Концепция большинства произведений мирового игростроения, «хватающих» геймера на активном внимании, крутится вокруг сугубо военного ремесла. Но в истории человечества занимает ли война как таковая главенствующее место? Например, Stronghold — прежде всего про людей, оказавшихся где-то в Европе Средних веков, время от времени сотрясаемой вооружёнными столкновениями. Однако последствия их таковы, что жизнь пейзана неумолимо превращается в беспрестанную войну, периодически прерываемую мирным затишьем перед, как уже можно догадаться, очередным конфликтом. Что неудивительно, — как гласят справочники, быт человека, особенно из высшего сословия, не отличался разнообразием, что всячески старались исправить: охотой, пирами, турнирами и тому подобными «соревнованиями» силушек пудовых рук и эластичного желудка.
Война среди мелких феодалов считалась таким же развлечением, если не сказать меньшего, — крестьянский электорат и хорошие солдаты, от жизни которых зависело благосостояние лордов, всё-таки, в отличие от увеселительных мероприятий, гибли по-настоящему. Что, в свою очередь, наносило ощутимый ущерб венценосным эксплуататорам, как справедливым и добропорядочным, так и не слишком. И если кому-то сегодня кажется, что для своей и, хвала богам, уже минувшей эпохи всё вышеперечисленное умащивается в прежний мировой порядок, то долгожданное продолжение симулятора средневекового градостроителя Stronghold 2 им определённо понравится, ведь игра про «вот это вот всё». Правда, осталось загадкой: такое обилие новшеств, а крепкой, хорошо зарекомендовавшей себя ранее изометрической «базы» и след простыл...
Ведь как бы там ни было, а «Стронгхолду» в 3D, пусть даже полном и честном, неуютно и тесно: скромные масштабы среднестатистической карты не позволяют построить здесь неприступную обитель. Вздыбленный ландшафт вынуждает ограничиться стратегически необходимым, нередко исключая целую категорию откровенно необычной городской инфраструктуры, и даже полезной в реалиях обновлённой «Цитадели», — гильдия трубадуров, опочивальня первой леди, королевская кухня и десяток других строений требуют пространства куда более обширного, чем открывали пески аравийской пустыни в Stronghold Crusader. Фактически девелоперы дали своим поклонникам всё, о чём те могли только мечтать, но не предусмотрели подходящего места, где с этим огромным кукольным домищем можно от души поиграть в компании друзей или самому. Такой же, как и раньше, многофункциональный редактор карт — не в счёт.
Но кое-что отстраивать всё же придётся, — и, конечно же, на все вновь образовавшиеся «институты» потребуется квалифицированный обслуживающий персонал. Во-первых, люди, ощутив себя личностями «многополигональными», покрутились, повертелись и, заобщавшись с обывателями из симулятора американской мечты The Sims, решили: отныне весь мусор и отходы своей жизнедеятельности не в себе держать, а дерзко вываливать прямо под нос куратору их виртуального быта, тем самым добавив в регулярный доклад мейстера новый показатель. Игнорирование разрастающейся помойки чревато снижением доверия граждан, так что придётся отвести часть своих скромных угодий под навозные ямы и открыть пару-тройку вакансий ассенизатора.
Во-вторых, при всей размашистости арсенала средств защиты замка и его внутренних «органов» (амбара, например) от посягательств извне стража получила отрезвляюще-предательский пинок с тыла. Несмотря на традиционную кормёжку поголовно всех жителей замка, регулярно выдаваемые порции кое-кому показались недостаточными, что вынудило мейстера оперативно подготовить чертежи зданий суда, тюрьмы, сторожевых постов и множества «исправительных» объектов. Но если крыс среди людей ещё можно тумаками «расколдовать» обратно, то нахальная возня отъявленных грызунов, которые под шумок новоселья дружной стаей въехали в отремонтированную «Цитадель», укрощается только снайперской атакой с воздуха, — сокольничий уже готовит свою ручную птаху к её первому налёту на дилижансы хвостатых вредителей.
Наконец, в-третьих, реформы коснулись практически всех отраслей строительства, известных по оригинальному меню. Бесплотный дух налоговой службы наконец-таки переехал — в сокровищницу. Церковь приобрела монополию на изготовление свечей, воск для которых сливают с окрестных пасек. Кроме пчёл, селянам наконец-то разрешили разводить домашний скот, рыбачить в специально отведённых для этого прудах, выращивать овощи и виноград, с которого у любого порядочного лорда впоследствии стартует либо увлечённое коллекционирование благородных вин, либо не менее увлечённый алкоголизм. От последнего убережёт первая леди, на содержание которой скупиться себе дороже, — наличие жены, ристалища с турнирами по расписанию, менестрелей и памятников в замке любого мало-мальски подкованного лорда делают ему честь. В прямом смысле слова.
Как говорится, вечерина крутится — уважуха мутится. Честь стала вторым после золотого запаса «ресурсом», который требуют почти все добрые молодцы перед оформлением в регулярное войско. В стане наёмников тоже напряглись. Список уникальных мастеров войны вроде берсеркеров, профессиональных воришек, боевых монахов, метателей топора и даже первых в мире средневековых морпехов неуклонно разросся вместе с ценами, а некоторых из гостей заморских без очков личной репутации лорда не купить ни за какую «голду». А вот инженерной мысли спецы подходят к сборке осадных монстров крайне практично, беря только чеканной монетой. И платить тут есть за что по обе стороны крепостных баррикад: с изобретением устройств, способных обрушить на головы штурмующих объятые пламенем брёвна и целые корзины с камнями, штурм и оборона крепости из Castles & Catapults превращается в то, чем, вероятно, её всегда хотели видеть в FireFly Studios, — искусство.
Инертное ожидание прекрасного высокой волной выносит будущего игрока, а ныне пока лишь свидетеля кат-сцен на совершенно пустынный холодный пляж, где парочка рыцарей без страха и упрёка ретируются с негостеприимного утёса от маньяков, обряженных в выставочные доспехи XVIII века, когда как «Светлячок» официально заявил, что события игры разворачиваются шестью столетиями ранее, то есть чуть опосля финальных титров оригинальной игры. Бароны-раскольники старой доброй «Цитадели» похоронены и забыты — вместо зоопарка узнаваемых прозвищ потягаться амбициями с игроком вышли, чего уж там, лишённые какой-либо харизмы «ноунеймы». Война как неотъемлемая часть геймплея напоминает развлекательное шоу в прайм-тайм, чтоб было легче на сердце закалывать не только свинью на кожаный доспех, но и соседа по королевству. Посему, товарищи лорды, — больше увеселений, в том числе которые, вероятно, мог иметь в виду сам Ульянов-Бланк!
Игра стала безусловно труднее, и тем интереснее сполна разобраться в её хитро и не слишком крепко закрученных гайках. Экономической составляющей менеджмента Stronghold 2 ещё далеко до SimCity 3000 и «Тропико», но количество и капризность ключевых показателей регулярно напоминают лорду, чтобы тот всерьёз относился к своим обязанностям, а подданные хоть последовательны и суетливы, как в «Цезарь III», но справляются со своими основными должностными спустя рукава. Даже такое откровенно брошенное разработчиками ноу-хау — имения, которые лорд может приобрести или завоевать в хозяйственных целях, — вполне себе существует исключительно как рудимент, с коим «Стронгхолд 2» чертовски самобытен, но и без него полно дышит костлявой грудью.
Ну а стала ли она в целом лучше, понятнее, красивее — там, на бескрайних просторах зелёных лугов и в глухих местечках Шервудского леса, там, за роскошными гобеленами пёстрых брифингов и главного меню? Только честно. С трудом, но признать приходится — нет. Мощная крепостная стена, разлетающаяся в мелкую крошку от каменных снарядов во время полномасштабного штурма храброй маленькой фортификации, — наглядная аллюзия на разбитые вдребезги надежды любителей, поклонников и фанатов узреть второе пришествие старой стратегии в новом облике. Но войско почитателей вселенной FireFly Studios' Stronghold не взбунтовалось. Говорят, лорд уже не царь, пусть хоть трижды настоящий...
Война среди мелких феодалов считалась таким же развлечением, если не сказать меньшего, — крестьянский электорат и хорошие солдаты, от жизни которых зависело благосостояние лордов, всё-таки, в отличие от увеселительных мероприятий, гибли по-настоящему. Что, в свою очередь, наносило ощутимый ущерб венценосным эксплуататорам, как справедливым и добропорядочным, так и не слишком. И если кому-то сегодня кажется, что для своей и, хвала богам, уже минувшей эпохи всё вышеперечисленное умащивается в прежний мировой порядок, то долгожданное продолжение симулятора средневекового градостроителя Stronghold 2 им определённо понравится, ведь игра про «вот это вот всё». Правда, осталось загадкой: такое обилие новшеств, а крепкой, хорошо зарекомендовавшей себя ранее изометрической «базы» и след простыл...
Ведь как бы там ни было, а «Стронгхолду» в 3D, пусть даже полном и честном, неуютно и тесно: скромные масштабы среднестатистической карты не позволяют построить здесь неприступную обитель. Вздыбленный ландшафт вынуждает ограничиться стратегически необходимым, нередко исключая целую категорию откровенно необычной городской инфраструктуры, и даже полезной в реалиях обновлённой «Цитадели», — гильдия трубадуров, опочивальня первой леди, королевская кухня и десяток других строений требуют пространства куда более обширного, чем открывали пески аравийской пустыни в Stronghold Crusader. Фактически девелоперы дали своим поклонникам всё, о чём те могли только мечтать, но не предусмотрели подходящего места, где с этим огромным кукольным домищем можно от души поиграть в компании друзей или самому. Такой же, как и раньше, многофункциональный редактор карт — не в счёт.
Но кое-что отстраивать всё же придётся, — и, конечно же, на все вновь образовавшиеся «институты» потребуется квалифицированный обслуживающий персонал. Во-первых, люди, ощутив себя личностями «многополигональными», покрутились, повертелись и, заобщавшись с обывателями из симулятора американской мечты The Sims, решили: отныне весь мусор и отходы своей жизнедеятельности не в себе держать, а дерзко вываливать прямо под нос куратору их виртуального быта, тем самым добавив в регулярный доклад мейстера новый показатель. Игнорирование разрастающейся помойки чревато снижением доверия граждан, так что придётся отвести часть своих скромных угодий под навозные ямы и открыть пару-тройку вакансий ассенизатора.
Во-вторых, при всей размашистости арсенала средств защиты замка и его внутренних «органов» (амбара, например) от посягательств извне стража получила отрезвляюще-предательский пинок с тыла. Несмотря на традиционную кормёжку поголовно всех жителей замка, регулярно выдаваемые порции кое-кому показались недостаточными, что вынудило мейстера оперативно подготовить чертежи зданий суда, тюрьмы, сторожевых постов и множества «исправительных» объектов. Но если крыс среди людей ещё можно тумаками «расколдовать» обратно, то нахальная возня отъявленных грызунов, которые под шумок новоселья дружной стаей въехали в отремонтированную «Цитадель», укрощается только снайперской атакой с воздуха, — сокольничий уже готовит свою ручную птаху к её первому налёту на дилижансы хвостатых вредителей.
Наконец, в-третьих, реформы коснулись практически всех отраслей строительства, известных по оригинальному меню. Бесплотный дух налоговой службы наконец-таки переехал — в сокровищницу. Церковь приобрела монополию на изготовление свечей, воск для которых сливают с окрестных пасек. Кроме пчёл, селянам наконец-то разрешили разводить домашний скот, рыбачить в специально отведённых для этого прудах, выращивать овощи и виноград, с которого у любого порядочного лорда впоследствии стартует либо увлечённое коллекционирование благородных вин, либо не менее увлечённый алкоголизм. От последнего убережёт первая леди, на содержание которой скупиться себе дороже, — наличие жены, ристалища с турнирами по расписанию, менестрелей и памятников в замке любого мало-мальски подкованного лорда делают ему честь. В прямом смысле слова.
Как говорится, вечерина крутится — уважуха мутится. Честь стала вторым после золотого запаса «ресурсом», который требуют почти все добрые молодцы перед оформлением в регулярное войско. В стане наёмников тоже напряглись. Список уникальных мастеров войны вроде берсеркеров, профессиональных воришек, боевых монахов, метателей топора и даже первых в мире средневековых морпехов неуклонно разросся вместе с ценами, а некоторых из гостей заморских без очков личной репутации лорда не купить ни за какую «голду». А вот инженерной мысли спецы подходят к сборке осадных монстров крайне практично, беря только чеканной монетой. И платить тут есть за что по обе стороны крепостных баррикад: с изобретением устройств, способных обрушить на головы штурмующих объятые пламенем брёвна и целые корзины с камнями, штурм и оборона крепости из Castles & Catapults превращается в то, чем, вероятно, её всегда хотели видеть в FireFly Studios, — искусство.
Инертное ожидание прекрасного высокой волной выносит будущего игрока, а ныне пока лишь свидетеля кат-сцен на совершенно пустынный холодный пляж, где парочка рыцарей без страха и упрёка ретируются с негостеприимного утёса от маньяков, обряженных в выставочные доспехи XVIII века, когда как «Светлячок» официально заявил, что события игры разворачиваются шестью столетиями ранее, то есть чуть опосля финальных титров оригинальной игры. Бароны-раскольники старой доброй «Цитадели» похоронены и забыты — вместо зоопарка узнаваемых прозвищ потягаться амбициями с игроком вышли, чего уж там, лишённые какой-либо харизмы «ноунеймы». Война как неотъемлемая часть геймплея напоминает развлекательное шоу в прайм-тайм, чтоб было легче на сердце закалывать не только свинью на кожаный доспех, но и соседа по королевству. Посему, товарищи лорды, — больше увеселений, в том числе которые, вероятно, мог иметь в виду сам Ульянов-Бланк!
Игра стала безусловно труднее, и тем интереснее сполна разобраться в её хитро и не слишком крепко закрученных гайках. Экономической составляющей менеджмента Stronghold 2 ещё далеко до SimCity 3000 и «Тропико», но количество и капризность ключевых показателей регулярно напоминают лорду, чтобы тот всерьёз относился к своим обязанностям, а подданные хоть последовательны и суетливы, как в «Цезарь III», но справляются со своими основными должностными спустя рукава. Даже такое откровенно брошенное разработчиками ноу-хау — имения, которые лорд может приобрести или завоевать в хозяйственных целях, — вполне себе существует исключительно как рудимент, с коим «Стронгхолд 2» чертовски самобытен, но и без него полно дышит костлявой грудью.
Ну а стала ли она в целом лучше, понятнее, красивее — там, на бескрайних просторах зелёных лугов и в глухих местечках Шервудского леса, там, за роскошными гобеленами пёстрых брифингов и главного меню? Только честно. С трудом, но признать приходится — нет. Мощная крепостная стена, разлетающаяся в мелкую крошку от каменных снарядов во время полномасштабного штурма храброй маленькой фортификации, — наглядная аллюзия на разбитые вдребезги надежды любителей, поклонников и фанатов узреть второе пришествие старой стратегии в новом облике. Но войско почитателей вселенной FireFly Studios' Stronghold не взбунтовалось. Говорят, лорд уже не царь, пусть хоть трижды настоящий...
- Время и место:
Средневековье - Многопользовательская игра:
LAN
Друг против друга
Командная игра - Особенность геймплея:
Freeplay
Встроенная энциклопедия - Перспектива:
Свободная камера - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Сюжет:
Месть - Технические детали:
Полная озвучка
Редактор - Элемент жанра:
В реальном времени
Тактика - Язык:
English