Казуальные игры – это целый особый мир, к которому поклонники зубодробительных аркад, сложнейших стратегий или головоломных адвенчур почему-то склонны относиться с плохо скрываемым пренебрежением. А зря: значимость данной категории электронных развлечений для развития индустрии переоценить трудно, ведь к ней можно смело отнести едва ли не большую часть пионерских проектов – таких как «Tetris» или «Pong», – да и в плане приобщения к компьютерным играм самой широкой аудитории представители этого класса запросто дадут фору даже «Myst» и «World of Warcraft». Кроме того, в недрах этой разновидности продуктов скрывается как огромное видовое разнообразие, так и яркие и высококачественные образцы электронного искусства.
Представленная на этой страничке «Diner Dash» от нью-йоркской студии gameLab является одним из зачинателей целого отдельного жанра (или поджанра) «казуалок» – Time Management (в просторечии – «бизнес» или «кликалки»), в плане содержания чаще всего представляющего собой симулятор какой-либо отдельной профессии. В данном случае – официантки маленького ресторанчика: героиню нашу зовут Фло (видимо, это сокращение от «Флоренс»); предыстория её «бизнеса» излагается перед началом новой игры в виде слайдшоу из картинок-«комиксов». Молодая девушка, измученная монотонной офисной работой, решает бросить перекладывание бумажек с места на место и заполнение нудных электронных таблиц – и выкупает за бесценок старое полуразвалившееся заведение общественного питания, дабы начать своё собственное дело.
К счастью (или к сожалению), никакое изощрённое управление предприятием нам не грозит, как и упражнение в кулинарном искусстве: и повар, и меню, и запасы ингредиентов для такового, судя по всему, прилагались к покупке в уже полностью готовом виде, и всё, чем предстоит заниматься юной Фло, – это рассаживать посетителей, принимать у них заказы, раздавать еду и убирать грязную посуду. Выглядит этот незамысловатый процесс крайне симпатично: яркая и сочная рисованная двумерная картинка, пусть и в не самом внушительном разрешении 800×600 пикселей, оставляет по себе самые приятные впечатления, как то и полагается игре из разряда казуальных. Перспектива отображения – от третьего лица, сверху и чуть сбоку, почти как в так называемой «изометрии», однако забавные разноцветные человечки смотрятся достаточно отчётливо, так что проблем с «пиксельхантингом» не возникает; управление реализовано исключительно мышью.
В главном меню, помимо списка рекордов, помощи с инструкцией и настроек с регулировкой громкости и переключением между оконным и полноэкранным изображением, нам доступны два режима: «карьера» и «бесконечная смена». В первом игровой процесс разделён на сорок дискретных уровней, отличающихся антуражем, наличием разнообразных заданий и бонусов и предполагающих прохождение в порядке строгой очерёдности, – тогда как во втором этапы плавно перетекают один в другой, а в качестве места работы дозволяется указать любой из четырёх ресторанов (которые во время своего «карьерного роста» предстоит открывать по мере прохождения уровней). Что бы мы ни выбрали, задача у нас одна и та же: как можно быстрее обслужить посетителей, получив за свои успешные действия нужное количество очков, которое вместе с уже набранными нами баллами демонстрируется в левом верхнем углу экрана. Голодные граждане прибывают и выстраиваются в очередь слева внизу, иногда поодиночке, но чаще всего группами по два, три или четыре человека; все они относятся к одной из шести категорий, – девушка, старичок, бизнес-леди и др., – отличающихся уровнем своего терпения и размером оставляемых чаевых (подробности можно узнать в разделе помощи главного меню), а также – но уже вне зависимости от возраста и профессии – цветом одежды. Упомянутое терпение – фактор крайне важный, ибо от него и зависит количество очков, получаемое нами за обслуживание каждого из посетителей; визуализируется таковой рядом красных сердечек возле каждой из групп, число которых убывает по мере ожидания ими наших действий (по исчерпании же своего лимита времени потенциальный клиент уходит из заведения общепита в самом дурном расположении духа, так и не пообедав, а в режиме «бесконечной смены» ещё и уносит с собой одну нашу звезду из пяти расположенных сверху по центру: как только их не останется, игра будет считаться проигранной!).
Первым делом голодающих следует усадить за стол: поначалу, пока заведение пусто, это не составит никакого труда, однако по мере заполнения ресторана успешно жующими гражданами остальным не миновать ожидания в очереди. Кроме того, после первой обслуженной за каждом столиком группы сиденья окрашиваются в цвет платья или костюма покинувших их посетителей: если усадить на эти же места аналогичных по раскраске одежды новеньких, число наградных очков значительно возрастёт! После этого клиенты некоторое время изучают меню, а когда они поднимают руки – следует подойти к ним и взять заказ (разумеется, всё это происходит просто посредством щелчка левой кнопкой мыши на соответствующем столике). В результате на этом последнем появляется цифра с номером, а Фло должна побыстрее передать заявку повару, стойка которого находится вверху экрана: слева здесь расположена «вертушка» для заказов, а правее выставляются готовые блюда, снабжённые нужными номерами, – естественно, по мере появления их требуется брать и относить на место назначения. Посетители радостно жуют, а утолив свой голод – вторично поднимают руки для расчёта, при этом щёлкать на их столики придётся уже дважды: для получения оплаты с чаевыми и для взятия грязной посуды, которую следует помещать в тележку справа от стойки.
Звучит всё это, в принципе, достаточно просто, и на первых уровнях, когда количество посадочных мест в нашем заведении невелико, не составит особого труда достичь и обычной, и «экспертной» цели: последняя, как можно догадаться, предусматривает набор большего количества очков с обязательным соблюдением «цветового дресс-кода» и рекордно быстрого обслуживания, – кроме того, дополнительными баллами награждаются и «цепочки действий», для выполнения которых следует, скажем, взять заказы у нескольких столиков подряд, а затем уже передавать их все вместе повару. Однако по мере роста популярности нашего заведения поток посетителей возрастает – и количеству и скорости щелчков мышью на дальнейших этапах «Diner Dash» может позавидовать иная стратегия реального времени! Не говоря уже о том внимании, которое потребуется от игрока для быстрейшего удовлетворения всех нужд клиентов заведения Фло, дабы, как говорится, никто не ушёл обиженным. К счастью, имеются у нас и своего рода вспомогательные бонусы – дополнительное ресторанное оборудование: в режиме карьеры мы обзаводимся им автоматически путём достижения соответствующих уровней, тогда как в «бесконечной смене» его нужно приобретать самостоятельно, вызывая меню «апгрейда» нажатием на кнопку в правом верхнем углу (в первом же случае на этом месте красуются часы, отсчитывающие рабочее время от открытия и до закрытия, когда потоку посетителей наконец-то будет положен законный предел).
Основной из таких обновок является «новый столик» на четыре посадочных места, очевиднейшим образом увеличивающий пропускную способность нашего заведения (но вместе с тем и прибавляющий Фло работы). А, скажем, набор из разнообразных напитков представляет собой расположенное на стойке вверху дополнительное угощение, которое можно подносить к столику скучающих в ожидании своего заказа клиентов, дабы тем самым немного повысить их настроение. Музыкальный центр позволяет снизить темп падения уровня удовлетворённости посетителей жизнью (то бишь всё того же запаса красных сердечек), а, например, такой не самый привычный элемент ресторанного интерьера, как трибуна, ориентирован исключительно на стоящих в очереди: если щёлкнуть на неё указателем мыши, то Фло начнёт каким-то хитрым образом развлекать ожидающих посадочных мест, и через некоторое время (символизируемое увеличивающимся в размерах сердцем, красующимся по центру этой самой трибуны) они также станут хоть немного, но довольнее. Чуть позднее появятся и печь для ускорения труда повара, и кроссовки для более быстрого перемещения нашей протагонистки, и другие полезные вещи.
Пожалуй, «Diner Dash» стоит отнести к одним из лучших образцов казуальных игр, недостатки которых оказываются лишь оборотной стороной их достоинств: несмотря на все попытки разнообразить работу по обслуживанию посетителей ресторана, здешний процесс всё же временами кажется чересчур однообразным и неминуемо надоедает. Проходить все уровни подряд вряд ли кому-то захочется, – подобные вещи как раз и рассчитаны на использование «от случая к случаю», в строго умеренных дозах. Зато приключения Фло не зря стали одним из прародителей целого поджанра: сама gameLab продолжениями не занималась, зато американский издатель по имени PlayFirst, в портфеле которого эта игра стала чуть ли не первым же проектом, распорядился данным своим достоянием просто блестяще. Помимо банальных сиквелов, таких как «Diner Dash 2: Restaurant Rescue» или «Diner Dash: Hometown Hero» (общее число скачиваний пробных версий серии превысило полмиллиарда!), история скромной официантки обзавелась и побочными ответвлениями в духе, например, «Wedding Dash», «Hotel Dash» и «Fitness Dash» – симуляторов, соответственно, свадебного агентства, гостиничного бизнеса и тренажёрного зала, – более того, вокруг Фло и её друзей образовалась целая увлекательная вселенная: обитатели городка, названного ДайнерТауном, стали героями игр в жанрах «поиска предметов» («DinerTown Detective Agency»), «экономического менеджмента» («DinerTown Tycoon») и даже адвенчуры («Avenue Flo» и «Avenue Flo: Special Delivery»)! Сама «Diner Dash», изначально выполненная на «народном» движке Macromedia Director, вскоре была перенесена на собственную разработку PlayFirst – Playground SDK; именно в таком виде самое первое из приключений Фло было издано и на русском языке – в 2009 году компанией «Руссобит-М».
Увы, событие это произошло незадолго до заката жизни PlayFirst: уже в 2010-м компания столкнулась с некоторыми финансовыми проблемами, а новое руководство приняло сумасбродное решение уйти с рынка настольных компьютеров в некие «социальные сети» и на мобильные устройства, – что ожидаемо привело к серии дальнейших неудач. В 2014 году тонущая контора была приобретена Glu Mobile – как нетрудно догадаться, издателем, ориентированным всё на те же смартфоны с планшетами. Новый владелец даже попробовал возродить вселенную ДайнерТауна – в доныне продолжающей активно обновляться «Diner DASH Adventures», которая, увы, доступна лишь пользователям iOS и Android, а главное – отличается совершенно иным стилем графики и даже другими персонажами, так что на новый облик Фло её давним друзьям трудно смотреть без слёз. Старые же работы PlayFirst, даже успевшие появиться на платформе цифровой дистрибуции Steam, недоступны игрокам из многих стран, включая Казахстан, Израиль, Индию, Польшу и Украину, – а потому можно надеяться, что появление на нашем сайте самой первой «Diner Dash», несмотря на то что причислить эту игру к «старым» и «редким» никак нельзя, всё же позволит новым поколениям пользователей познакомиться как с замечательной девушкой по имени Фло, так и с нелёгким трудом официанта.
Представленная на этой страничке «Diner Dash» от нью-йоркской студии gameLab является одним из зачинателей целого отдельного жанра (или поджанра) «казуалок» – Time Management (в просторечии – «бизнес» или «кликалки»), в плане содержания чаще всего представляющего собой симулятор какой-либо отдельной профессии. В данном случае – официантки маленького ресторанчика: героиню нашу зовут Фло (видимо, это сокращение от «Флоренс»); предыстория её «бизнеса» излагается перед началом новой игры в виде слайдшоу из картинок-«комиксов». Молодая девушка, измученная монотонной офисной работой, решает бросить перекладывание бумажек с места на место и заполнение нудных электронных таблиц – и выкупает за бесценок старое полуразвалившееся заведение общественного питания, дабы начать своё собственное дело.
К счастью (или к сожалению), никакое изощрённое управление предприятием нам не грозит, как и упражнение в кулинарном искусстве: и повар, и меню, и запасы ингредиентов для такового, судя по всему, прилагались к покупке в уже полностью готовом виде, и всё, чем предстоит заниматься юной Фло, – это рассаживать посетителей, принимать у них заказы, раздавать еду и убирать грязную посуду. Выглядит этот незамысловатый процесс крайне симпатично: яркая и сочная рисованная двумерная картинка, пусть и в не самом внушительном разрешении 800×600 пикселей, оставляет по себе самые приятные впечатления, как то и полагается игре из разряда казуальных. Перспектива отображения – от третьего лица, сверху и чуть сбоку, почти как в так называемой «изометрии», однако забавные разноцветные человечки смотрятся достаточно отчётливо, так что проблем с «пиксельхантингом» не возникает; управление реализовано исключительно мышью.
В главном меню, помимо списка рекордов, помощи с инструкцией и настроек с регулировкой громкости и переключением между оконным и полноэкранным изображением, нам доступны два режима: «карьера» и «бесконечная смена». В первом игровой процесс разделён на сорок дискретных уровней, отличающихся антуражем, наличием разнообразных заданий и бонусов и предполагающих прохождение в порядке строгой очерёдности, – тогда как во втором этапы плавно перетекают один в другой, а в качестве места работы дозволяется указать любой из четырёх ресторанов (которые во время своего «карьерного роста» предстоит открывать по мере прохождения уровней). Что бы мы ни выбрали, задача у нас одна и та же: как можно быстрее обслужить посетителей, получив за свои успешные действия нужное количество очков, которое вместе с уже набранными нами баллами демонстрируется в левом верхнем углу экрана. Голодные граждане прибывают и выстраиваются в очередь слева внизу, иногда поодиночке, но чаще всего группами по два, три или четыре человека; все они относятся к одной из шести категорий, – девушка, старичок, бизнес-леди и др., – отличающихся уровнем своего терпения и размером оставляемых чаевых (подробности можно узнать в разделе помощи главного меню), а также – но уже вне зависимости от возраста и профессии – цветом одежды. Упомянутое терпение – фактор крайне важный, ибо от него и зависит количество очков, получаемое нами за обслуживание каждого из посетителей; визуализируется таковой рядом красных сердечек возле каждой из групп, число которых убывает по мере ожидания ими наших действий (по исчерпании же своего лимита времени потенциальный клиент уходит из заведения общепита в самом дурном расположении духа, так и не пообедав, а в режиме «бесконечной смены» ещё и уносит с собой одну нашу звезду из пяти расположенных сверху по центру: как только их не останется, игра будет считаться проигранной!).
Первым делом голодающих следует усадить за стол: поначалу, пока заведение пусто, это не составит никакого труда, однако по мере заполнения ресторана успешно жующими гражданами остальным не миновать ожидания в очереди. Кроме того, после первой обслуженной за каждом столиком группы сиденья окрашиваются в цвет платья или костюма покинувших их посетителей: если усадить на эти же места аналогичных по раскраске одежды новеньких, число наградных очков значительно возрастёт! После этого клиенты некоторое время изучают меню, а когда они поднимают руки – следует подойти к ним и взять заказ (разумеется, всё это происходит просто посредством щелчка левой кнопкой мыши на соответствующем столике). В результате на этом последнем появляется цифра с номером, а Фло должна побыстрее передать заявку повару, стойка которого находится вверху экрана: слева здесь расположена «вертушка» для заказов, а правее выставляются готовые блюда, снабжённые нужными номерами, – естественно, по мере появления их требуется брать и относить на место назначения. Посетители радостно жуют, а утолив свой голод – вторично поднимают руки для расчёта, при этом щёлкать на их столики придётся уже дважды: для получения оплаты с чаевыми и для взятия грязной посуды, которую следует помещать в тележку справа от стойки.
Звучит всё это, в принципе, достаточно просто, и на первых уровнях, когда количество посадочных мест в нашем заведении невелико, не составит особого труда достичь и обычной, и «экспертной» цели: последняя, как можно догадаться, предусматривает набор большего количества очков с обязательным соблюдением «цветового дресс-кода» и рекордно быстрого обслуживания, – кроме того, дополнительными баллами награждаются и «цепочки действий», для выполнения которых следует, скажем, взять заказы у нескольких столиков подряд, а затем уже передавать их все вместе повару. Однако по мере роста популярности нашего заведения поток посетителей возрастает – и количеству и скорости щелчков мышью на дальнейших этапах «Diner Dash» может позавидовать иная стратегия реального времени! Не говоря уже о том внимании, которое потребуется от игрока для быстрейшего удовлетворения всех нужд клиентов заведения Фло, дабы, как говорится, никто не ушёл обиженным. К счастью, имеются у нас и своего рода вспомогательные бонусы – дополнительное ресторанное оборудование: в режиме карьеры мы обзаводимся им автоматически путём достижения соответствующих уровней, тогда как в «бесконечной смене» его нужно приобретать самостоятельно, вызывая меню «апгрейда» нажатием на кнопку в правом верхнем углу (в первом же случае на этом месте красуются часы, отсчитывающие рабочее время от открытия и до закрытия, когда потоку посетителей наконец-то будет положен законный предел).
Основной из таких обновок является «новый столик» на четыре посадочных места, очевиднейшим образом увеличивающий пропускную способность нашего заведения (но вместе с тем и прибавляющий Фло работы). А, скажем, набор из разнообразных напитков представляет собой расположенное на стойке вверху дополнительное угощение, которое можно подносить к столику скучающих в ожидании своего заказа клиентов, дабы тем самым немного повысить их настроение. Музыкальный центр позволяет снизить темп падения уровня удовлетворённости посетителей жизнью (то бишь всё того же запаса красных сердечек), а, например, такой не самый привычный элемент ресторанного интерьера, как трибуна, ориентирован исключительно на стоящих в очереди: если щёлкнуть на неё указателем мыши, то Фло начнёт каким-то хитрым образом развлекать ожидающих посадочных мест, и через некоторое время (символизируемое увеличивающимся в размерах сердцем, красующимся по центру этой самой трибуны) они также станут хоть немного, но довольнее. Чуть позднее появятся и печь для ускорения труда повара, и кроссовки для более быстрого перемещения нашей протагонистки, и другие полезные вещи.
Пожалуй, «Diner Dash» стоит отнести к одним из лучших образцов казуальных игр, недостатки которых оказываются лишь оборотной стороной их достоинств: несмотря на все попытки разнообразить работу по обслуживанию посетителей ресторана, здешний процесс всё же временами кажется чересчур однообразным и неминуемо надоедает. Проходить все уровни подряд вряд ли кому-то захочется, – подобные вещи как раз и рассчитаны на использование «от случая к случаю», в строго умеренных дозах. Зато приключения Фло не зря стали одним из прародителей целого поджанра: сама gameLab продолжениями не занималась, зато американский издатель по имени PlayFirst, в портфеле которого эта игра стала чуть ли не первым же проектом, распорядился данным своим достоянием просто блестяще. Помимо банальных сиквелов, таких как «Diner Dash 2: Restaurant Rescue» или «Diner Dash: Hometown Hero» (общее число скачиваний пробных версий серии превысило полмиллиарда!), история скромной официантки обзавелась и побочными ответвлениями в духе, например, «Wedding Dash», «Hotel Dash» и «Fitness Dash» – симуляторов, соответственно, свадебного агентства, гостиничного бизнеса и тренажёрного зала, – более того, вокруг Фло и её друзей образовалась целая увлекательная вселенная: обитатели городка, названного ДайнерТауном, стали героями игр в жанрах «поиска предметов» («DinerTown Detective Agency»), «экономического менеджмента» («DinerTown Tycoon») и даже адвенчуры («Avenue Flo» и «Avenue Flo: Special Delivery»)! Сама «Diner Dash», изначально выполненная на «народном» движке Macromedia Director, вскоре была перенесена на собственную разработку PlayFirst – Playground SDK; именно в таком виде самое первое из приключений Фло было издано и на русском языке – в 2009 году компанией «Руссобит-М».
Увы, событие это произошло незадолго до заката жизни PlayFirst: уже в 2010-м компания столкнулась с некоторыми финансовыми проблемами, а новое руководство приняло сумасбродное решение уйти с рынка настольных компьютеров в некие «социальные сети» и на мобильные устройства, – что ожидаемо привело к серии дальнейших неудач. В 2014 году тонущая контора была приобретена Glu Mobile – как нетрудно догадаться, издателем, ориентированным всё на те же смартфоны с планшетами. Новый владелец даже попробовал возродить вселенную ДайнерТауна – в доныне продолжающей активно обновляться «Diner DASH Adventures», которая, увы, доступна лишь пользователям iOS и Android, а главное – отличается совершенно иным стилем графики и даже другими персонажами, так что на новый облик Фло её давним друзьям трудно смотреть без слёз. Старые же работы PlayFirst, даже успевшие появиться на платформе цифровой дистрибуции Steam, недоступны игрокам из многих стран, включая Казахстан, Израиль, Индию, Польшу и Украину, – а потому можно надеяться, что появление на нашем сайте самой первой «Diner Dash», несмотря на то что причислить эту игру к «старым» и «редким» никак нельзя, всё же позволит новым поколениям пользователей познакомиться как с замечательной девушкой по имени Фло, так и с нелёгким трудом официанта.
- Главный герой:
Женский персонаж - Игровой движок:
Macromedia Director - Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
США - Элемент жанра:
Симуляторы деятельности - Язык:
English
Вот тут вообще "3 декабря 2003 г.", без каких бы то ни было доказательств:
Вот тут 2005:
Вот тут вроде бы 2004, но рядом же в табличке - всё равно 2005:
"Мобигеймс" в этом плане даёт более достоверную информацию - и говорит, что на BigFish игра вышла 1 января 2005 г.
Конечно, не исключено, что она где-то появилась ещё раньше, но для точного определения хотелось бы иметь документальное подтверждение
Выложенная у нас версия обозначена как "1.0": большинство файлов датированы 16.12.2004, но основной ЕХЕ - уже 17.01.2005.
В своё время тащился по этой официантке.
Большое спасибо за добавление, играл на релизе с подругой и давно хотел вспомнить, как это было.