Греция – далеко не самая маленькая и бедная страна мира, однако национальное эллинское игростроение на сегодняшний день пребывает если и не в самом Тартаре, то уж точно где-то неподалеку от вод Леты. Достаточно сказать, что хорошо известный коллекционерам экзотики фундаментальный сборник «Video Games Around the World», опубликованный в 2015 г. и содержащий в себе, кроме прочего, отдельные статьи о соответствующей отрасли индустрии арабских и африканских стран, Ирана, Венесуэлы, Перу или Таиланда, – сборник этот о родине Платона и Геродота упоминает лишь вскользь, да и то в разделе об играх США. Впрочем, англоязычные проекты класса «Made in Greece» на самом деле не такие уж и редкие – достаточно вспомнить, к примеру, и доныне процветающую аркадную серию «Chicken Invaders» от Константиноса Прускаса и его InterAction Studios, адвенчурную FMV-дилогию «Συνωμοσίες» Анестиса Коккинидиса со товарищи (более известную как «Conspiracies») или совсем уже фантасмагорический «Erevos».
Однако существовали и игры, выходившие в 1990-е годы исключительно на греческом языке и для внутреннего пользования, – как нетрудно догадаться, весь остальной мир о них и тогда практически ничего не знал, а на сегодняшний день они, похоже, во многом забыты, если не вообще потеряны, даже у себя на родине. Чуть ли не крупнейшим издателем такого рода проектов выступало в то время Εκδόσεις Γενναδειου Σχολής – специализирующееся на образовательной литературе небольшое издательство при частной школе «Геннадиос» (или всё-таки «им. Г. Геннадиоса»?), предоставляющей весь цикл обучения от детского садика и до университета включительно. Есть некоторые основания полагать, что выходившая таким образом продукция, хоть и распространялась в настоящих полноразмерных коробках, была разработана самими школьниками или студентами этого заведения, – во всяком случае, особым профессионализмом в техническом отношении эти вещи, если сказать по правде, никак не отличаются.
Сказанное относится и к представленной на данной страничке «Γίνε Πρόεδρος Ποδοσφαίρου» – симулятору управляющего футбольным клубом, за создание которого отвечали всего три человека: программист Танасис Триантафиллу, звукорежиссёр Димитрис Плагианнис и художник Василис Питсалидис. Название переводится как «Стань президентом – футбол» (что ни говори, а греческий язык русскому человеку интуитивно как-то близок, так что выражения вроде «подосфера» примерно понятны и без словаря), – кстати говоря, в этой же серии выходила как минимум ещё одна вещь, «Γίνε Πρόεδρος Μπάσκετ», посвящённая, соответственно, баскетболу. Сюжет заключается в том, что руководимая нами футбольная команда только что перешла в первую национальную лигу, и наша задача – хотя бы удержать её там в течение десяти сезонов, которыми ограничивается продолжительность игры: путём подбора и подготовки команды и тренеров, морального и материального их поощрения, облагораживания стадиона, продажи билетов и обретения спонсоров, – а кроме того, ещё и подкупа судей, закулисных сделок с соперниками, утихомиривания фанатов и тому подобных не самых публичных действий.
Внешний вид игры, увы, оставляет желать лучшего даже по меркам не самого требовательного к графической составляющей поджанра «менеджеров». Все сообщения выдаются в виде стандартных окон Windows, причём часто прямо на рабочем столе, а иногда даже и в виде печально известных сообщений о якобы «системных ошибках» (что, мягко говоря, нервирует); основная же панель управления футбольной командой, где мы будем проводить большую часть своего времени, пусть и раскрывается на весь экран (да и то после ручного устранения панели задач), но отличается белого цвета шрифтом на весьма светлом фоне: читать такой текст оказывается не очень удобно. Впрочем, до этого окна нужно ещё добраться: запустив игру, следует нажать в главном меню либо первую, либо вторую кнопку слева. В последнем случае мы получим возможность модифицировать свою команду, указав дизайн её логотипа, формы и шарфиков; в первом же – перейдём прямо на экран создания своего персонажа. Для будущего президента клуба требуется выбрать портрет (если представленные рисованные варианты вам не нравятся, дозволяется загружать свои собственные фотографии), основную профессию (например, юрист или торговец мясом, – помимо некоторых дополнительных умений, этот показатель определяет сумму, которую мы будем вкладывать в свою команду еженедельно: изначально у нас на руках 250 млн. драхм, а прибавляться таким образом будет от 1 до 5 млн.) и – внимание – темперамент, скрывающийся под симпатичным словом «ιδιοσυγκρασία» (в отличие от полезного ремесла, это уже недостаток, ибо представлена такая характеристика лишь тремя диагнозами: «нерешительный», «параноик» или – по умолчанию – «вспыльчивый», – в основном влияют эти личные данные на стиль общения президента с футболистами).
После этого мы и оказываемся в основном окне, готовые приступить к нашему первому игровому сезону. В центре вверху, левее логотипа команды и портрета протагониста, отображаются четыре ключевых количественных показателя: текущая неделя календаря (Εβδομάδα), боевой дух команды (Ηθικό ομάδας), её сила (Δύναμη ομάδας) и, конечно же, текущий запас наличных денежных средств в родных драхмах (Χρήματα). С первым всё ясно; вторая характеристика указывает на уровень моральной мотивации футболистов, который варьируется от 0 до 80, а на начало игры равен 65, – возрастает он от побед в матчах и от всяческих поощрений, а падает – соответственно, в случае поражений и систематических задержек жалования. Третий важнейший индикатор, сила команды, зависит сразу от нескольких факторов: это и тот же боевой дух, и степень подготовки наших подопечных (всего в команде их может быть от 13 до 16 человек, и каждому присвоен уровень мастерства от 5% до 140%), и аналогичная характеристика тренера, Προπονητής (который у нас один на всех и тем более важен для дела, так что данный наёмный работник – самое последнее, на чём стоит экономить!), и даже состояние домашнего стадиона (уровень благоустроенности которого на начало сезона равняется 40%). Команду, конечно же, разрешается и тренировать, повышая мастерство уже имеющихся футболистов, – но делать это можно будет лишь начиная со второго сезона, когда тренер обратится к любимому руководству с советами насчёт тех заведений, куда стоило бы, по его мнению, отправить наших подопечных: стоит прислушаться, но сообразуясь с имеющейся наличностью.
При комплектации команды всегда можно пойти и более радикальным путём, «продав» слабых подчинённых и «купив» сильных, – для этого предусмотрены отдельные кнопки, расположенные соответственно слева и справа, под выпадающими меню с фамилиями (трудно сказать, насколько «лицензированными») и характеристиками (сверху – для футболистов, пониже – для тренеров; понятно, что чем выше уровень мастерства, тем дороже обходится его обладатель). По центру между колонками этих элементов интерфейса находится турнирная таблица текущего сезона (пустая на начало игры) и основной ряд кнопок управления. Первой сверху идёт «Программа», отображающая итоги жеребьёвки матчей в этом году (кто с кем играет и в какой очерёдности). Вторая кнопка – «Γήπεδο»: это здесь можно полюбоваться на свой стадион и при желании вложить миллион-другой в его благоустройство (всякое улучшение прибавляет 10% к состоянию, с наглядным исчезновением выбоин или появлением свежей травки, – и 5000 мест к уже имеющимся тем же пяти тысячам). Следующий пункт – «Οπαδοί», фанаты нашей команды: да, ими тоже нужно умело управлять! Особое окно отображает их текущее настроение от зелёного, спокойного, до красного, гневного: в последнем случае поклонникам тоже рекомендуется заплатить, дабы они не буянили и не устраивали общественных беспорядков.
Кнопочка с понятным названием «Οικονομικά» ожидаемо отвечает за выплаты и регулирование жалования и прочих видов материального поощрения своих сотрудников, а также, например, за определение стоимости билетов на свой стадион. Когда наличности решительно не хватает, можно обратиться к пятой по счёту кнопке – «Τοκογλύφος», «Ростовщик»: увы, за любой кредит придётся платить ещё и еженедельные проценты. Ниже расположена «Δύναμη ομάδων», позволяющая просмотреть силы всех команд в лиге, а особенно своего ближайшего соперника, чтобы получше спланировать свои действия из ряда не самых честных. Ассортимент этих последних представлен четырьмя кнопками слева внизу: выбрав из выпадающего меню одного из участников чемпионата, можно предложить ему сыграть вничью, потерпеть поражение или одержать победу – и, выслушав ответный запрос или предложение, согласиться или отвергнуть. Последняя, четвёртая кнопка из этой группы – «Подкуп судей» («Δωροδοκία διαιτητή»): материально мотивируя рефери, стоит помнить, что при этом он может получать деньги и от другой команды, – и в этом случае взятку придётся удваивать... Да, вот такой вот он есть, мир большого спорта. В принципе, имеется в «Γίνε Πρόεδρος Ποδοσφαίρου» ещё и особый режим суда, где – например, в случае, когда дело о нашем недобросовестном поведении почему-то всплывает, – придётся тратиться ещё и на адвоката (если только вы дальновидно не выбрали себе заранее профессию юриста!), и на тех же фанатов (выступающих тут в роли добровольных свидетелей), – но до этого всё же лучше дело не доводить.
Между продажей игроков и блоком взяток в левой колонке расположено ещё одно выпадающее окно команд: установки генеральной линии поведения наших футболистов в следующем матче. Разумеется, речь идёт не об обращении с мячом на поле, а о более важных вещах: например, вариант «Πριμ Νίκης!» означает ориентацию строго на победу, в случае которой команда получит премию в 7 млн., – а «Θέλω ήττα!» служит деликатным способом пояснить своим подопечным, что с руководством соперника было достигнуто товарищеское соглашение о поражении, которое они теперь и должны продемонстрировать – получив 8 млн. в качестве возмещения морального ущерба.
Сам же матч начинается нажатием на большую кнопку справа внизу – и проходит он... Да, собственно, никак он и не проходит. Мы просто любуемся на небольшое окно с видом на стилизованный пустынный стадион на фоне своего системного рабочего стола – и следим за показателем голов (к счастью, иллюстрируемых особо) и отсчётом секунд (которые играют роль минут и составляют единственную «анимацию» на всю игру). В качестве утешения можно вслушиваться в какие-никакие звуковые эффекты (если что, имеется в игре и MIDI-музыка); как только упомянутое число достигнет сорока пяти, прозвучит свисток рефери. Во время перерыва к нашим услугам – две кнопки, «Раздевалка команды» и «Раздевалка судей» («Αποδυτήρια ομάδας» и «Αποδυτήρια Διαιτητή»); в обоих случаях можно будет выбрать несколько реплик из предложенных вариантов – своего рода обещаний, включая финансовые, или угроз как тем, так и другим (в том числе весьма темпераментных, особенно если в качестве особой черты характера для своего персонажа вы выбрали вспыльчивость).
После второй части поединка, когда счётчик достигает показателя 90, игра прекращается – и нам демонстрируется иллюстрированный номер вечерней газеты с новостями об итогах прошедшего матча. Помимо морального вознаграждения победитель получает и материальное: 7 млн. драхм за победу в обычной игре – и 10 млн. за успех на европейском уровне. Да, это ещё один режим, который открывается после завоевания призовых мест в национальном чемпионате: занявший первое может претендовать на участие в Лиге чемпионов, а второе, третье или четвёртое (в самый первый сезон ещё и пятое) – на Кубок УЕФА. Для счастливчика становится доступной неактивная до того кнопка «Европа» в основной колонке интерфейса справа по центру: противники за рубежом более сильные, но, чтобы до них добраться, требуется оплатить либо автомобиль, либо самолёт (последний вариант стоит целых 2 млн., но зато команда сэкономит силы и прибудет на место назначения в более спортивной форме). Кроме того, здесь появится возможность нанимать особых шпионов, чтобы разузнать об уровне мастерства соперника... Стоит также заметить, что помимо запланированных по программе дружеских встреч в рамках чемпионатов в игре могут случаться и прочие спонтанные события, как благоприятные (например, выгодное предложение от спонсора, желающего добавить свою рекламу на футболки наших подопечных), так и наоборот (скажем, шантаж президента клуба каким-нибудь неплохо информированным злоумышленником). Наконец, добавим, что последняя кнопка в общей колонке, «Επιλογές», открывает привычное меню настроек, в том числе с возможностью сохранить и загрузить игру.
Стоит подытожить, что, несмотря на – мягко говоря – неказистый внешний вид и полукустарное происхождение, отсутствие анимации и малочитабельный шрифт на не самом распространённом иностранном языке, «Γίνε Πρόεδρος Ποδοσφαίρου» способна порадовать любителей спортивных менеджеров довольно-таки интересными моментами из жизни не самых честных владельцев футбольных команд и в меру удобным и вразумительным управлением. И это ещё не говоря о том, что, как было видно из предисловия, данная игра оказывается одним из очень немногих существующих в дикой природе представителей национального греческого игростроения. А значит, на неё вполне можно посмотреть хотя бы уже из чистого любопытства.
Однако существовали и игры, выходившие в 1990-е годы исключительно на греческом языке и для внутреннего пользования, – как нетрудно догадаться, весь остальной мир о них и тогда практически ничего не знал, а на сегодняшний день они, похоже, во многом забыты, если не вообще потеряны, даже у себя на родине. Чуть ли не крупнейшим издателем такого рода проектов выступало в то время Εκδόσεις Γενναδειου Σχολής – специализирующееся на образовательной литературе небольшое издательство при частной школе «Геннадиос» (или всё-таки «им. Г. Геннадиоса»?), предоставляющей весь цикл обучения от детского садика и до университета включительно. Есть некоторые основания полагать, что выходившая таким образом продукция, хоть и распространялась в настоящих полноразмерных коробках, была разработана самими школьниками или студентами этого заведения, – во всяком случае, особым профессионализмом в техническом отношении эти вещи, если сказать по правде, никак не отличаются.
Сказанное относится и к представленной на данной страничке «Γίνε Πρόεδρος Ποδοσφαίρου» – симулятору управляющего футбольным клубом, за создание которого отвечали всего три человека: программист Танасис Триантафиллу, звукорежиссёр Димитрис Плагианнис и художник Василис Питсалидис. Название переводится как «Стань президентом – футбол» (что ни говори, а греческий язык русскому человеку интуитивно как-то близок, так что выражения вроде «подосфера» примерно понятны и без словаря), – кстати говоря, в этой же серии выходила как минимум ещё одна вещь, «Γίνε Πρόεδρος Μπάσκετ», посвящённая, соответственно, баскетболу. Сюжет заключается в том, что руководимая нами футбольная команда только что перешла в первую национальную лигу, и наша задача – хотя бы удержать её там в течение десяти сезонов, которыми ограничивается продолжительность игры: путём подбора и подготовки команды и тренеров, морального и материального их поощрения, облагораживания стадиона, продажи билетов и обретения спонсоров, – а кроме того, ещё и подкупа судей, закулисных сделок с соперниками, утихомиривания фанатов и тому подобных не самых публичных действий.
Внешний вид игры, увы, оставляет желать лучшего даже по меркам не самого требовательного к графической составляющей поджанра «менеджеров». Все сообщения выдаются в виде стандартных окон Windows, причём часто прямо на рабочем столе, а иногда даже и в виде печально известных сообщений о якобы «системных ошибках» (что, мягко говоря, нервирует); основная же панель управления футбольной командой, где мы будем проводить большую часть своего времени, пусть и раскрывается на весь экран (да и то после ручного устранения панели задач), но отличается белого цвета шрифтом на весьма светлом фоне: читать такой текст оказывается не очень удобно. Впрочем, до этого окна нужно ещё добраться: запустив игру, следует нажать в главном меню либо первую, либо вторую кнопку слева. В последнем случае мы получим возможность модифицировать свою команду, указав дизайн её логотипа, формы и шарфиков; в первом же – перейдём прямо на экран создания своего персонажа. Для будущего президента клуба требуется выбрать портрет (если представленные рисованные варианты вам не нравятся, дозволяется загружать свои собственные фотографии), основную профессию (например, юрист или торговец мясом, – помимо некоторых дополнительных умений, этот показатель определяет сумму, которую мы будем вкладывать в свою команду еженедельно: изначально у нас на руках 250 млн. драхм, а прибавляться таким образом будет от 1 до 5 млн.) и – внимание – темперамент, скрывающийся под симпатичным словом «ιδιοσυγκρασία» (в отличие от полезного ремесла, это уже недостаток, ибо представлена такая характеристика лишь тремя диагнозами: «нерешительный», «параноик» или – по умолчанию – «вспыльчивый», – в основном влияют эти личные данные на стиль общения президента с футболистами).
После этого мы и оказываемся в основном окне, готовые приступить к нашему первому игровому сезону. В центре вверху, левее логотипа команды и портрета протагониста, отображаются четыре ключевых количественных показателя: текущая неделя календаря (Εβδομάδα), боевой дух команды (Ηθικό ομάδας), её сила (Δύναμη ομάδας) и, конечно же, текущий запас наличных денежных средств в родных драхмах (Χρήματα). С первым всё ясно; вторая характеристика указывает на уровень моральной мотивации футболистов, который варьируется от 0 до 80, а на начало игры равен 65, – возрастает он от побед в матчах и от всяческих поощрений, а падает – соответственно, в случае поражений и систематических задержек жалования. Третий важнейший индикатор, сила команды, зависит сразу от нескольких факторов: это и тот же боевой дух, и степень подготовки наших подопечных (всего в команде их может быть от 13 до 16 человек, и каждому присвоен уровень мастерства от 5% до 140%), и аналогичная характеристика тренера, Προπονητής (который у нас один на всех и тем более важен для дела, так что данный наёмный работник – самое последнее, на чём стоит экономить!), и даже состояние домашнего стадиона (уровень благоустроенности которого на начало сезона равняется 40%). Команду, конечно же, разрешается и тренировать, повышая мастерство уже имеющихся футболистов, – но делать это можно будет лишь начиная со второго сезона, когда тренер обратится к любимому руководству с советами насчёт тех заведений, куда стоило бы, по его мнению, отправить наших подопечных: стоит прислушаться, но сообразуясь с имеющейся наличностью.
При комплектации команды всегда можно пойти и более радикальным путём, «продав» слабых подчинённых и «купив» сильных, – для этого предусмотрены отдельные кнопки, расположенные соответственно слева и справа, под выпадающими меню с фамилиями (трудно сказать, насколько «лицензированными») и характеристиками (сверху – для футболистов, пониже – для тренеров; понятно, что чем выше уровень мастерства, тем дороже обходится его обладатель). По центру между колонками этих элементов интерфейса находится турнирная таблица текущего сезона (пустая на начало игры) и основной ряд кнопок управления. Первой сверху идёт «Программа», отображающая итоги жеребьёвки матчей в этом году (кто с кем играет и в какой очерёдности). Вторая кнопка – «Γήπεδο»: это здесь можно полюбоваться на свой стадион и при желании вложить миллион-другой в его благоустройство (всякое улучшение прибавляет 10% к состоянию, с наглядным исчезновением выбоин или появлением свежей травки, – и 5000 мест к уже имеющимся тем же пяти тысячам). Следующий пункт – «Οπαδοί», фанаты нашей команды: да, ими тоже нужно умело управлять! Особое окно отображает их текущее настроение от зелёного, спокойного, до красного, гневного: в последнем случае поклонникам тоже рекомендуется заплатить, дабы они не буянили и не устраивали общественных беспорядков.
Кнопочка с понятным названием «Οικονομικά» ожидаемо отвечает за выплаты и регулирование жалования и прочих видов материального поощрения своих сотрудников, а также, например, за определение стоимости билетов на свой стадион. Когда наличности решительно не хватает, можно обратиться к пятой по счёту кнопке – «Τοκογλύφος», «Ростовщик»: увы, за любой кредит придётся платить ещё и еженедельные проценты. Ниже расположена «Δύναμη ομάδων», позволяющая просмотреть силы всех команд в лиге, а особенно своего ближайшего соперника, чтобы получше спланировать свои действия из ряда не самых честных. Ассортимент этих последних представлен четырьмя кнопками слева внизу: выбрав из выпадающего меню одного из участников чемпионата, можно предложить ему сыграть вничью, потерпеть поражение или одержать победу – и, выслушав ответный запрос или предложение, согласиться или отвергнуть. Последняя, четвёртая кнопка из этой группы – «Подкуп судей» («Δωροδοκία διαιτητή»): материально мотивируя рефери, стоит помнить, что при этом он может получать деньги и от другой команды, – и в этом случае взятку придётся удваивать... Да, вот такой вот он есть, мир большого спорта. В принципе, имеется в «Γίνε Πρόεδρος Ποδοσφαίρου» ещё и особый режим суда, где – например, в случае, когда дело о нашем недобросовестном поведении почему-то всплывает, – придётся тратиться ещё и на адвоката (если только вы дальновидно не выбрали себе заранее профессию юриста!), и на тех же фанатов (выступающих тут в роли добровольных свидетелей), – но до этого всё же лучше дело не доводить.
Между продажей игроков и блоком взяток в левой колонке расположено ещё одно выпадающее окно команд: установки генеральной линии поведения наших футболистов в следующем матче. Разумеется, речь идёт не об обращении с мячом на поле, а о более важных вещах: например, вариант «Πριμ Νίκης!» означает ориентацию строго на победу, в случае которой команда получит премию в 7 млн., – а «Θέλω ήττα!» служит деликатным способом пояснить своим подопечным, что с руководством соперника было достигнуто товарищеское соглашение о поражении, которое они теперь и должны продемонстрировать – получив 8 млн. в качестве возмещения морального ущерба.
Сам же матч начинается нажатием на большую кнопку справа внизу – и проходит он... Да, собственно, никак он и не проходит. Мы просто любуемся на небольшое окно с видом на стилизованный пустынный стадион на фоне своего системного рабочего стола – и следим за показателем голов (к счастью, иллюстрируемых особо) и отсчётом секунд (которые играют роль минут и составляют единственную «анимацию» на всю игру). В качестве утешения можно вслушиваться в какие-никакие звуковые эффекты (если что, имеется в игре и MIDI-музыка); как только упомянутое число достигнет сорока пяти, прозвучит свисток рефери. Во время перерыва к нашим услугам – две кнопки, «Раздевалка команды» и «Раздевалка судей» («Αποδυτήρια ομάδας» и «Αποδυτήρια Διαιτητή»); в обоих случаях можно будет выбрать несколько реплик из предложенных вариантов – своего рода обещаний, включая финансовые, или угроз как тем, так и другим (в том числе весьма темпераментных, особенно если в качестве особой черты характера для своего персонажа вы выбрали вспыльчивость).
После второй части поединка, когда счётчик достигает показателя 90, игра прекращается – и нам демонстрируется иллюстрированный номер вечерней газеты с новостями об итогах прошедшего матча. Помимо морального вознаграждения победитель получает и материальное: 7 млн. драхм за победу в обычной игре – и 10 млн. за успех на европейском уровне. Да, это ещё один режим, который открывается после завоевания призовых мест в национальном чемпионате: занявший первое может претендовать на участие в Лиге чемпионов, а второе, третье или четвёртое (в самый первый сезон ещё и пятое) – на Кубок УЕФА. Для счастливчика становится доступной неактивная до того кнопка «Европа» в основной колонке интерфейса справа по центру: противники за рубежом более сильные, но, чтобы до них добраться, требуется оплатить либо автомобиль, либо самолёт (последний вариант стоит целых 2 млн., но зато команда сэкономит силы и прибудет на место назначения в более спортивной форме). Кроме того, здесь появится возможность нанимать особых шпионов, чтобы разузнать об уровне мастерства соперника... Стоит также заметить, что помимо запланированных по программе дружеских встреч в рамках чемпионатов в игре могут случаться и прочие спонтанные события, как благоприятные (например, выгодное предложение от спонсора, желающего добавить свою рекламу на футболки наших подопечных), так и наоборот (скажем, шантаж президента клуба каким-нибудь неплохо информированным злоумышленником). Наконец, добавим, что последняя кнопка в общей колонке, «Επιλογές», открывает привычное меню настроек, в том числе с возможностью сохранить и загрузить игру.
Стоит подытожить, что, несмотря на – мягко говоря – неказистый внешний вид и полукустарное происхождение, отсутствие анимации и малочитабельный шрифт на не самом распространённом иностранном языке, «Γίνε Πρόεδρος Ποδοσφαίρου» способна порадовать любителей спортивных менеджеров довольно-таки интересными моментами из жизни не самых честных владельцев футбольных команд и в меру удобным и вразумительным управлением. И это ещё не говоря о том, что, как было видно из предисловия, данная игра оказывается одним из очень немногих существующих в дикой природе представителей национального греческого игростроения. А значит, на неё вполне можно посмотреть хотя бы уже из чистого любопытства.