также гораздо удобнее стал просмотр заданий.

Подводя итоги, можно сказать, что Might & Magic: Clouds of Xeen – один из лучших представителей жанра РПГ для своего времени. Если вы не категоричный приверженец современной графики и любите этот жанр, то обязательно попробуйте эту великолепную игру. А если вы поклонник эпоса М&M – то тем более.
Автор обзора: Zoltan ODale
Ancients I: Death Watch, Ancients II: Approaching Evil, Might and Magic II: Gates to Another World, Might and Magic III: Isles of Terra, Might and Magic VI: The Mandate of Heaven, Might and Magic VIII: Day of the Destroyer, Might and Magic, Book One: Secret of the Inner Sanctum, Might and Magic: Darkside of Xeen, Might and Magic: World of Xeen, Might and Magic: World of Xeen, Swords of Xeen, Yendorian Tales Book I: Chapter 2
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Увы, меня эта часть скорее разочаровала. Нет, тут всё совсем даже не плохо, но вот предыдущим выпускам серии четвёртая явно уступает. По субъективным впечатлениям - где-то так на уровне седьмой-восьмой.

С точки зрения внешности перед нами - скорее улучшенная версия "Might and Magic III: Isles of Terra". Конечно, без усовершенствований дело не обошлось: графика похорошела и отличается обилием анимации и яркостью цветов (хотя кое-какие личные претензии к палитре у меня всё ещё имеются), появилась фрагментарная озвучка (увы, без субтитров - для их отображения нужно отключать звук), а интерфейс радует мини-картой и отдельным разделом для перечня полученных заданий, связанных с этими последними предметов и даже автозаметок о встреченных интересных объектах игрового мира (хотя возиться с экипировкой или листать длиннющий список выученных заклинаний всё так же не очень удобно).

А вот всё остальное скорее расстраивает. Этот самый игровой мир всё так же открыт и обширен, но исследовать его почему-то менее интересно, чем ранее. Возможно, из-за некоторой вторичности: пустыни с пальмами, поля лавы, заснеженные леса, болота и т.д. мы уже видели практически такими же в третьй серии. А псевдоегипетские пирамиды и ряд башен-подземелий вообще закрыты на замок до выхода пятой! Так что ассортимент доступных для посещения заведений сравнительно скромен - к примеру, здесь всего два полноценных города! Так, чтобы с магазином и тренировочным залом, - третий комплект появляется только в собственном замке. Этот последний - конечно, идея хорошая, но как-то тоже скромно выглядит по части застройки: всего-то одно улучшение после покупки, плюс ещё подземелье.

Сюжет умудрился скукожиться до одного предложения ещё в "Might and Magic III", - однако в "Clouds of Xeen" всё ещё хуже. Как будто бы даже прервана преемственность с предыдущими частями: никаких вам тут Корака с Шелтемом (по крайней мере, до эпилога) и даже никакой научной фантастики с роботами и космолётами! Всего лишь стандартное "фэнтези" со стереотипным злодеем и неизвестными героями, спасающими мир. Чудища тоже почти все знакомые, пусть и похорошевшие внешне... У героев зачем-то отобрали возможность брать в отряд наёмников, что тоже несколько разнообразило былой процесс, - а некоторые задания можно выполнить, даже не зная об этом (т.е. сначала найти какой-то артефакт, а потом только встретить гражданина, его разыскивающего, - и сразу сдать неполученный квест). В общем, на удивление скучновато.

Но самое печальное - это минимизация загадок, так радовавших своим обилием и в первой, и во второй, и в третьей частях! Да, теперь при начале новой игры можно выбрать режим "приключения", с упрощёнными и/или сокращёнными боями, - это весьма радует, но зачем же было сокращать и собственно приключенческую составляющую? Нет больше загадочных и многочисленных надписей на стенах замков и подземелий - нам достались лишь несколько статуй да табличек. И никаких кодов и шифровок! Редкие пароли за одним-единственным исключением выдаются прямым текстом, и даже кодовые слова для телепортации идентичны простым названиям мест назначения: и думать ничего не нужно, достаточно одного взгляда на комплектную карту. Одна надежда на "Darkside of Xeen"...

Ну и последнее: игра эта стоила на выходе 70 долл. Это, между прочим, очень много - по нынешнему (2024 г.) курсу инфляции выходит более 150 USD. Если учесть, что это только половина пусть и громадного игрового мира, для продолжения освоения которого нужно дождаться и полгода или год спустя приобрести ещё и "Darkside", выходит вообще 300 с лишним долл., - много вы игр покупаете за такую цену?..

В общем, как просто ролевая игра "Might and Magic: Clouds of Xeen" вполне пристойна, но вот по меркам именитой серии - как по мне, так посредственно. После практически безукоризненной "Might and Magic II" всё пока что только ухудшается.

Zoltan ODale
Занятным фактом также является то, что MM4 была одной из самых первых игр, вышедших на CD.
Интересно! Действительно, выходила - но только в 1994 году. Так что никак не "одной из первых", - к тому времени на CD-ROM вышли уже десятки игр.

