Разработчик: Day 1 Studios
Жанр: 3D-экшен
Локализация: Новый диск
Дата выхода на ПК: 24.06.2011

Серию F.E.A.R. практически с самого её основания преследовали громкие скандалы, смена разработчиков и прочие трудности производства. Тем не менее игры хорошо продавались, а их концовки оставались открытыми, что неизбежно предвещало появление различных сиквелов и аддонов. Финал F.E.A.R. 2 также остался открытым, а вышедший через некоторое время DLC с подзаголовком Reborn свет на происходящее не пролил, лишь добавив вопросов. После этого по Сети поползли слухи о разработке F.E.A.R. 3, который был официально анонсирован в апреле 2010 года; при этом также было сообщено, что вместо отцов-основателей серии в лице Monolith Productions разработкой игры должны были заниматься Day 1 Studios. Сразу после этого возникли опасения в компетентности Day 1 Studios, до F.E.A.R. 3 занимавшихся лишь разработкой консольных игр и портированием оригинальной F.E.A.R. на консоли. Настораживали также заявления о том, что упор в F.E.A.R. 3 сделан на кооперативное прохождение, что слабо вязалось с хоррор-концепцией серии. После нескольких переносов даты релиза в июне 2011 года всеми правдами и неправдами F.3.A.R. вышел на ПК.


Добро пожаловать на трон. Нет, это не Max Payne, это - F.3.A.R.

Первое, чем встречает игрока триквел, - это видеороликами, которые стали более эффектными, динамичными и стильными. Всё-таки участие достаточно известного кинорежиссёра Джона Карпентера дало свои плоды, и выглядят междууровневые вставки по-голливудски зрелищно. Не успев налюбоваться роликами, как на закалённого и привыкшего практически ко всему игрока, как снег на голову падает сюжет. Да, друзья мои, убиенный нами в оригинальной F.E.A.R. Пакстон Феттел, воскрешённый в признанной не каноничной Extraction Point, снова в какой-то степени жив. На этот раз мистер Феттел предстаёт перед нами в образе призрака, который вступает в прочный союз с господином Поинтменом - главным героем оригинальной F.E.A.R., там же добросовестно и прикончившим зазнавшегося Феттеля. Сам Феттел зла на Поинтмена не держит, благо призраки не злопамятны, тем более между персонажами имеется весьма близкая родственная связь. Образовавшийся дуэт определяет главной своей целью найти Джин Сун-Квон - ещё одного персонажа из оригинальной F.E.A.R. Причём мотивы поиска данной гражданки весьма туманны, поскольку последняя мало чем поможет нашей паре. Далее по сюжету начинается такая "абракадабра", на фоне которой сторилайн Serious Sam выглядит весьма качественным. Дополняют происходящее абсолютно нелогичные поступки персонажей - кстати говоря, совершенно неинтересных. Выделяется разве что уже упомянутый мистер Феттел со своим чёрным юмором и задушевными беседами с Поинтменом, в ходе которых пытается воспитать в последнем семейные ценности (!). Выглядит Феттел при этом весьма карикатурно, чему способствует и его внешний вид, весьма изменившийся со времён первой части. В ответ на протяжении всей игры наш бородатый Поинтмен лишь ехидно ухмыляется, и непонятно - то ли "косит" под Фримена, то ли действительно немой.


Куклу Альмы порой найти весьма непросто, а за неё тоже дают опыт.

Ладно, что это я в самом деле - о самом главном ни слова не сказал. Ну а главное достоинство F.3.A.R. - это, безусловно, геймплей. Поскольку игровых персонажей нынче двое, а геймплей между ними кардинально разнится, придётся пару слов сказать об особенностях каждого из них. Если вы нашли себе компаньона для прохождения игры в кооперативе, то на выбор можно будет сыграть любым из представленных героев. Геймплей за Поинтмена хорошо знаком любителям предыдущих игр серии. Это классический F.E.A.R. с бодрой стрельбой, уймой противников и замедлением времени в качестве вишенки на торте. Реализовано сие действо весьма недурственно, хотя разваливающиеся от пуль противники из F.E.A.R. 2 ушли в небытие. Зато укрытия теперь модифицировали (читай - начисто слизали с Gears of War), и к ним можно "прилипать", вследствие чего вести огонь по противникам стало куда безопаснее. В связи с этим в боях стало меньше беготни, а стрельба по большей части ведётся из укрытий. Дополняет картину всеобщее заболевание консольных FPS - регенерация здоровья, которая также делает бои более позиционными. Благодаря вышеизложенному несколько изменилась динамика игры - и перестрелки с противниками перестали походить на старые добрые F.E.A.R.-овские, но назвать их плохими также нельзя, поскольку они по-прежнему очень интересны и оставляют после себя только приятные впечатления. Что касается игры за Феттеля, то здесь всё куда интереснее, поскольку наш воскресший протеже является призраком и в своём бестелесном виде не имеет возможности носить оружие, что компенсируется недюжинными паранормальными способностями. Феттел может стрелять какой-то гадостью из руки, поднимать противников в воздух, накладывать щит на Поинтмена при игре в кооперативе и, самое главное, вселяться в тела противников. Вселившись в негодяя, мы можем совершенно неожиданно для его союзников угостить их свинцом прямо с тыла, что доставляет особое удовольствие. Или же можно разорвать недруга на части прямо изнутри (!), издав "смачный" рык. Пробежать весь уровень в одном теле врядли у кого-то получится, поскольку время "в теле" весьма ограниченно, но его можно продлить, убивая противников и собирая некую субстанцию, увеличивающую время нашего пребывания в чужом теле. Играть за Феттеля куда веселее, чем за немого родственника, - жаль, что в случае одиночной игры сделать это можно только после прохождения игры за Поинтмена. Кстати говоря, если играть в одиночку, второго персонажа просто не будет, хотя в роликах присутствуют оба. Почему же нельзя было отдать управление вторым персонажем компьютеру? Ответа нет.


О боже! Это ведь Альма!

Хочется пару слов сказать об аудиовизуальной составляющей. Несмотря на новый игровой движок Despair, графика не далеко ушла от F.E.A.R. 2 и для 2011 года выглядит игра весьма средненько, а в плане интерактивности всё ещё хуже, чем было во второй части сериала. Мир - абсолютно железобетонный, никак не реагирующий на воздействия со стороны игрока даже самым тяжёлым оружием. Местами порадовал дизайн уровней, хотя и он впечатляет далеко не всегда, но честное слово - уровень в супермаркете откладывается в памяти надолго, как и ещё некоторые эпизоды. Что касается звуков, то здесь традиционно всё в полном порядке: противники разговаривают между собой, когда нужно - кричат, всякие шорохи, поскрипывания и другие паранормальные явления здесь повсюду и неплохо вписываются в игровую атмосферу. Музыка при этом играет далеко не всегда, и не всем она понравится, но, по крайней мере, она не навязчивая, и порой её просто не замечаешь.


Атмосфера нагнетается порой весьма жуткими способами.

Появилось в игре и некое подобие ролевого элемента. В случае выполнения определённых условий, к примеру таких как убийство в голову 25 противников или нахождение в укрытии на протяжении 200 секунд, нам дают немного опыта, по достижении определённого количества которого увеличивается шкала для применения спецспособностей (slow-mo для Поинтмена и различные фокусы для Феттеля) либо герой выучивает новый приём рукопашного боя или получает возможность носить большее количество гранат. Опыт даётся также за нахождение секретных кукол Альмы и сбор... хм.... специальных трупов, что на языке игры называется установлением телепатической связи. Нововведение, с одной стороны, кажется простеньким и незначительно влияющим на игровой процесс, но поверьте - в бою как-то интуитивно пытаешься выполнить все возможные действия, дабы накопить побольше опыта, что подогревает интерес. В кооперативе это и вовсе переходит в настоящее противостояние между игроками, при этом концовка зависит от того, кто же больше наберёт опыта к финалу игры.


Вот так выглядит окошко с испытаниями.

Что касается самих противников, то на максимальном уровне сложности играть становится тяжело, особенно в одиночку. Противники с дробовиками стремятся сократить расстояние, вооруженные же автоматом негодяи порой умело обходят зазевавшегося игрока со спины. Все виды врагов не стесняются забрасывать нас гранатами - и, поверьте, не раз и не два застанут вас этим врасплох. Пожалуй, противники по интеллекту уступают оригинальной F.E.A.R., но уж точно умнее, нежели были в сиквеле. Оружие, кстати говоря, практически не изменилось, разве что внешне немного, да и носить разрешили в этот раз не более двух единиц. Добавили, правда, щиты, используемые совместно с автоматом, что мне почему-то напомнило старый добрый Counter-Strike 1.6. Зато появились новые виды врагов, среди которых есть как перекочевавшие из Condemned любители рукопашного боя, особенно ничем не выделяющиеся, так и весьма необычные фазовые командиры и их старшие братья - элитные фазовые командиры. "Обычные" фазовые командиры обладают крайне неприятной для игрока способностью бесконечно вызывать подкрепления, ну а элитные фазовые командиры выделяются способностью проходить сквозь стены (!!!). Сии подлецы заставляют игрока постоянно крутиться вокруг своей оси аки волчок, поскольку зачастую "радуют" своим неожиданным появлением прямо со спины, что может заставить игрока построить небольшой кирпичный заводик у себя дома. К сожалению, кроме подобных моментов, пугать нас третьему С.Т.Р.А.Х.у абсолютно нечем. Да, разработчики разбросали по уровням много мяса, плотно приправили всё тоннами кетчупа и понарисовывали различных символов на стенах, однако это сможет испугать только крайне впечатлительных персон. Впрочем, "нестрашность" третьего F.E.A.R. можно считать традиционной, поскольку и предыдущие части серии лично меня так и не смогли напугать, хотя местами искренне старались.


Удачный выстрел из снайперской винтовки мало того что размозжил голову противника, так и помог выполнить испытание.

За локализацию отвечали ребята из "Нового Диска", которые перевели только субтитры, хотя и на достойном уровне. С учётом того, что предыдущие игры были переведены полностью, решение касательно перевода только субтитров в F.3.A.R. выглядит как минимум странно.

Подводя итог, хочется отметить, что F.3.A.R. в целом играется динамично и достаточно весело, хотя и не лишена целого вороха недостатков. Бредовый сюжет, средняя графика и всеобщее "оконсоливание" игры явно не добавляют ей плюсов. При этом имеется неплохой кооператив и некое подобие ролевой системы. В общем, у Day 1 Studios получилась игра, поиграть в которую в целом можно, но лучше потратить своё время на проекты поинтереснее.


Оценка игры : 7.0 из 10


Автор: LEKA
Дата: 29.06.2017

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей