Первая часть этой преждевременно погибшей серии была в шаге от того, чтобы оказаться ролевой игрой мечты. Сколько лет прошло с тех пор, как даже самые упертые фанаты распрощались с надеждой когда-нибудь увидеть полноценный Baldur’s Gate 3, а тут выходит такое! Но «чуть-чуть» не считается. Хотя игра была хороша и, по мнению некоторых, вполне могла бы поспорить с самой Dragon Age: Origins, ряд мелких, а иногда и достаточно серьезных недостатков не позволил этому проекту встать вровень с самим Baldur’s Gate.
Drakensang: The River of Time
(в России игра вышла под названием Drakensang: Река Времени)
Ты неси меня, река
Начало игры несколько изменится, если создать героя другого класса.
Не Dragon Age, но тоже приятно.
То ли независимый адд-он, то ли полноценная часть-приквел, новый Drakensang старательно исправляет ошибки предшественника. Хотя персонажи по-прежнему бегают с явной неохотой, на карте появились точки быстрого перемещения (на мой взгляд, их мало, но и на том «спасибо»), локации по большей части не «закрываются» после первого посещения, а задания приятно удивляют разнообразием и свободой выбора. Если оригинал можно было сравнить с Dragon Age, причем не в пользу первого, то приквел явно вознамерился одолеть в заочном состязании Awakening. И, судя по ощущениям, ему это удалось. Если Dragon Age еще воспринимался цельным, законченным продуктом со своей внутренней логикой и отточенным балансом между отдельно взятыми элементами игрового процесса, то дополнение не впечатляло в первую очередь аляповатостью и небрежностью исполнения. В случае с Drakensang всё вышло наоборот, но разработчика – контору Radon Labs – это не спасло.
Авторы не зацикливаются на спасении мира и истреблении коварных злодеев: главному герою не нужно зачищать реку от пиратов, злых колдунов и отвратительных существ, прописавшихся на нижних этажах давно заброшенных храмов. Всё это делается мимоходом или не делается вовсе, потому как основная цель нашего отряда – обнаружение короны, украденной у ее хранителя - Ардо. Волею судеб ему повстречался неизвестный путешественник, которому позарез надо попасть в Надорет и которому предстоит сыграть ключевую роль в этой истории. Кому-то сюжет покажется простым, а некоторые его эпизоды – наивными, но в River of Time в кой-то веки не приходится собирать «весь мир» на борьбу-с-тварями-из-под-земли или на штурм цитадели зла. У маленьких людей маленькие проблемы, которые, впрочем, могут обернуться серьезными неприятностями для государства, – и это надо иметь в виду. Пусть в River of Time нет просторов легендарного побережья из Baldur’s Gate, а сама игра длится намного меньше искусственно затянутого Dragon Age, самое важное заключается в том, что после ее прохождения остается ощущение, что настолько качественных партийных RPG не делали очень давно.
Бей, грабь, говори
С NPC можно обсудить текущее положение дел, но вдаваться
в подробности их личной жизни, увы, не положено.
Вроде бы River of Time - всё-таки самостоятельная часть серии, но ее размеры больше бы подошли обычному адд-ону. Один город, пиратская гавань, лес эльфов и таможенная застава – размеры этих «городских» локаций в плане народонаселения сравнимы с Берегостом (если вообще не с Friendly Arm Inn) из BG, а в близлежащих лесах крайне сложно потеряться. Остальные точки на глобальной карте и того смешнее в плане размеров – увы, на большее рассчитывать не приходится. Зато на отсутствие заданий жаловаться не имеет смысла: тут и слежка за пьяным пиратом, и «как бы» стелс-миссия в недоступных для простых посетителей комнатах таверны, и посредничество в переговорах между эльфами и не то чтобы совсем агрессивными корсарами. При этом всегда есть возможность до поры до времени, «развивать» события сразу несколькими путями, дабы накопить побольше опыта, но в конце придется выбрать что-то одно, и, что приятно, силовой вариант – не всегда лучший. Выбор может аукнуться спустя многие часы игрового времени и приятно удивит вас своими последствиями.