Zoltan ODale
появилась возможность ходить внутри зданий
Спорное нововведение... Отчасти реалистично, но менее удобно - всё равно ведь бежим к прилавку, и всё тут. Единственное место, где такая возможность оказывается оправданной, - это таверны. Можно побродить по заведению и поприставать к посетителям за столиками, - так удаётся узнать много новых и интересных слухов!

Zoltan ODale
А вот взять к себе наёмников уже не получится – и их мы не увидим вплоть до восьмой части эпоса.
До шестой же.

Zoltan ODale
Школ магии, как и в третьей части, три: магия волшебников, клириков и друидов.
Не так - школ магии здесь, в отличие от третьей части, только две. У друидов своей школы нет.

Sagachi
И сложности хоть отбавляй (ненавижу минотавров )
Но ведь в этой игре нет минотавров? В третьей были. Может, и в пятой появятся.

Di GOD
Именно от 3DO , а не у тех к кому перешло право с 2003 года..
К 3DO же как раз позднее и "перешли права" - после продажи ей New World Computing в 1996 году. Сама 3DO этих игр никогда не разрабатывала!

Дедушка Небесный
Xena, Xerox, Xeen — по правилам английского языка произносится как "Зина" (принцесса-воин), "Зирокс" и "Зин", поэтому спешу вас предостеречь от того, чтобы называть эту игру "Миром Ксина". Это обман! Хотя переводчики жалеют наши русские души и переводят как "Ксена" и "Ксин", но пусть это останется на их совести...
Прости, дедушка, но ты не прав! Это вовсе не "обман", а совершенно адекватное и логичное решение. И произношение "английского языка" тут не причём - хотя бы потому, что "Xeen" не является англоязычным топонимом! Практически все такие слова, начинающиеся на латинскую "X", - греческого происхождения, а потому и при транскрипции они передаются соответственно, через "Кс". Вот тот же "Ксерокс" - это же один корень с ксеростомией, ксеродермией и т.д. Или "Ксения", скажем, - она и в Англии для нас будет именно Ксения, а никак не Зинаида. Если современные англичане почему-то произносят начальное "Ксе" как "Зи" - это их проблемы, не наши ;)
Являясь фанатом Might and Magic 6-8, "четверку" впервые проходил недавно, году, наверное, в 20-м. Прохождение, к слову, начал с жуткого фейла - год тюрьмы за попытку ограбления кузницы :D

В отличие от более поздних MM, тут очень понравилась сказочная атмосфера самой игры. Яркая красочная графика, легкая приключенческая фоновая музыка, интересные задания и головоломки, знакомые по более поздним MM игровые механики - всё это очень способствует глубокому погружению в игру. Учитывая, что проходил я игру на планшете, частенько замечал, что только садящаяся батарейка могла вернуть в реальный мир :) После прохождения MM4 и MM5 мне стало понятно, откуда идут споры на тему лучшей части MM :)

А еще мне настолько понравился арт обложек 4 и 5 частей, что с них началось мое коллекционирование BigBox игр.
Xena, Xerox, Xeen — по правилам английского языка произносится как "Зина" (принцесса-воин), "Зирокс" и "Зин", поэтому спешу вас предостеречь от того, чтобы называть эту игру "Миром Ксина". Это обман! Хотя переводчики жалеют наши русские души и переводят как "Ксена" и "Ксин", но пусть это останется на их совести...

Одна из самых интересных и огромных игр, что я играл! И всё это счастье умещается в нескольких мегабайтах! Всё пытаюсь представить себе, как это, но каждый раз удивляюсь по-новой! К своему удивлению где-то в интернете прочитал, что тогдашний зарубежный обозреватель компьютерных игр назвал MM слэшером. Что ж, где-то оно действительно так, но здесь даже можно построить свой замок, а сама по себе карта настолько большая, красочная и наполненная интересными местами и существами, что я бы лучше сравнил игру с книгой. Именно после "Мира Зина" (хе-хе) я прочитал наконец историю мира Might and Magic — настолько стало интересно, кто такой Шелтем и Корак! Ещё MM можно сравнить с Библией, ведь здесь тоже борются Небеса и ад, свет и тьма, пророки и лжепророки, мессии и антихристы. Эта часть больше, чем третья, напоминает Герои Меча и Магии, а ведь всё, что есть прекрасного в нашем мире, — это всё есть в Героях и в целом в Мече и Магии. Визуально игра ещё ближе подошла к шестой части — вообще лучшей игре всех времён и народов на мой взгляд. Перед тем, как играть в такое, надо молиться и долго размышлять...
Надо же, иной раз поражаюсь какие раньше делали интересные игры. Играешь - и хочется прям все проходить, изучать эти пространства.
Огромное спасибо за перевод игры. Очень бы хотелось увидеть и поиграть в 5 часть с переводом.