Несмотря на то что в графе «издатель и продюсер» этой французской адвенчуры на историческую тему значатся сразу четыре громких имени, хорошо знакомых любителям такого рода компьютерных развлечений, основным её разработчиком выступила Dramæra – малоизвестная компания из Анси, выпустившая ранее - под названием In Visio - несколько мультимедийно-образовательных продуктов и пару игр по мотивам французского телевизионного шоу. При этом дизайнером нового проекта стал опытнейший автор – Франсуа-Ксавье Неделек (1954–2009), ещё в 1980-х годах занимавшийся настольными играми, а позднее плодотворно сотрудничавший с Coktel Vision и Infogrames.
Посетить на сей раз нам предстоит саму Францию – как можно видеть по дате в заглавии игры, в такой богатый на события период её истории как последние годы правления Филиппа IV Красивого, известного многим, прежде всего, по серии романов Мориса Дрюона «Проклятые короли». К счастью, гроздья очередной клюквы «про тайны тамплиеров» нам не грозят: действие разворачивается за год до гибели пресловутого Жака де Моле, а участие в работе над проектом куратора Государственного музея Средневековья (Клюни), Пьера-Ива Ле Погама, гарантирует аутентичную историческую атмосферу без намёков на поднадоевший уже оккультизм. Впрочем, без некоторого художественного вымысла не обошлось и здесь: сюжет строится на том, что, удачно решив внутренние и внешние проблемы страны, а также перестроив свой дворец на парижском острове Сите, король Филипп якобы решает стать властелином ещё и времени – и приказывает установить на башне собора Парижской Богоматери первые механические часы. Однако ранней весной 1313-го года происходит несчастный случай: молодой мастер-часовщик Адам де Дуэ, создававший это небывалое изобретение, срывается и падает с башни на землю...
Это событие вызывает подозрения инквизитора-доминиканца Жана де Лозанна, – и расследование истинных причин произошедшего, включая таинственное исчезновение тела Адама, вроде бы чудом выжившего, сводит вместе трёх героев истории, которую нам предстоит воспроизвести. 25-летний ювелир Жак де Дуэ озабочен судьбой своего брата Адама; его невеста, очаровательная актриса Розамонда, выступавшая у стен Нотр-Дам как раз во время того печального происшествия, оказывается во власти инквизитора и вынуждена идти на сделку с совестью; наконец, в дело неожиданно вовлекается и юный аристократ по имени Пьер де Сэнк-Орм, который, несмотря на то, что является племянником всесильного королевского советника Гийома де Ногаре, небогат и совсем не искушён в области политических интриг и заговоров. А без этих последних история, чьё действие происходит в столице и вблизи королевского двора, понятное дело, никак не обойдётся – особенно учитывая то, что среди прочих действующих лиц встретятся нам и сам Ногаре, и состоятельная (и избалованная) фрейлина Агнесса де Шатильон, предмет воздыханий Пьера и духовная дочь доминиканца Жана (как можно догадаться, главного антагониста всех наших героев). Наконец, стоит прибавить к перечню персонажей игры и щедрого на комментарии рассказчика, личность которого проясняется лишь в заключительном видеоролике.
Три протагониста под нашим управлением, чьи сюжетные линии пересекаются между собой, – само по себе явление достаточно необычное, а в сочетании со своеобразным игровым процессом Paris 1313 выходит совсем уже оригинальным явлением, как для французских историко-образовательных адвенчур, так и по меркам всего жанра в целом. Прежде всего, игра отличается от своих соотечественниц видом от третьего, а не от первого лица, хотя управление остаётся классическим Point-and-click. Геймплей при этом чётко разделён на отдельные фрагменты: интерфейс игрового меню представляет собой книгу о девяти главах, большинство из которых, в свою очередь, состоят из трёх частей - сообразно числу игровых персонажей.
Интерфейс не совсем привычен, но затруднения при использовании не вызывает. Номера глав отображаются в начальном игровом окне слева, выше них находится сводная таблица наших успехов, на столе лежит книга с кратким введением в текущую главу (и в предшествующие ей главы), а нажатием на витражи с изображением персонажей можно начать прохождение соответствующего этапа приключений в компании одного из них. Главное меню вызывается подведением курсора вниз экрана: здесь же находится карта (симпатичная, но не особо информативная), энциклопедия, краткая помощь, а в диалогах – доступные темы для беседы. При выходе в меню стоит быть осторожным: простое нажатие клавиши ESC сбросит весь прогресс данного фрагмента, а сохранять – в одной из 12-ти ячеек – можно лишь состояние уже пройденных глав или частей главы.
Мини-истории Жака, Пьера и Розамонды непродолжительны и часто длятся всего несколько минут. В каждом из этих фрагментов (число которых не равняется двадцати семи по той причине, что в некоторых главах ближе к концу игры все трое героев действуют вместе) перед нами стоит определённая задача: что-то разузнать, достать или разгадать. Частенько бывает так, что фрагмент вроде бы и пройден, но основная задача при этом не выполнена, – извольте переигрывать. Загадки здесь довольно разнообразны – помимо классических квестовых задачек на применение предметов (хотя собственно инвентаря здесь и нет: находить и брать полезные вещи можно и нужно, но использовать их приходится здесь и сейчас, буквально не покладая рук) или на выбор нужных тем в диалоге, имеется и несколько головоломок, от механических (как-никак, сюжет вращается вокруг сооружения первых часов) до составления герба по геральдическому описанию и даже мини-игры в кости. Кроме того, ждут нас и элементы аркады, вроде карабканья по каминной трубе – где требуется аккуратно переставлять руки и ноги, ориентируясь по выступающим камням, – или стрельбы из лука – с натяжением тетивы и попаданием курсора в «яблочко» мишени. Возможно, некоторым поклонникам мирного жанра адвенчур эти вставки покажутся отчасти инородным телом – однако на самом деле от игрока они требуют не столько быстроты реакций, сколько значительной доли терпения. К счастью, для перехода в следующую главу достаточно выполнить два из трёх заданий-фрагментов истории Жака, Пьера и Розамонды, так что можно сказать, что аркадные загадки здесь по большому счёту опциональны (хотя, разумеется, для полноты восприятия сюжета рекомендуется знакомиться с приключениями всех героев без исключения).
Зато передача атмосферы Средневековья нареканий практически не вызывает: графика при виде от третьего лица выглядит даже более детализированной, чем в некоторых адвенчурах на движках Omni3D или CinVision. Все диалоги снабжены субтитрами – к сожалению, в отличие от многочисленных видеороликов; музыкальное сопровождение игры очень неплохое и вполне аутентичное. Отдельно стоит упомянуть и масштабную энциклопедию – подробную и отлично иллюстрированную. Найти здесь можно и сведения о повседневной жизни XIV века, и документированный рассказ об архитектуре Парижа того времени, и даже, скажем, статьи о Данте Алигьери или Мейстере Экхарте. Единственное «но» – полная необязательность всей этой поучительной информации для прохождения игры, что навело даже некоторых официальных (но ленивых) локализаторов на мысль об искоренении из игры этой полезной её составляющей. В целом же можно подытожить, что оригинальный игровой процесс, разнообразные загадки, красочная визуальная составляющая и соответствующая духу эпохи Филиппа IV сюжетная линия делают Paris 1313 если и не шедевром, то более чем заслуживающей внимание исторической адвенчурой.
Вскоре после выхода французского оригинала, в 2000 году, на свет появилась английская локализация игры; состоялись издания и на других основных европейских языках. Тогда же вышел «Париж 1313» и на русском языке – пусть и неофициально. Качество перевода, а особенно озвучки, вполне приемлемо – но, к сожалению, выпуск этот сделан на основе немецкой версии, а потому начисто лишён такого упомянутого выше важного и привлекательного элемента как энциклопедия (и к использованию по этой причине не рекомендуется).
Посетить на сей раз нам предстоит саму Францию – как можно видеть по дате в заглавии игры, в такой богатый на события период её истории как последние годы правления Филиппа IV Красивого, известного многим, прежде всего, по серии романов Мориса Дрюона «Проклятые короли». К счастью, гроздья очередной клюквы «про тайны тамплиеров» нам не грозят: действие разворачивается за год до гибели пресловутого Жака де Моле, а участие в работе над проектом куратора Государственного музея Средневековья (Клюни), Пьера-Ива Ле Погама, гарантирует аутентичную историческую атмосферу без намёков на поднадоевший уже оккультизм. Впрочем, без некоторого художественного вымысла не обошлось и здесь: сюжет строится на том, что, удачно решив внутренние и внешние проблемы страны, а также перестроив свой дворец на парижском острове Сите, король Филипп якобы решает стать властелином ещё и времени – и приказывает установить на башне собора Парижской Богоматери первые механические часы. Однако ранней весной 1313-го года происходит несчастный случай: молодой мастер-часовщик Адам де Дуэ, создававший это небывалое изобретение, срывается и падает с башни на землю...
Это событие вызывает подозрения инквизитора-доминиканца Жана де Лозанна, – и расследование истинных причин произошедшего, включая таинственное исчезновение тела Адама, вроде бы чудом выжившего, сводит вместе трёх героев истории, которую нам предстоит воспроизвести. 25-летний ювелир Жак де Дуэ озабочен судьбой своего брата Адама; его невеста, очаровательная актриса Розамонда, выступавшая у стен Нотр-Дам как раз во время того печального происшествия, оказывается во власти инквизитора и вынуждена идти на сделку с совестью; наконец, в дело неожиданно вовлекается и юный аристократ по имени Пьер де Сэнк-Орм, который, несмотря на то, что является племянником всесильного королевского советника Гийома де Ногаре, небогат и совсем не искушён в области политических интриг и заговоров. А без этих последних история, чьё действие происходит в столице и вблизи королевского двора, понятное дело, никак не обойдётся – особенно учитывая то, что среди прочих действующих лиц встретятся нам и сам Ногаре, и состоятельная (и избалованная) фрейлина Агнесса де Шатильон, предмет воздыханий Пьера и духовная дочь доминиканца Жана (как можно догадаться, главного антагониста всех наших героев). Наконец, стоит прибавить к перечню персонажей игры и щедрого на комментарии рассказчика, личность которого проясняется лишь в заключительном видеоролике.
Три протагониста под нашим управлением, чьи сюжетные линии пересекаются между собой, – само по себе явление достаточно необычное, а в сочетании со своеобразным игровым процессом Paris 1313 выходит совсем уже оригинальным явлением, как для французских историко-образовательных адвенчур, так и по меркам всего жанра в целом. Прежде всего, игра отличается от своих соотечественниц видом от третьего, а не от первого лица, хотя управление остаётся классическим Point-and-click. Геймплей при этом чётко разделён на отдельные фрагменты: интерфейс игрового меню представляет собой книгу о девяти главах, большинство из которых, в свою очередь, состоят из трёх частей - сообразно числу игровых персонажей.
Интерфейс не совсем привычен, но затруднения при использовании не вызывает. Номера глав отображаются в начальном игровом окне слева, выше них находится сводная таблица наших успехов, на столе лежит книга с кратким введением в текущую главу (и в предшествующие ей главы), а нажатием на витражи с изображением персонажей можно начать прохождение соответствующего этапа приключений в компании одного из них. Главное меню вызывается подведением курсора вниз экрана: здесь же находится карта (симпатичная, но не особо информативная), энциклопедия, краткая помощь, а в диалогах – доступные темы для беседы. При выходе в меню стоит быть осторожным: простое нажатие клавиши ESC сбросит весь прогресс данного фрагмента, а сохранять – в одной из 12-ти ячеек – можно лишь состояние уже пройденных глав или частей главы.
Мини-истории Жака, Пьера и Розамонды непродолжительны и часто длятся всего несколько минут. В каждом из этих фрагментов (число которых не равняется двадцати семи по той причине, что в некоторых главах ближе к концу игры все трое героев действуют вместе) перед нами стоит определённая задача: что-то разузнать, достать или разгадать. Частенько бывает так, что фрагмент вроде бы и пройден, но основная задача при этом не выполнена, – извольте переигрывать. Загадки здесь довольно разнообразны – помимо классических квестовых задачек на применение предметов (хотя собственно инвентаря здесь и нет: находить и брать полезные вещи можно и нужно, но использовать их приходится здесь и сейчас, буквально не покладая рук) или на выбор нужных тем в диалоге, имеется и несколько головоломок, от механических (как-никак, сюжет вращается вокруг сооружения первых часов) до составления герба по геральдическому описанию и даже мини-игры в кости. Кроме того, ждут нас и элементы аркады, вроде карабканья по каминной трубе – где требуется аккуратно переставлять руки и ноги, ориентируясь по выступающим камням, – или стрельбы из лука – с натяжением тетивы и попаданием курсора в «яблочко» мишени. Возможно, некоторым поклонникам мирного жанра адвенчур эти вставки покажутся отчасти инородным телом – однако на самом деле от игрока они требуют не столько быстроты реакций, сколько значительной доли терпения. К счастью, для перехода в следующую главу достаточно выполнить два из трёх заданий-фрагментов истории Жака, Пьера и Розамонды, так что можно сказать, что аркадные загадки здесь по большому счёту опциональны (хотя, разумеется, для полноты восприятия сюжета рекомендуется знакомиться с приключениями всех героев без исключения).
Зато передача атмосферы Средневековья нареканий практически не вызывает: графика при виде от третьего лица выглядит даже более детализированной, чем в некоторых адвенчурах на движках Omni3D или CinVision. Все диалоги снабжены субтитрами – к сожалению, в отличие от многочисленных видеороликов; музыкальное сопровождение игры очень неплохое и вполне аутентичное. Отдельно стоит упомянуть и масштабную энциклопедию – подробную и отлично иллюстрированную. Найти здесь можно и сведения о повседневной жизни XIV века, и документированный рассказ об архитектуре Парижа того времени, и даже, скажем, статьи о Данте Алигьери или Мейстере Экхарте. Единственное «но» – полная необязательность всей этой поучительной информации для прохождения игры, что навело даже некоторых официальных (но ленивых) локализаторов на мысль об искоренении из игры этой полезной её составляющей. В целом же можно подытожить, что оригинальный игровой процесс, разнообразные загадки, красочная визуальная составляющая и соответствующая духу эпохи Филиппа IV сюжетная линия делают Paris 1313 если и не шедевром, то более чем заслуживающей внимание исторической адвенчурой.
Вскоре после выхода французского оригинала, в 2000 году, на свет появилась английская локализация игры; состоялись издания и на других основных европейских языках. Тогда же вышел «Париж 1313» и на русском языке – пусть и неофициально. Качество перевода, а особенно озвучки, вполне приемлемо – но, к сожалению, выпуск этот сделан на основе немецкой версии, а потому начисто лишён такого упомянутого выше важного и привлекательного элемента как энциклопедия (и к использованию по этой причине не рекомендуется).
- Время и место:
Средневековье - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры - Страна или регион происхождения:
Франция - Технические детали:
PC-Mac - Язык:
English