Разработчик: Лукас Поуп
Жанр: Головоломка, Симулятор
Дата выхода: 8 августа 2013 года

Многое ли может сделать один человек в игровой индустрии? Хотя история знает примеры очень популярных игр, созданных всего одним человеком (Tetris, Minecraft), примеры эти являются исключением из правил - и практически над всеми более-менее известными вещами трудилось куда большее количество людей. Однако такие игры есть, и герой сегодняшней статьи - Papers, Please - как раз относится именно к таким проектам. Игра была создана всего одним разработчиком по имени Лукас Поуп, успевшим до выхода на "вольные хлеба" потрудиться в небезызвестной кузнице эксклюзивов для PlayStation, американской компании Naughty Dog, а Papers, Please стала его первым коммерческим дебютом. Нужно отметить, что Papers, Please - третий проект господина Поупа. Первыми двумя проектами стали бесплатные флеш-игры The Republia Times и 6 Degrees of Sabotage, некоторые идеи которых, кстати говоря, были унаследованы Papers, Please, вышедшей в 2013 году и ставшей уже полностью коммерческой.


Возня с пачками документов - и есть геймплей Papers, Please.

Papers, Please представляет собой своеобразный симулятор инспектора иммиграционной службы вымышленной страны Арстоцка. Мы в роли инспектора должны проверять документы въезжающих в страну граждан, практически бесконечная очередь из которых ежедневно стремится просочиться в нашу родную Арстоцку. К сожалению, часть интуристов пытается проехать по поддельным документам, провезти наркотики, контрабанду или вовсе устроить теракт на границе. Таким образом, вся суть сводится к тому, чтобы поставить в паспорте въезжающего гражданина один из двух имеющихся у нас штампов: "РАЗРЕШИТЬ" или "ОТКАЗАТЬ". Звучит не очень-то привлекательно, да? Не делайте преждевременных выводов, ибо мистеру Поупу удалось сделать, казалось бы, унылую работёнку весьма интересной и разнообразной. Достигнуто это было с помощью интересной геймплейной механики, а также благодаря постоянным изменением правил: к примеру, в связи с вводом торговых санкций в отношении Арстоцки каким-нибудь государством мы должны вовсе отказывать во въезде всем гражданам указанной страны - или - в связи с обострённой террористической обстановкой в какой-нибудь стране - нужно будет пропускать граждан указанной страны через сканер. Конечно, есть ещё много тонкостей, сопровождающих геймплей Papers, Please: к примеру, некоторые граждане будут пытаться пройти через наш бдительный кордон с документами, в которых истёк срок действия, иметь паспорта с фото людей противоположного пола или вовсе пытаться пересечь границу без паспорта. За подобными вопиющими случаями нарушения пограничного режима мы и должны будем следить, дотошно выверяя подлинность и действительность бумаг, а в случае поимки преступников даже принимаем меры к их аресту, а порой - задержанию и ликвидации.


Тесное взаимодействие с охраной вполне способно принести соответствующие дивиденды.

Игровой мир представлен набором из семи стран - Арстоцка, Объединённая Федерация, Импор, Антегрия, Орбистан, Республия и Колечия. Совсем недавно завершилась шестилетняя война между Арстоцкой и Колечией, по итогам которой город Грештин оказался разделён стеной между двумя странами (прообразом явно стал Берлин со своей знаменитой стеной, разделившей Германию на две сферы влияния), и мы в качестве инспектора заступаем на службу в контрольно-пропускном пункте Восточного Грештина. Арстоцка представлена страной явно с тоталитарным режимом, где за не самые серьёзные нарушения предусмотрена смертная казнь и пожизненное заключение (что мы, кстати говоря, вполне можем испытать на собственной шкуре, причём не раз). Согласно авторскому описанию, в Арстоцке правит балом коммунизм, но модель его "несколько" отличается, от представленной в "Манифесте" Маркса и Энгельса, а больше напоминает ангсоц из небезызвестного романа "1984" Джорджа Оруэлла. Первоначально по сюжету даже граждане Арстоцки не могут вернуться в страну, однако в первый наш рабочий день правительство разрешает им пересечь границу, прибыв в родную Арстоцку, - и, собственно, начинается геймплей. В дальнейшем правила будут либерализированы - и при соблюдении определённых условий иностранцам также можно будет погулять по достопримечательностям Арстоцки. Стремление попасть в нашу тоталитарную вотчину иностранных граждан весьма понятно, поскольку, несмотря на не самый высокий уровень жизни здесь, в остальных странах всё ещё хуже. При этом зачастую нам предстоит сделать сложный моральный выбор: пустить ли мать к сыну, хотя у неё нет нужного разрешения на въезд, или не давать волю чувствам и сделать свою работу, отказав во въезде. Подобных ситуаций в игре очень много: пришёл грубиян и вовсю хамит нам, хотя с документами у него всё в порядке. Как вы в этой ситуации поступите? Порой выбор сделать просто, временами - очень сложно. А ведь будет ещё тайная организация EZIC, представителям которой можно как помогать, так и, наоборот, вовсю препятствовать их деятельности, а ведь материально они весьма обеспечены... От нашего выбора зависит концовка игры, коих представлено целых двадцать штук. К сожалению, большая их часть представляет собой банальное "в общем, все умерли", - но есть и достаточно оригинальные.


