Sierra On-Line. Много ли ассоциаций вызовет это название у среднестатистического геймера? Кто-то, конечно, вспомнит Half-Life или Hellfire, но ведь вовсе не они сделали старушку Сиерру легендой...
В самом конце 80-х и в первой половине 90-х её приключениями в часы досуга не жили, наверно, только ленивые, не имевшие компьютера, новорожденные или просто не столкнувшиеся вовремя с этим жанром люди. Да ещё те, кому не повезло со знанием английского языка во времена, когда «полными русСификациями», озвученными «профессиональными актёрами», нас ещё не баловали. Может быть, я и неправ. Сложно быть объективным, если в твоём детстве слова “Sierra” и “Lucas” звучали привлекательнее, чем «мороженое». И ещё сложнее быть объективным, заводя разговор об одной из самых, если не о самой необычной серии в истории жанра.
Обычное английское слово «Quest» давно и прочно вошло в лексикон русскоязычных геймеров (да и разработчиков игр) как обозначение не только жанра, официально именуемого «Adventure», но и вообще практически любого промежуточного задания в играх жанров других. А ведь «виновата» в этом именно Sierra On-Line, для которой это был всего лишь «бренд», щедро используемый в названиях сразу четырёх из своих известнейших игровых серий.
И тем большее удивление испытывает человек, в точности знающий, что такое «квест», впервые запуская любую из игр серии Quest For Glory (изначально носившей название Hero’s Quest). Первое, что ему предлагается сделать, – выбрать класс своего персонажа из всем ролевикам привычных воина, мага (точнее, «практикующего магию» – настоящим волшебником нужно ещё постараться стать!) и вора, дать ему имя, раскидать очки по многочисленным статам. Куда же это мы попали?!
А это точно не RPG?..
Нет, это не RPG. По крайней мере, далеко не чистая. Добро пожаловать в первую часть знаменитой саги, единственной из мне известных, совместивших в себе элементы приключенческой и ролевой игры в почти равных долях.
Впрочем, сразу приходится оговориться: сегодня я буду говорить не о действительно первом Hero’s Quest, а о его VGA-римейке, выпущенном несколькими годами позже и при гораздо более красивой графике, а также привычном вскоре уже для многих «мышино-икончатом» интерфейсе, сменившем старый парсерный движок (такой себе «интерактивный курс английского языка», кстати говоря, дающий в нужном возрасте великолепный результат), сумевшем сохранить практически всю прелесть оригинала. Конечно, парочки ошибок, вроде внезапно позеленевших заврусов, даже в текстах оставшихся привычными розовато-фиолетовыми тварями, избежать не удалось, ну так что ж... Остаётся лишь пожелать и всем остальным такой же «багообильности» уже в наше время.
Говорят, стать героем – легко! Но надо бы с чего-то начать...
Итак, с чего же начинается игра?
На этот раз нам предстоит примерить на себя роль блондинистого вьюноша, только-только выпустившегося из Школы Искателей Приключений и страстно желающего стать настоящим Героем. И тут – какая удача! – ему подворачивается самая что ни на есть подходящая для этого возможность.
Забегая вперёд, можно отметить, что действие всех игр серии происходит в различных вымышленных, но всегда обладающих рядом очень узнаваемых особенностей (в первую очередь проявляющихся в именах, названиях, местном фольклоре и бестиарии) странах. Хотя сказать, что это загоняет их в какие-то рамки, невозможно. А первое, что мы видим в игре, – это наш разодетый в пух и прах претендент в герои, бодрым шагом входящий в маленький городок Шпильбург (Spielburg) и беседующий с его пожилым шерифом Шульцом Майстерссоном (Schultz Meistersson), на всякий случай то и дело оглядываясь на огроподобное создание по имени Отто, забавляющееся с йо-йо. На самом деле это не огр, а всего лишь гун, но сравнивать их физическую силу на собственном опыте настоятельно не рекомендуется. Ну что, вопросы по национальной принадлежности декораций у кого-то ещё есть?
Любителей кошек тоже никто забывать не собирался!
Но не думайте, что вас здесь будут окружать одни немцы. Если такое впечатление у кого-то и успело создаться за столь короткое время, оно мигом будет разрушено, стоит лишь зайти на ближайший к воротам постоялый двор и побеседовать с по-восточному обходительным и сладкоречивым представителем народа Катта и его грациозной супругой. Или подойти на рынке к юной стеснительной кентаврице, торгующей фруктами и овощами. Жаль, что папа-фермер вряд ли позволит ей ходить на свидания с незнакомыми героями...
Электризующая личность.
А тот, кто осмотрится повнимательнее, пошарит взглядом по полкам, настенным трофеям и просто предметам обстановки, сразу же окунётся в уникальную атмосферу тонкого, умного юмора и многочисленных ненавязчивых ссылок на себя самих, на других и просто на что угодно, присущую всем без исключения классическим приключениям Сиерры. Немного страшно и очень трудно искать слова для описания всего этого. Пожалуй, легче просто упомянуть о валяющемся на полках волшебной лавки тостере («очень редко используемом по причине всё ещё не изобретённого электричества»), о «нескольких Свитках Мёртвого Моря, парочке Свитков Красного Моря, свитке C++ (написанном на языке ассемблера) и прочей ещё большей эзотерике». О висящем в местной Гильдии Приключенцев (из которых остался только один целыми сутками дрыхнущий, но все ещё способный о многом рассказать старикашка) чучеле монстра, убитого Двумя Парнями с Андромеды (гордое самоназвание пары разработчиков – Mark Crowe и Scott Murphy, под которым они делали серию Space Quest, в событиях которой как-то даже лично поучаствовали). Да и много ещё о чём, на что лучше полюбоваться самолично.
Так вот что чувствовал Геракл...
Свежедипломированному приключенцу здесь определённо найдётся чем заняться. У этой маленькой долины на удивление большие проблемы: засилье потерявших всякий страх разбойников, разбивших серьёзно охраняемый лагерь совсем недалеко от города. Убитый горем барон, связавшийся на свою голову с самой Бабой Ягой (да-да, здесь есть даже Baba Yaga!!!) и, в полном соответствии с озвученным ею проклятием, потерявший много лет назад всё самое дорогое, то есть единственного сына и единственную дочь. Обещаниями золотых гор (по местным меркам) и титула местного Героя за исправление этой ситуации как раз и занята добрая половина запылившейся доски объявлений в здании уже упомянутой гильдии. Но есть работёнка и попроще – достаточно лишь обратиться, к примеру, к живущей за городом целительнице. Или, если мы не очень гордые, понаращивать мускулы, убирая раз в день замковые конюшни.
Думаешь, магия – это так просто? Попробуй поймай!
Между прочим, ролевая система в игре совсем не для галочки. Выбор класса оказывает огромное влияние на способ прохождения различных эпизодов игры и сюжета в целом. За предметом, который волшебник вытащит из труднодоступного места одним заклинанием, воину или вору придётся карабкаться по дереву или скале. И не дай вам Бог создать персонажа, не владеющего в должной мере ни одним из навыков, жизненно необходимых в некоторых ситуациях! Будете долго и старательно качаться. Навыки, кстати говоря, качаются исключительно посредством непосредственного их использования. И никаких тебе учителей... ну, почти никаких. Правда, если что-то вы оставили нулевым – можете даже не стараться это исправить до следующей части, в которую можно импортировать готового персонажа из предыдущей. Со всеми накопленными характеристиками, материальными средствами, с некоторыми (имеющими хоть какой-нибудь смысл в новой истории) предметами и c некоторым количеством бонусных очков на развитие статов в нагрузку.
Не хватило денег на файрбол? Молись на ножик, колдунчик...
Да и боёв в игре великое множество, даром что Quest! И хотя их движок не блистает особым разнообразием возможностей, а тактика чаще сводится к оттачиванию реакции, в боях вам попотеть иногда придётся. Особенно когда противников на вас наседает сразу несколько (пускай и по очереди). И специализация героя снова даёт о себе знать: ведь маг, даже если и достанет себе каким-то чудом меч (кажется, в некоторых играх серии это возможно), всё равно наверняка не поймёт, как держать его в руках, и вынужден будет по-прежнему уповать на заряженный заклинанием ножик и ворох разноцветных больно бьющихся шариков в рукаве. Воину не судьба швыряться огнями да молниями, зато мечом приложит – мало не покажется. Ну а вор... а что вор? Вору в ближний бой вообще лучше особо не лезть. Почти всегда можно закидать противника метательными ножичками ещё на расстоянии, а если сильно прижмёт – и вовсе сбежать от греха подальше.
Райский уголок на краю полного опасностей леса.
Обходиться во время своих затяжных приключений без сна и еды наш герой также не горит особым желанием. Поэтому даже отъявленному пацифисту, скорее всего, придётся не только чистить конюшни и собирать цветочки для целительницы (которые ей рано или поздно всё равно перестанут быть нужными в таких количествах), а и бить монстров, стильно нарисованных и описанных в руководстве, которое мне посчастливилось унаследовать хотя бы в виде чёрно-белой низкокачественной постраничной ксерокопии. Правда, драться с теми же розовыми (или всё-таки зелёными?) заврусами смысла немного. Разве что навыки покачать. А вот у гоблинов или разбойников можно и несколько монет прихватить. Или освежевать особо страшного монстра из числа выходящих только по ночам и выгодно продать его когти. Конечно, если вы вор, можно даже попытаться отыскать гильдию воров (правда, без подсказки, находящейся всё в том же руководстве, сделать это здесь лишь ненамного проще, чем в оригинальном Hero’s Quest, где нужное действие приходилось «заказывать» в письменном виде, то есть точно зная о его существовании) и потом совершать по ночам кражи со взломом...
А вот спать надо крайне осторожно. Если ночь застала вас вдали от совершенно безопасного (за исключением нескольких уголков) города – придётся либо ждать наступления утра, либо искать другое столь же безопасное место. Нет, вы, конечно, вполне можете улечься прямо под ближайшим кустиком в лесу. Но не расчитывайте дожить до рассвета. Монстра под грозным названием “Night Gaunt” ещё не видел никто. А если и видел, то рассказать об этом уже не может. Но знает о его беспощадности каждый ребёнок. Так что уж поверьте народной мудрости, не нужно с ним шутить. Если чувствуете себя крутым и бесстрашным – лучше погуляйте по ночам, повоюйте с гепардаврами (cheetaur). Намажьтесь дорогущим раствором и погуляйте по кладбищу. Украсьте полянку разбросанными во все стороны трупами гоблинов. Попробуйте, в конце концов, развести на светскую беседу проголодавшуюся Бабу Ягу, если сумеете уговорить избушку на курьих ножках (и не только её) вас впустить. Но ради всего святого - не спите в лесу!
Мне кажется, или за мной кто-то следит?
Игра затягивает душевной и лёгкой атмосферой, впечатляет свободой и нелинейностью, не очень характерными для жанра. Большую часть локаций в долине посетить можно хоть в самом начале, хотя разобраться, что в них делать, а иногда и просто справиться с охраной (которую, впрочем, совсем не обязательно бить в лоб) сходу получится далеко не всегда. Сюжет, при отсутствии каких-либо особых изощрений, всё же воспринимается очень положительно, но и помимо него всяческих загадок, секретов и бонусов в долине Шпильбурга более чем достаточно. Да что там, ведь даже сюжетные задания можно выполнить не все – для прохождения игры (и достижения первоочерёдной цели нашего персонажа – заслужить всё-таки гордое звание Героя) достаточно обойтись лишь одним. Но, держу пари, вы не пожалеете, если потратите дополнительные усилия на то, чтобы полностью уложиться в короткое, но ёмкое пророчество, озвученное внутри самой игры как «противоядие» от насланного на Барона проклятия.
Я бы не советовал идти дальше. Но дело ваше. Можете и выжить.
Да и просто позаботиться о будущем лишним не будет! Не забывайте – закончив Quest For Glory, вы не расстаётесь со своим героем и всеми его достижениями. И многие вещи, полезность которых в рамках отдельно взятой главы этой саги можно ставить под сомнение, ещё не раз вам пригодятся, если вы не поленитесь импортировать персонажа во вторую часть. А потом в третью. В четвёртую. И в последнюю (увы!) пятую, до которой, правда, ваш покорный слуга в силу некоторых своих странностей до сих пор не добрался, хоть и искал её в своё время лет десять, и даже нашёл.
Познакомьтесь – это мип!
Что ещё можно сказать об этой игре? Пожалуй, сказано достаточно. Остальное вы должны увидеть сами, если ещё не видели. Расчехляйте свой DosBox. Не знаете английского – садитесь за учебники! Это слишком слабое оправдание для того, чтобы не поиграть в такое чудо. Пусть и проходится оно за день-два... если знать, как. А вы ещё не знаете? Quest For Glory ждёт вас с распростёртыми объятиями!
P.S. Вот уже год, как минимум, как висят гордые сто процентов в графе «перевод текста» для QFG1 на сайте (время от времени падающем) команды, занимающейся совершенно безвозмездным переводом классики приключенческого жанра и уже порадовавшей несколькими очень качественными релизами. Сравнительно недавно, после длительного мёртвого молчания, пообещали выпустить предварительную бета-версию «до или после нового года» (уже месяц как наступившего). Дождёмся ли?
Автор: Kirinyale
Дата: 31.01.2009