Как много бед обрушилось на неудачливого паренька из деревни Западная Гавань... Много потерь и испытаний выпало на долю спасителя мира. Но после всех этих бед, после того, как угроза Короля Теней наконец-то рассыпалась в прах, надежд на счастливый конец все так же не остается...

- Друзья, что с вами случилось? Где вы, друзья?

Ответов не слышно, и даже нет сил встать, чтобы осмотреть поле боя. И вдруг вы чувствуете, что вас кто-то тащит, грубо и бесцеремонно волоча по каменным развалинам. И эти существа издают странные звуки, похожие на ворчание и скрежет одновременно. Вы пытаетесь пошевелиться, но всё без толку... Сложно поверить, что это обычная усталость, такое впечатление, что вас опутал какой-то недуг. Неожиданно раздается возмущенный и гневный вопль. Вы узнаете владельца этого голоса – это ваш храбрый и преданный друг, он уже спешит вам на помощь и, может, даже не в одиночестве. Но скрежет и ворчанье ваших пленителей усиливается, становится все более беспокойным. И в этот момент вы неожиданно ударяетесь головой о камень. Теряя сознание, вы понимаете, что это еще не конец...

[​IMG]
Вокруг так тихо, так спокойно... где мы?

Как же сложно порой сделать аддон, который был бы достоин, а уж тем более превзошел оригинальную версию. Немного мне известно случаев, когда в РПГ безотказно справлялись с этой задачей. В определенном отношении Mask of the Betrayer повезло. Оригинальная версия NWN2 обладала рядом навязчивых недостатков, исправлением которых аддон мог похвастаться по определению. Странно было бы, если бы разработчики не воспользовались возможностью и не исправили прошлые ошибки. Но разве это главное? Отсутствие ошибок, багов, более удобный интерфейс, новые расы и классы, новые предметы и заклинания – разве все это уже является главным залогом успеха настоящего путешествия, достойного стать финалом эпического повествования оригинала? Я так не думаю. Конечно, любому игроку не хотелось бы встретить во время похождений баг или ошибку, да и порадоваться новому заклинанию тоже было бы приятно, но это все мелочи, пыль на ветру... Ведь главное - это атмосфера, в которой вы оказываетесь. Атмосфера и сюжет... Вот с последним-то создатели справились на пять баллов.

[​IMG]
У нас будет возможность отправиться в плавание. Жаль, что оно происходит мгновенно...

Но обо всем по порядку. Вначале, как полагается, немного слов все-таки о мелких нововведениях и прочей мишуре. Появилось несколько новых рас, из которых особенно выделяются тифлинги, аасимары и генаси (потомки джиннов). Также добавлены две подрасы эльфов – дикие и дроу. Что удивительно, у последних есть бонус к обаянию. Что это - политкорректность в связи с темным цветом кожи или дроу больше не являются нежелательными обитателями верхнего мира? Забавный момент. Как бы то ни было, но мой выбор остановился на генаси огня, и хоть его бонусы вроде огненного дыхания были абсолютно бесполезны на поздних уровнях (с которых и начинается аддон), зато эта раса отлично сочеталась с выбранным престиж-классом – наследником красного дракона, ибо новые престижи меня не особенно впечатлили. Их появилось пять: Ученый Кэндлкипа (привет Baldur's Gate), Красный Волшебник, Невидимый Клинок, Повелитель Бурь и Священный Кулак. Также добавились и два новых основных класса – Шаман Духов и Избранник Богов. После того, как персонаж сформирован, игроку предлагается либо самому повысить 17-20 уровней опыта с нуля, либо доверить это дело системе. Процесс набирания уровней происходит в доме, и это, на мой взгляд, достаточно удручающая условность, которую вполне можно было обойти. Но не будем придираться к таким мелочам и упомянем о реализации сверхспособностей. Теперь все-таки предел совершенствования персонажей остановился на 30 уровне, и создатели не могли не придумать какие-то особенно убойные трюки для наших подопечных. Итак, на 21 уровне наш персонаж автоматически получает навык «Эпический Герой», вместе с которым по мере своего развития он будет иметь возможность выучить новые эпические навыки. Какие именно навыки сможет выучить персонаж – зависит от его класса и развитых умений, но ряд навыков доступен для всех: повышение любой основной характеристики, увеличение уровня природной атаки или защиты, и т.д. Кроме этого, для магов имеются эпические заклинания, для бардов – эпические песни, для варваров - эпическое бешенство, и т.д. Некоторые способности более полезны, другие - менее. Все навыки, включая заклинания, появляются в соответствующем разделе меню персонажа, и для их активации нужно перетащить их иконку на панель быстрого использования. Стоит заметить, что эпические навыки смогут получать и ваши компаньоны, достигшие 21 уровня. Но прекратим, наконец, рассказывать о всякой ерунде и перейдем к главному.

