Современная выставка игрового искусства всё реже полнится свежими экземплярами подножного корма для капризных ньюфагов с вечно разинутыми вафельниками — и куда чаще радует новыми старыми находками непримиримых ортодоксов олдгейма истинного, даже, без преувеличения сказать, брутального. Есть мнение, что именно огромное число артефактов былых времён и на оба глаза косящие под «винтажненькое» безбожные чудила определили образование того самого эталона качества, под который неизменно попадают чаще всего одни и те же тайтлы. И если уж случается появиться «новенькому», то он, вероятно, окажется с бородой до пуза. Вот и «Стронгхольд» родился старичком. Впрочем, синдром «Бенджамина Баттона» оказался ему, что называется, к лицу.
Если в двух словах, то Stronghold Crusader — образцовый аддон. Идеальное продолжение идеальной игры. Видите ли, концептуальная прелесть её начинается в многообразии подходов к эффективному развитию своей крепости-града и завершается эффектной победой по условию одного из массы предложенных сценариев. Всё, за что любят первую «Цитадель», осталось в «Крестоносцах» и умножилось само на себя без малого десятикратно. Трудно сказать наверняка, с чем из золотого пантеона творений отцов геймдева, объединившихся под знамёнами британской студии FireFly, лучше познакомиться в первую очередь — Lords of the Realm, Caesar 3, Stronghold или её исключительно самостоятельным сиквелом, вышедшим спустя одиннадцать месяцев после релиза оригинальной игры, ведь это две совершенно разных ипостаси одной идеи, аналогов под стать которой не существует.
В игровой индустрии не так уж просто найти примеры столь же заслуженной полярности пары близнецов, для удобства различия родителями не столько одетых в совсем непохожие вещички, сколько выращенных из двух разных параграфов медиевистики. Но то, что это всё-таки родственники, сразу выдаёт их внешность, данная от рождения: цепочки производства оружия и пищи, большая часть построек и когорта вооружённых англичан, представляющих ныне объединенную армию Европы, докочевали на Ближний Восток практически без изменений. Однако в связи с «переездом» в земли пустынные и скупые на древесину внешний вид сооружений претерпел значительный редизайн, вытеснив мотт и бейли, — деревянные стены, башни и ворота исчезли как класс. Из камня же оборонка разрослась на порядок и стала включать в себя фрагменты европейской и восточной архитектуры. Но то, что случилось с музыкой, не лезет ни в какие барбаканы. Роберт! Какая восточная красавица тебя укусила, что Stronghold Crusader OST переплюнул все каноны, которыми был вдохновлён?
Новая география места событий диктует свои условия на каждом шагу, ибо в засушливой Палестине места для цитадели какого угодно размаха хоть отбавляй, но сыскать объёмы ресурсов, соответствующие замыслу, почти нереально. Ещё одним немаловажным фактором стало расстояние от палат лорда не только до залежей камня и руды, но и до оазисов, лишь только вокруг которых почва хоть как-то пригодна для ведения сельского хозяйства. Под палящим солнцем часть городских зданий даже сбросила в экстерьере: жилые дома выкрашены в безликий белый цвет, с течением игровых лет перестали видоизменяться, как в оригинальной игре или, к примеру, в Pharaoh, и мало отличаются друг от друга. Оружейных дел кудесники и вовсе трудятся в мастерских почти под открытым небом — крышами им теперь служат гигантские листья с пальмовых деревьев.
Как и на инопланетных песках Dune 2, законодателя моды на жанр RTS, здесь все сооружения возводятся мгновенно, освобождая владыке уйму досуга для условной прокладки городских маршрутов, налаживания экономической деятельности и, конечно, военного ремесла. В изометрической проекции теперь свыше семидесяти всевозможных объектов недвижимости, военпрома и декоративных украшательств, известных средневековому градоначальнику. Часть зданий всё так же предназначена для гармоничного сосуществования с другими звеньями цепи производства. Как и раньше, домик каждого правителя располагает крохотным проходом размером с альков, чрез который полунагой люд материализуется прямиком из небытия программного множества себе подобных, отвешивает к земле колено и без рыцарских почестей занимает место поодаль.
Возможность установить в качестве фигурки своего протеже крестоносца или султана возникла в Stronghold Crusader, конечно же, неспроста. Шансы у случайного обывателя оказаться записанным в рекруты куда выше, чем прежде: наряду с каменной казармой для найма лучников, копейщиков, пехотинцев, арбалетчиков, пикинеров, а также пеших и конных крестоносцев в распоряжении полководца появилась палатка арабских наёмников, с которой игрок открывает невообразимое число тактик через сочетание самых разных родов войск. Тут вам и прыткий раб-шахид, вооруженный одним только факелом да собственными штанами, и грузные мужи в кольчужных доспехах, и конные лучники, — даже огненную баллисту завезли! Визитной карточкой аддона можно смело считать лучников на вороных жеребцах, низвергающих ливень стрел хоть на полном скаку, хоть задом наперёд, а также братство ассасинов, способных на то, что иногда не по зубам целой армии. Один нюанс — как и в Cossacks, золотишка за иноземные полки придётся отвалить немало. Но всё-таки оно стоит того, чтобы толпой джигитов удалых влететь противнику под дых! А укреплённый элем и прелестями защищаемой крепости боевой дух без риска пасть ниже плинтуса, как в Shogun: Total War, швыряет в схватку яростно вопящую боевые кличи любую солдатню.
Но у подданного, не подконтрольного напрямую (см. Majesty), есть что сказать. О популярности своих решений владыка узнает если не из краткого отчёта мейстера о результатах труда повелителя, то из уст полуголодного и обобранного налогами пекаря, который, минуя аллею виселиц, получше фонарных столбов освещающих путь праздношатающимся, решил прогуляться до публичного сожжения еретиков да подышать свежим смрадом выгребных ям. Увы, но подобные меры для укрепления деловых отношений и веры в правящий режим на практике оказываются с экономической стороны вопроса куда эффективнее, чем цветущие сады или средневековый парк аттракционов. Верно и обратное: сытый, счастливый и одухотворённый народ куда охотнее продолжит прибывать в сказочную цитадель и едва ли согласится покинуть её по собственному желанию.
Никаких социальных лифтов налицо; жители Tropico: Padadise Island могут пахать спокойно, им карьера хотя бы мерещится. Жизнь средневекового смерда втиснута в рамки его страты. Общность же этих людей — единственный «ресурс» в игре, равно как реальное время в Z, без которого победа в битве лордов практически невозможна. И несмотря на то, что достопочтенные лорды-боты, среди которых, кстати, появились султаны, халифы и даже сам Салах ад-Дин, предпочитают чаще отсиживаться в замках, не имея представления о других моделях поведения, отличных от предустановленной им, лорды-люди стремятся перекрыть друг другу кислород изничтожением вольных крестьян супостата, ожидающих работы возле замка. Что показательно: безоружный люд зачастую становится чуть ли не живой преградой на пути в королевскую опочивальню. Что это: хитроумный расчёт создателей, преданная любовь простолюдинов, ещё ничего не обретших и потому готовых к сатьяграхе, или всё разом? Who knows.
Если в двух словах, то Stronghold Crusader — образцовый аддон. Идеальное продолжение идеальной игры. Видите ли, концептуальная прелесть её начинается в многообразии подходов к эффективному развитию своей крепости-града и завершается эффектной победой по условию одного из массы предложенных сценариев. Всё, за что любят первую «Цитадель», осталось в «Крестоносцах» и умножилось само на себя без малого десятикратно. Трудно сказать наверняка, с чем из золотого пантеона творений отцов геймдева, объединившихся под знамёнами британской студии FireFly, лучше познакомиться в первую очередь — Lords of the Realm, Caesar 3, Stronghold или её исключительно самостоятельным сиквелом, вышедшим спустя одиннадцать месяцев после релиза оригинальной игры, ведь это две совершенно разных ипостаси одной идеи, аналогов под стать которой не существует.
В игровой индустрии не так уж просто найти примеры столь же заслуженной полярности пары близнецов, для удобства различия родителями не столько одетых в совсем непохожие вещички, сколько выращенных из двух разных параграфов медиевистики. Но то, что это всё-таки родственники, сразу выдаёт их внешность, данная от рождения: цепочки производства оружия и пищи, большая часть построек и когорта вооружённых англичан, представляющих ныне объединенную армию Европы, докочевали на Ближний Восток практически без изменений. Однако в связи с «переездом» в земли пустынные и скупые на древесину внешний вид сооружений претерпел значительный редизайн, вытеснив мотт и бейли, — деревянные стены, башни и ворота исчезли как класс. Из камня же оборонка разрослась на порядок и стала включать в себя фрагменты европейской и восточной архитектуры. Но то, что случилось с музыкой, не лезет ни в какие барбаканы. Роберт! Какая восточная красавица тебя укусила, что Stronghold Crusader OST переплюнул все каноны, которыми был вдохновлён?
Новая география места событий диктует свои условия на каждом шагу, ибо в засушливой Палестине места для цитадели какого угодно размаха хоть отбавляй, но сыскать объёмы ресурсов, соответствующие замыслу, почти нереально. Ещё одним немаловажным фактором стало расстояние от палат лорда не только до залежей камня и руды, но и до оазисов, лишь только вокруг которых почва хоть как-то пригодна для ведения сельского хозяйства. Под палящим солнцем часть городских зданий даже сбросила в экстерьере: жилые дома выкрашены в безликий белый цвет, с течением игровых лет перестали видоизменяться, как в оригинальной игре или, к примеру, в Pharaoh, и мало отличаются друг от друга. Оружейных дел кудесники и вовсе трудятся в мастерских почти под открытым небом — крышами им теперь служат гигантские листья с пальмовых деревьев.
Как и на инопланетных песках Dune 2, законодателя моды на жанр RTS, здесь все сооружения возводятся мгновенно, освобождая владыке уйму досуга для условной прокладки городских маршрутов, налаживания экономической деятельности и, конечно, военного ремесла. В изометрической проекции теперь свыше семидесяти всевозможных объектов недвижимости, военпрома и декоративных украшательств, известных средневековому градоначальнику. Часть зданий всё так же предназначена для гармоничного сосуществования с другими звеньями цепи производства. Как и раньше, домик каждого правителя располагает крохотным проходом размером с альков, чрез который полунагой люд материализуется прямиком из небытия программного множества себе подобных, отвешивает к земле колено и без рыцарских почестей занимает место поодаль.
Возможность установить в качестве фигурки своего протеже крестоносца или султана возникла в Stronghold Crusader, конечно же, неспроста. Шансы у случайного обывателя оказаться записанным в рекруты куда выше, чем прежде: наряду с каменной казармой для найма лучников, копейщиков, пехотинцев, арбалетчиков, пикинеров, а также пеших и конных крестоносцев в распоряжении полководца появилась палатка арабских наёмников, с которой игрок открывает невообразимое число тактик через сочетание самых разных родов войск. Тут вам и прыткий раб-шахид, вооруженный одним только факелом да собственными штанами, и грузные мужи в кольчужных доспехах, и конные лучники, — даже огненную баллисту завезли! Визитной карточкой аддона можно смело считать лучников на вороных жеребцах, низвергающих ливень стрел хоть на полном скаку, хоть задом наперёд, а также братство ассасинов, способных на то, что иногда не по зубам целой армии. Один нюанс — как и в Cossacks, золотишка за иноземные полки придётся отвалить немало. Но всё-таки оно стоит того, чтобы толпой джигитов удалых влететь противнику под дых! А укреплённый элем и прелестями защищаемой крепости боевой дух без риска пасть ниже плинтуса, как в Shogun: Total War, швыряет в схватку яростно вопящую боевые кличи любую солдатню.
Но у подданного, не подконтрольного напрямую (см. Majesty), есть что сказать. О популярности своих решений владыка узнает если не из краткого отчёта мейстера о результатах труда повелителя, то из уст полуголодного и обобранного налогами пекаря, который, минуя аллею виселиц, получше фонарных столбов освещающих путь праздношатающимся, решил прогуляться до публичного сожжения еретиков да подышать свежим смрадом выгребных ям. Увы, но подобные меры для укрепления деловых отношений и веры в правящий режим на практике оказываются с экономической стороны вопроса куда эффективнее, чем цветущие сады или средневековый парк аттракционов. Верно и обратное: сытый, счастливый и одухотворённый народ куда охотнее продолжит прибывать в сказочную цитадель и едва ли согласится покинуть её по собственному желанию.
Никаких социальных лифтов налицо; жители Tropico: Padadise Island могут пахать спокойно, им карьера хотя бы мерещится. Жизнь средневекового смерда втиснута в рамки его страты. Общность же этих людей — единственный «ресурс» в игре, равно как реальное время в Z, без которого победа в битве лордов практически невозможна. И несмотря на то, что достопочтенные лорды-боты, среди которых, кстати, появились султаны, халифы и даже сам Салах ад-Дин, предпочитают чаще отсиживаться в замках, не имея представления о других моделях поведения, отличных от предустановленной им, лорды-люди стремятся перекрыть друг другу кислород изничтожением вольных крестьян супостата, ожидающих работы возле замка. Что показательно: безоружный люд зачастую становится чуть ли не живой преградой на пути в королевскую опочивальню. Что это: хитроумный расчёт создателей, преданная любовь простолюдинов, ещё ничего не обретших и потому готовых к сатьяграхе, или всё разом? Who knows.
- Время и место:
Средневековье
Ближний Восток - Многопользовательская игра:
LAN
Модем
Друг против друга - Особенность геймплея:
Freeplay
Ограничение по времени - Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Технические детали:
Дополнение
Полная озвучка
Редактор - Элемент жанра:
В реальном времени - Язык:
Русский
English
Правда, первая часть мне нравилась больше, ведь в ней можно было строить огромные по длине стены! А здесь стены можно строить только до определённого расстояния от донжона, - что более реалистично (больших замков во время войны не построишь), но, к сожалению, не очень приятно (такой твердыни, как у Волка в первой части, построить нельзя). И там была интересная экономическая кампания.
Зато в первой части основная кампания короче одной из здешних, а здесь аж две длинных основных военных кампании! И они не менее разнообразны, чем та.
Кстати, русификация у игры не менее крутая, чем у Stronghold 1. Озвучка вспоминается и теперь - какие колоритные голоса!
Сложность игры, кстати, более высокая, чем у первой части. Или мне так показалось, потому что первую часть я прошёл полностью. Те самые 50 миссий по захвату Святой Земли я так и не сумел допройти, застрял на середине. Остальные прошёл ещё к 2005 году. Может, попробовать отвоевать Иерусалим в этом году, с бОльшим игровым опытом, чем тогда?..