Итальянская приключенческая игра, вышедшая исключительно на территории родной страны и для довольно узкой целевой аудитории. Её название и персонажи напрямую связаны с творчеством итальянских же комиков Альдо Бальо, Джованни Сторти и Джакомо Поретти, начавших выступать в 1980-х, а в 1991 году образовавших трио "Альдо, Джованни и Джакомо", получившее достаточно широкую известность своими разнообразными эстрадными номерами, сюрреалистичными длинными спектаклями (больше похожими на "перфомансы"), а впоследствии и участием в нескольких кинофильмах в главных ролях.
Поскольку "деятельность" этой троицы мало кому известна за пределами Италии, то стоит сделать небольшое пояснительное вступление. Творчество данного коллектива построено в немалой степени на абсурдном, чёрном, а нередко - и откровенно пошлом юморе, отличительной чертой которого является почти полное отсутствие самоцензуры и стремление едко и гротескно высмеивать любые явления общественной жизни, будь то нравы, политика, религия, искусство и так далее; вместе с тем - благодаря "зрелищности" выступлений, обычно включающих элементы "кабаре", буффонады, пантомимы и прочего, - оно стало важной и значимой частью итальянской массовой культуры 1990-х годов, пусть и неоднократно подвергалось жёсткой критике со стороны в первую очередь консервативных кругов.
Артистами было придумано и воплощено на сцене множество ярких персонажей, наиболее узнаваемым из которых, без сомнения, является Тафацци (роль исполняет Джакомо Поретти) - хамоватый и хулиганистый мужчина, склонный к дракам и мазохизму: он разговаривает с сильным неаполитанским акцентом, носит чёрный спортивный костюм с облегающим капюшоном, считает себя "ниндзя", постоянно оскорбляет других людей, ввязывается в конфликты и различные неприятные истории, а для "поддержания сил" неизменно бьёт сам себя пустой пластиковой бутылкой по половым органам. Собственно говоря, само название игры - "Zero Comico" (то есть абсолютно несмешной, ничтожный, "нулевой" комик) - является отсылкой к уничижительному прозвищу этого героя, которым он был назван в спектакле "I corti di Aldo, Giovanni & Giacomo". Другим примечательным действующим лицом из репертуара трио является Пдор (роль исполняет Джованни Сторти), изначально появившийся в первой части весьма продолжительного спектакля "Tel chi el telùn", впервые поставленного на сцене в 1999 году. Это карикатура на Бога из авраамических религий - злобное могущественное существо, предстающее в образе голого седовласого старика с огромным ожерельем на шее и постоянно перечисляющее собственные тяжеловесно звучащие титулы. Представить этих двух героев было необходимо, поскольку оба они играют важную роль в сюжете игры - к непосредственному описанию которой теперь можно переходить.
Действие (согласно тексту, начитываемому в заставке) происходит в "третьем тысячелетии" на постапокалиптической Земле, пережившей то ли ядерную войну, то ли какой-то другой катаклизм, вследствие которого она превратилась в выжженную пустыню. Власть находится в руках "Технократической Планетарной Конфедерации", а люди проживают в домах-бункерах, скучкованных в небольшие поселения посреди пустошей, - причём выходить из этих зданий вроде как запрещено, а единственным источником связи с внешним миром и по совместительству развлечением является телевидение (и никаким образом не поясняется, откуда население берёт электричество для его работы, а также еду, воду и прочее). В одном из таких бункеров проживают Альдо, Джованни и Джакомо. Однажды во время очередного коротания вечера перед экраном с ними прямо через телевизор связывается Тафацци, сообщающий, что всё зло в этот мир принёс верховный правитель вышеозначенной "Конфедерации" - Пдор, а троица "избрана" для того, чтобы вернуть планете "счастье". Сделать это реально лишь одним способом: отправиться в виртуальную реальность, а именно - в запрещённые Пдором компьютерные игры (!!!), где есть шанс по частям собрать некое устройство, способное разрушить власть злодея. При этом после длинного и эмоционального диалога герои попадают прямиком внутрь телевизора - но сначала почему-то оказываются в подобии футуристической лаборатории, где с экрана монитора к ним обращается сам Пдор, а непосредственно события игры начинаются уже потом.
Всего троице предстоит пройти пять уровней (прохождение любого из них формально завершается получением одного из конструктивных элементов вышеозначенного механизма, после чего всегда следует их возвращение в ту самую "лабораторию" и новый диалог с Пдором), каждый из которых является своеобразным "оммажем" какой-либо знаменитой компьютерной игре или же нескольким таковым, то есть исполнен в соответствующем антураже. Вместе с тем перед нами полноценный трёхмерный квест практически без вкрапления элементов каких-либо других жанров. Перспектива обзора по умолчанию - "от третьего лица со спины", но с фиксированной камерой, нередко принимающей и другие ракурсы, в том числе в изометрии, сверху, сбоку и так далее; модели персонажей трёхмерны, но фоны отрисованы заранее. В определённых ситуациях - например, при открывании дверей - перспектива на несколько мгновений сменяется на вид "из глаз".
В первых трёх эпизодах мы можем непосредственно управлять только одним из героев (причём без возможности его выбора), остальные же выполняют роль неподвижных статистов на стартовой локации; на двух последних же этапах представится возможность в разные моменты (но не по собственному желанию, а согласно развитию сюжета) оказываться в роли того или иного из них (то есть нам будет передаваться контроль сначала над одним персонажем, потом над другим и так далее). В Zero Comico нет ни прямых опасностей для жизни протагонистов (а также, соответственно, и какого-либо запаса здоровья у них), ни риска погибнуть, ни необходимости совершать какие бы то ни было действия на реакцию; игровой процесс сводится к исследованию локаций и решению головоломок, в основном (но не исключительно) связанных с поиском, помещением в инвентарь и последующим применением предметов, причём нередко - "совместным" (то есть требуется, например, тем или иным образом из двух вещей "создать" третью).
Всё управление осуществляется посредством клавиатуры: для перемещения используются кнопки с курсорными стрелками, для бега - "Shift", для совершения разнообразных действий (взятия объектов или какого-либо взаимодействия с ними - например, для нажатия кнопок или открывания дверей) - "Enter", для вступления в диалоги - "пробел" (хотя предыдущая названная клавиша тоже подходит), для открытия (и закрытия) инвентарной панели - "I". Виртуальный рюкзак представлен в виде сюрреалистичного шара (напоминающего шлем водолаза), на ободке вокруг которого расположены ячейки для подбираемых вещей; прокрутка содержимого осуществляется курсорными стрелками. Нажатие "Enter" выделяет ту из них, что находится сейчас по центру экрана (фон "отделения", в котором она расположилась, при этом изменяется с жёлтого на оранжевый), что означает готовность к использованию данного предмета. Если после этого выйти из режима инвентаря и нажать "Enter", находясь рядом с каким-либо объектом (или, например, неигровым персонажем), то герой применит на нём ранее отмеченную нами вещь; если же после её "активации" прокрутить содержимое инвентаря и тем же самым образом выделить другой предмет, то они вступят в "реакцию" друг с другом, что может привести к самым разным последствиям; наконец, повторное нажатие "Enter" на ранее отмеченной вещи вновь делает её фон жёлтым (то есть отменяет наше намерение производить с нею какие-либо действия). "Пиксельхантинга" практически нет: все доступные для подбора объекты, как правило, крупные и хорошо заметные.
Основная сложность Zero Comico состоит не только в том, что подчас "комбинационные цепочки" совершенно неочевидны (например, иногда сложно представить, что два неких объекта способны сочетаться) и проводятся в несколько этапов (скажем, требуется сначала соединить две вещи между собой, а потом "результат" этого действия - с третьей), но и в том, что риск допустить фатальную ошибку чрезвычайно высок, причём исправить её будет уже нельзя: не так редко встречаются предметы, "поглощающие" другие, которые критически важны для иных "цепочек", но вследствие неправильных действий исчезнут навсегда. Выход один - перед абсолютно любым подобным действием обязательно нужно сохраняться (благо что игра это разрешает). На четвёртом и пятом уровнях порой потребуется передавать предметы от одного персонажа к другому.
Справедливости ради стоит отметить, что встречаются здесь и другие типы загадок: "механические", "топографические" (связанные с нахождением верного пути дальнейшего перемещения) и даже основанные на информации, получаемой из чтения табличек или из диалогов (как между главными героями, так и с неигровыми персонажами). Бесед, кстати говоря, будет очень много; к сожалению, те из них, что представлены именно в роликах (демонстрируемых в начале и конце прохождения, а также в сюжетных сценах между уровнями), не снабжены субтитрами, но зато мастерски озвучены самими комиками (с которых ещё и рисовали модели протагонистов), - во время же самого действия разговоры уже представлены в текстовом виде, но при этом практически не озвучены (хотя отдельные фразы, зачастую не связанные с написанным, герои произносят). В большинстве своём вся эта болтовня - нередко очень продолжительная и вроде бы непроматываемая - не предполагает какой-либо интерактивности, однако кое-где выбирать вариант очередной произносимой фразы всё же придётся.
Главное достоинство игры - это, безусловно, стилистика и антураж каждого из её этапов. Так, первый из них является самой настоящей данью уважения аркадной классике святых 1980-х - Pac-Man, Arkanoid, Space Invaders и так далее; цель - помочь отразить вторжение инопланетян (естественно, квестовыми, а не аркадными методами), но перед этим предстоит совершить ещё много всего интересного, в том числе, например, активировать арканоид (сыграть не дадут, увы), шарик для которого выплюнет Пакмэн, предварительно выпивший раствор, приготовленный нашими силами из весьма нетривиальных ингредиентов. Второй мир отсылает к приставочным играм почти того же периода - то есть к Марио, сражающемуся с Данки Конгом (здесь представленным в виде волосатого сицилийского мафиози Дона Конга, которого и потребуется "победить"). Третий эпизод - "переосмысление" Monkey Island, где придётся иметь дело с зомби-пиратами и даже - внимание - участвовать в "боях на ругательствах"! В четвёртой части мы встречаем грустного космоморпеха из Doom, которому срочно нужна утраченная "большая пушка" для борьбы с пришельцами, захватившими космическую станцию, - ну а на заключительном уровне герои окажутся в египетской пирамиде и будут помогать отважной искательнице приключений Ларабелле Крофф (пародия на Лару Крофт), потерявшей свой бюстгальтер (любителей эротики сразу же предупреждаем, что она прикрывается, так что увидеть ничего не удастся).
Вообще, нельзя не отметить, что данная вещь по сравнению с первоисточником - творчеством трио комиков (представление о котором мы можем получить в первую очередь из его описаний) - выглядит просто на удивление пристойно. Так, Тафацци мы увидим лишь в двух роликах, причём никаким "самобичеванием" он заниматься не будет (однако "ублюдками" наших героев успеет назвать неоднократно); несколько формально жестоких сцен, к сожалению, есть, - но детализация насилия или кровь начисто отсутствуют, а здешние пошлые намёки кажутся невинными в сравнении с тем, что якобы имело место в "оригинале". Самым неприятным моментом, пожалуй, является одна из сцен четвёртого эпизода: герои находят на космической станции робота в виде японского туриста, которого активируют заводным ключиком, а затем вручают ему фотоаппарат (отсылка к известному стереотипу о нездоровой любви представителей этой нации к съёмкам) и отправляют сделать снимок находящегося за дверью монстра, - что несчастному механическому азиату удаётся, пусть и с получением тяжёлого увечья. Подобный абсурдный, нездоровый и едва ли "смешной" юмор встречается тут довольно часто, пусть обычно и в меньших "дозах", чем в описанной выше ситуации; впрочем, от игры с названием "Zero Comico" чего-то другого ждать, наверное, и не следует. И - на всякий случай - стоит сразу же предупредить, что финал этого приключения исполнен вполне в его традициях: он странный, неожиданный и, увы, совсем не "счастливый".
Графика - не самое плохое 3D начала 2000-х, яркое и, что очень радует, не угловатое, хотя местами слегка грубое. Нельзя не отметить довольно-таки детализированные задние фоны, прорисованные с вниманием в том числе к мелким деталям окружающей обстановки, а также наличие множества сюжетных сценок на движке (например, таковой является, по сути, каждый внутриигровой диалог). Озвучка выполнена прекрасно (с привлечением к ней не только трёх комиков, но и других актёров), равно как и музыкальное оформление (особенно на первом уровне) выше всяких похвал. Однако наибольшую ценность Zero Comico, по-видимому, представляет для фанатов творчества "Альдо, Джованни и Джакомо": если верить источникам, то в её текстах и в ней самой содержится огромное количество отсылок к нему в той или иной форме, которые не знакомым с ним людям будут просто непонятны. Впрочем, для обычных игроков это и не главное: куда важнее то, что пройти её без знания итальянского языка пусть и трудно, но всё же реально, особенно если не лениться пользоваться словарём и переводить тексты диалогов.
Вердикт, таким образом, вынести трудно. Игра получилась безусловно очень оригинальной и примечательной (и отдельное спасибо хочется сказать её авторам за почти полное отсутствие настоящей пошлости), но вместе с тем и очень нишевой, а также, увы, объективно переусложнённой из-за огромного риска "запороть" прохождение одним-единственным неправильным действием. В этой связи порекомендовать данную вещь можно лишь опытным и действительно стойким поклонникам трудных приключенческих игр.
Поскольку "деятельность" этой троицы мало кому известна за пределами Италии, то стоит сделать небольшое пояснительное вступление. Творчество данного коллектива построено в немалой степени на абсурдном, чёрном, а нередко - и откровенно пошлом юморе, отличительной чертой которого является почти полное отсутствие самоцензуры и стремление едко и гротескно высмеивать любые явления общественной жизни, будь то нравы, политика, религия, искусство и так далее; вместе с тем - благодаря "зрелищности" выступлений, обычно включающих элементы "кабаре", буффонады, пантомимы и прочего, - оно стало важной и значимой частью итальянской массовой культуры 1990-х годов, пусть и неоднократно подвергалось жёсткой критике со стороны в первую очередь консервативных кругов.
Артистами было придумано и воплощено на сцене множество ярких персонажей, наиболее узнаваемым из которых, без сомнения, является Тафацци (роль исполняет Джакомо Поретти) - хамоватый и хулиганистый мужчина, склонный к дракам и мазохизму: он разговаривает с сильным неаполитанским акцентом, носит чёрный спортивный костюм с облегающим капюшоном, считает себя "ниндзя", постоянно оскорбляет других людей, ввязывается в конфликты и различные неприятные истории, а для "поддержания сил" неизменно бьёт сам себя пустой пластиковой бутылкой по половым органам. Собственно говоря, само название игры - "Zero Comico" (то есть абсолютно несмешной, ничтожный, "нулевой" комик) - является отсылкой к уничижительному прозвищу этого героя, которым он был назван в спектакле "I corti di Aldo, Giovanni & Giacomo". Другим примечательным действующим лицом из репертуара трио является Пдор (роль исполняет Джованни Сторти), изначально появившийся в первой части весьма продолжительного спектакля "Tel chi el telùn", впервые поставленного на сцене в 1999 году. Это карикатура на Бога из авраамических религий - злобное могущественное существо, предстающее в образе голого седовласого старика с огромным ожерельем на шее и постоянно перечисляющее собственные тяжеловесно звучащие титулы. Представить этих двух героев было необходимо, поскольку оба они играют важную роль в сюжете игры - к непосредственному описанию которой теперь можно переходить.
Действие (согласно тексту, начитываемому в заставке) происходит в "третьем тысячелетии" на постапокалиптической Земле, пережившей то ли ядерную войну, то ли какой-то другой катаклизм, вследствие которого она превратилась в выжженную пустыню. Власть находится в руках "Технократической Планетарной Конфедерации", а люди проживают в домах-бункерах, скучкованных в небольшие поселения посреди пустошей, - причём выходить из этих зданий вроде как запрещено, а единственным источником связи с внешним миром и по совместительству развлечением является телевидение (и никаким образом не поясняется, откуда население берёт электричество для его работы, а также еду, воду и прочее). В одном из таких бункеров проживают Альдо, Джованни и Джакомо. Однажды во время очередного коротания вечера перед экраном с ними прямо через телевизор связывается Тафацци, сообщающий, что всё зло в этот мир принёс верховный правитель вышеозначенной "Конфедерации" - Пдор, а троица "избрана" для того, чтобы вернуть планете "счастье". Сделать это реально лишь одним способом: отправиться в виртуальную реальность, а именно - в запрещённые Пдором компьютерные игры (!!!), где есть шанс по частям собрать некое устройство, способное разрушить власть злодея. При этом после длинного и эмоционального диалога герои попадают прямиком внутрь телевизора - но сначала почему-то оказываются в подобии футуристической лаборатории, где с экрана монитора к ним обращается сам Пдор, а непосредственно события игры начинаются уже потом.
Всего троице предстоит пройти пять уровней (прохождение любого из них формально завершается получением одного из конструктивных элементов вышеозначенного механизма, после чего всегда следует их возвращение в ту самую "лабораторию" и новый диалог с Пдором), каждый из которых является своеобразным "оммажем" какой-либо знаменитой компьютерной игре или же нескольким таковым, то есть исполнен в соответствующем антураже. Вместе с тем перед нами полноценный трёхмерный квест практически без вкрапления элементов каких-либо других жанров. Перспектива обзора по умолчанию - "от третьего лица со спины", но с фиксированной камерой, нередко принимающей и другие ракурсы, в том числе в изометрии, сверху, сбоку и так далее; модели персонажей трёхмерны, но фоны отрисованы заранее. В определённых ситуациях - например, при открывании дверей - перспектива на несколько мгновений сменяется на вид "из глаз".
В первых трёх эпизодах мы можем непосредственно управлять только одним из героев (причём без возможности его выбора), остальные же выполняют роль неподвижных статистов на стартовой локации; на двух последних же этапах представится возможность в разные моменты (но не по собственному желанию, а согласно развитию сюжета) оказываться в роли того или иного из них (то есть нам будет передаваться контроль сначала над одним персонажем, потом над другим и так далее). В Zero Comico нет ни прямых опасностей для жизни протагонистов (а также, соответственно, и какого-либо запаса здоровья у них), ни риска погибнуть, ни необходимости совершать какие бы то ни было действия на реакцию; игровой процесс сводится к исследованию локаций и решению головоломок, в основном (но не исключительно) связанных с поиском, помещением в инвентарь и последующим применением предметов, причём нередко - "совместным" (то есть требуется, например, тем или иным образом из двух вещей "создать" третью).
Всё управление осуществляется посредством клавиатуры: для перемещения используются кнопки с курсорными стрелками, для бега - "Shift", для совершения разнообразных действий (взятия объектов или какого-либо взаимодействия с ними - например, для нажатия кнопок или открывания дверей) - "Enter", для вступления в диалоги - "пробел" (хотя предыдущая названная клавиша тоже подходит), для открытия (и закрытия) инвентарной панели - "I". Виртуальный рюкзак представлен в виде сюрреалистичного шара (напоминающего шлем водолаза), на ободке вокруг которого расположены ячейки для подбираемых вещей; прокрутка содержимого осуществляется курсорными стрелками. Нажатие "Enter" выделяет ту из них, что находится сейчас по центру экрана (фон "отделения", в котором она расположилась, при этом изменяется с жёлтого на оранжевый), что означает готовность к использованию данного предмета. Если после этого выйти из режима инвентаря и нажать "Enter", находясь рядом с каким-либо объектом (или, например, неигровым персонажем), то герой применит на нём ранее отмеченную нами вещь; если же после её "активации" прокрутить содержимое инвентаря и тем же самым образом выделить другой предмет, то они вступят в "реакцию" друг с другом, что может привести к самым разным последствиям; наконец, повторное нажатие "Enter" на ранее отмеченной вещи вновь делает её фон жёлтым (то есть отменяет наше намерение производить с нею какие-либо действия). "Пиксельхантинга" практически нет: все доступные для подбора объекты, как правило, крупные и хорошо заметные.
Основная сложность Zero Comico состоит не только в том, что подчас "комбинационные цепочки" совершенно неочевидны (например, иногда сложно представить, что два неких объекта способны сочетаться) и проводятся в несколько этапов (скажем, требуется сначала соединить две вещи между собой, а потом "результат" этого действия - с третьей), но и в том, что риск допустить фатальную ошибку чрезвычайно высок, причём исправить её будет уже нельзя: не так редко встречаются предметы, "поглощающие" другие, которые критически важны для иных "цепочек", но вследствие неправильных действий исчезнут навсегда. Выход один - перед абсолютно любым подобным действием обязательно нужно сохраняться (благо что игра это разрешает). На четвёртом и пятом уровнях порой потребуется передавать предметы от одного персонажа к другому.
Справедливости ради стоит отметить, что встречаются здесь и другие типы загадок: "механические", "топографические" (связанные с нахождением верного пути дальнейшего перемещения) и даже основанные на информации, получаемой из чтения табличек или из диалогов (как между главными героями, так и с неигровыми персонажами). Бесед, кстати говоря, будет очень много; к сожалению, те из них, что представлены именно в роликах (демонстрируемых в начале и конце прохождения, а также в сюжетных сценах между уровнями), не снабжены субтитрами, но зато мастерски озвучены самими комиками (с которых ещё и рисовали модели протагонистов), - во время же самого действия разговоры уже представлены в текстовом виде, но при этом практически не озвучены (хотя отдельные фразы, зачастую не связанные с написанным, герои произносят). В большинстве своём вся эта болтовня - нередко очень продолжительная и вроде бы непроматываемая - не предполагает какой-либо интерактивности, однако кое-где выбирать вариант очередной произносимой фразы всё же придётся.
Главное достоинство игры - это, безусловно, стилистика и антураж каждого из её этапов. Так, первый из них является самой настоящей данью уважения аркадной классике святых 1980-х - Pac-Man, Arkanoid, Space Invaders и так далее; цель - помочь отразить вторжение инопланетян (естественно, квестовыми, а не аркадными методами), но перед этим предстоит совершить ещё много всего интересного, в том числе, например, активировать арканоид (сыграть не дадут, увы), шарик для которого выплюнет Пакмэн, предварительно выпивший раствор, приготовленный нашими силами из весьма нетривиальных ингредиентов. Второй мир отсылает к приставочным играм почти того же периода - то есть к Марио, сражающемуся с Данки Конгом (здесь представленным в виде волосатого сицилийского мафиози Дона Конга, которого и потребуется "победить"). Третий эпизод - "переосмысление" Monkey Island, где придётся иметь дело с зомби-пиратами и даже - внимание - участвовать в "боях на ругательствах"! В четвёртой части мы встречаем грустного космоморпеха из Doom, которому срочно нужна утраченная "большая пушка" для борьбы с пришельцами, захватившими космическую станцию, - ну а на заключительном уровне герои окажутся в египетской пирамиде и будут помогать отважной искательнице приключений Ларабелле Крофф (пародия на Лару Крофт), потерявшей свой бюстгальтер (любителей эротики сразу же предупреждаем, что она прикрывается, так что увидеть ничего не удастся).
Вообще, нельзя не отметить, что данная вещь по сравнению с первоисточником - творчеством трио комиков (представление о котором мы можем получить в первую очередь из его описаний) - выглядит просто на удивление пристойно. Так, Тафацци мы увидим лишь в двух роликах, причём никаким "самобичеванием" он заниматься не будет (однако "ублюдками" наших героев успеет назвать неоднократно); несколько формально жестоких сцен, к сожалению, есть, - но детализация насилия или кровь начисто отсутствуют, а здешние пошлые намёки кажутся невинными в сравнении с тем, что якобы имело место в "оригинале". Самым неприятным моментом, пожалуй, является одна из сцен четвёртого эпизода: герои находят на космической станции робота в виде японского туриста, которого активируют заводным ключиком, а затем вручают ему фотоаппарат (отсылка к известному стереотипу о нездоровой любви представителей этой нации к съёмкам) и отправляют сделать снимок находящегося за дверью монстра, - что несчастному механическому азиату удаётся, пусть и с получением тяжёлого увечья. Подобный абсурдный, нездоровый и едва ли "смешной" юмор встречается тут довольно часто, пусть обычно и в меньших "дозах", чем в описанной выше ситуации; впрочем, от игры с названием "Zero Comico" чего-то другого ждать, наверное, и не следует. И - на всякий случай - стоит сразу же предупредить, что финал этого приключения исполнен вполне в его традициях: он странный, неожиданный и, увы, совсем не "счастливый".
Графика - не самое плохое 3D начала 2000-х, яркое и, что очень радует, не угловатое, хотя местами слегка грубое. Нельзя не отметить довольно-таки детализированные задние фоны, прорисованные с вниманием в том числе к мелким деталям окружающей обстановки, а также наличие множества сюжетных сценок на движке (например, таковой является, по сути, каждый внутриигровой диалог). Озвучка выполнена прекрасно (с привлечением к ней не только трёх комиков, но и других актёров), равно как и музыкальное оформление (особенно на первом уровне) выше всяких похвал. Однако наибольшую ценность Zero Comico, по-видимому, представляет для фанатов творчества "Альдо, Джованни и Джакомо": если верить источникам, то в её текстах и в ней самой содержится огромное количество отсылок к нему в той или иной форме, которые не знакомым с ним людям будут просто непонятны. Впрочем, для обычных игроков это и не главное: куда важнее то, что пройти её без знания итальянского языка пусть и трудно, но всё же реально, особенно если не лениться пользоваться словарём и переводить тексты диалогов.
Вердикт, таким образом, вынести трудно. Игра получилась безусловно очень оригинальной и примечательной (и отдельное спасибо хочется сказать её авторам за почти полное отсутствие настоящей пошлости), но вместе с тем и очень нишевой, а также, увы, объективно переусложнённой из-за огромного риска "запороть" прохождение одним-единственным неправильным действием. В этой связи порекомендовать данную вещь можно лишь опытным и действительно стойким поклонникам трудных приключенческих игр.
- Атмосфера:
Юмор - Перспектива:
Вид от третьего лица
Фиксированная камера - Страна или регион происхождения:
Италия - Язык:
Italiano