[​IMG]
Пожар в лесу. Вы просто обязаны его потушить, ведь где-то недалеко может жить семейство космических хомячков...

Начнем с тех, кто с нами пройдет огонь, воду и даже медные трубы. Всего возможных компаньонов в игре пятеро (если не считать гомункула Сафии – Каджи). Все персонажи являются полностью самостоятельными и практически идеально проработанными личностями со своей моралью, стремлениями и квестами. Вдобавок к тому, что преданный компаньон позволит вам заглянуть в самые темные уголки своей души, вы получите особенные личностные навыки, которые улучшат как характеристики вашего спутника, так и вашего протагониста. Но для того, чтобы заслужить эту преданность, нужно считаться со своим спутником, нельзя забывать, что его мнение может конфликтовать с вашим или с мнением других ваших компаньонов. Влияние, которое вы оказываете на каждого персонажа, отныне отображается под его портретом в профиле личности. Как я уже говорил, все персонажи проработаны просто на ура, причем я бы не сказал, что кто-то из них выделяется на фоне других, – они все очень хороши. Правда, говоря это, я должен заметить, что одного персонажа из пятерых я не видел вообще, поэтому о нем судить не могу. Это злой персонаж, который будет доступен только тем, кто примет в определенный момент злое решение. Этот персонаж исключает другого спутника, поэтому получается, что в зависимости от вашего выбора вы получите возможность выбирать только среди четверых компаньонов. А мест всего три, поэтому особенно ломать голову не придется. Хорошо это или плохо - не знаю, но тем, кто особенно мучился при определении партии в Baldur's Gate, подобный аскетизм явно придется по вкусу, несмотря на то, что это сильно снижает интерес от повторного прохождения. Я же не стал бы упрекать создателей уже потому, что те несколько персонажей, которые есть в аддоне, выполнены на самом высоком уровне.

[​IMG]
Сафия и ее гомункул Каджи. И пусть вас не смущает одеяние Красной Волшебницы...

А что еще сделано на самом высоком уровне? Конечно, сюжет. Это история о страданиях многих людей (и не людей тоже), о мести, о долге, о любви и сострадании. В Mask of the Betrayer нет фактически ни одного злодея на основной сюжетной линии. У всех враждебных персонажей есть свои собственные аргументы, и, несмотря на то, что признание их означает вашу погибель, объективно понять их и принять - очень важно, даже если очередная беседа все равно приведет к неизбежной драке. Но это вовсе не обязательно. Во многих случаях вы сможете избежать кровопролития, и это будет зависеть как от ваших навыков, так и от принятой линии поведения. Нельзя забывать и то, что ваши спутники могут захотеть крови в тех случаях, когда вы будете настроены миролюбиво, и только вам решать, пойти навстречу своим друзьям или проигнорировать их мнение. Как и в оригинале, в конце нас ожидает подведение итогов в стиле fallout. Приготовьтесь к тому, что, гоняясь за своим благополучием, вы можете в итоге обречь на страдания вашего друга, который рисковал своей жизнью ради того, чтобы вы, наконец, стали свободны от терзавшего вас проклятья. Возможных финалов гораздо больше, чем в оригинале, где их было, грубо говоря, одна штука. Ваш покорный слуга был вполне доволен тем финалом, который достался ему, хотя назвать его счастливым язык не повернется ни у кого. Всего концовок предусмотрено около четырех. Увы, хоть в сюжете и предусмотрена романтическая линия вашего протагониста, сам роман ничтожно мал, хотя то, что есть, выполнено на очень качественном уровне. Как и все в сюжете. Благодаря ему Mask of the Betrayer причисляют к последователям незабвенного Planescape. Конечно, находятся те, кто не понимают, из-за чего, собственно, весь шум, но людское мнение никогда не бывает однозначным, и это хорошо, иначе было бы неинтересно жить…

[​IMG]
Теневой план. Крайне мрачная обратная сторона реальности.

Говоря о сюжете, нельзя не затронуть и то, где, собственно, будут происходить все события. Основное действо происходит в Рашемане, родине Минска из Baldur's Gate. Честно говоря, путешествие в Рашеман я представлял себе немного по-другому, ожидая заснеженный город, сугробы и северное сияние. К сожалению, во время нашего путешествия в Рашемане, очевидно, наступило лето, и на заснеженный город нам полюбоваться не дали. Но зато у нас будет возможность путешествовать в академии Тея (именно там учатся одни из самых жестокосердных магов – Красные Волшебники), в плане теней и много где еще... Если в оригинальной кампании NWN2 путешествие было излишне затянутым, а первая глава и вовсе превращалась под конец в каторгу, то в аддоне подобное не случится. Путешествие, в принципе, вряд ли способно наскучить. Территории разнообразны, не затянуты, снабжены квестами (хотя большинство их является обязательными для выполнения). Также вы сможете выбрать, в каком именно порядке вы посетите доступные вам территории, то есть будет предоставлена определенная нелинейность. Вам решать, отправиться ли в древний лес, исследовать теневой план или изучить странное побережье на востоке. В квестах вам также не раз встретится возможность решить проблему несколькими способами – выбирайте то, что душе угодно.

[​IMG]
Стена Неверующих. Здесь в ужасных мучениях проведут вечность те, кто не верили в богов при жизни.

Не мог не обойти стороной такой незначительный для многих, но важный для меня момент как иконка персонажей во время смерти. Теперь «бессознательное» состояние ваших компаньонов перестает отображаться в виде черепа, что в оригинале достаточно сильно раздражало. А ведь не измени они это, то на первых порах можно было бы часто видеть таких вот полуумерших сопартийцев. Сложность в аддоне сперва действительно радовала, но, увы, только сперва. Со второй главы проблем в прохождении будет все меньше и меньше, а уж под конец путешествие и вовсе будет проходить как по маслу. Отчасти все это из-за четырехлапого компаньона, потихоньку превращающегося в машину-убийцу, разрывающую всех, кто косо посмотрел на вашего протагониста. Но важна и сила вашего персонажа, ведь вам не раз придется полагаться только на себя. Именно поэтому крайне не рекомендуется выбирать те классы, которые не могут постоять за себя в битве. Слышал, что некоторые жалуются на неудобство и сложность главной особенности аддона – «голода». Плачут, что их торопят, что им не дают спать и гулять в свое удовольствие. Не согласен и на один процент с подобными претензиями, ведь сам не испытывал из-за голода абсолютно никаких проблем. Шутка ли, выбрав добрую линию, я ни разу не позволил себе кого-либо сожрать и все время только подавлял голод. Путешествовал редко, спал и того меньше, а когда персонаж получил некий «добрый» аналог «пожирания», всякая надежда, что этот голод меня способен уморить в принципе, растаяла в прах.

[​IMG]
Печальный ангел на фоне врат правосудия. Там ее единственная цель, ее битва и ее война.

Кроме голода, заметная фича Mask of the Betrayer - это эссенции. Эссенции бывают шести видов – силы, земли, воды, огня, воздуха и духа. Последние могут понадобиться в решении квестов, поэтому не спешите с ними расставаться. Что касается первых пяти видов – они могут быть использованы для зачаровывания предметов. Эссенции также бывают разной силы. Самые слабые из них - летучие, более сильные - сверкающие, а самые могущественные - чистые. На мой взгляд, конечно, все это может разнообразить игровой процесс, но лично я так ничего за все путешествие и не создал – как-то не до того было.

[​IMG]
Устроим дебош и начнем ломать мебель?

А теперь, наверное, стоит рассказать про то, что больше всего не понравилось. Не понравился дневник. Он гораздо более прозрачно рассказывает, что нам нужно делать, чем было в оригинале. Не всегда, конечно, и порой нам будет дана возможность подумать самим, но даже редкие случаи явной инструкции раздражают. Кроме того, вообще не могу понять, когда в дневниках ведется повествование от третьего лица. То есть получается, что это дневник не нашего персонажа, в котором он записывает то, что с ним происходит, а некая постоянно расширяющаяся инструкция игроку от разработчиков. Жуть прямо... Также добавлю, что некоторые квесты в дневник не записываются, но они есть, поэтому будьте начеку. Может, даже хорошо, что у дневника нет возможности их испортить. Еще из недостатков я бы отметил не очень впечатляющий саундтрек, но это - беда серии в целом.

[​IMG]
Как думаете – сложатся ли у вас отношения с этим могущественным существом?

Нельзя закончить рассказ о такой хорошей игре на этой мрачной ноте. Mask of the Betrayer - действительно достойная ролевая игра, которая превзошла практически по всем параметрам оригинал и являет собой действительно качественную, полноценную (пусть и небольшую по размаху) CRPG. Тем, кому не понравилась оригинальная версия NWN2, все-таки советую попробовать аддон. Если и он не понравится - виноват, но я советовал от чистого сердца.


Автор: molary
Дата: 09.08.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей