Юбилей IBM PCjr - вспоминаем и играем

31.10.2023 20:41

Сорок лет назад, 1 ноября 1983 года, при большом стечении публики состоялся анонс IBM PCjr – создаваемой «голубым гигантом» новой модели персональной ЭВМ, призванной совершить на рынке домашних электронных устройств примерно такую же революцию, какую удалось провернуть его «старшему брату» в бизнес-секторе. Вопреки всем чаяниям, этого не произошло – и в сознании широких народных масс «ПК-младший» остался разве что фигурантом различного рода антирейтингов типа «худшие технические продукты всех времён и народов». Однако же это вовсе не значит, что юбиляр недостоин того, чтобы вспомнить о нём сегодня хотя бы несколькими добрыми словами!

Вышедший в августе 1981 года IBM PC был скромной и немного запоздалой попыткой крупнейшей американской корпорации – производителя ЭВМ дать ответ на вызов «революции микро», героев которой – появившихся ещё в 1977-м TRS-80, Commodore PET и Apple II – «голубой гигант» поначалу и не думал воспринимать как конкурентов. Однако созданный практически наспех из готовых деталей компьютер оказался необычайно успешным – к изумлению самих его создателей: ПК отныне стали покупать не только энтузиасты – мастера паяльника и ассемблера, но и деловые люди и профессионалы, которых не отпугивала высокая цена и которые были научены опытом доверять серьёзной и надёжной компании.

Едва ли не самым удивительным обстоятельством было проникновение новинки и на рынок домашних устройств, где он вскоре занял долю в целых 26%, уступая лишь Commodore 64. Парадокс заключался в том, что оригинальный IBM PC 1981 года выпуска вовсе не был рассчитан на домашних пользователей в целом и на игры в частности: по своим музыкальным способностям PC Speaker уступал практически всем конкурентам, да и четырёхцветная палитра, выдаваемая дорогущими и опциональными видеокартой и монитором CGA, оставляла желать много лучшего по части живописности и выразительности. Неудивительно, что IBM всерьёз задумалась о модели для домашнего рынка, способной повторить успех 5150 в бизнес-секторе. Проект под кодовым названием «Peanut» стартовал в 1982 году, а 1 ноября 1983 года в Нью-Йорке состоялся торжественный анонс, на котором будущий новорождённый был официально наречён именем IBM PCjr. Маркетологи бодро предрекали, что новинка быстро станет новым стандартом и разойдётся тиражом в миллион экземпляров уже за первый год, журналисты спешили публиковать восторженные предварительные обзоры, именуя грядущую новинку «лучшей игровой машиной из когда-либо разработанных», потенциальные конкуренты срочно оформляли процедуру банкротства, ну а производители ПО торопились адаптировать свои лучшие вещи для новой платформы.


Картридж BASIC требовался PCjr даже для запуска многих игр

Увы, история, как известно, пошла совсем другим путём: PCjr оказался, по сути, провалом. Причин тому несколько: во-первых, с выпуском IBM немного запоздала, пропустив сезон рождественских распродаж, – первые машины были отгружены конечным пользователям только в марте 1984-го. Случись это на два, хотя бы даже на один год раньше – и картина была бы совсем иной! Ибо «ценовая война 1983 года», организованная Джеком Трамелом, к тому времени уже не только привела к вытеснению с рынка Texas Instruments, но и в корне поменяла положение дел. Commodore 64, изначально выпущенный по цене в 595 долл., к сентябрю 1983-го продавался в универмагах США уже менее чем за двести долларов.

Во-вторых, ценник на PCjr был выставлен не самым оптимальным образом: базовая версия с 64 КБ ОЗУ стоила 669 USD, тогда как за вариант с удвоенным объёмом памяти и с 5,25-дисководом на 360 КБ просили уже 1269 у. е. Домашние пользователи, которым имя и репутация IBM ничего такого особенного не говорили, однозначно голосовали кровными долларами за Commodore 64, обходившийся в три раза дешевле. Ну а деловые люди, которые рады были бы заполучить себе домой облегчённую версию своего надёжного рабочего IBM PC, разочаровывались уже не от цены, а от технических возможностей «младшего брата». И это – третья проблема IBM PCjr: базового объёма ОЗУ явно не хватало для запуска PC-приложений, совместимость с ними являлась вовсе не стопроцентной, ну а клавиатура «островного типа», может, и подходила для игр, но вот набирать на ней текст оказывалось настоящим мучением.



Клавиатура PCjr была определённо неудобной для набора больших объёмов текста...


...зато её можно было украшать раскладками клавиатуры для управления в играх, как на ZX Spectrum!

К счастью, сегодняшнего любителя старых игр все эти проблемы, по сути, не касаются! Современные эмуляторы бесплатны и позволяют использовать любую удобную вам клавиатуру, а графические и звуковые возможности IBM PCjr всё же позволяют многим любимым играм предстать перед нашим взором совсем в другом свете.

В силу особенностей каталога сайта Old-Games.ru PCjr не выделен в отдельную платформу, а существует в рамках общей категории, известной под кодовым обозначением «DOS», – однако посмотреть на игры для данного устройства всегда можно по одноимённому свойству в разделе «Технические детали». Конечно же, не все такие проекты одинаково примечательны, да и не всё из достойного внимания ПО для PCjr имеется у нас на данный момент. Более полные сведения доступны, например, на сайте Great Hierophant’а, насчитавшего примерно 60 с лишним игр, либо являющихся эксклюзивами, либо способных похвастаться более качественной графикой или более мощным звуком сравнительно с версиями для «обычного» PC. Так, если CGA в режиме 320×200 показывает всего лишь четыре цвета, к тому же далеко не самых ярких, то у PCjr этот показатель равняется аж шестнадцати! Да и по части звука генератор SN76489 от Texas Instruments определённо оказывается талантливее родного до боли PC Speaker’а.


Незабвенный «Alley Cat» на IBM PC CGA (слева) и на IBM PCjr

Первые игры для PCjr появились ровно сорок лет назад, как раз во время того самого анонса – т.е. ещё до поступления в продажу самой платформы. Это и подводная аркада «ScubaVenture», и головоломка «Mouser», и клон нетленной «Pac-Man» под названием «Mine Shaft», – все они выходили на самых что ни на есть картриджах, а потому и на Old-Games.ru представлены именно в таком оригинальном виде. Запустить их в DOSBox проще простого: достаточно набрать в командной строке boot ***.jrc, с именем файла образа вместо звёздочек, – разумеется, не забыв прописать в настройках и machine=pcjr.

Хотя, пожалуй, наиболее знаковая игра для PCjr вышла уже только в мае 1984-го – это «King’s Quest» Роберты Вильямс, созданный специально для продвижения новой платформы: руководителю Sierra и мужу разработчицы Кену удалось выбить из IBM несколько сотен тысяч долларов на создание движка для «образцово-показательного продукта». Каковым новинка как раз и стала – пусть и не столько для PCjr, сколько для его успешного клона, Tandy 1000, – а заодно выступив и прародителем целых серий приключенческих игр, с лёгкой руки которой в русском языке за жанром «adventure games» закрепилось устоявшееся «альтернативное» наименование – «квесты».


«King’s Quest» на PCjr – ещё без цифры «I» в заголовке

Так что – поздравляем юбиляра с сорокалетием! Ну а всем посетителям советуем основательно покопаться в соответствующем разделе нашего каталога. Вполне возможно, что вы найдёте для себя что-то интересное – или же, наоборот, предложите и опишете для сайта какую-нибудь старую замечательную игру для PCjr, которой у нас пока что нет.

Uka
Комментарии [3]