«…Твоя единственная задача – выжить. Не бороться, не побеждать дикарей. Только продолжать дышать…»

[​IMG]

Холодный ветер играл хлопьями снега, заставляя их кружиться в каком-то сатанинском танце, пронизывал насквозь и при каждом порыве задерживался на мгновение, словно желая остановить, отбросить назад фигуру одинокого человека, выглядящую столь ничтожно на фоне бескрайних снежных равнин…

Человек хорошо понимал, зачем он здесь. Он чётко представлял свою задачу, наизусть помнил каждое слово, сказанное ему в столь далёком отсюда Лондоне. Он – не новичок. Он был на войне. Он видел, как над полуразрушенным Собором Св. Стефана в Вене вознеслось зловещее чёрно-оранжевое знамя, он помнил армады чудовищных машин, с одного выстрела уничтожающих танковые дивизии Второй Антанты и превратившие цветущие поля Центральной Европы в выжженную пустыню. Он помнил, как давал обещание маленькой дочери, что над их родным городом никогда не нависнет эта страшная тень, помнил, как клялся своему старому учителю, что не подведёт. Он – лучший.

Но сейчас, глядя сквозь метель на отдалённые очертания пограничного поста и маячившую вдали фигуру часового, он впервые осознал всё чудовищное могущество той силы, которой он, жалкий маленький человек, осмелился бросить вызов. Силы, имя которой – Российская Империя…


Codename Eagle – игра в жанре FPS, сделанная шведской фирмой Refraction.

Краткая игровая история.

Как известно, на капиталистическом Западе очень любят (и до сих пор) делать игры разнообразных жанров про войну с СССР, причём обычно именно русские выступают в них в качестве агрессоров. Сюжетных особенностей у каждой такой игры много, но в общем и целом все они похожи. Реже, но встречаются и игры про войну с «постсоветской» Россией. Обычно из-за того, что к власти у нас приходят фашисты или ещё кто-нибудь…
Но Refraction сумела выделиться там, где, казалось, ничего нового сказать уже было нельзя…

[​IMG]

Итак, начиная с конца 1916 года история нашей страны пошла по совсем другому пути. Убить Распутина не удалось, а русская армия продержалась до 1918 года, поэтому Россия оказалась среди победителей в Первой Мировой Войне. Никаких революций не было. Но сразу же после победы Распутин убивает Николая Второго, а на престол восходит отнюдь не царевич Алексей, а… таинственный Пётр Четвёртый, которого считают чуть ли не Дьяволом! Новый царь оказывается, ко всему прочему, настоящим злым гением науки и техники и блестящим организатором: за несколько лет Россия делает феноменальный прорыв в научно-техническом развитии и создаёт огромное количество невиданных доселе военных машин, оружия массового поражения и многое другое. Затем царь хочет ликвидировать автономию Великого Княжества Финляндского и Царства Польского. На этих территориях поднимается восстание, а Запад делает роковую ошибку – приходит им на помощь. Воспользовавшись ситуацией, Пётр начинает Вторую Мировую Войну (1922 год) и наносит Второй Антанте сокрушительное поражение. В итоге за пять лет почти вся континентальная Европа и часть Азии присоединены к России, наука в которой продолжает развиваться фантастическими темпами…

Осознав наконец, что победить Российскую Империю в открытом бою невозможно, Запад меняет тактику: в Лондоне создаётся группа супер-диверсантов – подразделение «Орлы», цель которого – проникнуть на территорию России и, как бы странно это ни звучало, помешать ей завоевать весь мир. Вот только скольких диверсантов уже ни посылали - никто из них не вернулся. И тогда, в отчаянии, Запад засылает последнего. Лучшего из лучших. Угадайте, кто будет «играть» его роль? Правильно, вы.

Сюжет, конечно, наибредовейший, а самое главное – непатриотичный. Говорят, что это была одна из причин, по которым в России эта игра изначально вышла маленьким тиражом, да и то почти не покупалась. Тем не менее, если забыть на секунду об идеологии, то за внешним бредом можно разглядеть непризнанный шедевр.

Начать следует, возможно, с очень реалистичной физической модели игры: здесь, хоть и не в идеале, но представлены такие вещи, как земное притяжение и сопротивление воздуха, сила трения и так далее. К графике игры вообще, а для времени её выхода (1999 год) – тем более, нет никаких претензий и нареканий. Это – одно из высших достижений позднего 3dfx, великолепные закаты, невероятно чёткая прорисовка всевозможных деталей – от снежных сугробов до конструктивных элементов зданий и различной боевой техники, более того – здесь есть следы на снегу, правильное освещение, прозрачная вода и многое другое… Но о графике забываешь, когда начинаешь именно играть.

Здесь всё отнюдь не так, как в большинстве «стрелялок» того времени и «стрелялок» вообще, здесь главный упор – на реализм. Эта игра уже при выходе была объявлена одним из самых сложных 3D-action’ов и, на мой взгляд, полностью этого заслуживает. По уровню реализма она сопоставима со старым-добрым Malice, который именно из-за своей чудовищной (для новичков) сложности не нашёл откликов в сердцах фанатов Quake…

[​IMG]

Вы привыкли к тому, что ваши противники, хотя бы в начале, слабее вас? Что у вас есть оружие дальнего боя или хотя бы ближнего, но сопоставимое с «параметрами» первых противников (как, скажем, в Hexen II)? Что в том или ином виде представлены аптечки, боеприпасы, броня? Что вы можете выдержать количество ударов/выстрелов, многократно превышающих то количество, которое может выдержать обычный человек? Забудьте обо всё этом. Здесь вам не Строггос, не На-Пали, не Ксен с Чёрной Мезой, не Тирион и не что-то похожее. Здесь – Российская Империя под управлением сил Ада. Здесь не шутят.

Вот как вам, к примеру, первая миссия? Перед вами – пограничный пост русских на финско-шведской границе. На вас – просто шинель. В руках у вас – только нож. А пограничники на границе есть, и у них ружья, и стреляют они очень метко (потому что тех, кто не стреляет метко, не берут в пограничники Российской Империи). И не надо думать, что пограничники позволят вам подойти к себе и будут спокойно стоять, пока вы лупастите их своим ножичком… Пограничники – умные, опытные бойцы, потому что других не берут… Они – это меньшее из того, с чем вам предстоит столкнуться, но вот сумеете ли вы «пройти» их?.. И не забывайте о погодных условиях и физических явлениях: тут нельзя бежать с бешеной скоростью при ветре, тут нельзя перепрыгивать то, что не может обычный человек… Потому что вы здесь – обычный человек, пусть очень опытный, тренированный, выносливый, терпеливый, но – не более, чем позволяют возможности человека, а не выдуманного супермена.

Игра официально представляет собой смесь двух жанров: шутера от первого и третьего лица и «симулятора» той или иной боевой техники, ибо нередко уровни игры поистине колоссальны по размерам (а чего вы хотите – это же Россия!). Так что вам придётся передвигаться не только на ногах… Но на самом деле в «коктейле» игры есть ещё и третий жанр, очень важный, – квест. Причём «загадки» здесь отнюдь не простые и способны дать «фору» множеству «загадок» «чистых» квестов. Но есть одно очень серьёзное отличие. Формально цель «загадок» и там, и здесь одна – пройти игру дальше. Но если в других играх у вас есть время на раздумье в спокойной обстановке, да и сами «загадки» сводятся к нахождению/открыванию чего-либо или подобному, то здесь всё внешне примитивнее: цель решения всех «загадок» всегда одна – выжить. А это, поверьте, далеко не всегда «примитивно» и просто. Там у вас могло быть время на раздумье. Здесь его нет и не будет. Одно неверное движение (иногда в буквальном смысле слова) – и вы труп, а Россия захватывает мир… В той же самой первой миссии вам придётся заполучить русскую форму, чтобы обмануть вражеский отряд, а потом найти водку (это же реализм!) и поменять её на ключи к грузовику… Но это уже не тема данной статьи…

[​IMG]

Кроме того, даже в сюжете квестовые элементы налицо. Здесь не работает принцип «убей их всех»: даже на боевой технике это почти никогда не возможно. Целая уйма видов ваших противников так и останется сильнее вас. Не забывайте, вы – диверсант, а не супермен, которому всё нипочём. Поэтому вместо «убей их всех» ждите таких заданий, как кража секретных документов, разминирование «поездов смерти», всевозможное вредительство вроде подрыва рельсов, плотин, освобождение пленённых военачальников, уничтожение лабораторий по созданию сверхоружия, заказные убийства русских генералов, встречи с предателями и захват «языков», и так далее… При этом есть одна особенность: в игре нет никакого режима Tutorial, вы сразу же, как в реальной жизни, оказываетесь в самой гуще событий. Из подсказок – только краткий (очень) инструктаж с показыванием карты вашей будущей деятельности и ключевых объектов перед миссией. Но попробуйте сначала дойти хотя бы до одного из них…

Для прохождения игры нужна не только формальная осторожность, типа «заглянуть за угол – вдруг там русский автоматчик», нет. Здесь вообще нельзя ни на секунду расслабиться. Кто сказал, например, что не может быть снайперов? Могут. И есть. И иногда вы даже не понимаете, почему это вы всех убили, а теперь и сами мертвы (а смерть всегда показывается от третьего лица и очень натурально). Причём не факт, что снайпер попадёт, но не факт, что при попадании он только ранит. Может и убить с одного выстрела. У вас тоже будет винтовка (не сразу, конечно), и будут ситуации «дуэлей», когда необходимо «снять» какого-нибудь весьма сильного врага издалека, потому что в ближнем бою вы с ним пока или вообще не справитесь.
Не стоит радоваться и тогда, когда вы сели за руль какой-нибудь боевой техники. Да, вы теперь сильнее обычной пехоты, которая раньше вас так донимала, но по-прежнему уязвимы для гранатомётчиков, которые запросто могут подорвать ваш БТР. Плюс, он ведь не ваш – вы его угнали… Кто сказал, что русские не держат поблизости других БТРов, ещё круче? А они держат…

Вершиной реализма являются волки – кто сказал, что они не могут как-нибудь забрести на окраину глухой сибирской деревни, рядом с которой расположена секретная лаборатория? Правильно, могут. И будут. И не такие они простые противники…

Что сказать ещё? Вероятно, не столько даже из-за сюжета, сколько из-за своей чудовищной сложности игра отпугнула от себя абсолютное большинство игроков. Миссии действительно чрезвычайно трудны, но от того не менее захватывающи. Эта игра поражает воображение, к ней хочется возвращаться снова и снова, но не чтобы перепройти, а чтобы пройти хоть один раз…

Но, конечно, есть одно «но». Несмотря на интерес, меня как патриота нашего Отечества всегда останавливал игровой сюжет. Как же это можно, против Родины-то, пусть и представленной коварными шведами в таком чудовищном виде?! Эта игра явно должна быть запретна для молодёжи, поскольку, когда русские убивают героя в n-ый раз, начинаешь к ним, мягко говоря, не очень хорошо относиться… А вот я наоборот радовался каждый раз, когда меня убивали…) Значит, и впрямь сильна Россия, может себя защитить!

Само собой, это игра не на один день и неделю. Миссий-то не очень много – всего 12, но вот пройти каждую, даже первую, смогут вообще не все, а о последующих и говорить нечего.. Это тот случай, когда от вас в равной степени требуются и быстрота реакции, и логическое мышление, и чёткое планирование своих действий, и всё это – в условиях жесточайшего ограничения во времени (хотя сама миссия и не ограничена в нём) и, что ещё важнее, ресурсов (в первую очередь боеприпасов).

[​IMG]

Какой можно подвести итог? Если отбросить иделогию, то игрой можно наслаждаться. Это однозначно незаслуженно забытый шедевр, а если ещё представить, что воюешь против Америки (например, на Аляске), то игру смело можно объявлять хитом и классикой на все времена. Вот только рассчитана она мало того что на «профессионалов» жанра, так ещё и на тех, кто умеет учиться новому. А учиться вам придётся, с этим ничего не сделаешь. Поэтому подумайте: может, лучше старый-добрый Quake 2? Там и с идеологией всё нормально…)

Но если вы хотите доказать кому-то, что и «стрелялка» может быть сложнее иной РПГ или квеста, если вы не боитесь трудностей, если хотите ощутить, что такое настоящий реализм в игре при графике «золотых времён олд-гейма», наконец, если способны забыть на некоторое время об иделогии, - то эта игра для вас.

Удачи, «Орлы»!


P.S.: Игра есть на сайте.


Автор: kreol
Дата: 26.11.2007

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей