«Спецназ: Антитеррор. Миссия на Балканах» - невероятно редкий шутер от первого лица, который долгое время было невозможно найти на просторах «всемирной паутины». Однако благодаря помощи одного хорошего человека эта игра обрела свой дом на нашем сайте, и отныне любой желающий может поближе познакомиться со второй по счету частью отечественной серии экшенов «Спецназ: Антитеррор». Правда, стоит сразу оговориться, что раритетность этого продукта, к сожалению, обратно пропорциональна его качеству. Нет, данный проект сделан намного лучше какой-нибудь Последняя рана (2004, Windows), - однако назвать его качественным или даже просто хорошим не получится при всем желании.
Возьмем, к примеру, сюжет: события игры начинаются с того, что на военную базу, расположенную на территории Югославии, нападают некие террористы. Кто они такие, чего хотят и чем «дышат» - нам не поясняют, равно как и не называют ни имени, ни фамилии, ни даже звания единственного бойца, пережившего атаку. Собственно, этот безымянный счастливчик и есть наш главный герой. Отбившись от превосходящих сил противника, протагонист отправляется в штаб-квартиру террористов, дабы отомстить за павших сослуживцев и сорвать коварные планы супостатов.
Впрочем, долго воевать со злом протагонисту не придется, - в игре всего 15 весьма непродолжительных уровней, одолеть которые можно за один-единственный вечер. При этом все этапы «Миссии на Балканах» представляют из себя «коридоры», которые требуется пройти от начала до конца, попутно уничтожая всех встреченных противников. Каких-либо хитро спрятанных ключей/квестовых предметов, равно как и замудренных головоломок, в игре нет, так что всё, чем придется заниматься нашему «альтер-эго» помимо отстрела «террористического элемента», это: а) преодоление небольших препятствий; б) нажатие на огромные кнопки; в) разрушение отдельных элементов обстановки. Да, «коварные» разработчики разместили на некоторых уровнях объекты, уничтожение которых является необходимым условием для продвижения по этапу. Плюс изредка авторы используют прием «вернись немного назад, там открылась дверь/образовался пролом», верным признаком которого служат появившиеся в ранее зачищенных локациях «свежие» враги.
Собственно, именно отстрел бойцов противника и является основным элементом геймплея «Миссии на Балканах». Однако выполнить его на приемлемом уровне авторам, увы, не удалось. Начнем с того, что в игре присутствует всего четыре типа противников: качки в оливкового цвета штанах и жилетах, стреляющие из «Калаша», словно из дробовика; их «собратья», отличающиеся цветом штанов, наличием белых маек, а главное - ведением огня «нормальным» способом (очередями); похожие на ниндзя бойцы в балаклавах и синей нательной броне; здоровяки с железной маской на лице, кидающие гранаты и «орудующие» ручным пулеметом. Вся эта братия отличается полным отсутствием какого-либо командного взаимодействия, а также крайне низким интеллектом. Так, завидев игрока, боты начинают хаотично метаться в разные стороны, типа сбивая прицел, а подобравшись поближе, открывают огонь. Причем стреляют террористы даже при наличии на «линии огня» собратьев по оружию, что нередко приводит к «междусобойчикам» в их рядах и потерям еще до начала боя. Увеличение уровня сложности (всего их четыре), приводит лишь к повышению наносимого супостатами урона, а также незначительному росту точности их выстрелов, но отнюдь не решает проблему тупости электронных бойцов. В результате противник оказывает геймеру хоть какое-то сопротивление лишь благодаря количеству и относительно грамотной расстановке ботов на уровнях. Кроме того, начиная со второй половины игры противники начинают практиковать одновременные атаки с нескольких направлений и нападение со спины с уже зачищенных локаций (типа подошло подкрепление).
Впрочем, недалеко ушел от своих оппонентов и главный герой, - управление протагонистом неотзывчивое и «деревянное», какими-то интересными приемами вроде перекатов он не владеет. Даже регенерации здоровья и брони в «Миссии на Балканах» нет (правда, это скорее плюс). Хотя стоп, - одна уникальная способность у нашего бравого бойца всё же имеется! Заключается она в том, что из любого оружия он стреляет… без перезарядки! Правда, особо «разгуляться» не удастся, - арсенал персонажа не слишком обширен и включает в себя нож, пистолет, дробовик, автомат, пулемет, гранатомет и «лимонки». Да и с патронами в игре постоянная напряженка, так же как и с аптечками на пару с бронежилетами.
В общем, геймплейного разнообразия, равно как и «изюминки», в проекте нет. Игрок просто бредет по своего рода «кишке», отстреливая по дороге всё, что движется, и ломая всё, что разрушается. Никаких тебе поездок на транспорте, взаимодействия с NPC или, к примеру, «пострелушек» из стационарных турелей. Единственный на всю игру «нестандартный» момент - ограниченный по времени забег в финале. Но как он реализован, - требуется за считанные секунды пробежать три небольших помещения, попутно избавившись от троицы врагов. И всё это - на фоне чрезвычайно стандартных и банальных локаций: ангар на аэродроме, канализация, «законсервированная» лаборатория, тюремный блок. Игроки со стажем, наверное, уже и со счету сбились, вспоминая, сколько раз им приходилось «зачищать» подобные объекты.
Тем более что оформление всех этих «замечательных» мест отнюдь не поражает воображение. В частности, уровни игры однообразны, минималистичны и полны «копипасты», а их основным наполнением являются металлические контейнеры, деревянные ящики и выполненные в виде многогранников бочки. Впрочем, возможно, это и к лучшему, поскольку с прорисовкой любых других объектов у авторов совсем не задалось, - изредка встречающиеся мониторы больше похожи на огромные микроволновки, пожарные щитки с огнетушителями выполнены в виде размытых плоских «наклеек», а единожды встречающееся транспортное средство - грузовик «КамАЗ» - будет сниться вам в ночных кошмарах. Добавьте сюда убогое небо, здания-«коробки» с плоскими окнами, жуткое месиво, якобы являющееся сточными водами, а также примитивные спецэффекты, - и вы примерно сможете понять, насколько всё плохо. Единственное, что удалось авторам относительно нормально, - это отдельные модели оружия и персонажей. Правда, последние также являются «счастливыми обладателями» весьма средней анимации с кучей неестественных движений, - но на общем фоне начинаешь радоваться и этому. Тем более что с противниками, а точнее - с их телами, связан ряд интересных моментов. И больше всего в этом плане «досталось» качкам в оливковых штанах и их сородичам в белых майках, которые вне зависимости от того, стреляют по ним из пистолета или из дробовика, подлетают в момент своей гибели высоко в воздух и падают на землю, лишь исполнив какой-нибудь замысловатый кульбит вроде сальто назад. Более того, рухнув вниз, они не «успокаиваются» и начинают совершать некие странные телодвижения, по всей видимости символизирующие конвульсии. Также у моделей этих ребят имеется простенькая модель повреждений, причем универсальная, - как бы ни погиб такой боец, у него появится два аккуратных пулевых отверстия на груди и одно такое же на спине. А у некоторых еще и забрызгает кровью… нос. На их фоне парни в железных масках и в балаклавах смотрятся довольно блекло - просто заваливаются на землю и лежат неподвижно. Хотя последние иногда выполняют в момент падения «изящные пируэты» вроде поворота вокруг своей оси на 360 градусов. Кстати, удивительно, но тела погибших, в отличие от пулевых отверстий на стенах и предметах, никуда не исчезают и остаются лежать на месте гибели «клиента» до самого окончания уровня, подчас в весьма примечательных позах.
Интереснее обстоят дела со звуковым оформлением. Дело в том, что в «Миссии на Балканах» присутствует всего 2-3 музыкальных трека, которые поочередно, повторяясь, играют на уровнях. При этом выполнены они в стиле мрачного, зловещего эмбиента, неожиданно неплохо сочетающегося с происходящим на экране. Особенно интересна одна композиция с голосовыми сэмплами и эффектами в стиле Enigma. А вот разговоров в игре немного, - главный герой чаще всего произносит монологи в небольших предшествующих старту некоторых этапов роликах на движке, а также изредка комментирует определенные заскриптованные действия вроде подбора документов. В свою очередь, враги в основном молчат и лишь изредка выкрикивают какую-то фразу на языке, идентифицировать который мне не удалось.
Подводя итоги, отмечу, что «Спецназ: Антитеррор. Миссия на Балканах» безусловно «переигрывает» трэш вроде Ardennes Offensive (2004, Windows), вплотную приблизившись к легендарной Doka 2: Kishki Edition. Однако назвать данный проект хорошим, а тем более порекомендовать его к ознакомлению я не могу. Сыграть в него стоит исключительно из любопытства, дабы посмотреть, как выглядит классический «шутер про спецназ» в представлении отечественного игропрома.
Возьмем, к примеру, сюжет: события игры начинаются с того, что на военную базу, расположенную на территории Югославии, нападают некие террористы. Кто они такие, чего хотят и чем «дышат» - нам не поясняют, равно как и не называют ни имени, ни фамилии, ни даже звания единственного бойца, пережившего атаку. Собственно, этот безымянный счастливчик и есть наш главный герой. Отбившись от превосходящих сил противника, протагонист отправляется в штаб-квартиру террористов, дабы отомстить за павших сослуживцев и сорвать коварные планы супостатов.
Впрочем, долго воевать со злом протагонисту не придется, - в игре всего 15 весьма непродолжительных уровней, одолеть которые можно за один-единственный вечер. При этом все этапы «Миссии на Балканах» представляют из себя «коридоры», которые требуется пройти от начала до конца, попутно уничтожая всех встреченных противников. Каких-либо хитро спрятанных ключей/квестовых предметов, равно как и замудренных головоломок, в игре нет, так что всё, чем придется заниматься нашему «альтер-эго» помимо отстрела «террористического элемента», это: а) преодоление небольших препятствий; б) нажатие на огромные кнопки; в) разрушение отдельных элементов обстановки. Да, «коварные» разработчики разместили на некоторых уровнях объекты, уничтожение которых является необходимым условием для продвижения по этапу. Плюс изредка авторы используют прием «вернись немного назад, там открылась дверь/образовался пролом», верным признаком которого служат появившиеся в ранее зачищенных локациях «свежие» враги.
Собственно, именно отстрел бойцов противника и является основным элементом геймплея «Миссии на Балканах». Однако выполнить его на приемлемом уровне авторам, увы, не удалось. Начнем с того, что в игре присутствует всего четыре типа противников: качки в оливкового цвета штанах и жилетах, стреляющие из «Калаша», словно из дробовика; их «собратья», отличающиеся цветом штанов, наличием белых маек, а главное - ведением огня «нормальным» способом (очередями); похожие на ниндзя бойцы в балаклавах и синей нательной броне; здоровяки с железной маской на лице, кидающие гранаты и «орудующие» ручным пулеметом. Вся эта братия отличается полным отсутствием какого-либо командного взаимодействия, а также крайне низким интеллектом. Так, завидев игрока, боты начинают хаотично метаться в разные стороны, типа сбивая прицел, а подобравшись поближе, открывают огонь. Причем стреляют террористы даже при наличии на «линии огня» собратьев по оружию, что нередко приводит к «междусобойчикам» в их рядах и потерям еще до начала боя. Увеличение уровня сложности (всего их четыре), приводит лишь к повышению наносимого супостатами урона, а также незначительному росту точности их выстрелов, но отнюдь не решает проблему тупости электронных бойцов. В результате противник оказывает геймеру хоть какое-то сопротивление лишь благодаря количеству и относительно грамотной расстановке ботов на уровнях. Кроме того, начиная со второй половины игры противники начинают практиковать одновременные атаки с нескольких направлений и нападение со спины с уже зачищенных локаций (типа подошло подкрепление).
Впрочем, недалеко ушел от своих оппонентов и главный герой, - управление протагонистом неотзывчивое и «деревянное», какими-то интересными приемами вроде перекатов он не владеет. Даже регенерации здоровья и брони в «Миссии на Балканах» нет (правда, это скорее плюс). Хотя стоп, - одна уникальная способность у нашего бравого бойца всё же имеется! Заключается она в том, что из любого оружия он стреляет… без перезарядки! Правда, особо «разгуляться» не удастся, - арсенал персонажа не слишком обширен и включает в себя нож, пистолет, дробовик, автомат, пулемет, гранатомет и «лимонки». Да и с патронами в игре постоянная напряженка, так же как и с аптечками на пару с бронежилетами.
В общем, геймплейного разнообразия, равно как и «изюминки», в проекте нет. Игрок просто бредет по своего рода «кишке», отстреливая по дороге всё, что движется, и ломая всё, что разрушается. Никаких тебе поездок на транспорте, взаимодействия с NPC или, к примеру, «пострелушек» из стационарных турелей. Единственный на всю игру «нестандартный» момент - ограниченный по времени забег в финале. Но как он реализован, - требуется за считанные секунды пробежать три небольших помещения, попутно избавившись от троицы врагов. И всё это - на фоне чрезвычайно стандартных и банальных локаций: ангар на аэродроме, канализация, «законсервированная» лаборатория, тюремный блок. Игроки со стажем, наверное, уже и со счету сбились, вспоминая, сколько раз им приходилось «зачищать» подобные объекты.
Тем более что оформление всех этих «замечательных» мест отнюдь не поражает воображение. В частности, уровни игры однообразны, минималистичны и полны «копипасты», а их основным наполнением являются металлические контейнеры, деревянные ящики и выполненные в виде многогранников бочки. Впрочем, возможно, это и к лучшему, поскольку с прорисовкой любых других объектов у авторов совсем не задалось, - изредка встречающиеся мониторы больше похожи на огромные микроволновки, пожарные щитки с огнетушителями выполнены в виде размытых плоских «наклеек», а единожды встречающееся транспортное средство - грузовик «КамАЗ» - будет сниться вам в ночных кошмарах. Добавьте сюда убогое небо, здания-«коробки» с плоскими окнами, жуткое месиво, якобы являющееся сточными водами, а также примитивные спецэффекты, - и вы примерно сможете понять, насколько всё плохо. Единственное, что удалось авторам относительно нормально, - это отдельные модели оружия и персонажей. Правда, последние также являются «счастливыми обладателями» весьма средней анимации с кучей неестественных движений, - но на общем фоне начинаешь радоваться и этому. Тем более что с противниками, а точнее - с их телами, связан ряд интересных моментов. И больше всего в этом плане «досталось» качкам в оливковых штанах и их сородичам в белых майках, которые вне зависимости от того, стреляют по ним из пистолета или из дробовика, подлетают в момент своей гибели высоко в воздух и падают на землю, лишь исполнив какой-нибудь замысловатый кульбит вроде сальто назад. Более того, рухнув вниз, они не «успокаиваются» и начинают совершать некие странные телодвижения, по всей видимости символизирующие конвульсии. Также у моделей этих ребят имеется простенькая модель повреждений, причем универсальная, - как бы ни погиб такой боец, у него появится два аккуратных пулевых отверстия на груди и одно такое же на спине. А у некоторых еще и забрызгает кровью… нос. На их фоне парни в железных масках и в балаклавах смотрятся довольно блекло - просто заваливаются на землю и лежат неподвижно. Хотя последние иногда выполняют в момент падения «изящные пируэты» вроде поворота вокруг своей оси на 360 градусов. Кстати, удивительно, но тела погибших, в отличие от пулевых отверстий на стенах и предметах, никуда не исчезают и остаются лежать на месте гибели «клиента» до самого окончания уровня, подчас в весьма примечательных позах.
Интереснее обстоят дела со звуковым оформлением. Дело в том, что в «Миссии на Балканах» присутствует всего 2-3 музыкальных трека, которые поочередно, повторяясь, играют на уровнях. При этом выполнены они в стиле мрачного, зловещего эмбиента, неожиданно неплохо сочетающегося с происходящим на экране. Особенно интересна одна композиция с голосовыми сэмплами и эффектами в стиле Enigma. А вот разговоров в игре немного, - главный герой чаще всего произносит монологи в небольших предшествующих старту некоторых этапов роликах на движке, а также изредка комментирует определенные заскриптованные действия вроде подбора документов. В свою очередь, враги в основном молчат и лишь изредка выкрикивают какую-то фразу на языке, идентифицировать который мне не удалось.
Подводя итоги, отмечу, что «Спецназ: Антитеррор. Миссия на Балканах» безусловно «переигрывает» трэш вроде Ardennes Offensive (2004, Windows), вплотную приблизившись к легендарной Doka 2: Kishki Edition. Однако назвать данный проект хорошим, а тем более порекомендовать его к ознакомлению я не могу. Сыграть в него стоит исключительно из любопытства, дабы посмотреть, как выглядит классический «шутер про спецназ» в представлении отечественного игропрома.
- Время и место:
Современность - Игровой движок:
id Tech 2 - Многопользовательская игра:
LAN - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Язык:
Русский