Omega
Несказанное слово
Несказанное слово
Жанр roguelike-игр всегда занимал особую позицию среди прочих жанров. Типичный "рогалик" сочетает в себе рпг, пазл, квест. Но основой всего этого "безобразия", конечно, являются текстовые адвенчуры (Zork, Adventure и пр.). Да, символы на экране игры не складываются в слова, как в "text adventure", но это не мешает игроку именно "читать происходящее": увидев значок ")", мы представляем себе не скобку, а деревянный лук, а завидев "D", спешим покинуть уровень. Воистину, roguelike - это живая книга!
Игра, о которой пойдет речь, появилась в середине 80-х благодаря стараниям Laurence Raphael Brothers. И ни много ни мало... совершила революцию, расширив рамки жанра, напрямую повлияв на создание игры, знакомой любому фанату roguelike - Ancient Domains of Mystery (ADOM). Революция, однако, прошла незамеченной. Были ли виной тому многочисленные "баги" или чрезмерная сложность - неизвестно. Так или иначе, несколько лет спустя появился ADOM, приобретя славу даже за пределами roguelike-сообщества. Omega же, выступив первопроходцем, осталась практически неизвестной.
Попытаемся же разобраться, в чем именно заключается необычность и революционность Omega, а выводы, как всегда, оставим делать читателю.
Систему генерации персонажа нельзя назвать революционной, а вот странной - пожалуйста. На выбор нам предлагают два пути создания героя. Первый способ - в буквальном смысле "генерация": нам дается несколько попыток. Каждый бросок "виртуальной кости" произвольно меняет статы персонажа (сила, конституция, ловкость и т.д.). Другой вариант - ответить на вопросы игры. Впрочем, попытка "слепить с себя" электронного протагониста, как правило, ни к чему хорошему не ведет: приготовьтесь, что умирать вам придется быстро и часто. Выбор расы и класса в игре не предусмотрен. Но... погодите кривить лица! Omega себя еще покажет.
Мы начинаем путешествие в славном городе Rampart - столице Omega. Такого многообразия зданий, как здесь, вы не встретите больше ни в одном "рогалике". Искушенный путник сможет посетить Арену, казино, ботанический сад, кладбище... И это не считая многочисленных магазинов, гильдий, обществ и просто клубов по интересам. Советую выделить время и найти библиотеку - здесь вы сможете прочитать Путеводитель по Рампарту...
...А тем временем наш герой стоит перед городскими воротами в ожидании, когда же мы обратим на него внимание. Как уже говорилось выше, мы не можем выбрать, кем "родится" наш персонаж: магом или воином. Ими в игре становятся. Для этой цели и существуют многочисленные гильдии и общества. Наивно, однако, было бы полагать, что любое из них с радостью примет игрока под свое крыло. Определяющим фактором здесь являются параметры героя, его мировоззрение (Alignment), ну и... размер кошелька. Хотя, скажем, в Академию Магов персонажа с низким уровнем интеллекта не возьмут, сколько бы вы ни предложили. Репутация дороже!
Большинство гильдий оказывают определенный набор услуг. У колдунов (Sorceror's Guild) это восстановление маны. У воров (Thieve's Guild) - идентификация предметов и возможность сбывать награбленное по выгодным ценам. Кстати, вор в Омеге - это не просто stealth-боец с умением прятаться по стенкам и нападать на врагов из-за спины. Выбрав профессию домушника, мы можем заняться вполне "мирным" грабежом домов, особняков и даже банка! Но будьте готовы, что на вашу "мирную" деятельность обратят внимание правоохранительные органы. И повезет еще, если просто в тюрьму посадят. Могут ведь и топориком зашибить в суматохе. Жизнь в Омеге тяжела даже при том, что больше половины встречных NPC не относятся к игроку враждебно! Более того, всегда есть возможность договориться в обмен на пару-тройку сотен золотых монет...
А что же наш протагонист? Рвется в путь? Еще бы! Ведь игра не ограничила его "вертикальным" dungeon crawl'ом. Мир Омеги состоит из лесов, рек, гор, а также деревень, замков, храмов, пещер и прочих мест, которые нужно посетить. Хотя "нужно" - не то слово, ведь Omega не ставит перед игроком "глобальных" задач, вроде победы "мирового добра" над "мировым злом". Только мы решаем, по какому пути двигаться: стать могущественным архмагом, непобедимым чемпионом Арены или правителем государства.
В своем путешествии мы встретим множество уникальных монстров, артефактов и просто кучу предметов без особого назначения ("сломанный йо-йо", "оловянный солдатик" и т.п.). Игра не может пожаловаться на малый выбор оружия/доспехов, но, конечно, до размаха ADOM'a ей как хоббиту до великана. Любители файерболлов, похоже, будут разочарованы тем, что магию творить на каждом углу не получится. Дело в том, что запас маны восстанавливается только при переходе персонажа на новый уровень, прочтении соответствующего свитка или, как уже писалось, обращении в Sorceror's Guild.
Конечно, стоит поругать игру за не слишком удобный интерфейс работы с инвентарем, "баганутость", отсутствие "умений", большую сложность. Перечислять можно долго... Но хочется похвалить. Похвалить за уникальный проработанный мир, свободу, смелость выйти за рамки канонов, диктуемых жанром.
С момента выхода игры минуло уже более двух десятков лет. В 2003 году, благодаря стараниям Geoff Dunbar, вышла версия Омеги для Windows. В ней были исправлены многие ошибки DOS-версии, улучшен интерфейс, переработан баланс. Недавно на его сайте были выложены исходники игры. Думается, от автора "Рогалика Номер Один" мы такой щедрости дождемся не скоро. А жаль...
Ссылки
Omega official distribution page
Omega for Windows
Скриншоты
Жаренные ящерики...Ммм...Деликатес!
Таинственные голоса вокруг вас - всего лишь подсказки от автора.
Надо было взять с собой зонтик, тогда бы не заблудились.
Автор: Texas27
Дата: 03.05.2010