Na polach rosną wybuchów krze,
kule dzwonią jak szklanki.
Pierwsza brygada lawiną prze
do szturmu na Studzianki.
(Я. Пшимановский, «Студзянковская баллада»)
kule dzwonią jak szklanki.
Pierwsza brygada lawiną prze
do szturmu na Studzianki.
(Я. Пшимановский, «Студзянковская баллада»)
Вторая игра (первую – 1939 – ищите на страницах нашего сайта) польского варгеймера Михала Имёлека знакомит нас с одним примечательным эпизодом в истории освобождения Польши от фашистских оккупантов – битвой у деревни Студзянки. В этом сражении совместные советско-польские силы обороняли Магнушевский плацдарм (назван так из-за расположения в «одноименной» волости) в течение недели, с 9 по 16 августа 1944 года. Бой шел с переменным успехом – лишь 11 августа немцев выбили из Студзянок. Тем не менее советско-польские войска свою задачу выполнили. Это сражение оставило значительный след в культуре Польши – книги, фильмы, памятники и вот видеоигра. К сожалению, Studzianki 1944 так и не добралась до полок магазинов – практически готовую игру попросту не отправили в тираж. Но, как говорится, мир не без добрых людей, – нашлись те, кто сохранил сей артефакт. Да не только сохранил, но и передал общественности.
Studzianki 1944 являются тактикой в реальном времени, в коей один юнит равен одному солдату/танку. В отличие от популярной Close Combat здесь команды войскам раздаются в режиме паузы. Их немного – «идти в указанную точку» и «стрелять сюда». Также при движении солдат им можно приказать игнорировать противника (иначе они начнут обстреливать любую вражину, оказавшуюся в радиусе поражения): нужно это для всяких «тактических» маневров типа засад или быстрого пересечения открытого поля от укрытия до укрытия. Но главной «изюминкой» игры стала возможность управлять солдатиками и танчиками на манер боевичков с видом сверху. Курсорными клавишами перемещаемся по полю боя, мышкой наводимся и стреляем. Естественно, развеселого «аркадного» экшона ожидать не стоит, «ибо реализм!». Танки обладают инерцией и по-разному реагируют на ландшафт (в гору - ползком, с горы – с ветерком), а чем тяжелее башня, тем больше требуется времени для наведения орудия; то же самое касается и перезарядки – у «крупного калибра» она долгая. Как и полагается хорошей «тактике», немалую роль в достижении поставленных целей играют местность и различные объекты на ней. Так как все юниты обладают ограниченным сектором «зрения», то густые заросли и холмы с пригорками станут вашими «лучшими друзьями», позволяющими временно скрывать войска и устраивать засады на врага. Иногда на картах попадаются различные деревенские постройки – дома, сараи и т.д.; спрятавшись в таком укрытии, солдат али танк не будут получать урон от вражеских снарядов, пока постройка не разрушится.
Армии состоят из трех типов пехоты (автоматчики, пулеметчики и бойцы с противотанковым оружием), артиллерии, мотоциклистов и танков. У поляков в распоряжении две модели – Т-34 и ИС (какой – неизвестно: игра не вдается в такие подробности), а у немцев – три, «Пантера», «Тигр» и Pz. 4. Подчиненные в боях зарабатывают «опыт», становясь более «убойными» и меткими, а при неудачном стечении обстоятельств теряют «жизнь». Потери же восполняются на специальных подсвеченных гексах; учтите – чем более мощный юнит вы «заказываете», тем дольше придется ждать его прибытия на фронт. Управление войсками типично для жанра: выделяем правой кнопкой отдельных солдат либо рамкой группу, а левой указываем точку следования или цель для стрельбы.
Одиночная игра являет собой набор из 10 миссий, кои можно проходить в произвольном порядке и за любую сторону, – 8 исторических, а вот две… В легендарном сериале «4 танкиста и собака» битва за Студзянки упоминалась в 5-й серии первого сезона, и вот именно по ее мотивам и сделаны оставшиеся сценарии. В них мы можем взять на себя командование тем самым Т-34 по прозвищу «Рыжий»: его заприметить легко – на спрайте танка выведен бортовой номер 102. В любом случае все задания сводятся к захвату и удержанию контрольных точек либо к уничтожению всех сил противника.
К сожалению, Studzianki 1944 прекрасны только «на бумаге». Из-за технических особенностей – ОЧЕНЬ низкой частоты кадров – играть в нее физически неудобно. Практически невозможно… Впрочем, если вы обладатель вольфрамовой нервной системы, то можете попробовать. На этой несколько грустной ноте я заканчиваю описание.
- Время и место:
Вторая мировая война - Перспектива:
Вид сверху - Страна или регион происхождения:
Польша - Элемент жанра:
В реальном времени
Мультижанровая
Wargame
Тактика - Язык:
Polski