Номер один в моем списке самых удачных заданий – нетипичная прогулка по шахте, в которой разбушевался кобольт с очень коротким именем. Сражаться практически не приходится, но целью миссии является спасение гномов, превращенных в камень. Чертяка обещает освободить их, но для этого нам придется угадать его имя. В стиле ведущего «Кто хочет стать миллионером?» гаденыш предлагает четыре варианта ответа, а также возможность спросить подсказку у товарища по партии или убрать два неверных варианта. Впрочем… Помимо последствий, возникающих в какой-нибудь другой локации, в новой Drakensang может случиться так, что после очередного витка основного сюжета обновятся квесты и на второстепенных локациях. И тогда станет понятно, что, может быть, поступить надо было несколько иначе, но, как известно, знал бы прикуп – жил бы в Фердоке, а не в халупе на отшибе пиратской деревеньки…
Команда молодости нашей
Заснеженные территории выглядят особенно великолепно.
Ролевая система осталась неизменной: всё то же обилие навыков, в том числе социальных, но, на мой взгляд, результат от их применения радует чаще, нежели было в оригинале, да и использовать их можно в большинстве диалогов: имеет значение не умение главного героя, но лучший навык в партии, поэтому кого-то можно отрядить в знатоки этикета, другого – в эксперты по человеческим эмоциям и т.п. В игре по-прежнему два вида опыта и раскачка всё так же неспешна: 12-13 уровень – фактически потолок, и это с учетом адд-она Drakensang: Phileasson's Secret!
А вот количество доступных персонажей неприятно удивляет. Помимо обязательных бойцов и вора, в отряд можно взять мага или… хм-хм… лекаря-рейнджера. Дефицит магических товарищей по оружию очевиден. Хотя в конечном счете каждый из них оказывается любопытным персонажем, который в большинстве случаев выскажет свое мнение по очередному вопросу, а то и перебросится парой фраз с товарищем по отряду, кое-что немцам всё-таки стоило подсмотреть у Bioware: задушевные беседы с сопартийцами в редкие минуты отдыха – это стандарт для партийных ролевых игр, рассчитанных на сюжет, а не на зачистку бесконечных подземелий.
В целом же подбор партийцев и NPC радует: колоритные личности, пусть порой и весьма типичные для своего положения, но всё же. Явно не обладая финансовыми возможностями своих заокеанских коллег, немцы в очередной раз выдали потрясающе красивую игру. Пускай в воде не отражается герой, вставший на краю причала, а магические эффекты не столь впечатляющи как у некоторых, но Radon Labs раз за разом удается создавать великолепные пейзажи и красивейших NPC, которых не стыдно «щелкнуть» и поместить на рабочий стол в качестве обоев. Авторам Готики 4 и многих-многих других RPG есть над чем задуматься. А еще тут персонажи не ходят с таким видом, будто на них вылили ведро крови, – тоже, знаете ли, важный момент. Многим также наверняка понравится тот факт, что победа над финальным злодеем не является концом игры: пожалуйста, бродите по карте, выполняйте оставшиеся задания, – мало, что ли, дел по обе стороны от Реки Времени?
А с платформы говорят:
Это город Ленинград!
Типичное задание из дополнения про Филеассона:
чтобы вступить в эльфийскую стражу, нужно пройти испытание и...
вырезать несколько пачек эльфийских стражников.
Дьявольская логика: на всех государственных средств не хватит,
для начала надо сократить штат в полтора раза, а уже потом набирать добровольцев.
Основной заряд негатива притаился в самом неожиданном месте. Нет, я бы не сказал, что бесконечная рубка в финальной локации и чудовищно затянутая по меркам RPG на ПК битва с финальным боссом (мы, извините, не в Final Fantasy играем!) – это плохо. Ну, немного переборщили, не более того. Но вот злодей повержен, перед нами встает вопрос: чем заняться? А еще в середине игры на побережье около Надорета высадился десант местного аналога викингов. Их лидер – Филеассон, вроде бы, весьма известная личность во вселенной, откуда, собственно, родом сама Drakensang. И нам предстоит посодействовать ему в решении одного важного вопроса… в общем, я не хочу пересказывать ту бредятину, которую я увидел, шагнув в некий «портал», перенесший мой отряд в «мифическое место, куда за три тысячи лет не ступала нога искателя приключений!».
Кажется, что Реку Времени и Секрет Филеассона делали разные люди. Насколько великолепна первая, настолько же отвратителен и тошнотворен второй. Дивные красоты невиданного доселе мира – ширма, за которой скрываются унылые «копировать-вставить» и задания в духе «в шести комнатах лежат шесть сфер, каждую охраняет шесть скелетов, их надо все собрать и вставить в шесть дырок в стене». Настолько унылого и бездарного «невероятного» приключения я от Drakensang не ожидал. Задания высосаны из пальца, порой просто абсурдны: эльф просит принести свиток, который лежит в той же комнате, но до него надо идти метра три-четыре. Естественно, что по пути туда буквально сверху свалится отряд орков и его придется вырезать. Повторять до готовности. Еще одно любимое занятие дизайнеров: заставлять нас спасать в одних и тех же комнатах по три-четыре персонажа, которых мы, кажется, уже где-то видели (вариант: зачистить ту же комнату от трех-четырех отрядов врагов). А чему удивляться? Адд-он откровенно рассчитан на безостановочную мясорубку. Финальный босс – гнилая вишенка, ставшая украшением, достойным протухшего торта, – длинный, нудный, нереально скучный бой в несколько этапов, на последнем из которых злодей может моментально убить несколько персонажей зазевавшегося игрока. Как увлекательно… На прощание Филеассон подарит героям ненужный хлам и уплывет то ли на север, то ли на юг. Расставаться с ним почему-то даже не жаль. Ностальгия по прыжкам в порталы и зачистке унылых подземелий тем более не возникнет.
Свою лепту в негативное восприятие игры (в целом, а не только «Секрета Филеассона», ибо последнему уже ничто не поможет и никто его не испортит, ибо портить решительно нечего) внесли – кто бы вы думали? – локализаторы. Как обычно, snowball распиарили самый полный и самый качественный перевод, но положить его в коробку с игрой, естественно, забыли. Так, я с полной уверенностью могу сказать, что переводили они английскую версию. Просто потому, что во многих ключевых (!) диалогах и даже роликах (!!!) отсутствует русская озвучка, зато слышна (кстати, на мой взгляд, тоже весьма паршивая) английская. Ну и еще большой вопрос: а нужна ли *такая* озвучка? Многие персонажи подобраны хорошо, в частности, бойцы нашего отряда. Но от голосов NPC иногда волосы встают дыбом: жирный пират с отталкивающей внешностью говорит голосом знатного плейбоя, а половина NPC рангом поменьше «радует» слух *вроде бы* «прикольной» озвучкой. Вспоминается отвратный Xenus и стремление его главного героя спародировать реального братка или гостя с Украины: тут не смеяться надо, а плакать.
Конец
И всё же сюжет хорош.
Не идеален, но более-менее оригинален и увлекателен.
Есть ли смысл ожидать продолжения банкета? Radon Labs теперь вряд ли может позволить себе создание полновесной RPG. Если не брать в расчет мертворожденный «Секрет Филеассона», посредственную локализацию и, в общем-то, довольно скромные размеры самой игры, новый Drakensang – неплохой повод прогуляться до ближайшего магазина. Впрочем, можно избрать и «легкий» путь: адептам темной стороны Силы будет приятно узнать, что игра вообще ничем не защищена и даже не требует наличия диска в DVD-приводе. С другой стороны, кто знает, когда мы увидим следующую нормальную RPG. На Dragon Age 2 после Mass Effect 2 особых надежд нет, а Ведьмак 2 – совсем другая история…
Drakensang: The River of Time
(в России игра вышла под названием Drakensang: Река Времени)
Ты неси меня, река
Начало игры несколько изменится, если создать героя другого класса.
Не Dragon Age, но тоже приятно.
То ли независимый адд-он, то ли полноценная часть-приквел, новый Drakensang старательно исправляет ошибки предшественника. Хотя персонажи по-прежнему бегают с явной неохотой, на карте появились точки быстрого перемещения (на мой взгляд, их мало, но и на том «спасибо»), локации по большей части не «закрываются» после первого посещения, а задания приятно удивляют разнообразием и свободой выбора. Если оригинал можно было сравнить с Dragon Age, причем не в пользу первого, то приквел явно вознамерился одолеть в заочном состязании Awakening. И, судя по ощущениям, ему это удалось. Если Dragon Age еще воспринимался цельным, законченным продуктом со своей внутренней логикой и отточенным балансом между отдельно взятыми элементами игрового процесса, то дополнение не впечатляло в первую очередь аляповатостью и небрежностью исполнения. В случае с Drakensang всё вышло наоборот, но разработчика – контору Radon Labs – это не спасло.
Авторы не зацикливаются на спасении мира и истреблении коварных злодеев: главному герою не нужно зачищать реку от пиратов, злых колдунов и отвратительных существ, прописавшихся на нижних этажах давно заброшенных храмов. Всё это делается мимоходом или не делается вовсе, потому как основная цель нашего отряда – обнаружение короны, украденной у ее хранителя - Ардо. Волею судеб ему повстречался неизвестный путешественник, которому позарез надо попасть в Надорет и которому предстоит сыграть ключевую роль в этой истории. Кому-то сюжет покажется простым, а некоторые его эпизоды – наивными, но в River of Time в кой-то веки не приходится собирать «весь мир» на борьбу-с-тварями-из-под-земли или на штурм цитадели зла. У маленьких людей маленькие проблемы, которые, впрочем, могут обернуться серьезными неприятностями для государства, – и это надо иметь в виду. Пусть в River of Time нет просторов легендарного побережья из Baldur’s Gate, а сама игра длится намного меньше искусственно затянутого Dragon Age, самое важное заключается в том, что после ее прохождения остается ощущение, что настолько качественных партийных RPG не делали очень давно.
Бей, грабь, говори
С NPC можно обсудить текущее положение дел, но вдаваться
в подробности их личной жизни, увы, не положено.
Вроде бы River of Time - всё-таки самостоятельная часть серии, но ее размеры больше бы подошли обычному адд-ону. Один город, пиратская гавань, лес эльфов и таможенная застава – размеры этих «городских» локаций в плане народонаселения сравнимы с Берегостом (если вообще не с Friendly Arm Inn) из BG, а в близлежащих лесах крайне сложно потеряться. Остальные точки на глобальной карте и того смешнее в плане размеров – увы, на большее рассчитывать не приходится. Зато на отсутствие заданий жаловаться не имеет смысла: тут и слежка за пьяным пиратом, и «как бы» стелс-миссия в недоступных для простых посетителей комнатах таверны, и посредничество в переговорах между эльфами и не то чтобы совсем агрессивными корсарами. При этом всегда есть возможность до поры до времени, «развивать» события сразу несколькими путями, дабы накопить побольше опыта, но в конце придется выбрать что-то одно, и, что приятно, силовой вариант – не всегда лучший. Выбор может аукнуться спустя многие часы игрового времени и приятно удивит вас своими последствиями.
Номер один в моем списке самых удачных заданий – нетипичная прогулка по шахте, в которой разбушевался кобольт с очень коротким именем. Сражаться практически не приходится, но целью миссии является спасение гномов, превращенных в камень. Чертяка обещает освободить их, но для этого нам придется угадать его имя. В стиле ведущего «Кто хочет стать миллионером?» гаденыш предлагает четыре варианта ответа, а также возможность спросить подсказку у товарища по партии или убрать два неверных варианта. Впрочем… Помимо последствий, возникающих в какой-нибудь другой локации, в новой Drakensang может случиться так, что после очередного витка основного сюжета обновятся квесты и на второстепенных локациях. И тогда станет понятно, что, может быть, поступить надо было несколько иначе, но, как известно, знал бы прикуп – жил бы в Фердоке, а не в халупе на отшибе пиратской деревеньки…
Команда молодости нашей
Заснеженные территории выглядят особенно великолепно.
Ролевая система осталась неизменной: всё то же обилие навыков, в том числе социальных, но, на мой взгляд, результат от их применения радует чаще, нежели было в оригинале, да и использовать их можно в большинстве диалогов: имеет значение не умение главного героя, но лучший навык в партии, поэтому кого-то можно отрядить в знатоки этикета, другого – в эксперты по человеческим эмоциям и т.п. В игре по-прежнему два вида опыта и раскачка всё так же неспешна: 12-13 уровень – фактически потолок, и это с учетом адд-она Drakensang: Phileasson's Secret!
А вот количество доступных персонажей неприятно удивляет. Помимо обязательных бойцов и вора, в отряд можно взять мага или… хм-хм… лекаря-рейнджера. Дефицит магических товарищей по оружию очевиден. Хотя в конечном счете каждый из них оказывается любопытным персонажем, который в большинстве случаев выскажет свое мнение по очередному вопросу, а то и перебросится парой фраз с товарищем по отряду, кое-что немцам всё-таки стоило подсмотреть у Bioware: задушевные беседы с сопартийцами в редкие минуты отдыха – это стандарт для партийных ролевых игр, рассчитанных на сюжет, а не на зачистку бесконечных подземелий.
В целом же подбор партийцев и NPC радует: колоритные личности, пусть порой и весьма типичные для своего положения, но всё же. Явно не обладая финансовыми возможностями своих заокеанских коллег, немцы в очередной раз выдали потрясающе красивую игру. Пускай в воде не отражается герой, вставший на краю причала, а магические эффекты не столь впечатляющи как у некоторых, но Radon Labs раз за разом удается создавать великолепные пейзажи и красивейших NPC, которых не стыдно «щелкнуть» и поместить на рабочий стол в качестве обоев. Авторам Готики 4 и многих-многих других RPG есть над чем задуматься. А еще тут персонажи не ходят с таким видом, будто на них вылили ведро крови, – тоже, знаете ли, важный момент. Многим также наверняка понравится тот факт, что победа над финальным злодеем не является концом игры: пожалуйста, бродите по карте, выполняйте оставшиеся задания, – мало, что ли, дел по обе стороны от Реки Времени?
А с платформы говорят:
Это город Ленинград!
Типичное задание из дополнения про Филеассона:
чтобы вступить в эльфийскую стражу, нужно пройти испытание и...
вырезать несколько пачек эльфийских стражников.
Дьявольская логика: на всех государственных средств не хватит,
для начала надо сократить штат в полтора раза, а уже потом набирать добровольцев.
Основной заряд негатива притаился в самом неожиданном месте. Нет, я бы не сказал, что бесконечная рубка в финальной локации и чудовищно затянутая по меркам RPG на ПК битва с финальным боссом (мы, извините, не в Final Fantasy играем!) – это плохо. Ну, немного переборщили, не более того. Но вот злодей повержен, перед нами встает вопрос: чем заняться? А еще в середине игры на побережье около Надорета высадился десант местного аналога викингов. Их лидер – Филеассон, вроде бы, весьма известная личность во вселенной, откуда, собственно, родом сама Drakensang. И нам предстоит посодействовать ему в решении одного важного вопроса… в общем, я не хочу пересказывать ту бредятину, которую я увидел, шагнув в некий «портал», перенесший мой отряд в «мифическое место, куда за три тысячи лет не ступала нога искателя приключений!».
Кажется, что Реку Времени и Секрет Филеассона делали разные люди. Насколько великолепна первая, настолько же отвратителен и тошнотворен второй. Дивные красоты невиданного доселе мира – ширма, за которой скрываются унылые «копировать-вставить» и задания в духе «в шести комнатах лежат шесть сфер, каждую охраняет шесть скелетов, их надо все собрать и вставить в шесть дырок в стене». Настолько унылого и бездарного «невероятного» приключения я от Drakensang не ожидал. Задания высосаны из пальца, порой просто абсурдны: эльф просит принести свиток, который лежит в той же комнате, но до него надо идти метра три-четыре. Естественно, что по пути туда буквально сверху свалится отряд орков и его придется вырезать. Повторять до готовности. Еще одно любимое занятие дизайнеров: заставлять нас спасать в одних и тех же комнатах по три-четыре персонажа, которых мы, кажется, уже где-то видели (вариант: зачистить ту же комнату от трех-четырех отрядов врагов). А чему удивляться? Адд-он откровенно рассчитан на безостановочную мясорубку. Финальный босс – гнилая вишенка, ставшая украшением, достойным протухшего торта, – длинный, нудный, нереально скучный бой в несколько этапов, на последнем из которых злодей может моментально убить несколько персонажей зазевавшегося игрока. Как увлекательно… На прощание Филеассон подарит героям ненужный хлам и уплывет то ли на север, то ли на юг. Расставаться с ним почему-то даже не жаль. Ностальгия по прыжкам в порталы и зачистке унылых подземелий тем более не возникнет.
Свою лепту в негативное восприятие игры (в целом, а не только «Секрета Филеассона», ибо последнему уже ничто не поможет и никто его не испортит, ибо портить решительно нечего) внесли – кто бы вы думали? – локализаторы. Как обычно, snowball распиарили самый полный и самый качественный перевод, но положить его в коробку с игрой, естественно, забыли. Так, я с полной уверенностью могу сказать, что переводили они английскую версию. Просто потому, что во многих ключевых (!) диалогах и даже роликах (!!!) отсутствует русская озвучка, зато слышна (кстати, на мой взгляд, тоже весьма паршивая) английская. Ну и еще большой вопрос: а нужна ли *такая* озвучка? Многие персонажи подобраны хорошо, в частности, бойцы нашего отряда. Но от голосов NPC иногда волосы встают дыбом: жирный пират с отталкивающей внешностью говорит голосом знатного плейбоя, а половина NPC рангом поменьше «радует» слух *вроде бы* «прикольной» озвучкой. Вспоминается отвратный Xenus и стремление его главного героя спародировать реального братка или гостя с Украины: тут не смеяться надо, а плакать.
Конец
И всё же сюжет хорош.
Не идеален, но более-менее оригинален и увлекателен.
Есть ли смысл ожидать продолжения банкета? Radon Labs теперь вряд ли может позволить себе создание полновесной RPG. Если не брать в расчет мертворожденный «Секрет Филеассона», посредственную локализацию и, в общем-то, довольно скромные размеры самой игры, новый Drakensang – неплохой повод прогуляться до ближайшего магазина. Впрочем, можно избрать и «легкий» путь: адептам темной стороны Силы будет приятно узнать, что игра вообще ничем не защищена и даже не требует наличия диска в DVD-приводе. С другой стороны, кто знает, когда мы увидим следующую нормальную RPG. На Dragon Age 2 после Mass Effect 2 особых надежд нет, а Ведьмак 2 – совсем другая история…
Автор: katarn
Дата: 02.12.2010