Wolfschanze

Wolfschanze 1944: The Final Attempt
Пуля для фюрера
Wolfschanze
Жанр: Action
Разработчик: Calaris Studios
Издатель: City Interactive
Год выхода: 2006
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 5 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 6.20 из 10
  • 3
  • 5
  • 16
Глядя на многочисленные низкобюджетные шутеры посвященные теме Второй мировой войны, невольно начинаешь задумываться над тем, чтобы объединить их все в один особый поджанр. Зачем? Дело в том, что авторы подобных проектов нередко пытаются компенсировать низкий бюджет, отсталые технологии и прочие проблемы с помощью «оригинальных и необычных решений», изучать которые бывает весьма поучительно, а временами даже забавно. Соответственно, если все эти игры будут объединены в отдельную группу, проводить упомянутые наблюдения будет значительно проще. Правда, к нашему сегодняшнему «гостю» - экшену Wolfschanze 1944: The Final Attempt - слово «забавно» точно неприменимо. Ведь его создатели в попытке придумать что-нибудь «этакое» превратили прохождение своего детища в довольно своеобразное занятие. Временами весьма раздражающее.

Причем вопросы к разработчикам начинают возникать с самого начала знакомства с проектом, история которого повествует о приключениях немецкого офицера (!) Клауса Шенка фон Штауффенберга (Claus Schenk von Stauffenberg), уже в самой первой миссии игры пытающегося ликвидировать самого Адольфа Гитлера. Конечно, «хорошие фашисты» получали роль протагониста экшена от первого лица и раньше, - взять хотя бы Mortyr 2093-1944 (1999, Windows). Однако «мейнстримом» - вроде бесчисленных «доблестных американских десантников, переломивших ход войны» - они всё же не стали. Так что в выборе протагониста, равно как и в его целях, ничего плохого как раз нет.

Другое дело, что история его приключений оставляет желать много лучшего и «пестрит» откровенными ляпами. Так, покушение на фюрера происходит точно по канонам популярного анекдота про Штирлица. Того самого, в котором советский разведчик заявлялся на совещание верхушки «Третьего рейха», бесцеремонно «прибирал к рукам» у всех на глазах секретные документы, после чего спокойно ретировался. Вот и наш подопечный беспрепятственно минует немногочисленных «зигующих» охранников, заходит в зал, в котором Гитлер держит совет с высокопоставленными офицерами, подходит к фюреру практически вплотную, ставит у него в ногах портфель с бомбой, разворачивается и уходит. Надо ли говорить, что столь мастерски исполненное покушение с треском провалилось и большую часть кампании фон Штауффенбергу приходится отбиваться от бывших товарищей по оружию, жаждущих наказать его за предательство. При этом сюжет игры практически до самого финала пребывает в «коматозном» состоянии, лишь изредка выходя из него, дабы «скормить» геймеру очередную порцию банальностей, а то и притянутого за уши бреда, как в случае с попаданием протагониста в плен. Только в самом конце сценаристы выдают парочку неожиданных сюжетных поворотов, базирующихся на одной популярной конспирологической теории, касающейся смерти фюрера. Правда, насладиться ими смогут лишь самые стойкие игроки, сумевшие «продраться» через 20 уровней Wolfschanze 1944 и преодолевшие желание бросить прохождение уже на первых этапах кампании.

Ведь сюжет является наименьшей из тех проблем, что имеются у проекта, а основные претензии вызывает геймплей. На первый взгляд он просто стандартен и не особо интересен, - главный герой бегает по не слишком большим линейным локациям, изредка решает примитивнейшие «головоломки» и отстреливает немногочисленных атакующих небольшими группами противников. При этом действие The Final Attempt происходит в уже ставших «классикой» для такого рода шутеров локациях: подземных бункерах, движущемся поезде, древнем соборе, старинном особняке, замке, канализации, катакомбах… Единственным относительно оригинальным этапом можно назвать разве что финальный уровень, в рамках которого придется «взять на абордаж» огромный дирижабль. Вот только проходится он за две-три минуты… Однако отсутствие оригинальных локаций вполне можно было бы проигнорировать, будь те уровни, что присутствуют в игре, хорошо проработаны и интересны в плане дизайна. Но ситуация, увы, прямо противоположна, - этапы Wolfschanze 1944 в большинстве своем невелики по размерам и полны однотипных, постоянно повторяющихся зданий/коридоров/помещений. Лишь несколько уровней можно назвать (с натяжкой) относительно продолжительными. Да, ближе концу присутствует две действительно больших по размерам миссии, проходящих на свежем воздухе, - но, как ни странно, именно в них наиболее бросаются в глаза «коридорность» проекта и однообразность игрового окружения.

Далее следует отметить некоторую примитивность геймплея The Final Attempt, особенно заметное в первой половине кампании, - протагонист просто бежит вперед, отстреливает немногочисленных противников и… собственно, всё. Да, время от времени ему попадаются запертые двери и решетки, - вот только открывающие их кнопки находятся прямо рядом с ними, а различные ключи лежат совсем неподалеку и сразу бросаются в глаза благодаря своим размерам. К счастью, ситуация несколько меняется во второй части кампании: появляются развилки, позволяющие добраться до цели разными путями, правда не слишком отличающимися друг от друга, а рубильники начинают располагаться на некотором отдалении от отпираемых ими дверей. Более того, на одном из уровней я действительно застрял, блуждая в поисках прохода, который должно было открыть повернутое мною колесо. Также пара этапов предоставляет геймерам возможность поучаствовать в городских боях, перемещаясь по переплетению «улиц и переулков». Да что там - разработчики даже вводят в геймплей задачки, рассчитанные на взаимодействие с окружением, a la «пробей стену, создай проход».

И всё вышеописанное было бы просто замечательно, если бы не малые размеры локаций и их примитивная структура, из-за чего обнаружить очередные ключ или кнопку сможет даже пятилетний ребенок, обыскав три с половиной доступных для посещения помещения и сбегав в пару тупиковых ответвлений от «основного» маршрута. Тем более что никто искомые вещи особо и не прячет, размещая их на самом видном месте. До изобретательно укрытых от посторонних глаз карточек доступа и кнопок, как в том же Duke Nukem 3D (1996, DOS), данному проекту «как до Луны». И являющийся неожиданным исключением упомянутый мною ранее момент с трудно обнаруживаемым (по меркам данного продукта) проходом лишь подтверждает общее «правило». Аналогичным образом обстоят дела и с ситуациями, в которых нужно взаимодействовать (читай: крушить) с окружением: игрок без проблем доберется до соответствующей части уровня и буквально «уткнется носом» в тот объект, который нужно уничтожить. Да и разрушать придется практически один и тот же тип преград. Исключением станет лишь финал, в котором «кандидат» на уничтожение не столь очевиден (самую малость). Ну и нельзя не сказать пару слов о пресловутых городских боях, - вы же не думали, что с ними всё в порядке? Их проблема заключается в том, что: а) схватки чаще всего идут на крохотных участках земли, на которых расположены от двух до четырех сооружений; б) так называемые улицы в длину едва достигают десятка шагов; в) коварно спрятавшимися снайперами, укрепленными огневыми точками и прочими опасностями там и не «пахнет».

Как видите, картина с геймплеем вырисовывается довольно безрадостная… Но, может быть, авторы включили в свое детище какие-то нестандартные механики и игровые эпизоды, разнообразящие прохождение? Что ж, кое-что они действительно смогли придумать. Во-первых, в Wolfschanze 1944 присутствует пара этапов, которые можно проходить как на «своих двоих», так и с помощью техники: мотоцикла с люлькой или танка. Однако не слишком удачная механика передвижения транспортных средств, их чудовищная «хрупкость» (бронемашину легко расстреливает обычный автоматчик) и ужасная система прицеливания, заставляют действовать старым добрым способом: едем вперед, завидев врага «спешиваемся», уничтожаем цель и движемся дальше. В итоге эти уровни можно охарактеризовать следующими словами: скучно, нудно и неинтересно. Также имеется в наличии этап, в рамках которого протагониста сопровождает вооруженный бот-союзник. Но, как правило, данный товарищ плетется где-то позади, а игрок, двигаясь в авангарде, спокойно пускает «в расход» немногочисленных оппонентов, попадающихся на пути. Из более-менее интересных находок отмечу разве что упомянутый ранее уровень на движущемся поезде, во время прохождения которого игрока постоянно обстреливает кружащий над составом самолет, а также короткий экшен-эпизод, где безоружному герою потребуется быстро добраться до оружия и прикончить двоих конвоиров. Присутствуют в Wolfschanze 1944 и три «акробатических пазла», при прохождении которых от протагониста потребуется не только прыгать с одной «платформы» на другую и перемещаться по узким «мостикам», расположенным высоко над землей, но и параллельно отстреливать атакующих с разных сторон немецких солдат. Но это уже, как говорится, занятие на любителя.

Впрочем, все вышеперечисленные особенности проекта отнюдь не являются критичными, - и, будь дело исключительно в них, The Final Attempt могла бы претендовать на статус «середнячка». Но вся беда в том, что авторы допустили ряд серьезных просчетов в части «боевки» проекта. Про малое количество врагов, как в плане общего числа противников на уровне, так и в части единовременно атакующих супостатов, я уже писал. А вот про не особо разнообразный «бестиарий» еще не упоминал. В основном главному герою будут противостоять обычные солдаты, а также офицеры Вермахта, причем каждый из этих типов имеет два-три разнообразных скина. Правда, внешность ботов абсолютно не влияет на их боевые качества и тактику, а потому основное значение приобретает используемое ими вооружение. С которым всё тоже довольно банально: офицеры палят в основном из пистолетов, а рядовые бойцы отдают предпочтение автоматам и винтовкам. Больше интереса вызывают «элитные» противники: пулеметчики, умеющие также кидать гранаты, а также огнеметчики и облаченные в странную красную униформу снайперы. Вот только первые начинают встречаться лишь в последней четверти кампании, а последние два типа присутствуют лишь в одной-двух миссиях. Чуть чаще придется иметь дело с немецкими танками, легко уничтожаемыми с одного-двух зарядов фаустпатрона, и немецкими овчарками. С псинками, кстати, связан один интересный момент, о котором я расскажу чуть ниже. Есть в игре даже два персонажа, которых можно было бы назвать боссами, не убивайся они чуть ли не легче, чем обычные бойцы.

И вот тут мы наконец переходим к самой сути проблемы: все встречающиеся в игре противники тупые как пробки. Они не умеют действовать сообща и работать в команде. Также они абсолютно примитивно действуют индивидуально, - «виртуальные» братишки просто стоят на месте и стреляют в протагониста либо бегут в его сторону по прямой, а подобравшись поближе, останавливаются и открывают огонь. Более того, для большинства ботов закрытые двери являются неприступной преградой, и лишь некоторые «избранные» из их числа способны преодолеть это адское препятствие… пройдя сквозь них. Да что там говорить: одними из самых действенных приемов в Wolfschanze 1944 являются заманивание фашистов в укромное место с последующим расстрелом и пальба из-за угла в торчащее плечо или, скажем, локоть. Впрочем, разработчики отлично понимали всю скудоумность ботов, а потому предприняли некоторые меры, которые, по их мнению, должны были уравнять шансы и позволить электронным бойцам оказать игрокам достойное сопротивление. В результате противостоящие главному герою оппоненты являются очень меткими стрелками, а также - с ростом уровня сложности - наносят всё более тяжелый урон. До уровня тех же культистов из Shogo: Mobile Armor Division (1998, Windows) они не дотягивают, но не настолько сильно, как хотелось бы. Радует хотя бы то, что с увеличением дистанции их точность начинает падать, да и от выстрелов их при должной сноровке увернуться можно. Только это далеко не всё, что приготовили для геймеров разработчики, - следующим пунктом идет заскриптованный респаун противников. То есть стоит протагонисту достигнуть определенной точки на карте, как у него за спиной тут же материализуется один-два врага, которые начнут расстреливать нашего подопечного. При этом на многих уровнях авторы откровенно злоупотребляют данным приемом, применяя его далеко не единожды. Относительно спасает ситуацию лишь то, что оппоненты всегда появляются в одном и том же месте и в строго заданном количестве, что позволяет запомнить «проблемные» места и успешно их преодолеть. Ну и «вишенкой на торте» в деле уничтожения нервов игрока выступает странный ход разработчиков, заключающийся в том, что здоровье героя - по крайней мере на трех последних уровнях сложности - ограничено шестьюдесятью процентами, а запас брони - десятью. Правда, жизненную энергию можно поднять выше данного показателя, и даже более ста единиц, - однако ее запас тут же начнет ежесекундно убывать, пока не опустится до «базового» значения. И, как вы уже поняли, вышеперечисленные особенности геймплея значительно усложняют Wolfschanze 1944, заодно существенно уменьшая удовольствие от прохождения.

Усугубляет ситуацию и арсенал главного героя. Конечно, он довольно велик и включает в себя пистолет, «обычную» однозарядную и снайперскую винтовки, автомат, пулемет, гранаты, огнемет и фаустпатрон. Кроме того, протагонист умеет - в лучших традициях Дюка Ньюкема - наносить мощные удары ногой, а также бросать… копченую колбасу. Последняя нужна для нейтрализации упомянутых ранее немецких овчарок. Получив порцию еды, псы тут же переходят на сторону нашего альтер эго и начинают атаковать вражеских солдат. Переносить, кстати, можно все «пушки» за раз. Однако достаточно богатый выбор «стволов» компенсируется крайне слабой реализацией его использования, - стрелять из всего этого «добра» скучно и неинтересно.

Подкачала и техническая составляющая проекта. В частности, Wolfschanze 1944 может похвастаться «статичным» похожим на обои небом, скрывающим находящиеся вдалеке объекты туманом, возникающими на открытых пространствах из ниоткуда противниками, которых игра прорисовывает прямо на глазах игрока, симпатичной, но абсолютно нереалистично выглядящей водой, зелеными текстурами на земле, символизирующими растительность, а также совершенно плоскими (хотя и покачивающимися на ветру) цветками и кустиками травы. Зато - совершенно неожиданно - неплохо нарисованы деревья, которые отличаются и объемом, и относительно удачно изображенной листвой. А вот всякие постройки (за исключением разрушенных зданий, которые выполнены крайне примитивно) вызывают двоякие чувства: с одной стороны, у многих из них симпатичный общий дизайн, включающий такие приятные мелочи, как увитые плющом крепостные стены и цветные витражи, а с другой - присутствует множество неприятных деталей вроде не слишком удачных пропорций, отдельных угловатых элементов либо неудачно нарисованных текстур. Значительно хуже ситуация с внутренней обстановкой, самыми заметными особенностями которой являются постоянная копипаста помещений, бедные интерьеры с малым количеством объектов, среди которых преобладают грубо выполненные шкафы, столы со стульями и… античные вазы, встречающиеся в самых неожиданных местах. Хотя нет, вру: чаще всего попадаться будут бочки (в том числе взрывоопасные), а также ящики нескольких типов, в которых можно найти различные «полезности» вроде аптечек и боеприпасов.

Нельзя записать в плюсы The Final Attempt и модели техники/оружия, которым явно не хватает более детальной и качественной прорисовки. Как и различным птицам и животным, а также - в первую очередь - игровым персонажам, которые, помимо прочего, лишены визуальных повреждений, за исключением брызжущей в небольших количествах ярко-алой жидкости, обладают угловатыми фигурами, специфичными «рублеными» лицами, а также весьма средней анимацией вкупе с неудачной мимикой. Также с ними связано множество различных багов и недоработок. Так, умирая, немецкие солдаты нередко «роняют» оружие. Вот только при гибели бойца оно, видимо, раздваивается: в то время как один «ствол» сразу падает вниз, второй остается в руках погибшего до того момента, пока тот не рухнет на землю. Выглядит это со стороны довольно странно, но не настолько, как ситуация с солдатами, облаченными в шинели. Дело в том, что если осмотреть труп такого «товарища», то можно заметить, что у него как будто отсутствуют ноги, - из кромешной тьмы торчат два сапога, и… никаких признаков нижних конечностей. И это далеко не полный перечень. В то же время тела погибших, равно как обломки уничтоженной техники и разрушенных объектов, не исчезают до самого завершения этапа или… перезагрузки сохраненной игры. Более того, в Wolfschanze 1944 совершенно неожиданно присутствует вполне неплохая физическая модель игровых объектов, благодаря которой протагонист может взаимодействовать с мелкими предметами вроде ящиков, приемников, стульев (брать и швырять их). Правда, в геймплее, например для решения головоломок, данная функция не задействована и носит исключительно «декоративный» характер. Соответственно, совершенно непонятно, зачем авторы тратили на эту «фичу» силы и время. Уж лучше бы они поработали над крайне примитивными спецэффектами (огонь просто ужасен) или уделили больше времени простеньким теням и освещению.

В заключение же замечу, что, несмотря на все перечисленные проблемы, временами игра демонстрирует вполне симпатичные кадры общего плана. Объясняется это тем, что не слишком хорошо выглядящие по отдельности игровые объекты достаточно неплохо смотрятся в совокупности. Особенно если рассматривать их с расстояния, не вглядываясь в детали. Также свою роль играет и своеобразная работа художников. Например, деревья, мелкие растения и даже модели людей нарисованы как будто с небольшим эффектом «Cel Shading», а небо словно написано акварелью. Хотя возможно, что это исключительно мое личное восприятие графики игры.

Что же касается звукового сопровождения, то оно выполнено еще более посредственно, чем визуальная часть. Так, присутствующие в Wolfschanze 1944 немногочисленные музыкальные композиции представляют собой абсолютно не запоминающиеся «тревожные» или же «боевые» треки, на которые зачастую просто не обращаешь внимания. Что же касается различных персонажей, то они явно озвучены не слишком профессиональными актерами, что особенно заметно в случае с фюрером. В свою очередь, рядовые противники имеют в запасе всего несколько повторяющихся фраз, на которые также перестаешь со временем обращать какое-либо внимание.

В общем, Wolfschanze 1944: The Final Attempt смело можно назвать классическим представителем когорты трэшевых шутеров «про войну с немцами». Конечно, его создатели не достигли таких «глубин» убожества, как, скажем, авторы Ardennes Offensive (2004, Windows) или Beyond Normandy – Assignment: Berlin (2003, Windows), за что им честь и хвала. Однако и до более-менее приемлемого уровня, хотя бы «середнячка», они, увы, не дотянули. Так что «пощупать» данный проект, безусловно, можно, - вот только смысла в этом немного. Хотя если вы считаете хорошей игрой, например, World War II Sniper: Call to Victory (2004, Windows), то и Wolfschanze 1944, скорее всего, вызовет у вас преимущественно положительные эмоции.
Автор обзора: Warmaster
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Совсем забыл упомянуть главную фишку игры - бессмертных куриц! Эти птицы не только встречаются иногда в совсем неожиданных локациях, но и имеют феноменальную стойкость к пулям и даже гранатам.
Малоприятная вещица. Авторы буквально издеваются, вставляя материализацию врагов за спиной чуть ли не на каждом повороте очередных коридоров. Учитывая, что убивают довольно быстро, играть приходится с постоянными сохранениями, и интереса это добавляет. А тут ещё странная система ограничения на быстрые загрузки. Если их исчерпать, уровень начнётся заново. Но в то же время ничто не мешает игнорировать этот лимит, сохраняясь в меню.

"Боевая" часть на уровне FPS Creator. Уровней крайне странные, с обилием каких-то громоздких объектов, далёких от реальности архитектурных форм и целой вселенной дверей без ручек, которые, естественно, не открываются. В общем, стиль явно на любителя.
Вендиго
У "1С" действительно процент откровенно плохих игр меньше, чем у других издателей, однако и откровенный трэш попадался.
Вспомнил! Я был несколько ошарашен, узнав, что игру Hot Wired (2001, Windows) мало того, что издал 1С, так и перевёл её Snowball, причастный к переводу Gothic, Disciples и The Longest Journey.
Хотя эти гоночки выглядят ещё вполне, особенно на фоне других продуктов IncaGold.
Вендиго
У каждого свои предпочтения.
Что не отменяет такой вещи, как объективная реальность
Duracula96
Что самое интересное, в 2010 году вышла вторая часть этого "ШпВМ" с подзаголовком "Падение Третьего Рейха" (под таким названием издавалась в России - Новым Диском), а в 2014 - ремастер первой части.
Уточню, что не вторая, а условно вторая, потому что занималась ей другая студия, которая просто решила привлечь игроков знакомым названием (а так как она издавала первую часть, права на название были).

Duracula96
Тем более, на неё обратила внимание не какая-нибудь Акелла или Руссобит-М, а великая и ужасная 1С.
У "1С" действительно процент откровенно плохих игр меньше, чем у других издателей, однако и откровенный трэш попадался. Например, FBI Hostage Rescue ("ФБР: Освобождение заложников") или ряд совершенно неприятных русских квестов (против этого направления я не имею ничего против, но бывают в нём откровенно омерзительные игры) - так что надпись "Коллекция игрушек" на обложке не даёт стопроцентной гарантии, что игра будет достойной. Вон, недавно выложенный Боец СОБР (2007, Windows) - тоже крайне посредственная вещь.


Warmaster
Согласен, она не плохая. Она отвратительная.
У каждого свои предпочтения.