Даже Ваш любимый Карл,
который случайно попал к Вам в руки,
теперь в моих руках!
Бессвязная речь доктора Шеффера
«Восточный фронт – Неизвестная война»
Какие ассоциации возникнут у матёрого геймера, стоит ему услышать о студии Burut Creative Team? С большой долей вероятности ему сразу вспомнится проект данной команды под названием Kreed (2003, Windows). Вот только произойдет это, скорее всего, не по причине качества игры, а в связи с ее скандальностью! Ведь на стадии разработки авторы активно «потчевали» публику многочисленными обещаниями, суля явить миру настоящий «мегаблокбастер», способный потягаться с признанными хитами тех лет. Подлил масла в огонь и отечественный «игрожур», немалое число представителей которого расхвалило игру, стоило ей оказаться на прилавках (одна явно заказная статья в журнале «Страна Игр» чего стоит). В результате обманутые геймеры предали этот относительно неплохой шутер анафеме, а репутация Burut была «слегка подмочена». На этом фоне последующие проекты команды «ушли в тень» и с течением времени слегка позабылись. В том числе и экшен от первого лица под названием «Восточный фронт – Неизвестная война», о котором, собственно, сейчас и пойдет речь.
Кстати, обратили внимание на название игры? Лично меня оно неслабо так ввело в заблуждение, заставив предположить, что сюжет этого шутера повествует о подвигах бойца Красной Армии или участника партизанского движения… Как бы не так! Главным героем проекта является немецкий офицер Карл Штольц, эффектно «откинувший копыта» уже во вступительном ролике. На счастье протагониста его «тушка» не была захоронена в какой-нибудь братской могиле, а попала прямиком в руки доктора Эрнста Шеффера, который благополучно оживил бедолагу, попутно превратив его в настоящего «уберзольдата». При этом ученый-«психонавт» неплохо подстраховался, накачав подопечного специальным препаратом, заставляющим реципиента подчиняться тому, кого он увидит первым после пробуждения. Вот только раньше всех на глаза Штольцу попался отнюдь не добрый доктор Шеффер, а очаровательная участница немецкого «Сопротивления» по имени Мария, ненадолго заскочившая по своим делам в психиатрическую лечебницу, в которой держали главного героя.
Увы, но после столь оригинального начала история проекта становится чрезвычайно банальной и предсказуемой. Конечно же, подпольщики принимают решение ликвидировать ученого и уничтожить его проект, а лучшего кандидата для выполнения данной задачи, чем главный герой, естественно, не находится. И, разумеется, сюжет не обходится без любовной драмы, злого «уберзольдата», а также всяких «роялей в кустах» вроде чудесного спасения вроде как погибших персонажей. Впрочем, все это «цветочки», - мало того, что повествование представляет собой набор клише, так еще и его отдельные элементы «подогнаны» весьма топорно. Например, местонахождение секретной лаборатории Шеффера сообщает спасенный из тюрьмы высокопоставленный боец «Сопротивления», получивший эту информацию… от коменданта. Каким образом сидящий в камере узник достал эти сведения, остается загадкой. Видится маловероятным, что комендант заходил к нему в гости выпить шнапсу, заодно делясь ценными данными. Или взять регулярно попадающихся на особо важных немецких объектах рядовых рабочих, сообщающих протагонисту самую секретную информацию, допуска к которой у них не должно быть в принципе.
Однако всё вышеперечисленное меркнет на фоне весьма странного шага авторов, заключающегося в полном игнорировании факта участия в войне СССР. Так, все сражающиеся на стороне главного героя персонажи являются участниками немецкого «Сопротивления». Когда же возникает необходимость в получении помощи от регулярных войск, подпольщики обращаются к Великобритании и Соединенным Штатам Америки. Даже рассуждая о силе, которая в скором времени положит конец Третьему Рейху, протагонист обозначает ее как абстрактный «Восточный фронт». В результате единственным намеком на Советский Союз становится наличие в тюрьме нескольких узников, внешний вид которых позволяет предположить, что они являются пленными красноармейцами. Учитывая то обстоятельство, что «Неизвестная война» создана отечественными разработчиками, такой подход вызывает сильное удивление.
Ну да ладно, - оставим историю игры в покое и перейдем к геймплею. Который, хотя в целом и неплох, вызывает определенные вопросы. Правда, возникают они далеко не сразу, благо начало у игры весьма интересное и атмосферное: мрачная психиатрическая больница, ожившие солдаты, атакующие как охрану, так и главного героя, жутковатый эмбиент в качестве музыкального сопровождения... Одним словом - красота! Да, последующие уровни проходят в более привычных для игрока локациях - подземном бункере, лабораториях, научном институте, порту - и уже не так «цепляют» антуражем. Однако данное обстоятельство отчасти компенсируется удачными дизайнерскими находками. Так, главному герою предстоит время от времени сражаться в огромных локациях вроде дока с пришвартованной подводной лодкой, заполненного оборудованием цеха или здоровенного песчаного карьера. При этом неприятельские бойцы активно пользуются предоставленным разработчиками местом для маневра, - немецкие солдаты ведут огонь с верхних ярусов, спускаются на тросах через застекленные отверстия в потолке, влетают в окна. Конечно, на каждом шагу такие интересные «арены» попадаться не будут, но разработчики «выкрутились» и тут: обычные перестрелки разбавлены немалым количеством зрелищных заскриптованных моментов. Некоторые из них - вроде падающих с балконов прямо на электропровода супостатов - в пылу боя можно и не заметить. Другие же, наподобие идущего «на таран» горящего грузовика или прибывающего паровоза, прозевать сложно. Присутствуют и поистине эпические сцены, например падение огромного бомбардировщика или взрыв завода.
Правда, есть во всей этой «пиротехнике» и один существенный недостаток: на многих этапах в большом количестве попадаются бочки с горючим. Да, взрываются они красиво, да и врагов подпалить способны, впрочем, как и игрока. Вот только пламя после их взрыва нередко перекрывает нужный геймеру проход, вынуждая подолгу ждать, пока огонь погаснет.
Но основной момент заключается в том, что долго срывать проблемы геймплея вся эта яркая «мишура» не способна. Начнем с того, что кампания проекта состоит всего из 12 миссий. Да, большинство из них достаточно велики, но, несмотря на это, много времени прохождение, особенно на низком уровне сложности, не займет. Прежде всего - по причине того, что игровые этапы крайне линейны, встречающиеся на пути редкие «головоломки» просты и очевидны, а каких-либо «мудреных» моментов вроде прыжков по платформам или хитроумных ловушек попросту нет. Да и расположенная в верхней части экрана мини-карта с отмеченными на ней важными для прохождения объектами существенно упрощает поиск решений. Более того, на некоторых уровнях геймер фактически вынужден ходить кругами, возвращаясь в ранее посещенные локации, в которых открылась ранее запертая дверь/образовался пролом.
Как следствие, помимо отстрела врагов более в игре особо заняться нечем. Да, иногда к герою будут присоединяться отдельные союзные бойцы, а то и небольшие группы, но особой погоды они не сделают, - сюжетно важные персонажи проследуют по заскриптованному маршруту от точки «А» до точки «Б», попутно «вынося» всех встречных врагов, а «статисты» быстро полягут в неравных боях. Хотя благодаря наличию соратников некоторые перестрелки получаются довольно зрелищными, - этого отрицать нельзя.
Также разработчики включили в свое детище такие «забавы», как стрельба из стационарных пулеметов/орудий по препятствиям/немецкой пехоте/технике и уничтожение фашистских танков. При этом с последним пунктом дела обстоят весьма странно: несмотря на то что под рукой у протагониста практически всегда имеется «Панцершрек», уничтожать бронемашины придется либо из стационарных орудий, либо путем прикрепления к корпусу взрывчатки. Правда, если в той же Medal of Honor: Allied Assault - Spearhead (2002, Windows) подобраться к какому-нибудь «Тигру» было не так просто, то в «Восточном фронте» проблем с этим практически не возникает.
Впрочем, кое-что «этакое» создатели игры в свое детище таки включили. Речь идет об эпопее с подводной лодкой. Первоначально задачей главного героя будет проникновение на борт субмарины, для чего потребуется раздобыть форму техника (крайне элементарная задача), а потом немного побегать по территории морской базы мимо ничего не подозревающих фашистов в поисках связного и взрывчатки. Правда, продлится этот маскарад совсем недолго, да и каких-то интересных задач/головоломок в процессе инфильтрации выполнять не придется. После чего начнется стандартное «мочилово».
А вот после выхода в море на борту субмарины дела примут интересный оборот. Ведь, захватив контроль над лодкой, - для чего потребуется ликвидировать экипаж, едва дотягивающий до десятка человек, - протагонист вынужден будет поучаствовать в двух своего рода «мини-играх». Первая заключается в уничтожении торпедами трех надводных кораблей фашистов. Задача эта несложная и своим исполнением чем-то напоминает процесс игры в советский автомат «Морской бой». А вот вторая - оборона лодки от самолетов врага - заставит немного попотеть. Смысл данного игрового эпизода заключается в том, что, бегая от одного зенитного пулемета к другому, - благо расположены они в паре-тройке шагов друг от друга, - герой должен оперативно сбивать идущие волнами штурмовики и торпедоносцы неприятеля. Причем первые атакуют исключительно нашего подопечного, а вторые - только подводную лодку. Сброшенные торпеды, кстати, реально уничтожать в воде, пока они движутся в направлении субмарины. Данный эпизод по праву можно назвать самым динамичным в игре. И самым сложным, - оцените количество «жалоб» на него в сети.
Тем не менее большая часть игрового времени, как уже отмечалось ранее по тексту, будет посвящена «стандартному» отстрелу немецких солдат. И именно эта составляющая геймплея получилась наиболее неоднозначной. Начнем с того, что при кажущемся разнообразии врагов, - в «Восточном фронте» насчитывается около 13-14 типов неприятельских бойцов, включая рядовых бойцов, офицеров, моряков и стильно выглядящих штурмовиков, - большинство из них сражается абсолютно одинаково, различаясь лишь живучестью и вооружением. Что в силу определенных особенностей геймплея, о которых пойдет речь чуть ниже, не так уж существенно.
Что же касается поведения, то «обычные» бойцы либо удерживают определенные позиции, ведя огонь оттуда, либо несколько хаотично перемещаются по полю боя, отстреливаясь от главного героя. Разумеется, что ни командной работой, ни продвинутыми тактиками бойцы вермахта не владеют. Разве что элитные штурмовики эффектно запрыгивают в окна и спускаются на веревках с крыши. Зато супостаты далеко не всегда поддаются на заманивание, временами отказываясь следовать за игроком и оставаясь на месте. И уничтожить их всех было бы крайне легко, кабы не ряд крайне неприятных особенностей. Во-первых, следует отметить потрясающую меткость ботов, попадающих в протагониста практически с любой дистанции, а также отсутствие возможности нормально избегать огня. При этом про урон, на максимальной сложности становящийся совсем уж неприличным, я тактично умолчу. Зато упомяну про умение противников «простреливать» края углов или, скажем, дверных проемов, попадая в спрятавшегося там протагониста. Во-вторых, немцы потрясающе метко и далеко швыряют гранаты, - причем в пылу боя с учетом отсутствия какого-либо индикатора этот момент зачастую остается незамеченным до момента подрыва героя. В лучшем случае это приведет к потери «кучи» здоровья, падению и непродолжительной расфокусировке зрения, а в худшем - к моментальной гибели.
Могли бы исправить ситуацию «особые» противники, в роли которых выступают огнеметчики, оживленные в ходе экспериментов солдаты и владеющие телекинезом индивидуумы, силой мысли создающие своего рода «смерчи», затягивающие в себя всякий хлам, которыми они и атакуют игрока. Но, к сожалению, за всю кампанию геймеру встретится всего три или четыре «псионика» и примерно такое же, а то и меньшее количество «поджигателей». В свою очередь, оживленные в ходе экспериментов солдаты попадаться будут достаточно часто, однако в силу примитивного поведения, отсутствия специальных умений и исключительно рукопашных, пусть и наносящих высокий урон, атак навредить они смогут разве только неопытным либо пойманным врасплох игрокам. Возможно, что-то интересное способен предложить финальный босс? К сожалению, нет, ибо он представляет собой обычную «губку для пуль».
Однако, несмотря на всё вышесказанное, играть в «Восточный фронт» достаточно интересно. И всё благодаря особым умениям героя, приобретенным им после воскрешения. В первую очередь речь идет о «силовом поле», представленном в виде сферы, окружающей протагониста и останавливающей пули любого калибра. Причем останавливающей в буквальном смысле, - угодив в щит, они «застревают» в нём, зависая в воздухе. Правда, от гранат и взрывов бочек с горючим данная «фича» не помогает, равно как и не задерживает врагов, которые свободно проникают сквозь ее границы и могут врезать персонажу прикладом. Зато поле обладает другим интересным свойством: «застрявшие» в нём пули можно отправить обратно во врага, отключив его в тот момент, пока специальная шкала не опустилась ниже определенного значения. Объясню поподробнее: щит функционирует до тех пор, пока имеется заряд, представленный в виде синей полосы, отображающейся в нижней половине экрана. При этом одна часть шкалы имеет светлый оттенок, а вторая - более темный. Если выключить щит, пока полностью не израсходован первый (яркий) участок, пули улетят в сторону, в которую направлен прицел; если же в тот момент, когда дело дойдет до второй, - то все пойманные «маслины» просто упадут на землю. Правда, есть еще и третий вариант - бежать на врагов и буквально «втыкать» всё, что попало в поле, в их тела. Кстати, весьма эффективная тактика.
Кроме того, персонаж умеет совершать своего рода «комбо», получая за это вознаграждение. Так, изловчившись «отвесить» три «хэдшота» подряд, главный герой увеличит полоску щита, а в случае, если она уже достигла максимума, восстановит некоторую часть израсходованной энергии. К слову, обычные убийства тоже восполняют шкалу, но в значительно меньшем объеме. Если же наш подопечный сумеет зарезать ножом трех фашистов подряд, то увеличит максимальный запас здоровья на два процента. Имеется ли предел роста жизненной энергии, и если да, то каков он, - автору неизвестно. Мне удалось достичь значения 150 процентов. Только имейте в виду, что любой тип убийств (хоть из огнестрельного оружия, хоть ножом) должен быть совершен не только подряд, но и за ограниченное время. Не успеете - и счетчик «фрагов» обнулится. Также следует сказать, что на высокой сложности делать такие вот «комбо» достаточно проблематично, - сказываются высокий урон, наносимый врагами, а также их потрясающая меткость. Тем не менее этот момент хотя и может стать весьма раздражающим для одних игроков, но также вполне способен добавить «огоньку» и интереса другим.
Тем более что если врукопашную фашистов можно лишь резать ножом, то вот средств для их отстрела более чем достаточно. По моим прикидкам в игре, помимо ножа и гранат, присутствует примерно 14 единиц оружия, включая пистолеты, винтовки обычную, автоматическую и снайперскую, противотанковое ружье, автоматы, пулеметы, «Панцершрек» и огнемет. Правда, таскать весь арсенал «скопом» не получится, - у героя всего пять слотов под вооружение, в каждый из которых можно поместить лишь один экземпляр определенного типа. Так, ячейка номер один (слева направо) предназначена для пистолетов; два - винтовок; три – автоматического оружия; четыре – для тяжелых «стволов» типа огнемета; пятый занимают гранаты. Как видите, нож отдельного слота не занимает, - видимо, герой держит его… ну, скажем, в зубах.
На этом предлагаю завершить разговор о геймплее и немножко разобрать техническую часть проекта. И для начала поговорим о графике, которая на удивление неплоха. Да, есть отдельные неприятные моменты вроде «статичного» не особо удачного неба или воды, которая в небольшом объем (например, будучи налитой в бочку) весьма симпатична и даже щеголяет «украшательствами» вроде отражений, а вот в больших количествах выглядит крайне нереалистично (какое тут ужасное море). Но в целом картинка производит хорошее впечатление: текстуры окружающих объектов выполнены качественно и с высокой детализацией, в результате чего модели различных зданий, техники, оружия и людей смотрятся очень достойно. Правда, отдельные «сбои» всё же есть, причем особо заметны они в роликах «на движке», время от времени демонстрируемых между миссиями. Например, один из участников «Сопротивления» может похвастаться не только стильным кожаным плащом, но и лицом, выглядящим так, будто его жестоко искусали пчелы. На высоком уровне выполнена и анимация персонажей (разве что лицевая не особо хороша), - как фашисты, так и союзники не только реалистично двигаются, но и демонстрируют различные специфические движения вроде реакции на взрыв гранаты. В этом случае боты присаживаются на корточки, слегка опускают голову и зажимают уши. Кроме того, у тел компьютерных бойцов, равно как и у различных объектов, присутствует вполне правдоподобная физика: грузовые тележки переворачиваются и съезжают по лестницам; каски и аптечки подлетают от выстрелов, а «тушки» оппонентов эффектно (хотя иногда и не совсем правдоподобно) разлетаются в стороны от взрывов. У последних (речь идет о телах) также присутствует простейшая модель повреждений, а также «ragdoll-физика». Жаль только, что тела врагов со временем исчезают в воздухе. Завершают картину и весьма недурственные спецэффекты, среди которых можно выделить вспышки от падений тел на электропровода и пламя, не слишком сильно проигрывающее даже огню из Unreal II: The Awakening (2003, Windows).
А вот с озвучкой дела обстоят похуже. Правда, в большей степени это касается голосов персонажей, которые в лучшем случае не вызывают эмоций (так обстоит дело с Марией), а в худшем раздражают (большинство других героев). Складывается ощущение, что в качестве актеров выступили совершенно случайные люди (или сами разработчики), абсолютно не смыслящие в озвучивании. Плюс вражеские солдаты обладают не слишком обширным запасом фраз, выкрикиваемых в ходе боя, в результате чего к концу игры их повторяющиеся возгласы начинают утомлять.
С музыкой ситуация намного лучше. Так, в главном меню звучит мощная «тяжелая» композиция, а в самой игре можно услышать несколько очень удачных треков, среди которых есть и мрачный эмбиент, и интересно звучащий марш. Правда, общее количество композиций невелико, так что есть шанс, что к концу кампании они начнут игроку надоедать.
В заключение же скажу, что «пациент скорее жив, чем мертв». У команды Burut Creative Team получился хотя и не идеальный, но вполне достойный шутер на тему Второй мировой войны. Конечно, несколько своеобразный и не особо богатый на разнообразие игровых ситуаций геймплей не позволяет поставить его в один ряд с такими «корифеями», как Call of Duty (2003, Windows) или же Return to Castle Wolfenstein (2001, Windows). Но сыграть в «Восточный фронт – Неизвестная война» всё же стоит, - не исключено, что проект сумеет понравиться и побудит обратить внимание на сиквел, «Восточный фронт: Крах Анненербе», завершающий повествование о приключениях бравого «зомби» Карла Штольца.
который случайно попал к Вам в руки,
теперь в моих руках!
Бессвязная речь доктора Шеффера
«Восточный фронт – Неизвестная война»
Какие ассоциации возникнут у матёрого геймера, стоит ему услышать о студии Burut Creative Team? С большой долей вероятности ему сразу вспомнится проект данной команды под названием Kreed (2003, Windows). Вот только произойдет это, скорее всего, не по причине качества игры, а в связи с ее скандальностью! Ведь на стадии разработки авторы активно «потчевали» публику многочисленными обещаниями, суля явить миру настоящий «мегаблокбастер», способный потягаться с признанными хитами тех лет. Подлил масла в огонь и отечественный «игрожур», немалое число представителей которого расхвалило игру, стоило ей оказаться на прилавках (одна явно заказная статья в журнале «Страна Игр» чего стоит). В результате обманутые геймеры предали этот относительно неплохой шутер анафеме, а репутация Burut была «слегка подмочена». На этом фоне последующие проекты команды «ушли в тень» и с течением времени слегка позабылись. В том числе и экшен от первого лица под названием «Восточный фронт – Неизвестная война», о котором, собственно, сейчас и пойдет речь.
Кстати, обратили внимание на название игры? Лично меня оно неслабо так ввело в заблуждение, заставив предположить, что сюжет этого шутера повествует о подвигах бойца Красной Армии или участника партизанского движения… Как бы не так! Главным героем проекта является немецкий офицер Карл Штольц, эффектно «откинувший копыта» уже во вступительном ролике. На счастье протагониста его «тушка» не была захоронена в какой-нибудь братской могиле, а попала прямиком в руки доктора Эрнста Шеффера, который благополучно оживил бедолагу, попутно превратив его в настоящего «уберзольдата». При этом ученый-«психонавт» неплохо подстраховался, накачав подопечного специальным препаратом, заставляющим реципиента подчиняться тому, кого он увидит первым после пробуждения. Вот только раньше всех на глаза Штольцу попался отнюдь не добрый доктор Шеффер, а очаровательная участница немецкого «Сопротивления» по имени Мария, ненадолго заскочившая по своим делам в психиатрическую лечебницу, в которой держали главного героя.
Увы, но после столь оригинального начала история проекта становится чрезвычайно банальной и предсказуемой. Конечно же, подпольщики принимают решение ликвидировать ученого и уничтожить его проект, а лучшего кандидата для выполнения данной задачи, чем главный герой, естественно, не находится. И, разумеется, сюжет не обходится без любовной драмы, злого «уберзольдата», а также всяких «роялей в кустах» вроде чудесного спасения вроде как погибших персонажей. Впрочем, все это «цветочки», - мало того, что повествование представляет собой набор клише, так еще и его отдельные элементы «подогнаны» весьма топорно. Например, местонахождение секретной лаборатории Шеффера сообщает спасенный из тюрьмы высокопоставленный боец «Сопротивления», получивший эту информацию… от коменданта. Каким образом сидящий в камере узник достал эти сведения, остается загадкой. Видится маловероятным, что комендант заходил к нему в гости выпить шнапсу, заодно делясь ценными данными. Или взять регулярно попадающихся на особо важных немецких объектах рядовых рабочих, сообщающих протагонисту самую секретную информацию, допуска к которой у них не должно быть в принципе.
Однако всё вышеперечисленное меркнет на фоне весьма странного шага авторов, заключающегося в полном игнорировании факта участия в войне СССР. Так, все сражающиеся на стороне главного героя персонажи являются участниками немецкого «Сопротивления». Когда же возникает необходимость в получении помощи от регулярных войск, подпольщики обращаются к Великобритании и Соединенным Штатам Америки. Даже рассуждая о силе, которая в скором времени положит конец Третьему Рейху, протагонист обозначает ее как абстрактный «Восточный фронт». В результате единственным намеком на Советский Союз становится наличие в тюрьме нескольких узников, внешний вид которых позволяет предположить, что они являются пленными красноармейцами. Учитывая то обстоятельство, что «Неизвестная война» создана отечественными разработчиками, такой подход вызывает сильное удивление.
Ну да ладно, - оставим историю игры в покое и перейдем к геймплею. Который, хотя в целом и неплох, вызывает определенные вопросы. Правда, возникают они далеко не сразу, благо начало у игры весьма интересное и атмосферное: мрачная психиатрическая больница, ожившие солдаты, атакующие как охрану, так и главного героя, жутковатый эмбиент в качестве музыкального сопровождения... Одним словом - красота! Да, последующие уровни проходят в более привычных для игрока локациях - подземном бункере, лабораториях, научном институте, порту - и уже не так «цепляют» антуражем. Однако данное обстоятельство отчасти компенсируется удачными дизайнерскими находками. Так, главному герою предстоит время от времени сражаться в огромных локациях вроде дока с пришвартованной подводной лодкой, заполненного оборудованием цеха или здоровенного песчаного карьера. При этом неприятельские бойцы активно пользуются предоставленным разработчиками местом для маневра, - немецкие солдаты ведут огонь с верхних ярусов, спускаются на тросах через застекленные отверстия в потолке, влетают в окна. Конечно, на каждом шагу такие интересные «арены» попадаться не будут, но разработчики «выкрутились» и тут: обычные перестрелки разбавлены немалым количеством зрелищных заскриптованных моментов. Некоторые из них - вроде падающих с балконов прямо на электропровода супостатов - в пылу боя можно и не заметить. Другие же, наподобие идущего «на таран» горящего грузовика или прибывающего паровоза, прозевать сложно. Присутствуют и поистине эпические сцены, например падение огромного бомбардировщика или взрыв завода.
Правда, есть во всей этой «пиротехнике» и один существенный недостаток: на многих этапах в большом количестве попадаются бочки с горючим. Да, взрываются они красиво, да и врагов подпалить способны, впрочем, как и игрока. Вот только пламя после их взрыва нередко перекрывает нужный геймеру проход, вынуждая подолгу ждать, пока огонь погаснет.
Но основной момент заключается в том, что долго срывать проблемы геймплея вся эта яркая «мишура» не способна. Начнем с того, что кампания проекта состоит всего из 12 миссий. Да, большинство из них достаточно велики, но, несмотря на это, много времени прохождение, особенно на низком уровне сложности, не займет. Прежде всего - по причине того, что игровые этапы крайне линейны, встречающиеся на пути редкие «головоломки» просты и очевидны, а каких-либо «мудреных» моментов вроде прыжков по платформам или хитроумных ловушек попросту нет. Да и расположенная в верхней части экрана мини-карта с отмеченными на ней важными для прохождения объектами существенно упрощает поиск решений. Более того, на некоторых уровнях геймер фактически вынужден ходить кругами, возвращаясь в ранее посещенные локации, в которых открылась ранее запертая дверь/образовался пролом.
Как следствие, помимо отстрела врагов более в игре особо заняться нечем. Да, иногда к герою будут присоединяться отдельные союзные бойцы, а то и небольшие группы, но особой погоды они не сделают, - сюжетно важные персонажи проследуют по заскриптованному маршруту от точки «А» до точки «Б», попутно «вынося» всех встречных врагов, а «статисты» быстро полягут в неравных боях. Хотя благодаря наличию соратников некоторые перестрелки получаются довольно зрелищными, - этого отрицать нельзя.
Также разработчики включили в свое детище такие «забавы», как стрельба из стационарных пулеметов/орудий по препятствиям/немецкой пехоте/технике и уничтожение фашистских танков. При этом с последним пунктом дела обстоят весьма странно: несмотря на то что под рукой у протагониста практически всегда имеется «Панцершрек», уничтожать бронемашины придется либо из стационарных орудий, либо путем прикрепления к корпусу взрывчатки. Правда, если в той же Medal of Honor: Allied Assault - Spearhead (2002, Windows) подобраться к какому-нибудь «Тигру» было не так просто, то в «Восточном фронте» проблем с этим практически не возникает.
Впрочем, кое-что «этакое» создатели игры в свое детище таки включили. Речь идет об эпопее с подводной лодкой. Первоначально задачей главного героя будет проникновение на борт субмарины, для чего потребуется раздобыть форму техника (крайне элементарная задача), а потом немного побегать по территории морской базы мимо ничего не подозревающих фашистов в поисках связного и взрывчатки. Правда, продлится этот маскарад совсем недолго, да и каких-то интересных задач/головоломок в процессе инфильтрации выполнять не придется. После чего начнется стандартное «мочилово».
А вот после выхода в море на борту субмарины дела примут интересный оборот. Ведь, захватив контроль над лодкой, - для чего потребуется ликвидировать экипаж, едва дотягивающий до десятка человек, - протагонист вынужден будет поучаствовать в двух своего рода «мини-играх». Первая заключается в уничтожении торпедами трех надводных кораблей фашистов. Задача эта несложная и своим исполнением чем-то напоминает процесс игры в советский автомат «Морской бой». А вот вторая - оборона лодки от самолетов врага - заставит немного попотеть. Смысл данного игрового эпизода заключается в том, что, бегая от одного зенитного пулемета к другому, - благо расположены они в паре-тройке шагов друг от друга, - герой должен оперативно сбивать идущие волнами штурмовики и торпедоносцы неприятеля. Причем первые атакуют исключительно нашего подопечного, а вторые - только подводную лодку. Сброшенные торпеды, кстати, реально уничтожать в воде, пока они движутся в направлении субмарины. Данный эпизод по праву можно назвать самым динамичным в игре. И самым сложным, - оцените количество «жалоб» на него в сети.
Тем не менее большая часть игрового времени, как уже отмечалось ранее по тексту, будет посвящена «стандартному» отстрелу немецких солдат. И именно эта составляющая геймплея получилась наиболее неоднозначной. Начнем с того, что при кажущемся разнообразии врагов, - в «Восточном фронте» насчитывается около 13-14 типов неприятельских бойцов, включая рядовых бойцов, офицеров, моряков и стильно выглядящих штурмовиков, - большинство из них сражается абсолютно одинаково, различаясь лишь живучестью и вооружением. Что в силу определенных особенностей геймплея, о которых пойдет речь чуть ниже, не так уж существенно.
Что же касается поведения, то «обычные» бойцы либо удерживают определенные позиции, ведя огонь оттуда, либо несколько хаотично перемещаются по полю боя, отстреливаясь от главного героя. Разумеется, что ни командной работой, ни продвинутыми тактиками бойцы вермахта не владеют. Разве что элитные штурмовики эффектно запрыгивают в окна и спускаются на веревках с крыши. Зато супостаты далеко не всегда поддаются на заманивание, временами отказываясь следовать за игроком и оставаясь на месте. И уничтожить их всех было бы крайне легко, кабы не ряд крайне неприятных особенностей. Во-первых, следует отметить потрясающую меткость ботов, попадающих в протагониста практически с любой дистанции, а также отсутствие возможности нормально избегать огня. При этом про урон, на максимальной сложности становящийся совсем уж неприличным, я тактично умолчу. Зато упомяну про умение противников «простреливать» края углов или, скажем, дверных проемов, попадая в спрятавшегося там протагониста. Во-вторых, немцы потрясающе метко и далеко швыряют гранаты, - причем в пылу боя с учетом отсутствия какого-либо индикатора этот момент зачастую остается незамеченным до момента подрыва героя. В лучшем случае это приведет к потери «кучи» здоровья, падению и непродолжительной расфокусировке зрения, а в худшем - к моментальной гибели.
Могли бы исправить ситуацию «особые» противники, в роли которых выступают огнеметчики, оживленные в ходе экспериментов солдаты и владеющие телекинезом индивидуумы, силой мысли создающие своего рода «смерчи», затягивающие в себя всякий хлам, которыми они и атакуют игрока. Но, к сожалению, за всю кампанию геймеру встретится всего три или четыре «псионика» и примерно такое же, а то и меньшее количество «поджигателей». В свою очередь, оживленные в ходе экспериментов солдаты попадаться будут достаточно часто, однако в силу примитивного поведения, отсутствия специальных умений и исключительно рукопашных, пусть и наносящих высокий урон, атак навредить они смогут разве только неопытным либо пойманным врасплох игрокам. Возможно, что-то интересное способен предложить финальный босс? К сожалению, нет, ибо он представляет собой обычную «губку для пуль».
Однако, несмотря на всё вышесказанное, играть в «Восточный фронт» достаточно интересно. И всё благодаря особым умениям героя, приобретенным им после воскрешения. В первую очередь речь идет о «силовом поле», представленном в виде сферы, окружающей протагониста и останавливающей пули любого калибра. Причем останавливающей в буквальном смысле, - угодив в щит, они «застревают» в нём, зависая в воздухе. Правда, от гранат и взрывов бочек с горючим данная «фича» не помогает, равно как и не задерживает врагов, которые свободно проникают сквозь ее границы и могут врезать персонажу прикладом. Зато поле обладает другим интересным свойством: «застрявшие» в нём пули можно отправить обратно во врага, отключив его в тот момент, пока специальная шкала не опустилась ниже определенного значения. Объясню поподробнее: щит функционирует до тех пор, пока имеется заряд, представленный в виде синей полосы, отображающейся в нижней половине экрана. При этом одна часть шкалы имеет светлый оттенок, а вторая - более темный. Если выключить щит, пока полностью не израсходован первый (яркий) участок, пули улетят в сторону, в которую направлен прицел; если же в тот момент, когда дело дойдет до второй, - то все пойманные «маслины» просто упадут на землю. Правда, есть еще и третий вариант - бежать на врагов и буквально «втыкать» всё, что попало в поле, в их тела. Кстати, весьма эффективная тактика.
Кроме того, персонаж умеет совершать своего рода «комбо», получая за это вознаграждение. Так, изловчившись «отвесить» три «хэдшота» подряд, главный герой увеличит полоску щита, а в случае, если она уже достигла максимума, восстановит некоторую часть израсходованной энергии. К слову, обычные убийства тоже восполняют шкалу, но в значительно меньшем объеме. Если же наш подопечный сумеет зарезать ножом трех фашистов подряд, то увеличит максимальный запас здоровья на два процента. Имеется ли предел роста жизненной энергии, и если да, то каков он, - автору неизвестно. Мне удалось достичь значения 150 процентов. Только имейте в виду, что любой тип убийств (хоть из огнестрельного оружия, хоть ножом) должен быть совершен не только подряд, но и за ограниченное время. Не успеете - и счетчик «фрагов» обнулится. Также следует сказать, что на высокой сложности делать такие вот «комбо» достаточно проблематично, - сказываются высокий урон, наносимый врагами, а также их потрясающая меткость. Тем не менее этот момент хотя и может стать весьма раздражающим для одних игроков, но также вполне способен добавить «огоньку» и интереса другим.
Тем более что если врукопашную фашистов можно лишь резать ножом, то вот средств для их отстрела более чем достаточно. По моим прикидкам в игре, помимо ножа и гранат, присутствует примерно 14 единиц оружия, включая пистолеты, винтовки обычную, автоматическую и снайперскую, противотанковое ружье, автоматы, пулеметы, «Панцершрек» и огнемет. Правда, таскать весь арсенал «скопом» не получится, - у героя всего пять слотов под вооружение, в каждый из которых можно поместить лишь один экземпляр определенного типа. Так, ячейка номер один (слева направо) предназначена для пистолетов; два - винтовок; три – автоматического оружия; четыре – для тяжелых «стволов» типа огнемета; пятый занимают гранаты. Как видите, нож отдельного слота не занимает, - видимо, герой держит его… ну, скажем, в зубах.
На этом предлагаю завершить разговор о геймплее и немножко разобрать техническую часть проекта. И для начала поговорим о графике, которая на удивление неплоха. Да, есть отдельные неприятные моменты вроде «статичного» не особо удачного неба или воды, которая в небольшом объем (например, будучи налитой в бочку) весьма симпатична и даже щеголяет «украшательствами» вроде отражений, а вот в больших количествах выглядит крайне нереалистично (какое тут ужасное море). Но в целом картинка производит хорошее впечатление: текстуры окружающих объектов выполнены качественно и с высокой детализацией, в результате чего модели различных зданий, техники, оружия и людей смотрятся очень достойно. Правда, отдельные «сбои» всё же есть, причем особо заметны они в роликах «на движке», время от времени демонстрируемых между миссиями. Например, один из участников «Сопротивления» может похвастаться не только стильным кожаным плащом, но и лицом, выглядящим так, будто его жестоко искусали пчелы. На высоком уровне выполнена и анимация персонажей (разве что лицевая не особо хороша), - как фашисты, так и союзники не только реалистично двигаются, но и демонстрируют различные специфические движения вроде реакции на взрыв гранаты. В этом случае боты присаживаются на корточки, слегка опускают голову и зажимают уши. Кроме того, у тел компьютерных бойцов, равно как и у различных объектов, присутствует вполне правдоподобная физика: грузовые тележки переворачиваются и съезжают по лестницам; каски и аптечки подлетают от выстрелов, а «тушки» оппонентов эффектно (хотя иногда и не совсем правдоподобно) разлетаются в стороны от взрывов. У последних (речь идет о телах) также присутствует простейшая модель повреждений, а также «ragdoll-физика». Жаль только, что тела врагов со временем исчезают в воздухе. Завершают картину и весьма недурственные спецэффекты, среди которых можно выделить вспышки от падений тел на электропровода и пламя, не слишком сильно проигрывающее даже огню из Unreal II: The Awakening (2003, Windows).
А вот с озвучкой дела обстоят похуже. Правда, в большей степени это касается голосов персонажей, которые в лучшем случае не вызывают эмоций (так обстоит дело с Марией), а в худшем раздражают (большинство других героев). Складывается ощущение, что в качестве актеров выступили совершенно случайные люди (или сами разработчики), абсолютно не смыслящие в озвучивании. Плюс вражеские солдаты обладают не слишком обширным запасом фраз, выкрикиваемых в ходе боя, в результате чего к концу игры их повторяющиеся возгласы начинают утомлять.
С музыкой ситуация намного лучше. Так, в главном меню звучит мощная «тяжелая» композиция, а в самой игре можно услышать несколько очень удачных треков, среди которых есть и мрачный эмбиент, и интересно звучащий марш. Правда, общее количество композиций невелико, так что есть шанс, что к концу кампании они начнут игроку надоедать.
В заключение же скажу, что «пациент скорее жив, чем мертв». У команды Burut Creative Team получился хотя и не идеальный, но вполне достойный шутер на тему Второй мировой войны. Конечно, несколько своеобразный и не особо богатый на разнообразие игровых ситуаций геймплей не позволяет поставить его в один ряд с такими «корифеями», как Call of Duty (2003, Windows) или же Return to Castle Wolfenstein (2001, Windows). Но сыграть в «Восточный фронт – Неизвестная война» всё же стоит, - не исключено, что проект сумеет понравиться и побудит обратить внимание на сиквел, «Восточный фронт: Крах Анненербе», завершающий повествование о приключениях бравого «зомби» Карла Штольца.
- Время и место:
Вторая мировая война - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Тематика:
Научная фантастика - Язык:
Русский
English
Халтура уровня "Антикиллер", "Бумер" и иже с ними, зная, что от этих разрабов вышли "Златогорье" 1 и 2. А первый гвоздь в крышку был "убийца Дум3" - Kreed.
Сейчас посмотрел все игры которые сделала эта контора, и чёрт возьми - они же Kreed (и Златогорье туда же) делали!!! Хах, мдаа...но UberSoldier ЭТО ОДНОЗНАЧНО РОСТ, "лебединая песня", без сомнений!
Любителям советских шутеров однозначно рекомендую! Вторая часть тоже ничего в принципе, если найдете...