Когда вы в последний раз были в старом арабском городе? В городе миллиона мелких лавочек и торговцев, у которых обходительность (или, у некоторых, наглость) в крови, а изобретательность с лёгкостью даст фору ежедневному «с праздником!» некоторых наших современных уличных раздатчиков рекламы? В лабиринтах узких улочек, где вы потеряетесь за две минуты, если не позаботитесь о каком-нибудь способе ориентирования заранее?
Я лично не был. Но вторая часть удивительной серии Quest For Glory от Sierra On-Line, хоть и не компенсирует этого упущения, а всё-таки заставит расслабившегося европейца (или американца) почувствовать себя не совсем в своей тарелке.
А поначалу всё выглядит очень даже комфортно...
Хотя нельзя сказать, что наши приключения в восточном городе Шапеир (Shapeir) начинаются в совсем уж непривычной обстановке. Удобная таверна, вкусная еда и знакомые ещё по Шпильбургу (а также очень благодарные) друзья – что ещё нужно настоящему Герою? А наблюдая как-нибудь вечером за танцами гостеприимной хозяйки Шемы, можно, пожалуй, тайком пожалеть лишь об одном – что она не человек, а кош... простите, катта. Но мы ведь не расисты, правда?
Торговля по-шапеирски.
А уже со второй минуты игры начинаются истинные адовы муки для казуалов (если, конечно, кого-то из них нелёгкая вдруг занесёт в сиерровский квест, да ещё и 1990 года выпуска), да и просто для не шибко привычных к подобному обращению игроков. Конечно, мало кого из игравших в старые квесты удивит парсерный движок, требующий ручного текстового набора (на английском языке, пускай и не придирающемся к грамматике) каждой, даже самой простой команды (кроме “look at”, которую, если об этом знать, вполне можно автоматизировать правым щелчком мыши в нужном месте... если, конечно, вы не забыли включить в игре мышь). Но попробуйте куда-нибудь пойти погулять, и вы сразу всё поймёте...
Дело в том, что лабиринты я выше упоминал совсем не случайно. Город, не побоюсь этого слова, огромен. Вот только, к сожалению, это совсем не означает наличия столь же огромного набора разных локаций, наполненных интересными персонажами и загадками. Нет, не то чтобы их было очень мало или не было совсем, вовсе нет. Просто улицы Шапеира представляют из себя однообразнейшего вида весьма запутанный лабиринт узких переходов, окружающих несколько главных площадей, где и сосредоточена большая часть интересующих нас мест и людей (или других существ).
Пойдёшь направо – нервы потратишь, налево – с ума сойдёшь...
Одна из первых мыслей, приходящих в голову при виде всего этого: а где же карта?! Полцарства за карту! Расслабьтесь: карта действительно есть. Её даже продаёт по весьма символической цене тот самый нахальный торгаш, в которого упирается ваш взгляд (и от навязчивого трёпа которого вскоре очень старательно пытаются свернуться уши) сразу при выходе из таверны.
Обрадовались? А теперь плохая новость. Карту вы можете купить только за динары. А динаров у вас нет. Особой прелести ситуации придаёт тот факт, что кошелёк у вас отнюдь не пуст – ведь наш новоявленный Герой только что прибыл с друзьями на ковре-самолёте из Шпильбурга, где барон, безмерно благодарный за наведение порядка в своих владениях, на вознаграждение скупиться и не думал.
Ближе... ещё ближе... да не стой же ты столбом!
Что ж, обмен валют в городе тоже есть. Вооружайтесь бумагой и ручкой, старательно записывая пятиминутную тираду торговца, объясняющего вам, когда вам нужно свернуть налево, сколько раз направо, и что при виде правого поворота в конце концов стоит идти исключительно налево. В общем, менялу (а точнее, довольно милую восточную девушку) вы никак не пропустите. Если, конечно, не решите считать поворотами изгибы узких улиц, очень часто не оставляющих никакого выбора. Дело за малым – найти обратную дорогу самостоятельно...
Но ни в коем случае не думайте, что улицы города не несут в себе ничего, кроме нервотрёпки для незадачливых путешественников! Конечно, на немногочисленных площадях вы почувствуете жизнь сразу же, как только очередной торговец или торговка попытается впарить вам очередную жизненно необходимую или совершенно бесполезную штуковину по запредельной цене. Да и большую часть крупных лавок и прочих представляющих интерес заведений вы найдёте именно там. Но кое-что вам ещё придётся поискать, заглядывая в каждый подозрительный тупик или оглядывая таблички с названиями улиц (не пытайтесь их найти на экране, просто почаще позволяйте своему герою осматриваться по сторонам), выискивая в лабиринте одну конкретную, кем-то упомянутую в разговоре. Или и вовсе пускать в ход свои магические способности, если они у вас есть.
Странно, что в Шапеире нет своего Минотавра.
Примерно таких же размеров культурный шок ожидает неподготовленного путешественника, если он решит выйти наружу и побродить по окрестностям. Суровая реальность тут же напомнит о том, что Шапеир окружают лишь горы да бескрайняя пустыня. Если в первой части вы старательно исследовали доступную местность, заглядывая в каждый уголок и рисуя собственную простенькую карту долины и всех её достопримечательностей, – забудьте об этом. Выйти в пустыню и идти куда глаза глядят никто вам не мешает. Но полезных локаций в ней немного (они, впрочем, есть – никуда не делись!), а бесполезные поражают лишь одним – своим однообразием, за исключением изредка попадающихся миражей и прочих бесполезных приколов от разработчиков.
