Роман "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" заслуженно считается одним из лучших творений Роберта Льюиса Стивенсона и подлинным шедевром зарождавшегося во второй половине XIX века жанра триллера. В 2001 году французская компания Cryo, пользующаяся среди игроков "устойчиво противоречивой" репутацией, выпустила компьютерную игру в жанре "action-adventure", представляющую собой "свободное альтернативное продолжение" первосточника: согласно версии её авторов, Генри Джекил вовсе не покончил с собой, а сумел найти средство, излечившее его от превращений в мистера Хайда, и открыл психиатрическую лечебницу. После выхода в свет данная вещь получила в основном совершенно разгромные отзывы от критиков (надо заметить, как минимум отчасти заслуженные, - хотя несколько положительных рецензий тоже было) на пару с ярлыком "ужасного клона American McGee's Alice", а очень скоро оказалась и вовсе забыта, чему в немалой степени способствовали не только недоработки игрового процесса, но и серьёзные технические проблемы, связанные с её запуском на завоёвывающей тогда позиции Windows XP.
Сюжет на первый взгляд может показаться примитивным, однако по ходу действия начинает неподдельно увлекать. Начинается всё с того, что во время грозы многим пациентам лечебницы Джекила каким-то образом удаётся бежать из своих камер; они устраивают в здании погром, а один из них, недавно поступивший на лечение Бернвелл, берёт в заложницы маленькую дочь доктора Лори. Освободив своего помощника Спенсера, с которым психи хотели зверски расправиться, Джекил узнаёт о некоем стимулянте, вызывающем агрессивное поведение, которым те были неведомо как и кем "напичканы", - а впоследствии находит Бернвелла, сообщающего, что для спасения Лори доктор должен снова вспомнить о своём втором "я" - мистере Эдварде Хайде. Причём и это не всё, - вскоре выяснится, что за действиями умалишённого стоит некий загадочный адвокат, которому злобное альтер эго учёного понадобилось совсем не просто так... Иными словами, задумка, несмотря на столь небрежное отношение к литературной классике, замечательная, - но вот её реализация, увы, откровенно подкачала.
Прежде всего стоит отметить главные недостатки Jekyll & Hyde: это "своеобразная" графика (о которой мы поговорим ниже), отвратительная работа камеры и неудачно реализованный платформенный элемент, который, как порой кажется, доминирует и над боевым, и над приключенческим. Перспектива обзора может быть формально обозначена как "от третьего лица", но при этом довольно часто сменяется сама по себе: только что мы видели героя крупным планом "со спины", а теперь уже наблюдаем за ним фактически с высоты птичьего полёта в псевдоизометрии. Невозможно не только свободно поворачивать камеру, находясь в конкретной точке, но и даже двигаться по диагонали (и мы часто будем видеть лицо протагониста, ибо для того, чтобы пойти в противоположную сторону, он должен развернуться на 180 градусов); ракурсы в большинстве случаев строго фиксированные и не так уж редко неудобные для конкретной ситуации, но как-либо изменить их нельзя. Скорость перемещения протагониста по умолчанию невысока, но может быть увеличена задействованием клавиши бега.
Вскоре после разговора с Бернвеллом главный герой получает способность превращаться в мистера Хайда - по собственному желанию с помощью специального эликсира (а вот возвращение к прежнему виду произойдёт уже само по себе и по прошествии определённого времени). Способности у обеих форм персонажа несколько различаются: Эдвард обладает большим запасом здоровья, намного сильнее физически и куда выше и дальше прыгает, однако взаимодействовать с окружающей средой может лишь самым примитивным образом - то есть, к примеру, в состоянии открыть дверь, но не способен общаться с другими людьми и подбирать предметы и помещать их в имеющийся у протагониста инвентарь. Некоторые такие объекты предстоит отыскивать (но ничего сложного в этом, как правило, нет), тогда как другими могут поделиться встречаемые неигровые персонажи. Для лечения используются растворы в склянках, помеченных красным крестом, по умолчанию оказывающиеся в руках Джекила, а не в виртуальном вещмешке (как те же ключи, например), и по нажатию соответствующей клавиши сразу им опорожняющиеся, даже если со здоровьем, запас которого отображается в виде вертикальной шкалы в левой части экрана, сейчас всё в порядке.
Оружие, представленное единственным видом - толстой тростью с набалдашником, - имеется опять-таки лишь у доктора: монструозный мистер Хайд предпочитает расправляться с недругами с помощью своих огромных кулаков. К слову сказать, "рядовые" враги (только пациентами лечебницы их перечень отнюдь не исчерпывается) весьма слабы и убиваются буквально с одного-двух ударов (а тех же поверженных роботов вообще придётся потом использовать в качестве своего рода подручных механизмов); боссы сильнее и выносливее, но формально опять-таки не представляют собой проблемы, - правда, среди них будут требующие особого подхода (например, огромного вампира придётся в буквальном смысле слова "выталкивать" на свет). Другое дело, что из-за неудобного управления и очень маленького запаса здоровья у Джекила (он может погибнуть где-то от трёх-четырёх ударов противника, а то и от меньшего их количества) простыми здесь допустимо назвать далеко не все схватки, особенно те, где придётся иметь дело сразу с несколькими супостатами, - во многом из-за всё той же камеры. Кроме того, в некоторых локациях присутствуют опасности и ловушки, избежать которых порой тоже нелегко, ибо для этого могут потребоваться и ловкость, и скорость.
Приключенческий элемент в Jekyll & Hyde откровенно рудиментарен. Да, здесь есть диалоги (короткие и неинтерактивные), а также упоминавшаяся выше возможность (и необходимость) обнаружения и последующего применения предметов, но полноценных головоломок, пожалуй, не наблюдается вовсе, а за все действия (взять объект, использовать его, открыть дверь, уцепиться за уступ и так далее) отвечает одна и та же клавиша; иными словами, всё линейно и сравнительно легко даже для не имеющих большого опыта в решении квестовых загадок. Но дело серьёзно осложняется отмечавшимся ранее платформенным элементом: даже мистер Хайд прыгает не то чтобы здорово, доктор Джекил же - куда хуже; а между тем заниматься этим предстоит сравнительно часто, имея дело в том числе с неприятными маленькими элементами, для успешного попадания на которые нужно очень скрупулёзно вычислять стартовую точку перед прыжком; более того - злосчастная камера и в эти моменты может преподносить страшные "сюрпризы". Но и этим беды отнюдь не ограничиваются: сохранение возможно исключительно в специальных "контрольных точках", поэтому если во время исполнения какого-нибудь акробатического трюка вы погибнете, то "возродитесь", весьма вероятно, довольно далеко от данного места. Наконец, в некоторых случаях есть риск "запороть" прохождение "неверным" применением вышеозначенного эликсира для превращения: так, чтобы его у вас не оказалось в нужный момент, не бывает, но вот принять форму Хайда в неподходящее время, лишившись тем самым возможности получить критически важную информацию из диалога (ибо с этим монстром, напомним, разговаривать никто не станет) или, наоборот, запрыгнуть в место, доступное только ему (если действие зелья уже закончилось и мы вернулись к первоначальному состоянию), всё-таки реально. В общем, своего рода парадокс: вроде бы и сражения формально простые, а загадки и того легче, - однако же играть в Jekyll & Hyde действительно сложно, причём часто до самого настоящего раздражения и остервенения.
В заключение стоит сказать об уже упоминавшейся графике, за которую игру ругали в своё время ничуть не меньше, чем за неудобное управление. Наш вердикт касательно данного аспекта таков: окружающая обстановка в локациях, будь то сам особняк Джекила с интереснейшими помещениями вроде огромной аудитории для лекций, зловещее кладбище (с отнюдь не безопасными могилами!) или та же крыша поезда, где каждый шаг может привести к гибели от поражения электрическим током, исполнены великолепно, - и касается это не только чёткости прорисовки, но и, с позволения сказать, антуража как такового: каждая здешняя деталь, даже самая маленькая, буквально пропитана мистической атмосферой викторианского Лондона. И тем обиднее признавать, что все - именно абсолютно все, без каких-либо исключений, - модели персонажей исполнены истинно отвратительно. И дело здесь не просто в "угловатом 3D", - данное явление для рубежа тысячелетий характерно, привычно и олдгеймерские глаза испугать не способно, - а именно в самой манере их изображения, от просто некачественной (главный герой и его альтер эго или, например, маленькая Лори) до какого-то сюрреалистичного гротеска, доходящего в своём убожестве до того, адекватного названия чему, кажется, просто не существует. Конечно, можно предположить, что подобный стиль (никак не сочетающийся с роскошными фонами) был выбран авторами намеренно, - и тогда утверждать, что перед нами никем не понятый и не признанный шедевр артхауса (и применительно к игровому процессу в том числе), - но мы так поступать всё-таки поостережёмся. В результате рекомендовать Jekyll & Hyde будет уместно разве что действительно "хардкорным" игрокам с душами, открытыми самым причудливым сочетаниям жанров, не боящимся ни жуткого внешнего вида, ни страшных технических проблем.
Сюжет на первый взгляд может показаться примитивным, однако по ходу действия начинает неподдельно увлекать. Начинается всё с того, что во время грозы многим пациентам лечебницы Джекила каким-то образом удаётся бежать из своих камер; они устраивают в здании погром, а один из них, недавно поступивший на лечение Бернвелл, берёт в заложницы маленькую дочь доктора Лори. Освободив своего помощника Спенсера, с которым психи хотели зверски расправиться, Джекил узнаёт о некоем стимулянте, вызывающем агрессивное поведение, которым те были неведомо как и кем "напичканы", - а впоследствии находит Бернвелла, сообщающего, что для спасения Лори доктор должен снова вспомнить о своём втором "я" - мистере Эдварде Хайде. Причём и это не всё, - вскоре выяснится, что за действиями умалишённого стоит некий загадочный адвокат, которому злобное альтер эго учёного понадобилось совсем не просто так... Иными словами, задумка, несмотря на столь небрежное отношение к литературной классике, замечательная, - но вот её реализация, увы, откровенно подкачала.
Прежде всего стоит отметить главные недостатки Jekyll & Hyde: это "своеобразная" графика (о которой мы поговорим ниже), отвратительная работа камеры и неудачно реализованный платформенный элемент, который, как порой кажется, доминирует и над боевым, и над приключенческим. Перспектива обзора может быть формально обозначена как "от третьего лица", но при этом довольно часто сменяется сама по себе: только что мы видели героя крупным планом "со спины", а теперь уже наблюдаем за ним фактически с высоты птичьего полёта в псевдоизометрии. Невозможно не только свободно поворачивать камеру, находясь в конкретной точке, но и даже двигаться по диагонали (и мы часто будем видеть лицо протагониста, ибо для того, чтобы пойти в противоположную сторону, он должен развернуться на 180 градусов); ракурсы в большинстве случаев строго фиксированные и не так уж редко неудобные для конкретной ситуации, но как-либо изменить их нельзя. Скорость перемещения протагониста по умолчанию невысока, но может быть увеличена задействованием клавиши бега.
Вскоре после разговора с Бернвеллом главный герой получает способность превращаться в мистера Хайда - по собственному желанию с помощью специального эликсира (а вот возвращение к прежнему виду произойдёт уже само по себе и по прошествии определённого времени). Способности у обеих форм персонажа несколько различаются: Эдвард обладает большим запасом здоровья, намного сильнее физически и куда выше и дальше прыгает, однако взаимодействовать с окружающей средой может лишь самым примитивным образом - то есть, к примеру, в состоянии открыть дверь, но не способен общаться с другими людьми и подбирать предметы и помещать их в имеющийся у протагониста инвентарь. Некоторые такие объекты предстоит отыскивать (но ничего сложного в этом, как правило, нет), тогда как другими могут поделиться встречаемые неигровые персонажи. Для лечения используются растворы в склянках, помеченных красным крестом, по умолчанию оказывающиеся в руках Джекила, а не в виртуальном вещмешке (как те же ключи, например), и по нажатию соответствующей клавиши сразу им опорожняющиеся, даже если со здоровьем, запас которого отображается в виде вертикальной шкалы в левой части экрана, сейчас всё в порядке.
Оружие, представленное единственным видом - толстой тростью с набалдашником, - имеется опять-таки лишь у доктора: монструозный мистер Хайд предпочитает расправляться с недругами с помощью своих огромных кулаков. К слову сказать, "рядовые" враги (только пациентами лечебницы их перечень отнюдь не исчерпывается) весьма слабы и убиваются буквально с одного-двух ударов (а тех же поверженных роботов вообще придётся потом использовать в качестве своего рода подручных механизмов); боссы сильнее и выносливее, но формально опять-таки не представляют собой проблемы, - правда, среди них будут требующие особого подхода (например, огромного вампира придётся в буквальном смысле слова "выталкивать" на свет). Другое дело, что из-за неудобного управления и очень маленького запаса здоровья у Джекила (он может погибнуть где-то от трёх-четырёх ударов противника, а то и от меньшего их количества) простыми здесь допустимо назвать далеко не все схватки, особенно те, где придётся иметь дело сразу с несколькими супостатами, - во многом из-за всё той же камеры. Кроме того, в некоторых локациях присутствуют опасности и ловушки, избежать которых порой тоже нелегко, ибо для этого могут потребоваться и ловкость, и скорость.
Приключенческий элемент в Jekyll & Hyde откровенно рудиментарен. Да, здесь есть диалоги (короткие и неинтерактивные), а также упоминавшаяся выше возможность (и необходимость) обнаружения и последующего применения предметов, но полноценных головоломок, пожалуй, не наблюдается вовсе, а за все действия (взять объект, использовать его, открыть дверь, уцепиться за уступ и так далее) отвечает одна и та же клавиша; иными словами, всё линейно и сравнительно легко даже для не имеющих большого опыта в решении квестовых загадок. Но дело серьёзно осложняется отмечавшимся ранее платформенным элементом: даже мистер Хайд прыгает не то чтобы здорово, доктор Джекил же - куда хуже; а между тем заниматься этим предстоит сравнительно часто, имея дело в том числе с неприятными маленькими элементами, для успешного попадания на которые нужно очень скрупулёзно вычислять стартовую точку перед прыжком; более того - злосчастная камера и в эти моменты может преподносить страшные "сюрпризы". Но и этим беды отнюдь не ограничиваются: сохранение возможно исключительно в специальных "контрольных точках", поэтому если во время исполнения какого-нибудь акробатического трюка вы погибнете, то "возродитесь", весьма вероятно, довольно далеко от данного места. Наконец, в некоторых случаях есть риск "запороть" прохождение "неверным" применением вышеозначенного эликсира для превращения: так, чтобы его у вас не оказалось в нужный момент, не бывает, но вот принять форму Хайда в неподходящее время, лишившись тем самым возможности получить критически важную информацию из диалога (ибо с этим монстром, напомним, разговаривать никто не станет) или, наоборот, запрыгнуть в место, доступное только ему (если действие зелья уже закончилось и мы вернулись к первоначальному состоянию), всё-таки реально. В общем, своего рода парадокс: вроде бы и сражения формально простые, а загадки и того легче, - однако же играть в Jekyll & Hyde действительно сложно, причём часто до самого настоящего раздражения и остервенения.
В заключение стоит сказать об уже упоминавшейся графике, за которую игру ругали в своё время ничуть не меньше, чем за неудобное управление. Наш вердикт касательно данного аспекта таков: окружающая обстановка в локациях, будь то сам особняк Джекила с интереснейшими помещениями вроде огромной аудитории для лекций, зловещее кладбище (с отнюдь не безопасными могилами!) или та же крыша поезда, где каждый шаг может привести к гибели от поражения электрическим током, исполнены великолепно, - и касается это не только чёткости прорисовки, но и, с позволения сказать, антуража как такового: каждая здешняя деталь, даже самая маленькая, буквально пропитана мистической атмосферой викторианского Лондона. И тем обиднее признавать, что все - именно абсолютно все, без каких-либо исключений, - модели персонажей исполнены истинно отвратительно. И дело здесь не просто в "угловатом 3D", - данное явление для рубежа тысячелетий характерно, привычно и олдгеймерские глаза испугать не способно, - а именно в самой манере их изображения, от просто некачественной (главный герой и его альтер эго или, например, маленькая Лори) до какого-то сюрреалистичного гротеска, доходящего в своём убожестве до того, адекватного названия чему, кажется, просто не существует. Конечно, можно предположить, что подобный стиль (никак не сочетающийся с роскошными фонами) был выбран авторами намеренно, - и тогда утверждать, что перед нами никем не понятый и не признанный шедевр артхауса (и применительно к игровому процессу в том числе), - но мы так поступать всё-таки поостережёмся. В результате рекомендовать Jekyll & Hyde будет уместно разве что действительно "хардкорным" игрокам с душами, открытыми самым причудливым сочетаниям жанров, не боящимся ни жуткого внешнего вида, ни страшных технических проблем.
- Время и место:
Долгий XIX век - Перспектива:
Вид от третьего лица - Происхождение:
Книги - Страна или регион происхождения:
Франция - Тематика:
Мистика - Язык:
Русский
English
Теперь, оглядываясь назад, я особенно рад что чисто по счастливой случайности купил диск с этим произведением искусства в далёком 2000 году. Если бы продавец мне тогда его не посоветовал, то я бы, вероятно, никогда и не узнал об этой игре, поскольку даже на просторах интернета о ней мало что известно. Читал пару коротких обзорчиков по-польски, но не более того. Даже на Ютубе до сих пор отсутствует прохождение или, хотя бы, маломальский обзор! По крайней мере, на английском я таких видео не находил.
Обидно лишь, что на современных системах игра не запускается совсем Ну что ж, хотя бы есть возможность слушать музыку с диска... Которая здесь, кстати, просто божественна! Особенно рекомендую треки FUMERIE, HOPITAL, JEKYLL, ALIENES, DEWITT (слушать можно даже без установки игры).
Эх, возможно, как-нибудь специально приобрету старое железо, дабы пройти моего любимого "Джекилла" Поглядываю в сторону mini-PC со старыми процессорами Pentium 2 и видеочипами 3dfx - не нужно будет занимать место на столе огромной бандурой
От литературной основы там и правда мало, но визуальный стиль - действительно "артхаусный" и немного "на любителя" - создаёт непередаваемую макабрическую атмосферу ужаса и безумия. Стоит также отметить наличие русской локализации от "Нивал" - традиционно самого высокого качества (и даже лучше, чем у англоязычного перевода).
С запуском игры в своё время действительно имелись некоторые сложности, но на более современных версиях операционных систем всё на удивление беспроблемно. Ну, не считая сложностей с прохождением многочисленных боевых и аркадных моментов, разумеется.