В год выхода «Метро-2» восприняли большей частью негативно, но сейчас — более десятилетия спустя — при непредвзятом рассмотрении игра оказывается крепким середняком, каким она на самом деле и является. Просто в то сытое в плане игр время избалованные предыдущим урожайным на эпохальные игры 2004 годом, когда вышли такие легенды, как Half-Life 2, DOOM 3, The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, рецензенты задёргали её всевозможными придирками и сравнениями с западными хитами, уровень которых ей по понятным причинам было не потянуть. Но вот в своей нише середняка она находится заслуженно. Постараюсь аргументировать, почему она имеет право пересмотра отношения к ней. Конечно, моё мнение субъективно, но пишу искренне.


«А я иду, шагаю по Москве…»

Сначала «Метро-2» разрабатывалась компанией G5 Software. Именно благодаря ей в игре такая проработка незначительных на первый взгляд деталей, о которых чуть ниже. Планировалось сделать игру серьёзным тактическим шутером. В ней должна была быть система управления метро, динамического подтопления уровней и много других сложных вещей. Но именно такая глубокая проработка перестала устраивать издателя, совершенно справедливо боявшегося, что игра превратится в очередной амбициозный долгострой (слишком живы были печальные примеры «Всеслава Чародея», Axle Rage и «Приключений капитана Блада», не говоря уж о менее известных проектах вроде «Снайпера» и «Вервольфа», позиционировавшихся как «наш ответ Call of Duty»), и поэтому игру передали воронежской студии Orion, которая убрала сложные и, если честно, довольно непонятные в плане геймплея особенности, сделав её просто крепким шутером. Зная судьбу большинства проектов с громкими обещаниями (Kreed и Lada Racing Club до сих пор известны своей рекламой «убийц» DOOM 3 и Need for Speed), такой шаг со стороны издателя выглядит обоснованным. Лучше обычный шутер, чем что-то непонятное и застрявшее в производственном аду, чтобы выйти кривым глючащим поделием спустя годы после назначенной даты релиза.


Монументальное здание МГУ…

Встречает игра ремиксами культовых советских песен («И вновь продолжается бой…», «Марш коммунистических бригад»), заставляя на несколько минут зависнуть в главном меню, слушая их. Они настолько хороши в новом исполнении, что хочется найти их и добавить в свой плейлист. Но первое приятное впечатление портится сюжетом, который отдаёт ядрёной клюквой и бредом. Возглавляемые Берией заговорщики пытаются убрать Сталина, используя для этого ядерную бомбу, которую они хотят взорвать в тоннелях системы тайной ветки метро, называемой Метро-2. Такой градус бреда не могли выдать даже голливудские сценаристы и разработчики польских трэш-шутеров. Зачем пользующемуся доверием Сталина Берии устраивать переворот, когда передача ему власти уже была решённым делом? И уж тем более дико использовать для этого аж атомную бомбу, уничтожив при этом почти всю Москву и убив миллионы граждан? И где были верные Сталину войска? Можно же было сочинить более-менее вменяемый сюжет о том, как после смерти Сталина борьба за власть вылилась в войну между Берией и его противниками. Тем более что такая вероятность развития событий была в реальной истории. Но сюжет игры — дело уже свершившееся, и давно, — поэтому придётся принять его как данность. Начинается игра с того, что лейтенанта МГБ Глеба Суворова и его сослуживца атакуют перешедшие на сторону Берии солдаты. Выжив в перестрелке, Глеб пытается добраться до верных Сталину солдат и спасти своего отца, свою возлюбленную и всю Москву. На этом единственный и самый серьёзный недостаток игры заканчивается. Хотя кому-то этот до невозможности идиотский сюжет покажется даже одной из главных особенностей игры: настолько бредово, что даже уникально. Но как бы ни был плох или хорош сюжет, главное в играх — геймплей, а с ним у игры всё в полном порядке.


Негостеприимный вахтёр в вестибюле ЛИПАНа (Лаборатория измерительных приборов Академии наук; кстати, реально существовавшая, - именно там СССР начал создание атомного оружия).

Прорываясь через подземелья Москвы, Глеб использует огромный арсенал оружия: от пистолетов до гранатомётов. Встречаются даже такие редкие в играх вещи, как ДП и противотанковое ружьё! И всё это приятно выглядит, анимировано и озвучено. Чувствуется, что в твоих руках железная смерть, а не хлюпающее убожество. И более того, каждому оружию найдётся применение, ни одно не будет лежать мёртвым грузом. Редко в какой игре удаётся соблюсти такой баланс оружия, заставляя использовать каждое, — обычно в других играх часто не хватает патронов или же всё оружие бесполезно, кроме пары-тройки образцов. А ещё тут есть такая уникальная вещь, как рикошет пуль от металлических поверхностей. Игр с такой особенностью можно пересчитать по пальцам одной руки: вспоминаю только S.T.A.L.K.E.R., ArmA и вроде бы Red Orchestra.


Красавец ППШ. Хорош не только своим видом, но и огневой мощью. Ваша рабочая лошадка большую часть игры, лишь ближе к концу она уступает место автомату Калашникова.

Против Глеба выступает чуть ли не целая армия: от рядовых до элитных бойцов в железных кирасах, возглавляемых офицерами. Встречаются даже одичалые собаки и беглые уголовники. Пусть враги и не имеют таких крутых мозгов, как клоны из F.E.A.R., но встать заслоном на вашем пути могут. На высоких уровнях сложности даже рядовые бывают серьёзным препятствием. И не потому, что становятся умнее, а потому, что начинают читерить, стреляя, едва вы высунетесь краешком. До такого маразма, как в Blood и Shogo: Mobile Armor Division на высоких сложностях, когда каждый выстрел врагов попадал прямо в игрока, вынося тому львиную долю здоровья, тут не доходит, так как мухлюют они в меру: из нескольких их выстрелов в игрока попадает только один-два. Играть всё же рекомендуется на среднем уровне сложности, чтобы соблюсти баланс между трудностью и удовольствием. Перестрелки тут действительно горячи и захватывают благодаря уже упомянутому проработанному арсеналу оружия и реакции врагов на него, которые картинно погибают, щедро обагряя стены. Оружие оставляет в телах дыры от пуль, а гранаты рвут их в клочья. Враги не молчат во время перестрелок, а активно переговариваются, на каждое попадание реагируют криками и стонами. Помимо враждебных Глебу сторонников Берии встречаются и мирные персонажи: строители, слесари, вахтёрши. Атаковать можно и их, но тогда игра закончится: потому что Глеб тогда ничем не будет отличаться от тех, кто хочет смены власти путём убийства миллионов.


Забавный комикс на загрузочном экране.

Бои идут в подземельях метро, в канализации, на стройке и подвалах МГУ, в лабораториях и бункере гражданской обороны. А часть игры пройдёт даже среди достопримечательностей Кремля. Уровни, несмотря на то что большая часть действия происходит под землёй, грамотно задизайнены, полны деталей, передают дух эпохи. На стенах висят плакаты, из приёмников звучат известные песни периода. Конечно, этапы не дотягивают до великолепия и потрясающей аутентичности You Are Empty, но действительно чувствуется СССР тех лет. Интерактивность окружения на высоте: столы и стулья разлетаются в щепки, сантехника бьётся, в стенах остаются вмятины и дыры. Не каждая игра сейчас может похвастаться даже половиной такой интерактивности.


Конечно, есть и ляпы. Например, этот. На плакате форма советской армии брежневского периода, а не времени действия игры. Другие ляпы уже не столь очевидны и будут заметны лишь искушённым историкам, поэтому пройдут мимо внимания обычного игрока.

Выглядит игра убедительно благодаря симпатичной графике на движке собственной разработки, которая отлично смотрится и сейчас, а в отдельных моментах готова посоревноваться даже с играми, вышедшими много позднее неё. Чёткие текстуры, грамотное освещение, все доступные на тот момент навороты по типу бамп-мэппинга и последних шейдеров. А главное, она была хорошо оптимизирована. Я играл в неё в далёком 2007-м на максимальных настройках без тормозов и глюков на системе чуть выше рекомендуемых требований. Все основные обвинения игры в глючности относятся к её работе на операционных системах старше Windows XP. Разработчики не оставили игру и в 2014 году выпустили к ней патч, исправляющий почти все проблемы с её работоспособностью на новых ОС, но увы: мимо многих этот патч прошёл. Именно с ним я прошёл игру на Windows 7 перед написанием этого обзора.


Высокий уровень интерактивности окружения сделает честь многим современным играм.


Анимация в роликах на движке выглядит забавно: всё то как в каком-то слоу-мо, то резкое, как у дёргающихся кукол-марионеток. Но на то время редко какой проект мог похвастаться высоким качеством анимации, даже DOOM 3 от именитой id Software смотрелся не сильно лучше.

В общем, добротный олдскульный шутер в уникальном сеттинге СССР позднесталинского периода с приятной графикой и геймплеем. А сейчас, в эпоху тонн однообразного инди-шлака и ориентации на онлайн, он смотрится и вовсе шедевром. Поэтому если не играли из-за предвзятого к ней отношения, то обязательно попробуйте. Сейчас такие игры — на вес золота.


Рэгдолл временами выкидывает фортеля. Но такая «особенность» тогда была почти во всех играх. Даже таких, как Half-Life 2 и F.E.A.R., где враги лежали в не менее уморительных позах. Она и до наших дней сохранилась.

Если бы русский геймдев не впал бы в кому в кризисе 2008 года, то мы бы стояли на одном уровне с Западом…


Автор: HAL9000
Дата: 17.07.2018

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей