Японский слэшер (говоря по-русски - "рубилка") с видом от третьего лица "со спины", имевший международный релиз. Исполнено данное творение знаменитой компании Capcom в стиле так называемой "японской фэнтезийной готики" - то есть в мире как будто Высокого или даже Позднего псевдоевропейского Средневековья, где монстры и магия в порядке вещей, а все персонажи обычно носят длинные плащи и не менее длинные волосы (причём цвета шевелюр часто неестественные), имеют женоподобную внешность (независимо от пола) и слегка (но именно слегка) анимешные черты лица.
Действие происходит в 791 году "сатанинской эры". Некогда три рыцаря ордена св. Оверии - Зиг Вархайт (наш протагонист), Виктор Делакруа и Сила, возлюбленная (а также вроде как кузина) первого и сестра второго, защитили мир от воскрешения злого божества Азраила. Однако победа далась дорогой ценой: в ходе проведённого ритуала Сила погибла. Виктор после этого сошёл с ума и начал обвинять Зига в том, что якобы именно тот допустил её смерть. Более того: Делакруа похитил священную (и, разумеется, магическую) книгу "Апокриф Язарка", намереваясь затем овладеть ещё какими-то двумя реликвиями и с их помощью призвать в мир того самого Азраила и полчища его "духов греха", дабы те покорили реальность (объединив её со своей), но взамен возродили бы к жизни его любимую сестру. Остановить безумца может только Вархайт, рыцарь Тёмных Глифов. Остаётся добавить, что игра формально сделана по визуальной новелле какого-то вроде бы довольно известного у себя на родине писателя, - а также что к происходящему на экране всё, что изложено выше, по факту имеет лишь опосредованное отношение (хотя красивых сюжетных роликов будет много).
Прохождение разделено на уровни, причём сохранение - в "лучших" традициях консолей, откуда данная вещь и была портирована на PC, - возможно лишь в специально предназначенных для этого местах. Процесс посвящён уничтожению разнообразных монстров (обычно не совсем, а нередко и совсем не человекоподобных, хотя "гуманоиды" среди них и встречаются), представляющих собой вроде бы ту часть сил зла, что уже пробились в мир главного героя стараниями Виктора Делакруа. Противников очень много, но по большей части они сами по себе довольно слабые; в качестве оружия персонаж использует меч, которым наносит "традиционные" (если так допустимо выразиться) удары, а также ровно один "комбинированный"; никаких других фехтовальных приёмов не предусмотрено. Если не всю, то как минимум существенную часть игры при должном старании реально пройти именно таким вот "обычным" способом - то есть просто уничтожая толпы нечисти. Но вместе с тем предоставляется возможность - иногда, когда чудовищ слишком уж много, всё-таки превращающаяся в необходимость - воплотить в жизнь то, в честь чего данная рубилка и названа.
Собственно говоря, "легионы Хаоса" - это вовсе не те, с кем мы сражаемся, а, напротив, дружественные (!) нам существа (похожие на протагониста), подразделяющиеся (по своим типам) на несколько тех самых легионов и по нашему желанию призываемые прямо на поле боя, чтобы вместе с Зигом (а по факту, скорее сказать, вместо него) сражаться с враждебными монстрами. При этом незримо они с нами в любом случае, даже когда герой к ним и не обращается, - тогда, согласно сюжетному обоснованию происходящего, вся их магическая сила находится в его зачарованном мече, и именно поэтому он в большинстве ситуаций так лихо им орудует, нанося неприятельским рядам огромный урон. Всего существует семь типов "легионов", - но, во-первых, доступ к едва ли не каждому таковому придётся "заслужить" (иными словами - добраться по ходу прохождения до соответствующей локации), во-вторых - в рамках одного конкретного уровня мы в принципе можем призывать лишь два разных, - следовательно, если в данный момент нами открыто три или более вида существ, то при переходе к следующему этапу придётся решать, помощью кого именно из них мы потенциально захотим воспользоваться.
У "легионов Хаоса" в зависимости от их видовой принадлежности различаются как используемое ими оружие (для ближнего или дальнего боя) и навыки, так порой и поведение. Например, один тип более эффективен против врагов из плоти и крови, тогда как другой, напротив, особенно искусен в уничтожении металлических тварей (есть здесь и такие недруги, причём в больших количествах); кто-то яростно бросается в бой, стремясь уничтожить как можно больше супостатов, - а кто-то ориентирован в первую очередь на защиту своего "господина" (то есть вашего протагониста). Следует отметить, что герой, призвав "легион", становится пусть и не полностью беззащитным, но всё же максимум бледной тенью "привычного" себя: так, он теряет способность бегать, а его меч, более не заряженный энергией, наносит противникам гораздо меньший урон, чем в "обычном" своём состоянии. Впрочем, в целом ряде ситуаций после вызова "помощников" по факту реально просто стоять на месте, наблюдая за разворачивающейся битвой (напрямую управлять "легионерами" мы не можем, хотя кое-какие приказы де-факто удаётся отдавать "косвенно" - например, регулируя посредством своего перемещения направление "кулака" удара своего "отряда"), и лишь изредка отражать атаки тех чудовищ, что сумеют до вас добраться.
"Легионы Хаоса" существуют за счёт в буквальном смысле слова "душевной" энергии уничтожаемых ими (и вами) существ: после убийства Зигом или любым "легионером" какого угодно монстра энергия "души" последнего поглощается для поддержки сражающейся за вас орды; общий запас этого показателя, естественно, постепенно уменьшается по мере действий "миньонов", поэтому нуждается в постоянном пополнении. Если же соответствующее значение вдруг обнулится (что вполне реально) - то "легион" исчезнет, а Зигу, чтобы получить возможность призвать его вновь, придётся какое-то время сражаться самому (причём сначала именно в "слабом" своём состоянии), дабы накопить необходимое для "эвокации" количество энергии.
По мере участия в сражениях "легионеры" получают очки опыта, которые после завершения этапа можно потратить на улучшение тех или иных их характеристик и приобретение новых умений, уникальных для каждого типа (почти как в RPG). Сам главный герой при этом тоже имеет кое-какие показатели, - но таковые увеличиваются посредством подбора периодически попадающихся на уровнях бонусных предметов, а никакой "управляемой" его прокачки не предусмотрено; вместе с тем накопление конкретным "легионом" того или иного количества опыта иногда позволяет протагонисту обрести новую способность (в частности, только так реально "обучиться" двойному прыжку).
Наконец, на десятом уровне у нас появится возможность сыграть ещё за одного персонажа - девушку Арсию, вооружённую не абы чем, а двумя кремнёвыми пистолетами, а также умеющую выполнять мощный удар ногой (аналог "комбо" Зига). Правда, играть за неё намного сложнее, нежели за изначального протагониста, ибо она не только куда менее вынослива, но и не способна стрелять во время бега (а если снизить скорость перемещения, то точность попаданий существенно снижается).
На основе всего вышеперечисленного можно предположить, что перед нами примечательная и интересная игра, являющаяся чуть ли не "ролевым action'ом", - к великому сожалению, такое впечатление в корне ошибочно. Несмотря на не самое маленькое число плюсов, у Chaos Legion есть один громадный минус, полностью перечёркивающий все достоинства, и имя ему - чудовищная монотонность и однообразие происходящего. Как известно, в играх такого плана почти всегда имеются хотя бы какие-то (а часто - и не самые простые) "загадки" или как минимум "что-то", позволявшее бы временами отдыхать (пусть даже глазам) от бесконечного "рубилова". Здесь, увы, ничего подобного не наблюдается в принципе: на протяжении почти всей игры мы будем с не самой большой скоростью протискиваться сквозь всё возрастающие толпы противников, истребляя их или самостоятельно, или посредством "легионов". При должном умении из едва ли не всех схваток, даже самых "жарких", удастся выйти победителем без помощи "друзей"; да, в ряде случаев выбор определённого легиона действительно способен существенно облегчить прохождение конкретного отрезка, - но критически важным это всё же не является, плюс большая часть типов помощников в принципе станет доступна лишь ближе к концу игры, а равно чаще всего с описанными выше ситуациями необходимо столкнуться "заранее", чтобы выработать для них подходящую тактику (то есть встретиться с конкретной ордой недругов и проиграть, а потом перезагрузиться и выбрать себе на данный этап определённый "легион").
Архитектура уровней совершенно непроработанная: действие по большей части происходит в однотипных, не таких уж больших и часто даже геометрически правильных помещениях, по факту напоминающих "арены" (иногда - под открытым небом, но пространства и там всё равно не очень много), слабо декорированных и, по сути, вообще не содержащих никаких "ответвлений", - иными словами, вряд ли какая-то другая подобная игра способна "превзойти" эту в плане линейности. Единственными хоть сколько-нибудь "интересными" моментами, помимо перечисленных в предыдущих абзацах, являются чрезвычайно редко встречающиеся "необязательные" комнаты (маленькие, унылые и заполненные врагами), после зачистки которых можно разжиться какими-нибудь бонусными предметами, периодически встречаемые "задания" вида "убей конкретных монстров" (в отличие от более привычного "убей их всех"; другое дело, что по факту и в этом случае ликвидировать всё равно придётся далеко не только тех созданий, что указаны в качестве "целей"), а также сражения с боссами, выглядящими, в отличие от "рядовой" нечисти, обычно колоритно, а также - в лучших (уже без кавычек) традициях японских слэшеров - обладающими огромным запасом здоровья: с некоторыми из подобных созданий наверняка придётся повозиться. Радует, что перед каждым поединком с "главарём" предусмотрено автоматическое сохранение, поэтому в случае проигрыша проходить заново весь этап не потребуется.
Качество графики в целом можно оценить как "немногим выше среднего": да, трёхмерные ролики в техническом (но никак не в визуальном) отношении порадовать могут, ну а однотипность текстур вполне объяснима местом действия и общей мрачной стилистикой; прорисовка моделей достаточно чёткая, отдельные бои чрезвычайно зрелищные (особенно когда на доступном пространстве в буквальном смысле нет свободного места от обилия противников), - но вот монстры в массе своей не особенно интересные (хотя встречаются и занятные с точки зрения дизайна экземпляры); несколько раздражает разве что фиксированная камера, иногда выдающая во время боёв красивые ракурсы, но существенно усложняющая схватки с некоторыми боссами. Если верить рецензиям, то в оригинальной японской версии была замечательная озвучка, - но про международное англоязычное издание этого, увы, сказать точно нельзя, ибо актёры почти не стараются отыгрывать роли своих персонажей и порой просто начитывают текст.
Вердикт - плохо. Не "ужасно" и даже не "совсем плохо", но тем не менее. Причём для того, чтобы оценка изменилась в лучшую сторону (пусть и не на высший балл), разработчикам было достаточно добавить не так уж много: какие-нибудь головоломки, хотя бы самые простые и очевидные, связанные, например, с поиском каких-нибудь ключей, - да даже просто небольшое усложнение местной архитектуры и (или) введение дополнительных боевых приёмов, доступных герою, и то вызвало бы к игре гораздо больший интерес; в самом крайнем случае можно было бы повысить реальную (а не заявленную) роль "легионов", сделав игру принципиально непроходимой без грамотного их применения. Но увы: на деле перед нами просто унылая и однотипная зачистка одинаково выглядящих тусклых помещений без малейшего выраженного стремления задержать игрока у экрана, - все "ролевые" моменты же на деле не обязательны, а в мире не наблюдается даже искорки "жизни". И это очень, очень печально - потому что потенциал был, и немалый.
Действие происходит в 791 году "сатанинской эры". Некогда три рыцаря ордена св. Оверии - Зиг Вархайт (наш протагонист), Виктор Делакруа и Сила, возлюбленная (а также вроде как кузина) первого и сестра второго, защитили мир от воскрешения злого божества Азраила. Однако победа далась дорогой ценой: в ходе проведённого ритуала Сила погибла. Виктор после этого сошёл с ума и начал обвинять Зига в том, что якобы именно тот допустил её смерть. Более того: Делакруа похитил священную (и, разумеется, магическую) книгу "Апокриф Язарка", намереваясь затем овладеть ещё какими-то двумя реликвиями и с их помощью призвать в мир того самого Азраила и полчища его "духов греха", дабы те покорили реальность (объединив её со своей), но взамен возродили бы к жизни его любимую сестру. Остановить безумца может только Вархайт, рыцарь Тёмных Глифов. Остаётся добавить, что игра формально сделана по визуальной новелле какого-то вроде бы довольно известного у себя на родине писателя, - а также что к происходящему на экране всё, что изложено выше, по факту имеет лишь опосредованное отношение (хотя красивых сюжетных роликов будет много).
Прохождение разделено на уровни, причём сохранение - в "лучших" традициях консолей, откуда данная вещь и была портирована на PC, - возможно лишь в специально предназначенных для этого местах. Процесс посвящён уничтожению разнообразных монстров (обычно не совсем, а нередко и совсем не человекоподобных, хотя "гуманоиды" среди них и встречаются), представляющих собой вроде бы ту часть сил зла, что уже пробились в мир главного героя стараниями Виктора Делакруа. Противников очень много, но по большей части они сами по себе довольно слабые; в качестве оружия персонаж использует меч, которым наносит "традиционные" (если так допустимо выразиться) удары, а также ровно один "комбинированный"; никаких других фехтовальных приёмов не предусмотрено. Если не всю, то как минимум существенную часть игры при должном старании реально пройти именно таким вот "обычным" способом - то есть просто уничтожая толпы нечисти. Но вместе с тем предоставляется возможность - иногда, когда чудовищ слишком уж много, всё-таки превращающаяся в необходимость - воплотить в жизнь то, в честь чего данная рубилка и названа.
Собственно говоря, "легионы Хаоса" - это вовсе не те, с кем мы сражаемся, а, напротив, дружественные (!) нам существа (похожие на протагониста), подразделяющиеся (по своим типам) на несколько тех самых легионов и по нашему желанию призываемые прямо на поле боя, чтобы вместе с Зигом (а по факту, скорее сказать, вместо него) сражаться с враждебными монстрами. При этом незримо они с нами в любом случае, даже когда герой к ним и не обращается, - тогда, согласно сюжетному обоснованию происходящего, вся их магическая сила находится в его зачарованном мече, и именно поэтому он в большинстве ситуаций так лихо им орудует, нанося неприятельским рядам огромный урон. Всего существует семь типов "легионов", - но, во-первых, доступ к едва ли не каждому таковому придётся "заслужить" (иными словами - добраться по ходу прохождения до соответствующей локации), во-вторых - в рамках одного конкретного уровня мы в принципе можем призывать лишь два разных, - следовательно, если в данный момент нами открыто три или более вида существ, то при переходе к следующему этапу придётся решать, помощью кого именно из них мы потенциально захотим воспользоваться.
У "легионов Хаоса" в зависимости от их видовой принадлежности различаются как используемое ими оружие (для ближнего или дальнего боя) и навыки, так порой и поведение. Например, один тип более эффективен против врагов из плоти и крови, тогда как другой, напротив, особенно искусен в уничтожении металлических тварей (есть здесь и такие недруги, причём в больших количествах); кто-то яростно бросается в бой, стремясь уничтожить как можно больше супостатов, - а кто-то ориентирован в первую очередь на защиту своего "господина" (то есть вашего протагониста). Следует отметить, что герой, призвав "легион", становится пусть и не полностью беззащитным, но всё же максимум бледной тенью "привычного" себя: так, он теряет способность бегать, а его меч, более не заряженный энергией, наносит противникам гораздо меньший урон, чем в "обычном" своём состоянии. Впрочем, в целом ряде ситуаций после вызова "помощников" по факту реально просто стоять на месте, наблюдая за разворачивающейся битвой (напрямую управлять "легионерами" мы не можем, хотя кое-какие приказы де-факто удаётся отдавать "косвенно" - например, регулируя посредством своего перемещения направление "кулака" удара своего "отряда"), и лишь изредка отражать атаки тех чудовищ, что сумеют до вас добраться.
"Легионы Хаоса" существуют за счёт в буквальном смысле слова "душевной" энергии уничтожаемых ими (и вами) существ: после убийства Зигом или любым "легионером" какого угодно монстра энергия "души" последнего поглощается для поддержки сражающейся за вас орды; общий запас этого показателя, естественно, постепенно уменьшается по мере действий "миньонов", поэтому нуждается в постоянном пополнении. Если же соответствующее значение вдруг обнулится (что вполне реально) - то "легион" исчезнет, а Зигу, чтобы получить возможность призвать его вновь, придётся какое-то время сражаться самому (причём сначала именно в "слабом" своём состоянии), дабы накопить необходимое для "эвокации" количество энергии.
По мере участия в сражениях "легионеры" получают очки опыта, которые после завершения этапа можно потратить на улучшение тех или иных их характеристик и приобретение новых умений, уникальных для каждого типа (почти как в RPG). Сам главный герой при этом тоже имеет кое-какие показатели, - но таковые увеличиваются посредством подбора периодически попадающихся на уровнях бонусных предметов, а никакой "управляемой" его прокачки не предусмотрено; вместе с тем накопление конкретным "легионом" того или иного количества опыта иногда позволяет протагонисту обрести новую способность (в частности, только так реально "обучиться" двойному прыжку).
Наконец, на десятом уровне у нас появится возможность сыграть ещё за одного персонажа - девушку Арсию, вооружённую не абы чем, а двумя кремнёвыми пистолетами, а также умеющую выполнять мощный удар ногой (аналог "комбо" Зига). Правда, играть за неё намного сложнее, нежели за изначального протагониста, ибо она не только куда менее вынослива, но и не способна стрелять во время бега (а если снизить скорость перемещения, то точность попаданий существенно снижается).
На основе всего вышеперечисленного можно предположить, что перед нами примечательная и интересная игра, являющаяся чуть ли не "ролевым action'ом", - к великому сожалению, такое впечатление в корне ошибочно. Несмотря на не самое маленькое число плюсов, у Chaos Legion есть один громадный минус, полностью перечёркивающий все достоинства, и имя ему - чудовищная монотонность и однообразие происходящего. Как известно, в играх такого плана почти всегда имеются хотя бы какие-то (а часто - и не самые простые) "загадки" или как минимум "что-то", позволявшее бы временами отдыхать (пусть даже глазам) от бесконечного "рубилова". Здесь, увы, ничего подобного не наблюдается в принципе: на протяжении почти всей игры мы будем с не самой большой скоростью протискиваться сквозь всё возрастающие толпы противников, истребляя их или самостоятельно, или посредством "легионов". При должном умении из едва ли не всех схваток, даже самых "жарких", удастся выйти победителем без помощи "друзей"; да, в ряде случаев выбор определённого легиона действительно способен существенно облегчить прохождение конкретного отрезка, - но критически важным это всё же не является, плюс большая часть типов помощников в принципе станет доступна лишь ближе к концу игры, а равно чаще всего с описанными выше ситуациями необходимо столкнуться "заранее", чтобы выработать для них подходящую тактику (то есть встретиться с конкретной ордой недругов и проиграть, а потом перезагрузиться и выбрать себе на данный этап определённый "легион").
Архитектура уровней совершенно непроработанная: действие по большей части происходит в однотипных, не таких уж больших и часто даже геометрически правильных помещениях, по факту напоминающих "арены" (иногда - под открытым небом, но пространства и там всё равно не очень много), слабо декорированных и, по сути, вообще не содержащих никаких "ответвлений", - иными словами, вряд ли какая-то другая подобная игра способна "превзойти" эту в плане линейности. Единственными хоть сколько-нибудь "интересными" моментами, помимо перечисленных в предыдущих абзацах, являются чрезвычайно редко встречающиеся "необязательные" комнаты (маленькие, унылые и заполненные врагами), после зачистки которых можно разжиться какими-нибудь бонусными предметами, периодически встречаемые "задания" вида "убей конкретных монстров" (в отличие от более привычного "убей их всех"; другое дело, что по факту и в этом случае ликвидировать всё равно придётся далеко не только тех созданий, что указаны в качестве "целей"), а также сражения с боссами, выглядящими, в отличие от "рядовой" нечисти, обычно колоритно, а также - в лучших (уже без кавычек) традициях японских слэшеров - обладающими огромным запасом здоровья: с некоторыми из подобных созданий наверняка придётся повозиться. Радует, что перед каждым поединком с "главарём" предусмотрено автоматическое сохранение, поэтому в случае проигрыша проходить заново весь этап не потребуется.
Качество графики в целом можно оценить как "немногим выше среднего": да, трёхмерные ролики в техническом (но никак не в визуальном) отношении порадовать могут, ну а однотипность текстур вполне объяснима местом действия и общей мрачной стилистикой; прорисовка моделей достаточно чёткая, отдельные бои чрезвычайно зрелищные (особенно когда на доступном пространстве в буквальном смысле нет свободного места от обилия противников), - но вот монстры в массе своей не особенно интересные (хотя встречаются и занятные с точки зрения дизайна экземпляры); несколько раздражает разве что фиксированная камера, иногда выдающая во время боёв красивые ракурсы, но существенно усложняющая схватки с некоторыми боссами. Если верить рецензиям, то в оригинальной японской версии была замечательная озвучка, - но про международное англоязычное издание этого, увы, сказать точно нельзя, ибо актёры почти не стараются отыгрывать роли своих персонажей и порой просто начитывают текст.
Вердикт - плохо. Не "ужасно" и даже не "совсем плохо", но тем не менее. Причём для того, чтобы оценка изменилась в лучшую сторону (пусть и не на высший балл), разработчикам было достаточно добавить не так уж много: какие-нибудь головоломки, хотя бы самые простые и очевидные, связанные, например, с поиском каких-нибудь ключей, - да даже просто небольшое усложнение местной архитектуры и (или) введение дополнительных боевых приёмов, доступных герою, и то вызвало бы к игре гораздо больший интерес; в самом крайнем случае можно было бы повысить реальную (а не заявленную) роль "легионов", сделав игру принципиально непроходимой без грамотного их применения. Но увы: на деле перед нами просто унылая и однотипная зачистка одинаково выглядящих тусклых помещений без малейшего выраженного стремления задержать игрока у экрана, - все "ролевые" моменты же на деле не обязательны, а в мире не наблюдается даже искорки "жизни". И это очень, очень печально - потому что потенциал был, и немалый.
Совершенно потрясающий дизайн персонажей и монстров, выверенный баланс боевой системы, непрекращающийся экшн на экране, вдумчивые манипуляции с характеристиками подопечных легионов, и непередаваемое чувство радости от победы.
Когда-нибудь на этот сайт завезут "Daemon Vector", который попал в мои руки через несколько лет после "Легиона Хаоса", и снова я буду лить ностальгические слезы, смотря на скришноты, или заново проходя до боли знакомые уровни, которые много лет назад уже зачищал столь тщательно.