Одна из последних работ некогда легендарной Bullfrog Productions; за некоторое время до выхода вокруг неё возникло много шума, затем быстро унявшегося. По своему поджанру она относится к сугубо мирным "экономико-менеджерским" стратегиям, по тематике же является наследником Theme Park за номером 1 и "конкурентом" серии Rollercoaster Tycoon: нам предлагается построить, а затем эксплуатировать, поддерживая в должном состоянии и извлекая из этого доход, огромный (или не очень) парк аттракционов и вообще всевозможных развлечений. Причём - в отличие от упомянутого в прошлом предложении "соперника" - в полном 3D и с различными "удивительными особенностями". И снаружи всё это выглядит действительно шикарно. А вот внутри - не пусто, конечно, но, скажем так, совсем не так, как могла бы смотреться игра подобного масштаба.
Собственно, описывать подробно игровой процесс едва ли стоит. Наша задача - возвести, имея некоторый стартовый капитал, максимально разнообразный и интересный "лунапарк", центральное место в котором, правда, при любом раскладе будут занимать американские горки той или иной величины и степени искривлённости, - и зарабатывать денежки на его довольных посетителях, причём столько, чтобы хватало и на себя любимого (то есть чтобы дело было прибыльным), и на всяческие улучшения вместе с ремонтами. Перспектива обзора - изометрическая (а порой так и вовсе почти "вид сверху"), но с трёхмерными моделями и объектами; всё управление осуществляется мышью, а какие-либо "механические" сложности если и возникают, то разве что с "ручной" выверкой углов наклона и высоты уже упомянутых трасс для головокружительных покатушек (на деле же реальной проблемы и с этим не возникнет, если приноровиться). Понятное дело, что имеются и другие аттракционы помимо горок, а также что "не забавами едиными", - игроку предстоит столкнуться со множеством забот. Неполный перечень дозволенного и (или) необходимого: устанавливать и изменять цены на билеты и товары (у последних может даже согласно вашей воле варьироваться "качество"!); обустраивать точки быстрого питания для отдыхающих (хот-доги, гамбургеры, мороженое, лимонад и прочее); нанимать на работу различный персонал (техники, продавцы, охранники, дворники и так далее), предварительно знакомясь с резюме кандидатов (у кого больше опыта и навыков - тот и зарплату себе требует соответствующую), а затем определяя для каждого конкретный участок работ и даже, как ни странно, заботясь об уровне счастья своих подчинённых; приглашать учёных для внедрения передовых технологий в нашей сфере (выражается это в основном в "улучшении" зданий и аттракционов) - а порой, если есть такое желание, даже играть "руководящую и направляющую роль" в их деятельности; своевременно отслеживать неисправности в работе механизмов и предпринимать оперативные меры по их устранению (и кусать локти, если в порыве экономии приняли на работу низкоквалифицированного монтёра); брать кредиты в банках, если вдруг не хватает средств (что чревато определёнными рисками); и так далее. Причём уровень микроменеджмента способен положительно удивить: нам действительно доступна регулировка едва ли не всего, что только можно представить, - вплоть до количества кубиков льда в каждой продаваемой в парке порции прохладительного напитка.
В общей сложности имеется четыре "мира", разделённых на своего рода "секции", где разрешается строить парки: островное "Потерянное королевство" (первобытная тематика, при этом динозавры и древние люди - в лучших традициях западной массовой культуры - там вполне соседствуют); "Хэллоуин" (всяческие весёлые ужасы, монстры и здания в соответствующем "мрачном" антураже); "Страна Чудес" (где когда-то побывала девочка по имени Алиса); "Космическая зона". При этом изначально можно играть лишь на первых двух, - третий и четвёртый откроются после обретения нескольких золотых ключей, обмениваемых на билеты того же цветового оттенка, получаемые, в свою очередь, за достижение различных показателей. Для повышения запасов наличности необходимо выполнять те или иные "задания". К последним чаще всего относится зарабатывание определённого количества денежных средств или привлечение некоторого числа посетителей, но может быть и что-то менее тривиальное: скажем, успешная продажа конкретных товаров, строительство горки, соответствующей таким-то параметрам, или даже выход на определённый уровень "удовлетворённости" своей жизнью у персонала парка. Выдаёт их наш, с позволения сказать, "советник": очень странное существо, похожее на чёрного муравья, с передними конечностями в виде белых "мультяшных перчаток" в стиле анимации первой половины XX века, живо комментирующее всё происходящее (хотя на деле толку от него не очень много).
Есть два режима на выбор: "Instant Action" - последовательное прохождение (если, конечно, его можно так назвать) всех этапов, где после решения локальных задач осуществляется переход с одного на другой, а также "Full Simulation". В последнем вышеупомянутые "золотые билеты" (и, следовательно, ключи) присутствуют в существенном количестве, что в теории позволяет получить доступ к двум первоначально скрытым мирам намного быстрее. Ещё одно важное отличие от "Мгновенного действия" - куда большая детализация игрового процесса. Например, только в этом режиме вы можете не просто нанимать учёных для совершенствования парковой инфраструктуры, но ещё и непосредственно руководить научными исследованиями - изменяя баланс между финансовыми потоками, выделяемыми вами на то или иное направление этой работы; да и множество сооружений, в "Instant Action" открытых сразу, в "Full Simulation" первоначально недоступны. Кроме того, есть и другие особенности: общая величина капитала в первом варианте на порядок больше, чем во втором, а сам парк в "Действии" до некоторой (пусть и незначительной) степени на момент старта уже построен. Но самая главная (и потому некогда усиленная рекламировавшаяся во всевозможных "preview") "фишка" Theme Park World - это, конечно, возможность в любой момент последовать примеру Харуна ар-Рашида, по легенде ходившего пешком в простой одежде по улицам Багдада, и, переключившись в вид от первого лица, собственной персоной отправиться побродить по построенному парку - и, разумеется, покататься при этом на всех аттракционах, включая и захватывающие дух американские горки.
Но на деле, к сожалению, всё отнюдь не так замечательно, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, парков в оригинальной игре (без дополнений) всего четыре - и хоть они довольно сильно различаются внешне, а сами по себе в известной степени оригинальны и любопытны, но этого просто преступно мало. Во-вторых, промелькнувшее где-то выше слово "прохождение" применительно к происходящему здесь в некотором смысле условно: если не брать в расчёт периодические (и не слишком-то разнообразные) "поручения", то наша задача всегда одна и та же: заработать блестящие билеты, получить ключи - и оказаться в следующем этапе или мире (или "следующих"). После того как все эти предметы во всех локациях получены, делать здесь, в общем-то, больше нечего - и никакого финала как такового не предусмотрено. В-третьих, в Theme Park World вообще нет обучения: по всей видимости, его в какой-то мере призван заменить режим "Instant Action". Игровой процесс, правда, ни разу не трудный, если в нём немного разобраться, а кое-какие вещи и вовсе делаются сами по себе, - но всё-таки некоторый ступор у новоиспечённого паркового магната от такого подхода возникнуть может.
Есть и другие мелочи - от уже упоминавшейся фактической бесполезности помощника до банального отсутствия выбора уровня сложности. Но вот что для многих игроков наверняка окажется самым неприятным сюрпризом - так это отсутствие чётко прописанных критериев появления у нас тех самых "золотых билетов", на которые потом можно разжиться заветными ключами. Понятно, что они зависят от вашего благополучия и популярности у посетителей, но вот каким образом добиться в каждом конкретном случае выдачи такой штуки (иными словами - что именно строить или развивать) - понять довольно затруднительно (естественно, при честной игре - без поиска подсказок во всемогущей WWW). С другой стороны, кому-то подобное может, наоборот, приглянуться: хоть какая-то реальная "загвоздка"! Наконец, в отмеченной выше в качестве "вишенки на торте" возможности погулять по своему "детищу" на деле очень мало детализации - и вообще чего-либо занимательного, кроме уже описанных и действительно хорошо реализованных покатушек: беседовать с другими посетителями или приобретать товары, увы, никак нельзя.
С визуальной точки зрения, пожалуй, никаких нареканий к Theme Park World быть не может (если только вы не являетесь убеждённым сторонником двумерности или, напротив, вовсе не любите старые игры): гамма (даже в мире Хэллоуина) неизменно яркая, пусть и несколько "детская", а действие изрядно сдобрено забавными эффектами (вплоть до мимических), располагающими к восприятию местной атмосферы как исключительно радостной и дружелюбной. Но, к сожалению, по истечении некоторого - и совсем не факт, что продолжительного, - времени играть становится попросту скучно, что для игры подобного направления является приговором. Впрочем, итоговая оценка всё равно будет высокой, ибо перед нами несколько однообразная и нудная, но всё-таки добротно исполненная, высоко детализированная и способная доставить определённое удовольствие вещь.
Собственно, описывать подробно игровой процесс едва ли стоит. Наша задача - возвести, имея некоторый стартовый капитал, максимально разнообразный и интересный "лунапарк", центральное место в котором, правда, при любом раскладе будут занимать американские горки той или иной величины и степени искривлённости, - и зарабатывать денежки на его довольных посетителях, причём столько, чтобы хватало и на себя любимого (то есть чтобы дело было прибыльным), и на всяческие улучшения вместе с ремонтами. Перспектива обзора - изометрическая (а порой так и вовсе почти "вид сверху"), но с трёхмерными моделями и объектами; всё управление осуществляется мышью, а какие-либо "механические" сложности если и возникают, то разве что с "ручной" выверкой углов наклона и высоты уже упомянутых трасс для головокружительных покатушек (на деле же реальной проблемы и с этим не возникнет, если приноровиться). Понятное дело, что имеются и другие аттракционы помимо горок, а также что "не забавами едиными", - игроку предстоит столкнуться со множеством забот. Неполный перечень дозволенного и (или) необходимого: устанавливать и изменять цены на билеты и товары (у последних может даже согласно вашей воле варьироваться "качество"!); обустраивать точки быстрого питания для отдыхающих (хот-доги, гамбургеры, мороженое, лимонад и прочее); нанимать на работу различный персонал (техники, продавцы, охранники, дворники и так далее), предварительно знакомясь с резюме кандидатов (у кого больше опыта и навыков - тот и зарплату себе требует соответствующую), а затем определяя для каждого конкретный участок работ и даже, как ни странно, заботясь об уровне счастья своих подчинённых; приглашать учёных для внедрения передовых технологий в нашей сфере (выражается это в основном в "улучшении" зданий и аттракционов) - а порой, если есть такое желание, даже играть "руководящую и направляющую роль" в их деятельности; своевременно отслеживать неисправности в работе механизмов и предпринимать оперативные меры по их устранению (и кусать локти, если в порыве экономии приняли на работу низкоквалифицированного монтёра); брать кредиты в банках, если вдруг не хватает средств (что чревато определёнными рисками); и так далее. Причём уровень микроменеджмента способен положительно удивить: нам действительно доступна регулировка едва ли не всего, что только можно представить, - вплоть до количества кубиков льда в каждой продаваемой в парке порции прохладительного напитка.
В общей сложности имеется четыре "мира", разделённых на своего рода "секции", где разрешается строить парки: островное "Потерянное королевство" (первобытная тематика, при этом динозавры и древние люди - в лучших традициях западной массовой культуры - там вполне соседствуют); "Хэллоуин" (всяческие весёлые ужасы, монстры и здания в соответствующем "мрачном" антураже); "Страна Чудес" (где когда-то побывала девочка по имени Алиса); "Космическая зона". При этом изначально можно играть лишь на первых двух, - третий и четвёртый откроются после обретения нескольких золотых ключей, обмениваемых на билеты того же цветового оттенка, получаемые, в свою очередь, за достижение различных показателей. Для повышения запасов наличности необходимо выполнять те или иные "задания". К последним чаще всего относится зарабатывание определённого количества денежных средств или привлечение некоторого числа посетителей, но может быть и что-то менее тривиальное: скажем, успешная продажа конкретных товаров, строительство горки, соответствующей таким-то параметрам, или даже выход на определённый уровень "удовлетворённости" своей жизнью у персонала парка. Выдаёт их наш, с позволения сказать, "советник": очень странное существо, похожее на чёрного муравья, с передними конечностями в виде белых "мультяшных перчаток" в стиле анимации первой половины XX века, живо комментирующее всё происходящее (хотя на деле толку от него не очень много).
Есть два режима на выбор: "Instant Action" - последовательное прохождение (если, конечно, его можно так назвать) всех этапов, где после решения локальных задач осуществляется переход с одного на другой, а также "Full Simulation". В последнем вышеупомянутые "золотые билеты" (и, следовательно, ключи) присутствуют в существенном количестве, что в теории позволяет получить доступ к двум первоначально скрытым мирам намного быстрее. Ещё одно важное отличие от "Мгновенного действия" - куда большая детализация игрового процесса. Например, только в этом режиме вы можете не просто нанимать учёных для совершенствования парковой инфраструктуры, но ещё и непосредственно руководить научными исследованиями - изменяя баланс между финансовыми потоками, выделяемыми вами на то или иное направление этой работы; да и множество сооружений, в "Instant Action" открытых сразу, в "Full Simulation" первоначально недоступны. Кроме того, есть и другие особенности: общая величина капитала в первом варианте на порядок больше, чем во втором, а сам парк в "Действии" до некоторой (пусть и незначительной) степени на момент старта уже построен. Но самая главная (и потому некогда усиленная рекламировавшаяся во всевозможных "preview") "фишка" Theme Park World - это, конечно, возможность в любой момент последовать примеру Харуна ар-Рашида, по легенде ходившего пешком в простой одежде по улицам Багдада, и, переключившись в вид от первого лица, собственной персоной отправиться побродить по построенному парку - и, разумеется, покататься при этом на всех аттракционах, включая и захватывающие дух американские горки.
Но на деле, к сожалению, всё отнюдь не так замечательно, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, парков в оригинальной игре (без дополнений) всего четыре - и хоть они довольно сильно различаются внешне, а сами по себе в известной степени оригинальны и любопытны, но этого просто преступно мало. Во-вторых, промелькнувшее где-то выше слово "прохождение" применительно к происходящему здесь в некотором смысле условно: если не брать в расчёт периодические (и не слишком-то разнообразные) "поручения", то наша задача всегда одна и та же: заработать блестящие билеты, получить ключи - и оказаться в следующем этапе или мире (или "следующих"). После того как все эти предметы во всех локациях получены, делать здесь, в общем-то, больше нечего - и никакого финала как такового не предусмотрено. В-третьих, в Theme Park World вообще нет обучения: по всей видимости, его в какой-то мере призван заменить режим "Instant Action". Игровой процесс, правда, ни разу не трудный, если в нём немного разобраться, а кое-какие вещи и вовсе делаются сами по себе, - но всё-таки некоторый ступор у новоиспечённого паркового магната от такого подхода возникнуть может.
Есть и другие мелочи - от уже упоминавшейся фактической бесполезности помощника до банального отсутствия выбора уровня сложности. Но вот что для многих игроков наверняка окажется самым неприятным сюрпризом - так это отсутствие чётко прописанных критериев появления у нас тех самых "золотых билетов", на которые потом можно разжиться заветными ключами. Понятно, что они зависят от вашего благополучия и популярности у посетителей, но вот каким образом добиться в каждом конкретном случае выдачи такой штуки (иными словами - что именно строить или развивать) - понять довольно затруднительно (естественно, при честной игре - без поиска подсказок во всемогущей WWW). С другой стороны, кому-то подобное может, наоборот, приглянуться: хоть какая-то реальная "загвоздка"! Наконец, в отмеченной выше в качестве "вишенки на торте" возможности погулять по своему "детищу" на деле очень мало детализации - и вообще чего-либо занимательного, кроме уже описанных и действительно хорошо реализованных покатушек: беседовать с другими посетителями или приобретать товары, увы, никак нельзя.
С визуальной точки зрения, пожалуй, никаких нареканий к Theme Park World быть не может (если только вы не являетесь убеждённым сторонником двумерности или, напротив, вовсе не любите старые игры): гамма (даже в мире Хэллоуина) неизменно яркая, пусть и несколько "детская", а действие изрядно сдобрено забавными эффектами (вплоть до мимических), располагающими к восприятию местной атмосферы как исключительно радостной и дружелюбной. Но, к сожалению, по истечении некоторого - и совсем не факт, что продолжительного, - времени играть становится попросту скучно, что для игры подобного направления является приговором. Впрочем, итоговая оценка всё равно будет высокой, ибо перед нами несколько однообразная и нудная, но всё-таки добротно исполненная, высоко детализированная и способная доставить определённое удовольствие вещь.
- Время и место:
Современность - Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Элемент жанра:
Менеджер - Язык:
English
Seriously, if you want a good amusement park strategy game, go for Roller Coaster Tycoon.
PS: Bullfrog was one of my preferred game studios, but this game deserves the low score.