Простите, а чего вы ждали от пустыни? По сути, доступная нам территория представляет из себя прямоугольную полосу сплошных песчаных барханов, заключённую между двумя ровными стенами гор, и бесконечную в обоих открытых направлениях. Во всяком случае, дойти до её конца мне не удавалось, да и желания особого никогда не возникало. А вот дойти до конца собственного можно запросто, особенно если забыть запастись драгоценной водой...
Хорошо хоть лыжи не взял...
Ещё более усложняет ориентирование в этом пространстве тот факт, что примерно на середине этой самой полосы локации внезапно переворачиваются. То есть юг становится сверху, а восток – слева. И не дай вам Бог перепутать, в какую сторону нужно возвращаться. Правда, в определённый момент можно обзавестись собственным ездовым заврусом с несколькими секретами, одним из которых является приходящееся весьма кстати умение самостоятельно находить дорогу домой (надо только правильно попросить).
Но давайте лучше всё-таки забудем на минутку о невзгодах и вернёмся в город. Побродить по пустыне ещё успеется.
Вы ещё не успели забыть, что Восток – дело тонкое? Шапеир – не исключение. С многочисленными торговцам можно и нужно торговаться за каждую мелочь, сбрасывая цену в разы. Правда, с деньгами особых проблем не возникает, и пройти игру вполне можно, даже если безропотно платить каждому шкуродёру столько, сколько он попросит, но зачем зазря транжирить потом и кровью нажитое богатство, за которое в Шпильбурге можно было бы скупить половину города вместе с шерифом?
Высокоинтеллектуальная беседа с очаровательной чародейкой.
Да и о вежливости забывать не стоит, особенно если вы воин и вас всерьёз интересует перспектива стать паладином и научиться чему-то большему, нежели просто махать мечом и прикрываться щитом. Пришли к кому-нибудь в гости, особенно без приглашения? Начните беседу хотя бы со «здрасьте». Вспомнили о невыключенном дома утюге? Прежде чем вставать из-за стола, не забудьте попрощаться. Если вам задали вопрос – ответьте на него. Нет, вы, конечно, можете всё это проигнорировать и оставаться неотёсанной (особенно по здешним меркам) деревенщиной. Дело ваше. Если кому-то это и не понравится – виду не подадут, потому что вежливые. Кроме особо запущенных случаев, конечно.
Так что же здесь вообще происходит? Есть ли здесь чем заняться заезжему герою? Оказывается, есть. Правда, на этот раз нам не придётся бороться с разбойниками или отыскивать пропавших сыновей и дочек сильных мира сего. Всё гораздо проще – миру угрожает зло. Как водится, в лице сильного колдуна, одержимого идеями сверхъестественной силы, власти и прочих скромных радостей жизни.
Какая интересная шутка природы... Или не природы?
Как и можно ожидать от любой игры этой серии, найти где натворить добрых дел, ещё на несколько шагов продвинувшись к паладинству (если, конечно, оно является вашей целью), или просто поправить своё благосостояние и развить некоторые навыки можно и без основного сюжета. Но, увы, разгуляться особо негде. Жёстко привязав ключевые этапы сюжета к хронологически определённым дням, разработчики, на мой взгляд, нанесли ощутимый удар по целостности игры. Побочных занятий банально не хватает, и в перерывах зачастую приходится либо бесцельно бродить по пустыне, истребляя монстров и бандитов, либо целыми днями спать, наутро выглядывая на улицу, чтобы проверить, не встретит ли она нас чем-нибудь новеньким. Не становится исключением даже второй город, Расеир (Raseir), куда герою в конце концов придётся отправиться.
Не знаю, может, со мной кто-нибудь и не согласится, но мне лично жаль. Потому что игра действительно интересна, атмосферна и вполне достойна своих соседей по серии. Да и роль её в этой самой серии переоценить сложно – шутка ли, именно здесь обычный «пользователь магии» может стать настоящим Волшебником, пройдя для этого шикарно исполненное испытание. Именно здесь впервые упоминается четвёртый, производный от воина класс – паладин, которого нельзя сгенерировать в начале игры. Паладином нужно стать именно по итогам второй части (как вариант – третьей), и это нужно заслужить конкретными делами! Правда, стоит быть осторожным и учитывать тот странный факт, что паладином можно стать, играя магом, да ещё наличие связанного с ним неприятного бага в третьей части (по крайней мере, в некоторых её версиях)...
Узнаёте Сиерру? Полки можно рассматривать часами...
Но это уже другая история. А жаль мне потому, что впечатления от упомянутых интересности и атмосферности изрядно портятся регулярными получасовыми блужданиями по ничем друг от друга не отличающимся улицам (которых в Расеире доступно намного меньше, но зато карты там не существует), беготнёй по скучной пустыне (в которой уже давно сделано всё, что можно было сделать) и попытками хоть чем-то заняться в ожидании следующего поворота сюжета.
И всё-таки оно того стоит.
Автор: Kirinyale
Дата: 08.02.2009