Подобного рода "сюрпризы" нам готовит чуть ли не каждый третий мигрант.

Теперь что касается игровой атмосферы, которая проработана весьма детально, несмотря на символичную пиксельную графику, которая, тем не менее, лично мне очень понравилась. По крайней мере, различать лица и пол граждан с имеющимся её качеством большого труда не составляет, а большего этой игре и не нужно. После каждого рабочего дня нам платят зарплату - в зависимости от количества обслуженных граждан, а также правильности "отказов" и "разрешений". Как правило, до третьего-четвёртого прохождения игры и получения соответствующих навыков денег будет катастрофически не хватать даже на прокормление семьи, куда, кстати говоря, помимо жены и сына, затесались дядя и тёща; Papers, Please является одной из немногих игр, где можно позволить тёще умереть от голода и болезней. Можно, конечно, пробовать брать взятки, - но и здесь нужно быть очень осторожным, ибо спецслужбы Арстоцки не дремлют, и вы вполне можете получить какое-нибудь пожизненное заключение или расстрел за "решение вопроса". Все эти возможности, детали игрового мира, сумбурная графика, постоянное давление со стороны руководства, статьи в газетах, где зачастую появляются сведения о гражданах, к которым мы имели непосредственное отношение, а также музыка, бодрая, но в то же время монотонная и давящая, - все элементы работают на создание игровой атмосферы, и вскоре начинаешь полностью погружаться в неё. Встречая человека, 3-й раз пытающегося пройти через границу, уже хочется сказать ему "Привет, ну что опять в этот раз?", настолько начинаешь вживаться в происходящее и столь детально проработанным кажется мир Арстоцки.


Этот гражданин в случае возникновения у него каких-либо подозрений вполне может отправить вас "куда следует".

Продолжительность Papers, Please не очень высока, и на полное прохождение тратится порядка 3-4 часов для получения "правильной" концовки, в результате которой мы откроем так называемый "бесконечный режим"; играть в него, впрочем, будут только самые оголтелые инспекторы. Только вот получить "правильную" концовку за одно прохождение у вас вряд ли получится, - игра сделана таким образом, что угадать, какие именно действия приведут к негативным последствиям, удастся не сразу. При этом, пройдя игру пару раз и делая это по очередному кругу, вы существенно увеличите свой шанс стать куда более обеспеченным инспектором, поскольку от нашей скорости работы напрямую зависит количество обслуженных граждан - и, соответственно, вполне можно получить другие концовки. Проходить Papers, Please около 5 раз - вполне нормальное явление, и делать это, в принципе, не надоедает, однако спустя определённое количество повторов игра начинает утомлять - и маловероятно, что вы вернётесь в мир Арстоцки после этого. Но в целом о потраченном на игру времени, я не жалею - и, пожалуй, Papers, Please можно отнести к образцовым инди-проектам, на которые стоит равняться другим разработчикам, а если каким-то образом вас заинтересовала подобная тема - я думаю, игра также не разочарует.

Оценка игры: 8.5 из 10

P.S. За отечественную локализацию отвечала компания Lazy Games, и их работа нареканий не вызывает. Качественно переведённые диалоги, удачно подобранные шрифты. Имена граждан остались нетронуты, но оно и к лучшему. Переводить, конечно, было не особо много чего, но к имеющемуся результату претензий нет.


Автор: LEKA
Дата: 27.11.2017

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей